Научная статья на тему 'Проблема художественного вкуса в трудах европейской и русской философско-педагогической мысли'

Проблема художественного вкуса в трудах европейской и русской философско-педагогической мысли Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1148
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВКУС / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВКУС / ИСКУССТВО / ФИЛОСОФИЯ / TASTE / ART TASTE / ART / PHILOSOPHY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Давалёва Дина Акрамовна

В статье рассмотрены различные трактовки понятия «художественный вкус» в трудах представителей русской и европейской философско-педагогической мысли. Особо отмечаются условия его формирования, такие как активное приобщение учащихся к высоким образцам изобразительного искусства, компетентное руководство со стороны педагога, художественно-творческая деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of art taste in works of European and Russian philosophical and pedagogical thoughts

This article deals with the various interpretations of the concept «art taste» in works of Russian and European philosophical and pedagogical thoughts representatives. The conditions of the concept formation as active familiarizing of pupils with high images of the fine arts, the teacher's competent management, and art creative activity.

Текст научной работы на тему «Проблема художественного вкуса в трудах европейской и русской философско-педагогической мысли»

УДК 372. 874. Д 13

Д. Л. ДЛВАЛЁВЛ

Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д. И. Менделеева

ПРОБЛЕМА

ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА В ТРУДАХ ЕВРОПЕЙСКОЙ И РУССКОЙ ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

В статье рассмотрены различные трактовки понятия «художественный вкус» в трудах представителей русской и европейской философско-педагогической мысли. Особо отмечаются условия его формирования, такие как активное приобщение учащихся к высоким образцам изобразительного искусства, компетентное руководство со стороны педагога, художественно-творческая деятельность.

Ключевые слова: вкус, художественный вкус, искусство, философия.

Одной из задач современного художественного образования является совершенствование личности учащегося, его непрерывное общекультурное развитие. Известно, что художественная культура личности проявляется в интересе к искусству, увлеченности художественным творчеством, в наличии знаний об искусстве и умении применять их в практической деятельности, в самостоятельных суждениях, взглядах по отношению к произведениям искусства, их художественной ценности, а также художественном вкусе.

В деле формирования культурной личности одной из ключевых является проблема воспитания художественного вкуса, необходимого для полноценного развития личности, который служит ориентиром в освоении искусства, прививает принципы овладения художественным опытом и от степени развития которого зависит ее творческая направленность.

Решение задачи по формированию художественного вкуса учащихся вызывает необходимость, прежде всего, выяснить смысловое значение данного понятия, изучить теоретические взгляды на данную проблему, сложившиеся в трудах европейской и русской философии.

Изучением проблемы развития художественного вкуса личности занимаются представители разных наук: философии, психологии, педагогики и других. Философы давно осознали потребность в выявлении некоторой категории, обусловливающей способность человека оценивать и воспринимать объекты красоты и искусства. В XVI веке для обозначения этой категории стали использовать термин «вкус».

Одно из первых употреблений термина «вкус» в эстетическом смысле принадлежит испанскому мыслителю Грасиану-и-Моралес, который дал толчок к развитию этого понятия. В трактате «Настольный предсказатель» в 1647 году Грасиан-и-Моралес указал на три способности человеческого познания: творческий дух, суждение и «превосходный» вкус, который относился к познанию прекрасного в оценке произведений искусства [1, с. 258].

Много внимания вопросам вкуса уделяли и английские философы XVIII в. Так, Фрэнсис Хатчесон, разрабатывая теоретические проблемы красоты и

гармонии, обращается и к вопросам критицизма. Философ, данный термин отождествляет с понятием художественный вкус, то есть оценкой и анализом произведений искусства [2, с. 114—116].

Известный английский философ и психолог Давид Юм посвятил вкусу специальный очерк «О норме вкуса». Вкус представлен им как способность различать прекрасное и безобразное в природе и в искусстве. Давид Юм отмечает, что вкус вырабатывается и воспитывается в процессе длительного общения с общепризнанными образцами высокого искусства, который становится, в конце концов, «нормой вкуса». Именно личность, с тонким чувством, обогащенная опытом, способна пользоваться методом сравнения, высказывать суждения, которые и будут истинной нормой вкуса и прекрасного [3, с. 153].

Определенный итог многочисленным дискуссиям своего времени о вкусе подвел в середине XVIII в. французский философ Вольтер, в одноименной статье. Словом «вкус» обозначается чувствительность к прекрасному и уродливому в искусствах, «художественный вкус чувствен и падок на хорошее, и нетерпим к дурному». Причем у Вольтера речь везде идет именно о художественном вкусе, то есть об отношении к прекрасному в искусстве. Человек с развитым вкусом мгновенно определяет красоту, «видит и понимает» ее и наслаждается ею. Высокий художественный вкус отчасти является врожденным, отчасти воспитывается в течение продолжительного времени на красоте природы и истинных произведениях искусства. Истинным вкусом, по мнению философа, обладает только очень ограниченное число знатоков и ценителей искусства, сознательно воспитавших его в себе. Основная же масса людей, обыватели, лишены вкуса, так как, несмотря на врожденные задатки вкуса, у них просто нет времени и реальных возможностей воспитывать его в себе [4, с. 267 — 279].

Следует отметить, что взгляды Вольтера и его современника Ж. Ж. Руссо по вышеуказанной проблеме являются схожими. Ж. Ж. Руссо отмечал, что чувство вкуса присуще всем людям, но, в зависимости от личностных особенностей человека, от среды, в которой он живёт, развито у всех по-разному. Высокого развития вкус достигает в обществе, где воз-

можно многообразие сравнений, чему способствует наличие многообразия видов и образцов искусства. Воспитание вкуса, по его мнению, происходит через природу и искусство.

Немецкий философ и просветитель И. Г. Гердер объяснял значение понятия вкуса шире — как порядок, меру, гармонию всех способностей, который проявляется в чувствах, нравах, поступках человека. Первейшей пружиной хорошего вкуса считал воспитание, которое нужно начинать с детства. По мнению философа, лучшей школой хорошего вкуса помимо искусства является жизнь [5, с. 205 — 209].

Крупнейший представитель немецкой философии Г. Гегель, трактовал вкус с точки зрения оценочной категории, определяя его как «изощренное культурой чувство». По мнению Гегеля, художественным вкусом обладают знатоки искусства, творцы художественной культуры и признавал возможным развитие вкуса в процессе освоения искусства [6, с. 212].

Итог длительным размышлениям над проблемой вкуса подвёл И. Кант, определяя его кратко и лаконично: «способность судить о прекрасном», опираясь не на рассудок, а на чувство удовольствия или неудовольствия [7, с. 203]. При этом вкус только тогда может считаться «чистым вкусом», когда определяющее его удовольствие не подразумевает никакого утилитарного интереса [7, с. 212].

Интересна точка зрения на проблему вкуса К. Маркса, который трактует его как конкретно-ис-торическое явление, обусловленное социально-классовым положением человека. Вкус — не биологическое явление, от природы не дается и оказывается во власти социального заказа. В деле его формирования решающую роль играет окружающая действительность [8]. По мнению К. Маркса, для наслаждения искусством нужно быть художественно образованным человеком.

Проблема вкуса занимала и представителей русской философской мысли. В XX веке в русской философской и педагогической мысли к проблеме вкуса обращались А. В. Луначарский, А. В. Бакушинский, В. А. Разумный, О. В. Дивненко, С. А. Наумов, М. С. Каган, Н. Л. Коган.

В 20 — 30-е годы эта тема получила развитие в трудах А. В. Луначарского. Развитие вкуса рассматривается как важная психолого-педагогическая проблема, тесно связанная с задачей формирования нового человека, который должен обладать широкой гаммой эстетических чувств, в том числе и развитым художественным вкусом. В деле его формирования, по мнению А. В. Луначарского, главную роль могут сыграть: во-первых, школа, поскольку она позволяет обеспечить благоприятные условия для всестороннего воспитания личности; во-вторых, искусство, поскольку навыки пользования средствами искусства помогают полнее и тоньше реагировать на эстетические явления. А. В. Луначарский, указывая на необходимость изучать искусство, считает, что ознакомление с шедеврами искусства должно не быть пассивным восприятием красоты, а обязательно сопровождаться анализом художественной формы и идейного содержания произведения [9].

Теоретическое обоснование и практическая реали-зация системы художественного воспитания, в том числе и вкуса, нашли отражение в программе Единой трудовой школы, разработанной А. В. Баку-шинским и его последователями. Главными целями программы являлось воспитание творческого потенциала ребенка, восприятия и художественного вкуса [10]. Автор интегрирует понятия художественный

вкус и восприятие, тем самым подразумевая, что приём и преобразование информации об изобразительном искусстве обеспечивает уровень ориентировки в мире искусства. То есть художественный вкус — это умение на определенном уровне понимать и составлять собственное суждение о произведении искусства.

Четкое разграничение понятий художественный и эстетический вкус проводит В. А. Разумный. Философ не отождествляет, а достаточно четко разделяет эти понятия. Понятие эстетического вкуса автор объясняет, как способность сознательно судить о прекрасном и безобразном в действительности с позиций выработанных представлений. А когда предметом этой оценки становится искусство, способность высказывать ее определяется как художественный вкус. По мнению исследователя, совершенство и тонкость художественного вкуса во многом зависит от привычки к анализу художественных явлений, их осмысленному восприятию, в свою очередь развивающие и обогащающие вкус [11].

Глубоко и детально проблема формирования художественного вкуса рассматривается в трудах М. С. Кагана. Исследователь, характеризуя данное понятие, подчеркивает, что вкус, не являясь врожденным качеством человека, складывается и развивается в процессе художественного воспитания, под влиянием среды, искусства, в ходе общения воспитателей и воспитуемых. Главным средством воспитания художественного вкуса М. С. Каган считал искусство и художественную деятельность. Художественное образование, получение и углубление знаний об искусстве, а также формирование практических умений, совершенствование мастерства является основой развития вкуса, при этом подчеркивает, что вкус формируется в результате влияния на человека и самих носителей художественных ценностей [12].

В исследованиях специалистов по эстетике и эстетическому воспитанию А. Я. Зись, Н. И. Киященко, А. И. Бурова, Б. Т. Лихачева сосредотачивается внимание на анализе структуры эстетического сознания, в которую входят восприятие, потребности, оценки, переживания и чувства, взгляды, которые, в свою очередь, играют немаловажную роль в развитии художественного вкуса.

Интересной является точка зрения педагогов

Н. И. Киященко и А. И. Бурова, отмечающих, что формирование художественного вкуса (умения понимать искусство, наслаждаться им) и способность творить происходит через художественное воспитание [13]. То есть, по мнению авторов, художественный вкус — это верное восприятие или интерпретация какого-либо художественного явления и высшая степень душевного, умственного удовольствия от него.

В трудах Б. Т. Лихачева понятие вкуса рассматривается как оценочная категория, выявляется его эмоциональный характер. Вкус проявляется в оценке и формируется в процессе художественного переживания, главным в его формировании является широта общения и художественное совершенство произведений искусства. Раскрывая сложную структуру художественного вкуса, Б. Т. Лихачев основополагающим элементом называет восприятие, от полноты и яркости которого зависит сила и глубина переживаний, формирование идеалов и вкусов. Автор подчеркивает, что восприятие проявляется в способности человека вычленять в явлениях действительности и искусстве процессы, свойства, качества, пробуждаю-

щие эстетические чувства. На этой основе осуществляется освоение и присвоение художественных явлений. Человека, обладающего художественным вкусом, отличает осознанное отношение к искусству, выраженное в совокупности идей, взглядов, теорий, критериев и идеал как социально обусловленное представление о совершенной красоте в природе, в искусстве [14].

К проблеме формирования художественного вкуса в современной педагогической науке обращались И. П. Подласый, И. Ф. Харламов. В своих трудах ученые-педагоги указывали на необходимость учета психологических закономерностей развития личности в процессе воспитании средствами искусства, а также подчеркивали влияние изобразительного искусства на воспитание человека, которое зависит в определенной мере от художественного развития, достаточной подготовки и образования. Ответственным в деле обеспечения необходимой подготовки учащихся и развитии вкуса считают педагога [15].

Большое значение решению проблемы вкуса придавал Ю. К. Бабанский. Он подчеркивал, что каждый вид искусства имеет свое специфическое значение для эстетического развития школьников, в частности, в формировании художественного вкуса особая роль принадлежит прикладному искусству. В творческой деятельности школьникам предоставлена возможность выразить свои вкусы [16].

В исследованиях Т. В. Челышевой, посвященных проблемам художественного образования, задача по воспитанию художественного вкуса как психологического механизма адекватного восприятия произведений искусства, выдвигается на первый план. Формирование художественного вкуса осуществляется в процессе решения комплекса задач, включающих художественное образование (расширение знаний, умений и навыков в области искусства и развитие способностей к художественному творчеству), формирование художественного сознания, влияющего на развитие взглядов, позиций, идеалов. Решение обозначенных задач осуществляется в процессе организации разных видов художественной деятельности обучающихся, обусловленных полифункциональностью искусства [17].

Помимо научного анализа и структуры художественного вкуса в философских работах сосредотачивается внимание на типологии вкусов. Так, различия в художественных вкусах людей рассматривает Л. Н. Коган, выделяя три группы: различия здоровых и извращенных вкусов; различия развитых и неразвитых вкусов; различия внутри развитых художественных вкусов. По его мнению, неразвитой вкус отличает поверхностное, догматическое усвоение определенных взглядов, неумение применить их к оценке искусства. Неразвитой вкус характеризуется исследователем как эмпирический вкус, он неустойчив, но может быть воспитан и стать развитым. Автор подчеркивает, что различия между хорошими вкусами основываются на различиях между людьми, имеющими общие взгляды, единый идеал, тонко и верно понимающими искусство. Вместе с тем у каждого из них есть свои особенности, зависящие от личных условий жизни, эмоциональных переживаний. На избирательность вкуса могут влиять обстоятельства личной жизни, произведения, воспринятые в юности, первые «наставники», учебники в самостоятельном овладении искусством, а также личные встречи с деятелями искусства. В существовании различий нет ничего опасного, это нормальные различия во вкусах I людей. Такие различия требуют многообразия в

искусстве. Многообразие направлений, стилевых особенностей, жанров искусства может удовлетворить многообразие художественных вкусов [18].

Подводя итоги вышеизложенному, познакомившись с теоретическими изысканиями европейских и отечественных философов и педагогов, следует отметить следующее. В своих размышлениях по поводу вкуса европейские мыслители единогласны в том, что вкус вне зависимости от того, врожденный он или приобретенный, развивается лишь при условии общения с образцами искусства. Следует отметить, что большинство философов не проводят четкой грани между эстетическим и художественным вкусом, хотя Хатчесон, Вольтер, Руссо и Гегель в своих трудах говорят именно о художественном вкусе и об условиях его формирования, к которым можно отнести целенаправленное приобщение к красоте природы и искусства, и компетентное руководство со стороны педагога.

В русской философско-педагогической мысли проблема вкуса рассматривается на разных уровнях. Одни исследователи ограничиваются определением понятия «художественный вкус», характеризуя его как умение понимать и высказывать суждение об искусстве, другие идут дальше, рассматривая структуру и механизм его формирования, в основе которого лежит процесс развития восприятия, активного освоения и присвоения художественных явлений, а также приобщения к художественному творчеству. В отдельных трудах мы видим попытки дать типологическое обоснование художественному вкусу.

Следовательно, формирование художественного вкуса, которое взаимосвязано со способностью тонко и полно чувствовать, видеть, переживать и оценивать прекрасное, невозможно без целенаправленного взаимодействия с лучшими образцами изобразительного искусства и синтеза интеллектуально-познавательной, эмоциональной и практической деятельности учащихся.

Изучение сущности понятия художественный вкус и теоретических изысканий в этой области открывают широкие перспективы для совершенствования процесса художественного образования и необходимы педагогу для осознанного воздействия на художественные вкусы учащихся в процессе обучения изобразительному искусству.

Библиографический список

1. Лосев, А. Ф. История эстетических категорий [Текст] /

A. Ф. Лосев, В. П. Шестаков. — М.: Искусство, 1965. — 374 с.

2. Абрамов, М. А. Шотландская философия века Просвещения [Текст] / М. А. Абрамов. — М. : Ифран, 2000. — 353 с.

3. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли [Текст] Т. 2. — М.: Искусство, 1964. — 835 с.

4. Вольтер, Ф. М. Эстетика: статьи, письма, предисловия и рассуждения [Текст] / Ф. М. Вольтер; сост., вступ. ст. и коммент.

B. Я. Бахмутского ; пер. Л. Зониной и Н. Наумова ; науч. ред. О. Д. Андреева. — М.: Искусство, 1974. — 390 с.

5. Идеи эстетического воспитания в философии и педагогике XVII — XIX в. [Текст]: антология в 2 т. — М.: Искусство, 1973. — 367 с.

6. Гегель, Г. В. Ф. Работы разных лет [Текст]. В 2 т. Т. 1 / Г. В. Ф. Гегель. - М. : Мысль, 1972. - 668 с.

7. Кант, И. Сочинения [Текст] В 6 т. Т. 5. / И. Кант. — М. : Мысль, 1966. — 564 с.

8. Маркс, К. Сочинения [Текст]. В 20 т. Т. 18. / К. Маркс, Ф. Энгельс. — М. : Госполитиздат, 1961. — 807 с.

9. Северикова, Н. М. Луначарский о воспитании [Текст] / Н. М. Северикова. — М.: Высшая школа, 1990. — 190 с.

10. Программа и методические записки Единой трудовой школы [Текст] / Вып. 1. Городские и сельские школы. — М.-Л. : Гос. изд-во, 1927. — 304 с.

11. Разумный, В. А. О хорошем художественном вкусе [Текст] / В. А. Разумный. — М.: Госполитиздат, 1961. — 64 с.

12. Каган, М. С. Эстетика как философская наука: унив. курс лекций [Текст] / М. С. Каган. — СПб. : ТК Петрополис, 1997. — 543 с.

13. Киященко, Н. И. Вопросы формирования системы эстетического воспитания в СССР [Текст] / Н. И. Киященко. — М.: Искусство. 1971. — 136 с.

14. Лихачев, Б. Т. Простые истины воспитания [Текст] / Под ред. Ю. К. Бабанского. — М.: Педагогика, 1983. — 192 с.

15. Подласый, И. П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов : учеб. пособие для вузов [Текст] / И. П. Подласый. — М.: Владос-пресс, 2004. — 365 с.

16. Педагогика [Текст] / Под редакцией Ю. К. Бабанского. — М.: Просвещение, 1983. — 608 с.

17. Челышева, Т. В. Непрерывное художественное образование как целостная образовательная система: теоретические аспекты [Текст] / Т. В. Челышева. — М.: АПКиПРО, 2001. — 128 с.

18. Коган, Л. Н. Художественный вкус [Текст] / Л Н. Коган. — М.: Мысль, 1966. - 213 с.

ДАВАЛЁВА Дина Акрамовна, преподаватель кафедры художественного образования и методики преподавания изобразительного искусства.

Адрес для переписки: e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 08.11.2010 г.

© Д. А. Давалёва

Информация

V Всероссийский конкурс книжной иллюстрации «ОБРАЗ КНИГИ»

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям совместно с отделением «Книжная графика» Ассоциации художников графических искусств Московского Союза художников начинает прием работ для участия в IV Всероссийском конкурсе книжной иллюстрации «ОБРАЗ КНИГИ».

На конкурс выдвигаются книжные иллюстрации, созданные за последний год, а также творческие работы, длительное время не публиковавшиеся по тем или иным, в том числе не зависящим от автора причинам.

Работы на конкурс принимаются с 25 мая по 1 августа 2011 г. включительно.

Выдвижение иллюстраций на конкурс производится художниками-иллюстраторами, издательствами и издающими организациями, редакциями профильных газет и журналов, творческими союзами.

Конкурс проводится по следующим номинациям:

1. Лучшие иллюстрации к произведениям художественной литературы:

• награждаются работы художника к произведениям отечественной и мировой художественной литературы (проза, поэзия, драматургия) разных периодов — фольклора, классической и современной.

2. Лучшие иллюстрации к произведениям для детей и юношества:

• награждаются работы художника к произведениям отечественной и мировой детско-юношеской художественной литературы (проза, поэзия, драматургия) разных периодов — фольклора, классической и современной.

3. Лучшие иллюстрации к NON-FICTION:

• награждаются работы художника к научно-познавательным, учебным и другим книгам, не связанным с литературными произведениями.

4. Дизайн книги:

• награждаются работы художника-дизайнера за лучшую концепцию оформления отдельной книги или серии книг, а также за создание самой интересной, оригинальной и красивой книжно обложки.

5. Авторская книга:

• награждается художник — автор всего проекта: идеи, текста и иллюстраций в книге.

6. Новые имена в книжной иллюстрации:

• награждается самый яркий из молодых художников (не старше 35 лет).

7. «Явление» (Гран-при):

• награду получает особо выдающаяся работа, которая продолжает традицию русского книжного искусства, а именно: является произведением графического искусства высокого художественного уровня, отличается профессиональным мастерством исполнения, яркостью образа, глубиной раскрытия литературного произведения.

Иллюстрации и все необходимые материалы к ним направляются в Управление периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям с пометкой «Конкурс "Образ книги"» (127994, Москва, Страстной бульвар, д. 5, тел. 629-07-25,629-25-77 6290804,62992-26), иллюстрации в электронном виде направляются на электронную почту [email protected].

Победители конкурса (художники-иллюстраторы) в каждой номинации награждаются дипломами и памятными призами, номинанты — Почетными грамотами. Вручение наград победителям IV Всероссийского конкурса книжной иллюстрации «Образ книги» состоится на XXIV Московской международной книжной ярмарке (ВВЦ, 7-12 сентября 2011 г.)

Результаты конкурса публикуются в печати, а также на сайте Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям:

http://www.fapmc.ru/magnoliaPublic/rospechat/newsandevents/newsagency/201 l/06/item4.html

Источник: http://www.rsci.ru/grants/grant_news/286/229776.php (дата обращения: 17.06.11).

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (98) 2011 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.