Научная статья на тему 'Проблема хронотопа в философской мысли рубежа XIX-XX веков (П. А. Флоренский)'

Проблема хронотопа в философской мысли рубежа XIX-XX веков (П. А. Флоренский) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
351
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХРОНОТОП / ВРЕМЯ / ПРОСТРАНСТВО / СРЕДНЕВЕКОВЬЕ / АНТИЧНОСТЬ / ПРОТЯЖЕННОСТЬ / ИЕРАРХИЯ / СТРОЕНИЕ / CHRONOTOPE / TIME / SPACE / MIDDLE AGES / ANTIQUITY / LONGEVITY / HIERARCHY / STRUCTURE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Громова Анастасия Евгеньевна

В статье раскрывается проблема соотношения двух ключевых философских и культурологических понятий: времени и пространства и их осмысления в наследии рубежа XIX XX вв. Анализируя проблему соотношения времени и пространства, автор усматривает ее истоки в наследии античной и средневековой мысли и, ссылаясь на работы С.С. Аверинцева, проводит параллели в понимании данных категорий в культуре Античности и Средневековья. Особо выделяется средневековая культура как наиболее близкая к культуре Серебряного века. Анализируя средневековые представления, автор обращается к двум источникам: «Исповеди» Бл. Августина, «О таинственном Богословии» Псевдо-Дионисия Ареопагита. Подчеркивается разная направленность двух философских текстов в отношении времени и пространства. Блаженный Августин выделяет временную координату, а Псевдо-Дионисий Ареопагит пространственную. Автором статьи выделяется мысль о том, что именно в философском слиянии двух линий богословия: восточного и западного, представленного текстами Августина и Дионисия, и следует искать истоки соотношения времени и пространства в философском дискурсе рубежа XIX-XX вв., в частности на примере текстов П.А. Флоренского. В процессе анализа текстов Флоренского в контексте идеи хронотопа выделяются следующие смысловые моменты: телесность/духовность, внешнее/внутреннее, движение/покой, множественность/единство. Автор пытается подойти к обозначенным темам с точки зрения категорий времени и пространства и выявить новые аспекты в их отношении. Подчеркивается значимость слияния категорий времени и пространства, что обеспечивает целостный образ мира в интерпретации П.А. Флоренского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Chronotope problem in philosophic thought of the turn of 19th and 20th centuries (Pavel Florensky)

The problem of correlation of two key philosophical and cultural concepts space and time and their understanding of the inheritance of the turn of 19th and 20th centuries is revealed in the article. Analyzing the problem of the relation of time and space, the author sees its origins in the heritage of the ancient and medieval thought and with reference to Sergey Averintsev's work draws parallels in the understanding of these categories in the culture of Antiquity and the Middle Ages. Medieval culture as closest to the Fin de siècle culture is especially allocated. Analyzing medieval representations, the author refers to two sources: «The Confessions of St. Augustine », «Mystical Theology» by Pseudo-Dionysius the Areopagite. Two different directions of philosophical texts in terms of time and space is emphasized. Augustine of Hippo allocates time coordinate, while PseudoDionysius the Areopagite the spatial one. The idea that this is the philosophical merger of two lines of theology eastern and western, presented by the texts by Augustine and Dionysius, in which one should look for the origins of the relation of time and space in the philosophical discourse of the turn of 19th and 20th centuries, in particular on the example of Pavel Florensky's texts, is distinguished by the article's author. The following semantic points: corporality Vs. spirituality, external Vs. internal, motion Vs. rest, plurality Vs. unity are highlighted in the analysis of Pavel Florensky's texts in the context of the idea of chronotope. The author tries to approach the designated topics in terms of the categories of time and space and to reveal new aspects in their relationship. The importance of merging the categories of time and space is emphasized, that provides a holistic image of the world in Pavel Florensky's interpretation.

Текст научной работы на тему «Проблема хронотопа в философской мысли рубежа XIX-XX веков (П. А. Флоренский)»

Проблем) хронотопа в философское мысля рубежа Ш-Н веков (ПА Флоренская)

6. Мифы древнего мира сост. М Б Бурдыги-на - СПб : Каравелла 1995 -496 с.

7. ЛАзчу.тьгчсий К О поэзии Сергея Есенина /.' Звено - Париж. 1923.-N»31 (3 сентября) - С 7-8.

8 Намировский АЛ Мнфы н легенды Древнего Востока - М.: Просвещение 1994. - 368 с.

9. Потвоня А А. Слово в предложение введение в теорию -М КРАСАНД. 2010. - 128 с.

10. РаАэе Ф Гаргантюа и Пантагрюэль ' пер с франп Н Любимова - М Художественная литература 1966 -803 с.

11. Хайдвггвр А/ Разъяснения к поэзии Гёль-дерлнна пер. с нем Г.Б Нотшна - СПб Академический проект. 2003. - 320 с.

12. Хоружий СС Опыты из русской духовной традиции - М. Издательский дом «Парад». 2005.-340 с.

13. Христианство Чч пиипптта-рта»ггтгй словарь: в 3 т. - Т 3 / ред коп С.С Аверинпев А Н Мешков. Ю Н Попов - М Большая российская энпиклопедия 1995 —782 с.

УДК 1(470)

Громова Анастасия Евгеньевна

кандидат культурологии Костроискои государствен**! трхнсеюгичсскии университет

йгопхи»а130176®уэпйех ги

ПРОБЛЕМА ХРОНОТОПА В ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ РУБЕЖА Х1Х-ХХ ВЕКОВ

(П.А. ФЛОРЕНСКИЙ)

В статье раскрывается проблема соотношения двух ключевых философских и к^льпррологических понятий времени и пространства - и их осмысления в наследии рубежаXIX- XXее Анализируя проблему соотношения времени и пространства, автор усматривает ее истоки в наследии ттичхой и средневековой мысли ц ссыюясь на работы С.С Аверинцева, проводит парапели в понимании данных категорий в культуре Античности и Средневековья Особо выделяется средневековая куяьщура как наиболее азизхсп к Серебряного века

Анагизируя средневековые представления, автор обращается к двум источникам г Исповеди» Ьл Августина. 'О таинственном Богословии Псевдо-Дионисия Ареопагита Подчеркивается разная направленность двух фило софсхих текстов в отношении времени и пространства Елаженный Августин выделяет временную координату, а Псевдо-Дионисий Ареопагит - пространственную Авторам статьи выделяется мысль о таи. что именно в фи лософасам слиянии двух линий богословия восточного и западного, представленного текстам Августина иДиони-сия. - и следу ет искать истоки соотношения времени и пространства в философском дискурсе рубежа ЛЗЛ'-.О" «в в частности на примере текстов ПА. Флоренского

В процессе ана-гига текстов Флоренского в контексте идеи хронотопа выделяются следующие смысловые моменты телесность духовность, внешнее внутреннее, движение покой, множественность единство Автор пытается подойти х обовнненным темам с точки зрения категорий времени и пространства и выявить новые аспекты в их отношении Подчеркивается значимость слияния капегорий времени и пространства что обеспечивает целостный образ мира в интерпретации ПА Флоренского

Ключевые слова: хронотоп, время, пространство. Средневековье. .Античность, протяженность, иерархия, строение

Впервые понятие «время-пространство», или «хронотоп», было введено A.A. Ухтомским в 1925 году в докладе, в котором были затронуты вопросы хронотопа в биологии В культурологическом аспекте термин «хронотоп» актуализирует М.М. Бахтин в работе Формы времени и хронотопа в романе» «Хронотоп» означает «взаимосвязь временных н пространственных отношении художественно освоенных в литературе», в дословном переводе - «времяпростран-ство» [5, с. 121] Бахтин подчеркивает что «термин этот употребляется в математическом естествознании и был введен н обоснован на почве теории относительности (Эйнштейна)» [5. с. 121]

Время, приобретая пространственные характеристики является основополагающей категорией в культурном наследии рубежа XIX—XX вв. Флоренский в многие мыслители того периода обращались к проблеме соотношения времени и пространства Причем новое осмысление временных и пространных категорий и возможность

их слияния в термине «хронотоп» определялись онтологическим толкованием мира, актуальным в культурном пространстве Серебряного века Относительно художественного пространства стоит отметить превалирование внутреннего содержания образа над его внешней формой Гак. по замечанию И.А Едошиной. именно в онтологическом понимании кроется интерес художественного пространства как западного, так и русского искусства с «древнейшим формам общения человека с богами - ритуалу и ритуальным предметам» [7. с. 13] Что важно, художники древние формы искусства не просто реконструировали, а пытались с их помощью создать новую реальность Едопшна анализируя творчество П. Пикассо отмечает что «в картине формы разрушаются для того, чтобы сочетание прямоугольников и наклонных плоскостей создавало художественный мир принципиально противостоящий натурализму Вовлеченные в "сферу сознания ' древние формы осмысливались художником в качестве основы современного

С Гримом AI . 2014 Вестянх ЮТ км НА Некрасова А> № 6. 2014

КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕ HICE

искусства ..» [7. с. 13] В этак смысле поз^ззатель-ным является не талька творчество Пикассо: через увлечение древним искусством «прошли многие крупные художники XX века (Н Гончарова. М. Ларионов И. Стравинский П. Гоген. К Малевич. Дж Джонс. Н Гумилев У. Иеитс. Ю О Нил. Ж Кокто, К Шимановски. П Хиндемит. Т Элиот и лругне)» [7, с. 13] Интерес к древним формам был продиктован прежде всего пояском в ним глубокого смысла, исход «mero сиз онтологического понимания бытия [7. с. 13].

Обратение к истокам сознания в культуре Серебряного века было особенно характерным зля философской мысли Так. наиболее значимыми в этом вопросе являются плен Античности и Средневековья Исследуя данную прослежу С.С Аве-рннпев отмечает, что в Античности время мыслится в аспекте пикличности и обратимости Тогда мир - «космос», гармонично устроенный порядок В Средневековье время обретает линейные характеристики. имеет начало и конеп Но. по замечанию Аверинпева динамический историзм средневекового представления о времени нейтрализуется статическими мыслительными схемами античности Происходит это вследствие появления текстов нуден с сих авторов - апокалшгптков по мысли которых история превращается в антиисторию, в так называемый мистический историзм что позволяет говорить об определенном слиянии античной и средневековой мысли

Обращаясь к античной мысли о мире Аве-ринпев отмечает что греческий космос - (законосообразная и симметричная пространственная структура! тогда как мир Библии - это «олам» [6. с. 55-56]. та есть мир «временного свершения, несущий в себе все веши», определяемый Аверив-певым в контексте историчности [2. с. 492]. По определению учёного, термин колам» древнееврейского происхождения и переводится как «век» Исходное значение слова колам» означает «"сокрытое". ' завешенное . отсюда - древность- начальное пра-время. но также будущность две темные бездны времени позади и впереди чела-века» [2. с. 492] Аверинзев также отмечает, что это слово означает вечность. с той оговоркой, что эта вечность мыслится не «в смысле неподвижной изьятости из времени, а в смысле совокупности и полноты времени» [2. с. 492]. Образно можно резюмировать. что «'"олам" - мир как время и время как мир» [2. с. 492].

Анализируя две модели згак первичные интуиции восприятия времени. Аверттаев в научной статье «Порядок космоса и порядок истории» определяет закон космоса следующим образом космос «был свойством само замкнут о го самодовлеющего. ' сфернчесзси' завершенного в себе и равного себе мира» [2, с. 4S7] В средневековой мысли па-рядок устанавливается не самим видимым миром.

а исходит от воли Творпа стоящего за пределами космоса Таким образом космос средневекового представления находится в состоянии покорности Творпу Если в Античности преобладает круговое циклическое движение времени то в Средневековье совмещается время линейное в пиитическое а также сущностной составляющей становится вертизсаль. соединяющая мир Божественный и земной Поэтому можно утверждать, что временная координата в мировоззрении Средневековья не является определяющей и мир. мыслимый как «олам». обладает в большей степени пространственными характеристиками Следовательно, само время в контексте пространственностп является цикличным. дискретным и обратимым, что и нашло отражение в понятии -хронотоп»

С пелью более детального выявления термина «хронотоп» в контексте идей средневековых мыслителей представляется возможным обратиться к личности отца латинской Церкви - Аврелию Августину В «Исповеди» Августин ставит проблему времени достаточно четко исследуя психологию человеческой души, роля памяти и сознания человека Анализируя в «Исповеди» моменты времени прошлого, настоящего, будущего. - Августин приходит к выводу что человек нигде по -на стоят ему не пребывает Прошлого уже нет момент наставшего неуловим, а будущего еше нет Задаваясь вопросом «что же такое время1». Августин отвечает «не знаю» Человек знает только то. что Бог выше времени над временем и время появляется в момент сотворения мира, появляется как вечная текучесть мира его движение и протяженность По словам современного исследователя П Л. Гайденко Августин противопоставляет время вечности, «ибо оно есть непрерывное изменение и прехождение тогда как вечность неизменна и постоянна» [б. с 60] Значит времени свойственна текучесть непрерывное движение Рассматривая проблему времена в подобном модусе. Августин отмечает «. Если бы ничто не проходило не было бы прошлого времени, если бы нмчш не приходило не было бы будущего времени, если бы ничего не было, не было бы и настоящего времени» [I. с. 294] Анализируя далее природу трек времен Августин пишет, что нет прошлого нет будущего, а есть только один троткий миг настоящего Но в душе человека есть образы прошлого, будущего и настоящего, заложенные Богом. Тогда он приходит к выводу что есть «настоящее прошедшего, настоящее настоящего и настоящее будущего» [1. с. ЗМ] Раскрывая далее их природу Августин констатирует что <настояшее прошедшего - память, настоящее настоящего - его непосредственное созерпанпе: настоящее будущего - его ожидание» [1. с. 300].

В конпешгии времени Августина важным является аспект времени как протяженности но протяженности чего? Августин отвечает - души

ПП ВестянгКГУ нм НА HevpacoM AJ.V-6.50Ы

Проблема ipонотопа в философская мысли ргбежя Ш-ХХ ume (ПА Флоренский)

человека, так как время измеряется ве движением небесных светил, как это принято было думать а душой человека [I, с. 307]. Время, измеряемое душой. обретает пространственные характеристики и определенную симметрию так как такое время одинаково будет обращено как в будущее. так и в прошлое Именно в контексте подобного представления о времени как о части сознания человека идеи Августина являются определяющиеся для культуры Серебряного в^ка

Влияние учения Августина на эпох}" Серебряного века отмечается как представителями самой эпохи так в современными авторами (А. Гапзре-ля «Св. Августин и Флоренский знак и символ в языке и в искусстве; С H Булгаков «О влиянии триадологии Августина на русское богословие»: иерей С Соколов «Космология и Хронотомия ЛП Карсавин «Святой Августин и наша эпоха»: В Н. Лосский "Авг>стин учитель Элементы отрицательного богословия в мышлении блаженного Августин л. Обращаясь к текстам С.Н. Булгакова. Л.П. Карсавина С.Н. Трубешюго. ПА. Флоренского. В H Лосского и многих других мыслителей рубежа XIX-XX вв мы находим одну иэ нейтральных философских проблем - проблему- человеческого сознания, из то руло впервые так остро поставил именно Августин. По замечанию Карсавина. .-Августин, исследуя собственное сознание взирает на его таинственное дно. где исчезает индивидуальность и рождается душа каждого существа. Не выходи, вернись в себя! Истина живет внутри человека". - восклипает он. присваивая велнчайшуло идею платонизма и тем самым возвещая о начале нашего с вами века Поэтому он нам близок» [S.

с. 391].

Если идеи Августина во многом определили понимание симметричности и протяженности времени то идея скпрлуповатого. иерархически выстроенного пространства, актуальная в философской мысли рубежа XIX-XX вв . была заложена другим средневековым автором известным нам под псевдонимом Дионисия Ареопагнта По справедливому замечанию Аверинпева. V век дал миру две книги каждая из которых явилась основанием огромной эпссхи Одна книга написана на латыни - «О Граде Божнем. Августина, друтая на греческом - «Apec пагитики» Аверинзев отмечает, что темой трактата «О Граде Божнем является история, понимаемая как «острый спор противоположностей и как путь, ведущий от одной диалектической ступени к другой»: для Августина временное начало является главным [? с. 506]. Напротив темой корпуса «Армпапггнк» (сочинения Псевдо-Дионисия Ареопагита) является пространственная структура мира как космоса причем космос понимается «как законосообразное соподчинение чувственного и сверхчувственного как иерархия, неизменно пребывающая во вневременной вечности» [2, с. 506]

Два мыслителя - Бл Августин Псевдо-Дионисий Ареопагит. по мнению Аверинпева идут от идеи Церкви, но одним она решается в контексте «страннического "града"», находящегося в противоречии с земным градом» и во временном горизонтальном срезе, другим - выделяется вертикальная доминала, и Церковь воспринимается как иерархия «ангелов и непосредственно продолжающая ее иерархия люден» [2, с. 506]. Таким образом один мыслитель выделяет временнуто координату друтой - пространственную Более того, один является представителем латинского богословия друтой — восточного В соединении философских идей данных мыслителей кроется метафизическое соединение времени и пространства и западной и восточной мысли, движения и покоя, деятельности и созерцания Именно эти аспекты были определяющими для философской мысли Серебряного века, актуализируя идеи всеединства. Троицы Софии В контексте подобных вопросов представляется возможным проанализировать идею Софии как четвертого ипостасного элемента или как временной координаты пространства в наследии ПА Флоренского

Идеи Флоренского относительно пространства формировались в контексте научных достижений современных ему мыслителей: его учителя известного математика атпа Андрея Белого - Н В Бугаева и известного фишка А. Эйнштейна С данными именами связаны две определяющие идеи - идея аритмо.логни и теория вероятностей Именно в свете теории относительности Эйнштейна актуализируется временная категория как четвертая координата пространства (толщина во времени), дающая начало системе отсчета Эйнпгтейн отмечает, что езулутй пропесс протекает по меркам своего времени Подобную систему много ас пектн ости времени создает Флоренский, подчеркивая, что каждый предмет развивается во времени и у каждого есть свое особое время, причем время может быть как внутренним, так и внешним

Внешнее время - это время, в котором развивается организм, наблюдаемый со стороны, внутреннее - время внутренних биоритмов организма обеспечивающих его жизненное развитие Реально время всегда присутствует в обраае. составляя, как отмечает Флоренский «какуло-то толщину, глубину действительности», или «четвертую координату действительности» [12, с. 373]. Сливаясь с пространством и являясь четвертой координатой дополняющей пелостный пространственный образ. время, как и пространство мыслится Флоренским в едином континууме, где действительность «временно-пространственна» [12, с. 377]

Флоренского как религиозного мыслителя более интересует не физическая сторона времени и пространства а их онтологическое толкование В свете подобного подхода Флоренский лгту.итн ш -

RjrnmVTVm. НА Нимгдц ч Ч.Л ->Й1Д НИ

КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕШГЕ

рует понятна времени а пространства в контексте защитительных функций. необходимых в жизненном опыте человека В подобной трактовке вопрос ставится относительно положительного или отрицательного отношения к телесной прнроле мира, ncftom- тго время и пространство эту телесность и материальность миру как раз н обеспечивают

Принципиальным моментом в философии Флоренского является признание за телесным миром его изначальной святости Мир материальный по Флоренскому является благом, тая: ш в человеке изначально нет ничего греховного Человек в основе своей - это образ Божий Время и пространство как защитительные функции выполняют свою роль в жизни человека, и отрицательное к ним отношение может привести к гибели сознания По этому поводу Флоренский писал в работе «Философия культа» в разделе «Страх Божий> постижение Божества в его чистом виде невозможно опасно и страшно |11]. Только через чувство страха, через жертву, которая сопрнчастна страх)', человек способен осознать другую реальность «Чтобы иметь познание - надо коснуться предмета познания. признаком, что зто прикосновение достигнуто. служит потрясение души страх. Да. этот страх возбуждается прикосновением к н о в о м у. всецело новому. - против нашей повседневной жизни В череду впечатлений мира вклинивается не-от-мирное ни с чем не сравнимое, ни на что не похожее. и н о е. И. вклинившись разрывает ткань обычного, а тем - и наше приросшее к обычном)', сознание, проникает как меч обоюдоострый, до разделения души и духа, до той спаики. где собственно и соприкасается наше ноуменальное недро с областью феноменов обнаружений и мирских проникновений Проникши же - ожогом ожигает наше Я из времени мы узрели вечность [11. с. 29]. Человеческая личность, жертвуя собой ради любви, отмечает Флоренский «всецело отдает себя» и получает «себя же но обоснованным, утвержденным. углубленным в другом, т. е удваивает свое бытие» [10. с. 213].

При сопоставлении проблемы телесности мира и его необходимой временно-пространственной структуры представляется возможным обратиться к проблеме телесности в свете современных исследований Так. отец Серафим (Роуз) вместо противопоставления дилеммы материи и духа предлагает противопоставление зла и добра, или падших духов и духов Божиих В самом теле нет ничего греховного - греховным его делают душевные желания ведущие к чувственным наслаждениям Более того, отел Серафим подчеркивает что определенной матерней обладает и ангельский мир. и душа Разница в тонкости этой материи Данный концепт святости телесной привлекал внимание и другого современного исследователя - Аверинцевэ Он указывал на то. что само историческое христиан-

ство зашишало телесную природу вступая в споры с множеством ересей идущих от установок неоплатонической философии «знкратитсЕнел ереси. гностицизм монтанигм. манихейская ересь [3. с. 23]. Проблема аскетизма хрнстнанства — это не проблема в отношении к плоти По замечанию того же автора «христианская аскетика в конечном счете исходит из противоположности "послушания" и " своеволия", неоплатоническая аскетика - из противоположности духа и материи» [3. с. 23]. По церковному учению телом человек облекается после грехопадения Тело именуется •<одеждами кожаными- которые ..означают нашу грубую плоть, которая при падении изменилась утратила свою тонкость и духовность [9. с. 52]. И Дверинцев. и о Серафим (Роуз) сходятся в том что тело дано человек)' во благо в каяестве зашиты или ограждения от мира злых духов, дано временно чтобы человек, находясь в теле, научился христианским истинам н был готов к встрече с «падшими духами» Тело дается человек)' в качестве испытания, учения послушания подготовки к жизни вечной

По замечанию современного исследователя K.M. Антонова, в святоотеческом наследии тело по отношению к душе «выступает как ее необходимая природная хотя в подчиненная, составляющая.! таким образом, «жизнь души выражается в теле Тело удовлетворяет потребность человека воздействовать на окружающий мир. преобразовывать его. общаться с другими людьми Тело соучаствует в Богообшении молитве таинствах, просвещается и освяшается благодатью, соучаствует в воскресении из мертвых» [4, с. 83]. По замечанию Антонова. Авва Дорофей (аскетический мыслитель) сравнивал «бьгтие души по исходе из тела с пребыванием в темной келье >. переворачивая тем самым «известную платоническую максиму стца - <тйца [4. с. 83] Усматривая корень «дискурса тела» в учении о воплощении и в апофатическом богословии. Антонов отмечает, что тело и л утл в христианском наследии мыслятся не по отдельности, а в совокупности. потом)' что даже объектом аскетического действия является «не тело и не душа сама по себе, а именно их совокупность», тогда главной задачей аскетикн следует считать «установление должного отношения между душой и телом, а не освобождение от последнего» [4, с. S3-S4]

Поэтому попытки постичь мир и Божественную природу вне связи со временем и пространством являются, по мнению христианских мыслителей. опасными Понимаемые в контексте телесности время и пространство мыслятся Флоренским в символическом образе Софии В человеческом теле соединяется природа тварная и духовная. что воплощается в образе Креста. Крест Флоренским мыслится как соединение вертикали и горизонтали, неба и земли, времени и пространства н наконец как графическое раскрытие четы-

ПП ВмтаикКГУю! НА Нмрасом V 6.50Ы

Проблема хронотопа в философской мысля рубежа Ш-Н веков (ПА. Флоренский)

рехмерности пространства Флоренский соотносит шею Троипы с образом трехмерного пространственного строения действительности, а Софию -с «четвертым ипостасным лицом», составляющим четвертую координату мнрл - время София-время мыслится включенной я пространственное строение мира в средневековом типе культуры в таком аспекте она метафизически допускается в <.жиань» Троипы <по неизреченному непостижимому. не домыслимому смирению Божественному и [10, с. 349]. Через раскрытие >тои четвертой ипостаси во всей полноте пресуществляется идея Тронпы актуализируя пространственную полноту религиозной культуры

София является составляющей пространства в кониеппии Флоренского обеспечивая воплоша-емость и осушествленностъ земного бытия Флоренский подчеркивает в Софин ее тварную природу. отмечая ее связанность с Божественным миром, так как именно в Боге она получает творческую силу и мошь

Культура религиозная получает онтологическую полноту, так как именно в ней реализуется образ четырехмерного пространства соединение неба н земли прошлого а настоящего телесного и духовного София, кактвэрная природа мира являясь любовью Бохией обеспечивает целостность земного бытия и саму его возможность

Библиографический список

1. стин А. Исповедь I пер. с лат M E Серге-еяко -СПб Азбука: Азбука-Аттнкус 2011 -400 с.

2. Аверинцев С С Порядок космоса и порядок истории iII Августин: pro et contra У сост.. примеч РВ. Светлова: сост.. вступ. ст примеч В.Л. Селиверстова - СПб Р5СГИ. 2002 -С 487-514.

3. Аееринуве С.С Поэтика ранневизантий-ской литературы / АН СССР. Ин-т мир лит им A M Горького - М: Наука. 1977. - 320 с.

4. Антонов К М Философия И В Киреевского антропологический аспект - М.: Изд-во ПСТГУ. 2006. -235 с.

5. Бахтин Л/Л/ Формы времени и хронотопа в романе Очерки по исторической поэтике [Электронный ресурс] - Режим доступа http: Чпга-mfobobb mfo (дата обращения 14 07.2014).

6. Гайденкп ПП Время Длительность Вечность Проблема времени a европейской философии и науке - М : Прогресс-Традиция. 2006. -464 с.

7 Едошинй И А Художественное сознание модернизма истоки и мифологемы - М : Кострома 2002.-241 с.

S. Карсавин ЛП С &2TQB Августин и наша эпоха II Августин pro et contra / соетпримеч РВ Светлова: сост.. вступ. ст.. примеч B.JI Селиверстова -СПб : Р5СГИ. 2002.-С. 389-399.

9. П.латинский С иеромонах (Роуз) Дуга а после смерти Современные "посмертные" опыты в свете учения Православной 11еркви - М ООО «Ил дом ' Русский Паломник '». 1996 - 208 с.

10. Флоренский НА Столп и утверждение Истины Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах -М Лепта. 2003. -S14 с.

11. Флоренский ПЛ., с&ящ Собрание сочинений Философия культа (Опыт православной антроподицеи) / сост игумена Андроника (А С Тру-бачева) - М Мысль. 2004. - 685 с.

12. Флоренский ПА . свящ Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии ' сост нг\-менд Андрюникл (А.С Трубачева). -М : Мысль. 2000 -446 с.

Вестник КГУ ям НА Некрасова it St 6. 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.