Научная статья на тему 'Проблема хронотопа в романе А. Кекильбаева «Конец легенды»'

Проблема хронотопа в романе А. Кекильбаева «Конец легенды» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
283
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОМАН / ЖАНР / ОБРАЗ / ХРОНОТОП / ХАРАКТЕР / ВРЕМЯ / ПРОСТРАНСТВО / NOVEL / GENRE / IMAGE / CHRONOTOP / CHARACTER / TIME / SPACE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тлеуова Акмоншак Зархомкызы

Проблемы времени и пространства впервые нашли отражение в философии. В художественном произведении эти две философские категории взаимосвязаны, они не только отражаются в нем, но и изменяются через поступки героев и события. Теоретик М. Бахтин, объединяя пространство и время, называет эти единства хронотопом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Problem of Chronotope in the Novel “The End of the Legend” by A. Kekilbaev

The problems of time and space were first discussed in philosophy. In a literary work these two categories are interrelated. They are not only reflected in it but change through characters’ behaviour and events. The literary critic M. Bakhtin calls that unity as chronotope.

Текст научной работы на тему «Проблема хронотопа в романе А. Кекильбаева «Конец легенды»»

ЛИТЕРАТУРА. ФОЛЬКЛОР. ИСКУССТВО ^ & ^ ¿ъ Ф ^ 1-й?«: , гуьяъ ¿ъ ф № ^

Л.З. Тлеуова

ПРОБЛЕМА ХРОНОТОПА В РОМАНЕ А. КЕКИЛЬБАЕВА «КОНЕЦ ЛЕГЕНДЫ»

Проблемы времени и пространства в казахской литературе рассматриваются с конца XX в. В последнее время в научных работах многих ученых уделяется особое внимание проблеме хронотопа [I, с. 153; 2, с. 257; 3, с. 89].

Развитие человечества тесно связано с эволюцией общества, в котором происходит кризис и процветание, иногда и исчезновение истории. В начале 50—60-х гг. прошлого века ученые в мировом масштабе обратили внимание, во-первых, на проблему пространства и времени в единстве с развитием человечества, во-вторых, на то, что человек — существо загадочное, неизведанное, которое требует серьезного исследования, в-третьих, на стремление человека, его души в разных литературных жанрах и т.д.

В своих исследованиях известный теоретик М. Бахтин пишет: «Каждая эпоха имеет свой ценностный центр в идеологическом кругозоре, к которому сходятся все пути и устремления идеологического творчества. Именно этот ценностный центр становится основной темой, или, точнее, основным комплексом тем литературы данной эпохи. А такие тематические доминанты связаны, как мы знаем, с определенным репертуаром жанров» [4, с. 141].

Проблемы времени и пространства впервые нашли свое отражение в философии. Пространство в ней связано с внешним и внутренним миром, поэтому оно тесно сближается со временем. Многие ученые время и пространство связывают и с литературой, т.к. в произведениях эти две философские категории взаимосвязаны. В художественном произведении время и пространство не только отражаются, но и изменяются через поступки героев и события. Это объясняется со-

циальным развитием общества: изменение времени, пространства не может происходить само по себе, эти две категории подчиняются действиям, событиям.

В художественной литературе категория времени описывается через развитие быстрых или медленных смен действий, иногда через обрыв времени или отчет времени назад. М. Бахтин, объединяя пространство и время, называет эти единства хронотопом и пишет: «Жанры и жанровые разновидности определяются именно хронотопом, причем в литературе ведущим началом является время. Хронотоп как формально содержательная категория определяет и образ человека в литературе, этот образ всегда существенно хронотопичен» [5, с. 124]. По мнению ученого, по хронотопу определяется жанр литературы. Пространство без образа, образ вне пространства не могут существовать, поэтому образ присутствует не только во времени, но и в пространстве. Их надо рассматривать в единстве, не отрывая друг от друга.

В своей работе «Вопросы литературы и эстетики» М. Бахтин показывает несколько видов хронотопов, касающихся литературы:

1. «Встреча-расставание»;

2. «Потеря-обретение»;

3. «Поиски-находки»;

4. «Незнание-узнавание»;

5. «Прощение-непрощение».

Вышеназванные хронотопы встречаются в

произведении А. Кекильбаева «Конец легенды» [6]. С развитием событий их можно разделить на 7 типов:

1. Анатомия человеческого существа и выражение лица;

Тлеуова Акмоншак Зархомкызы, кандидат филологических наук, доцент, научный стажер Познаньского университета им. Адама Мицкевича

©Тлеуова А.З., 2011

44

Л.З. Тяеуова

2. Род занятия, место жительства, манера одевания;

3. Манера пить-есть;

4. Пьянство и другие слабости;

5. Рождение и смерть;

6. Половое отличие;

7. Разгон печали [5, с. 124].

Они взаимосвязаны, встречаются часто и передаются образно, например, в произведении А. Кекильбаева — хронотоп «рождение-смерть». Автор через образы своих героев, их поступки, монодиалоги старается ответить на вечные вопросы «Для чего рождается человек?», «Почему умирает?». Это и является главной идеей произведения.

Автор постоянно напоминает о взаимосвязи времени и пространства, поэтому, выбирая пространственное значение различным событиям, показывая философию жизни, с первых же страниц произведения пытается заставить читателя задуматься над проблемами героя. Через поступки, мысли, вопросы, которые волнуют героя, писатель связывает эти две категории и тем самым отвечает на множество вопросов, что заставляет задуматься и читателя. Чудесная природа, аромат цветов и образ героя сливаются, показывая единство времени и пространства, т.е. человека и природы.

Подробнее остановимся на вышеуказанных хронотопах.

Хронотоп «встреча-расставание». Встречается в художественных произведениях, потому что в нем соединены три пространства и время. В первых двух пространствах показан, откуда главный герой родом, куда идет, а в третьем — встреча-расставание. В начале произведения автор показывает жизнь, характер события, в которых участвует герой, т.е. становление его характера, поэтому важную роль играет первые зарисовки образа. А. Кекильбаев рисует своего главного героя Амирши смелым человеком, победителем, который не раз вел сокрушительные войны, все время напоминает читателю о его прошлой жизни. Без упоминания времени и пространства образ героя мог бы быть мистическим, сказочным.

Хронотоп «потеря-обретение». В нем категория пространства особую роль не играет, но важна категория времени, которая означает момент, период, а не величину и объем. Писатель через этот хронотоп представляет человека и его развитие, использует его как основной элемент для развития сюжета. Например, когда Амирши, до-

стигнув пожилого возраста, понимает, что его жена влюблена в молодого, простого мастера Жап-пара. Амирши глубоко осознает свое бессилие, он внутренне переживает и ищет вокруг подобие себя, понимает, что теряет любимую женщину. Для него власть — это трагедия. Его жизнь становится бессмысленной, и единственная его цель — месть, возвращение прошлой славы, авторитета, а главное любви. Молодой мастер Жаппар тоже мучается, как и Амирши. Его любовь для него тоже трагедия. Получив приказ от Амирши о постройке дворца, Жаппар ежедневно видит любимую, но ни обнять, ни подойти к ней не имеет возможности и права, для него это великое страдание.

Оба героя страдают. Через потерю и обретение они получают ответы на все вопросы, которые так долго их мучают. А. Кекильбаев умело рисует пространственное отношение между героями, заставляя читателя не только сочувствовать, сопереживать, но переноситься с ними из одного действия в другое.

Хронотоп «поиски-находки». Данный хронотоп служит главным ключом для раскрытия фабулы. В любом произведении герои могут найти выход из сложившихся ситуаций, прийти к решению проблем, либо — к потере. А в романе «Конец легенды» герои через образ минарета (представление Амирши) и блеск глаз (представление Жаппара) приходят к единому, чтобы показать любовь мастера к госпоже. В этом сюжете используется прием психологического пара-леллизма.

Через образ минарета раскрываются многие тайны, которые заставляют Амирши глубоко задуматься. Его волнуют вопросы «Для чего живу? В чем смысл жизни?» и др., ведь жизнь прожита. Амирши ищет ответ всюду: в природе, окружающих предметах (минарет), тишине. В этом сюжете видно единство времени и пространства. Амир-ши видит воедино тишину в природе и покой души. Созерцая ночную тишину, он хочет обменять власть, славу, счастье на этот покой. Объединяя образ главного героя с природной тишиной, автор показывает его внутренний мир, его рост. В этом единении есть свой смысл, который заключается в потере отрицательных качеств и находке истины жизни.

Хронотоп «незнание-узнавание». Он включает в себя все виды хронотопа, но все же особое место занимает характер, поведение героя. Через

ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ. 2011/1 (51)

ПРОБЛЕМА ХРОНОТОПА В РОМАНЕ А. КЕКИАЬБАЕВА «КОНЕЦ ЛЕЕЕНАЬЬ

45

характер, поведение узнаешь героя и начинаешь понимать тайны его внутреннего мира. Так, в романе Амирши после возвращения с похода увидел удивительный минарет, построенный руками настоящего мастера, он дает ему высокую оценку. После данного похода Амирши воспринимает окружающий мир, людей по-новому, идет переосмысление жизни. Он сопоставляет минарет (башню) со своей жизнью, через поиски приходит к выводу, что время и пространство едины. Любовь Жаппара к госпоже — это всего лишь мечта, страдание и не более, он понимает, что они никогда не смогут быть вместе.

Любовь, как самое высокое чувство, находит свое решение через минарет — надстройку. Жап-пар вкладывает частицу души в эту работу, поэтому эта башня является чудным построением для всех любящих, что передается через диалог минарета и героя. Это и является новизной в романе А. Кекильбаева.

Хронотоп «прощение-непрощение». Он является основой всех произведений в литературе. В нем особо важное место занимает время, а не пространство. В романе Кекильбаева все события основаны на «Прощении или непрощении». Оба героя противопоставлены по характеру, возрасту, по-

ступкам. Амирши жестоко наказывает Жаппара, выколов глаза, отрезав язык, но не может разрушить минарет — вечное построение, символ любви. Амирши понял, что все время, проведенное в тайной внутренней борьбе, не принесло ему счастья — возврата любимой, и что он зря жестоко наказал Жаппара, однако ничего не может поделать с собой. Так печально заканчивается роман. Автор подводит читателя к размышлению, что нельзя наказывать безвинного человека.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алпысбаев К,. Тарихи шыгарма: таным мен керкемд1к. — Алматы: Жазушы, 1999. — 271 б.

2. Эбдказиев Б. Шэкэр1м элем1 — Алматы: Раритет, 2008. — 420 б.

3. Жетписбаева Б. Символ в движении литературы: автореф. дис. ... канд. наук. — Алматы, 1999.

4. Измайлов Н. Соотношение хронотопа с художественным методом // Проблема комплексности изучения художественного творчества. — Казань, 1980.

5. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. — М.: Художественная литература. 1975. — 504 с.

6. Кекилъбаев А. Конец легенды. — Алматы: Са-нат, 1998.

Ключевые слова: роман, жанр, образ, хронотоп, характер, время, пространство. Key words: novel, genre, image, chronotop, character, time, space.

ПРОБЛЕМА ХРОНОТОПА В РОМАНЕ А. КЕКИАЬБАЕВА «КОНЕЦ ЛЕГЕНДЫ»

Проблемы времени и пространства впервые нашли отражение в философии. В художественном произведении эти две философские категории взаимосвязаны, они не только отражаются в нем, но и изменяются через поступки героев и события. Теоретик М. Бахтин, объединяя пространство и время, называет эти единства хронотопом.

Akmonshak Z. Tleuova

THE PROBLEM OF CHRONOTOPE IN THE NOVEL "THE END OF THE LEGEND" BY A. KEKILBAEV

The problems of time and space were first discussed in philosophy. In a literary work these two categories are interrelated. They are not only reflected in it but change through characters' behaviour and events. The literary critic M. Bakhtin calls that unity as chronotope.

ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ. 2011/1 (51)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.