Русская классика: динамика художественных систем Е.С. ШАТОВА
(Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия)
УДК 821.161.1.3(Гоголь Н.В.)
ББК Ш33(2Рос=Рус)-8,44
ПРОБЛЕМА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ «АРАБЕСОК» Н.В. ГОГОЛЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ
Аннотация. В статье рассмотрены основные аспекты научной полеми ки о характере художественной целостности сборни ка Н.В. Гоголя «Арабески».
Ключевые слова: Н.В. Гоголь, «Арабески», сборни к, ци кл, кни га
Специфика писательского таланта Н.В. Гоголя во многом обусловлена особенностями его личности, проявившимися, в частности, в устойчивом стремлении не ограничивать поле своей общественной деятельности сугубо литературным творчеством. По верному утверждению К.В. Мочульского, Гоголь был «не только вели ким художни -ком: он был уч телем нравственност , хр ст анск м подв жн -ком»1. По-видимому, и сам Гоголь понимал это свойство своей натуры, в одном из писем к матери он просит: «Старайтесь лучше видеть во мне христианина и человека, чем литератора» [12, 326]2.
Многочисленные биографы писателя обращают внимание на разносторонность его интересов, проявившуюся уже в самые ранние годы3. Так, еще в детстве под влиянием отца пробуждается интерес Гоголя к поэзи и и театру. Во время учебы в Нежинском лицее он активно участвует в спектаклях, с особенным успехом исполняя комические роли, играет на скрипке, пробует себя в различных литературных жанрах (пишет элегические стихотворения, трагедии, историческую поэму, повесть). Вместе с товарищами выписывает в складчину журналы, принимает участие в издании лицейского рукописного журнала. Гоголь пробует себя как ж воп сец, кн жный граф к, театральный декоратор. Пр ехав в Петербург, он продолжает занят я ж воп сью в вечерних классах Академии художеств. Об активном и нтересе Гоголя ко всем сферам искусства говорит и тот факт, что во время своего пре-
1 Мочульский К.В. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М. : Республика, 1995. С. 7.
2 Здесь и далее цит. по: Гоголь Н.В. Полн. собр. соч.: в 14 т. М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1937-1952 (с указанием тома и страницы в тексте статьи).
3 См. об этом подробнее: Машинский С.И. Художественный мир Гоголя. М. : Просвещение, 1971; Манн Ю.В. Гоголь. Труды и дни: 1809-1845. М. : Аспект Пресс, 2004; Мочульский К.В. Указ. соч. и др.
Русская классика: динамика художественных систем
бывания в Риме, он изучает памятники архитектуры и скульптуры, живописи старых мастеров, знакомится со многими русскими художниками .
Гоголь был одно время серьезно увлечен мечтами о государственной службе, отдал много времени и сил педагогической деятельности . В 1834 году, будучи уже известным русским писателем, имея за плечами «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», он занял должность адъюнкта по кафедре истории в Петербургском универси -тете. В это время Гоголь вынашивал гранд иозные планы: мечтал о создании многотомной «Истории Малороссии», замышлял написать «Историю средних веков», готовил к печати громадный труд «Земля и люд », работу «О духе характере народной поэз славянск х народов». С.И. Маш нск й так характер зует научный уровень работ п -сателя: «Дошедшие фрагменты исторических исследований Гоголя говорят о серьезност его научных нтересов. Намерен я Гоголя создать ряд крупных работ в област стор отнюдь не был бахвальством, как утверждал некоторые мемуар сты»4. По мнен ю сследо-вателя, в сво х стор ческ х работах Гоголь стоял на уровне передовых дей европейской стор ограф .
Гоголь прояв л себя как рел г озный мысл тель. Во второй полов не ж зн ему нач нает казаться, что он пророк, святой, почт мессия. В письме к Данилевскому он пишет: «Властью высшей облечено отныне мое слово» [11, 343]. Отсюда путь, подсказанный ему христианским сознанием, - путь поучения и нравственного влияния на современников. У максималиста Гоголя зарождаются «исполинские замыслы на что-то вроде вселенского учительства» [11, 221].
Изначально Гоголь был вдохновляем уверенностью в своем «служении» людям, мечтал о подвиге, о своей особенной мисси и. На свою л тературную работу он смотрел как на государственную службу. Писатель, по Гоголю, призван служить своему отечеству, быть добрым граждан ном усердным работн ком. Искусство, л тература, эстети ка не автономны; существование их оправдывается только пользой, которую они приносят человечеству. Сам Гоголь говорил: «Рожден я вовсе не затем, чтобы произвести эпоху в области литературной <.. .> Дело мое - душа и прочное дело жизни» [11, 236].
Многообраз е в дов общественной деятельност , пр влекавш х вел кого художн ка, дает основан е говор ть об ун версальност как основной черте его л чност , которая, по-в д мому, являет собой особую форму выражен я самосознан я собственной ген альност
4 Машинский С.И. Художественный мир Гоголя. С. 149.
Русская классика: динамика художественных систем
основу специфической психологической цельности: «Предмет у меня был всегда один и тот же: предмет у меня был - жизнь, а не что другое. Жизнь я преследовал в ее действительности, а не в мечтах воображения, и пришел к тому, кто есть источник жизни » [12, 223].
В л тературном творчестве ун версальный характер гоголевской личности проявился в замеченном Г. А. Гуковским стремлении осмыс-л ть ж знь во всех ее проявлен ях сразу. По мнен ю сследователя, писатель «не двигался от одного произведения к другому, но как бы в едином длящемся мгновении обнял сразу всю сумму своих художественных идей <...> он предстал истории разом весь, во всем своем
5
величии» .
В гоголевском ун версал зме скусство л тература подпочвен-но соприкасались с наукой и философией. Писатель с особым уважен ем говор т о «вел к х поэтах, которые соед няют в себе ф лосо-фа, поэта, стор ка, которые выпытал пр роду человека, прон к-л м нувшее прозрел будущее, которых глагол слыш тся всем народом» [8, 236]. Таков идеальный художни к по Гоголю, утверждавшему: «Друг мой, храни вас Бог от односторонности: с нею всюду человек про зведет зло: в л тературе, на службе, в семье, в свете, словом - везде » [11, 146].
Впервые ярко и полно универсальность гоголевской личности проявилась в сборнике «Арабески», вышедшем из печати в начале 1835 г. В него вошл про зведен я, над которым Гоголь работал одновременно с повестям , состав вш м «М ргород».
На первый взгляд, в «Арабеск » Гоголь просто включ л те художественные повест , которые не вошл в «М ргород», а заодно л -тературно-кр т ческ е стать , эссе на ф лософск е рел г озные темы, собрав все в пеструю кучу.
Тем не менее «Арабеск » - не случайное здан е мевш хся под рукой про зведен й, а результат целенаправленного творчества: п са-тель долго раздумывал над составом сборн ка. Содержан е кн г слож лось не сразу, план ее несколько раз менялся.
У «Арабесок» самая странная судьба з всех гоголевск х сборн -ков. Он на менее сред н х зученный, долгое время даже не воспр -нимавши йся как сборник. Сам Гоголь положил этому начало, когда «и зъял» три повести из «Арабесок» и поместил их в позже в 3 том своего собран я соч нен й, тем самым дав основан я л тературоведам рассматривать их в составе «петербургского» цикла. Статьи из «Арабесок» пр влекаются, когда речь дет об эстет ческ х, стор ческ х
5 Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. М. ; Л. : Худож. лит., 1959. С. 26.
Русская классика: динамика художественных систем
взглядах писателя или о его мировоззрени и. Таким образом, художественные и нехудожественные произведения, вошедшие в сборник, анализируются, как правило, изолированно друг от друга.
В изученной нами литературе не встретилось специ ального анализа сборника как художественно целостного произведения со своей особой композ ц ей структурным пр нц пам . В то же время сследовател часто говорят о возможност такого подхода к его нтерпретац .
Т ак, можно встретить указания на идейно-тематическое единство «Арабесок». Например, H.A. Котляревский считает, что в основе идейного содержания сборника лежит «мысль о борьбе художника с прозой жизни <...> которая почти всегда кончается гибелью дерзкого, возмутившегося против действительности человека»6. И.М. Губарев утверждает, что сборник объединяет «резко отрицательное отношение к современному феодально-капиталистическому миру» и противопоставление ему «мира прекрасного и народной жизни »7. Главным способом обнаружения ведущей идеи исследователь считает композици -онный при нци п антитезы: «Гоголь не расположил повести рядом, а размест л х по всему сборн ку, так что гранд озные карт ны, ол це-творяющие жизнь великих эпох человечества <...> оказались рядом с зар совкам мелочно-суетл вой фантаст чной по своей нелепост петербургской действительности»8. В контрастности этих картин, по мнен ю И.М. Губарева, воплощается кр т ческ й пафос «Арабесок»: «Помещая рядом прекрасное и уродливое, гармоничную личность античного мира и “раздробленные характеры” призрачного Петербурга, Гоголь заставляет сами эти картины кричать и изобличать»9.
Еще более важными представляются нам рассуждения о единстве сборн ка на более глубоком, эстет ческом уровне. Так, по мнен ю И.В. Карташовой, художественная форма «Арабесок» может быть вос-пр нята как выражен е романт ческого м роощущен я х автора: «Собрание отдельных произведений, объединенных единой мыслью, но разнообразных, отмеченных резкой нд в дуальностью, по мысл романтиков, должно было наглядно раскрыть идею единства и бесконечности развития жизни. Каждое произведение цикла представляло собой как бы эск з отдельного явлен я, отдельную мелод ю, фраг-
6 Котляревский НА. Николай Васильевич Гоголь, 1829-1842: Очерк из истории русской повести и драмы. 4-е испр. изд. Пг. : Типография М.М. Стасюлевича, 1915. С. 163.
7 Губарев ИМ. «Петербургские повести» Гоголя. Ростов н/Д : Ростовское кн. изд-во, 1968. С. 24.
8 Там же. С. 32.
9 Там же. С. 33.
Русская классика: динамика художественных систем
мент, и все вместе составляли целостную “симфонию”. С другой стороны, отрывочность, внутренняя незавершенность фрагмента отвечали романтическим представлениям о мире как процессе вечного ста-10
новления и развития» .
По мнен ю друг х сследователей, эстет ческая поз ц я Гоголя в период работы над сборником была более сложной. В.В. Гиппиус замечает: «Статья о Брюллове утверждает другой эстет ческ й деал, чем статья о Пушкине <.> Оба идеала совмещались в сознании Гоголя, сам он в процессе собственного художественного разв т я пытался их сочетать»11. И.М. Губарев также видит в «Арабесках» проек-ц ю прот вореч вого внутреннего м ра п сателя: «С одной стороны в них отразились великие искания <...> проникновение великого реали -ста в будущее, а с другой - консервативные взгляды и реакционные иде и, связывающие его с прошлым»12.
Несколько иначе объясняет «пестроту» «Арабесок» С.И. Машин-ск й. Исследователь рассматр вает сборн к как кн гу, в которой проявилась универсальность гоголевской личности: «...статьи и повести посвящены весьма обширному кругу тем, внешне никак между собой не связанных. И, однако же, острая, пытливая мысль Г оголя, его индивидуальность, его мировосприятие, его взгляд на историю и современность выражены здесь с уд в тельной цельностью, оказываются в данном случае тем цементирующим началом, которое связывает во-ед но все про зведен я сборн ка превращает х в целостную кн -гу»13. Ю.В. Манн интерпретирует создание сборника как акт, нацеленный на обретен е цельного м ровоззрен я: «В кр з сном 1833-м Гоголь всем помыслам стрем лся к увес стому, цельному, объемному произведению, преодолевающему раздробленность и отрывочность»14. По мысл сследователя, сложный состав сборн ка оказывается осо-
бой, специфической формой проявления тенденции к внутренней упо-рядоченност гоголевского сознан я.
Так м образом, мы ув дел определенные расхожден я между сследователям , пытавш м ся осмысл ть художественную пр роду «пестроты» «Арабесок». При этом следует отметить, что практически все эт поз ц не подкрепляются спец альным анал зом про зведе-
10 Карташова И.В. Гоголь и романтизм. Калинин : Изд-во Калинин. гос. ун-та, 1975. С. 56.
11 Гиппиус В.В. Творческий путь Г оголя // Г иппиус В.В. От Пушкина до Блока. М. : Аграф, 1966. С. 89.
12 Губарев ИМ. «Петербургские повести» Гоголя. С. 24-25.
13 Машинский С.И. Художественный мир Гоголя. С. 147.
14Манн Ю.В. Гоголь. Труды и дни: 1809-1845. С. 329.
Русская классика: динамика художественных систем
н й, вошедш х в сборн к, в х соотнесенност друг с другом, а потому носят характер декларативный и нуждаются в проверке.
Наконец, заметно разнореч е в определен самой жанровой формы «Арабесок».
Г.А. Гуковск й рассматр вает «Арабеск » в контексте свойственного Гоголю тяготен я к ц кл зац , проявляющегося в стремлен «к ассоц ат вному выходу за пределы замкнутого про зведе-ния, к образованию существенных смыслов как бы между произведениями , в отношениях произведений, в их совокупности, в образе, по-строяемом читателем из их системы»15. По мысли исследователя, процесс создан я ц кла был для Гоголя спец ф ческ м способом обретения цельности образа мира в его противоречивом единстве: «Стремлен е Гоголя к ц кл зац , к преодолен ю отдельност про зведен я было так с льно, что оно могло перехлестнуть через гран цы художественного творчества, образовав неож данное весьма редкостное единство сборника “Арабески”»16. И.В. Карташова также сближает «Арабеск » с ц клом. По ее мнен ю, гоголевск е сборн к первой полов ны 1830-х годов представляют собой целостные дейно-художественные ед нства, орган зованные одной мыслью. Отдельные про зведен я, входящ е в х состав, получают свое значен е прежде
17
всего по отношен ю ко всему поэт ческому целому .
И.М. Губарев называет «Арабески» сборником18. Этот же термин предпочитает Ю.В. Манн19.
С.И. Машинский рассматривает «Арабески» как «целостную кни-гу»20. Аналогично обозначает жанр интересующего нас произведения В.В. Гиппиус21.
Так м образом, нам выявлено разнореч е в определен жанровой формы «Арабесок»: их называют то сборником (И.М. Губарев, Ю.В. Манн), то кни гой (С. Машински й, В. Гиппиус), то ци клом (И.В. Карташова), то вперемешку используют определения «сборник» и «ци кл» (Г. А. Гуковский). Однако сам выбор обозначения восприни -мается как произвольный, поскольку исследователи ограничиваются рассужден ям о ед нстве дей, мот вов, образов в «Арабесках», но не заостряют внимания на жанровом аспекте проблемы специально.
15 Гуковский ГА. Реализм Гоголя. С. 27.
16 Там же. С. 26.
17 КарташоваИ.В. Гоголь и романтизм. С. 58.
18 Губарев И.М. «Петербургские повести» Гоголя. С. 32.
19Манн Ю.В. Гоголь. Труды и дни: 1809-1845. С. 329.
20 Машинский С.И. Художественный мир Гоголя. С. 147.
21 Гиппиус В. Гоголь. С. 40.
Русская классика: динамика художественных систем
Между тем цикл, сборник, книга - разные жанровые образования, представляющ е собой художественные ед нства разного уровня.
Нам думается, что менно жанровый анал з позвол т глубже осознать пр роду ед нства «Арабесок» как художественного целого, выяв ть с стемный характер вза мосвяз всех составляющ х это целое элементов, начиная с пафоса и заканчивая элементами поэтики.