Научная статья на тему 'Проблема формирования педагогического мастерства преподавателя вуза'

Проблема формирования педагогического мастерства преподавателя вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2702
369
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ / УМЕНИЯ / PEDAGOGICAL SKILL / ACTIVITY / STYLE OF DIALOGUE / SKILL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергиевич А. А., Бацевич А. Э.

Рассмотрены такие составляющие деятельности преподавателя, как позитивно-теоретическая, практически-действенная, организационная, а также умения, выступающие как результат овладения знаниями. Кроме того, выделены стили общения, присущие личности преподавателя, направленные на решение коммуникативных задач

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of formation of university teacher pedagogical skills

In clause such components of activity of the teacher as positivetheoretical, effective, organizing, and also the skills asting as result of mastering by knowledge are considered. Except for that the styles of dialogue inherent for the person of the teacher, directed on decisions of communicative problems are allocated

Текст научной работы на тему «Проблема формирования педагогического мастерства преподавателя вуза»

ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2014. № 2. С. 191-193.

УДК 37.01

А.А. Сергиевич, А.Э. Бацевич

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА

Рассмотрены такие составляющие деятельности преподавателя, как позитивно-теоретическая, практически-действенная, организационная, а также умения, выступающие как результат овладения знаниями. Кроме того, выделены стили общения, присущие личности преподавателя, направленные на решение коммуникативных задач.

Ключевые слова: педагогическое мастерство, деятельность, стиль общения, умения.

Педагогическое мастерство - это высокий уровень профессиональной деятельности преподавателя. Внешне оно проявляется в успешном творческом решении разнообразных педагогических задач, в эффектном достижении способов и целей учебно-воспитательной работы. Педагогическое мастерство включает в себя: высокую общую культуру, обширные и глубокие знания в области преподаваемой науки, знания общей и возрастной педагогики, умение использовать их на практике. Педагог является активным и сознательным носителем педагогической цели. Постановка цели влечет развертывание аналитико-синтетической деятельности преподавателя, направленной на исследование условий педагогической деятельности, выделение ее предмета, раскрытие его свойств, привлечение орудий деятельности.

Педагогические цели часто побуждают к глубоким обобщениям и систематизации материала, более тщательным формулировкам основных идей и выводов, к постановке уточняющих вопросов и даже к порождению гипотез. Если педагогическая деятельность не подкреплена научной работой, быстро угасает профессиональное педагогическое мастерство. Профессионализм выражается в умении видеть и формулировать педагогические задачи на основе анализа педагогических ситуаций и находить оптимальные способы их решения.

Большой вклад в разработку проблемы педагогической деятельности и мастерства преподавателей внесли исследования, выполнены под руководством Н.В. Кузьминой, которые позволили выделить ряд закономерностей педагогической деятельности, определить критерии эффективности деятельности преподавателя, уточнить и апробировать теоретическую модель педагогической деятельности. В качестве такой модели выступает психологическая структура деятельности преподавателя, представляющая собой взаимосвязь, систему и последовательность его действий, направленных на достижение поставленных целей через решение педагогических задач. В данной структуре находят отражение все умения, необходимые для решения педагогических задач, возникающих в процессе реализации целей педагогической системы, которые соответствуют пяти функциональным компонентам: гностическому, решающему задачу получения и накопления новых знаний о законах и механизмах функционирования педагогической системы; проектировочному, связанному с проектированием целей преподавания курса и путей их достижения; организационному, решающему задачи реализации запланированного; коммуникативному, включающему в себя действия, связанные с установлением педагогически целесообразных взаимоотношений между субъектами педагогического процесса; конструктивному, включающему в себя действия по отбору и композиционному построению содержания курса, форм и методов проведения занятий [1].

© А.А. Сергиевич, А.Э. Бацевич, 2014

192

А.А. Сергиевич, А.Э. Бацевич

Гностическая деятельность преподавателя прежде всего связана с его умением использовать в своей работе знание методики обучения. Понимание основных методологических принципов и приемов является основой. К таким принципам можно отнести:

- принцип речевой направленности (все знания, действия преподавателя и студентов направлены на развитие речи обучаемых);

- учет специфики различных видов речевой деятельности;

- необходимость комплексного обучения, параллельного и взаимосвязанного обучения различным видам речевой деятельности;

- сознательность формирования умений и навыков;

- принцип наглядность обучения;

- принцип активности обучения.

Важное гностическое умение - анализировать проведенное занятие. Педагогический анализ, являясь формой проявления и совершенствования педагогического мышления, включает в себя три основные функции:

• позитивно-теоретическая деятельность - это соотнесение действий педагога с требованиями педагогической теории, выяснение условий, обеспечивающих успешное протекание педагогического процесса; критическое осознание причин трудностей и неудач, помешавших достичь положительного результата;

• практически-действенная деятельность заключается в построении и совершенствовании положительных образцов, а также в перестройке приемов и действий в соответствии с конкретными условиями;

• организаторская деятельность состоит в умении эффективно организовать студентов на занятии, вовлечь всех в работу по усвоению материала [2].

Основными циклами развития педагога в процессе самостоятельной деятельности являются: освоение профессии, ее совершенствование, утверждение и проверка системы работы, обобщение и передача опыта, подведение итогов.

В роли функциональных критериев мастерства преподавателя выступает тот арсенал средств, которыми вооружен преподаватель и которые он использует для достижения оптимальных результатов. Уровень педагогического мастерства преподавателя связан с уровнем сформированности его умений, выступающих как результат овладения различными знаниями. Именно этот комплекс умений педагога, продуктивно решающего педагогические задачи, будет своеобразным эталоном, к которому должны стремиться преподаватели. Рассмотрим некоторые виды умений, необходимых при формировании педагогического мастерства преподавателя [3].

Проектировочные умения педагога связаны с перспективным планированием,

умением формулировать цели педагогической деятельности. Преподаватель должен уметь определить на весь срок обучения комплекс навыков и умений, которые необходимо выработать у студентов в каждом из видов деятельности. Составление календарных планов требует умения делать психоло-го-педагогический анализ темы занятия. Необходимо соотносить план изучения материалов на ближайшем занятии со всем календарным планом, не упуская конечных целей обучения.

Конструктивные умения - способность предвосхищать ход и результаты педагогического процесса. Для этого необходимо обладать развитым педагогическим воображением и гипотетическим мышлением. Конструктивные умения связаны с планированием работы на предстоящем занятии. Эти умения находят отражение в поурочных планах. Преподавателю необходимо постоянно и тщательно готовиться к каждому уроку, это диктуется практическим характером занятий, которые отличаются повышенным многообразием педагогических ситуаций, различным уровнем подготовки и индивидуальными особенностями студентов. Преподаватель должен точно ставить и четко формулировать цели предстоящего занятия. Основной путь овладения конструктивными умениями - упражнения для развития педагогического воображения, накопление опыта мысленного моделирования педагогического процесса и его результатов. Научиться такому предвидению и осуществлять его легко и непринужденно, экспромтом - значит овладеть умением конструировать педагогический процесс [1].

Учитывая практический характер занятий, большое значение для преподавателя приобретают его организаторские умения. В организаторские умения входят умения задавать работу, осуществлять контроль за ходом исполнения заданного, оценивать результаты деятельности, вносить в нее коррективы, умение прививать студентам навыки самостоятельной работы, умение применять наглядность, связанную с организацией самого учебного материала, вовлечь студентов в различные виды общественнополезной деятельности, создать коллектив и сделать его инструментом, при помощи которого формируется соответствующая структура личности. Точность, аккуратность, дисциплинированность, ответственное отношение к делу, собранность - это те качества личности, которые являются следствием организаторских способностей.

Коммуникативные умения являются общечеловеческими умениями, а для педагога они являются профессиональным качеством личности. Коммуникативные качества педагога - постановка голоса, мимики, управление эмоциями, настроением. Сюда же следует отнести чувство юмора, общи-

Проблема формирования педагогического мастерства преподавателя вуза

193

тельность, доброжелательность по отношению к студентам. Преподаватель должен уметь создавать эмоционально-непринужденную атмосферу занятия. Поддерживание благоприятной атмосферы связано с умением реагировать на состояние группы в целом и каждого студента в отдельности.

Для формирования конструктивных умений решающее значение имеет подготовка по специальным наукам, для гностических, проектировочных и особенно коммуникативных и организаторских умений определяющими факторами выступают подготовка по общественно-политическим, психолого-педагогическим дисциплинам и участие в общественно-политической и трудовой деятельности [4].

Высокий уровень педагогического творчества сочетается с высоким уровнем общения в педагогической работе. Общение - это всегда взаимодействие людей, оно может выступать как самостоятельная деятельность и как компонент профессиональной деятельности. Общение осуществляется типичным для данного человека образом и средствами, так как в отношениях между людьми реализуются жизненные ценности, мировоззренческие и этические принципы личности [5].

Совокупность относительно устойчивых и конкретных для данной личности приемов и методов организации общения, направленной на решение коммуникативных задач, мы называем стилем общения. Выделяют демократический, авторитарный и либеральный стили.

Демократический стиль отличается равноправным партнерством в общении, взаимоотношения строятся на основе уважения личности. Педагог привлекает учащихся к принятию решений, считается с их мнением, поощряет самостоятельность суждений, руководит в форме просьбы, совета, указания. Личностные качества характеризуются цельностью, требовательностью к себе и другим людям, прямотой, тактичностью, он всегда удовлетворен своей профессией.

Для авторитарного стиля характерно подавление самостоятельности и инициативы. Педагог устанавливает жесткий контроль за выполнением его требований, не учитывая педагогических ситуаций и мнения учащихся, практически не допускает свободы обсуждения заданий и поручений, слабо прислушивается к мнению коллектива. Часто возникают конфликтные ситуации между педагогом и занимающимися. Учащиеся проявляют агрессивность, обнаруживают низкую самооценку и теряют учебную активность. Все силы направлены на психологическую самозащиту. Среди методов оценки преобладают неодобрение с некоторой насмешкой, замечания не отличаются тактичностью. Методами воздействия являются приказ, поучение или распоряжение.

Либеральный стиль заключается в следующем: педагог старается представлять

учащимся максимальную самостоятельность, часто идет у них на поводу, слабо ориентируется в межличностных отношениях, уходит от самостоятельного принятия решений, передавая инициативу коллегам, а в процессе занятия - учащимся. В действиях такого педагога проявляется нерешительность, частые колебания. В коллективе царит неустойчивый микроклимат, наблюдаются скрытые конфликты.

В психологической структуре личности педагога должны быть выделены общегражданские, нравственно-психологические качества, практические умения и навыки: общепедагогические (информационные, мобилизационные, развивающие, ориентационные), общетрудовые (конструктивные, организаторские, исследовательские), коммуникативные (общение с людьми разных возрастных категорий), самообразовательные (систематизация и обобщение знаний, применение их при решении педагогических задач и получении новой информации) [2].

Высокий уровень профессиональной направленности - это та особенность структуры мотивов личности, которая выражает единство интересов. Для развития профессиональной направленности необходима такая организация деятельности педагога, которая актуализировала бы противоречия между требованиями предпочитаемой деятельности и ее личностным смыслом.

Таким образом, сделана попытка выяснить, какие компоненты включает в себя комплекс профессиональных способностей преподавателя вуза. Педагогическое мастерство преподавателя можно определить как поиск новых методов и форм решения бесчисленного ряда задач на высоком уровне успешности. Профессиональные способности формируются постепенно, развиваются в деятельности, носят общий и специальный характер, владение совокупностью этих способностей помогает достичь высокого уровня мастерства и оказывать эффективное влияние на формирование личности студента, его способностей, дающих возможность самореализации.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Зазюна И. А. Основы педагогического мастерства. Киев, 1987. 205 с.

[2] Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М. : Аспект Пресс, 1995. 271 с.

[3] Есарева 3. Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. Л. : Изд-во Ле-нингр. ун-та, 1974. 112 с.

[4] Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М. : Высшая школа, 1990. 119 с.

[5] Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал. М. : Дело, 1994. 216 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.