Научная статья на тему 'Проблема формирования национально-государственной идентичности российских школьников. Анализ результатов исследования гражданской и национальной самоидентификации старшеклассников'

Проблема формирования национально-государственной идентичности российских школьников. Анализ результатов исследования гражданской и национальной самоидентификации старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1024
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / NATION-STATE IDENTITY / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / ШКОЛА / SCHOOL / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / POLITICAL REPRESENTATIONS / ЦЕННОСТИ / VALUES / СИМВОЛЫ / SYMBOLS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Евгеньева Татьяна Васильевна, Нечаев Владимир Дмитриевич

Мы понимаем национальную идентичность как самоидентификацию (самоассоциацию) граждан с «политической нацией», страной и государством в целом, основанную преимущественно на ценностях политического активизма, патриотизма и политического участия. Гражданский компонент национально-государственной идентичности школьников во многом формален или даже вытеснен из политического сознания. Национальный профиль политических представлений школьников в значительной мере когнитивно бедный. Большинство из них используют термин «национальный» в качестве синонима «этнический». Формирование национально-государственной идентичности в современной России долгий и чрезвычайно противоречивый процесс, который сегодня по-прежнему далек от завершения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Евгеньева Татьяна Васильевна, Нечаев Владимир Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF RUSSIAN SCHOOLCHILDREN NATIONAL IDENTITY FORMATION. ANALYSIS OF SENIORS CIVIL AND NATIONAL SELF IDENTIFICATION RESEARCH

We understand national identity as self-identification (self-association) of citizens with the «political nation», the country and the state as a whole, based primarily on the political activism values, patriotism and political participation. Civilian component of nation-state schoolchildren identity is largely formal or completely pushed out of the political consciousness. National profile recorded in the study of schoolchildren representations is mainly cognitively poor. Most of them use the term «national» as a synonym for «ethnic». Formation of nation-state identity in modern Russia is a long and extremely controversial process that today is still far from complete.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования национально-государственной идентичности российских школьников. Анализ результатов исследования гражданской и национальной самоидентификации старшеклассников»

НАУЧНАЯ ШКОЛА

УДК 316.6

Проблема формирования национально-государственной идентичности российских школьников. Анализ результатов исследования гражданской и национальной самоидентификации старшеклассников1

Мы понимаем национальную идентичность как самоидентификацию (самоассоциацию) граждан с «политической нацией», страной и государством в целом, основанную преимущественно на ценностях политического активизма, патриотизма и политического участия. Гражданский компонент национально-государственной идентичности школьников во многом формален или даже вытеснен из политического сознания. Национальный профиль политических представлений школьников в значительной мере когнитивно бедный. Большинство из них используют термин «национальный» в качестве синонима «этнический». Формирование национально-государственной идентичности в современной России — долгий и чрезвычайно противоречивый процесс, который сегодня по-прежнему далек от завершения.

Ключевые слова: национально-государственная идентичность, молодежь, школа, политические представления, ценности, символы.

Можно с уверенностью констатировать, что с начала 2010-х годов словосочетание «российская идентичность» оказалось одним из наиболее популярных и востребованных как среди представителей различных научных сообществ, прежде всего социологов и политологов, так и в политическом дискурсе. Значимость данной проблемы в России предопределена рядом факторов, среди которых выделим наиболее важные.

Т.В. Евгеньева

В.Д. Нечаев

1 Статья подготовлена в рамках реализации проекта «Разработка и апробация моделей обеспечения становления гражданского и национального самосознания детей в общеобразовательных организациях в рамках введения федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации (государственный контракт на выполнение работ (оказание услуг) от 10.12.2013 № 08.028.11.0082).

© Евгеньева Т.В., Нечаев В.Д., 2014

7

Проблема формирования национально-государственной идентичностироссийских школьников...

Первое. В процессе разрушения единой советской идентичности, а впоследствии и распада самого Советского Союза происходит постепенное размывание ценностных и символических оснований и ориентиров, на которых строилась идентификация граждан со своей страной и народом. Вопросы «Кто мы?», «Откуда и куда мы идем?» остаются без ответов как на концептуальном, идейном, так и на обыденном уровнях [1]. Индивид, будучи лишенным устойчивого национально-государственного среза сознания в структуре собственного «политического Я», обращается к «нижним этажам» идентичности (этническая, региональная, локальная и т.д.).

В 1990-е годы в условиях отсутствия как объективных оснований самоидентификации личности в качестве гражданина, так и какой бы то ни было целенаправленной деятельности общественных и политических институтов по формированию единой российской идентичности активизируются усилия отдельных политических акторов, в первую очередь региональных элит, заполнить образовавшийся вакуум этническими, эт-но-региональными или чисто региональными образами и символами, подменить российскую идентичность идентичностью кавказской, татарской, уральской, московской и т.д. Исследования показывают, что и сегодня этнические, региональные, локальные идентичности воспринимаются многими как более понятные и значимые, чем общероссийская, а представители другого этноса, культуры или региона ассоциируются с чем-то «чужим» и непонятным.

Второе. Внимание к теме российской национально-государственной идентичности в условиях глобализации продиктовано серьезными вызовами современности, среди которых сохранение целостности государства, локализация его политического и культурного влияния. Жить и развиваться может только тот народ, который имеет целостное представление о себе, о том, кто он и куда идет, поскольку только на административных скрепах государство долго держаться не может. Ответом на вызовы глобализации должен стать новый политико-культурный проект, опирающийся на историческую память народа и находящий выражение в исторической политике государства.

Не случайно в последние годы руководство страны постоянно подчеркивает необходимость поиска оснований для консолидации общества и конструирования национальной идеи, выдвигает на первый план сохранение целостности государства, локализацию его политического и культурного влияния. Задача формирования национальной идентичности как необходимого условия для предотвращения распада Российского государства стала одной из центральных в выступлениях Президента РФ В.В. Путина.

Третье. У молодого поколения граждан России в последние годы актуализируется интерес к «образу будущего», опирающегося не на удовлетворение материальных потребностей, транслируемых средствами массовой

8

Проблема формирования национально-государственной идентичностироссийских школьников...

коммуникации в виде символов «богатства» и благополучия, а на осознание своей сопричастности к реализации «больших целей» в самых разных сферах деятельности, целях, ориентированных на будущее страны и ее народа.

Настроения неудовлетворенности, формирующиеся на основе указанных факторов, активизируют процесс поиска «чужих», «врагов», ответственных, по мнению человека, за события или явления, вызывающие эти настроения. Одной из форм отражения этого процесса становится заведомо негативное отношение к индивиду или группе, воспринимаемой как «чужая» или враждебная, агрессия по отношению к ее представителям. Основанием для такой агрессии могут становиться совершенно различные причины: социальная или этническая принадлежность, сексуальная ориентация и т.д. Особенно острый характер этот процесс принимает в молодежной среде, в среде подростков.

Следует обратить внимание на то, что средства массовой коммуникации (в первую очередь, телевидение) часто усиливают агрессивные тенденции, демонстрируя (как в художественных, так и в документальных и полудокументальных проектах) образцы «успешного» решения проблем с помощью насильственных действий. Особенно сильное влияние данные образцы оказывают на подростка, который в ситуации школьного или уличного конфликта воспроизводит сценарий, предлагаемый кино- или телегероем (в качестве варианта — героя популярной компьютерной игры). Тем более что сегодня происходит быстрая трансформация российского социально-коммуникативного пространства, когда на первый план выходят новые способы коммуникаций, в первую очередь Интернет. Именно в сети Интернет постоянно появляются и трансформируются новые модели социальной и политической идентичности. При этом молодежь, особенно школьники, как активные пользователи сети Интернет, в наибольшей степени оказываются объектом влияния процессов, происходящих в сети.

Вышеуказанные проблемы предопределяют актуальность и значимость тщательного изучения как объективных факторов (существующего социального, политического, психологического пространства, в котором происходит процесс становления национально-государственной идентичности молодого поколения россиян), так и субъективных (политики или отдельных действий руководства страны, региона, города или конкретной школы, поведения представителей старшего поколения или референтных групп подростков, способствующих или препятствующих этому процессу).

Актуальность проблемы порождает множественность смыслов, определений «идентичности» в целом и российской идентичности в частности, существенные разночтения в ее характеристиках. Анализ процесса формирования национально-государственной идентичности молодого поколения россиян предполагает уточнение понятий, используемых в процессе исследования.

9

Проблема формирования национально-государственной идентичностироссийских школьников...

При определении содержания понятия «национально-государственная идентичность» мы опирались на консенсус, существующий в современной мировой и российской науке и практике. В основе ее — сочетание гражданской самоидентификации личности или, в более широком смысле, гражданской идентичности с осознанием себя членом политической нации, формируемой в рамках государства.

Наиболее краткое определение феномена гражданской идентичности предлагает Крэйг Калхун, акцентируя внимание на двух базовых условиях ее генезиса и воспроизводства: обеспечении национального суверенитета и внутренней социально-политической консолидации, способности общества преодолевать расколы и кризисы [2].

Принадлежность к нации, или национальная идентичность, является одной из форм социальной идентичности. Однако, говоря о национальной идентичности, мы неизбежно сталкиваемся с принципиально различными интерпретациями категории «нация».

Одно из направлений, сложившихся в современном социогуманитарном знании, опирается на достаточно распространенное в российской науке представление о нации как о прежде всего этнокультурном феномене. Данный подход является продолжением советской традиции, опирающейся на сталинское определение нации, доминировавшее в советской науке и практике.

Второе направление, широко представленное сегодня в мировой науке, наиболее четко было сформулировано в трудах российской школы этнопо-литологии, возглавляемой академиком В.А. Тишковым. Одним из концептуальных положений этой школы стала идея о дуальной природе «российской нации» как сложного, симбиотического конструкта — «нации наций», призванной, с одной стороны, выступать неким отражением фактора историко-культурного единства российского макрополитического пространства, а с другой — нивелировать этнические противоречия в российском обществе.

Понимание национального как этнического или этнокультурного несет в себе потенциальную опасность искажения представлений граждан о России как едином пространстве, а при соответствующем политическом или информационном давлении — распаду образа этого пространства с возможным последующим распадом и самого пространства.

Опыт современных государств Западной Европы показал, что концепция мультикультурализма не принесла желаемых результатов. Процесс становления гражданского самосознания значительной части детей и подростков (особенно детей мигрантов) происходит сегодня в рамках этнокультурных и этноконфессиональных сообществ, что не способствует ни достижению гражданской социализации мигрантов, ни решению проблемы межэтнических и межконфессиональных конфликтов внутри страны. Идея толерантности, продвигаемая руководством этих государств, также не решает проблемы: провозглашение терпимости к «другому» не спо-

10

Проблема формирования национально-государственной идентичностироссийских школьников...

собствует восприятию этого «другого» в качестве такого же равноправного гражданина государства.

В этих условиях руководство России, не отрицая существования этнокультурных и религиозных различий между народами, живущими на территории Российской Федерации, ориентируется в первую очередь на формирование надэтнической национальной идентичности, в рамках которой понимание национальной самоидентификации во многом совпадает с самоидентификацией гражданской.

Поэтому следует сразу оговориться, что категория «нация» будет рассматриваться не на основании ее этнической составляющей, а в качестве политического сообщества, поддерживаемого «не этническими основаниями, а связями и интересами более значимыми — территориальными, политическими, экономическими» [4, с. 68]. Поэтому говоря о России, мы будем использовать уточняющее определение «национально-государственная».

Применительно к задачам нашего исследования мы будем исходить из комплексного понятия общероссийской национально-государственной идентичности, под которой понимается самоотождествление (самоассоциация) граждан с «политической нацией», страной и государством в целом, основанное преимущественно на обращении к политическим ценностям активизма, патриотизма и на установках политического участия.

В основе методологического подхода, реализуемого нами в рамках исследования проблемы национально-государственной самоидентификации школьников, лежит концепция социальной идентичности, согласно которой процесс самоидентификации макросоциума рассматривается через призму динамического взаимодействия устойчивых глубинных уровней психики (социальные установки, стереотипы и т.д.) и осознаваемых ценностных слоев политической культуры, формируемых в результате стихийного или целенаправленного воздействия со стороны институтов социализации, ключевыми из которых являются семья, где «формируется ядро ценностной структуры политического сознания» [3, с. 78], школа, расширяющая спектр и содержание политических представлений и ценностей, и СМИ.

Исследование проводилось в 10 субъектах Федерации, представляющих 4 типа: национальные республики, края, области и один город федерального подчинения (Москва, Московская область, Республика Дагестан, Республика Башкортостан, Ставропольский край, Курганская область, Владимирская область, Краснодарский край, Республика Калмыкия, Калининградская область). Всего было собрано 200 формализованных интервью и 86 проективных тестов.

В рамках исследования использовались разработанные авторами количественные (формализованные интервью) и качественные (проективные тесты) методы.

11

Проблема формирования национально-государственной идентичностироссийских школьников...

Формализованное интервью состояло из 20 вопросов двух типов: закрытые вопросы, открытые вопросы, содержащие направленные вербальные ассоциации. Вопросы, предложенные в формализованном интервью, разбиты на 5 взаимосвязанных блоков: «Идентификационный (образы “Я” и “Россия”)»; «Пространственная составляющая гражданской и национальной самоидентификации»; «Временная составляющая»; «Символическая составляющая»; «Коммуникативный профиль процесса самоидентификации».

Такая последовательность обусловлена целями исследования и позволяет определить основные элементы, представленные в концептуальной исследовательской модели.

Исследование также включало ряд проективных тестов Россия — дом (респондентов просили нарисовать Россию в виде дома). Данные методики позволили оценить существующий в сознании респондентов образ пространства, представить общую пространственную и временную модель страны, в рамках которой российские граждане идентифицируют себя как социокультурную общность, систему символов и ассоциаций, а также выявить символы и механизмы восприятия образов «чужого» или «врага».

Проведенные в процессе исследования систематизация и анализ ответов и рисунков респондентов позволили выявить рад закономерностей как в самом процессе формирования национально-государственной идентичности, так и в достигаемых результатах.

Школа сегодня временно утратила свои социализирующие функции, так как, чтобы транслировать новые гражданские ценности и модели поведения, ей необходимо время для перестройки всей системы образования.

Выявленное также ослабление социализирующего влияния семьи выражается в том, что родители, выросшие в обществе с другими представлениями о нормах в национальной и гражданской сферах, о моделях взаимодействия граждан и власти, зачастую неспособны предложить своим детям какой-либо позитивный опыт. Вместо этого они транслируют детям негативный опыт взаимодействия с государственными институтами и административными структурами, часто эмоционально окрашенный и тем самым оказывающий еще большее влияние на систему представлений и оценок школьника.

Наряду с этим значительно возросла роль средств массовой информации. Следует отметить, что этот процесс характерен не только для обществ, находящихся в процессе трансформации, но и для современного мира в целом. К концу XX века СМИ из-за возможности передавать большие объемы информации на колоссальные по численности аудитории приобретают ведущую роль в построении образа мира в современных обществах.

В результате действия указанных факторов становление новой модели политической социализации сопровождается увеличением стихийности и ростом нерегулируемых факторов. Однако формирование политической

12

Проблема формирования национально-государственной идентичностироссийских школьников...

культуры, национально-государственная самоидентификация школьников в современной России требует целенаправленного регулирования процессов, связанных с трансляцией социальных и политических норм, ценностей, моделей поведения.

Отвечая на вопрос о наиболее значимых уровнях идентификации, школьники чаще всего называют семью и друзей. Эти же субъекты вызывают у них наибольшее доверие. В то же время, отвечая на вопрос об основных источниках информации, школьники называют средства массовой информации и Интернет. И хотя журналисты и политики особого доверия у школьников, по их словам, не вызывают, информация, транслируемая СМИ (особенно телевидением и Интернетом), достаточно образна и эмоционально окрашена, чтобы повлиять на систему представлений получателей на неосознаваемом уровне. Данное положение подтверждается анализом проективных тестов, показывающих, что на неосознаваемом уровне респонденты часто воспроизводят образы и оценки, в стереотипизированной форме предлагаемые именно СМИ.

Независимо от интерпретации соотношения влияния семьи и массовой коммуникации, школа во всех интерпретациях редко воспринимается в качестве источника информации и еще реже — в качестве источника, вызывающего доверие респондентов. Школы, озабоченные прежде всего успешной сдачей ЕГЭ, используют в основном стандартные воспитательные методы работы с учениками. Данные анализа большинства кейсов так же, как и ответы учителей, не выявили в большинстве школ интересных, оригинальных методов работы, направленных на формирование гражданского и национального самосознания школьников.

Результаты фокусированных интервью и проективных тестов во многом отражают в основном вербальный характер воздействия на школьников в системе школьного образования, результатом которого становятся абстрактные, когнитивно, эмоционально и символически бедные, стереотипизированные ответы и рисунки, должные выражать систему представлений и ценностей, связанных с гражданской и национальной самоидентификацией респондентов.

Гражданский профиль фиксируемой в исследовании национально-государственной идентификации школьников представляется когнитивно бедным.

В ответах на вопросы интервью примерно половина школьников достаточно полно осознают наличие такого субъекта, как государство, и основных государственных институтов. В то же время в системе представлений, отраженной в исследовании, отсутствуют такие субъекты, как общество и гражданин (граждане). Вместо них присутствует обобщенный абстрактный конструкт — народ, который репрезентируется в интервью и особенно в рисунках как совокупность одинаковых безличных образов, которые не воспринимаются респондентами в качестве самостоятельных социальных или политических акторов.

13

Проблема формирования национально-государственной идентичностироссийских школьников...

Государство, государственные институты, власть, правительство, президент в большей части анкет (примерно 2/3) позиционируются как субъекты, противопоставленные условному народу или человеку. В меньшей части присутствует позитивная оценка, при этом государство ассоциируется с личностью Президента РФ В.В. Путина. Оценка В.В. Путина в целом более положительная, чем остальных государственных институтов.

В целом при отсутствии четких представлений о сфере ответственности и деятельности тех или иных государственных институтов гражданский профиль самосознания школьников можно оценить как абстрактно политизированный и персонифицированный (государство, власть — это Президент В.В. Путин).

Среди базовых оснований формирования гражданской составляющей национально-государственной идентичности можно выделить исторические и пространственные образы и представления. Когнитивная составляющая указанных представлений оказывается слишком упрощенной.

История представляется в основном не как целостный и взаимосвязанный процесс, а скорее как совокупность или перечень отдельных фактов с недостаточно четким пониманием связи с предыдущими и последующими событиями. При этом среди наиболее значимых респонденты выделяют события, информацию о которых они получили не из школьного учебника, а в процессе абсорбции исторической памяти предшествующих поколений (самый яркий пример — главным историческим событием половина школьников называют победу в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов, значительная часть — полет в космос Юрия Гагарина).

Представления о пространстве России также можно оценить как чрезвычайно абстрактные, неустойчивые и фрагментарные. Абстрактно-положительный образ России в основном опирается на образы природы. Более сложный образ связан с образом России как государства отдельных регионов, среди которых часто выделяется «свой», представляемый более конкретным, и абстрактная совокупность «других» территорий, по большей части плохо знакомых респондентам. Можно сказать, что наблюдается тенденция к своеобразному «сужению» пространства идентификации до масштабов «своего» региона или даже города.

Возможно, определенную роль здесь играет территориальная протяженность России, которая во многом затрудняет перемещения внутри страны и не предоставляет живущим в разных регионах реальной (в том числе финансовой) возможности своими глазами увидеть каждый из регионов и ощутить свою сопричастность жизни страны.

Третьим основанием гражданской составляющей идентичности может являться система представлений о социальной структуре общества. Эта структура в интерпретации респондентов выглядит состоящей из двух (реже трех) уровней: нижний уровень — народ, простые люди, верхний уровень — чиновники, реже предприниматели и олигархи, то есть самый нега-

14

Проблема формирования национально-государственной идентичностироссийских школьников...

тивный образ — это не привычный образ богатого человека, который еще в начале 2000-х олицетворял «чужих», а образ коррумпированного чиновника, притом что более четких когнитивно сложных представлений о существующих в России социальных группах и слоях у современных школьников практически нет.

Эмоциональная сторона самоидентификации школьников в целом является жестко поляризованной: либо полностью позитивные установки по отношению к России, либо полностью негативные. Нейтральные или сложные оценки, включающие как положительные, так и отрицательные стороны образа страны и государства, встречаются очень редко.

Поведенческая составляющая самоидентификации школьников (готовность к действиям) практически отсутствует. Ответы респондентов свидетельствуют о неготовности к социально-политической (гражданской) активности. Несмотря на определенную степень недовольства существующей экономической (бедность), социальной (неравенство, коррупция) или политической ситуацией, практически все респонденты не проявили желания в будущем быть включенными в политический процесс, символически отгораживают себя от государственных структур, правоохранительных органов и власти в целом.

В целом по результатам исследования можно сделать ряд обобщающих выводов, касающихся гражданского профиля национально-государственной идентичности.

В современной России нарушен процесс объективного формирования гражданского и национального самосознания (его общегосударственного ядра), которое должно конструироваться под воздействием однородной среды (семья, система образования, массовая коммуникация, действующие в рамках государственной политики по формированию национально-государственной идентичности, должны быть соотносимы между собой, транслировать однотипные сигналы). Сегодня такое формирование происходит скорее спонтанно, в нем задействованы различные политические акторы (власть, системная и несистемная оппозиция, различные группы политических элит). По-прежнему открытым остается вопрос общенациональной консолидации на основе гражданских ценностей, схожести (хотя бы в общих чертах) понимания геополитической роли России в мире в условиях кардинальных трансформаций мировой политической системы.

Гражданская составляющая национально-государственной идентичности школьников во многом формальна либо полностью вытеснена из политического сознания. Основаниями для самоидентификации выступают несистематизированные, слабо взаимосвязанные политические представления и символы (территория, природа, культура, Путин и т.д.), которые не структурированы в устойчивую политическую «картину мира» и часто базируются на конфликтных политико-психологических основаниях. Изображение России через образы природы часто становится символом

15

Проблема формирования национально-государственной идентичностироссийских школьников...

психологического «закрытия своего мира» от социальных и политических проблем современного общества.

Национальный профиль фиксируемых в исследовании представлений учащихся в основном когнитивно бедный.

Большинство школьников используют определение «национальный» в качестве синонима «этнического». В их ответах и рисунках есть упоминание о «многонациональном» характере Российского государства и российского народа, опирающееся в большей степени на знание формулировки из Конституции РФ, чем на какие бы то ни было представления о «других» этносах, живущих на территории России. У респондентов в целом отсутствуют элементарные знания о других этносах и культурах, которые позволили бы сформировать целостный образ какой-либо из этих групп.

Многонациональный характер государства Россия присутствует в качестве значимого в небольшом числе ответов и рисунков респондентов (примерно одна десятая). При этом факт наличия различных этнических групп (обозначаемых как национальности) может оцениваться как позитивно, так и негативно.

Эмоциональная составляющая национальных (этнических) представлений либо нейтральная (многонациональное государство), либо эмоционально-негативная и даже агрессивно-негативная по отношению к одной из групп, определяемой, как правило, как «кавказцы». Наиболее развернутый и детализированный стереотип условного «кавказца» демонстрируют школьники Москвы.

При этом эмоционально-позитивные ответы и рисунки содержат абстрактное указание на многонациональный характер России, обозначаемый человечками разных цветов, в разной национальной одежде, живущими в доме Россия; большим многоквартирным домом, в котором живут разные народы; или просто словесным указанием на существование людей разных национальностей. Словесные комментарии: «Как много народов в России, и для них всегда найдется место».

Эмоционально-негативные, как правило, указывают на опасность, исходящую от представителей одного или нескольких этносов или власти, не поддерживающей русских: «Избалованные лица нерусской национальности»; «Правительство сделало нерусский народ друзьями, сделав Дагестан Россией, закрывает глаза на то, что они творят в стране. Сколько людей было убито»; «Доверенные лица товарища Путина, которые хотят устроить геноцид русской нации».

В целом этнокультурный и конфессиональный профили в рисунках представлены очень слабо. Можно сделать вывод, что для большей части опрошенных респондентов-школьников этническая составляющая представлений о России не является принципиально значимой. Даже в тех рисунках, в которых она присутствует (как эмоционально-позитивные, так и эмоционально-негативные), многонациональный характер России при-

16

Проблема формирования национально-государственной идентичностироссийских школьников...

сутствует скорее в виде штампа, почерпнутого из школьного учебника или сообщений СМИ (вряд ли формулировки о «геноциде» школьник придумал самостоятельно).

При этом не было выявлено существенных различий между местом, занимаемым данной темой в рисунках школьников, проживающих в национальных республиках и прочих регионах России.

Религиозная (православная) символика представлена в еще меньшей степени. Она присутствует в двух возможных вариантах:

— как часть ландшафта в виде православного храма вместе с другими видами зданий или на фоне природы;

— как символ особой духовности российской нации, ее избранности или даже превосходства над другими странами: «Россия — страна с древними христианскими традициями. Она красива, как эта церковь, она крепка, как эта церковь».

В одном случае (Москва) присутствует резко негативное отношение к православной церкви, ассоциирующееся с борьбой за богатство.

Исламская символика присутствует только у респондентов из Ставропольского края в качестве негативного символа, что, вероятно, объясняется пограничным положением региона и чувством опасности, исходящей со стороны Северного Кавказа.

Для анализа геополитической составляющей национального профиля национально-государственной идентичности школьников можно проанализировать несколько ответов и рисунков, представляющих как эмоционально-позитивные, так и эмоционально-негативные установки по отношению к месту, занимаемому Россией в современном мире. В них представлены два варианта геополитических представлений: либо продажа всех возможных ресурсов страны за рубеж (нефть, газ, лес и даже «мозги»), либо необходимость защиты от внешних врагов. При этом враг представлен разнообразными стереотипизированными образами «врагов России» (в основном это Запад, США или НАТО, реже Западная Европа).

Таким образом, геополитическая составляющая национального профиля является в целом когнитивно бедной и стереотипизированной.

В целом национальная самоидентификация школьников характеризуется разнонаправленностью. С одной стороны, отмечается стремление к широкой политико-культурной самоидентификации с использованием мотивов культурно-исторического и гражданского сознания, с другой — этнопсихологическое дистанцирование, воспроизводство образа «русской России» как политико-государственного проекта, альтернативного современной «многонациональной» Российской Федерации.

Символическое пространство национально-государственной идентичности школьников представлено несколькими группами символов:

— государственные символы: государственный флаг, реже государственный герб;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17

Проблема формирования национально-государственной идентичностироссийских школьников...

— часто встречающимся позитивным символом России является российская природа, это, как правило, природа средней полосы России (елочки и березки, зайчики и белочки, цветы и птицы. При этом стилизованный деревенский дом вписывается в общую природную картинку);

— в качестве негативного символа во многих рисунках фигурирует труба, по которой утекает за рубеж нефть или газ;

— часто встречаются слова-символы. С их помощью респондент обозначает позитивные или негативные явления или ценности, символически обозначающие Россию. При этом набор таких слов достаточно однообразен (патриотизм, свобода, справедливость, духовность, сила и др.);

— из стереотипных символов массового сознания периодически появляется медведь, символизирующий в целом позитивную установку по отношению к России.

Таким образом, символическое пространство гражданского и национального сознания респондентов представляется бедным, не насыщенным достаточным количеством символов, необходимых для формирования целостного, разностороннего образа России, основания для любви и гордости за свою страну. Большинство респондентов гордятся в основном природой и культурой России, в меньшей степени — ее силой. Более конкретных оснований для формирования патриотических установок в рисунках не прослеживается.

Обобщая результаты анализа, можно сделать некоторые выводы, касающиеся причин проблем, выявленных в сфере национально-государственной идентичности российской молодежи. В качестве основных можно назвать следующие:

— отсутствие систематизированных знаний, позволяющих выстроить картину мира учащегося, в которой присутствовала бы взаимосвязь между их историческими, пространственно-географическими, политическими представлениями. При этом в образе России не хватает компонентов, сформированных в результате собственного опыта и собственной активности школьника (например, путешествия по стране, дающие представление о природе и жизни людей);

— отсутствие понимания социальной структуры и политической системы современной России;

— отсутствие знаний о «других» представителях различных этносов и культур, живущих на территории России;

— недостаточно сформированные навыки общения, умения слушать и слышать иную точку зрения, понимать «другого», часто подменяемые взаимодействием со СМИ или общением в сети Интернет.

Указанные факторы приводят к когнитивной бедности и простоте картины мира, в которой реальные знания подменяются системой стереотипов.

18

Проблема формирования национально-государственной идентичностироссийских школьников...

Региональная специфика национально-государственной идентичности

В исследовании в целом не было выявлено существенных различий в структуре национально-государственной идентичности школьников из отдельных регионов России. При этом следует отметить, что респонденты из национальных республик (Башкортостан и Калмыкия) выделяют те же когнитивные и символические характеристики образа России, как и представители регионов Центральной России.

Определенная специфика отмечается в трех из исследуемых регионов.

Ответы и рисунки школьников из Республики Дагестан оказались наиболее когнитивно сложными с точки зрения представлений о политической системе России и ее государственных институтах. Большинство из них достаточно правильно обозначают такие государственные институты, как Президент, Федеральное Собрание, его две палаты (обозначая их как законодательную власть), исполнительную власть, в том числе наиболее значимые министерства, судебную власть.

Возможным объяснением данного феномена может стать удаленность и обособленность региона, которая не позволяет образно представить Россию, с одной стороны, и особым вниманием к изучению государственной системы России (в учебниках по обществознанию подробного описания ее нет) в связи с проблемным характером региона. Во всяком случае, именно школьники Дагестана достаточно грамотно представляют себе политическую систему России, место и функции ее государственных институтов, не идентифицируя при этом с ней себя.

В то же время дагестанские респонденты — единственные, кто прежде всего осознает себя гражданином республики и в меньшей степени гражданином России. Например, наряду с флагом России они рисуют рядом флаг своей республики (иногда — это два дома, большой и маленький). Чаще других дагестанские школьники рисуют Россию в виде совокупности отдельных домиков или квартир, соответствующих регионам и республикам. Иными словами, хорошее знание политической системы России может сочетаться с недостаточной идентификацией с Россией — страной и государством.

Ответы школьников Ставропольского края на вопросы интервью, и особенно рисунки, отражающие их гражданские и национальные установки, относительно более конкретны, чем в остальной совокупности регионов, однако эта конкретика отражает в первую очередь негативные характеристики России в целом, власти и отдельных ее представителей, государственных институтов и административных структур, а также представителей других этносов и культур.

Основанием для подобного негативного отношения к государственным институтам России, с одной стороны, и к представителям отдельных этнических групп (обозначаемых иногда как просто «нерусские») — с другой, в Ставропольском крае, возможно, служат межэтнические противоре-

19

Проблема формирования национально-государственной идентичностироссийских школьников...

чия, обусловленные пограничным характером региона. Общее настроение тревоги и неудовлетворенности, провоцируемое этими противоречиями (иногда принимающими форму открытых межэтнических конфликтов), серьезно влияет на оценку респондентами властных институтов (как федеральных, так и региональных), которые воспринимаются как не способные или не желающие решать проблемы рядовых граждан.

Относительно большая целостность образа России и гражданская самоидентификация прослеживается в ответах и рисунках учеников Кадетского училища. Однако данная самоидентификация имеет скорее негативную направленность (против врагов России) и не подкрепляется позитивными гражданскими или национальными образами.

В Москве мы также выявили существенное влияние негативных образов на представления о России как стране и как государстве, а также много эмоционально-негативных образов врагов, которых можно условно разделить на две группы: государственные и политические институты («чиновники») и стереотипизированные «кавказцы».

Для объяснения негативных оценок жителями Москвы государственных институтов, с одной стороны, и представителей «чужих» этносов и культур — с другой, была предложена гипотеза, в соответствии с которой:

— среди родителей московских школьников (или иных взрослых, оказывающих на них влияние) гораздо более, чем в других регионах, популярны оппозиционные лозунги и протестные настроения, которые они осознанно или неосознанно транслируют своим детям;

— настроения неудовлетворенности, формируемые в результате указанных процессов, рождают чувство тревоги и неуверенности, канализируемое часто как на непосредственных «виновников» (власть, чиновников и т.д.), так и на тех, кто по различным основаниям (прежде всего этнокультурным) воспринимаются как «чужие», а следовательно, представляющие опасность для «нас».

Этому также способствует увеличение притока мигрантов из республик Северного Кавказа, а также из бывших советских республик Центральной Азии, лавинообразный характер которого не дает возможности, с одной стороны, жителям Москвы психологически приспособиться к новым соседям, с другой — представителям различных этносов и культур адаптироваться к обычаям и нормам поведения, привычным для «старых» москвичей.

При поверхностном взгляде на проблему может показаться, что она имеет сугубо московский, «столичный» характер, не оказывает существенного влияния на остальные регионы России, где национальная и политическая идентификация молодежи не имеет столь негативной направленности, в большей степени опирается на систему традиционных ценностей и представлений.

Однако более глубокий анализ позволяет понять, что традиционные основания национально-государственной идентичности во многих регионах

20

Проблема формирования национально-государственной идентичностироссийских школьников...

объясняются тем фактом, что явления и процессы, происходящие в Москве, пока не коснулись этих территорий. Большинство семей остаются патерна-листски ориентированными по отношению к власти, неудовлетворенность компенсируется ожиданием государственной поддержки, а оппозиционный Интернет оказывается менее доступным по мере отдаления от центра.

Можно предположить, что в будущем большинство регионов столкнутся с теми же проблемами, которые наше исследование выявило в Москве, и сегодня еще существует возможность обратить внимание на необходимость осознанного и системного подхода к формированию национальногосударственной идентичности молодого поколения, в котором были бы задействованы все институты социализации и в первую очередь школа.

Формирование национально-государственной идентичности в современной России — длительный и крайне противоречивый процесс, который сегодня по-прежнему далек от завершения. Очевидно, что его продуктивность будет определяться не только государственной политикой, но и общественной инициативой, активным участием различных групп российских граждан в создании коллективного общенационального «образа будущего», выстраивании ценностных и социокультурных оснований развития России в XXI веке.

Одним из примеров, демонстрирующих активность государства в сфере национально-государственной идентичности, является попытка обозначить контуры национальной исторической политики, в основе которой — конвенциональная интегративная модель, призванная не только очертить историческую преемственность современной России с прошлым, но и «примирить» различные исторические поколения и эпохи.

Литература

1. Иванова С.В. К вопросу о национальной идентичности в России и в Германии (российская идентичность в сравнении со значимым Другим) // Пространство и время. 2010. № 2. С. 32—35.

2. Калхун К. Национализм. М., 2010. 288 с.

3. Селезнева А.В. Формирование политического сознания молодежи в современной России // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2013. № 2.

4. Тишков В.А., Шабаев Ю.П. Этнополитология: Политические функции эт-ничности. М.: Изд-во МГУ, 2011.

5. Ivanova S.V. On the Matter of National Identity in Russia and Germany (Russian Identity Compared to the Significant Other). World Applied Sciences Journal 27 (Education, Law, Economics, Language and Communication) Intern. 2013. Р. 122— 126, DOI: 10.5829/idosi.wasj.2013.27.elelc.25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.