Научная статья на тему 'Проблема гуманизации учебной деятельности школьника'

Проблема гуманизации учебной деятельности школьника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИЗАЦИЯ / СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УЧЕБНАЯСАМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКА / РАЦИОНАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ТРУД / HUMANIZATION / STRUCTURE OF EDUCATIONAL ACTIVITY / EDUCATIONAL INDEPENDENCE OF THE STUDENT / RATIONAL EDUCATIONAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косикова Светлана Валерьевна, Косолапова Лариса Александровна

Обоснована необходимость гуманизации учебной деятельности школьника, выделены и охарактеризованы структурные элементы учебной деятельности, оказывающей влияние на покомпонентное формирование интегрального качества школьника умения учиться самостоятельно. Предложен способ гуманизации учебной деятельности школьника путем организации в учебном процессе рационального учебного труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF HUMANIZATION OF SCHOOL STUDENTS’ EDUCATIONAL ACTIVITY

The need to humanize student’s learning activities is justified, the structural elements of learning activities that influence the component-wise formation of the integral quality of the student the ability to learn independently are identified and characterized. The way to humanize the student’s learning activities by organizing rational study labor in the learning process is proposed.

Текст научной работы на тему «Проблема гуманизации учебной деятельности школьника»

УДК 373.1

Косикова Светлана Валерьевна

аспирант кафедры педагогики и психологии

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Пермская, 65, e -mail: link@pspu.ru

Косолапова Лариса Александровна

доктор педагогических наук, профессор

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Сибирская, 24, e-mail: pedagog@pspu.ru

ПРОБЛЕМА ГУМАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Svetlana V. Kosikova

Postgraduate Student of the Department of Pedagogy and Psychology

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State

Humanitarian Pedagogical University» 65, Permskaya, 614990, Perm, Russia, e-mail: link@pspu.ru

Larisa A. Kosolapova

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education

«Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaya, 614990, Perm, Russia, e-mail: pedagog@pspu.ru

THE PROBLEM OF HUMANIZATION OF SCHOOL STUDENTS'

EDUCATIONAL ACTIVITY

Аннотация. Обоснована необходимость гуманизации учебной деятельности школьника, выделены и охарактеризованы структурные элементы

© Косикова С.В., Косолапова Л.А., 2019

учебной деятельности, оказывающей влияние на покомпонентное формирование интегрального качества школьника - умения учиться самостоятельно. Предложен способ гуманизации учебной деятельности школьника путем организации в учебном процессе рационального учебного труда.

Ключевые слова: гуманизация, структура учебной деятельности, учебная самостоятельность школьника, рациональный учебный труд.

Abstract. The need to humanize student's learning activities is justified, the structural elements of learning activities that influence the component-wise formation of the integral quality of the student - the ability to learn independently are identified and characterized. The way to humanize the student's learning activities by organizing rational study labor in the learning process is proposed.

Key words: humanization, structure of educational activity, educational independence of the student, rational educational work.

Сегодня смыслом социального развития общества утверждается отношение к человеку как высшей ценности бытия, что связано с гуманизацией жизни общества. Гуманизм - понятие философское, обобщенная система идеологических взглядов, и убеждений, которая строится вокруг человека. Являясь системообразующим фактором, человек оказывается центром гуманистического мировоззрения, в котором находят свое выражение все выработанные человечеством высшие ценности. Таковы современные тенденции гуманизации общества. Они влияют на жизнедеятельность самого общества и функционирование общественных структур, одной из которых выступает система образования. Применительно к образованию гуманизация предполагает ориентацию на ребенка, его потребности, возможности и психологические особенности. Ещё Л.С. Выготский называл процесс гуманизации образования эволюционным способом преобразования подрастающего поколения.

Гуманизации образования, признающей человека в качестве высшей ценности, способствуют факторы, носящие характер движущих сил прогрессивного развития личности ребёнка. В качестве факторов гуманизации образования на современном этапе развития отечественного образования ученые выделяют следующие: принятие субъектами образовательного процесса гуманистических ценностей, признание субъектности всех участников образовательной деятельности, возможность предоставления субъектной свободы в выборе образовательной траектории, приоритет личностно-ориентированного

взаимодействия в организации образовательной среды, обеспечение безопасности образовательной среды, признание личностного многообразия и разнообразных культурных форм жизнедеятельности, формирование толерантности и гуманных отношений между ее субъектами [3, с. 172].

Проанализируем два из обозначенных факторов, а именно: признание субъектности всех участников образовательной деятельности и возможность предоставления субъектной свободы в выборе образовательной траектории.

Под субъектом принято понимать индивида как источника развития, познания, активности в деятельности [2]. В.А. Петровским предлагается термин «отраженная субъектность», который понимается как представленность одного человека в другом [4]. Для того чтобы субъектность главных участников образовательного процесса - учителя и учащегося - стала реальной, необходимо их встречное движение. Так, гуманизация в образовании рассматривается нами как путь к развитию инициативы и самостоятельности ученика и учителя в учебной деятельности.

Реализация возможности предоставления субъектной свободы в выборе образовательной траектории включает в себя ряд этапов: обучение школьников самоконтролю и самооценке результатов своей учебной деятельности, участие в выборе учебных действий, постепенный переход ученика к целеполаганию собственной учебной деятельности, формированию устойчивой положительной учебной мотивации [1]. Следовательно, обоснованная реалиями жизни гуманизация учебного процесса предполагает пересмотр технологии организации учебной деятельности школьника с целью достижения субъектности школьника в учебной деятельности и формирования качественно нового образовательного результата - учебной самостоятельности школьника.

В качестве варианта решения проблемы гуманизации учебной деятельности с целью развития самостоятельности школьника одни исследователи (Д.Н. Богоявленский, H.A. Менчинская и др.) предлагают овла -дение обучающимися системой рациональных приемов учебной работы, необходимой для самостоятельной учебы в школе и вне ее. Это означает, что, усвоив способ действия, школьник способен самостоятельно перенести его в новые условия. Другие исследователи (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.) решение данного вопроса связывают с формированием у учащихся учебных умений.

В рамках исследуемой нами проблемы мы считаем целесообразным учитывать оба подхода, так как, с одной стороны, педагогу предоставляется возможность поэтапно управлять процессом формирования у школьников

учебных умений, отслеживая не только конечные, но и промежуточные результаты формирования его учебной самостоятельности; с другой стороны, мы считаем, что путем рациональной организации деятельности в структуре учебной работы повышается субъектность школьников в овладении и выпол -нении им учебных действий.

Ссылаясь на учение Д.Б. Эльконина - Давыдова и исследования современных психологов, рассмотрим структуру рационально организованной учебной деятельности и определим умения, которыми характеризуется субъектность школьника в ходе ее реализации.

Первым компонентом учебной деятельности является учебно-познавательный мотив школьников. Субъектность в учебной деятельности ученики проявляют тогда, когда понимают ее смысл. Через ощущения и переживания учебная деятельность определяется школьниками как положительная или как отрицательная. На основе проявления положительной мотивации формируется познавательный интерес - первое умение в структуре учебной самостоятельности школьника (рис. 1). Необходимо отметить, что включение педагогами в конструирование процесса обучения учебно-познавательной мотивации школьников обеспечит формирование у них устойчивого познавательного интереса.

1. Мотивация 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1. Познавательный

интерес 1 1 |/

Учебная деятельность 1 1 1 1 Учебная 1 1

самостоятельность 1 1

Рис. 1

Следующим компонентом учебной деятельности является целеполагание, или определение учащимися той учебной задачи, в ходе решения которой они откроют новый способ учебного действия. В нашем понимании, важной является позиция исследователей, согласно которой условиями по формированию готовности школьника к целеполаганию является обязательный постепенный переход от руководимого учителем целеполагания через совместные действия на паритетной основе к самостоятельному целеопределению. Таким образом, на основе включения в учебную деятельность этапа целеполагания у школьников формируется целеопределение - второе умение в структуре учебной самостоятельности школьника (рис. 2).

19

Рис. 2

Операциональным компонентом учебной деятельности являются учебные действия, производимые школьником для усвоения им учебного материала. В процессе овладения учебным действием его функциональные элементы преобразуются. Находясь на стадии умения, реализация всех составных частей учебного действия осуществляется развернуто, под контролем сознания. На стадии навыка части учебного действия становятся менее развернутыми (сокращается ориентировочная часть, автоматизируются исполнительская и контрольная части) (П.Я. Гальперин, Е.Н. Кабанова-Меллер, В.А. Крутецкий, Н.Ф. Талызина и др.). Таким образом, за счет автоматизации производимых школьниками способами учебных действий формируются операциональные умения - третий компонент в структуре учебной самостоятельности школьника (рис. 3).

3. Учебные действия

Учебная деятельность

Л У

3. Операциональные умения

Учебная самостоятельность

Рис. 3

Следующим компонентом учебной деятельности является действие контроля, функция которого заключается в постоянном прослеживании хода выполнения школьником учебных действий и своевременном обнаружении ошибок. Многие исследователи процесса формирования действия контроля (Е.В. Заика, А.В. Захарова, Г.С. Никифоров, К.Н. Поливанова, В.В. Репкин, Г.В. Репкина, Г.А. Цукерман и др.) считают, что современному педагогу необходимо обучать ребенка контролирующим действиям, начиная этот процесс через побуждение обучающихся к самоконтролю на всех этапах учебной деятельности. Другими словами, развитие у школьника контрольных умений состоит в поступательной автоматизации внешней формы действия контроля и превращении его во внутреннюю форму, рассматриваемую как заключительный этап усвоения действия контроля (рис. 4).

Рис. 4

Действие оценки как структурный элемент учебной деятельности состоит в определении ее результата и установлении его соответствия поставленной цели. Важность самооценки состоит в том, что, осмыслив свои результаты, школьник получает возможность самостоятельно выстроить программу дальнейшей деятельности [5]. Ученик с адекватной самооценкой может определить то, чему ему предстоит учиться, и поставить цель по устранению своего незнания. Начальным этапом в развитии у школьников оценочных умений исследователи считают обучение их способам оценивания своей учебной работы и работы другого ученика, в дальнейшем процессе обучения школьника развитие у него действия оценки заключается в предоставлении ученику возможности самостоятельно проводить экспертизу собственной деятельности и стимулировать потребность школьника в ее проведении. Таким образом, на основе включения в учебную деятельность этапа самооценки у школьников формируются оценочные умения - последний пятый компонент в структуре учебной самостоятельности школьника (рис. 5).

1 1

5. Действия 1 1 1 1 1 1 1 1 5. Оценочные

самооценки 1 1 ^ 1 1 ь умения

1 1 1 1 1 1 Учебная деятельность 1 1 1 1 1 1 Учебная самостоятельность

Рис. 5

Итак, соотнесение компонентов учебной деятельности и формируемых в ходе ее выполнения умений позволило нам утверждать, что рациональная организация учителем учебной деятельности с включением всех ее структурных компонентов (мотивации, целеполагания, учебных действий, действий самоконтроля и самооценки) целенаправленно повышает субъектность школьника в учебной деятельности и формирует у него учебную самостоятельность и входящие в ее структуру компоненты: познавательный мотив, целеопределение, операциональные и контрольно-оценочные умения (рис. 6).

Следовательно, педагог, рационально организуя учебную деятельность (с включением всех ее составляющих элементов), обеспечивает наилучшие педагогические условия для проявления субъектности школьника и развития у него умений, входящих в структуру учебной самостоятельности. Учебная самостоятельность школьника, сформированная именно таким способом, является продуктом личности и позволяет ей осуществлять деятельность по конструктивному преобразованию действительности без вмешательства со стороны педагога. Следовательно, реализуемое по сконструированной нами модели обучение носит подлинно гуманистический характер.

Таким образом, рассмотренные в статье факторы (признание субъектности всех участников образовательной деятельности и возможность предоставления субъектной свободы в выборе образовательной траектории), реализуемые в практике учителя путем рациональной организации учебного процесса, направлены на развитие учебной самостоятельности школьника и, с нашей точки зрения, позволят достигнуть некоторых сдвигов в решении проблемы гуманизации учебного процесса. Тем не менее наряду с предложенным способом гуманизации учебного процесса в современной практике следует использовать систему построения гуманных отношений среди субъектов образовательной деятельности, что позволит выстроить гуманистические межличностные отношения, которые в комплексе с гуманизацией учебного процесса приведут к гуманизации образовательного процесса в целом.

Список литературы

1. Аксенова Г.И. Формирование субъектной позиции учителя в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01, 19.00.07 / Моск. пед. гос. ун-т. - М., 1998. - 43 с.

2. Баева И.А., Волкова Е.Н., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды: развитие личности / под ред. И.А. Баевой. -М.: Нестор-история, 2011. - 272 с.

3. Клепцова Е.Ю. Основные факторы гуманизации субъектов образовательной деятельности // Вестник Вят. гос. гуманит. ун-та. - 2013. - № 1. -С.172 - 177.

4. Петровский В.А. Феномены субъективности в развитии личности. -Самара, 1997. - 102 с.

5. Фатуллаева А.Т. Формирование самооценки как основа личностного становления в младшем школьном возрасте: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Дагестан. гос. пед. ун-т. - Махачкала, 2009. - 173 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.