Научная статья на тему 'Проблема формирования психологической компетентности будущих учителей в управлении педагогическим конфликтом'

Проблема формирования психологической компетентности будущих учителей в управлении педагогическим конфликтом Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
330
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В УПРАВЛЕНИИ ПЕДКОНФЛИКТОМ / ПСИХОДИДАКТИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Янгирова А. А.

Статья посвящена проблеме формирования психологической компетентности будущих учителей в управлении конфликтом, возникающим в педагогической деятельности. Автор предлагает использовать психодидактическую технологию, разработанную А. З. Рахимовым, для повышения психологической компетентности в управлении педагогическим конфликтом. В статье представлены результаты эмпирического исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problem of future teachers' psychological competence forming in the process of conflict management in the course of educational work. The author suggests using the psychodidactic technology elaborated by A. Z. Rakhimov in order to increase psychological competence in the process of pedagogic conflict management. The results of this empirical research are represented in the article.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования психологической компетентности будущих учителей в управлении педагогическим конфликтом»

А. А. Янгирова

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В УПРАВЛЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОНФЛИКТОМ

Работа представлена кафедрой психологии Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. Научный руководитель - доктор психологических наук, профессор А. З. Рахимов

535

Статья посвящена проблеме формирования психологической компетентности будущих учителей в управлении конфликтом, возникающим в педагогической деятельности. Автор предлагает использовать психодидактическую технологию, разработанную А. З. Рахимовым, для повышения психологической компетентности в управлении педагогическим конфликтом. В статье представлены результаты эмпирического исследования.

Ключевые слова: психологическая компетентность в управлении педкон-фликтом, психодидактическая технология.

The article is devoted to the problem of future teachers' psychological competence forming in the process of conflict management in the course of educational work. The author suggests using the psychodidactic technology elaborated by A. Z. Rakhimov in order to increase psychological competence in the process of pedagogic conflict management. The results of this empirical research are represented in the article.

Key words: psychological competence in the process of conflict management, psychodidactic technology.

Педагогическая деятельность характеризуется особой конфликтогенностью. Однако практика показывает, что учителя недостаточно подготовлены к работе с конфликтом, возникающим в педагогической деятельности. Существующее положение связано с тем, что в профессиональной подготовке будущих учителей данной проблеме достаточного внимания не уделяется. Таким образом, имеет место противоречие между конфликтогенно-стью педагогической деятельности и отсутствием специальной подготовки будущих учителей к управлению педагогическим конфликтом в период обучения в учебно-профессиональном заведении.

Объектом нашего исследования является психологическая компетентность студентов педвуза в управлении педкон-фликтом, предметом исследования выступает формирование психологической компетентности в управлении педконфлик-том. Мы предположили, что систематическое и целенаправленное применение специальной учебной психодидактической технологии способствует повышению психологической компетентности студентов педвуза в управлении педагогическим конфликтом.

Мы считаем, что педагогический конфликт - это возникшая в результате профессионального и межличностного

взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса форма проявления обострившихся субъект-субъектных противоречий, вызывающих у них отрицательный эмоциональный фон общения [2, с. 53], управление предполагает осуществление таких действий учителя по предупреждению, регулированию, разрешению возникших противоречий, которые ведут к развитию социального взаимодействия между участниками образовательного процесса [1; 2; 6; 12; 13].

Анализ научных исследований позволяет выделить несколько подходов в определении сущности понятия «психологическая компетентность» педагога: 1) совокупность психологических знаний и основанных на них психологических умений [3; 8]; 2) совокупность психологических знаний и умений, а также определенных личностных качеств, позволяющих эффективно осуществлять профессиональную деятельность [4; 5; 9; 14]; 3) интегральное психическое образование, состоящее из сформированных психологических компетенций, позволяющих эффективно осуществлять профессиональные действия, адекватные ситуации [10]; 4) соответствие совокупности разнообразных функционально-психологических и социально-психологических знаний и умений, а также определенных личностных качеств модели специалиста [7].

Проблема формирования психологической компетентности будущих учителей в управлении..

По нашему мнению, психологическая компетентность в управлении пед-конфликтом - это индивидуально-психологическое образование личности учителя, входящее в состав его психологической компетентности, позволяющее конструктивно взаимодействовать с участниками учебно-воспитательного процесса для предупреждения, разрешения и регулирования конфликтными ситуациями и конфликтами, возникающими в процессе педагогической деятельности.

Для проверки гипотезы нашего исследования нами было проведено эмпирическое исследование на 4-м и 5-м курсах филологического факультета и 5-м курсе Института педагогики Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы в 2006-2007 учебном году. В эмпирическом исследовании приняли участие 340 человек, 130 из которых участвовали в формирующем эксперименте.

В качестве интегрального критерия оценки психологической компетентности студентов педвуза в управлении педкон-фликтом мы использовали такой показатель, как конструктивность разрешения конфликтной педагогической ситуации. Под конструктивным способом разрешения конфликтной педагогической ситуации понимается такой способ, при котором происходит выяснение и разрешение ее причин, восстановление положительного эмоционального фона конфликтующих сторон. Нами были использованы следующие психодиагностические методики: «Опросник выявления ситуативного/над-ситуативного уровня педагогического мышления» М. М. Кашапова, Т. Г. Киселевой, авторский тест достижений «Конфликт в образовании», «Методика диагностики коммуникативной толерантности» В. В. Бойко, «Методика диагностики уровня субъективного контроля» Дж. Роттера, «Методика диагностики "помех" в эмоциональных контактах» В. В. Бойко, «Методика диагностики предрасположенности

личности к конфликтному поведению» К. Томаса.

Констатирующий срез, проведенный до обучения, выявил исходный уровень психологической компетентности студентов в управлении педконфликтом и ее компонентов. Результаты диагностики студентов нашей выборки показали однородность развития их психологической компетентности в управлении педагогическим конфликтом, так, в контрольной и экспериментальной группах у большинства студентов психологическая компетентность в управлении педагогическим конфликтом не сформирована, у них преобладает деструктивный способ решения конфликтной педагогической ситуации (88% в контрольной группе и 87% в экспериментальной группе). Студенты педвуза не владеют знаниями о конфликте, способах управления им; они не берут на себя ответственность за решение конфликтных ситуаций, больше полагаясь на других; недостаточный уровень толерантности, эмоционального самоконтроля в общении студентов не способствует конструктивности их поведения в конфликте; в конфликте они чаще приспосабливаются или избегают, что не способствует решению проблемы, лежащей в основе конфликта.

Далее нами был проведен формирующий эксперимент. Основой для создания развивающей программы формирования психологической компетентности в управлении педагогическим конфликтом студентов педвуза явилась психодидактическая технология (А. З. Рахимов) [11]. Коррекционно-развивающая работа проводилась в режиме учебных занятий, которые состоят из трех этапов, куда входят четыре компонента учебной деятельности.

По показателям психологической компетентности в управлении педкон-фликтом и ее компонентов в экспериментальной группе выявлена позитивная динамика: произошло увеличение конструктивности решения конфликтной пед-

ситуации на 31%, повышение актуального уровня знаний, увеличение числа студентов с интернальным УСК (на 24%), повысился уровень коммуникативной толерантности, возрос уровень эмоционального самоконтроля, положительная динамика наблюдается в стратегии сотрудничества (на 26%), тактика компромисса по-

высилась на 13%, соперничество снизилось на 6%, приспособление сократилось на 17%, стратегия ухода от конфликта снизилась на 16%. В контрольной группе ПК в УПК и ее компоненты не изменились, достоверность сдвигов незначительна (р > 0,05) (табл. 1).

Таблица

Динамика психологической компетентности в управлении педагогическим конфликтом и ее компонентов для экспериментальной группы

Критерий Показатели Хср, (до) Хср, (после) Уров стат.знач. (Р)

Т-критерий Вил-коксона Конструктивность реш. конфликтной педситуации 6,2 12,6 р < 0,01

Когнитивный компонент

Знания 3,8 6,7 р <0,01

Эмоционально-мотивационный компонент

Локус контроля 4,3 5,4 р < 0,01

Толерантность 56,8 47,8 р < 0,01

Эмоцион. «помехи» 11,8 9,6 р < 0,01

Х2-критерий Пирсона Поведенческий компонент

Стратегии поведения в конфликте р < 0,01

Таким образом, качественные и количественные результаты формирующего эксперимента показали, что целенаправленное воздействие, основанное на психодидактической технологии, проявилось в повышении психологической компетент-

ности студентов педвуза в управлении педконфликтом, что подтверждает нашу гипотезу о роли психодидактической технологии в повышении психологической компетентности в управлении педагогическим конфликтом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анцупов А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

2. Баныкина С. В. Конфликтологическая компетентность педагога. Астрахань, 1997.

3. Гаранина Ж. Г. Психологическая компетентность будущего специалиста: на материале экономико-управленческих профессий: Дис. на соис. учен. степени канд. психол. наук. Казань, 1999. 183с.

4. Губанова Л. В. Психологическая компетентность преподавателя иностранного языка (на материале неязыкового вуза): Дис. на соис. учен. степени канд. психол. наук. Тверь, 1999. 170 с.

5. Дружинин В. Н. Психологическая компетентность в профессиональной деятельности командира полка (батальона): Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Тверь, 1998. 130 с.

6. Журавлев В. И. Основы педагогической конфликтологии: Учебник. М.: Российское педагогическое агентство, 1995. 185 с.

7. Копнышева А. В. Психологическая компетентность преподавателя графических дисциплин для архитектурно-строительных специальностей вузов: Дис. на соис. учен. степени канд. психол. наук. Тверь, 2002. 124 с.

Проблема формирования психологической компетентности будущих учителей в управлении...

8. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.

9. Маркова А. К. Психология труда учителя. М., 1993. 191 с.

10. Першина Л. А. Формирование психологической компетентности у студентов пед. колледжей. М., 2002. 151 с.

11. Рахимов А. З. Психодидактика. Уфа: Творчество, 2003. 400 с.

12. Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М.: Просвещение. 1991.

13. ХасанБ. И. Конструктивная психология конфликта. СПб.: Питер, 2003. 250 с.

14. Щербакова Т. Н. Психология учителя: акмеологический анализ: Дис. на соис. учен. степени д-ра психол. наук. Ростов-на-Дону, 2006. 456 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.