УДК 130.2 ББК 15
З.Н. Исмагамбетова, А.Г. Карабаева
ПРОБЛЕМА ИДЕНТИЧНОСТИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ КАЗАХСТАНСКОГО ОБЩЕСТВА
В данной статье авторы рассматривают актуальность и сложность проблемы формирования культурной идентичности в контексте современной глобализирующейся социальной реальности. В статье авторы обращают внимание на роль образовательной системы в формировании культурной идентичности, влияние на сохранение толерантных межэтнических отношений в казахстанском обществе. В статье обращается внимание на роль масс-медиа в формировании толерантности в межэтнических отношениях, в формировании культурной идентичности, указывается на сложность и противоречивость социальной ситуации в условиях столкновения традиционной системы и новых форм социокультурного поведения среди городской и сельской молодежи.
S.N. Ismagambetova, A.G. Karabaeva
THE PROBLEM OF IDENTITY AND TOLERANCE IN THE CONDITIONS OF MODERN DEVELOPMENT OF KAZAHKSTANI SOCIETY
The article focuses on urgent and complex problems of shaping cultural identity in the context of modern globalized social reality. The article pays attention to the role of education system in building on cultural identity and its influence on the preservation of tolerant interethnic relations in Kazakhstani society. It considers the role of the media in the formation of tolerance in interethnic relations and in shaping cultural identity; indicates the complexity and contradictions of social situation in conditions of clashing the traditional system with new forms of socio cultural behavior among urban and rural youth.
Ключевые слова: толерантность, идентичность, масс-медиа, образовательная система.
Key words: tolerance, identity, the media, education system.
В свете происходящих в мире сложных социально-политических и социокультурных процессов ангажированной проблемой становится идентичность, не менее актуальной является и проблема толерантности. Казалось бы, понятно, что эти две темы в достаточной степени осознаются как важные проблемы в культурологической и философской науке, написано много интересных и содержательных работ. Однако не всегда идентичность и толерантность становятся частью нашей повседневной культуры, не всегда они выступают для многих людей социокультурной ценностью.
В культурном развитии современного казахстанского общества вызовы XXI века вносят много сложных изменений. С одной стороны, это сильные воздействия формирующейся медиа-культуры, следствием которой является смена аксиологической системы, с другой стороны, новые тенденции, происходящие в науке и новых технологиях. Эти изменения влияют на жизненные сценарии людей, на поведение и общение, в результате чего у отдельного человека, а вместе с ним и у этнических, социальных групп возникают сложные трансформации в собственной идентичности, которая сопровождается порой потерей тех инвариантов, с помощью которых осуществлялась и реализовывалась культурная идентификация.
Начало XXI века знаменуется для Республики Казахстан как качественный поворот не только в политическом плане, построении нового независимого государства со своей новой политической культурой, но и новой системой политических ценностей и методов внешней и внутренней политики. Новый век вносит значительные коррективы и в плане отношения к культурным ценностям, в переосмыслении собственной истории, обретении нового взгляда на многие исторические события и культурные стратегии, формирование культуры толерантности и солидарности.
В современном казахстанском обществе одной из важных проблем является формирование культурной идентичности в контексте развития культуры толерантности и солидарности. В данной статье ставится задача раскрыть важность этой проблемы.
Социальные отношения и коммуникации в современном мире характеризуются конфликтностью и напряженностью в структуре и природе многоуровневых взаимодействий в обществе: социально-политические, социально-экономические, социально-психологические, этические, эстетические, профессиональные, коммуникативные, экологические, личностно-психологические, а также, непосредственно, «ценностные», этнические и религиозные и многие другие типы и виды отношений в обществе. Поликонфликтная среда современного социума заставляет обращаться как к традиционным ценностям народов и этносов, так и к формам и средствам современной культуры, различным формам активности и взаимодействия в обществе на уровне целостности в обществе и личностным формам бытия человека, ведущим институтам общества (к примеру, институтам образования), а также к «прямому» опыту межкультурного взаимодействия.
Проблема толерантности приобретает особый смысл в эпоху повсеместного обострения проблем согласования ценностей и целей культурного, политического, социального, этнического развития и новых принципов организации глобального человеческого сообщества на всех уровнях и во всех сферах человеческой жизнедеятельности. В современных условиях толерантность обретает особый смысл как личностная ценность и стратегия поведения человека, она становится важнейшей универсалией культуры и образовательной парадигмой. Толерантность в каждой конкретной ситуации имеет вполне определенную перспективу воплощения и объективирования в социальных отношениях и гражданских институтах, в духовном и, непосредственно, нравственном опыте общения, позитивном культурно-аксиологическом трансформировании общества и в выявлении проблемных зон глобального социального существования [1]. Говоря об импликации принципов и идей толерантности и толерантного поведения в образовательные структуры, необходимо отметить, что, говоря о выстраивании толерантного взаимодействия в обществе и образовательной сфере, практически невозможно представить себе толерантность в виде усвоения человеком некоего док-тринального ядра, прямой выработки соответствующего морально-эмоционального содержания, нормы или настроения, усвоения поведенческого кода или социальной символики, жестких правил или, напротив, формальных или добровольных договоренностей в конкретной среде или ситуации. В образовательной среде сложно сразу обнаружить черты «этической компетентности», нацеленной на восприятие норм толерантного отношения, или соответствующего стиля толерантного поведения.
Система высшего образования, на наш взгляд, должна быть рассмотрена как фактор формирования толерантности, соответствующих ценностей, норм поведения, социальных и культурных приоритетов, в том числе, как канал, активно инициирующий и поддерживающий диалог культур и паттернов толерантного поведения, с ориента-
цией на все большую дифференциацию различных культурных компонентов и их интеграцию в целостное культурное пространство современной цивилизации и универсального образовательного пространства. Формирование толерантности может осуществляться в модели поликультурной образовательной системы. Актуальность формирования толерантности в системе высшего образования обосновывается в его модернизационной парадигме в совокупности с другими элементами образовательной системы, в соответствии с логикой осуществления основных этических «задач» и поддержания «системных» качеств в процессах воспитания и обучения.
На динамику и качественное развитие отношений толерантности влияет информационная составляющая современного общества и культуры, затрагивающая и формирующая каждого человека. Знание, а также информационные и образовательные ресурсы воспринимаются сегодня в качестве самых главных факторов достижения профессиональных и экономических результатов, развития компе-тентностных качеств человека, обеспечения глобальной информационной и социально-экономической мобильности для общества в целом и конкретной личности. Для общества знаниево-информационная компонента - эти рычаг и немаловажное условие управления общественными системами, координации культурного опыта, общения и коммуникации.
На фактор толерантности в современной образовательной среде влияет отсутствие универсальной модели образования в связи с наличием отличающихся социально-экономических условий развития различных обществ, регионов, социальных и национальных групп, а также многофакторный кризис современной системы образования, в том числе на постсоветском пространстве, вероятностный характер социально-экономических процессов в современном мире (особенно в областях подверженных модернизации и реформированию), альтернативность в становлении общественных систем, структур и институтов, несоответствие между переменами в материальной культуре и реакцией на них в системе образования, консервативность образовательной системы, нацеленность образовательной системы на развитие или сохранение культурных особенностей и ценностей, существующих в обществе, расширение образовательного рынка, инновационные требования со стороны общества ко всем основным видам деятельности. Процессы воспитания, обучения, принятия решений, выбора и ответственного поведения, социально-политического участия в жизни сообщества и государства, участие социальных субъектов в процессе реформирования системы образования, воспитания характеризуют динамичность социальной системы в целом и изменчивость факторов внешней среды, влияющих на образовательный комплекс.
В условиях современного Казахстана толерантность приобретает особую актуальность в связи с реализацией принципов социальной организации, основанных на культурном диалоге и межэтническом консенсусе. Толерантность становится важнейшей формой отношения к иным ценностям, смыслам, установкам в когнитивном, этическом, социальном планах организации и развития культурного и образовательного процессов [2].
В условиях модернизации казахстанского общества все более актуальным становится утверждение стратегии толерантности, терпимости и взаимопонимания между людьми различной этнической и культурной принадлежности. Под влиянием масс-медийной культуры происходит быстрая смена мировоззренческих, смысловых оснований ценностных ориентиров, происходит трансформация поведенческих стратегий людей. Современное общество, в том числе и казахстанское, постепенно подвергается культурным воздействиям под влиянием сложных тенденций, происходящих в мире [3].
Казахстанское общество в условиях модернизации характеризуется сложными воздействиями волн интеграции, сопровождающимися культурными взаимопроникновениями, заимствованиями и взаимодействиями разных этнических культур. Общество находится в сложном процессе, в котором, с одной стороны, стремление сохранить и возродить культурную самобытность постоянно сталкивается с воздействиями культурного развития, сопровождающегося диалогом и полилогом культур, стремлением расширить культурное пространство стратегии толерантности, а с другой стороны, встает вопрос о культурной, этнической и религиозной идентичности [2].
В современном казахстанском обществе каждый человек испытывает трудности в выборе стратегии идентификации. Традиционные основы культуры в модернизирующемся обществе постоянно подвергаются воздействию культурных образцов, отражающих другие ценности и культурные, социальные нормы, усиленно транслируемые медиа-средствами, системой Интернет и социальными сетями. В результате в социокультурном поведении и менталитете человека, у людей социально-этнических общностей формируются противоречивые коммуникации. С одной стороны, это культурные стратегии, в которых проявляется стремление человека сохранить свою этническую и культурную самобытность, стремление идентифицировать себя с определенной этнической, социальной группой, объединением. С другой стороны, параллельно он постоянно находится под массированным воздействием мультимедиа, массовой культуры, несущих новые стандарты и образцы поведения. Таким образом, дуальность и противоречивость в социокультурных практиках становятся очевидными.
Усиление в культурной политике нашего общества стратегий, направленных на сохранение культурной самоидентификации, постоянно взаимодействуют с тенденциями глобалистского плана, как признание культурного плюрализма, межкультурных коммуникаций, культурной толерантности. В то же время усиление глобализа-ционных волн порождает встречную стратегию культурного возрождения этноса, его интереса к истокам своей этнической культуры, сохранению смысловых оснований своих ценностных ориентиров. В такой сложной социокультурной среде, где постоянно происходит смешение стилей, различных форм поведения, норм и ценностных ориентиров, возникает сложность в идентификации себя как человека. Этот процесс особенно сложно протекает среди молодежи.
Сложность этого процесса обусловлена тем, что за периоды формирования новой политической и социально-экономической системы произошли существенные изменения в семье и системе образования. В отличие от советского общества, в котором институту образования отводилась важная роль в социализации молодежи, в современных условиях происходит трансформация в сторону оказания образовательных услуг. Во многом изменился и институт семьи, который не всегда возлагает на себя функцию социализации молодежи. Значительные изменения, произошедшие за последние 20 лет в образовательных учреждениях (вхождение в Болонский процесс, переструктурирование института образования, изменение его социокультурных функций), приводят к тому, что высшее образование становится не только фактором трансляции стратегии толерантности, но и фактором унификации. Последний оказал сильное влияние на культурную идентификацию молодежи. С одной стороны, городская среда и городская культура становятся тем фактором, который оказывает влияние на усвоение определенных стандартов и моделей поведения, т.к. большинство вузов располагается на городской территории. В результате, городская культура в определенной степени становится центром и фактором унификации культурных
образцов поведения и ценностных ориентиров. Мультимедийная среда также становится одним из факторов унификации культурных кодов и моделей поведения, общекультурных смыслов и значений, культурных ценностей. С другой стороны, большая часть студентов - приезжие из разных регионов, областных центров и сельской местности, где особенно сильны культурные ценности традиционного плана. В большой степени влияние ряда таких факторов, как язык, традиционные стандарты поведения и культурные коды, моральные предпочтения, особенно явно проявляется в культурной модели поведения приезжей молодежи. В то же время эта же часть молодежи испытывает наиболее сильное воздействие со стороны внешних факторов, что сказывается на их культурной идентичности. Разнообразие моделей поведения, встреча с различными поведенческими и социокультурными практиками приводит к сложным процессам их культурной идентификации.
Наконец, вхождение молодежи в образовательное пространство высшей школы сопровождается унификацией, приобщением их к новому культурному пространству, в противоречивой форме подводя их к выбору совершенно разных культурных стратегий: мультикультурному либо национальному. В свою очередь, этот процесс может сопровождаться принятием терпимости по отношению к другому, формированием культуры толерантности либо отрицанием, усилением культурных практик, ориентированных на этноцентризм.
Как мы видим, в условиях полиэтнического состава казахстанского общества осознание своей национальной и этнической идентичности является своеобразным устойчивым основанием для обретения защищенности своей ментальности, своей системы ценностей. Стремление найти такую основу становится за последнее время важной составляющей для многих индивидов. Поэтому поиск модели социальной идентичности, культурной идентичности, национальной или религиозной идентичности является социально значимой, т.к. дает отдельному индивиду ощущение своей защищенности и востребованности своего «я», ощущение своего предназначения в обществе [4, с. 23].
Проблема собственной идентичности становится особенно острой в связи с распространением различных религиозных конфессий на территории нашего общества, активизацией различных исламских, протестантских вероисповеданий, надконфес-сиональных направлений. Особенно этот вопрос приобретает проблематичный характер в свете широкого воздействия масс-медиа. Под воздействием медиа-культуры индивид испытывает соприкосновение с другой культурой, религией, представлениями о моральности. За 20 лет развития независимого государства наш народ пережил достаточно сложный процесс утраты прежней и обретения новой идентичности. В условиях кризиса идентичности и выбора проблема культурной идентификации становится знаковым событием. Во-первых, выбор паттернов идентификации отражает не только способ построения новой реальной социальной системы, но и построение различных способов взаимосвязи и взаимодействия с внешним природным и социокультурным миром. Во-вторых, знаковым оно становится в связи с изменением социальной и политической картины мира. В этих условиях особенно значимой становится осознание собственной системы ценностей, целей, так как, входя в новое социокультурное пространство, народ встречается с разнообразием культурных стратегий и политикой идентификации. В этой связи значимым является осознание своего прошлого, выбор настоящего и прогноз будущих изменений в социокультурных процессах.
На протяжении 20-летнего развития казахстанского общества его граждане и народ испытывали на себе воздействие различных культурных факторов, системы ценностей, паттернов. В новых условиях социального развития, под воздействием различных политических стратегий, экономического пути, людям очень сложно справиться с внешним социокультурным разнообразием.
В новой культурно-социальной перспективе для человека нашего общества особенно значимой становится проблема идентичности в контексте стратегии толерантности и солидарности. И это не случайно, т.к. процесс культурной идентификации предполагает очень сложный, порой амбивалентный, процесс культурной социализации в формате сохранения и формирования культуры толерантности и солидарности. Эти стратегии предполагают очень сложный процесс создания (формирования) новых социальных, культурных норм и правил. Это процесс активного вхождения в новую систему социальных и культурных взаимосвязей и взаимодействий, действий, которые осуществляются этносом, социальными группами, человеком. Этот процесс происходит в ходе вовлечения людей, индивидов в социальную и культурную жизнь общества, это процесс приобщения их к истории, к традициям, которые сопровождаются усвоением традиционных и новационных форм социокультурного опыта [5].
На наш взгляд, проблема изучения культурной идентичности должна осуществляться на основе поиска новых методологических подходов, должна сопровождаться поворотом к изучению конкретных культурных стратегий социальных групп и этносов. Таким образом, определение моделей политики идентичности и толерантности в современных условиях казахстанского общества, а также их роли в культурной социализации человека представляется важной теоретической и практически необходимой задачей.
Список литературы
1. Ежова Е.Ю. Культурная идентификация личности в поликультурном пространстве // Регионология. 2010. - № 1. - С. 241-249.
2. Нысанбаев А.Н. Глобализация и проблема межкультурного диалога. В 2 т. Алматы: Институт философии и политологии Министерства образования и науки Республики Казахстан, 2004. Т.1. - 274 с.
3. Нечипоренко О.В., Нысанбаев А.Н. Россия и Казахстан в XXI веке: опыт модер-низационных реформ. Новосибирск: Нонпарель, 2005. - 494 с.
4. Флиер А.Я. Мультикультуральность // Обсерватория культуры. 2008. - № 2. -С. 22-26.
5. Шалабаева Г.К. Глобализация и проблема культурной идентичности // Муль-тикультурное общество в Казахстане: модели, проблемы, перспективы. Алматы: Институт философии и политологии Министерства образования и науки Республики Казахстан, 2002. - С. 53-63.