Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ИНАКТИВНОСТИ В РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ЛИЦ С ДИНАМИЧЕСКОЙ АФАЗИЕЙ'

ПРОБЛЕМА ИНАКТИВНОСТИ В РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ЛИЦ С ДИНАМИЧЕСКОЙ АФАЗИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
10
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
динамическая афазия / аспонтанность / инактивность / коррекционная работа / речевая деятельность / dynamic aphasia / spontaneity / inactivity / correctional work / speech activity

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Быкова Д. Д.

В настоящей статье рассматривается проблема инактивности в речевой деятельности у пациентов с динамической афазией. Представлены особенности диагностики и методов восстановления речевой активности, основанных на работах отечественных и зарубежных ученых. Сделаны выводы о необходимости учета аспонтанности и инактивности при разработке коррекционных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Быкова Д. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF INACTIVITY IN THE SPEECH ACTIVITY OF INDIVIDUALSWITH DYNAMIC APHASIA

This article discusses the problem of inactivity in speech activity in patients with dynamic aphasia. The features of diagnostics and methods of speech activity restoration based on the works of domestic and foreign scientists are presented. Conclusions are drawn about the need to take into account spontaneity and inactivity in the development of correctional programs.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ИНАКТИВНОСТИ В РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ЛИЦ С ДИНАМИЧЕСКОЙ АФАЗИЕЙ»

УДК 37

Быкова Д.Д.

студентка факультета психологии Тульский государственный педагогический университет

им. Л.Н. Толстого (г. Тула, Россия)

ПРОБЛЕМА ИНАКТИВНОСТИ В РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ЛИЦ

С ДИНАМИЧЕСКОЙ АФАЗИЕЙ

Аннотация: в настоящей статье рассматривается проблема инактивности в речевой деятельности у пациентов с динамической афазией. Представлены особенности диагностики и методов восстановления речевой активности, основанных на работах отечественных и зарубежных ученых. Сделаны выводы о необходимости учета аспонтанности и инактивности при разработке коррекционных программ.

Ключевые слова: динамическая афазия, аспонтанность, инактивность, коррекционнаяработа, речевая деятельность.

Проблема афазии и методов её коррекции всё больше становится объектом изучения специалистов из различных научных областей, включая логопедию, нейропсихологию, лингвистику и психолингвистику.

Это обусловлено как фундаментальной важностью данной проблемы для углубления знаний о функционировании мозга, взаимосвязи речи и когнитивных процессов, так и её социальной значимостью. Восстановление речевой функции у пациентов с афазией является ключевым фактором возвращения к полноценной жизни.

По определению А.Р. Лурии, афазия — это системное нарушение речевой функции, обусловленное очаговым поражением той или иной или тех или иных речевых зон мозга.

Попытки систематизации форм афазии на основании анатомических, лингвистических, психологических критериев неоднократно предпринимались различными исследователями. Однако в наибольшей степени запросам клинической практики удовлетворяет классификация афазии по А.Р. Лурия, учитывающая локализацию очага поражения в доминантном полушарии - с одной стороны и характер возникающих при этом нарушений речи - с другой. В соответствии с данной классификацией различают моторную (эфферентную и афферентную), акустико-гностическую, акустико-мнестическую, амнестико-семантическую и динамическую афазию.

Эфферентная моторная афазия связана с поражением нижних отделов премоторной области (зоны Брока). Центральным речевым дефектом при афазии Брока выступает кинетическая артикуляционная апраксия, делающая невозможным переключение с одной артикуляторной позиции на другую.

Афферентная моторная афазия развивается при поражении нижних отделов постцентральной коры, примыкающей к роландовой борозде. В этом случае ведущим нарушением служит кинестетическая артикуляционная апраксия, то есть затруднение поиска отдельной артикуляторной позы, необходимой для произнесения нужного звука.

Акустико-гностическая афазия возникает при локализации патологического очага в области задней трети верхней височной извилины (зоны Вернике). Основной дефект, сопровождающий афазию Вернике, -нарушение фонематического слуха, анализа и синтеза и, как результат, - утрата понимания обращенной речи.

Акустико-мнестическая афазия является следствием поражения средней височной извилины (внеядерных отделов слуховой коры). При акустико-мнестической афазии вследствие повышенной тормозимости слуховых следов страдает слухоречевая память, иногда - зрительные представления о предмете.

Семантическая афазия развивается при поражении переднетеменных и задневисочных отделов коры головного мозга. Данная форма афазии характеризуется специфическими амнестическими трудностями - забыванием

названий предметов и явлений, нарушением понимания сложных грамматических конструкций.

Динамическая афазия патогенетически связана с поражением заднелобных отделов головного мозга. Это приводит к неспособности построения внутренней программы высказывания и ее реализации во внешней речи, т. е. нарушению коммуникативной функции речи.

В случае обширных повреждений коры доминантного полушария, захватывающих моторные и сенсорные речевые зоны, развивается тотальная афазия - то есть нарушение способности говорить и понимать речь. Нередко встречаются смешанные афазии: афферентно-эфферентные, сенсомоторные и другие [6].

Динамическая афазия представляет собой нарушение речевой функции, вызванное поражением лобных отделов головного мозга, что ведет к снижению способности инициировать и планировать речевую активность. Основные проявления этого расстройства включают аспонтанность и инактивность в речевой деятельности, что серьезно ограничивает коммуникативные возможности пациентов. Проблема изучения этих нарушений была впервые глубоко рассмотрена А.Р. Лурией, который указал на необходимость анализа функций лобных долей в формировании внутреннего речевого плана [1]. Современные исследования подтверждают важность изучения механизмов инактивности для создания эффективных методов реабилитации.

1. Особенности инактивности в речевой деятельности при динамической афазии

Инактивность в речи характеризуется неспособностью пациентов к спонтанному формированию высказываний. Это проявляется в ограниченности объема речи, стереотипности высказываний, трудностях в построении логически последовательных рассказов и значительном снижении речевой инициативы. А.Р. Лурия [1] выделял ключевую роль нарушения внутреннего программирования, что делает пациентов зависимыми от внешней стимуляции.

Данные исследования Р.Е. Левиной [2] показывают, что у пациентов с динамической афазией отмечаются также трудности с генерацией новых речевых структур, что связано с невозможностью переключения между различными этапами речевого акта. Это существенно усложняет не только повседневное общение, но и участие в реабилитационных процессах.

2. Методы диагностики инактивности

Для выявления инактивности и аспонтанности используются такие методы, как описание сюжетных картинок, пересказ текста и тесты на словесные ассоциации. Каждый из этих методов позволяет оценить способность пациента к активному участию в речевой деятельности, логической последовательности высказываний, а также выявить грамматические и лексические ошибки. Например, метод "Описание сюжетных картинок" позволяет наблюдать за процессом выстраивания речевого плана и выявить трудности, связанные с его реализацией [2].

Методика "Составление рассказа по серии картинок" направлена на оценку способности к внутреннему программированию высказываний и установлению причинно-следственных связей. Этот метод особенно ценен при работе с пациентами, у которых наблюдаются аграмматизмы и парафазии, поскольку он выявляет ошибки в построении грамматических конструкций [3].

Тест "Завершение предложений" позволяет диагностировать аспекты гибкости мышления и оригинальности в построении фраз, что также важно при выявлении инактивности [4]. Кроме того, тест "Словесные ассоциации" оценивает скорость реакции, гибкость мышления и объем лексического запаса, что является значимым при диагностике общего уровня речевой активности [1].

3. Программы коррекционной работы

На основе диагностики формируются программы коррекционной работы, направленные на преодоление аспонтанности и инактивности. Важным этапом является развитие навыков программирования высказываний, а также повышение уровня речевой активности через использование специальных упражнений и тренировок. Задачи коррекционной работы включают:

• Развитие способности к построению логически последовательных высказываний.

• Укрепление лексико-грамматической структуры речи.

• Стимуляцию речевой инициативы через игровые и коммуникативные методики.

Например, метод "Постановка вопросов" способствует развитию активной речи, так как пациент обучается формулировать вопросы и отвечать на них в различных ситуациях. Также эффективны задания на составление рассказов на основе услышанных историй или прочитанных текстов [3]. Кроме того, использование мультимедийных средств, таких как интерактивные упражнения и тренажеры, может повысить мотивацию пациентов и ускорить процесс восстановления. Заключение

Проблема инактивности в речевой деятельности у лиц с динамической афазией требует комплексного подхода к диагностике и коррекции. Исследования показывают, что индивидуализированный подход в сочетании с использованием различных методов может существенно улучшить речевые способности пациентов и их качество жизни. Дальнейшие исследования в данной области должны быть направлены на разработку новых методик и инструментов диагностики и коррекции, которые помогут в преодолении инактивности у данной категории пациентов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. — М.: Издательство Московского университета, 1973;

2. Левина Р.Е. Афазия. Клиника, диагностика, лечение. — М.: Медицина, 1968;

3. Глозман Ж.М. Нейропсихологическая диагностика. — М.: Академия, 2009;

4. Соловьева Н.В. Нарушения речи при афазии: методика исследования. — СПб.: Питер, 2003;

5. Кирсанов С.Н. Современные подходы к диагностике и коррекции афазий. — Казань: Казанский государственный университет, 2015;

6. Афазия: сайт [Электронный ресурс]. URL:https://w.krasotaimedicina.ru/diseases/speech-disorder/aphasia (дата обращения: 11.12.2024)

Bykova D.D.

Tula State Pedagogical University named after L.N. Tolstoy

(Tula, Russia)

THE PROBLEM OF INACTIVITY IN THE SPEECH ACTIVITY OF INDIVIDUALS WITH DYNAMIC APHASIA

Abstract: this article discusses the problem of inactivity in speech activity in patients with dynamic aphasia. The features of diagnostics and methods of speech activity restoration based on the works of domestic and foreign scientists are presented. Conclusions are drawn about the need to take into account spontaneity and inactivity in the development of correctional programs.

Keywords: dynamic aphasia, spontaneity, inactivity, correctional work, speech activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.