Научная статья на тему 'Проблема формирования толерантности в условиях модернизации современной России'

Проблема формирования толерантности в условиях модернизации современной России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
193
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ЦИКЛИЧНОСТЬ / ФАЗЫ ПРОЦЕССА / СТРАТЕГИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Анохин М. Г.

Подробно рассматривается особенности современного российского процесса модернизации как сложносоставного, цикличного, включающего не только фазы активности в виде реформ и контрреформ, но и промежуточные переходные фазы. Особое внимание уделяется проблеме толерантности в условиях российской модернизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF PECULIARITY THE CONTEMPORARY RUSSIAN PROCESS OF MODERNIZATION

Detailed consider peculiarity the contemporary Russian process of modernization, what complicated inclusive activity and transitional phase

Текст научной работы на тему «Проблема формирования толерантности в условиях модернизации современной России»

политология

УДК 327

М.Г.Анохин, д-р полит. наук, профессор, 8-905-622-48 -67, mganochin@yandex.ru ( Россия, Москва, РАГС)

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Подробно рассматривается особенности современного российского процесса модернизации как сложносоставного, цикличного, включающего не только фазы активности в виде реформ и контрреформ, но и промежуточные переходные фазы. Особое внимание уделяется проблеме толерантности в условиях российской модернизации.

Ключевые слова: модернизация, толерантность, цикличность, фазы процесса, стратегия модернизации.

Толерантность нужна россиянам для достижения консенсуса в определении парадигмы развития, во взглядах и суждениях о будущем государства и общества. Приемлемым может быть определение «Толерантность - гармония многообразия». Согласно Декларации принципов толерантности, утвержденных ЮНЕСКО - толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижения мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Это утверждение и признание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. 1

На Ярославском Международном форуме (2010 г.) с участием Президента страны Д.А. Медведевым было подчеркнуто, что для развития страны необходима модернизация в экономике, политике, социальной сфере, что, для достижения новой гармонии в мире необходимо создать такие условия, чтобы каждая страна, которая желает модернизироваться, имела такую возможность2.

К этому следует стремиться, для этого стоит работать.

1

См.: Маркова Е.А. Толерантность в политическом процессе : региональный аспект : дисс.... Канд. полит. наук. Чита, 2007; http://festival.1september.ru/articles/411279/

2 См.: Эксперт, 2010, № 36.

Самое короткое и простое определение «модернизации» -

3

стремление к прогрессу, современности .

На этом пути каждая страна презентует свои особенности. Имеются они и у России4.

Одна из важнейших особенностей российской модернизации (если рассматривать исторический процесс) состоит в том, что в России много десятилетий назад традиционное общество с его сословиями, общинным укладом и основанная во многом на автократии политическая система, а также адекватный всему этому ценностный строй были разрушены, но дальнейшая эволюция так и не привела к образованию политического, экономического и социокультурного порядков, которые бы в полном объеме соответствовали парадигме современного общества5.

В результате Россия год за годом, десятилетие за десятилетием -весьма длительное даже по историческим меркам время переживает весьма сложные превращения и они далеко не всегда вписываются в "классические" модели модернизации.

Модернизация - это экономический и политический прогресс

отдельных обществ-первопроходцев и последующие перемены у

6

отстающих .

По мнению ряда исследователей, анализ хода модернизации политической системы как волнообразного, а не линейно-поступательного процесса представляется весьма продуктивным в случае описания эволюционной схемы России, в истории которой волны относительной либерализации неоднократно сменялись волнами антилиберальной контрмодернизации, реформы - контрреформами .

Историк Е.Е.Яшнов констатировал "почти математическую правильную повторяемость до чрезвычайности однокачественных циклов", которая наблюдается, по его мнению, в истории России .

Если согласиться с таким исходным тезисом о волнообразном характере политических преобразований в России, то современные

3 См.: Rush M. Politics and Society: An Introduction to Political Sociology. New York; London: Prentice Hall, 1992. P. 220—226; Dube S.C. Modernization and Development: The Search for Alternative Paradigms. Tokio: The United Nations University; London; Atlantic Highlands (New Jersey): Zed Books Ltd, 1988.

4 См.: Гидценс Э. Последствия модернити // Новая постиндустриальная волна на Западе.

Антология./ под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999; Бек У. Общество риска: на пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2000; Побережников И.В. Модернизационная перспектива: теоретико-методологические и дисциплинарные подходы // Третьи Уральские историко-педагогические чтения. Екатеринбург, 1999 и др.

5 См.: Модернизация: зарубежный опыт и Россия. М., 1994.

6 См. Цапф В. Теория модернизации и различие путей обществен. развития // Социс. 1998. № 8.

С. 15.

7 В российской истории можно проследить ориентацию на демократические революции Запада и воспроизводство политических традиций деспотий Востока или самоизоляцию с построением очередного "железного занавеса", а дифференциации и усложнение политической системы - соотносится с упрощением и усилением ее единообразия и т.д.

8 Цит. по: Поляков Л. Методология исследования российской модернизации // Полис. 1997. № 3.

реформы представляют собой не итог модернизационного процесса, насчитывающего чуть менее трех веков, и не отступление от его общей логики, а важную фазу одного из его циклов.

Как и каждый конкретный случай модернизации общества, этот процесс в России обладает, наряду с общими характеристиками, также специфическим набором отличительных свойств. Среди них, прежде всего, выделяется необычайная длительность, растянутость во времени

~ 9

российской модернизации.

Впрочем, в литературе имеется и такая точка зрения, что ранняя стадия модернизации России синхронизируется с западноевропейской10.

Следующая особенность осовременивания российской политики состоит в исключительной, в сравнении с другими страновыми и/или цивилизационными ареалами, роли государства в инициировании, определении направленности и осуществлении модернизационного процесса на всех его стадиях11.

Следует также подчеркнуть такую особенность модернизационного процесса в России, которая состоит в периодически выражающейся разнонаправленности процессов модернизации государства и модернизации общества12.

В России, как ни в одной другой стране, прошедшей сквозь тернии догоняющей модернизации, проявились многие отрицательные последствия форсированного, неорганичного развития13.

Общая особенность движения России к современности в сравнительно-страновой перспективе заключается в долго существующих и глубоких культурных и идейно-политических расколах общества в его отношении к определенным фазам модернизации (например, преобразованиям Петра I), к основным направлениям дальнейших эволюционных изменений как самой политики, так и общества в целом. Противоречивые свойства модернизационного процесса в России,

9 См.: Там же.

10 См.: Янов, А. Тень Грозного царя. Загадки русской истории. М. 1997.

11 Государство играет весьма активную роль в модернизации любого общества, являясь ее проводником и своеобразным гарантом. Однако в России государство (и прежде всего верховная власть), как правило, настолько жестко контролирует процесс модернизации, что он предстает как цепь своеобразных "революций сверху".

12 Из-за неразвитости гражданского общества и исключительной роли государства в России, широкие общественные преобразования постоянно подменяются модернизацией самого государства либо только тех сфер, к которым оно имеет непосредственное отношение Подробнее см.: Поляков, Л. Методология исследования российскоймодернизации. // Полис. 1997. № 3.

13 Они были вызваны болезненной ломкой старых общественных отношений, насаждением чуждой (западной, “санкт-петербургской”) культуры, насильственным выталкиванием огромных масс людей из привычных для них социально-экономических и культурных ниш. Догоняющая модернизация в России породила колоссальную маргинализацию и даже люмпенизацию большой части населения. В начале XX в. Маргинализация в России приобрела критические для устойчивости общества масштабы. Революция 1905 года и реформа П.А.Столыпина (разрушение общины в деревне), первая мировая война, обе революции 1917 г. и гражданская война также сопровождались маргинализацией. см.: Общая и прикладная политология: М.: МГСУ; Изд-во “Союз”, 1997. С. 344-346, 351.

пожалуй, ни в чем ином не выражаются столь контрастно, как в его волнообразном развитии через циклы реформ - контрреформ14.

В общем виде модернизация определяется как переход от традиционного общества к современному, которое, по мнению В. Федотовой, включает в себя прежде всего коренное отличие от традиционного, т.е. ориентацию на инновации, преобладание инноваций над традицией, светский характер социальной жизни, поступательное (нециклическое) развитие, выделенную персональность,

преимущественную ориентацию на инструментальные ценности, индустриальный характер, массовое образование, активный деятельностный психологический склад и т.д.15

В России это чередование реформ - контрреформ проявилось в следующих волнах модернизационного процесса в России (этапы по Пантину В.И., Лапкину В. В.) 16:

I цикл: реформы (1801-1811) - переход к контрреформам (18111825) - контрреформы (1825-1855) - переход креформам (1855-1859).

II цикл: реформы (1859-1874) - переход к контрреформам (18741881) - контрреформы (1881-1894) - переход креформам (1894-1905).

III цикл (укороченный): реформы (1905-1911) - переход к

контрреформам (1911-1917) - контрреформы (1917-1921) - переход к реформам (1921-1922).

IV цикл: реформы (1922-1927) - переход к контрреформам (19271929) - контрреформы (1929-1953) - переход креформам (1953-1956).

V цикл: реформы (1956-1968) - переход к контрреформам (19681971) - контрреформы (1971-1982) - переход креформам (1982-1985).

VI цикл: реформы (1985 - по настоящее время) - ...

К примеру, современный шестой цикл был открыт фазой "перестройки", положившей начало радикальному реформированию политической системы, включая осуществление разделения властей, формирование многопартийности и демократической выборной системы. В то же время эти политические преобразования в условиях малопродуманных и необычайно тяжелых для населения "рыночных реформ" вновь способствовали заметному расколу общества, чреватому

17

контрреформаторской реакцией .

14 Наиболее отчетливо такие циклы проявляются, начиная с эпохи Александра I (первых десятилетий XIX в.) и вплоть до наших дней. Именно совокупность внешних и внутренних обстоятельств придала в результате столь отчетливую волнообразность ходу российской модернизации с регулярным чередованием реформ и контрреформ.

15 См. Федотова В.Г. Типология модернизаций и способов их изучения // Вопросы философии №4, 2000 С. 10

16 См. Пантин В.И., Лапкин В. В. Волны политической модернизации в России. // http://www.ss.xsp.rU/st/003/index.php#_ftnref5

17 Новая стратегия Горбачева, которая породила вестернизациию процесса российской модернизации, то есть внедрение в него моделей и механизмов, получивших классическое воплощение в Западной цивилизации. Несмотря на некоторые подвижки, вызванные этими процессами (оформился политический плюрализм, начало зарождаться гражданское общество), тем не менее, вызывает сомнение

При более детальном анализе обнаруживается, что модернизационный цикл в России включает не только "активные фазы"

реформ и контрреформ, но и промежуточные фазы перехода

18

соответственно от реформ к контрреформам и наоборот .

Главной внутренней предпосылкой осуществления модернизационного процесса в России в виде чередующихся волн реформ и контрреформ является, по мнению ряда исследователей, характерное для российского государства и общества расщепление культуры, идеологии, общественно-политического уклада жизни на две преобладающие тенденции: радикальный "либерализм", защищающий права и свободы человека, но игнорирующий социальные проблемы большинства населения, и не менее радикальный "государственный патернализм".19.

Важно подчеркнуть, что каждый цикл реформ - контрреформ отнюдь не возвращает общество и государство в исходное состояние, а все-таки продвигает их по пути модернизации, хотя и односторонней, не выполнившей всех вмененных ей задач. Однако помимо «собственных» волн, характерных для определенного, наиболее бурного периода модернизации рассматриваемых политических систем, существуют и волны общемирового политического развития, которые накладываются на «собственные» волны политической модернизации20.

Повторяемость коллизий российских модернизаций - наглядное свидетельство постоянства осознанных государственных потребностей, непреодоленных исторических тенденций и неразрешенных российских проблем. Все это составляет традиционный для России комплекс рациональных целеполаганий и ценностных ориентиров всех общественно-государственных трансформаций. По мнению ряда исследователей, их вектор исторически задан21:

а) цивилизационной тенденцией к смене евразийской парадигмы отношений государства и общества на атлантическую;

их содержание, наполнение которым определяется, прежде всего, условиями и внутренней сущностью советской системы.

18 Иными словами, цикл, или волна, модернизации выглядит следующим образом: либеральные (либерализующие систему) реформы - переход от реформ к контрреформам - антилиберальные контрреформы - переход от контрреформ к реформам.

19 См.: Пантин В.И., Лапкин В. В. Волны политической модернизации в России. // http://www.ss.xsp.rU/st/003/index.php#_ftnref5

20 В России воздействие общемировых волн политического развития проявляется в виде циклов реформ-контрреформ, играющих роль «вынужденных» колебаний, инициируемых «внешней силой», «возмущающим внешним фактором» сообществом более развитых в политическом и экономическом отношении государств. Отметим, что наступлению каждой новой волны модернизации в России, как правило, предшествует подготовка, занимающая 3-4 года. Этот период знаменуется крупным поворотом в политическом развитии. Подробнее см.: См. Лапкин В.В. Волны политической модернизации в логике «противоцентра»: Мегатренды мирового развития / под редакцией М.Ильина, В.Иноземцева. М. 2001.

21 См.: Модернизация: зарубежный опыт и Россия. М., 1994; Лапкин В.В. Волны политической

модернизации в логике «противоцентра»: Мегатренды мирового развитиия / под редакцией М.Ильина, В. Иноземцева. М., 2001

б) социально-экономической потребностью в формировании самоорганизующихся структур гражданского общества;

в) заинтересованностью элитных групп государствообразующего

слоя в деперсонализации политических (властных и управляющих)

структур государства;

г) общественно-государственной тенденцией к смене базовых

принципов права: славянско-русского принципа избирательной

персональности правовых норм - на принцип правовой всеобщности;

д) потребностью в формировании правового государства;

е) общественной заинтересованностью в заключении с

государством конституционного контракта;

ж) государственно-общественным интересом в преодолении

экономической неэффективности и технологического отставания;

з) объективным ослаблением непосредственной

перераспределительной функции государства, с одновременным

усилением функций арбитражно-регулятивных;

и) общественной потребностью в уходе государства из сферы непосредственного хозяйствования;

к) усилением роли индивидуально-продуктивных групп населения и ослаблением общинно-распределительных.

Само постоянство вышеуказанных тенденций исторического процесса и событийная повторяемость российских модернизаций, стереотипность поведения субъектов системных преобразований обусловливают (при их сравнительном анализе) операциональное использование понятие алгоритма

модернизационных преобразований. Масштабные российские модернизации

22

характеризуются общими чертами :

• все они были запоздалыми, поэтому проводились в ускоренной

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

форме;

• все осуществлялись через политическое принуждение, с материально-ресурсной и человеческой расточительностью;

• основной риск ускоренных модернизаций состоял в том, что они срывались либо в контрреформу (в форме реакции), либо - в революцию (в облике смуты);

• главным (часто - единственным) субъектом российских модернизаций являлось политическое руководство страны;

• в качестве недобровольных правительственных инструментов модернизаций использовались политические элиты;

• социальная база модернизаций неизменно оставалась достаточно узкой.

22 См.: Масарский М.В. Алгоритмы российских модернизаций. // Клуб "Свободное слово" 18

апреля 2001 http://www.netda.ru/slovo/index.htm

• все модернизации (за исключением незавершенной последней) осуществлялись в мобилизационном варианте.

Можно сказать, что многочисленные попытки модернизации, неоднократно предпринимавшиеся в России, приобрели характер (сформировавшийся в течение еще более продолжительного периода) долговременной исторической тенденции, что этот процесс идет путем «зигзагов и многократной смены направления развития, которые неизбежны в ходе чередующихся реформ и контрреформ».

Еще одна важная особенность российской модернизации, это этатизм, то есть значимая роль государства в инициировании, определении

23

направленности и осуществлении модернизационного процесса .

О современном этапе модернизации. Некоторые исследователи считают, что нынешняя политическая система России неадекватна потребностям групп экономического роста, групп успеха.

Старая система не предоставляет им хода, ясного будущего. Если говорить о России, то речь идет о формировании среднего класса, средних городских слоев достаточно широкого слоя людей, характеризующихся не только образованием и высоким доходом, но, прежде всего, собственными усилиями в поднятии своего уровня жизни. Средний класс не помещаются в наши старые прежние системы.

Предлагается (в частности, Г. Павловский) дополнить понятие

24

«политическая модернизация» термином «управляемая нормализация» .

Модернизация в России, в конечном счете, должна создать условия для постиндустриализации (т.е. постмодернизации). В противном случае она теряет смысл, поскольку не решает на современном уровне ни одной из возникших перед Россией проблем. Стратегия российского обновления должна ориентироваться на то, чтобы работать на опережение, учитывая не сегодняшний, а завтрашний день мировой науки и техники, социокультурного прогресса и политических структур. К этому следует стремиться.

Для России общая концепция модернизации должна предусматривать: изменение структуры экономики, переориентацию хозяйства на современные, наукоемкие отрасли, а также те сферы общественного производства, которые непосредственно работают на удовлетворение потребностей людей, в том числе социально-экономической инфраструктуры, сферы обслуживания, что требует соответствующих изменений и в структуре капиталовложений; создание рыночного, т.е. конкурентного, антимонополистического хозяйственного механизма,

23 Перехват инициативы реформ «верхами», государственной властью в посткоммунистической России усиливает роль бюрократии, которая способна заметно тормозить движение к осуществлению модернизации. Подробнее. см.: модернизация: зарубежный опыт и Россия. М., 1994;Купряшин Г. Л. Политическое развитие // Кентавр. 1994. № 2. С. 126.

24 См.: Жусупов С. Модернизация политической системы // «Эксперт Казахстан» №7 (9) 12 апреля

который бы побуждал предприятия внедрять в производство новинки научно-технической мысли, стараться получить прибыль за счет снижения издержек, а не за счет монопольного взвинчивания цен и раскручивания инфляции; формирование личной и общественной модели потребления, способствующей развитию субъекта модернизации, человека с современными потребностями, которые были бы мощным стимулом для производства; поворот всего общества и государственной политики в сторону культуры, форсированное развитие образования, переобучения людей новым профессиям, создание в обществе такой атмосферы, при которой у большинства людей возникала бы собственная потребность учиться, осваивать новые специальности; развитие личной и коллективной инициативы, становление нового типа работника, способного к самоорганизации и самодисциплине, изменение типа мышления, если не у всех, то, по крайней мере, у наиболее активных людей, способных быть субъектами модернизации, для чего необходимо постепенное развитие демократии, в том числе и экономической.

Очевидно, что осуществление модернизации и тем более -постмодернизации России возможно лишь в течение нескольких десятилетий. Оно предполагает работу, по меньшей мере, двух-трех поколений людей. Нужно осознать, что в первую очередь России предстоит провести позднеиндустриальную модернизацию, что соответствует задаче стабилизации, и одновременно, укрепить существующие заделы в области высоких технологий, которые уже в ближайшем будущем могли бы обеспечить прорыв России на мировых рынках и стать основным источником валютных поступлений, необходимых для реконструкции остальной промышленности и расширения потребительского рынка.25

Основные направления модернизация России по плану нового Президента России Д. Медведева могут быть обозначены как продолжение реформ, представленных в свое время Президентом Владимиром Путиным в "Стратегии 2020", как ориентиры развития России.

Д. Медведев конкретизировал основные направления, на которых, по его мнению, необходимо сосредоточиться в ближайшие годы, это четыре "И": институты, инфраструктура, инновации, инвестиции" и в этих сферах необходимо решить следующие главные задачи.

• Во-первых, преодолеть правовой нигилизм, особое внимание уделить качеству законов и эффективности правоприменения.

• Во-вторых, реально и радикально снизить административные барьеры.

25 См.: Сейсенова Н.Б. Основные этапы развития теории политической модернизации //

«Казахстан-спектр». 2005. №3; Общая и прикладная политология. / под общей редакцией В.И. Жукова, Б.И. Краснова. М.: МГСУ; Изд-во “Союз”, 1997. С. 344-346, С.353.

• В-третьих, снизить налоговое бремя в целях стимулирования инноваций и частных инвестиций в человеческий капитал.

• В-четвертых, построить мощную и самостоятельную финансовую систему.

• В-пятых, модернизировать транспортную и энергетическую

инфраструктуры, создать телекоммуникационную инфраструктуру

будущего.

• В-шестых, сформировать основу национальной инновационной системы.

• В-седьмых, реализовать новую программу политики

26

социального развития.

По словам президента, еще одним приоритетом российской экономической политики является более активная интеграция России в мировой рынок капиталов, необходимая для обеспечения равных конкурентных условий и серьезного технологического рывка.

Высказывание Д. Медведева о возможных переменах в системе власти может означать намерение кардинальных реформ административного аппарата с тем, чтобы уменьшить количество исполнителей, одновременно улучшив качество их работы. Второй

27

вариант - резкое реформирование административного аппарата.

По словам Д. Медведева, "сегодня уже понятно, что на текущем витке истории определяющий фактор успеха развития - это поведение каждого отдельного человека, стиль жизни каждой семьи, свобода

самовыражения людей. Инвестиции в человека, это наш долгосрочный

28

национальный приоритет".

При решении этих проблем и возможен очередной этап модернизации России.

M.G. Anochin

THE PROBLEM OF PECULIARITY THE CONTEMPORARY RUSSIAN PROCESS OF MODERNIZATION.

Detailed consider peculiarity the contemporary Russian process of modernization, what complicated inclusive activity and transitional phase.

Key words: modernization, phase of process, strategy of modern, cycle.

Получено 29.04.2011 г.

26 См. Стенограмма выступления кандидата в Президенты РФ, первого заместителя председателя Правительства России Дмитрия Медведева на V Красноярском экономическом форуме // http://www.edinros.ru/news.html?id= 127810; Медведев Д. В проблемах мировой экономики виновны США // РИА Новости 7 Июнь 2008.

27 См.: Дмитрий Медведев может взяться за административную реформу.

http://www.regnum.ru/news/948686.html 28.012008

28 См.: Стенограмма выступления кандидата в Президенты РФ, первого заместителя председателя Правительства России Дмитрия Медведева на V Красноярском экономическом форуме // http://www.edinros.ru/news.html?id=127810

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.