Научная статья на тему 'Проблема формирования толерантного сознания в современном российском обществе'

Проблема формирования толерантного сознания в современном российском обществе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
148
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО / СОЗНАНИЕ / МОРАЛЬНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / УВАЖЕНИЕ / СВОБОДА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Баранова А.В., Павлова Екатерина Евгеньевна,

Российское общество, несмотря на свою многонациональность, в последнее время характеризуется отсутствием толерантности по отношению друг к другу. Однако не только в национальном и религиозном плане наблюдается разложение терпимости, люди перестали с уважением относится к поведению и образу жизни друг друга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования толерантного сознания в современном российском обществе»

связано с понятием социальных и культурных норм.

По мнению известного мыслителя Э. Фромма, исследовавшего весьма подробно социальный характер деструктивного поведения, «истоки деструктивности - особенности культуры и образа жизни человека»8.

Возможно, именно в этом ключе необходимо рассматривать работу, проводимую в сети Интернет идеологами экстремизма, поскольку борьба за первенство в использовании новейших способов коммуникации в современном мире равносильна «гонке вооружений». Тот, кто успевает занять определенную информационную нишу первым, тот и получает доступ к непосредственному влиянию на массовое сознание. Современный человек, особенно это касается молодого поколения, очень внимательно и трепетно относится к различным новым технологиям, поэтому может легко попасть на предложенную «наживку» в содержательном плане, обращая внимания только на форму подачи информации, оценив ее скорость и оригинальность. В этом заключается одна из опасностей информационной пропаганды в сети Интернет.

На основании изложенного хотелось бы отметить, что глобализация непосредственно повлияла на охвативший большинство людей в мире кризис идентичности, часто застающий нас врасплох, не давая возможности закрепиться в рамках той или иной культурной традиции, «пустить корни». В результате еще более усугубляется отчуждение человека в современном обществе. За культивацией личности, ее индивидуальности и неповторимости, замкнутости на себе стоит одиночество, утрата чувства безопасности, тревожность, потеря социальных связей. Все это представляет собой благоприятную почву для распространения экстремистской идеологии даже в относительно развитых, социально и политически стабильных странах. В связи с чем мы видим, что борьбу с экстремизмом и терроризмом необходимо вести комплексно, применяя научные познания в области философии совместно с уголовно-правовым воздействием.

Список использованной литературы:

1. В 2018 году могли произойти 19 терактов [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://mfox.m>news/282...v-2018-godu-v-rossii...19-terak:tov (дата обращения 31 окт. 2018 г.).

2. Куликов В.Б., Злоказов К.В. Деструктивное поведение: теоретико-методологический аспект / В.Б. Куликов; К.В. Злоказов // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2017. - № 3. - С. 89-92.

3. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М.: Республика, 1994. - 121 с.

©Андреева А.Ю., Задорожняк П. С., Некишев В.Л., 2018

УДК8

Баранова А. В. студент 2курса ВЮИ ФСИН России Павлова Екатерина Евгеньевна ученица МБОУ СОШ № 20 г. Владимира Научный руководитель: Некишев В. Л. Преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ СОШ № 20 г. Владимира

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Аннотация

Российское общество, несмотря на свою многонациональность, в последнее время характеризуется отсутствием толерантности по отношению друг к другу. Однако не только в национальном и религиозном

8 Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994. С. 101.

плане наблюдается разложение терпимости, люди перестали с уважением относится к поведению и образу жизни друг друга.

Ключевые слова:

толерантность, российское общество, сознание, моральная толерантность, уважение,

свобода, политическая культура.

В современном российском обществе толерантность можно ассоциировать с хрупким цветком. Западная концепция толерантности является результатом долгого развития социально-политической мысли и трудного усвоения её общественным сознанием. Толерантность возможна только в обществе, где в результате социального и политического развития уже не существует вопиющих форм несправедливости, нищеты. Однако верно и обратное: без толерантности, признанной как ценность в общественном сознании, трудно построить цивилизованное общество. Всегда можно найти множество поводов для «закручивания гаек», ограничения любых свобод во имя «наведения порядка».

Согласно определению, данному в «Декларации принципов толерантности» (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами-членами ЮНЕСКО, включая и Россию), толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это свобода в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира» .

Выделяют несколько видов толерантности: моральная, нравственная и этническая.

Моральная толерантность. Этот вид толерантности характерен для самодостаточных и мудрых людей, которые умеют сдерживать эмоции с помощью механизмов психологической защиты организма. Главным проявлением этого настроя считается проявление терпимости по отношению к окружающим. Внутри у него могут бушевать страсти возмущения и копиться негативная энергия, но внешне человек крайне спокоен.

Нравственная толерантность. Многим людям будет удивительно, что два пункта с подзаголовками-синонимами идут подряд. Но между нравственной и моральной толерантностью существует значительное различие. Нравственная толерантность отличается тем, что она определяет степень доверия к человеку. Этот вид характерен для людей, которые стараются принимать мысли, ценности, стереотипы, жизненные принципы другого человека. Таким людям легко переносить конфликтные ситуации и устоять под напором стресса.

Толерантность этническая. Обуславливает долготерпение и отсутствие осуждения к чужеродной культуре, обычаям и образу жизни.

Главные виды толерантности состоят из четырех подвидов:

1. Отношение человека к ситуации и людям, принимающим в ней участие. Подразделяется ситуативная толерантность на следующие уровни:

- низкий уровень характерен для негативного отношения человека к миру и окружающей действительности («меня они раздражают»);

- на среднем уровне человек выражает терпимость к собеседникам («мне нравится с ними общаться, и я их отлично понимаю»);

- высший уровень характеризуется полным приятием человека человеком («мне с ними комфортно и хорошо»).

2. Позиция человека относительно других людей, исходя из политических, этнических и национальных признаков. Такой подвид толерантности называется типологическим.

9 Бочарникова И.С. Религиозная толерантность в современном обществе // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2014. № 43. С. 84.

3. Еще один подвид толерантности - профессиональная. Это реакция людей на окружение, в котором они вынуждены пребывать большое количество времени - сотрудники, сослуживцы, коллеги.

4. Собирательная толерантность (общая) состоит из признаков, которые проявляет человек в результате предыдущих трех наблюдений. Их систематизация и дает общую картину уровня толерантности индивидуума10.

Самые явные проявления толерантности из жизни, как правило, связаны с религией: можно встретить христианина, который беседует с мусульманином, и оба они толерантно относятся друг к другу, выслушивают позицию и мнение друг друга. Также примером толерантности может служить разговор людей разных политических взглядов. Важно то, что люди не пытаются навязать свою точку зрения, а имеют силу признать, что другой человек может не разделять ваши политические убеждения.

Часто люди не толерантны к внешнему виду людей, которые одеваются или выглядят совсем не так, как вы. Например, вы не любите татуировки и стоит вам увидеть девушку с тату, как отношение к ней сразу портится, или вы и вовсе не хотите с ней общаться.

Абсолютно не толерантно будет высказывать свою позицию, как единственно верную, всячески намекать на то, что человек не прав, что все его аргументы кажутся вам глупыми или несущественными.

Стремясь стать толерантным, человек не задумывается над тем, что его проявления терпимости иногда носят характер насилия над собой. То есть он не обладает нравственной толерантностью, которая обусловлена приятием и всепрощением. Этот процесс происходит на уровне моральной толерантности, которая подавляет внутреннее неприятие каких-либо процессов.

Итак, толерантность представляет собой ценность и социальную норму гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям11.

Такая трактовка вполне приемлема, поскольку в ней толерантность раскрывается через уважение к праву человека. И, тем не менее, это определение, как и любое другое, до конца не раскрывает сущности толерантности - на то есть три причины.

Во-первых, до сих пор ни у кого нет чёткого видения того, чем же является толерантность -нравственной добродетелью или основанием для правотворчества. Как именно нужно воплощать толерантность в жизнь: воспитывая или заставляя?

Во-вторых, сама идея толерантности подразумевает негативное отношение, которое человек волевым усилием усмиряет и заменяет положительным. Это можно почувствовать в тех определениях толерантности, в которых фигурирует слово «терпимость». А если человек что-то терпит, значит, ему это неприятно.

Толерантность часто определяется как некий идеал отношения между людьми, хотя на самом деле описывает метод достижения идеала. Когда человечество уничтожит все предрассудки и каждый человек будет искренне уважать другого, это будет уже не толерантное общество, потому что никто больше не будет переступать через себя настоящего.

В-третьих, толерантность, особенно когда о ней говорят политики, имеет, как и любая система ценностей, неких противников, поведение которых неприемлемо априори, и которые толерантного отношения недостойны. Никакое определение не способно описать границы «врагов толерантности». Но эти грани легко рисуются лидерами общественного мнения в соответствии с личными интересами.

Однако главная проблема толерантности кроется в соотношении данного понятия со свободой.

10 Радугин А.А. Толерантность как духовно-нравственное основание реализации принципа свободы совести в современном обществе // Научные ведомости Белгородского государственного университета. 2014. № 2 (173). С. 98.

11 Радугин А.А. Толерантность как духовно-нравственное основание реализации принципа свободы совести в современном обществе // Научные ведомости Белгородского государственного университета. 2014. № 2 (173). С. 99.

~ 117 ~

Толерантность - это путь к подлинному уважению, который невозможно привить насильно. Нормативно-формалистский подход не только искажает сущность толерантности, но и сильно ограничивает человека.

Проблема формирования толерантного сознания в современном российском обществе заключается в том, что оно фактически становится невозможным на фоне выложенных в СМИ политических столкновений, например США и России, Стран ЕС и России, на фоне постоянно происходящих террористических актов - все это является весомым фактором разложения толерантного самосознания.

Все вышесказанное говорит о том, что формирование толерантности в обществе должно начинаться с истоков воспитания, прежде всего. Именно духовно-нравственное воспитание влияет на наличие или отсутствие такового. В связи с этим, важными задачами образования представляется возможным формирование у современной личности системы значимых ценностей и новых жизненных установок, поскольку формирование толерантности в своем роде является профилактикой развития таких актуальных явлений 21 века, как экстремизма, национальной, расовой и религиозной ненависти, жестокости и агрессивности.

Список использованной литературы:

1. Балданова Е.А. Формирование толерантности у молодежи в современном российском обществе / Е.А. Балданова // Вестник Читинского государственного университета. - 2015. - № 3 (48). - С. 13-19.

2. Бочарникова И.С. Религиозная толерантность в современном обществе / И.С. Бочарникова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2014. - № 43. - С. 84-88.

3. Радугин А.А. Толерантность как духовно-нравственное основание реализации принципа свободы совести в современном обществе / А.А. Радугин // Научные ведомости Белгородского государственного университета. - 2014. - № 2 (173). - С. 98-103.

4. Федорова А.А. Проблемы толерантности у молодежи в современном обществе / А.А. Федорова // Проблемы толерантности в молодежной среде: материалы Всероссийской онлайн-конференции студентов, магистрантов и аспирантов / отв. ред. Е.А. Никитина. - М., 2014. - С. 129-131.

©Баранова А. В., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.