Научная статья на тему 'Проблема формирования критического мышления у студентов в условиях развития цифровых технологий'

Проблема формирования критического мышления у студентов в условиях развития цифровых технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательный процесс / критическое осмысление / онлайн-ресурсы / креативные задачи / формирование критического мышления / educational process / critical thinking / online resources / creative tasks / development of critical thinking

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ольга Алексеевна Быканова

Исследование результатов обучения студентов математическим дисциплинам как основе для логического и критического анализа профессиональных задач выявило проблему конфликта устаревших методов подачи и контроля учебного материала и использования обучающимися информационных ресурсов в качестве замещения собственных знаний и умений. Увеличение количества и качества разнообразных цифровых источников, позволяющих одним действием решить стандартную математическую задачу, а также рост коммуникационных умений студентов привели к проблеме снижения уровня критического мышления при выборе методов решения профессиональных проблем и анализа полученных результатов. Следствием таких трансформаций стала необходимость диверсификации методик обучения и существенного пересмотра наполнения практических задач в сторону креативного контекста, предполагающего критический анализ методов решения примеров согласно предложенным условиям. При таком подходе предполагается возможность использования обучающимися всех возможных источников: лекционных и практических материалов, дистанционных ресурсов, позволяющих быстро и качественно проверить некоторые предположения относительно выбора пути решения. При этом формулировки задач, предложенные студентам, не могут быть решены путем однократного применения дистанционного ресурса в качестве замещения собственных знаний, но требуют осмысления постановки проблемы. Только в таком случае возможно эффективное формирование компетенции критического мышления обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ольга Алексеевна Быканова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of critical thinking in students in the context of development of digital technologies

The study of students’ learning outcomes in mathematical disciplines as a basis for logical and critical analysis of professional tasks revealed the problem of conflict between outdated methods of presenting and monitoring educational material and the use of information resources by students as a substitute for their own knowledge and skills. The increase in the quantity and quality of various digital sources that allow one to solve a standard mathematical problem in one action, as well as the growth of students’ communication skills, led to the problem of decreasing the level of critical thinking when choosing methods for solving professional problems and analyzing the results obtained. The consequence of such transformations was the need to diversify teaching methods and significantly revise the content of practical problems towards a creative context that involves a critical analysis of methods for solving examples according to the proposed conditions. This approach assumes the possibility of using all possible sources by students: lecture and practical materials, distance resources that allow them to quickly and efficiently check some assumptions regarding the choice of a solution path. At the same time, the formulations of the problems offered to students cannot be solved by a single use of a distance resource as a substitute for their own knowledge, but require understanding the problem statement. Only in this case is it possible to effectively develop students’ critical thinking skills.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования критического мышления у студентов в условиях развития цифровых технологий»

Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 3. С. 242 — 245. Education. Science. Scientific personnel. 2024;(3):242 — 245.

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Научная статья УДК 378.14

https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-3-242-245 NIION: 2007-0062-3/24-155

EDN: https://elibrary.ru/UZSZSA MOSURED: 77/27-004-2024-03-355

Проблема формирования критического мышления у студентов в условиях развития цифровых технологий

Ольга Алексеевна Быканова1, 2

1 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва, Россия,

bykanova@inbox.ru

2 МИРЭА - Российский технологический университет, Москва, Россия

Аннотация. Исследование результатов обучения студентов математическим дисциплинам как основе для логического и критического анализа профессиональных задач выявило проблему конфликта устаревших методов подачи и контроля учебного материала и использования обучающимися информационных ресурсов в качестве замещения собственных знаний и умений. Увеличение количества и качества разнообразных цифровых источников, позволяющих одним действием решить стандартную математическую задачу, а также рост коммуникационных умений студентов привели к проблеме снижения уровня критического мышления при выборе методов решения профессиональных проблем и анализа полученных результатов. Следствием таких трансформаций стала необходимость диверсификации методик обучения и существенного пересмотра наполнения практических задач в сторону креативного контекста, предполагающего критический анализ методов решения примеров согласно предложенным условиям. При таком подходе предполагается возможность использования обучающимися всех возможных источников: лекционных и практических материалов, дистанционных ресурсов, позволяющих быстро и качественно проверить некоторые предположения относительно выбора пути решения. При этом формулировки задач, предложенные студентам, не могут быть решены путем однократного применения дистанционного ресурса в качестве замещения собственных знаний, но требуют осмысления постановки проблемы. Только в таком случае возможно эффективное формирование компетенции критического мышления обучающихся.

Ключевые слова: образовательный процесс, критическое осмысление, онлайн-ресурсы, креативные задачи, формирование критического мышления

Для цитирования: Быканова О.А. Проблема формирования критического мышления у студентов в условиях развития цифровых технологий // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 3. С. 242 — 245. https://doi.org/ 10.24412/2073-3305-2024-3-242-245. EDN: https://elibrary.ru/UZSZSA.

METHODOLOGY AND TECHNOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION

Original article

Formation of critical thinking in students in the context of development of digital technologies

Olga А. Bykanova1, 2

1 Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia, bykanova@inbox.ru

2 MIREA - Russian Technological University, Moscow, Russia

Abstract. The study of students' learning outcomes in mathematical disciplines as a basis for logical and critical analysis of professional tasks revealed the problem of conflict between outdated methods of presenting and monitoring educational material and the use of information resources by students as a substitute for their own knowledge and skills. The increase in the quantity and quality of various digital sources that allow one to solve a standard mathematical problem in one action, as well as the growth of students' communication skills, led to the problem of decreasing the level of critical thinking when choosing methods for solving professional problems and analyzing the results obtained. The consequence of such transformations was the need to diversify teaching methods and significantly revise the content of practical problems towards a creative context that involves a critical analysis of methods for

© Быканова О.А., 2024

solving examples according to the proposed conditions. This approach assumes the possibility of using all possible sources by students: lecture and practical materials, distance resources that allow them to quickly and efficiently check some assumptions regarding the choice of a solution path. At the same time, the formulations of the problems offered to students cannot be solved by a single use of a distance resource as a substitute for their own knowledge, but require understanding the problem statement. Only in this case is it possible to effectively develop students' critical thinking skills.

Keywords: educational process, critical thinking, online resources, creative tasks, development of critical thinking

For citation: Bykanova O.A. The problem of developing critical thinking in students in the context of developing digital technologies // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2024;(3):242 — 245. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-3-242-245. EDN: https://elibrary.ru/UZSZSA.

Введение. Активное развитие компьютерных технологий в современном мире приводит к расширению областей применения искусственного интеллекта, в том числе в образовательных процессах как со стороны преподавателей, так и со стороны обучающихся. Повышается уровень компьютерной грамотности населения и расширяются возможности применения достижений в области искусственного интеллекта в повседневной жизни и профессиональной деятельности [1]. Рост дистанционных курсов обучения по различным дисциплинам побуждает представителей образовательных учреждений к расширению многообразия методов представления учебных материалов и увеличению их вариативности в области применения к реальной жизни.

С другой стороны, происходит критическое насыщение образовательного рынка онлайн-ре-сурсами, используемыми обучающимися в целях замещения отсутствия собственных знаний и умений результатами машинных технологий. Основная опасность такого замещения состоит в следующем: обучающимся не прививаются принципы поиска лучшего метода решения поставленной задачи и критического анализа полученного результата. В частности, большинство математических задач предполагает возможность выбора метода их решения, однако принцип «одной кнопки» некоторого онлайн-ресурса заменяет анализ ситуации и предполагаемых последствий в виде ответов. В результате одна из важнейших компетенций критического осмысления поставленной реальной проблемы, являющейся основополагающей при освоении большого количества дисциплин, остается недостаточно сформированной.

При этом нельзя не отметить высокий потенциал применения интеллектуальных обучающих систем с учетом их практических реализаций в образовательной сфере, с учетом изменения технологий преподавания по дисциплинам естественно-научного цикла особенно [2]. Следует отметить, что в вузах экономического профи-

ля математические дисциплины носят базовый характер и ввиду роста качества предлагаемых онлайн-ресурсов и способов их использования в качестве замещающих реальные знания студентов возникает необходимость диверсификации заданий для отработки и проверки знаний и умений [3].

Методика. В исследовании применены методы анализа, группировки и сравнения.

Результаты исследования и их обсуждение. Ввиду двустороннего характера образовательного процесса современные информационные технологии оказывают воздействие как на студентов, так и на преподавателей, которые должны гибко диверсифицировать методы и приемы подачи учебного материала. Наличие у каждого обучающегося коммуникационных навыков посредством компьютерных гаджетов побуждает к изменению методических приемов обучения математическим дисциплинам в том числе [4]. Решение стандартных вычислительных задач целесообразно заменить на примеры, требующие анализа усвоенного учебного материала и применения в соответствующей ситуации теоретических свойств и теорем [5]. Ниже приведены задания и их творческие эквиваленты по некоторым раздела высшей математики.

1. Линейная алгебра.

Типовой пример по вычислению определителя квадратной матрицы может быть заменен на решение уравнения М11 = 0, где М11 — минор матрицы А.

А =

'12 3 3 1 х Л 1 3

В этой задаче есть несколько путей решения на основе определения либо свойств определителя.

2. Математический анализ.

Типовой пример нахождения определенного интеграла можно заменить на интегральное уравнение, целью которого является вычисление параметра с:

J (с - х) йх = 1.

3. Финансовая математика.

Поскольку дисциплина «Финансовая математика» основывается на знании базовых математических дисциплин «Линейная алгебра», «Математический анализ», «Теория вероятностей и математическая статистика», то в этом случае предлагается применять более сложные приемы.

Задание. Платежи в размере 45, 55, 80 тыс. руб. уплачиваются через 50, 90, 160 дней соответственно. Решено заменить их одним платежом, равным 200 тыс. руб. Найти срок консолидированного платежа, если при объединении применяются сложные проценты с годовой ставкой 0,08, а временная база 365 дней. Какая из формул не может быть применена в данной задаче?

1) 200 • 1,08'/365 = 45 • 1,0850 365 + 55 • 1,0890 365 + 80 -1,08160 365;

2) 200 • 1,08(50-0/365 = 45 + 55 • 1,08-40 365 + 80 •1,08120/3;

3) 200 • 1,08^ 365 = 45 • 1,08-50 365 + 55 • 1,08-90 365 + 80 •1,08-160/3.

Для решения такого типа задания студенту необходимо разбираться в материале, более того, поскольку задача имеет не единственный путь решения, требуется каждый из предложенных вариантов проанализировать и сделать вывод.

Было проведено исследование, в котором студентам предлагалась контрольная работа со следующими условиями решения:

■ набор стандартных математических задач по разделам рабочей программы дисциплины без каких-либо ограничений;

■ набор стандартных математических задач по разделам рабочей программы дисциплины без использования учебных материалов и информационных технологий (строгий запрет телефона);

■ набор творческих математических примеров по разделам рабочей программы дисциплины с использованием лекционных материалов и возможностями интернета (телефон разрешен).

По результатам исследования были получены следующие данные (табл. 1).

Таблица 1. Данные исследования по результатам контрольной работы

Тип заданий + условия решения Доля справившихся с заданиями, %

Стандартные примеры + отсутствие ограничений 0,93

Стандартные примеры + строгий контроль 0,62

Творческие примеры + свободное пользование дополнительными материалами 0,71

Проведенный анализ полученных результатов с учетом заданных устных вопросов по этапам решения примеров показал следующее:

■ студенты, имеющие возможность бесконтрольно пользоваться всеми доступными формами связи и решающие стандартные вычислительные задания, достаточно часто не могли пояснить получение конкретного числа в процессе решения, что указывало на возможность замещения собственных знаний помощью онлайн;

■ студенты, решающие стандартные задачи в условиях отсутствия возможности пользования учебными материалами, показали среднее владение теоретическими знаниями в применении к задачам;

■ студенты, имеющие возможность бесконтрольно пользоваться всеми доступными формами связи и решающие задания творческого характера, требующие критического осмысления массива теоретических знаний, показали формирование компетенций поиска путей решения задач. Заключение. Рассмотрев и изучив в комплексе проблемы диверсификации методик преподавания математических дисциплин в экономическом вузе в связи с увеличением количества и качества информационных ресурсов, используемых обучающимися в качестве замещения собственных знаний и умений, что влечет за собой снижение уровня формирования необходимых компетенций критического осмысления и выбо-

ра оптимального решения практических задач, можно сформулировать следующие утверждения:

■ применение информационных технологий имеет высокий потенциал применения в образовательной сфере;

■ зависимость от информационных технологий влечет снижение уровня когнитивных способностей обучающихся;

■ обучающие методики комплексного применения теоретических знаний и средств информационных коммуникаций для решения нетривиальных задач позволяют сформировать навыки поиска и анализа, подкрепленные взаимодействиями социально-психологического характера.

Сочетая такие противоположные тенденции, преподаватели формируют новый креативный тип методики обучения на основе комплексного использования теоретических учебных материалов и технологических устройств с целью поиска оптимального пути решения поставленной задачи, в результате происходит развитие креативных и когнитивных способностей обучающихся [6; 7].

Список источников

1. Видова ТЛ., Романова И.Н. Возможности применения технологий искусственного интеллекта в образовательном процессе / / Образовательные ресурсы и технологии. 2023. № 1 (42). С. 27—35.

2. Коровникова НЛ. Искусственный интеллект в современном образовательном пространстве: проблемы и перспективы // Социальные новации и социальные науки. 2021. № 2 (4). С. 98—113.

3. Брызгалина Е.В. Искусственный интеллект в образовании. Анализ целей внедрения // Человек. 2021. T. 32. Вып. 2. C. 9—29. URL: https:// chelovek-journal.ru/S023620070014856-8-1.

4. Синчуков Л.В. К вопросу о разработке содержания математической подготовки будущих менеджеров / / Журнал педагогических исследований. 2021. Т. 6, № 6. С. 77—82.

5. Власов ДЛ, Карасев ПЛ., Синчуков A.B. Анализ рисков в области интеграции цифровых и педагогических технологий в высшей экономической школе / / Экономика и управление: проблемы, решения. 2024. Т. 2, № 5 (146). С. 151 — 162.

6. Яницкий М.С. Психологические аспекты цифрового образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 2 (34). С. 38—44.

7. Воробчикова Е.О., Вайндорф-Сысоева М.Е. Модель организации обучения взрослых в условиях цифровизации: дидактический компонент / / Профессиональное образование в России и за рубежом. 2024. № 2 (54). С. 78—86.

References

1. Vidova TA, Romanova I.N. Possibilities of using artificial intelligence technologies in the educational process / / Educational resources and technologies. 2023. № 1 (42). pp. 27—35.

2. Korovnikova NA. Artificial Intelligence in the modern educational space: problems and prospects // Social Novelties and Social Sciences. 2021. N 2. Pp. 98—113.

3. Bryzgalina E. Artificial Intelligence in Education. Analysis of Implementation Goals // Chelovek. 2021. No. 32 (2). pp. 9—29.

4. Sinchukov A.V. On the issue of developing the content of mathematical training for future managers // Journal of Pedagogical Research. 2021. V. 6, No. 6. pp. 77—82.

5. Vlasov DA., Karasev P.A., Sinchukov A.V. Risk analysis in the field of integration of digital and pedagogical technologies in higher economic school / / Economics and Management: Problems, Solutions. 2024. V. 2, No. 5 (146). pp. 151 — 162.

6. Yanitsky M.S. Psychological aspects of digital education // Professional education in Russia and abroad. 2019. No. 2 (34). pp. 38—44.

7. Vorobchikova E.O., Weindorf-Sysoeva M.E. Model of organizing adult education in the context of digitalization: didactic component // Professional education in Russia and abroad. 2024. No. 2 (54). pp. 78—86.

Информация об авторе

О.А. Быканова — доцент кафедры высшей математики Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова; доцент кафедры статистики и математических методов в управлении МИРЭА — Российского технологического университета, кандидат физико-математических наук, доцент.

Information about the author

O-А. Bykanova — Associate Professor at the Department of Higher Mathematics of Plekhanov Russian University of Economics; Associate Professor at the Department of Statistics and Mathematical Methods in Management of MIREA — Russian Technological University, Candidate of Physics and Mathematics Sciences, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 16.07.2024; одобрена после рецензирования 16.08.2024; принята к публикации 16.09.2024. The article was submitted to the editorial office 1 6.07.2024; approved after review 1 6.08.2024; accepted for publication 16.09.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.