Научная статья на тему 'Проблема художественной целостности «Арабесок» Н. В. Гоголя в отечественном литературоведении'

Проблема художественной целостности «Арабесок» Н. В. Гоголя в отечественном литературоведении Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
192
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Н.В. ГОГОЛЬ / «АРАБЕСКИ» / СБОРНИК / ЦИКЛ / КНИГА / «ARABESQUES» / GOGOL / COLLECTION / CYCLE / BOOK

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шатова Е. С.

В статье рассмотрены основные аспекты научной полемики о характере художественной целостности сборника Н.В. Гоголя «Арабески».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«Arabesques» of Gogol: the main aspects of the dispute about the nature of artistic integrity in the national literary studies

The article describes the main aspects of the scientific dispute about the nature of the artistic integrity of Gogol''s collection «Arabesques».

Текст научной работы на тему «Проблема художественной целостности «Арабесок» Н. В. Гоголя в отечественном литературоведении»

Русская классика: динамика художественных систем Е.С. ШАТОВА

(Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия)

УДК 821.161.1.3(Гоголь Н.В.)

ББК Ш33(2Рос=Рус)-8,44

ПРОБЛЕМА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ «АРАБЕСОК» Н.В. ГОГОЛЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ

Аннотация. В статье рассмотрены основные аспекты научной полеми ки о характере художественной целостности сборни ка Н.В. Гоголя «Арабески».

Ключевые слова: Н.В. Гоголь, «Арабески», сборни к, ци кл, кни га

Специфика писательского таланта Н.В. Гоголя во многом обусловлена особенностями его личности, проявившимися, в частности, в устойчивом стремлении не ограничивать поле своей общественной деятельности сугубо литературным творчеством. По верному утверждению К.В. Мочульского, Гоголь был «не только вели ким художни -ком: он был уч телем нравственност , хр ст анск м подв жн -ком»1. По-видимому, и сам Гоголь понимал это свойство своей натуры, в одном из писем к матери он просит: «Старайтесь лучше видеть во мне христианина и человека, чем литератора» [12, 326]2.

Многочисленные биографы писателя обращают внимание на разносторонность его интересов, проявившуюся уже в самые ранние годы3. Так, еще в детстве под влиянием отца пробуждается интерес Гоголя к поэзи и и театру. Во время учебы в Нежинском лицее он активно участвует в спектаклях, с особенным успехом исполняя комические роли, играет на скрипке, пробует себя в различных литературных жанрах (пишет элегические стихотворения, трагедии, историческую поэму, повесть). Вместе с товарищами выписывает в складчину журналы, принимает участие в издании лицейского рукописного журнала. Гоголь пробует себя как ж воп сец, кн жный граф к, театральный декоратор. Пр ехав в Петербург, он продолжает занят я ж воп сью в вечерних классах Академии художеств. Об активном и нтересе Гоголя ко всем сферам искусства говорит и тот факт, что во время своего пре-

1 Мочульский К.В. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М. : Республика, 1995. С. 7.

2 Здесь и далее цит. по: Гоголь Н.В. Полн. собр. соч.: в 14 т. М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1937-1952 (с указанием тома и страницы в тексте статьи).

3 См. об этом подробнее: Машинский С.И. Художественный мир Гоголя. М. : Просвещение, 1971; Манн Ю.В. Гоголь. Труды и дни: 1809-1845. М. : Аспект Пресс, 2004; Мочульский К.В. Указ. соч. и др.

Русская классика: динамика художественных систем

бывания в Риме, он изучает памятники архитектуры и скульптуры, живописи старых мастеров, знакомится со многими русскими художниками .

Гоголь был одно время серьезно увлечен мечтами о государственной службе, отдал много времени и сил педагогической деятельности . В 1834 году, будучи уже известным русским писателем, имея за плечами «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», он занял должность адъюнкта по кафедре истории в Петербургском универси -тете. В это время Гоголь вынашивал гранд иозные планы: мечтал о создании многотомной «Истории Малороссии», замышлял написать «Историю средних веков», готовил к печати громадный труд «Земля и люд », работу «О духе характере народной поэз славянск х народов». С.И. Маш нск й так характер зует научный уровень работ п -сателя: «Дошедшие фрагменты исторических исследований Гоголя говорят о серьезност его научных нтересов. Намерен я Гоголя создать ряд крупных работ в област стор отнюдь не был бахвальством, как утверждал некоторые мемуар сты»4. По мнен ю сследо-вателя, в сво х стор ческ х работах Гоголь стоял на уровне передовых дей европейской стор ограф .

Гоголь прояв л себя как рел г озный мысл тель. Во второй полов не ж зн ему нач нает казаться, что он пророк, святой, почт мессия. В письме к Данилевскому он пишет: «Властью высшей облечено отныне мое слово» [11, 343]. Отсюда путь, подсказанный ему христианским сознанием, - путь поучения и нравственного влияния на современников. У максималиста Гоголя зарождаются «исполинские замыслы на что-то вроде вселенского учительства» [11, 221].

Изначально Гоголь был вдохновляем уверенностью в своем «служении» людям, мечтал о подвиге, о своей особенной мисси и. На свою л тературную работу он смотрел как на государственную службу. Писатель, по Гоголю, призван служить своему отечеству, быть добрым граждан ном усердным работн ком. Искусство, л тература, эстети ка не автономны; существование их оправдывается только пользой, которую они приносят человечеству. Сам Гоголь говорил: «Рожден я вовсе не затем, чтобы произвести эпоху в области литературной <.. .> Дело мое - душа и прочное дело жизни» [11, 236].

Многообраз е в дов общественной деятельност , пр влекавш х вел кого художн ка, дает основан е говор ть об ун версальност как основной черте его л чност , которая, по-в д мому, являет собой особую форму выражен я самосознан я собственной ген альност

4 Машинский С.И. Художественный мир Гоголя. С. 149.

Русская классика: динамика художественных систем

основу специфической психологической цельности: «Предмет у меня был всегда один и тот же: предмет у меня был - жизнь, а не что другое. Жизнь я преследовал в ее действительности, а не в мечтах воображения, и пришел к тому, кто есть источник жизни » [12, 223].

В л тературном творчестве ун версальный характер гоголевской личности проявился в замеченном Г. А. Гуковским стремлении осмыс-л ть ж знь во всех ее проявлен ях сразу. По мнен ю сследователя, писатель «не двигался от одного произведения к другому, но как бы в едином длящемся мгновении обнял сразу всю сумму своих художественных идей <...> он предстал истории разом весь, во всем своем

5

величии» .

В гоголевском ун версал зме скусство л тература подпочвен-но соприкасались с наукой и философией. Писатель с особым уважен ем говор т о «вел к х поэтах, которые соед няют в себе ф лосо-фа, поэта, стор ка, которые выпытал пр роду человека, прон к-л м нувшее прозрел будущее, которых глагол слыш тся всем народом» [8, 236]. Таков идеальный художни к по Гоголю, утверждавшему: «Друг мой, храни вас Бог от односторонности: с нею всюду человек про зведет зло: в л тературе, на службе, в семье, в свете, словом - везде » [11, 146].

Впервые ярко и полно универсальность гоголевской личности проявилась в сборнике «Арабески», вышедшем из печати в начале 1835 г. В него вошл про зведен я, над которым Гоголь работал одновременно с повестям , состав вш м «М ргород».

На первый взгляд, в «Арабеск » Гоголь просто включ л те художественные повест , которые не вошл в «М ргород», а заодно л -тературно-кр т ческ е стать , эссе на ф лософск е рел г озные темы, собрав все в пеструю кучу.

Тем не менее «Арабеск » - не случайное здан е мевш хся под рукой про зведен й, а результат целенаправленного творчества: п са-тель долго раздумывал над составом сборн ка. Содержан е кн г слож лось не сразу, план ее несколько раз менялся.

У «Арабесок» самая странная судьба з всех гоголевск х сборн -ков. Он на менее сред н х зученный, долгое время даже не воспр -нимавши йся как сборник. Сам Гоголь положил этому начало, когда «и зъял» три повести из «Арабесок» и поместил их в позже в 3 том своего собран я соч нен й, тем самым дав основан я л тературоведам рассматривать их в составе «петербургского» цикла. Статьи из «Арабесок» пр влекаются, когда речь дет об эстет ческ х, стор ческ х

5 Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. М. ; Л. : Худож. лит., 1959. С. 26.

Русская классика: динамика художественных систем

взглядах писателя или о его мировоззрени и. Таким образом, художественные и нехудожественные произведения, вошедшие в сборник, анализируются, как правило, изолированно друг от друга.

В изученной нами литературе не встретилось специ ального анализа сборника как художественно целостного произведения со своей особой композ ц ей структурным пр нц пам . В то же время сследовател часто говорят о возможност такого подхода к его нтерпретац .

Т ак, можно встретить указания на идейно-тематическое единство «Арабесок». Например, H.A. Котляревский считает, что в основе идейного содержания сборника лежит «мысль о борьбе художника с прозой жизни <...> которая почти всегда кончается гибелью дерзкого, возмутившегося против действительности человека»6. И.М. Губарев утверждает, что сборник объединяет «резко отрицательное отношение к современному феодально-капиталистическому миру» и противопоставление ему «мира прекрасного и народной жизни »7. Главным способом обнаружения ведущей идеи исследователь считает композици -онный при нци п антитезы: «Гоголь не расположил повести рядом, а размест л х по всему сборн ку, так что гранд озные карт ны, ол це-творяющие жизнь великих эпох человечества <...> оказались рядом с зар совкам мелочно-суетл вой фантаст чной по своей нелепост петербургской действительности»8. В контрастности этих картин, по мнен ю И.М. Губарева, воплощается кр т ческ й пафос «Арабесок»: «Помещая рядом прекрасное и уродливое, гармоничную личность античного мира и “раздробленные характеры” призрачного Петербурга, Гоголь заставляет сами эти картины кричать и изобличать»9.

Еще более важными представляются нам рассуждения о единстве сборн ка на более глубоком, эстет ческом уровне. Так, по мнен ю И.В. Карташовой, художественная форма «Арабесок» может быть вос-пр нята как выражен е романт ческого м роощущен я х автора: «Собрание отдельных произведений, объединенных единой мыслью, но разнообразных, отмеченных резкой нд в дуальностью, по мысл романтиков, должно было наглядно раскрыть идею единства и бесконечности развития жизни. Каждое произведение цикла представляло собой как бы эск з отдельного явлен я, отдельную мелод ю, фраг-

6 Котляревский НА. Николай Васильевич Гоголь, 1829-1842: Очерк из истории русской повести и драмы. 4-е испр. изд. Пг. : Типография М.М. Стасюлевича, 1915. С. 163.

7 Губарев ИМ. «Петербургские повести» Гоголя. Ростов н/Д : Ростовское кн. изд-во, 1968. С. 24.

8 Там же. С. 32.

9 Там же. С. 33.

Русская классика: динамика художественных систем

мент, и все вместе составляли целостную “симфонию”. С другой стороны, отрывочность, внутренняя незавершенность фрагмента отвечали романтическим представлениям о мире как процессе вечного ста-10

новления и развития» .

По мнен ю друг х сследователей, эстет ческая поз ц я Гоголя в период работы над сборником была более сложной. В.В. Гиппиус замечает: «Статья о Брюллове утверждает другой эстет ческ й деал, чем статья о Пушкине <.> Оба идеала совмещались в сознании Гоголя, сам он в процессе собственного художественного разв т я пытался их сочетать»11. И.М. Губарев также видит в «Арабесках» проек-ц ю прот вореч вого внутреннего м ра п сателя: «С одной стороны в них отразились великие искания <...> проникновение великого реали -ста в будущее, а с другой - консервативные взгляды и реакционные иде и, связывающие его с прошлым»12.

Несколько иначе объясняет «пестроту» «Арабесок» С.И. Машин-ск й. Исследователь рассматр вает сборн к как кн гу, в которой проявилась универсальность гоголевской личности: «...статьи и повести посвящены весьма обширному кругу тем, внешне никак между собой не связанных. И, однако же, острая, пытливая мысль Г оголя, его индивидуальность, его мировосприятие, его взгляд на историю и современность выражены здесь с уд в тельной цельностью, оказываются в данном случае тем цементирующим началом, которое связывает во-ед но все про зведен я сборн ка превращает х в целостную кн -гу»13. Ю.В. Манн интерпретирует создание сборника как акт, нацеленный на обретен е цельного м ровоззрен я: «В кр з сном 1833-м Гоголь всем помыслам стрем лся к увес стому, цельному, объемному произведению, преодолевающему раздробленность и отрывочность»14. По мысл сследователя, сложный состав сборн ка оказывается осо-

бой, специфической формой проявления тенденции к внутренней упо-рядоченност гоголевского сознан я.

Так м образом, мы ув дел определенные расхожден я между сследователям , пытавш м ся осмысл ть художественную пр роду «пестроты» «Арабесок». При этом следует отметить, что практически все эт поз ц не подкрепляются спец альным анал зом про зведе-

10 Карташова И.В. Гоголь и романтизм. Калинин : Изд-во Калинин. гос. ун-та, 1975. С. 56.

11 Гиппиус В.В. Творческий путь Г оголя // Г иппиус В.В. От Пушкина до Блока. М. : Аграф, 1966. С. 89.

12 Губарев ИМ. «Петербургские повести» Гоголя. С. 24-25.

13 Машинский С.И. Художественный мир Гоголя. С. 147.

14Манн Ю.В. Гоголь. Труды и дни: 1809-1845. С. 329.

Русская классика: динамика художественных систем

н й, вошедш х в сборн к, в х соотнесенност друг с другом, а потому носят характер декларативный и нуждаются в проверке.

Наконец, заметно разнореч е в определен самой жанровой формы «Арабесок».

Г.А. Гуковск й рассматр вает «Арабеск » в контексте свойственного Гоголю тяготен я к ц кл зац , проявляющегося в стремлен «к ассоц ат вному выходу за пределы замкнутого про зведе-ния, к образованию существенных смыслов как бы между произведениями , в отношениях произведений, в их совокупности, в образе, по-строяемом читателем из их системы»15. По мысли исследователя, процесс создан я ц кла был для Гоголя спец ф ческ м способом обретения цельности образа мира в его противоречивом единстве: «Стремлен е Гоголя к ц кл зац , к преодолен ю отдельност про зведен я было так с льно, что оно могло перехлестнуть через гран цы художественного творчества, образовав неож данное весьма редкостное единство сборника “Арабески”»16. И.В. Карташова также сближает «Арабеск » с ц клом. По ее мнен ю, гоголевск е сборн к первой полов ны 1830-х годов представляют собой целостные дейно-художественные ед нства, орган зованные одной мыслью. Отдельные про зведен я, входящ е в х состав, получают свое значен е прежде

17

всего по отношен ю ко всему поэт ческому целому .

И.М. Губарев называет «Арабески» сборником18. Этот же термин предпочитает Ю.В. Манн19.

С.И. Машинский рассматривает «Арабески» как «целостную кни-гу»20. Аналогично обозначает жанр интересующего нас произведения В.В. Гиппиус21.

Так м образом, нам выявлено разнореч е в определен жанровой формы «Арабесок»: их называют то сборником (И.М. Губарев, Ю.В. Манн), то кни гой (С. Машински й, В. Гиппиус), то ци клом (И.В. Карташова), то вперемешку используют определения «сборник» и «ци кл» (Г. А. Гуковский). Однако сам выбор обозначения восприни -мается как произвольный, поскольку исследователи ограничиваются рассужден ям о ед нстве дей, мот вов, образов в «Арабесках», но не заостряют внимания на жанровом аспекте проблемы специально.

15 Гуковский ГА. Реализм Гоголя. С. 27.

16 Там же. С. 26.

17 КарташоваИ.В. Гоголь и романтизм. С. 58.

18 Губарев И.М. «Петербургские повести» Гоголя. С. 32.

19Манн Ю.В. Гоголь. Труды и дни: 1809-1845. С. 329.

20 Машинский С.И. Художественный мир Гоголя. С. 147.

21 Гиппиус В. Гоголь. С. 40.

Русская классика: динамика художественных систем

Между тем цикл, сборник, книга - разные жанровые образования, представляющ е собой художественные ед нства разного уровня.

Нам думается, что менно жанровый анал з позвол т глубже осознать пр роду ед нства «Арабесок» как художественного целого, выяв ть с стемный характер вза мосвяз всех составляющ х это целое элементов, начиная с пафоса и заканчивая элементами поэтики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.