УДК 372. 874. Д 13
Д. Л. ДЛВАЛЁВЛ
Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д. И. Менделеева
ПРОБЛЕМА
ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА В ТРУДАХ ЕВРОПЕЙСКОЙ И РУССКОЙ ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
В статье рассмотрены различные трактовки понятия «художественный вкус» в трудах представителей русской и европейской философско-педагогической мысли. Особо отмечаются условия его формирования, такие как активное приобщение учащихся к высоким образцам изобразительного искусства, компетентное руководство со стороны педагога, художественно-творческая деятельность.
Ключевые слова: вкус, художественный вкус, искусство, философия.
Одной из задач современного художественного образования является совершенствование личности учащегося, его непрерывное общекультурное развитие. Известно, что художественная культура личности проявляется в интересе к искусству, увлеченности художественным творчеством, в наличии знаний об искусстве и умении применять их в практической деятельности, в самостоятельных суждениях, взглядах по отношению к произведениям искусства, их художественной ценности, а также художественном вкусе.
В деле формирования культурной личности одной из ключевых является проблема воспитания художественного вкуса, необходимого для полноценного развития личности, который служит ориентиром в освоении искусства, прививает принципы овладения художественным опытом и от степени развития которого зависит ее творческая направленность.
Решение задачи по формированию художественного вкуса учащихся вызывает необходимость, прежде всего, выяснить смысловое значение данного понятия, изучить теоретические взгляды на данную проблему, сложившиеся в трудах европейской и русской философии.
Изучением проблемы развития художественного вкуса личности занимаются представители разных наук: философии, психологии, педагогики и других. Философы давно осознали потребность в выявлении некоторой категории, обусловливающей способность человека оценивать и воспринимать объекты красоты и искусства. В XVI веке для обозначения этой категории стали использовать термин «вкус».
Одно из первых употреблений термина «вкус» в эстетическом смысле принадлежит испанскому мыслителю Грасиану-и-Моралес, который дал толчок к развитию этого понятия. В трактате «Настольный предсказатель» в 1647 году Грасиан-и-Моралес указал на три способности человеческого познания: творческий дух, суждение и «превосходный» вкус, который относился к познанию прекрасного в оценке произведений искусства [1, с. 258].
Много внимания вопросам вкуса уделяли и английские философы XVIII в. Так, Фрэнсис Хатчесон, разрабатывая теоретические проблемы красоты и
гармонии, обращается и к вопросам критицизма. Философ, данный термин отождествляет с понятием художественный вкус, то есть оценкой и анализом произведений искусства [2, с. 114—116].
Известный английский философ и психолог Давид Юм посвятил вкусу специальный очерк «О норме вкуса». Вкус представлен им как способность различать прекрасное и безобразное в природе и в искусстве. Давид Юм отмечает, что вкус вырабатывается и воспитывается в процессе длительного общения с общепризнанными образцами высокого искусства, который становится, в конце концов, «нормой вкуса». Именно личность, с тонким чувством, обогащенная опытом, способна пользоваться методом сравнения, высказывать суждения, которые и будут истинной нормой вкуса и прекрасного [3, с. 153].
Определенный итог многочисленным дискуссиям своего времени о вкусе подвел в середине XVIII в. французский философ Вольтер, в одноименной статье. Словом «вкус» обозначается чувствительность к прекрасному и уродливому в искусствах, «художественный вкус чувствен и падок на хорошее, и нетерпим к дурному». Причем у Вольтера речь везде идет именно о художественном вкусе, то есть об отношении к прекрасному в искусстве. Человек с развитым вкусом мгновенно определяет красоту, «видит и понимает» ее и наслаждается ею. Высокий художественный вкус отчасти является врожденным, отчасти воспитывается в течение продолжительного времени на красоте природы и истинных произведениях искусства. Истинным вкусом, по мнению философа, обладает только очень ограниченное число знатоков и ценителей искусства, сознательно воспитавших его в себе. Основная же масса людей, обыватели, лишены вкуса, так как, несмотря на врожденные задатки вкуса, у них просто нет времени и реальных возможностей воспитывать его в себе [4, с. 267 — 279].
Следует отметить, что взгляды Вольтера и его современника Ж. Ж. Руссо по вышеуказанной проблеме являются схожими. Ж. Ж. Руссо отмечал, что чувство вкуса присуще всем людям, но, в зависимости от личностных особенностей человека, от среды, в которой он живёт, развито у всех по-разному. Высокого развития вкус достигает в обществе, где воз-
можно многообразие сравнений, чему способствует наличие многообразия видов и образцов искусства. Воспитание вкуса, по его мнению, происходит через природу и искусство.
Немецкий философ и просветитель И. Г. Гердер объяснял значение понятия вкуса шире — как порядок, меру, гармонию всех способностей, который проявляется в чувствах, нравах, поступках человека. Первейшей пружиной хорошего вкуса считал воспитание, которое нужно начинать с детства. По мнению философа, лучшей школой хорошего вкуса помимо искусства является жизнь [5, с. 205 — 209].
Крупнейший представитель немецкой философии Г. Гегель, трактовал вкус с точки зрения оценочной категории, определяя его как «изощренное культурой чувство». По мнению Гегеля, художественным вкусом обладают знатоки искусства, творцы художественной культуры и признавал возможным развитие вкуса в процессе освоения искусства [6, с. 212].
Итог длительным размышлениям над проблемой вкуса подвёл И. Кант, определяя его кратко и лаконично: «способность судить о прекрасном», опираясь не на рассудок, а на чувство удовольствия или неудовольствия [7, с. 203]. При этом вкус только тогда может считаться «чистым вкусом», когда определяющее его удовольствие не подразумевает никакого утилитарного интереса [7, с. 212].
Интересна точка зрения на проблему вкуса К. Маркса, который трактует его как конкретно-ис-торическое явление, обусловленное социально-классовым положением человека. Вкус — не биологическое явление, от природы не дается и оказывается во власти социального заказа. В деле его формирования решающую роль играет окружающая действительность [8]. По мнению К. Маркса, для наслаждения искусством нужно быть художественно образованным человеком.
Проблема вкуса занимала и представителей русской философской мысли. В XX веке в русской философской и педагогической мысли к проблеме вкуса обращались А. В. Луначарский, А. В. Бакушинский, В. А. Разумный, О. В. Дивненко, С. А. Наумов, М. С. Каган, Н. Л. Коган.
В 20 — 30-е годы эта тема получила развитие в трудах А. В. Луначарского. Развитие вкуса рассматривается как важная психолого-педагогическая проблема, тесно связанная с задачей формирования нового человека, который должен обладать широкой гаммой эстетических чувств, в том числе и развитым художественным вкусом. В деле его формирования, по мнению А. В. Луначарского, главную роль могут сыграть: во-первых, школа, поскольку она позволяет обеспечить благоприятные условия для всестороннего воспитания личности; во-вторых, искусство, поскольку навыки пользования средствами искусства помогают полнее и тоньше реагировать на эстетические явления. А. В. Луначарский, указывая на необходимость изучать искусство, считает, что ознакомление с шедеврами искусства должно не быть пассивным восприятием красоты, а обязательно сопровождаться анализом художественной формы и идейного содержания произведения [9].
Теоретическое обоснование и практическая реали-зация системы художественного воспитания, в том числе и вкуса, нашли отражение в программе Единой трудовой школы, разработанной А. В. Баку-шинским и его последователями. Главными целями программы являлось воспитание творческого потенциала ребенка, восприятия и художественного вкуса [10]. Автор интегрирует понятия художественный
вкус и восприятие, тем самым подразумевая, что приём и преобразование информации об изобразительном искусстве обеспечивает уровень ориентировки в мире искусства. То есть художественный вкус — это умение на определенном уровне понимать и составлять собственное суждение о произведении искусства.
Четкое разграничение понятий художественный и эстетический вкус проводит В. А. Разумный. Философ не отождествляет, а достаточно четко разделяет эти понятия. Понятие эстетического вкуса автор объясняет, как способность сознательно судить о прекрасном и безобразном в действительности с позиций выработанных представлений. А когда предметом этой оценки становится искусство, способность высказывать ее определяется как художественный вкус. По мнению исследователя, совершенство и тонкость художественного вкуса во многом зависит от привычки к анализу художественных явлений, их осмысленному восприятию, в свою очередь развивающие и обогащающие вкус [11].
Глубоко и детально проблема формирования художественного вкуса рассматривается в трудах М. С. Кагана. Исследователь, характеризуя данное понятие, подчеркивает, что вкус, не являясь врожденным качеством человека, складывается и развивается в процессе художественного воспитания, под влиянием среды, искусства, в ходе общения воспитателей и воспитуемых. Главным средством воспитания художественного вкуса М. С. Каган считал искусство и художественную деятельность. Художественное образование, получение и углубление знаний об искусстве, а также формирование практических умений, совершенствование мастерства является основой развития вкуса, при этом подчеркивает, что вкус формируется в результате влияния на человека и самих носителей художественных ценностей [12].
В исследованиях специалистов по эстетике и эстетическому воспитанию А. Я. Зись, Н. И. Киященко, А. И. Бурова, Б. Т. Лихачева сосредотачивается внимание на анализе структуры эстетического сознания, в которую входят восприятие, потребности, оценки, переживания и чувства, взгляды, которые, в свою очередь, играют немаловажную роль в развитии художественного вкуса.
Интересной является точка зрения педагогов
Н. И. Киященко и А. И. Бурова, отмечающих, что формирование художественного вкуса (умения понимать искусство, наслаждаться им) и способность творить происходит через художественное воспитание [13]. То есть, по мнению авторов, художественный вкус — это верное восприятие или интерпретация какого-либо художественного явления и высшая степень душевного, умственного удовольствия от него.
В трудах Б. Т. Лихачева понятие вкуса рассматривается как оценочная категория, выявляется его эмоциональный характер. Вкус проявляется в оценке и формируется в процессе художественного переживания, главным в его формировании является широта общения и художественное совершенство произведений искусства. Раскрывая сложную структуру художественного вкуса, Б. Т. Лихачев основополагающим элементом называет восприятие, от полноты и яркости которого зависит сила и глубина переживаний, формирование идеалов и вкусов. Автор подчеркивает, что восприятие проявляется в способности человека вычленять в явлениях действительности и искусстве процессы, свойства, качества, пробуждаю-
щие эстетические чувства. На этой основе осуществляется освоение и присвоение художественных явлений. Человека, обладающего художественным вкусом, отличает осознанное отношение к искусству, выраженное в совокупности идей, взглядов, теорий, критериев и идеал как социально обусловленное представление о совершенной красоте в природе, в искусстве [14].
К проблеме формирования художественного вкуса в современной педагогической науке обращались И. П. Подласый, И. Ф. Харламов. В своих трудах ученые-педагоги указывали на необходимость учета психологических закономерностей развития личности в процессе воспитании средствами искусства, а также подчеркивали влияние изобразительного искусства на воспитание человека, которое зависит в определенной мере от художественного развития, достаточной подготовки и образования. Ответственным в деле обеспечения необходимой подготовки учащихся и развитии вкуса считают педагога [15].
Большое значение решению проблемы вкуса придавал Ю. К. Бабанский. Он подчеркивал, что каждый вид искусства имеет свое специфическое значение для эстетического развития школьников, в частности, в формировании художественного вкуса особая роль принадлежит прикладному искусству. В творческой деятельности школьникам предоставлена возможность выразить свои вкусы [16].
В исследованиях Т. В. Челышевой, посвященных проблемам художественного образования, задача по воспитанию художественного вкуса как психологического механизма адекватного восприятия произведений искусства, выдвигается на первый план. Формирование художественного вкуса осуществляется в процессе решения комплекса задач, включающих художественное образование (расширение знаний, умений и навыков в области искусства и развитие способностей к художественному творчеству), формирование художественного сознания, влияющего на развитие взглядов, позиций, идеалов. Решение обозначенных задач осуществляется в процессе организации разных видов художественной деятельности обучающихся, обусловленных полифункциональностью искусства [17].
Помимо научного анализа и структуры художественного вкуса в философских работах сосредотачивается внимание на типологии вкусов. Так, различия в художественных вкусах людей рассматривает Л. Н. Коган, выделяя три группы: различия здоровых и извращенных вкусов; различия развитых и неразвитых вкусов; различия внутри развитых художественных вкусов. По его мнению, неразвитой вкус отличает поверхностное, догматическое усвоение определенных взглядов, неумение применить их к оценке искусства. Неразвитой вкус характеризуется исследователем как эмпирический вкус, он неустойчив, но может быть воспитан и стать развитым. Автор подчеркивает, что различия между хорошими вкусами основываются на различиях между людьми, имеющими общие взгляды, единый идеал, тонко и верно понимающими искусство. Вместе с тем у каждого из них есть свои особенности, зависящие от личных условий жизни, эмоциональных переживаний. На избирательность вкуса могут влиять обстоятельства личной жизни, произведения, воспринятые в юности, первые «наставники», учебники в самостоятельном овладении искусством, а также личные встречи с деятелями искусства. В существовании различий нет ничего опасного, это нормальные различия во вкусах I людей. Такие различия требуют многообразия в
искусстве. Многообразие направлений, стилевых особенностей, жанров искусства может удовлетворить многообразие художественных вкусов [18].
Подводя итоги вышеизложенному, познакомившись с теоретическими изысканиями европейских и отечественных философов и педагогов, следует отметить следующее. В своих размышлениях по поводу вкуса европейские мыслители единогласны в том, что вкус вне зависимости от того, врожденный он или приобретенный, развивается лишь при условии общения с образцами искусства. Следует отметить, что большинство философов не проводят четкой грани между эстетическим и художественным вкусом, хотя Хатчесон, Вольтер, Руссо и Гегель в своих трудах говорят именно о художественном вкусе и об условиях его формирования, к которым можно отнести целенаправленное приобщение к красоте природы и искусства, и компетентное руководство со стороны педагога.
В русской философско-педагогической мысли проблема вкуса рассматривается на разных уровнях. Одни исследователи ограничиваются определением понятия «художественный вкус», характеризуя его как умение понимать и высказывать суждение об искусстве, другие идут дальше, рассматривая структуру и механизм его формирования, в основе которого лежит процесс развития восприятия, активного освоения и присвоения художественных явлений, а также приобщения к художественному творчеству. В отдельных трудах мы видим попытки дать типологическое обоснование художественному вкусу.
Следовательно, формирование художественного вкуса, которое взаимосвязано со способностью тонко и полно чувствовать, видеть, переживать и оценивать прекрасное, невозможно без целенаправленного взаимодействия с лучшими образцами изобразительного искусства и синтеза интеллектуально-познавательной, эмоциональной и практической деятельности учащихся.
Изучение сущности понятия художественный вкус и теоретических изысканий в этой области открывают широкие перспективы для совершенствования процесса художественного образования и необходимы педагогу для осознанного воздействия на художественные вкусы учащихся в процессе обучения изобразительному искусству.
Библиографический список
1. Лосев, А. Ф. История эстетических категорий [Текст] /
A. Ф. Лосев, В. П. Шестаков. — М.: Искусство, 1965. — 374 с.
2. Абрамов, М. А. Шотландская философия века Просвещения [Текст] / М. А. Абрамов. — М. : Ифран, 2000. — 353 с.
3. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли [Текст] Т. 2. — М.: Искусство, 1964. — 835 с.
4. Вольтер, Ф. М. Эстетика: статьи, письма, предисловия и рассуждения [Текст] / Ф. М. Вольтер; сост., вступ. ст. и коммент.
B. Я. Бахмутского ; пер. Л. Зониной и Н. Наумова ; науч. ред. О. Д. Андреева. — М.: Искусство, 1974. — 390 с.
5. Идеи эстетического воспитания в философии и педагогике XVII — XIX в. [Текст]: антология в 2 т. — М.: Искусство, 1973. — 367 с.
6. Гегель, Г. В. Ф. Работы разных лет [Текст]. В 2 т. Т. 1 / Г. В. Ф. Гегель. - М. : Мысль, 1972. - 668 с.
7. Кант, И. Сочинения [Текст] В 6 т. Т. 5. / И. Кант. — М. : Мысль, 1966. — 564 с.
8. Маркс, К. Сочинения [Текст]. В 20 т. Т. 18. / К. Маркс, Ф. Энгельс. — М. : Госполитиздат, 1961. — 807 с.
9. Северикова, Н. М. Луначарский о воспитании [Текст] / Н. М. Северикова. — М.: Высшая школа, 1990. — 190 с.
10. Программа и методические записки Единой трудовой школы [Текст] / Вып. 1. Городские и сельские школы. — М.-Л. : Гос. изд-во, 1927. — 304 с.
11. Разумный, В. А. О хорошем художественном вкусе [Текст] / В. А. Разумный. — М.: Госполитиздат, 1961. — 64 с.
12. Каган, М. С. Эстетика как философская наука: унив. курс лекций [Текст] / М. С. Каган. — СПб. : ТК Петрополис, 1997. — 543 с.
13. Киященко, Н. И. Вопросы формирования системы эстетического воспитания в СССР [Текст] / Н. И. Киященко. — М.: Искусство. 1971. — 136 с.
14. Лихачев, Б. Т. Простые истины воспитания [Текст] / Под ред. Ю. К. Бабанского. — М.: Педагогика, 1983. — 192 с.
15. Подласый, И. П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов : учеб. пособие для вузов [Текст] / И. П. Подласый. — М.: Владос-пресс, 2004. — 365 с.
16. Педагогика [Текст] / Под редакцией Ю. К. Бабанского. — М.: Просвещение, 1983. — 608 с.
17. Челышева, Т. В. Непрерывное художественное образование как целостная образовательная система: теоретические аспекты [Текст] / Т. В. Челышева. — М.: АПКиПРО, 2001. — 128 с.
18. Коган, Л. Н. Художественный вкус [Текст] / Л Н. Коган. — М.: Мысль, 1966. - 213 с.
ДАВАЛЁВА Дина Акрамовна, преподаватель кафедры художественного образования и методики преподавания изобразительного искусства.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 08.11.2010 г.
© Д. А. Давалёва
Информация
V Всероссийский конкурс книжной иллюстрации «ОБРАЗ КНИГИ»
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям совместно с отделением «Книжная графика» Ассоциации художников графических искусств Московского Союза художников начинает прием работ для участия в IV Всероссийском конкурсе книжной иллюстрации «ОБРАЗ КНИГИ».
На конкурс выдвигаются книжные иллюстрации, созданные за последний год, а также творческие работы, длительное время не публиковавшиеся по тем или иным, в том числе не зависящим от автора причинам.
Работы на конкурс принимаются с 25 мая по 1 августа 2011 г. включительно.
Выдвижение иллюстраций на конкурс производится художниками-иллюстраторами, издательствами и издающими организациями, редакциями профильных газет и журналов, творческими союзами.
Конкурс проводится по следующим номинациям:
1. Лучшие иллюстрации к произведениям художественной литературы:
• награждаются работы художника к произведениям отечественной и мировой художественной литературы (проза, поэзия, драматургия) разных периодов — фольклора, классической и современной.
2. Лучшие иллюстрации к произведениям для детей и юношества:
• награждаются работы художника к произведениям отечественной и мировой детско-юношеской художественной литературы (проза, поэзия, драматургия) разных периодов — фольклора, классической и современной.
3. Лучшие иллюстрации к NON-FICTION:
• награждаются работы художника к научно-познавательным, учебным и другим книгам, не связанным с литературными произведениями.
4. Дизайн книги:
• награждаются работы художника-дизайнера за лучшую концепцию оформления отдельной книги или серии книг, а также за создание самой интересной, оригинальной и красивой книжно обложки.
5. Авторская книга:
• награждается художник — автор всего проекта: идеи, текста и иллюстраций в книге.
6. Новые имена в книжной иллюстрации:
• награждается самый яркий из молодых художников (не старше 35 лет).
7. «Явление» (Гран-при):
• награду получает особо выдающаяся работа, которая продолжает традицию русского книжного искусства, а именно: является произведением графического искусства высокого художественного уровня, отличается профессиональным мастерством исполнения, яркостью образа, глубиной раскрытия литературного произведения.
Иллюстрации и все необходимые материалы к ним направляются в Управление периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям с пометкой «Конкурс "Образ книги"» (127994, Москва, Страстной бульвар, д. 5, тел. 629-07-25,629-25-77 6290804,62992-26), иллюстрации в электронном виде направляются на электронную почту [email protected].
Победители конкурса (художники-иллюстраторы) в каждой номинации награждаются дипломами и памятными призами, номинанты — Почетными грамотами. Вручение наград победителям IV Всероссийского конкурса книжной иллюстрации «Образ книги» состоится на XXIV Московской международной книжной ярмарке (ВВЦ, 7-12 сентября 2011 г.)
Результаты конкурса публикуются в печати, а также на сайте Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям:
http://www.fapmc.ru/magnoliaPublic/rospechat/newsandevents/newsagency/201 l/06/item4.html
Источник: http://www.rsci.ru/grants/grant_news/286/229776.php (дата обращения: 17.06.11).
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (98) 2011 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ