Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АВТОМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ВЕСОГАБАРИТНОГО КОНТРОЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ПОДСИСТЕМЫ ИТС В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН'

ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АВТОМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ВЕСОГАБАРИТНОГО КОНТРОЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ПОДСИСТЕМЫ ИТС В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
96
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ / ВЕСОГАБАРИТНЫЙ КОНТРОЛЬ / КРУПНОГАБАРИТНЫЙ И ТЯЖЕЛОВЕСНЫЙ ГРУЗ / ВЗВЕШИВАНИЕ / ВЕСЫ ДИНАМИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ / ПЕРЕГРУЗ / СПЕЦИАЛЬНОЕ РАЗРЕШЕНИЕ / АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Халмухамедов А. С., Хакимов Ш. К., Саматов Р. Г.

Под воздействием многократно повторяющихся нагрузок, значения которых превышают расчетные, происходит накопление остаточных деформаций в дорожной одежде, что в дальнейшем приводит к ее разрушению. В связи с растущим грузооборотом по дорогам страны возникает проблема контроля за перевозкой крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом. Точечные пункты статического весового контроля не представляется возможным устроить на всех необходимых дорогах. Решением проблемы перегруза транспортных средств должно стать внедрение одной из основных подсистем интеллектуальных транспортных средств (ИТС) на автомобильных дорогах международного и государственного значения - весогабаритного контроля транспортных средств (ТС). Появилась необходимость автоматизировать процесс взвешивания автомобилей на дороге. На основе системы WIM (Weigh In Motion - взвешивание в движении) разработана автоматическая система весогабаритного контроля (АСВГК), в основу которой входит технология динамического взвешивания транспортных средств, а также лазерные детекторы для определения габаритов. Данная система позволяет, помимо измерения весогабаритных параметров автомобилей, производить удаленный мониторинг за движением крупногабаритных и тяжеловесных грузов, фиксировать различные нарушения и проверять наличие специального разрешения на перевозку данных грузов. Следовательно, повышается безопасность дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования Республики Узбекистан. Такая система имеет большие перспективы для дальнейшего развития и интеграции в транспортную систему страны. В статье представлен состав системы АСВГК с описанием всех ее составляющих по опыту зарубежных государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Халмухамедов А. С., Хакимов Ш. К., Саматов Р. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR USING THE AUTOMATIC SYSTEM OF WEIGHT AND DIMENSIONAL CONTROL OF VEHICLES OF THE ITS SUBSYSTEM IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Under the influence of repetitive loads, the values of which exceed the calculated ones, there is an accumulation of residual deformations in the pavement, which further leads to its destruction. In connection with the growing turnover of goods on the roads of the country, there is a problem of control over the transportation of bulky and heavy cargo by road. It is not possible to arrange point points of static weight control on all necessary roads. The solution to the problem of overloading vehicles should be the introduction of one of the main subsystems of intelligent vehicles (ITS) on highways of international and national importance - weight and dimensional control of vehicles. There was a need to automate the process of weighing cars on the road. On the basis of the WIM system (Weigh In Motion - weighing in motion), an automatic weight and dimensional control system (ASVGK) has been developed, which is based on the technology of dynamic weighing of vehicles, as well as laser detectors for determining dimensions. This system allows, in addition to measuring the weight and dimensional parameters of vehicles, to remotely monitor the movement of bulky and heavy cargo, to record various violations and check the presence of a special permit for the transportation of these goods. Consequently, the safety of road traffic on public roads of the Republic of Uzbekistan is increased. Such a system has great prospects for further development and integration into the country's transport system. The article presents the composition of the ASVGK system with a description of all its components according to the experience of foreign countries.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АВТОМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ВЕСОГАБАРИТНОГО КОНТРОЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ПОДСИСТЕМЫ ИТС В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН»

УДК 004

Халмухамедов А. С.

доцент главный специалист Унитарное предприятие «Йул лойиха экспертиза»

Хакимов Ш.К.

доцент Саматов Р.Г. доцент

Ташкентский государственный транспортный университет

Узбекистан, г. Ташкент

ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АВТОМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ВЕСОГАБАРИТНОГО КОНТРОЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ПОДСИСТЕМЫ ИТС В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН

Аннотация. Под воздействием многократно повторяющихся нагрузок, значения которых превышают расчетные, происходит накопление остаточных деформаций в дорожной одежде, что в дальнейшем приводит к ее разрушению. В связи с растущим грузооборотом по дорогам страны возникает проблема контроля за перевозкой крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом. Точечные пункты статического весового контроля не представляется возможным устроить на всех необходимых дорогах. Решением проблемы перегруза транспортных средств должно стать внедрение одной из основных подсистем интеллектуальных транспортных средств (ИТС) на автомобильных дорогах международного и государственного значения - весогабаритного контроля транспортных средств (ТС). Появилась необходимость автоматизировать процесс взвешивания автомобилей на дороге. На основе системы WIM (Weigh In Motion - взвешивание в движении) разработана автоматическая система весогабаритного контроля (АСВГК), в основу которой входит технология динамического взвешивания транспортных средств, а также лазерные детекторы для определения габаритов. Данная система позволяет, помимо измерения весогабаритных параметров автомобилей, производить удаленный мониторинг за движением крупногабаритных и тяжеловесных грузов, фиксировать различные нарушения и проверять наличие специального разрешения на перевозку данных грузов. Следовательно, повышается безопасность дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования Республики Узбекистан. Такая система имеет большие перспективы для дальнейшего развития и интеграции в транспортную

систему страны. В статье представлен состав системы АСВГК с описанием всех ее составляющих по опыту зарубежных государств.

Ключевые слова: грузоперевозки, весогабаритный контроль, крупногабаритный и тяжеловесный груз, взвешивание, весы динамического действия, перегруз, специальное разрешение, автомобильные дороги, интеллектуальные транспортные системы.

Khalmukhamedov A.S. associate professor chief specialist Unitary Enterprise "YulLoyikha Expertise"

Khakimov Sh.K. associate professor Samatov R. G. associate professor Tashkent State Transport University Uzbekistan, Tashkent city

PROSPECTS FOR USING THE AUTOMATIC SYSTEM OF WEIGHT

AND DIMENSIONAL CONTROL OF VEHICLES OF THE ITS SUBSYSTEM IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Annotation:. Under the influence of repetitive loads, the values of which exceed the calculated ones, there is an accumulation of residual deformations in the pavement, which further leads to its destruction. In connection with the growing turnover of goods on the roads of the country, there is a problem of control over the transportation of bulky and heavy cargo by road. It is not possible to arrange point points of static weight control on all necessary roads. The solution to the problem of overloading vehicles should be the introduction of one of the main subsystems of intelligent vehicles (ITS) on highways of international and national importance - weight and dimensional control of vehicles. There was a need to automate the process of weighing cars on the road. On the basis of the WIM system (Weigh In Motion - weighing in motion), an automatic weight and dimensional control system (ASVGK) has been developed, which is based on the technology of dynamic weighing of vehicles, as well as laser detectors for determining dimensions. This system allows, in addition to measuring the weight and dimensional parameters of vehicles, to remotely monitor the movement of bulky and heavy cargo, to record various violations and check the presence of a special permit for the transportation of these goods. Consequently, the safety of road traffic on public roads of the Republic of Uzbekistan is increased. Such a system has great prospects for further development and integration into the country's transport system. The

article presents the composition of the ASVGK system with a description of all its components according to the experience of foreign countries.

Key words: cargo transportation, weight and dimensional control, bulky and heavy cargo, weighing, dynamic scales, overload, special permission, highways, intelligent transport systems.

Автомобильные грузоперевозки тесно связаны с производственной и торговой сферой экономики страны. Практически любая фирма, занимающаяся производственной или коммерческой деятельностью, использует этот вид транспортировки. Ежегодно наблюдается рост автомобильных перевозок на территории Республики Узбекистан.

Так, на автомобильный транспорт приходится 88,7% общего объема перевозок грузов и 98,4% объема перевозок пассажиров, что свидетельствует о повышении конкурентоспособности автомобильного транспорта в определенных сегментах рынка транспортных услуг.

Согласно проекта Стратегии развития транспортной системы Республики Узбекистан до 2035 года в 2025 г. планируется достичь значения в 1674 млн. т перевезенного груза, в 2030 г. - 2023 млн. т, в 2035 г. - 2485 млн. т (в 2018 г. - 1068 млн. т) (табл. 1-2, рис. 1).

Таблица 1.

Оценка роста грузооборота автомобильным транспортом (Источник: Стратегия развития транспортной системы Республики Узбекистан до 2035 г. (проект))_

Гп ттт^т ОО On о (N m VO 00 On о (N m i/o

ходы (N га (N (N (N (N (N (N (N (N m m m m m m

о О о О о О О О О О О О О о о о о о о

(N

млн.

тонн

m ОО m О о m m m (N m 00 On i/o ir

VO i/o о о m о (N о On 00 00 oc

о о m i/o VO VO t> 00 00 On О (N m

c*

2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030 2031 2032 2033 2034 2035

Рис. 1. Прогноз грузооборота автомобильного транспорта в 2017-2035 гг. (Источник: Стратегии развития транспортной системы Республики

Узбекистан до 2035 г. (проект)

Таблица 2.

Значения индикаторов по реализации Стратегии развития транспортной системы Узбекистана до 2035 г. (Источник: Стратегия развития транспортной системы Республики Узбекистан до 2035 г.

№ Индикаторы Ед. изм. в том числе по годам:

2018 2025 2035

1. Объем грузоперевозок млн. тн 1 136,6 1 495,7 2 214,0

2. Объем пассажироперевозок млн. пасс 5 818,1 6 963,2 9 000,9

3. Грузооборот млн.тн.км 36 917,4 37 437,4 38 192,9

4. Пассажирооборот млн.пасс.км 134 426,5 233 386,5 513 272,9

5. Объем внешнеторговых грузов, в том числе:

-автомобильным транспортом тыс.тн 5 658,8 20 514,2 129 151,7

6. Объем транзита, в том числе:

- автомобильным транспортом тыс.тн 612,2 833,1 1 293,8

7. Доля автомобильного транспорта в общем пассажирообороте транспорта процентов 90,5 90 90

8. Перевозки транзитных грузов через территорию Республики Узбекистан: млн.т

№ Индикаторы Ед. изм. в том числе по годам:

2018 2025 2035

- автомобильный транспорт млн.т 0,61 110 180

Популярность автомобильных грузоперевозок в сегменте малого и среднего бизнеса обусловлена сравнительно простым приобретением транспорта и развитой дорожной сетью. Также большинство дорожных и строительных компаний имеют собственный парк грузовых автомобилей для внутренних нужд.

Повсеместное использование таких грузоперевозок вызывает ряд проблем, одной из которых является превышение допустимых весовых и габаритных параметров транспортного средства. Нарушением максимально допустимых весовых показателей является превышение фактической массы или допустимой осевой нагрузки. Несоблюдение автоперевозчиком допустимых показателей вызывает появление остаточных деформаций в дорожной одежде, которые приводят к разрушению покрытия, а пренебрежение требований по габаритам представляет опасность для других участников дорожного движения.

Превышение весовых характеристик транспортного средства оказывает негативное воздействие на мостовые сооружения, которые не рассчитаны на нагрузки, значительно превышающие предельные значения. В некоторых случаях автоперевозчики игнорируют знаки ограничения массы на мостовых сооружениях, таким образом нанося значительный ущерб искусственным сооружениям.

Под воздействием тяжеловесного груза дорога разрушается намного быстрее срока, установленного до капитального ремонта или реконструкции, тем самым наносится большой ущерб транспортному комплексу страны [1].

Российские специалисты указывают, что по данным, предоставленным Инспекцией государственного технического надзора, только по дорогам Пермского края в среднем каждый 12-й грузовой автомобиль двигается с нарушениями по весогабаритным показателям (рис. 2). Имеются в виду транспортные средства, проезжающие без специальных разрешений.

Рис. 2. Диаграмма нарушений по весогабаритным показателям за период с

01.01.2019 г. по 30.09.2019 г.

По данным УП «Йул лойиха экспертиза» Комитета по автомобильным дорогам при Министерстве транспорта Республики Узбекистан основным видом нарушения весовых параметров грузовых транспортных средств является превышение установленных осевых нагрузок (по данным российских специалистов - свыше 70 % от общего количества нарушений), что в итоге приводит к интенсивному износу дорог, созданию условий, угрожающих безопасности движения.

На рис. 3 приведены результаты взвешивания ТС на автомобильных дорогах Республики Узбекистан в период декабрь 2020 г. - март 2021 г. Как видно из рисунка ТС с перегрузом составили 582 ед. от общего числа взвешенных 714 ед. или 82 %.

Рис. 3. Результаты взвешивания ТС: 1 - общее количество взвешенных ТС;

2- количество ТС с перегрузом.

Решением проблемы перегруза транспортных средств должно стать внедрение одной из основных подсистем интеллектуальных транспортных средств (ИТС) на автомобильных дорогах международного и государственного значения - весогабаритного контроля транспортных средств (ТС).

В настоящее время согласно Постановления Кабинета Министров от 28.05.2020 г. № 337 «О мерах по введению контроля весовых и габаритных параметров транспортных средств» на территории Республики Узбекистан в период с 2020-2022 гг. предусмотрено развертывание и функционирование 52 пунктов весогабаритного контроля (табл. 3, рис. 4).

Таблица 3.

Программа мероприятий по строительству, модернизации и оснащению

современным техническим оборудованием пунктов весогабаритного _контроля в 2020-2022 гг._

Т/р Автомобильная дорога Адрес пункта Из них по годам (единиц):

2020 г. 2021 г. 2022 г.

Всего по Республике общее количество пунктов -52, из них: 8 30 14

Республика Караклпакстан 2 2 —

1. А380 «Гузор — Бухоро — Нукус — Бейнеу» 753 км 2 — —

2. А380 «Гузор — Бухоро — Нукус — Бейнеу» 698 км — 2 —

Андижанская область 2 2 —

3. А373 «М39 автойули — Гулистон — Бука — Ангрен — ^укон ва Андижон оркали — Уш» 385 км 2

4. А373 «М39 автойули — Гулистон — Бука — Ангрен — ^укон ва Андижон оркали — Уш» 475 км 2

Бухарская область — 2 —

5. М37 «Самарканд — Бухоро — Туркманбоши» 212 км — 2 —

Джизакская область — 4 2

6. М39 «Алмати — Бишкек — Тошкент — Шахрисабз — Термиз» 1018 км — 2 —

7. А376 «^укон — Жиззах» 245 км — — 2

8. М34 «Тошкент — Душанбе» 174 км — 2 —

Кашкадарьинская область — 2 —

9. А378 «Самарканд — Еузор» 58 км — 2 —

Навоийская область — 2 —

10. М37 «Самарканд — Бухоро — Туркманбоши» 147 км — 2 —

Наманганская область — — 2

11. 4Р117 «Туракургон ш. — Наманган ш. — Чорток ш. — Кесканёр к. — Сассиксой к. — М41 автойули» 6 км 2

Самаркандская область — 2 —

12. М39 «Алмати — Бишкек — Тошкент — Шахрисабз — Термиз» 1081 км — 2 —

Т/р Автомобильная дорога Адрес пункта Из них по годам (единиц):

2020 г. 2021 г. 2022 г.

Сурхандарьинская область 2 2 —

13. М41 «Бишкек — Душанбе — Термиз» 1618 км 2 — —

14. М39 «Алмати — Бишкек — Тошкент — Шахрисабз — Термиз» 1334 км — 2 —

Сырдарьинская область — — 2

15. М39 «Алмати — Бишкек — Тошкент — Шахрисабз — Термиз» 919 км — — 2

Ташкентская область 2 4 4

16. 4Р4-а «Сариёгоч шахрига» 5 км — 2 —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. М39 «Алмати — Бишкек — Тошкент — Шахрисабз — Термиз» 807 км 2 — —

18. 4Р186 «Чиноз ш. — Чиноз П^П — Яллама К. — ^озогистон Республикаси чегараси» 5 км — — 2

19. 4Р20 «Корасув к. — Бука ш. — Бекобод ш.» 63 км — — 2

20. М39 «Алмати — Бишкек — Тошкент — Шахрисабз — Термиз» 817 км — 2 —

Хорезмская область — 4 —

21. 4Р161 «Урганч ш. — Чолиш к. — Беруний ш.» 11,5 км — 2 —

22. 4Р156-г «Туркманистон Республикаси чегарасига» 15 км — 2 —

Ферганская область — 4 4

23. А376 «^укон — Жиззах» 45 км — 2 —

24. 4Р144 «Фаргона ш. — Водил к. — Х,амзаобод К» 25 км — — 2

25. 4Р147 «Маргилон ш. — Риштон ш. — Укчи К. — Каримдевона к — Конибодом ш.» 101 км — 2 —

26. 4Р143 «Фаргона ш. — ^увасой ш. — ^изилкия ш.» 25 км — — 2

Рис. 4. Карта дислокации пунктов весогабаритного контроля на территории Республики Узбекистан, согласно постановления Кабинета Министров РУ от 28.05.2020 г. № 337 «О мерах по введению контроля весовых и габаритных параметров транспортных средств».

В целях реализации указанного правительственного решения, а также для удаленного мониторинга за тяжеловесным и крупногабаритным грузом предлагается ввести проект автоматизированной системы весогабаритного контроля (АСВГК). В мировой практике она получила название Weigh In Motion (WIM) - взвешивание в движении [2].

Под автоматической системой весогабаритного контроля (АСВГК) понимается совокупность стационарно установленного оборудования и программных средств, которые обеспечивают измерение весогабаритных параметров транспортного средства без снижения установленной на данном участке автомобильной дороги скорости движения и передачу данных [3].

Система автоматизированного весового контроля функционально существенно превосходит по возможности получения информации платформы для стационарного весового контроля и низкоскоростные системы динамического взвешивания [4].

Главной задачей введения АСВГК является обеспечение сохранности сети автомобильных дорог и исключение несанкционированного проезда тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств.

Функционал системы состоит в сборе информации на дороге, обработке в специальном центре и передаче данных в соответствующие органы.

АСВГК представляет собой комплекс из трех элементов:

1) информационной системы «Выдача специальных разрешений;

2) каналов связи средств криптографической защиты информации;

3) сети из автоматических комплексов весового и габаритного контроля.

Каждый пункт весогабаритного контроля («рамка») состоит из датчиков массы, лазерных детекторов, камер фото- и видеофиксации и датчиков скатности колес (рис. 5). Датчики массы встроены в дорожное покрытие, фиксируют нагрузку на каждую ось и полную массу автомобиля. Датчики являются своего рода весами динамического действия, способными измерять вес автомобиля, движущегося со скорость 5-140 км/ч [5]. Лазерные детекторы определяют габариты транспортного средства. Камеры фиксируют скорость движения как грузовых, так и легковых автомобилей, выезд на встречную полосу движения. Также выполняют фотографирование государственного регистрационного знака (ГРЗ) и всего транспортного средства. При движении автомобиля через «рамку» происходит фотофиксация общего вида транспортного средства, на полученной фотографии отражены контуры автомобиля и количество осей.

Данные, собранные на автоматизированном пункте весогабаритного контроля, по кабелю из оптического волокна передаются в центр обработки данных, где происходит сравнение с нормами, а также проверка на наличие специальных разрешений. После выявления нарушения производится камеральная обработка данных, с передачей данных в органы ГУБДД для дальнейшего вынесения административных штрафов

[6]. Система позволяет осуществлять полный контроль весогабаритных параметров транспортных средств в реальном времени, в режиме 365/24

[7].

Рис. 5. Схема установки АСВГК

Датчики, используемые для весогабаритного контроля, являются датчиками динамического действия. Они способны взвешивать транспортные средства без остановки его движения на скорости от 5 км/ч [5]. По данным российских специалистов водители, осуществляющие движение с превышением весовых параметров, чтобы избежать привлечения к административной ответственности, проезжают через АСВГК со скоростью ниже 5 км/ч, пользуясь особенностью динамического взвешивания, образуя при этом скопления транспортных средств. Также недобросовестные водители объезжают датчики нагрузки по обочине или прижимаются к крайней полосе проезжей части, чтобы произвести частичное взвешивание, тем самым уменьшив значение весогабаритных показателей.

Таким образом необходимо решить проблему объезда весогабаритного контроля по обочине и проезда по датчику массы только

одним колесом путем установки на обочинах специальных отбойников.

По данным российских специалистов, проезд через рамку АСВГК с превышением весовых показателей без привлечения к административной ответственности можно осуществить, скрыв государственный регистрационный знак транспортного средства. Камеры не выявят нарушения, так как система не сможет идентифицировать транспортное средство и его владельца.

В настоящее время предлагается следующее частичное решение проблемы сокрытия ГРЗ. На некотором расстоянии от рамки весогабаритного контроля располагается машина ДПС, которая измеряет скорость и фиксирует транспортное средство. Если машина заметит сокрытие ГРЗ или во время прохождения через рамку камеры не смогут распознать ГРЗ, то сотрудники ДПС должны догнать и остановить такое транспортное средство. Сокрытие ГРЗ влечет за собой штраф и лишение прав. Такое решение проблемы является вынужденной временной мерой.

В будущем представляется необходимым запланировать связывание всех камер в одну сеть наподобие системы ГУБДД регистрирующей нарушение ПДД [9]. В этом случае будет возможно решить вопрос сокрытия ГРЗ путем удаленного мониторинга за маршрутом транспортного средства. Если транспортное средство прошло через рамку весогабаритного контроля с сокрытым знаком, а какое-то время назад было замечено на камере фиксации скорости, то эти данные будут обрабатываться, сравниваться и компоноваться в единое целое. Благодаря такой системе сокрыть ГРЗ будет невозможно.

Необходимо объединить все интеллектуальные системы дорожного мониторинга в одну общую сеть для контроля за движением транспортных средств на всем протяжении маршрута, а также для предоставления полной и доступной информации об обстановке на дороге и проверки наличия административного штрафа.

До сих пор огромной проблемой является распределение груза в транспортном средстве, особенно если речь идет о неделимых грузах. Неделимый груз - груз, который без потери потребительских свойств или без риска его повреждения не может быть разделен на две и более части [10]. Грамотное расположение необходимо для того, чтобы не было превышения допустимой осевой нагрузки. Сместив груз на некоторое расстояние от его оптимального положения, перевозчик рискует получить штраф, даже если при этом нет превышения по допустимой массе транспортного средства. Также имеется проблема перевозки наливных и навалочных грузов [11]. Их положение в кузове грузового автомобиля меняется в зависимости от режима его движения. Так, при торможении или наборе скорости перевозимый материал будет смещаться, что вызовет дополнительную нагрузку на оси, находящиеся в стороне смещения. Эти аспекты система весогабаритного контроля не учитывает.

После реализации мер Постановления КМ РУ от 28.05.2020 г. № 337 перевозчики будут ехать «вслепую» по длинному маршруту, пересекая не один пункт АСВГК, не имея возможности произвести контрольное взвешивание. Грузоотправитель не заботится о величине превышения допустимых весовых показателей, и вся ответственность возлагается на грузоперевозчика. Необходимо поставить контрольные весы во всех направлениях, для самостоятельного контроля перевозчиков и уточнения действительных весовых характеристик [12], оплачивая причиненный ущерб по пути следования маршрута, на пункте АСВГК производится контроль и сверка с оплаченной маршрутной картой. Если возникнет ситуация одновременного превышения весовых характеристик и отсутствия маршрутной карты, необходимо привлечь перевозчика к административной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Одним из основных компонентов АСВГК является подсистема выдачи разрешений, которая позволяет автоматизировать процесс предоставления государственной услуги по выдаче разрешений уполномоченным органом, а также сформировать единую электронную базу всех выданных разрешений на автомобильную перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов [13]. Нормативный срок рассмотрения заявки на получение специальных разрешений составляет 3 рабочих дня, получения - 15 сут.

Разрешение на движение по автомобильным дорогам общего пользования выдается на 1 поездку. При этом перевозку можно осуществлять только по согласованному маршруту, который также указывается в разрешении. Бывают случаи, когда необходимо получить документ в кратчайшие сроки, а для этого нет возможности, так как система выдачи работает неэффективно. Количество запросов на получение разрешения значительно превышает количество выданных документов.

Чтобы ускорить и упростить процесс получения специального разрешения на перевозку тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, УП «Йул лойиха экспертиза» совместно с порталом Госуслуги разрабатывают автоматический процесс получения, что позволяет оформить все заявления через интернет. Как и любое дорожное сооружение, система АСВГК нуждается в должном своевременном обслуживании. Помимо датчиков, также предъявляются требования к дорожному покрытию. Не допускается эксплуатация системы при наличии снежного наката и льда на проезжей части измерительного участка. Предельная величина колейности составляет 6 мм. На измерительном участке также не должно быть трещин, деформаций, разрушений, выпотевания вяжущего, разрушений и просадки обочин.

При организации работы АСВГК, необходимо использовать опыт

США [14]. Необходимо на некотором удалении от рамки установить стационарный пункт для контрольного взвешивания. Так, при выявлении превышения допустимых параметров транспортному средству надо будет пройти через стационарные весы, чтобы более точно определить значение превышения допустимого весового показателя для данного транспортного средства, а может быть и опровергнуть его, ведь весы динамического действия не могут дать точных результатов [15]. В случае, если водитель не остановится для контрольного взвешивания, происходит автоматическое начисление штрафа в соответствии с величиной превышения. Также при выявлении нарушений водитель может уменьшить величину штрафа, если исправит нарушения на специально оборудованной площадке вблизи места контрольного взвешивания. Например, оптимально распределит груз по кузову. В США водитель не может вернуться на дорогу, пока не исправит все выявленные нарушения.

Вывод. Составная часть ИТС - АСВГК системы весогабаритного контроля показывает положительные результаты в регулировании транспортных средств, движущихся с нарушением весогабаритных показателей, и имеет большой потенциал для дальнейшего внедрения и развития в Республике Узбекистан.

Использованные источники: 1.Чмых Н.В., Абдуллин В.А., Морозов И.А. Опыт использования автоматической системы весогабаритного контроля в Пермском крае // Транспорт. Транспортные сооружения. Экология. - 2020. - №3.- С. 44-51

2.Линник Н.В., Алянчиков В.Н. Аспекты внедрения системы автоматического весового контроля в Российской Федерации // Автомобильный транспорт Дальнего Востока. - 2016. - № 1. - С. 183-193.

3.Вебер М. Как тяжелый грузовой транспорт влияет на состояние дорог в России (системы взвешивания в движении WIM - Weight In Motion на российских улицах) // Вестник транспорта. - 2013.- № 2. - С. 42-44.

4.Ершов А.М., Вербицкая Н.О., Петрова А.В. Автоматические рамки весогабаритного контроля: Проблемы использования в процессах грузоперевозки // Лесная наука в реализации концепции уральской инженерной школы: Социально-экономические и экологические проблемы лесного сектора экономики / Урал. гос. лесотехн. ун-т. - Екатеринбург, 2019. - С. 340-343.

5.Гималов И.Р., Кожуховская Л.Я. Повышение безопасности перевозки грузов использованием систем весового контроля // Техническое регулирование в транспортном строительстве. - 2018. - № 1 (27). - С. 95-98.

6.Система дорожная весового и габаритного контроля «СВК», паспорт / ЗАО Весоизмерительная компания «ТЕНЗО-М». - 2017. - 21 с.

7.Система дорожная весового и габаритного контроля «СВК», руководство по эксплуатации / ЗАО Весоизмерительная компания «ТЕНЗО-М». - 2017. -28 с.

8.Конкин А.В. Элементы интеллектуальной транспортной системы на территориальных автодорогах Новосибирской области // САПР и ГИС автомобильных дорог. - 2013. - № 1. - С. 76-80.

9.Агапов М.М., Хазова В.И. Организация перевозок тяжеловесных и крупногабаритных грузов на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения // Транспортное дело России. - 2019. - № 1. - С. 122-124.

10.Дюкалова Д.А. Проблемы и возможности формирования «Умного города» на примере города Перми // Евразийский союз ученых. - 2014. - № 8. - С. 79-83.

11.Хмельницкий С.П. Перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом: Анализ нормативно-правового регулирования // Вестник НЦБЖД. - 2017. - № 1 (31). - С. 66-79.

12.Грузовые автомобильные перевозки: учебник для вузов / А.В. Вельможин, В.А. Гудков, Л.Б. Миротин, А.В. Куликов. - М.: Горячая линия - Телеком, 2006. - 560 с.

13.Коротких Ю.С. Внедрение системы «Платон» в России и ее влияние на грузоперевозки // Управление рисками в АПК. - 2016. - № 2. - С. 5-9.

14.Парашина А.В. Методика оценки эффективности подсистемы выдачи разрешений автоматизированной системы весогабаритного контроля // Научный форум. Сибирь. - 2016. - Т. 2, № 3. - С. 22.

15.Jacob B., Feypell-de La Beaumelle V. Improving truck safety: Potential of weigh-in-motion technology // IATSS Research. - 2010. - Vol. 34, no 1. - P. 915.

16.Фотиади А.А., Резунов Ю.В., Козорезов Н.В. Реконструкция стационарного пункта весового контроля // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. - 2016. - № 4 (10). - 6 с.

17.Речицкий В.И. Концепция внедрения автоматической системы весогабаритного контроля автотранспорта на дорожной сети РФ // Мир дорог. - 2017. - № 96. - С. 62-67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.