Научная статья на тему 'Проблема германо-английского флотского соглашения на этапе начала февраля конца марта 1909 г. '

Проблема германо-английского флотского соглашения на этапе начала февраля конца марта 1909 г. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
157
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
германское флотское строительство в начале xx в. / германо-английское морское соперничество / попытка переговоров по морским вооружениям / по обмену информацией о строящихся судах
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Синегубов С. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема германо-английского флотского соглашения на этапе начала февраля конца марта 1909 г. »

УДК 940. 2

ПРОБЛЕМА ГЕРМАНО-АНГЛИЙСКОГО ФЛОТСКОГО СОГЛАШЕНИЯ НА ЭТАПЕ НАЧАЛА ФЕВРАЛЯ - КОНЦА МАРТА 1909 Г.

С. Н. СИНЕГУБОВ

Филиал Тюменского государственного Университета, г. Нягань

e-mail: globus_ [email protected]

В статье рассматриваются усилия двух сторон в период февраля-марта 1909 г. начать переговоры по морским вооружениям, по обмену информацией о строящихся судах, завершившиеся в конечном итоге крахом. Причина этого заключалась во взаимном подозрении и недоверии, что с особой наглядностью проявилось в скандале по поводу досрочной закладки Германией двух кораблей.

Ключевые слова: германское флотское строительство в начале XX в., германо-английское морское соперничество, попытка переговоров по морским вооружениям, по обмену информацией о строящихся судах.

К началу февраля 1909 г. отношения между Германией и Великобританией были отягощены целым рядом проблем, главной из которых считалась военноморская проблема. Она возникла на рубеже XIX-XX вв. как следствие обострения экономических противоречий между двумя странами1 и принятия Германией флотских законов 1898 г.2 и 1900 г.3 с целью создания мощных военно-морских сил для защиты собственных мировых экономических и политических интересов4. Ситуация в морской сфере еще более ухудшилась, когда Великобритания, пытаясь оторваться от нового опасного соперника, создала в 1905-1907 гг. более совершенные в военнотехническом отношении корабли линейного типа «Дредноут» и «Инвинсибл»5. Такой шаг привел к нивелированию очевидного преимущества, который англичане имели перед немцами до «дредноутской революции»6. Ответным ходом Германии стал собственный «дредноутский скачок», выразившейся в дополнении флотского закона 1900 г. новеллами 1906 г.7 и 1908 г.8, и вызвавший настоящий переполох на британских островах9.

Взятый немцами темп военного судостроения заставлял англичан напрягать все свои силы, чтобы удержать прежнее превосходство10. С целью выиграть время и сохранить имеющееся преимущество Лондон предложил Берлину договориться об

1 Хальгартен Г. Империализм до 1914 г. Социологическое исследование германской внешней политики до первой мировой войны. М., 1961. С. 153-157, 161-171, 180- 185, 195-204 и др.; Meineke F. Geschichte des deutsch-englischen Bundnisproblems. 1890-1901. Munchen, 1972. S. 115-177.

2 Увеличение германского флота. Неофициальный отдел // Морской сборник. 1901. № 8. С. 38-41; Widenmann W. Marine-Attasche an der kaiserlich-deutschen Botschaft in London. 1907-1912. Gottingen, 1952. S. 25.

3 Berghahn V.R. Der Tirpitz-Plan. Genesis und Verfall einer innenpolitischen Krisenstrategie unter Wilhelm II. Dusseldorf, 1971. S. 193; Германский закон о флоте от 14 июня 1900 г. // Приложение к ежемесячнику за 1911 г. СПб., 1911. С. 33.

4 Туполев Б.М. Кайзеровский военно-морской флот рвется на океанские просторы / / Новая и новейшая история. 1982. № 3-4; Хвостов В.М. История дипломатии. Т. 2. М., 1945. С. 121, 203-207; Ала-фузов В.А. Доктрины германского флота. М., 1956. С. 18.

5 Vercoe G.A. Britian's Fighting Fleets. London, 1935. P. 30; Massie R. Die Schalen des Zorns. Grossbritanien, Deutschland und das Heraufziehen des Ersten Weltkrieges. Frankfurt am Main, 1993. S. 407-431; Лихарев Д.В. Адмирал Дэвид Битти. История британского флота в конце XIX - начале XX вв. СПб., 1997. С. 59-63.

6 Сила флотов главных морских держав. Морская хроника / / Морской сборник. 1905. № 8. С. 3.

7 Berghahn V.R. Op. cit. S. 189.

8 Mantey D. Deutsche Marinegeschichte. Charlottenburg, 1926. S. 190; Тирпитц А. Воспоминания. М., 1957. С. 23, 226.

9 Epkenhans M. Die wilhelmische Flottenrustung. 1908-1914. Welrmachtstreben, industrieller Fortschritt, soziale integration. Munchen, 1991. S. 29.

10 Mommsen W.J. Zeitalter des Imperialismus. Frankfurt am Main, 1969. S. 228-229.

ограничении морских вооружений11. Добиться этого в рамках 11 мирной конференции в Гааге в 1907 г. англичанам не удалось12.

Предпринимавшиеся летом 1908 г. попытки в начале на приватном13, а затем и на официальном уровне14 добиться договоренности по морским вооружениям закончились неудачей15, что сильно осложнило отношения между двумя странами. Германский рейхсканцлер Б. Бюлов был серьезно озабочен их состоянием. В конце августа 1908 г. в одном из своих посланий к кайзеру он говорил даже о возможности войны16, вероятность которой им оценивалась значительно выше, чем в 1904 г.17 Это не было преувеличением, поскольку накал антигерманских страстей достиг довольно высокого уровня. Страх перед вторжением немцев был нешуточный18. Военная истерия охватила, без преувеличения, все слои британского общества19. В декабре 1908 г. ситуация стала еще больше усугубляться слухами о сокращении немцами времени постройки линейных кораблей20, об увеличении численности морских экипажей и о досрочной закладке ими в октябре 1908 г. двух дредноутов, строительство которых должно было начаться в 1909 г.21 На основании реальных и вымышленных фактов британское Адмиралтейство делало вывод о том, что Германия в состоянии ежегодно закладывать на стапелях своих верфей до 8 дредноутов22. В ответ министр иностранных дел Э. Грэй и морской министр Р. Маккена требовали от короля Эдуарда VII повышения квоты планируемых к сооружению дредноутов в 1909/10 финансовом году с 4 до 6 единиц23.

Улучшению атмосферы между Лондоном и Берлином должен был послужить официальный государственный визит английского монарха в Германию 9-12 февраля 1909 г. В центре переговоров между рейхсканцлером Бюловым и английским министром колоний лордом Э. Кроу стояли в основном вопросы, связанные с ближневосточной политикой, хотя морскую тему полностью исключить не удалось24. В личных беседах кайзера и короля, а также в разговоре рейхсканцлера с Эдуардом VII перед самым его отъездом флотская проблема вновь была затронута, но абсолютно в благожелательном духе, без «предъявления претензий друг к другу»25.

11 British Documents. Vol. 6. № 81. P. 130-131.

12 Dulffer J. Regeln gegen den Krieg? Die Haager Friedenskoferenzen von 1899 u. 1907 in der internation-alen Politik. Berlin-Frankfurt am Main-Wien, 1981. S. 273-299; British Documents. Vol. 8. № 174. P. 201-202.

13 BA - MA. RM 3/ 41. Ballins Unterredung mit Cassel uber deutsch-englische Verfremdung. 20. 06. 1908.

14 British Documents. Vol 6. № 117. P. 184-190; Zur Europaischen Politik 1897-1914. Berlin, 1919. Bd.3. S. 927; Die GroPe Politik der europaischen Kabinette 1871-1914. Sammlung der diplomatischen Akten des Auswartigen Amtes. Berrlin, 1927. Bd. 24. № 8225-8226, 82230, 8243. S. 125-129, 135, 156; BA - MA. RM 3/ 9720. Boy - Ed an Tirpitz uber Lloyd Georges Besuch in Berlin und Flottenbau. 25. 08. 1908.

15 BA - MA. RM 2/ 1762. Metternich an Bulow uber englische Haltungen zur deutschen Flottenpolitik. 08. 08. 1908; BA - MA. Freiburg, Nachlass Tirpitz .№ 253/54. S. 4-10; GroPe Politik. Bd. 24. № 8241. S. 154-155.

16 GroPe Politik. Bd. 24. № 8239. S. 150-151.

17 Steiner Z. Britain and the origins of the First World War. London, 1977. P. 175-176; Wormer K. Gropbri-tannien, Rupland und Deutschland - Studien zur britischen Weltreichpolitik am Vorabend des Ersten Weltkriegs. Munchen, 1980. S. 68; Monger G. The End of Isolation. British Foreign Policy 1900-1907. London, 1963. P. 12-13; Navy and Military Record. 22 June. 1905; Новое время. 10 (23 октября) - 11(24 октября) 1904; Mackay R.F. Fisher of Kilverstone. Oxford, 1973. P. 316; Шилов С.П. Кайзеровский военно-морской флот и Россия: от идеи германо-русского союза к конфронтации в 1897-1914 гг. Тюмень, 2004. С. 65-69; Шацилло К.Ф. Русский империализм и развитие флота накануне первой мировой войны (1906-1914). М., 1968. С. 32.

18 BA - MA. RM 3/ 2792. Widenmann an Tirpitz uber englische Invasionsfurcht. 24. 11. 1908.

19 Новое время. 8 (21) ноября. 1908. О большой и неподдельной тревоге в английском обществе свидетельствуют и другие материалы. См.: British Documents. Vol. 6. № 80. P. 115-117. см. также: Marder A. The anatomy of British seapower - A history of British naval policy in the preDreadnought era 1880-1905. New York, 1940. P. 543; Epkenhans M. Op.cit. S.45; Wormer K. Op.cit. S. 156.

20 BA - MA. RM 3/ 6673. Flublatt des FVs «Das Bautempo unserer Flotte». Anfang Dezember. 1908.

21 BA - MA. RM 3/ 2974. Widenmann an Tirpitz uber Ubergabe des «Marine - Etats 1909» an den First

Lord of Admiralty. 16. 12. 1908.

22 Marder A. From the dreadnought to Scapa Flow. Vol 1. P. 152-153.

23 Lee S. King Edward VII: A Biography. London, 1927. Vol. 2 P. 678-679.

24 GroPe Politik. Bd. 28. № 10261. S. 87-88.

25 GroPe Politik. Bd. 28. № 10260. S. 86.

Далее Бюлов обратился с просьбой к Тирпицу помочь урезонить Флотский союз и часть германских изданий, известных своими англофобскими выступлениями26. Глава морского ведомства поддержал выбранную политическую линию поведения рейхсканцлера и обещал содействие в этом деле27.

Однако определенное успокоение в германо-английских отношениях было недолгим. 22 февраля 1909 г. премьер-министр Г. Асквит в своем выступлении перед депутатами нижней палаты парламента неоднократно повторил тезис о приверженности либералов к сохранению и поддержанию морской политики двойного стандарта28. Главное морское ведомство англичан делало заявление о том, что к февралю 1912 г. немцы будут располагать 17-ю, а к апрелю 1912 г. — 21-м дредноутом29, а соотношение британского и германского линейных флотов, состоявших из современных судов, будет выражаться цифрами 5:430. Эти данные вызвали настоящий переполох в политических и военных кругах31. Ссылаясь на эти цифры, первый лорд Адмиралтейства Дж. Фишер, по утверждению Меттерниха, обосновывал необходимость серьезной корректировки британской флотского проекта в марте 1909 г.

Для опровержения слуха о нарушении германской стороной параметров флотского закона, Виденман просил у своего руководства предоставить информацию для Меттерниха об одобренных и заложенных судах в 1907-1909 гг.32 В результате в список попало 7 линкоров и 3 крейсера. Меттерних предлагал Бюлову предоставить англичанам конфиденциальную информацию о планах германской судостроительной программы на период 1907-1917 и даже вплоть до 1920 г.33 Тирпиц был категорически против таких шагов. Однако он считал необходимым через посла в Лондоне официально довести до сведения Асквита и Грэя, что у Германии к февралю 1912 г. не будет 13-ти дредноутов, и что немцы фактически не произвели никакого ускорения флотского строительства34. 9 марта 1909 г. это указание через Бюлова было передано Мет-терниху35, который немедленно связался с Грэем и исполнил порученное ему задание. Однако слова германского посла большого воздействия на британского министра не оказали. Грэй заявил, что Англия строит свой флот, невзирая на германскую флотскую программу, и что он будет направлен против ближайшей к ее берегам сильной морской державы36. Правда, глава внешнеполитического ведомства не исключал возможности попытаться прийти к определенной военно-морской договоренности путем обмена информации по конструкциям и вооружениям строящихся кораблей через военно-морских атташе37.

12 марта 1909 г. достоянием общественности стал новый проект британского морского бюджета на 1909/10 гг. Он равнялся 35142700 фт. ст. и превышал бюджет предыдущего года на 2823200 фт. ст. Согласно его статьям предусматривалось строительство 4-х дредноутов, 6-ти крейсеров, 20 морских истребителей и определенного числа подводных лодок38. Очень значимым было и то, что правительство с 1 апреля 1909 г. получало право, в случае необходимости, осуществить строительство дополнительных 4-х дредноутов39. По данным, которыми располагало Адмиралтейство и на которые ссылался Маккена, к 1911 г. у Германии будет 13 новых дредноутов, а в

26 GroPe Politik. Bd. 28. № 10264. S. 93.

27 GroPe Politik. Bd. 28. № 10265. S. 93.

28 BA - MA. RM 3/ 2792. Widenman an Tirpitz 22. 02.1909.

29 GroPe Politik. Bd. 28. № 10266. S. 96.

30 Лихарев Д.В. Указ. соч. С. 177.

31 Marder A From the dreadnought to Scapa Flow. Vol. 1. Р. 156-157.

32 BA - MA. RM 3/ 2792. Widenmann an RMA. 04. 03. 1909.

33 GroPe Politik. Bd. 28. № 10266. S. 98-99.

34 GroPe Politik. Bd. 28. № 10267. S. 101-102.

35 GroPe Politik. Bd. 28. № 10268. S. 102-103.

36 GroPe Politik. Bd. 28. № 10269. S. 104.

37 Ibid.

38 GroPe Politik. Bd. 28. № 10270. S. 105-108.

39 Ibid.

1912 г. - 1740. При этом совершенно были проигнорированы заверения и посла Мет-терниха, и рейхсканцлера Бюлова о том, что к осени 1912 г. Германия не сможет располагать более 13 кораблями41. В речи Асквита также приводились цифры соотношения современных британских и германских судов к концу 1911 г., которые свидетельствовали о серьезном нарушении политики двойного стандарта. В частности, говорилось о 16 британских и 13 германских линкорах42.

17 марта 1909 г. Меттерних в беседе с Грэем напрямую обвинил Адмиралтейство, которое снабжало высшее политическое и военное руководство Великобритании данными о нарушении Германией сроков закладки кораблей на 1909 г., в сознательном искажении фактов, чтобы протащить через парламент собственную морскую программу43. Грэй не исключал возможности расхождения сведений Адмиралтейства и германского посольства. Для недопущения в последующем подобных ситуаций он вновь предложил вариант обмена информацией о сооружаемых кораблях через морских атташе. В тот же день Асквит, выступая в парламенте, в качестве обоснования необходимости принятия расширенной морской программы заявил, что попытки договориться с представителями Германии о снижении расходов на морские вооружения окончились неудачей44. Это утверждение вызвало самую негативную реакцию со стороны Тирпица. Его публичное заявление членам бюджетной комиссии рейхстага, что подобных официальных предложений с британской стороны не поступало45, в Лондоне расценили, как своеобразное согласие пойти на переговоры. Грэй через Меттерниха выразил готовность начать такое обсуждение46. 21 марта 1909 г. Тирпиц подтвердил возможность переговоров на основе признания морского превосходства Великобритании, но при этом, по его мнению, у Германии должны были оставаться определенные шансы на победу в случае войны с англичанами. Естественно, что вариант диалога на принципе «двойной стандарт+10%», чего хотели бы англичане, даже не допускался47.

29 марта 1909 г. перед депутатами палаты общин выступил Грэй. Касаясь остроты взаимоотношений с Германией по флотскому строительству, министр подчеркнул, что в данном вопросе Берлин должен первым сделать шаг к сокращению своего флота48, предложив, правда, в очередной раз обсудить вопрос об обмене информации о строящихся судах49. Окончательную точку в долгом обсуждении проекта будущего морского бюджета поставил премьер Асквит, который заявил о необходимости его изменения в сторону увеличения. В результате было одобрено решение о строительстве 8 дредноутов. Фишер и Маккена получили 4 дополнительных судна50.

«Морская паника» 1909 г., искусственно созданная английскими властями51 и носившая характер настоящей истерии52, негативным образом повлияла на взаимоотношения двух государств. Даже после того как страсти улеглись53, ее последствия еще несколько месяцев сказывались на настроении германского руководства. Во вся-

40 GroPe Politik. Bd. 28. № 10274. S. 111; ср.: Bacon R. The life of Lord Fisher of Kilverstone. London, 1929.Vol. 2. P. 88.

41 BA - MA. RM 3/ 2792. Widenmann an Tirpitz uber Estimates 09/10. 17. 03. 09.

42 См.: Выдержки из дебатов английской палаты общин по морскому бюджету 1909-1910 г. СПб., l909. С. б.

43 GroPe Politik. Bd. 28. № 10273. S. 109.

44 GroPe Politik. Bd. 28. № 10275. S. 113-114.

45 17-18 марта 1909 г. проходило заседание бюджетной комиссии рейхстага, где обсуждался германский морской бюджет. См.: I bid.

46 GroPe Politik. Bd. 28. № 10280. S. 119.

47 GroPe Politik. Bd. 28. № 10285. S. 122.

48 GroPe Politik. Bd. 28. № 10293. S. 139-141.

49 Kennedy P. The Rise of Anglo-German Antagonism. 1860-1914. Oxford, 1982. P. 444-445.

50 Там же. С. 183.

51 См. Epkenhans M. Op. cit. S. 45.

52 Marder A. The anatomy of British seapower. P. 464; Wormer K. Op cit. S. 156.

53 Fisher J. A. Fear God and Dreadnought: Correspondence of Admiral of the Fleet Lord Fisher. London, 1952-1959. Vol. 2. P. 235.

ком случае, один из главных идеологов морской политики Германии Тирпиц вплоть до середины августа 1909 г. ничего не хотел слышать о каком-либо флотском соглашении с англичанами54. Кайзер Вильгельм 11 разделял эту позицию55, что не могло не влиять на реализацию общегосударственной политики в отношении Великобритании. Германские законодатели практически без обсуждения приняли проект бюджета отечественного флота на 1910 г. для последующего его утверждения на заседаниях рейхстага56.

Таким образом, на этапе начала февраля - конца марта 1909 г. Германия и Великобритания так и не пришли к военно-морской договоренности. Последовавшее после визита Эдуарда VII в Берлин некоторое улучшение отношений между странами сменилось их резким обострением в связи с начавшимся скандалом по поводу досрочной закладки в Германии 2-х дредноутов. Либеральное правительство Асквита использовало его для утверждения максимальной морской программы на 1909/10 г. Инициативы с британской стороны о заключении договора по морским вооружениям, об обмене информации по строящимся кораблям носили скорее предварительный характер и служили больше для прикрытия собственных далеко идущих морских планов. Германская сторона проявляла твердость в отстаивании собственных морских интересов. Речь шла о недопустимости отхода от выполнения морского закона 1900 г., дополненного новеллами 1906 и 1908 гг., к чему и стремились англичане, поскольку, в противном случае, под вопрос ставилась главная цель морской политики — создание «флота риска»57, призванного удерживать Великобританию от нападения на Германию58. В результате представители двух стран так и не смогли договориться даже о принципах переговоров по флотскому вооружению, и эта проблема по-прежнему очень серьезно осложняла германо-английские отношения, определяя их главное содержание.

54 BA - MA. RM 3/ 11516. Tirpitz an Widenman. 28. 07. 1909.

55 BA - MA. RM 3/ 8. Telegramm von Muller an Tirpitz. 04. 08. 1909.

56 BA - MA. RM 3/ 8. Verlauf der Budgetkommissionsverhandlung am 23 Marz 1909.

57 BA - MA 253/ 4, AB 8-18. Denkschrift des Staatssekretars des Reichsmarineamts, Kontreadmiral

Tirpitz, vom Juli 1897. Allgemeine gesichtspunkte bei der Feststellung unserer Flotte nach Schiffsklassen und Schiffstypen / / Berghahn V.R. Deist W. Rustung im Zeichen der wilhelminischen Weltpolitik. Grunlegende Do-kumente. 1890-1914. Dusseldorf, 1988. S. 128.

58 Cm.: Lambi I. The Navy and German Power Politics. 1862-1914. London, 1984. P. 225-257.

THE PROBLEM OF GERMAN-ENGLISH NAVY CONVENTION IN EARLY FEBRUARY - LATE MARCH 1909

Branch of Tyumen State University in Nyagan

S. N. SINEGUBOV

The article is devoted to efforts of both countries to start negotiations on navy armament equipment and information exchange about shipbuilding in early February - late March 1909, which collapsed in the end. The underlying cause was in mutual suspicion and mistrust that was especially evident in scandal concerning early building of two ships by Germany.

e-mail: globus_ [email protected]

Key words: German navy building in early XX century, German-English navy competition, efforts to negotiate on navy armament equipment and information exchange about shipbuilding.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.