УДК 656.01
Кочетков В.А.
Московский автомобильно-дорожный государственный
технический университет (МАДИ)
Россия, г. Москва
ПРОБЛЕМА И ПЕРСПЕКТИВА ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ
АВТОМАТИЧЕСКОГО ВЕСОГАБАРИТНОГО КОНТРОЛЯ
Аннотация. Исследование, приведенное в данной статье осуществляется в целях систематизации общей информации о рынке грузоперевозок, как с экономической, так и с технической точки зрения, в частности раскрывается перспектива автоматизированных систем весогабаритного контроля.
Задачей является анализ внедрения систем весогабаритного контроля различных стран Европейского континента, их актуальность и применение. Визуализация влияния вопроса перегруза транспортных средств грузо-перевозочного сектора рынка на внешнеэкономическую деятельность.
Влияние на общий уровень безопасности на дорогах.
Ключевые слова: грузоперевозки, дорожное покрытие, перегруз, система контроля.
Kochetkov V.A.
Moscow State Automobile and Road Technical University (MADI)
Moscow, Russia
PROBLEM AND PROSPECTS FOR THE INTRODUCTION OF THE SYSTEM OF AUTOMATIC OVERSIZED CONTROL
Annotation. The study presented in this article is carried out in order to systematize general information about the freight transportation market, both from an economic and a technical point of view, in particular, the perspective of automated weight and size control systems is revealed.
The task is to analyze the implementation of weight and size control systems of various countries of the European continent, their relevance and application. Visualization of the impact of the issue of overloading vehicles of the freight transport sector of the market on foreign economic activity.
Impact on overall road safety.
Key words: cargo transportation, road surface, overload, control system
Качество дорог сказывается на безопасности участников дорожного движения. Нет сомнения в том, что основным источником износа и повреждения дорог является грузовой транспорт и, в особенности тяжело нагруженные фургоны. Перегруз грузового автотранспорта влечет за собой такие последствия как:
- износ и повреждение дорожного покрытия, путей транспортного сообщения и дорожно-мостовых конструкций;
- высокий уровень риска поломки транспортного средства, вследствие разрушения узлов и силовых конструкций при нарушении режима
эксплуатации;
- перегруз ведет к аварийной ситуации в связи с увеличением тормозного пути;
- возрастает процент издержек компании-перевозчика при наложении штрафных санкций или выхода из строя техники.
Превышение показателей грузоподъемности транспортного средства приводит к нарушению правил эксплуатации, выходу ее из строя, простою автомобиля в ремонте, дополнительным затратам на обслуживание и как следствие, срыву заказа на перевозку, а так же влечет за собой солидные штрафные санкции ГИБДД.
Максимальная грузоподъемность - это предел, критическое число, превышение которого не допустимо. В своем стремлении сэкономить на издержках при перевозке, может привезти к снижению показателей компании, отражаясь на общем рынке грузоперевозок в целом. Оптимальная грузоподъемность - это наиболее подходящий для данного автомобиля вес, который будет перевозиться им с максимальной эффективностью. Исходя из этого, показатель максимальной грузоподъемности является основным фактором эффективности грузоперевозок.
Влияние перегруза весьма негативно сказывается как на техническом состоянии транспортного средства, так и на компанию, осуществляющую грузоперевозку.
В целях предотвращения разрушения дорожного покрытия, а так же снижению общей аварийности на дорогах и повышения рентабельности грузоперевозок внедряются системы весогабаритного контроля.
В качестве средства контроля за превышением допустимых показателей используются специальные системы, фиксирующие нагрузку на дорожное полотно. Дорожный весовой контроль позволяет предварительно выделить из общего транспортного потока потенциальных нарушителей - автомобили, превышающие весогабаритные нормативы. Такая система работает "в паре" со стационарным весовым контролем, на котором осуществляется остановка транспортного средства для последующей проверки на предмет нарушения нормативов, а также для определения ущерба, нанесенного дорожному покрытию.
Автомобильный весовой контроль анализирует вертикальные силы воздействия оси (группы осей) в движении на дорожное полотно. Также система весового контроля на дорогах определяет полную массу транспортного средства, скорость его движения и расстояния между осями. Функциональные возможности такого оборудования позволяют выполнять проверку автомобиля, движущегося с достаточно высокой скоростью. При этом дорожный весовой контроль никак не ограничивает проезд всех остальных транспортных средств, движущихся в общем потоке. Передача данных (результатов измерений) осуществляется посредством беспроводной связи или по оптоволоконному кабелю.
Система весового контроля на дорогах состоит из следующих
элементов: устройства передачи данных, шкафа управления и автоматики, а также специального ПО. Силоприемные модули и индикаторы проезда автомобилей встраиваются в дорожное полотно.
В зависимости от процента перегруза транспортного средства разработана система штрафных санкций, налагаемых на водителя, и на юридическое, допустившее эксплуатацию данного автотранспорта с перегрузом.
Разрешенная нагрузка на оси машины типа А (общим весом не больше 38 т) выглядит так:
- при расстоянии между ними в 2 м она должна быть до 10 т;
- если между осями 1,65-2 м, нагрузка снижается до 9 т;
- для расстояния в 1,35 - 1,65 м давление не должно превышать 8 т;
- при отрезке между ними в 1 - 1,35 м оно не выше 7 т;
- для расстояния до 1 м нагрузка на оси не может быть больше 6 т.
Еще меньше показатель, если груз перевозят на авто группы В массы до
28,5 т:
Расстояние между осями Максимальная нагрузка на оси
Больше 2 м 6 т
1,65 - 2 м 5,7 т
1,35 - 1,65 5,5 т
1 - 1,35 5 т
Менее 1 м 4,5 т
Рис.1 Таблица максимальной нагрузки на оси в зависимости от расстояния между осями
Мера за превышение объема перевозимого для водителей грузовиков зависит от того, насколько оно велико:
- 2-10% - штраф 1000 - 1500 р. с водителя, 10000 - 15000 р. с ответственного за перевозку, 100000 - 150000 р. - с юридического лица;
- 10 - 20% - штраф 3000 - 3500 р. с водителя, 20000 - 25000 р. с должностного лица, 200000 - 250000 р. с юридического лица;
- 20 - 50% штраф 4000 - 5000 р. или лишение прав водителя на 1 - 3 месяца, выплата 30000 - 40000 р. с ответственного за перевозку, 300000 -400000 р. юридического лица
- свыше 50% - штраф 7000-10000 р. с водителя плюс лишение ВУ на 46 месяц, 45000 - 50000 р. с должностного лица, 400000 - 500000 р. с юридического лица.
Посредством штрафных санкций государство старается минимизировать ущерб, нанесенный нарушителями дорожной инфраструктуре, который по предварительным оценкам составляет 2,6 трлн.руб. Сумма взыскания составляет 0,9 трлн.руб.
Данная проблема актуальна не только в Российском регионе, но и довольно распространена на Европейском континенте.
Согласно официальной статистики основная часть (до 90 %) грузопотока распределяется на автомобильный транспорт, следовательно содержание дорог и автомобильных путей сообщения является стратегической задачей транспортных министерств. Грузооборот и плотность дорожного трафика ежегодно возрастают, это требует постоянного расширения дорожной сети, регулярного обновления полотна и дорожных конструкций. Вследствие дороговизны процесса укладки и реконструирования дорожного покрытия на территории стран Европейского континента объемы ежегодного финансирования насчитывают миллиарды евро (по приблизительным подсчетам в 2018 году Германия потратила в среднем 17 миллиардов евро на содержание и развитие дорожной сети), и это лишь плановые вливания, исходящие из расчета на оптимальный режим эксплуатации. Повышенный износ, вплоть до разрушения дорожного покрытия и конструкций, обусловленный пагубным влиянием перегруза многотоннажных транспортных средств, является причиной дополнительных финансовых вложений в дорожную инфраструктуру, отражаясь на внутренней (государственный бюджет) и внешней экономике (грузопоток) в целом.
Транспортные министерства рассчитывают решить задачу внедрением систем автоматического весогабаритного контроля, конкретно касаясь Германии, данная система (САВГК) работает в тестовом режиме. Работа реализуется следующим принципом - в дорожное полотно встроено ряд датчиков, состоящих из индукционных петель и весовых балок считывающих количество осей и нагрузку на каждую из них. Информация обрабатывается на центральных серверах после чего передается в дорожное управление.
Допустимая погрешность измерения - 10%. Все данные передаются онлайн в Федеральный научно-исследовательский институт автомобильных дорог Германии (BASt)
Полученная информация обрабатывается для прогнозирования развития дорожной сети и внесения корректив в планы ремонта и строительства дорог в связи с ветхим состоянием многих мостовых сооружений и перегруженности основных автомагистралей. В целях дальнейшего предотвращения движения с перегрузом, автоматическая система регулирования дорожного движения перенаправляет данное транспортное средство на специальную парковку для контрольного взвешивания и дальнейшего принятия решения. Штрафные санкции распространяются как на водителя, так и на юридическое лицо допустившее эксплуатацию транспортного средства с перегрузом. Ниже приведена таблица штрафных санкций на грузоперевозчиков.
Превышение допустимой нагрузки на ось или полной массы моторного транспортного средства, прицепа или комбинации транспортных средств; * для моторных транспортных средств с полной массой более 7,5 тонн или комбинации с прицепом с разрешенной полной массой более 2 тонн
Для водителя Для ответственного лица
Величина превышения, % Сумма в Евро Штрафные баллы Сумма в Евро Штрафные баллы
2-5 30 - 35 -
>5 80 1 140 1
>10 110 1 235 1
>15 140 1 285 1
>20 190 1 380 1
>25 285 1 425 1
>30 380 1
Рис.2 Таблица штрафных санкций на грузоперевозчиков
Далее движение с перегрузом грузовым автомобилям запрещается. Необходимо перегрузить излишки груза на другое транспортное средство.
К недостаткам системы можно отнести дороговизну установки (от полумиллиона евро за 1 пост), высокая степень погрешности - в среднем 10%. Финансирование системы, предположительно, в большинстве случаев будет зависеть от частных инвесторов, у которых имеются собственные интересы в данной области, следовательно может привести к монополизации транспортного сегмента, что существенно отразится на общих экономических показателях предприятий - перевозчиков и государств, производящих импорт/экспорт.
На основе вышеизложенной информации можно сделать следующий вывод: государство активно предпринимает попытки к урегулированию данного вопроса, в частности Росавтодор анонсирует появление на дорогах к 2020 году 387 автоматических пунктов весогабаритного контроля. Нас ожидает весьма амбициозная перспектива - покрытие дорожной сети регулировочными пунктами, а так же совмещение весогабаритного контроля и систем регулирования дорожного движения. На федеральных сетях уже к июлю 2017 года появились 481 контрольная рамка, позволившие проследить за общей дорожной ситуацией и вычислить уровень ненормативных грузоперевозок, что, в свою очередь лишь доказало перспективу внедрения данных систем. В реальности дальнейшая автоматизация значительно продвинет вперед эффективность аналогичной программы на региональных дорожных сетях, внимание к которым уже активно демонстрирует.
Аналогично развивается ситуация и в странах Европейского континента. К финансированию систем автоматического контроля
привлекаются все большие активы различных ведомств.
Мониторинг дорожной обстановки как в России, так и в Европе показывает положительную тенденцию роста законности грузоперевозок в весогабаритном отношении, что ведет за собой уменьшение расходов транспортных министерств на реконструкцию дорожных сетей, уменьшение издержек компаний-перевозчиков на обновление парка транспорта, и, как следствие, снижение уровня аварийности на дорогах.
Транспортные грузоперевозки занимают значимую часть во внешнеэкономической деятельности стран, вследствие чего государства активно регулируют и развивают данную инфраструктуру, посредствам увеличения объемов финансирования.
Использованные источники:
1. Катунин, А. А. Современное состояние обеспеченности процесса управления гру-зовыми перевозками автомобильным транспортом / А.А. Катунин, В.В. Васильева, А.Н. Сёмкин / В сборнике: Современные автомобильные материалы и технологии (САМИТ- 2015): сборник статей VII Международной научно-технической конференции. Е.В. Агеев (отв. редактор). 2015. С. 73-76.
2. Новиков, А.Н. Интеллектуальная система управления грузовыми перевозками / А.Н. Новиков, А.А. Катунин, А.Н. Семкин, В.В. Васильева / Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2015. Т. 3. № 5-3 (16-3). С. 151- 159.
3. Is-wim.org. The international society for Weigh in Motion [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.is-wim.org/index.php?nm=0&nsm=2&lg=en
4. Itsintemational.com. Weigh in motion reduces road wear, increases toll revenue [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www'.itsintemational.com/categories/charging-tolling/features/weigh-in-motion-reduces-road-wear-increases-toll-revenue/
5. Girwim.com. High speed W1M solution [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://girwim .com/high-speed-wim-solution/
6. Агеев, А.И, Вдовин, В.А., Назаров, В.Н., Павлов, С.А. Весовой контроль: 20 лет на страже сохранности автодорог России// Дороги Евразии. - 2013.-№ 5.-С. 28-33.
7. Центр мониторинга безопасной эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства. О важности системы весогабаритного контроля [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gucmp.ru/index.php/infomratsiya-fku-rosdonnonitoring/499-o-vazhnosti-si stem у-vesogabari tn ogo-kontroly а
8. Транспортная Стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 года № 1734-р