Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»'

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
149
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / КИБЕРБЕЗОПАСНОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тенитилова К.С., Копылов С.А., Беляева В.Г., Абаева С.М.

В условиях глобальной цифровизации, внедрения информационных технологий во все сферы жизнедеятельности современного общества, интенсивно растущего объема данных, увеличения скорости обмена информацией и ее оперативного применения отмечается необходимость введения в курс ОБЖ специальных разделов, посвященных формированию культуры информационной безопасности. В научной статье обоснована актуальность темы исследования, выделены отрицательные последствия цифрового влияния на личность школьника, уточнено определение понятия «культура информационной безопасности», раскрываются результаты овладения культурой информационной безопасности в рамках предмета ОБЖ, описываются три основные элемента цифровой культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Тенитилова К.С., Копылов С.А., Беляева В.Г., Абаева С.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ISSUE OF FORMING A CULTURE OF INFORMATION SAFETY WHEN STUDYING LIFE SAFETY BASICS

In the context of global digitalization, implementation of information technologies in all spheres of life of modern society, intensively growing volume of data, increasing speed of information exchange and its rapid application, the necessity of introducing special sections dedicated to the formation of information security culture in the course of life safety is emphasized. The scientific article substantiates the relevance of the research topic, highlights negative consequences of digital influence on the personality of a school student, clarifies the definition of "information security culture", discloses the results of mastering the culture of information security in the course of life safety, describes the three basic elements of digital culture.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»»

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ / GENERAL PEDAGOGY, HISTORY _OF PEDAGOGY AND EDUCATION_

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2023.130.12

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Научная статья

Тенитилова К.С.1' *, Копылов С.А.2, Беляева В.Г.3, Абаева С.М.4

1, 2, з, 4 Орловский Государственный Университет имени И.С. Тургенева, Орёл, Российская Федерация

* Корреспондирующий автор (tenitilova.xenia[at]yandex.ru)

Аннотация

В условиях глобальной цифровизации, внедрения информационных технологий во все сферы жизнедеятельности современного общества, интенсивно растущего объема данных, увеличения скорости обмена информацией и ее оперативного применения отмечается необходимость введения в курс ОБЖ специальных разделов, посвященных формированию культуры информационной безопасности. В научной статье обоснована актуальность темы исследования, выделены отрицательные последствия цифрового влияния на личность школьника, уточнено определение понятия «культура информационной безопасности», раскрываются результаты овладения культурой информационной безопасности в рамках предмета ОБЖ, описываются три основные элемента цифровой культуры.

Ключевые слова: цифровизация, кибербезопасность, безопасность жизнедеятельности.

THE ISSUE OF FORMING A CULTURE OF INFORMATION SAFETY WHEN STUDYING LIFE SAFETY BASICS

Research article

Tenitilova K.S.1 *, Kopylov S.A.2, Belyaeva V.G.3, Abaeva S.M.4

1 2' 3' 4 Orel State University named after I.S. Turgenev, Orel, Russian Federation

* Corresponding author (tenitilova.xenia[at]yandex.ru)

Abstract

In the context of global digitalization, implementation of information technologies in all spheres of life of modern society, intensively growing volume of data, increasing speed of information exchange and its rapid application, the necessity of introducing special sections dedicated to the formation of information security culture in the course of life safety is emphasized. The scientific article substantiates the relevance of the research topic, highlights negative consequences of digital influence on the personality of a school student, clarifies the definition of "information security culture", discloses the results of mastering the culture of information security in the course of life safety, describes the three basic elements of digital culture.

Keywords: digitalization, cybersecurity, life safety.

Введение

Актуальность темы исследования характеризуется обостряющейся проблемой незащищенности обучающихся от рисков цифровой среды. Поток информации, воздействующий на психоэмоциональное здоровье школьника, появился вследствие широкого развития информационно-коммуникационных технологий и может носить негативный характер. Конвергенция передовых технологий характеризует появление цифровизации, которая нашла отражение в установлении морально-нравственных и аксиологических ориентиров социума. Возникает проблема приспособления к постоянному росту угроз в области кибербезопасности человека.

Для решения данного вопроса значимыми являются педагогические исследования, в которых изучались актуальные компоненты цифровой грамотности как главного ресурса цифровой социализации личности (Бороненко Т. А. [2]), содержание понятий «информационная культура» и «кибербезопасность» (Апухтина А. В. [1], Набок О. А. [7], Строков А. А. [9]), вопросы необходимости внедрения основ информационной безопасности в основу учебных планов и программ обучения (Поляков В. П. [8]). Наибольший интерес применительно к теме исследования представляют труды Бойкова А.Е. [3], Марона А.Е. [6], Шихова Ю.А. [10].

Цель статьи - актуализировать проблематику обеспечения информационной безопасности личности в системе отечественного образования на уроках ОБЖ.

Основные результаты

«Информационное взаимодействие обучающегося, обучающего с интерактивным информационным ресурсом сопряжено с рядом возможных негативных последствий для личности, в том числе связанных с воздействием агрессивной информации или неэтичной информации, оскорбляющей моральные ценности и чувства пользователя» [8, C. 44]. Личность школьника должна быть сформирована таким образом, чтобы уметь противодействовать негативным проявлениям цифровой среды, а также конструктивно ее преобразовывать. Работать с информацией в рамках практического закрепления умений позволяет учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности», поскольку именно он теоретически и практически приближен к жизни и позволяет отработать навыки безопасного поведения в опасных жизненных ситуациях.

Содержание программы предмета должно включать в себя вопросы, касающиеся кибергигиены, кибербезопасности, информационной грамотности и ее соотношения с информационной безопасностью, чтобы

противостоять девиантному и делинквентному давлению в сети Интернет и следовать механизму, обеспечивающему безопасное пользование информационной сетью при сохранении личной идентичности.

Организация учебной деятельности на уроке должна включать теоретическую часть, с использованием видео материалов и документов в электронном приложении, дискуссию по вопросам, выполнение практической части в заданиях к параграфу, а также набор проектных задач для выполнения в группах и внеурочную деятельность, представленную заданиями игрового характера - квестами по теме киберугроз с практическими работами на компьютере, правовыми турнирами, соревнованиями по безопасности в сети и т.д. В построении учебно-воспитательного процесса применяются такие методы обучения, как учебное моделирование персональной цифровой среды школьника, анализ кейсов, индивидуальное портфолио, обучающие тренинги, устный и письменный контроль, дидактические игры, защита исследовательских проектов. Содержание раздела по формированию цифровой культуры представлено тремя модулями. (Таблица 1).

Таблица 1 - Содержательный блок раздела для развития культуры цифровой безопасности DOI: https://doi.Org/10.23670/IRJ.2023.130.12.1

Модули Рассматриваемые вопросы

Киберпространство Интернет, технологии обмена информацией, поисковые системы, личная информационная среда, компьютерная грамотность.

Киберкультура Сетевой этикет, взаимное уважение при интернет-общении, анонимность в сети, психологическая обстановка в интернете.

Киберугрозы Государственная политика в сфере цифровой безопасности; информация - объект правовых отношений; документы в области кибербезопасности; юридическая ответственность, интернет-зависимость.

Можно выделить следующие отрицательные последствия цифрового влияния:

1) проблемы со здоровьем, к которым относят заболевания органов зрения, болезни сердечно-сосудистой системы, обусловленные гиподинамией, психологические истощения и расстройства различной этиологии, нарушение опорно-двигательного аппарата и т.д.;

2) этические проблемы - переоценка нравственных норм, перенос образцов поведения из виртуальной действительности в реальную;

3) сложности в межличностном взаимодействии;

4) интеллектуальные проблемы, например, изменение процессов мышления за счет формирования привычки «поверхностного чтения».

Сегодня школьник сталкивается с необходимостью перерабатывать большой поток информации, что приводит к ее фрагментированию. При этом нарушается способность к целостному и системному восприятию реальности, возникает стремление к упрощению потребляемого контента. Таким образом, цифровое пространство нередко становится инструментом интеллектуальной деградации.

По мнению Е. В. Грязнова, «информационная безопасность и медиабезопасность - это неотъемлемые элементы безопасности жизнедеятельности» [4, С. 99]. Учитель ОБЖ сегодня должен решать задачу защиты обучающихся от киберугроз путем развития у них культуры информационной безопасности. Под культурой информационной безопасности мы понимаем состояние защищенности от негативного информационного воздействия путем овладения совокупностью знаний и навыков безопасного пребывания в цифровом пространстве.

Овладение информационной безопасностью предусматривает поэтапное формирование цифровой зрелости выпускника школы. Результаты системной работы по освоению информационной грамотности в учебной деятельности предусматривают достижение поставленных целей в части социализации школьника в цифровом пространстве, формирования навыка цифровой гигиены с точки зрения здоровьесбережения при работе с цифровыми устройствами в школе и дома, психологического здоровья ребенка, то есть защиты его от агрессии, кибербуллинга, фишинг-атак с точки зрения формирования социального поведения в противовес асоциальному, который сейчас наблюдается среди подростков. Задача педагога - создание условий формирования данных результатов поэтапно, потому что разовые действия не повлекут проникновения практики применения правильного поведения в цифровой среде на уровне естественного жизненного навыка учащегося. Поэтапное движение помогает школьнику развить навыки цифрового века и в сотрудничестве с семьей осуществлять профилактику поведенческих отклонений.

Таким образом, результатами овладения культурой информационной безопасности в рамках предмета ОБЖ являются:

1. Развитие критического мышления - способности критически оценивать информацию и адекватно на нее реагировать, устанавливать причинно-следственные связи внутри информационных потоков, различать недостоверные факты, делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам.

2. Способность различать негативный и позитивный контент и использовать его для решения учебных задач -находить, анализировать и применять информационные данные в учебном процессе через цифровое оборудование и

удовлетворять таким образом образовательные, культурные, творческие, досуговые запросы. Умение использовать ИКТ в решении когнитивных, учебных, коммуникативных задач с соблюдением требований эргономики, гигиены, ресурсосбережения.

3. Соблюдение цифровой гигиены в повседневной жизни, позволяющей избежать опасностей, связанных с информационными технологиями, путем соблюдения ряда правил поведения в цифровой среде.

4. Осознание важности быть законопослушным гражданином, не нарушающим порядок в онлайн-пространстве, а также понимание ответственности за совершение преступлений и административных правонарушений с использованием сети «Интернет». Формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации.

5. Развитие информационной грамотности, под которой понимается грамотная работа с цифровой информацией. Она привнесена цифровыми технологиями, глобальными коммуникациями и разнообразием цифровых устройств. Ее задача - строить цифровые навыки информационной безопасности как навыки безопасной работы с цифровой информацией. «Информационная безопасность личности в интернет-пространстве должна базироваться на высоком уровне информационной культуры» [5, С. 109].

Заключение

В условиях развития информационного пространства появилась необходимость введения в программу учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» раздела, посвященного формированию цифровой культуры. Она включает в себя три основных элемента: информационную культуру (компетентность в понимании закономерности информационных процессов, сформированность мыслительных и поведенческих стратегий, умение оценивать достоверность, полноту и объективность информации), праксиологическую (комплекс знаний, умений, черт характера, создающих наиболее рациональное практическое использование потенциала личности в области цифровых технологий) и аксиологическую (установки и ценностные ориентации обеспечения информационной безопасности при взаимодействии в интернет-пространстве).

Основной задачей учителя ОБЖ в области развития культуры кибербезопасности у обучающихся является формирование не только комплекса знаний, навыков и умений по информационной и медиабезопасности, но и необходимых поведенческих норм, механизмов внутренней мотивации по ее обеспечению. Для этого требуется проведение комплексных научно-педагогических исследований, направленных на разработку научно обоснованных теоретических материалов и практикумов, опирающихся на просветительско-воспитательный потенциал педагогической деятельности.

Конфликт интересов

Не указан.

Рецензия

Все статьи проходят рецензирование. Но рецензент или автор статьи предпочли не публиковать рецензию к этой статье в открытом доступе. Рецензия может быть предоставлена компетентным органам по запросу.

Conflict of Interest

None declared.

Review

All articles are peer-reviewed. But the reviewer or the author of the article chose not to publish a review of this article in the public domain. The review can be provided to the competent authorities upon request.

Список литературы / References

1. Апухтина А.В. Кибербезопасное поведение школьников как современная педагогическая задача. / А.В. Апухтина // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2018. — №5. — с. 6-11.

2. Бороненко Т.А. Концептуальная модель понятия цифровой грамотности. / Т.А. Бороненко, А.В. Кайсина, В.С. Федотова // Перспективы науки и образования. — 2020. — №4. — с. 47-73.

3. Бойков А.Е. Методика профилактики информационной зависимости в курсе ОБЖ (5 класс). / А.Е. Бойков // Ученые записки университета П.Ф. Лесгафта. — 2014. — №4. — с. 10-16.

4. Грязнова Е.В. Цифровая культура как важный элемент курса ОБЖ. / Е.В. Грязнова, М.А. Картавых, В.А. Картавых и др. // Перспективы науки. — 2020. — №11(134). — с. 98-100.

5. Козлов О.А. Информационная безопасность личности: актуальные педагогические аспекты. / О.А. Козлов, В.П. Поляков // Омская гуманитарная академия. Наука о человеке: гуманитарные исследования. — 2018. — № 3 (33). — с. 105-112.

6. Марон А.Е. Поиски инновационных ресурсов повышения квалификации педагогов. / А.Е. Марон // Ученые записки ИУО РАО. — 2020. — № 2 (74). — с. 6-11.

7. Набок О.А. Цифровая культура. Механизмы формирования цифровой культуры. / О.А. Набок // Digital. — 2021. — №1. — с. 6-8.

8. Поляков В.П. Педагогическое обеспечение информационной безопасности личности в цифровой информационно-образовательной среде. / В.П. Поляков, Ю.А. Романенко // Наука о человеке: гуманитарные исследования. — 2020. — №1. — с. 43-47.

9. Строков А.А. На пути от цифрового образования к цифровой культуре. / А.А. Строков // Вестник Нижегородского института управления. — 2020. — № 4(58). — с. 2-6.

10. Шихов Ю.А. О парадигмах профессиональной педагогики. / Ю.А. Шихов // Альманах современной науки и образования. — 2007. — №5. — с. 6-11.

Список литературы на английском языке / References in English

1. Apuxtina A.V. Kiberbezopasnoe povedenie shkol'nikov kak sovremennaya pedagogicheskaya zadacha [Cyber Safe Behavior of Schoolchildren as a Modern Pedagogical Task]. / A.V. Apuxtina // Municipal'noe obrazovanie: innovacii i e'ksperiment [Municipal Education: Innovation and Experiment]. — 2018. — №5. — p. 6-11. [in Russian]

2. Boronenko T.A. Konceptual'naya model' ponyatiya cifrovoj gramotnosti [Conceptual Model of the Concept of Digital Literacy]. / T.A. Boronenko, A.V. Kajsina, V.S. Fedotova // Perspektivy' nauki i obrazovaniya [Prospects of Science and Education]. — 2020. — №4. — p. 47-73. [in Russian]

3. Bojkov A.E. Metodika profilaktiki informacionnoj zavisimosti v kurse OBZh (5 klass) [Methods of Prevention of Information Dependence in the Course of LSB (5th grade)]. / A.E. Bojkov // Ucheny'e zapiski universiteta P.F. Lesgafta [Scientific Notes of P.F. Lesgaft University]. — 2014. — №4. — p. 10-16. [in Russian]

4. Gryaznova E.V. Cifrovaya kul'tura kak vazhny'j e'lement kursa OBZh [Digital Culture as an Important Element of the LSB Course]. / E.V. Gryaznova, M.A. Kartavy'x, V.A. Kartavy'x et al. // Perspektivy' nauki [Prospects of Science]. — 2020. — №11(134). — p. 98-100. [in Russian]

5. Kozlov O.A. Informacionnaya bezopasnost' lichnosti: aktual'ny'e pedagogicheskie aspekty' [Personal Information Security: Current Pedagogical Aspects]. / O.A. Kozlov, V.P. Polyakov // Omskaya gumanitarnaya akademiya. Nauka o cheloveke: gumanitarny'e issledovaniya [Omsk Humanitarian Academy. Human Science: Humanitarian Studies]. — 2018. — № 3 (33). — p. 105-112. [in Russian]

6. Maron A.E. Poiski innovacionny'x resursov povy'sheniya kvalifikacii pedagogov [Search for Innovative Resources for Teachers' Professional Development]. / A.E. Maron // Ucheny'e zapiski IUO RAO [Scientific Notes of IIO RAO]. — 2020. — № 2 (74). — p. 6-11. [in Russian]

7. Nabok O.A. Cifrovaya kul'tura. Mexanizmy' formirovaniya cifrovoj kul'tury' [Digital Culture. Mechanisms of Digital Culture Formation]. / O.A. Nabok // Digital [Digital]. — 2021. — №1. — p. 6-8. [in Russian]

8. Polyakov V.P. Pedagogicheskoe obespechenie informacionnoj bezopasnosti lichnosti v cifrovoj informacionno-obrazovatel'noj srede [Pedagogical Provision of Personal Information Security in the Digital Information and Educational Environment]. / V.P. Polyakov, Yu.A. Romanenko // Nauka o cheloveke: gumanitarny'e issledovaniya [Human Science: Humanitarian Studies]. — 2020. — №1. — p. 43-47. [in Russian]

9. Strokov A.A. Na puti ot cifrovogo obrazovaniya k cifrovoj kul'ture [On the Way from Digital Education to Digital Culture]. / A.A. Strokov // Vestnik Nizhegorodskogo instituta upravleniya [Bulletin of the Nizhny Novgorod Institute of Management]. — 2020. — № 4(58). — p. 2-6. [in Russian]

10. Shixov Yu.A. O paradigmax professional'noj pedagogiki [About Paradigms of Professional Pedagogy]. / Yu.A. Shixov // Al'manax sovremennoj nauki i obrazovaniya [Almanac of Modern Science and Education]. — 2007. — №5. — p. 6-11. [in Russian]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.