А.В. Долгополова*
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА
В статье рассматриваются различные аспекты проблемы формирования коммуникативных умений у студентов университета. Излагаются взгляды автора на систему видов деятельности, содержание практических занятий, в которых происходит развитие умений и навыков профессиональнопедагогического общения.
*Долгополова Анастасия Вениаминовна- кафедра педагогики Самарского государственного университета
Одним из аспектов университетского образования является подготовка студентов к педагогической деятельности. Важнейшим качеством педагога является его умение организовать взаимодействие с детьми, общаться с ними и руководить их деятельностью. В структуре педагогической деятельности выделяют коммуникативный компонент, требующий от учителя развития коммуникативных способностей, необходимых для осуществления эффективной педагогической деятельности.
По мнению Б.Ф.Ломова, педагогическая деятельность как таковая строится в соответствии с психологическими законами общения. Но опыт показывает, что в системе обыденного взаимодействия общение протекает как бы само собой. В целенаправленной воспитательной деятельности оно становится специальной задачей. Педагог должен знать законы педагогического общения, обладать коммуникативными способностями и коммуникативной культурой. В.А.Кан-Калик и Н.Д.Никандров под профессиональнопедагогическим общением понимают “систему взаимодействия педагога и воспитанников, содержанием которого является обмен информацией, познание личности, оказание воспитательного воздействия. Педагог выступает как активатор этого процесса, организует его и управляет им” [2. С.83].
Подчеркивая значимость воспитательно-дидактических функций педагогического общения, А.А.Леонтьев отмечает, что “оптимальное педагогическое общение - такое общение учителя (и шире - педагогического коллектива) со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для формирования личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения (в частности, препятствует возникновению психологического барьера), обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя” [3. С.1 8].
Из определения видно, что одним из критериев продуктивного педагогического общения является создание благоприятного психологического климата, который, в свою очередь, способствовал бы формированию определенных межличностных отношений в учебной группе. При этом на высших стадиях подобного формирования ведущим источником становится саморазвитие коллектива [6]. Но поначалу центральное место в формировании высокого уровня межличностных отношений принадлежит все-таки педагогу.
Заметим, что проблема эффективности общения приобрела в последнее время большое значение. Она интенсивно разрабатывается в трудах многих известных психологов и педагогов (А.А.Бодалев, В.В.Знаков, Е.С.Кузьмин, В.Н.Куницына, А.А.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, А.А.Реан и др.), постепенно специализируясь и разделяясь на самостоятельные подвиды. Среди них одно из центральных мест занимает проблема эффективного педагогического общения (И.А.Зимняя, В.А.Кан-Калик, Я.Л.Коломинский, С.В.Кондратьева,
H.В.Кузьмина, А.А.Леонтьев, А.В.Мудрик, А.А.Реан, Г.В.Рогова и др.). В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом, входит организация продуктивного общения, предполагающая наличие высокого уровня развития коммуникативных умений, которые учитель может выработать только при наличии определенных коммуникативных способностей.
В.А.Кан-Калик считает необходимыми для педагога следующие коммуникативные умения:
I. умение общаться на людях;
2. умение через верно созданную систему общения организовывать совместную с учащимися творческую деятельность;
3. умение целенаправленно организовывать общение и управлять им [1].
А.К.Маркова [4] среди десяти групп педагогических умений выделяет две группы умений, вписывающиеся в область психологии педагогического общения:
1. Приемы постановки широкого спектра коммуникативных задач, из которых самыми главными являются создание условий психологической безопасности в общении и реализация внутренних резервов партнера по общению.
2. Приемы, способствующие достижению высоких уровней общения. К таким приемам относятся: умение понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности, ориентация на развитие личности ученика; умение интерпретировать и “читать” его внутреннее состояние по нюансам поведения, владение средствами невербального общения (мимика, жесты); умение встать на точку зрения ученика; умение создать обстановку доверительности, терпимости к другому человеку; владение средствами, усиливающими воздействие (риторическими приемами); преимущественное использование организующих воздействий по сравнению с оценивающими, и особенно дисциплинирующими; преобладание демократического стиля руководства; умение с юмором отнестись к отдельным аспектам педагогической ситуации.
А.В.Мудрик выделяет следующие параметры личности, определяющие способности к организации общения: соответствующая особенность мышления, свободное владение речью, общительность, эмпатия и спонтанность восприятия, определенные социальные установки (например, интерес к самому процессу общения, а не только к его результату), коммуникативные умения —ориентировка во времени, в партнерах, в отношениях, в ситуации [5].
Анализируя коммуникативные умения педагога, выделяемые в психолого-педагогической литературе, мы пришли к выводу, что среди них можно выделить две группы:
• общие коммуникативные умения (формирующиеся либо стихийно, либо целенаправленно - в процессе саморазвития или в рамках тренинговых групп);
• специальные педагогические коммуникативные умения (формирующиеся в ходе специально организованных практических занятий, а также в педагогической практике).
Формирование обеих групп умений у студентов университета осуществляется в следующих видах деятельности:
1. Усвоение теоретических основ коммуникативного процесса, особенностей коммуникативного компонента педагогической деятельности.
2. Овладение умениями и навыками социально-педагогического общения в рамках практических занятий в университете, проводимых в форме тренинга.
3. Педагогическая практика в школе.
4. Систематическая самостоятельная работа студентов по овладению основами педагогического общения.
Что касается теоретических основ педагогического общения, то студенты университета приобретают эти знания при изучении учебных дисциплин “Психология и педагогика”, “Социальная психология”, “Основы педагогической деятельности” (пример физического факультета СамГУ) и других дисциплин психологопедагогической направленности. Каждый из этих курсов содержит разделы, посвященные проблемам общения и профессионально-педагогического общения.
Полученные теоретические знания помогают студентам в формировании и развитии навыков и умений социально-педагогического общения на лабораторно-практических и практических занятиях по названным курсам.
Опираясь на имеющиеся теоретические и экспериментальные разработки, в структуре практических занятий мы выделяем следующие блоки:
Коммуникативный блок общения (общение как обмен информацией).
В этом блоке студенты осваивают общие требования к осуществлению информационно-коммуникативной функции общения: точное ориентирование высказывания на собеседника, отражение в сообщаемом вашего личного отношения, отбор формы передачи информации, выбор речевых средств и ситуации информирования, предвидение реакции партнера, способность конкретизировать информацию по ходу высказывания, приспособить ее к партнеру, учет индивидуальных особенностей собеседника и др.
Используемые на занятиях упражнения развивают логическую память (т.е. умение использовать специальные приемы осмысления и запоминания получаемой информации на основе сходства, контраста и ассоциаций), помогают обрести высокую скорость переработки информации, углубляют восприятие (понимание как прямой, так и косвенной информации), тренируют гибкость усвоения информации (легкость перехода от одной ассоциации).
Интерактивный блок общения (межличностное взаимодействие).
В совместной деятельности различают следующие механизмы поведения участников: содействие (действия, эффективно способствующие достижению результатов); противодействие (несогласованные действия, осознанно или неосознанно препятствующие достижению цели взаимодействия), бездействие (уклонение, активный уход от взаимодействия с участниками деятельности).
Упражнения интерактивного блока отличаются прежде всего тем, что развитие групповой активности основано на определении места каждого члена группы в той или иной ситуации, на поощрении поиска проблемного решения, на нахождении новых путей для сотрудничества, на умении доверять и доверяться. Все это в совокупности развивает в человеке способность ориентироваться в новой обстановке, не боясь показаться смешным.
Одним из важнейших условий в этом направлении является знание личностью своих сильных сторон в сотрудничестве. Кто я: лидер или статист? Могу ли я отстоять свою точку зрения или спасую? Имею ли мужество признать ошибочным собственное решение и уступить в новой ситуации? Готов ли к взаимодействию в общении или предпочитаю нести груз (ответственности, ошибок и пр.) единолично? Ответы на эти и многие другие вопросы могут получить студенты на практических занятиях.
Перцептивный блок общения (восприятие и взаимопонимание).
Этот процесс называется социальной перцепцией и студенты учатся искусству “читать” и расшифровывать человеческое поведение, ориентируясь на следующие требования: быть внимательным к партнеру по общению; развивать коммуникативную память, наблюдательность в процессе общения (улавливать малейшие изменения в поведении партнера по движению глаз, мимике, микромимике, экспрессии); предвосхищать реакцию собеседника; уметь анализировать внешнее поведение людей; учиться осознавать “психологические сигналы” по внешнему рисунку поведения человека; в процессе общения постоянно думать о партнере; изменять собственную систему общения в связи с изменениями в выразительном поведении партнера.
Упражнения на восприятие и взаимопонимание помогают не только узнать что-то новое о людях, окружающих нас, но и понять их позицию, открыть для себя некоторые причины их поведения. Не случайна фраза: “Понять - значит простить: простить - значит принять”. Хорошо бы научиться, встречаясь с людьми (дети - тоже люди), принимать их такими, каковы они есть, а не такими, какими мы хотели бы их видеть - во всем согласными с нами.
Блок профессионально-педагогического общения.
Система упражнений, направленных на овладение основами профессионально-педагогического общения, включает в себя два цикла:
1. Упражнения, направленные на практическое овладение элементами педагогической коммуникации, способствующие развитию коммуникативных способностей, приобретению навыков управления общением. Например, это выработка умения органично и последовательно действовать в публичной обстановке, развитие навыков произвольного внимания, наблюдательности и сосредоточенности, управление инициативой (по А.А.Леонтьеву), техника интонирования и т.д.
2. Упражнения по овладению всей системой общения в заданной педагогической ситуации. В этой группе упражнений выделяются две большие подгруппы:
a. действия в типичных ситуациях: упражнения на развитие умений наблюдать, выделять главное и существенное, вдумчиво подходить к оценке, анализу и решению любого педагогического факта;
b. упражнения на развитие педагогического воображения, интуиции, навыков педагогической импровизации в общении.
Полученные в университете знания, сформированные умения и навыки педагогического общения студенты используют и совершенствуют в ходе педагогической практики в школе. Здесь решаются следующие задачи: овладеть знанием и пониманием школьников, уметь чувствовать их интеллектуальные и эмоциональные особенности, представлять себе динамику их мотивов и подбирать такой материал, который может стимулировать интерес школьников к учению. Студент должен осознавать воздействие своего общения на учеников и в его произвольных, осознанных и в его неконтролируемых или слабо контролируемых аспектах.
В ходе педагогической практики устанавливается система отношений “учитель-ученик” , и эти отношения реализуются в активной деятельности будущего учителя в условиях, максимально приближенны к реальным, т.е. во всей той системе обусловливающих учебную деятельность факторов, которую должен учитывать учитель (индивидуальные особенности и возможности, обучающие и воспитательные цели, организация материала и т.п.).
Что касается самовоспитания в общении, то оно должно опираться на знание теоретических основ педагогического общения и тщательный анализ особенностей собственного общения. Организация профессионального самовоспитания в области общения требует соблюдения следующих условий: серьезного отношения к занятиям; постоянного критического самоанализа; систематической индивидуальной работы над собой; внимания к работе партнеров по общению.
Процесс формирования умений и навыков педагогического общения у студентов университета предъявляет преподавателю психолого-педагогических дисциплин следующие основные требования:
• умение сформировать систему теоретических знаний по проблемам педагогического общения;
• наличие умений и навыков теоретической разработки и ведения социально-психологического, педагогического тренинга;
• способность организовать в ходе педагогической практики включение студентов в педагогическую деятельность (в частности, в ее коммуникативный аспект) и обеспечить ее психологопедагогический анализ;
• готовность к организации и руководству самостоятельной работой студентов по формированию умений и навыков педагогического общения и способность диагностировать уровень их сформированности.
Литература:
1. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.
2. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М., 1990.
3. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1979.
4. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.
5. Мудрик А.В. О подготовке школьников к общению // Проблемы подготовки к общению. Таллинн, 1979.
6. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. Спб ., 1999.
A.V. Dolgopolova
PROBLEM OF COMMUNICATIVE SKILLS TRAINING OF UNIVERSITY STUDENTS
Different aspects of problem of communicative skills trai ning of university students are considered. Athor's opinion on system of activity kinds, practical seminars devoted to development of skills and customs of pedagodical
communication.