СИНГУЛЯРНАЯ КРАЕВАЯ ЗАДАЧА СОПРЯЖЕНИЯ С НЕПРЕРЫВНЫМИ КОЭФФИЦИЕНТАМИ
Усманов Н., Холикова М.Б.
В статье доказана теорема, в которой показано число решение однородной задачи. Также показано влияние нулей и полюсов коэффициента на решение задачи.
Ключевые слова: аналитический, сингулярный, теорема, нули и полюсы.
SINGULAR BOUNDARY AS PROBLEM OF CONJUGATION WITH CONTINOUS COEFFICIENT
Usmanov N., Kholikova M.B.
The theorem is proved in the article which the number of decision of homogeneous problem is shown there as well. The influence of zero and poles of coefficient on the decision of problems is shown in the article as well.
Key words: Analytical, singular, theorem, zero and poles.
Сведения об авторах: Усманов Нурулло - доктор физико-математических наук, профессор кафедры высшей математики Московского энергетического института в г. Душанбе, тел. (+992)98-105-18-14, e-mail:Usmanov@mail.ru;
Холикова Мастона Бобоназаровна - кандидат физико-математических наук, доцент кафедры математического анализа Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни, тел.(992)95-162-54-44, e-mail: MastonaKholikova@mail.ru;
Information about authors: Usmanov Nurullo - the doctor of physics and mathematics sciences, professor of High Mathematics Chair of Moscow Energetic Institute in Dushanbe City, phone: (992)98-105-18-14, Usmanov@mail.ru; ..
Kholikova Mastona Bobonazarovna - PhD in physics and mathematics sciences, docent of Mathematics Analysis Chair of Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Aini, phone:(992)95-162-54-44, MastonaKholikova@mail.ru.
ПРОБЛЕМА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Миралиев А. М., Шарипов Ф. Ф.
Таджикский национальный университет Российско-Таджикский (славянский)университет
Переживаемая в последние десятилетия технологическая и информационная революция самым непосредственным образом повлияла на мировой образовательный процесс. Развитие компьютерной техники, мировых коммуникационных сетей и совершенствование аудиовизуальных средств позволили образовательному процессу выйти на глобальный уровень. В настоящее время идет интенсивное взаимодействие стран мирового сообщества в сфере высшего профессионального образования (Болонский процесс), направленное на повышение качества выпускников вузов. Большое влияние на этот процесс оказывает информатизация сферы образования. За последнее десятилетие в Республике Таджикистан принят ряд правительственных документов, направленных на развитие образования и его информатизации [2].
Качество подготовки современного выпускника вуза в первую очередь определяется качеством образования, о котором, в свою очередь, нельзя говорить в наше время без опоры на информационно-коммуникационные технологии обучения (ИКТ) и их основной инструмент - компьютер.
Применение компьютеров и компьютерных сетей в практике образования привело большинство современных исследователей к отработке методологии и технологии дистанционного обучения, дневная же форма обучения практически осталась вне поля зрения, исследование этого процесса останавливается на уровне частичного применения компьютеров при контроле и изучении отдельных тем, то есть в качестве технического средства обучения.
Ускоренные темпы развития дистанционного обучения обусловлены организацией и становлением единого образовательного пространства (Болонский процесс), интересами изготовителей компьютерной и коммуникационной техники, владельцев коммуникаций и некоторыми другими факторами, среди которых интересы дидактики находятся практически на последнем месте.
В процессе становления и развития информационного общества ключевое значение приобретают проблемы, связанные с организацией педагогического процесса. Развитие ИКТ порождает особую информационно-образовательную среду, которую характеризуют стремительные и непрерывные изменения.
Проблема информатизации в современном обществе приобретает особый смысл и значение уже в силу того что, информация и средства массовой информации объективно занимают особое место в жизнедеятельности человека. Именно поэтому актуализируется задача разработки, освоения и присвоения соответствующих ИКТ как необходимого в наши дни средства и условия организации различных сфер деятельности человека и, прежде всего, его образования.
В настоящее время правительства большинства стран прилагают огромные усилия для модернизации своих систем образования на основе ИКТ, являющихся ключом к подобной модернизации [2]. При этом существуют различные направления использования ИКТ в образовании:
- ИКТ как основной компонент совершенствования и модернизации содержания образования с целью повышения качества подготовки специалистов;
- использование ИКТ в основном с целью облегчения доступа к образованию различным группам населения или в более узких целях - помощь в самостоятельном обучении посредством широкого применения дистанционного обучения;
- использованию ИКТ для изменения условий обучения или удовлетворения особых потребностей различных категорий учащихся и т.д.
В современной педагогике особое внимание уделяется педагогическим технологиям, которые чаще всего осуществляются с применением компьютера и ИКТ, то есть информатизация педагогического процесса является одной из актуальнейших проблем педагогической науки и практики.
Под информатизацией педагогического процесса в педагогике понимают использование обучающих информационных технологий, являющихся, в свою очередь, процессуальной составляющей компьютерно-ориентированных образовательных систем [5]. Такие системы, как правило, связаны с другими системами в локальной или глобальной сети.
ИКТ все более широко используются в образовании. В этой сфере они используются в административных, учебных, исследовательских целях. При этом особенное внимание уделяется использованию ИКТ как средств обучения, а их широкие возможности трудно переоценить.
Процесс информатизации системы образования отображает общие тенденции автоматизации, передачи некоторых функций человеческой деятельности машине. Способы использования ИКТ в системе образования разнообразны. Сфера использования ИКТ в образовании обширна и включает в себя их использование в педагогическом процессе и во внеаудиторное время, тестирование учащихся, учет успеваемости и т.д.
В педагогическом процессе можно выделить две основные функции ИКТ - как объекта изучения и как средства обучения. Первая из них предусматривает усвоение знаний, умений и навыков, которые позволяют осознать возможности ИКТ и успешно
использовать их для решения разнообразных заданий, а вторая функция компьютера -предусматривает повышение эффективности педагогического процесса.
Идея использования ИКТ в педагогическом процессе появилась в рамках программированного обучения, которое предусматривало использование самых простых технических средств обучения - учебных устройств и так называемых «бумажных машин» -программируемых учебников и пособий. Принципы программированного обучения составили теоретическую основу первых учебных систем компьютерного обучения.
С тех пор значительно увеличились дидактические возможности ИКТ:
- организация гибкого управления учебно-познавательной деятельностью
обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей;
- осуществление диалогового обучения;
- индивидуализация обучения;
- широкий спектр организационных форм обучения.
И всё же отметим, что в ближайшем будущем ИКТ будут играть лишь вспомогательную роль в педагогическом процессе.
Бурное развитие ИКТ будет и далее изменять характер развития, приобретения и распространения знаний, так как основополагающее значение приобретает постоянный диалог (коммуникация), преобразовывающий информацию в знания и понимание.
«Вузы, опираясь на преимущества и возможности, предоставляемые новыми ИКТ, должны играть ведущую роль и обеспечивать качество образования путем:
1. Участия в деятельности по осуществлению технологии создания образовательного потенциала, разработки учебных материалов и обмена опытом, применения этих технологий в области преподавания, подготовки кадров и научных исследований, обеспечивая тем самым, всеобщую доступность знаний.
2. Создания новых организационных форм обучения, начиная от средств дистанционного обучения и вплоть до полноценных «виртуальных» вузов, вместе с тем способных сокращать расстояния и разрабатывать высококачественные системы образования на благо научно-экономического развития и демократизации, а также другим наиболее актуальным приоритетам общества. При этом, однако, следует обеспечить, чтобы деятельность этих виртуальных образовательных комплексов, создаваемых на 6aзе локальных, корпоративных или глобальных сетей осуществлялась на основе уважения культурной и общественной самобытности.
Кроме того, особого внимания заслуживает устранение вопиющих проявлений неравенства, существующих как между странами, так и в странах в отношении доступа к новым ИКТ и производства соответствующих ресурсов в целях образования:
- адаптация ИКТ к национальным и местным особенностям и создание соответствующей инфраструктуры для обеспечения их устойчивого функционирования;
- содействие, на основе международного сотрудничества, выявлению целей и интересов всех стран, в особенности развивающихся государств, равноправному доступу и укреплению инфраструктур учебных заведений, наряду с распространением таких технологий в рамках всего общества;
- внимательное отслеживание эволюции общества знаний в целях обеспечения высокого качества и действенности справедливых правил, регулирующих доступ к образованию;
- учет новых возможностей, открывающихся в связи с использованием ИКТ, т.е. здесь важно сознавать, что речь идет, прежде всего, об использовании ИКТ вузами для модернизации своей работы, а не о том, чтобы ИКТ трансформировали реальные вузы в виртуальные» [1].
В процессе информатизации особого внимания заслуживают внутренние инфраструктурные проблемы информатизации образования (материальное
обеспечение), особенно информатизации «рабочего» места субъектов педагогического процесса (студента и преподавателя).
Информатизация рабочего места впрямую зависит от степени развития инфраструктуры информатизации вуза, от его насыщенности средствами компьютерной и коммуникационной техники. Так, например, если рабочие места студентов должны быть подключены к локальной аудиторной сети, а во время самостоятельной работы и к внутривузовской сети, и даже к сети интернет, то место преподавателя должно быть подключено к локальной аудиторной сети и к внутривузовской сети постоянно. Лекционные аудитории должны быть оборудованы экранами или плазменными досками, а рабочие места студентов должны быть подключены через локальную аудиторную сеть в безэкранном режиме к преподавательскому компьютеру для регистрации присутствующих и участия в диалоге путем запросов. Несомненно, что информатизация рабочих мест субъектов педагогического процесса подлежит отдельному и обширному обсуждению. Существующее программное обеспечение для этих целей достаточно обширно, и в вузе достаточно адаптировать его к своим условиям или создать свое, что в период накопления инструментария для обработки информации может оказаться дешевле.
Используемые или предполагаемые к использованию в педагогическом процессе ИКТ находятся в тесной взаимосвязи с ИКТ, применяемыми в различных сферах деятельности человека.
В большинстве вузов изучают, в основном, информационные технологии, применяемые в будущей профессиональной деятельности, которые можно отнести к управлению, производственным процессам, торговой и офисной деятельности. При этом наиболее близкими к образовательным ИКТ по структуре и функциям следует считать офисные информационные технологии. К таким универсальным технологиям можно отнести все программы пакета Microsoft Office (стандартные - Microsoft Word, Microsoft Excel, Access, Microsoft Power Point и другие). Именно эти программы чаще всего в последнее время используются в качестве фундамента для ИКТ, создаваемых для управления и проведения педагогического процесса.
Процесс информатизации педагогического процесса в перспективе следует признать постоянно обновляющимся, однако основная методологическая и методическая база должны быть разработаны уже сейчас, что требует серьезных усилий ученых-педагогов.
Практическая же информатизация педагогического процесса идет полным ходом, однако этот процесс нельзя назвать упорядоченным, скорее, следует отметить расшатывание основ классической дидактики с помощью столь мощного средства, как ИКТ.
Конечная цель информатизации впрямую зависит от принятой методологии обучения и подготовки специалистов [4].
Если императивным принято дистанционное обучение, то, по всей видимости, в основу информатизации может быть положен хорошо разработанный сценарий советского заочного образования с подменой сессий всевозможными конференциями и форумами «online». В этом случае конечным пунктом информатизации учебного процесса будет полный отказ от «бумажных» носителей информации. Из бумажных документов должен остаться только диплом об окончании учебного заведения и дополнение к диплому. Все остальное - учебная и административная документация -переносится на электронные носители информации.
Подготовка компетентного, квалифицированного выпускника вуза основана на самостоятельной отработке основных профессиональных навыков, поэтому здесь конечной целью информатизации педагогического процесса может быть вполне конкретная задача - создание электронного учебника по специальности [3]. Только при подготовке будущих специалистов - носителей инструментального знания эта цель не определяется так легко, поскольку при этой методологии обучения невозможно
обойтись без постоянного живого общения студента с преподавателем, а ИКТ остается вспомогательным инструментом обучения.
Поскольку цель информатизации педагогического процесса вуза при подготовке компетентного, квалифицированного специалиста определена, остается только предложить алгоритм ее достижения. Такой алгоритм может быть вариативным, поэтому при составлении нашего предложения пришлось сравнить и обобщить опыт многих вузов, которые в разной степени продвинулись на этом пути. Результатом явилась модель информатизации педагогического процесса вуза, представленная схемой этапов на рис. 1.
Рис. 1. Этапы информатизации педагогического процесса вуза
Компьютеризация это техническое оснащение педагогического процесса вуза компьютерами, проекционным оборудованием, а также серверы, объединенные в локальную сеть и подключенные к интернет.
Содержание ТСО (I этап) составляет эпизодическое использование экранных средств компьютера и применение в отдельных случаях или время от времени контроля знаний учащихся по закрытому варианту тестов. Основной характеристикой этого этапа является эпизодичность использования компьютера в учебном процессе.
ТСО (II этап) - это уже следующий этап, являющийся результатом преодоления сопротивления преподавательского коллектива, вызванного наличием психологического барьера и консервативного стереотипа. На втором этапе применения компьютеров в качестве технического средства обучения основной характеристикой следует считать регулярность применения. Качество применения и результатов такого применения на данном этапе не рассматривается.
Комплекс - это этап, на котором возникает потребность в методологическом обеспечении отдельных дисциплин и циклов учебного плана для перестройки учебного процесса в компьютерно-ориентированную систему. Данный этап нужен для примерного «выравнивания» процесса информатизации, поскольку некоторые преподаватели к этому времени создают цикл ИКТ для изучения дисциплины и разрабатывают методическое применение этих ИКТ на занятиях и при самостоятельной работе студентов, а другие в это же время только почувствовали «вкус» к применению компьютера, скажем, на лекции.
ИКТ учебного курса является следующим этапом информатизации, который требует выполнения двух условий:
1) полная перестройка методологии и организации педагогического процесса по курсу (а, следовательно, и по учебному плану в целом) с резким усилением компоненты самостоятельной работы и со столь же резким уменьшение информативности и количества лекций;
2) проведение полного процесса интеграции родственных дисциплин и создание учебно-методических комплексов системных интегрированных курсов.
После проведения всех мероприятий для выполнения указанных условий учебный план сократится по числу преподаваемых дисциплин за счет интеграционных процессов. Это обусловит скорейший переход на новые методологию и формы организации педагогического процесса и создание электронного учебника курса.
l\/l
l/l
Учебник должен быть интегрированным и опираться на всеобъемлющую базу знаний, ограниченную лишь принципом достаточности и требованиями заказчика. Этап достаточно длительный, и его «прохождение» займет не менее трех лет, а то и больше.
И, наконец, этап ИКТ специальности, который предусматривает создание электронного учебника по специальности и основан на качественном выполнении предыдущего этапа.
Подготовка высококвалифицированных специалистов в вузе определяет, хотя и неоднозначно, и уровень информатизации педагогического процесса. В этом случае этот процесс информатизации следует отнести к компетенции вуза, который самостоятельно определяет методологию подготовки специалистов.
Тем не менее, можно предложить три уровня информатизации педагогического процесса (рис. 2), которые незначительно будут отличаться от представленных выше этапов по форме, но семантическая составляющая должна быть иной.
к? III уровень - компьютер как с|э ' инструмент обучения
° ft
II уровень - компьютер как техническое средство обучения
I уровень - контрольная функция i/i 4 компьютера
Рис. 2. Уровни информатизации педагогического процесса
Первым уровнем информатизации можно считать использование компьютера а текущем контроле, однако само тестирование должно проводиться по открытому варианту в гуманитарных дисциплинах, что требует повышенных затрат при создании программы тестов, но такие тесты не позволяют отвечать на заданные вопросы наугад. Для естественных дисциплин, особенно таких, где используются формальные методы, такие программы написать легче, однако и в этом случае возможность угадывания ответов не допускается. При этом, безусловно, возможен и рубежный контроль, однако в этом случае он должен сопровождаться собеседованием в режиме «живого контакта».
На втором уровне предполагается использование компьютера при чтении лекций, которая, как уже говорилось ранее, должна носить методологический характер, путем представления динамических эволюционизирующих моделей изучаемых процессов, а также как вспомогательное средство при проведении практических и лабораторных работ. Особое место занимает самостоятельная работа, где компьютер, может занимать место настольной книги для студента.
И, наконец, третий уровень информатизации предполагает совместную работу в паре «студент - преподаватель» или «студент - студент» в процессе создания имитационных моделей изучаемых процессов, графического представления математических моделей, творческая разработка вариантов проектов и тому подобное. Кроме того, самостоятельная работа студента как основная форма образовательного процесса предполагает осуществление возможностей, предоставляемых дистанционным обучением, т.е. возможность в любой момент получить консультацию «online» и провести собеседование со студентами из других вузов.
Таким образом, становится ясно, что информатизация педагогического процесса в высшей школе - это серьезная научная проблема, которую наскоком решить нельзя, так как это сложнейшая философская, социально-психологическая и педагогическая проблема.
Литература:
1. Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры. - Дистанционное образование. -1999, № 4. - С. 4-9.
2. Долгосрочная стратегия реформы системы образования Республики Таджикистан (2004-2015гг.).
3. Ермоленко В.А. Проектирование содержания непрерывного профессионального образования. - М.: ИТИП РАО, 2005. - 324 с.
4. Пахотин К.К. Высшая школа - некоторые избранные проблемы: монография. -Умань: Визави, 2007. - 269 с.
5. Роберт И.В., Поляков В.А. Основные направления научных исследований в области информатизации профессионального образования. М.: «Образование и Информатика», 2004. - 68 с.
ПРОБЛЕМА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Миралиев А. М., Шарипов Ф. Ф.
В статье рассмотрены некоторые проблемы информатизации педагогического процесса в вузах Республики Таджикистан. Особое внимание уделено проблемам инфраструктуры информатизации образования, в том числе информатизации «рабочего» места субъектов педагогического процесса. Определены этапы и уровни информатизации, позволяющие эффективно осуществлять профессиональную подготовку будущих специалистов.
Ключевые слова: информатизация, информационно-коммуникационные технологии, педагогический процесс, профессиональная подготовка, компьютеризация, электронный учебник.
PROBLEM OF INFORMATIZATION OF HIGHER SCHOOLS
Miraliev Abdusalom, Sharipov Faridun
In article some problems of informatization of pedagogical process in higher education institutions of the Republic of Tajikistan are considered. The special attention is paid to problems of infrastructure of informatization of education, including informatization of a «working» place of subjects of pedagogical process. Stages and the levels of informatization allowing effectively to carry out vocational training of future experts are defined.
Key words: informatization, information and communication technologies, pedagogical process, vocational training, computerization, electronic textbook.
Сведения об авторах: Миралиев Абдусалом Мустафоевич- доктор педагогических наук, проректор по учебной работе Таджикского национального университета, тел. (992) 91-882-23-40, e-mail: soleh_76@mail.ru
Шарипов Фаридун Файзуллаевич - кандидат педагогических наук,доцент кафедры культурологии, педагогики и психологии Российско-Таджикского (славянского) университета, тел.(992) 95-162-19-95, e-mail: faridun61@mail.ru
Information about authors: Miraliev Abdusalom -doctor of pedagogical sciences, vice rector on academic issues, Tajik National University, phone:(992) 91-882-23-40, e-mail: soleh_76@mail.ru
Sharipov Faridun - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate professor of the Chair cultural studies, pedagogy and psychology of the Russian-Tajik (Slavonic) University, phone: (992) 95-162-19-95, e-mail: faridun61@mail.ru