Горбаткова А. Ф, Котлярова В. В. Проблема информационного шума в жизни человека XXI века // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S7. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2017/470097. htm.
ART 470097 УДК 316.776.22
Горбаткова Анастасия Федоровна,
студентка Института сферы обслуживания и предпринимательства (филиала) ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет» в г. Шахты Ростовской области, г. Шахты
Котлярова Виктория Валентиновна,
доктор философских наук, профессор кафедры «Социально-гуманитарные науки» Института сферы обслуживания и предпринимательства (филиала) ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет» в г. Шахты Ростовской области, г. Шахты
Проблема информационного шума в жизни человека XXI века
Аннотация. В данной статье рассматривается проблема информационного шума. Выявляются источники данной проблемы. На основе проведённого социологического опроса даются рекомендации по борьбе с информационным шумом. Ключевые слова: информационный шум, информация, информационный поток. Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
В 70-80 годы XX века произошло огромное количество открытий. Случился целый информационный бум. Были созданы телефоны, телевизоры, появился интернет. Всё пространство человека заполнил огромный поток информации. С годами её стало настолько много, что человек просто не в силах всё переработать и воспринять. Этот огромный поток ненужной информации имеет название «информационного шума».
Изучение данной проблемы в своё время занимался американец К.Э.Шеннон. Им была разработана целая теория, посвящённая процессу передачи информации и возникновению постороннего эффекта - информационному шуму, который усложняет весь процесс передачи информации и её правильное восприятие её человеком. Учёный выделил такие виды информационного шума как преднамеренный и непреднамеренный. Непреднамеренный информационный шум возникает случайно в качестве помех в процессе потребления информации. А вот преднамеренный информационный шум - это заранее продуманный поток информации, который определённым образом влияет на массы в обществе. Примером может служить любая ситуация, вокруг которой складывается столько информации, что сложно отличить, что правда, а что вымысел. Объяснением может быть появление информационных войн и черного пиара [1].
Более узкой классификацией информационного потока занимались В. П. Галкин и Ю. А. Попов. Они выделяли следующие виды информационного шума: белый шум, высокочастотный, низкочастотный, сильный, слабый, импульсный.
В данной классификации учёными делается акцент на частоту помех и их силу. А. Д. Урсул занимался изучением информационных шумов с точки зрения природы возникновения. По природе возникновения А. Д. Урсул делил информационные шумы на те, которые возникают из-за перегрузки нерелевантной информацией и те, которые возникают вследствие накопления повторяющейся информации [2].
В настоящее время существует большое количество источников информационного шума:
ISSN 2304-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Горбаткова А. Ф., Котлярова В. В. Проблема информационного шума в жизни человека XXI века // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S7. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2017/470097. htm.
- Телевидение. Здесь скоплен огромный поток ненужной информации, от которой телезрителю невозможно скрыться: просмотр рекламы, ТВ-шоу, новостей и фильмов, не имеющей никакой смысловой нагрузки;
- Интернет. На сайтах сети Интернет можно найти практически любую интересующую вас информацию. Только нет никакой уверенности, что эта информация окажется подлинной;
- Радио. Зачастую радио посвящает нас в разговоры на пустые темы, музыка и реклама. Особенно тяжело воспринимать радио в общественных местах, где существует природных шум толпы, тогда шумы накладываются, и человеческий мозг очень тяжело справляется с этим потоком ненужной информации;
- Газета. В любой современной газете около 30% информации имеет рекламный тип. А остальная часть может служить дезинформацией либо информацией не имеющей важного и глубокого смысла;
- Реклама. Она нас окружает повсюду: в виде баннеров, билбордов, буклетов, бегущих строк и контекстов. Даже не имея нашего желания, она всё равно въедается в подсознание человека;
- Информационный фон. К этому источнику информационного шума относится всё остальное: долгие разговоры по телефону, чтение книг и инструкций, использование смартфонов и многое другое [3].
Ещё 20 лет назад общество было совсем другим. Люди стремились узнать что-то новое. Они читали книги, смотрели фильмы. На всё это у них хватало сил и энергии. Люди способны были помнить полученную информацию достаточно продолжительный период времени. В современном же обществе мы получаем столько информации на работе, дома, во всём окружающем нас мире, что наш организм просто не выдерживает. Люди чаще стали страдать от депрессий, быстрого утомления и раздражений.
Автором была разработана анкета, позволяющая оценить отношение респондентов к проблеме информационного шума и их навыками справляться с потоком ненужной информации.
На вопрос «Стала ли жизнь человека проще с появлением компьютера, гадже-тов и интернета?» 87% ответили, что работа с интернетом действительно упрощает выполнение поставленной задачи.
В следующем вопросе речь шла об усталости опрашиваемых от потока информации, получаемого ими за день. Большинство отметили, что они действительно устают в течение дня.
На вопрос «Всегда ли вы быстро находите нужную информацию в интернете?» 61% респондентов ответили, что им приходится обработать достаточное количество сайтов, прежде чем получить необходимую информацию.
«Раздражает ли вас реклама по ТВ (интернет, радио)?» на этот вопрос большее число опрошенных дали положительный ответ.
Следующим был вопрос о возможности респондентов концентрировать внимание на нескольких вещах сразу. 61 % признали, что это достаточно сложно.
На последний вопрос «Нужно ли показывать ТВ шоу?» более 70% опрошенных ответили положительно.
Следовательно, развитие технологий и человеческих возможностей по обработке информации радует, но чрезмерное её присутствие в жизни человека нежелательно. Современное информационное общество поглощает человека полностью. Даже если он не хочет что-то знать или помнить, ему это навязывают на подсозна-
ниегп
issn 2304-120X Горбаткова А. Ф, Котлярова В. В. Проблема информационного шума в жизни человека XXI века // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2017. - № S7. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2017/470097. htm.
научно-методический электронный журнал
тельном уровне. Всё это отрицательно сказывается на организме человека и работе головного мозга.
Для борьбы с информационным шумом рекомендуется прибегать к следующим действиям:
- Важно понять, что невозможно знать всё на свете, поэтому необходимо ограничивать количество информации, которая необходима человеку на данном этапе жизни;
- Ограничить использование интернета. Необходимо удалить все ненужные закладки, ограничить использование сайтов. Перестать читать по диагонали, а читать только то, что действительно полезно и необходимо. Ограничить себя в использовании соц.сетей. Ведь ничто так не засоряет работу вашего мозга, как лайки, комментарии, фотографии, конкурсы и т. д., то, что абсолютно неважно и не нужно. Удалить большое количество групп, неизвестных друзей, отчистить ленту.
- Исключите телевидение. Весь поток информации, получаемой из телевидения, не приносит никакой жизненно необходимой информации. А только засоряет мозг.
- Фильтруйте радио. Слушайте только полезные передачи, интересующие вас. Не стоит отказываться от музыки.
- Устраивайте дни тишины. Дни, когда вы оградите себя от информации, прогуляетесь по городу, займётесь своим хобби, проведёте время с родными и близкими.
- Осознавайте информацию. Если вас что-то интересует, то лучше узнать по этому вопросу всё, чем распыляться на много мелочных идей.
- Не генерируйте шум.
Таким образом, можно сделать вывод, что информационный шум - это необработанный информационный поток, который не содержит полезной информации, а только засоряет человеческий мозг, а также оказывает отрицательное воздействие на весь человеческий организм. С этой проблемой информационного общества необходимо бороться всеми известными методами.
Ссылки на источники
1. Евдокименко, Е. Ю. Понятие информационного шума в социально-гуманитарных науках. - М.: Молодой ученый. - 2013. - № 10. - 612 с.
2. Арсул А. Д. Информационный шум. - М.: Академический Проект; фонд «Мир», 2009. - 281 с.
3. Абрахам Ф. Теория Хаоса и Интернета в эпоху постмодерна // Компьютер. - 2012. - № 31.
Anastasia Gorbatkova,
Student, Institute of Service and Business (branch) DSTU in Shakhty town, Shakhty Viktoriya Kotlyarova,
Doctor of Philosophical Sciences, Professor of the Department "Social-Humanities", Institute of Service and
Business (branch) DSTU in Shakhty town, Shakhty
The problem of information noise in human life of the XXI century
Abstract. This article discusses the problem of information noise. Identifies sources of the problem. On the basis of the conducted sociological survey recommendations for the suppression of information noise. Key words: information noise, information, information flow.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Горбаткова А. Ф., Котлярова В. В. Проблема информационного шума в жизни человека XXI века // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2017. - № S7. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2017/470097. htm.
Рекомендовано к публикации:
Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 27.03.17 Получена положительная рецензия Received a positive review 29.03.17
Принята к публикации Accepted for publication 29.03.17 Опубликована Published 10.04.17
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2017 © Горбаткова А. Ф., Котлярова В. В., 2017
www.e-koncept.ru
9772304120173