Научная статья на тему 'Педагогическое общение в образовательном процессе'

Педагогическое общение в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1504
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / PEDAGOGY / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / СТУДЕНТ / STUDENT / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / FOREIGN LANGUAGE / УНИВЕРСИТЕТ / UNIVERSITY / ОБЩЕНИЕ / COMMUNICATION / ДИАЛОГ / DIALOGUE / РЕЧЕВОЕ ПАРТНЕРСТВО / SPEECH PARTNERSHIP / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АТМОСФЕРА / PSYCHOLOGICAL ATMOSPHERE / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ / TEACHING TOOL / МЕТОД / METHOD / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / ПРОДУКТИВНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / PRODUCTIVE COOPERATION / КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / COMMUNICATION SKILLS / УПРАВЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ / PERFORMANCE MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сигачева Наталья Альбертовна, Баранова Альфия Рафаиловна

Статья рассматривает проблемы, связанные с педагогическим общением в условиях высшего образования. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена необходимостью повышение эффективности учебного процесса и включает анализ и разработку одного из важных факторов способствующих ее реализации. В процессе изучения и анализа психолого-педагогической литературы определена роль исследуемого явления, предложено его авторское определение. В исследовании акцентируется мысль, что цель педагогического общения не только формирование мотивации, но и личностей педагогов и обучаемых, пр чем фундаментом педагогического общения является речевое партнерство, при этом, преподаватель и студент вступают в личностный эмоциональный и смысловой контакт, устанавливаются субъект-субъектные отношения сотрудничества, а средством обучения становится диалог. Практической целью исследования является выявление уровня осознания студентами важности эффективного педагогического общения, а также выработка рекомендаций для повышения его уровня в учебном процессе. Проведен анализ средств, используемых исследователями для определения уровня исследуемого явления, а также разработана авторская анкета для сбора эмпирических данных. Сбор эмпирических данных в процессе исследования позволил сделать ряд выводов, способствующих повышению эффективности учебного процесса и использовать предложенные рекомендации на практике. Материалы статьи могут быть полезны для преподавателей, а также аспирантов и магистрантов, планирующих работать в области педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сигачева Наталья Альбертовна, Баранова Альфия Рафаиловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL COMMUNICATION IN EDUCATIONAL PROCESS

The article considers the problems connected with pedagogical communication in the conditions of higher education. The relevance of the investigated problem is caused by the need to increase the effectiveness of the educational process and includes analysis and development of one of the important factors contributing to its implementation. In the process of studying and analyzing psychological and pedagogical literature, the role of the phenomenon studied is determined, and its author's definition is proposed. The study emphasizes the idea that the goal of pedagogical communication is not only the formation of motivation, but also the personalities of teachers and trainees. While the foundation of pedagogical communication is a speech partnership, while the teacher and student enter into personal emotional and semantic contact, subject-subject relations of cooperation are established, and the means of learning is dialogue. The practical goal of the study is to reveal the level of awareness among students of the importance of effective pedagogical communication, as well as the development of recommendations for raising its level in the educational process. An analysis of the means used by researchers to determine the level of the phenomenon being investigated is carried out, and an author's questionnaire for collecting empirical data is developed. The collection of empirical data in the process of research made it possible to draw a number of conclusions that contribute to improving the effectiveness of the educational process and to use the proposed recommendations in practice. The materials of the article can be useful for teachers, as well as post-graduate students and undergraduates who plan to work in the field of pedagogy.

Текст научной работы на тему «Педагогическое общение в образовательном процессе»

педагогические науки

Сигачева Наталья Альбертовна, Баранова Альфия Рафаиловна ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ...

УДК 372.881.111.1

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

© 2018

Сигачева Наталья Альбертовна, кандидат педагогических наук, доцент

Баранова Альфия Рафаиловна, кандидат педагогических наук, доцент Казанский (Приволжский) федеральный университет (420008, Россия, Казань, ул. Кремлёвская, д. 18, e-mail: baranova.alfiyarafailona@mail.ru)

Аннотация. Статья рассматривает проблемы, связанные с педагогическим общением в условиях высшего образования. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена необходимостью повышение эффективности учебного процесса и включает анализ и разработку одного из важных факторов способствующих ее реализации. В процессе изучения и анализа психолого-педагогической литературы определена роль исследуемого явления, предложено его авторское определение. В исследовании акцентируется мысль, что цель педагогического общения - не только формирование мотивации, но и личностей педагогов и обучаемых, пр чем фундаментом педагогического общения является речевое партнерство, при этом, преподаватель и студент вступают в личностный эмоциональный и смысловой контакт, устанавливаются субъект-субъектные отношения сотрудничества, а средством обучения становится диалог. Практической целью исследования является выявление уровня осознания студентами важности эффективного педагогического общения, а также выработка рекомендаций для повышения его уровня в учебном процессе. Проведен анализ средств, используемых исследователями для определения уровня исследуемого явления, а также разработана авторская анкета для сбора эмпирических данных. Сбор эмпирических данных в процессе исследования позволил сделать ряд выводов, способствующих повышению эффективности учебного процесса и использовать предложенные рекомендации на практике. Материалы статьи могут быть полезны для преподавателей, а также аспирантов и магистрантов, планирующих работать в области педагогики.

Ключевые слова: педагогика, высшее образование, студент, иностранный язык, университет, общение, диалог, речевое партнерство, психологическая атмосфера, учебный процесс, средство обучения, метод, личность, продуктивное сотрудничество, коммуникативные умения, управление эффективностью.

PEDAGOGICAL COMMUNICATION IN EDUCATIONAL PROCESS

© 2018

Sigacheva Natalia Albertovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor Baranova Alfia Rafailovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor Federal (Volga Region) University, Kazan city (420008, Russian, Kazan, street of Kremlin, 18, e-mail: baranova.alfiyarafailona@mail.ru)

Abstract. The article considers the problems connected with pedagogical communication in the conditions of higher education. The relevance of the investigated problem is caused by the need to increase the effectiveness of the educational process and includes analysis and development of one of the important factors contributing to its implementation. In the process of studying and analyzing psychological and pedagogical literature, the role of the phenomenon studied is determined, and its author's definition is proposed. The study emphasizes the idea that the goal of pedagogical communication is not only the formation of motivation, but also the personalities of teachers and trainees. While the foundation of pedagogical communication is a speech partnership, while the teacher and student enter into personal emotional and semantic contact, subject-subject relations of cooperation are established, and the means of learning is dialogue. The practical goal of the study is to reveal the level of awareness among students of the importance of effective pedagogical communication, as well as the development of recommendations for raising its level in the educational process. An analysis of the means used by researchers to determine the level of the phenomenon being investigated is carried out, and an author's questionnaire for collecting empirical data is developed. The collection of empirical data in the process of research made it possible to draw a number of conclusions that contribute to improving the effectiveness of the educational process and to use the proposed recommendations in practice. The materials of the article can be useful for teachers, as well as post-graduate students and undergraduates who plan to work in the field of pedagogy.

Keywords: pedagogy, higher education, student, foreign language, university, communication, dialogue, speech partnership, psychological atmosphere, educational process, teaching tool, method, personality, productive cooperation, communication skills, performance management.

Актуальность. Повышение эффективности учебного процесса является одной из главных задач современного образования. Выявление, изучение, анализ и разработка факторов способствующих ее реализации стали перспективным направлением многих педагогических исследований. Не вызывает сомнений тот факт, что важным компонентом учебной деятельности, влияющим на результат образовательного процесса является педагогическое общение. Анализируя труды отечественных ученых, нельзя не отметить, что исследования в большей степени относятся к среднему, среднему профессиональному образованию. Специфика обучения в высшем учебном заведении диктует особые условия для эффективной реализации взаимодействия педагога и студента. То есть, осознание роли эффективного общения сталкивается с недостатком, как теоретических изысканий, так и необходимостью разработки практических рекомендаций по его реализации

1. Исследования отечественных ученых Проблемы педагогического общения рассматривали отечественные ученые Ю.К.Бабанский [1], А.А.Бодалев [2], Е.О.Галицких [3], В.А.Кан-Калик [5], А.В.Мудрик [8]. Исследователи полагают, что цель педагогическо-

го общения - это осознание обучаемыми противоречия между их уровнем знаний и учебными задачами.

Российский ученый А.А.Леонтьев акцентирует наше внимание на том, что цель педагогического общения - не только формирование мотивации, но и личностей педагогов и обучаемых. По мнению авторитетного исследователя, фундаментом педагогического общения является речевое партнерство. При этом, преподаватель и студент вступают в личностный эмоциональный и смысловой контакт, устанавливаются субъект-субъектные отношения сотрудничества, а средством обучения становится диалог [6].

Нельзя не согласиться с тем, что обучение диалогического типа это важное и необходимое условие формирования, развития и совершенствования коммуникативных умений [3]. Преподаватель, общается со студентами как собеседник; уважает право студентов на собственное мнение и интересуется им, организует общение так, чтобы направить студентов к самостоятельному поиску решения; ставит вопросы, добиваясь активности студентов.

2.Исследования зарубежных ученых

Большой вклад в исследование теоретических и при-

Sigacheva Natalia Albertovna, Baranova Alfia Rafailovna PEDAGOGICAL COMMUNICATION IN EDUCATIONAL .

pedagogical sciences

кладных проблем, связанных с общением педагогов и обучающихся в учебном процессе сделали зарубежные ученые. М. Канал рассматривает коммуникативные подходы в обучении второму иностранному языку [9]. М. Колиер изучает эффективность обучающей деятельности педагога через призму этики [10].

Согласно Д.Джонсону и Л.Джонсу управление учебным процессом, дух сотрудничества создает условия для успешного усвоения учебного материала [11, 12]. В работах Дж.Майзера акцентирутся внимание на то, что познавательный и эмоциональный уровень студента является индикатором и зависит от методов педагогического общения [13, 14]. Исследователи С.А. Мэйер и Дж.Ричардс рассматривают взаимозависимость мотивации студентов к общению с педагогом от окружающей психо-эмоциональной атмосферы [15, 16].Соглашаясь с выводами зарубежных исследователей, мы считаем возможным рассмотреть эффективное взаимодействие преподавателя высшей школы и студента как важное условие оптимального учебного процесса.

3. Общение как необходимое условие успешной реализации обучения будущих бакалавров-педагогов.

В условиях университетского образования эффективное педагогическое общение играет определяющую роль. В нашем исследовании под эффективным педагогическим общением понимается диалогическое, продуктивное субъект-субъектное взаимодействие педагога и студентов, обеспечивающее сотрудничество, партнерские отношения, приближенные к профессиональным. Именно такое общение является, по нашему мнению, необходимым условием успешной реализации обучения будущих бакалавров-педагогов.

4. Выявление уровня осознания студентами важности эффективного педагогического общения.

Для достижения цели исследования, а именно, выявления уровня осознания студентами важности эффективного педагогического общения, а также изучения степени удовлетворенности студентами от общения с педагогами мы разработали вопросы и провели анкетирование, в которое включили следующие вопросы:

1.Достаточно ли часто Вы общаетесь с педагогами вне аудиторных занятий, по Вашему мнению?

2. Вы бы хотели, чтобы к Вам обращался педагог:

1) по имени;

2) имени - отчеству;

3) по фамилии?

3.Вам нравится, чтобы к Вам обращались:

1) на «ты»?

2) на «Вы»?

4.Что Вы ожидаете от общения с педагогом? (Можно выбрать несколько ответов)

1) Помощь в учебной деятельности

2) Научное руководство

3) Психологическая поддержка в процессе учебы

4) Другое (укажите)_

5.Хотели бы Вы общаться с педагогом во внеаудиторное время?

б.Что, по Вашему мнению, наиболее способствует повышению эффективности общения с педагогом? (Можно выбрать несколько ответов)

1) Вежливое и тактичное общение со студентами

2) Культура речи педагога

3) Внешний вид педагога

4) Высокий уровень знания учебного материала

5) Другое (укажите)_

7.Какие факторы формируют отрицательное отношение к педагогу и к преподаваемой им дисциплине? (Укажите в порядке убывания влияния).

1) Надменный тон

2) Субъективность

3) Наличие любимчиков

4) Неряшливость внешнего вида

5) Недостаточный уровень знания учебного материала

6) Другое (укажите)

8. Считаете ли Вы, что педагогическое общение влияет на эффективность учебного процесса?

9. Является ли, по Вашему мнению, педагогическое общение:

1) односторонним процессом;

2) важным элементом учебного процесса для педагога и студента.

В исследовании принимали участие студенты 2 курса Института Физики Казанского федерального университета — 78 человек. Результаты анализа ответов на анкету показали, что у бакалавров 2 курсов не полностью сформировано понятие о педагогическом общении. Студенты ожидают от педагогов новой дисциплинарной информации, проявления желания вступить в диалог, создания комфортной психологической атмосферы, предоставления готовых ответов на задания. Ответы респондентов продемонстрировали, что они затрудняются в определении эффективности общения с педагогом.

На первый вопрос анкеты 46% респондентов ответили отрицательно, что косвенно указывает на желание студентов больше общаться с преподавателями. 62% — хотели бы услышать обращение по имени и на «Вы». Ответы на четвертый вопрос показали, что студентам важна не только помощь в учебной деятельности (52%), но психологическая поддержка в процессе учебы (48%). Анкета выявила, что для бакалавров 2-х курсов научное руководство и помощь в научной работе не играет решающей роли (38%). Отрадно, что 87% опрошенных студентов хотели бы больше общаться с преподавателями во внеаудиторное время. Ответы студентов на шестой вопрос показали, что для студентов в процессе общения почти одинаково важными являются вежливое и тактичное общение со студентами (75%), культура речи педагога (72%), внешний вид педагога (69%) и высокий уровень знания учебного материала (84%). Далее было отмечено, что грубость, надменный тон, субъективность, наличие любимчиков в первую очередь формируют отрицательное отношение к педагогу и к преподаваемой им дисциплине (78%). 76% опрошенных ответили, что педагогическое общение влияет на эффективность учебного процесса и является важным элементом учебного процесса для педагога и студента (78%).

В устном интервью студенты отмечали, что к ним проявляют не достаточно уважения, требуют слишком много работать самостоятельно, а 43% студентов указали на авторитарность педагогов, негативный эмоциональный настрой. Следует отметить, что все студенты принимающие участие в исследовании старались дать полные и объективные ответы на поставленные вопросы.

5. Подведение итогов и рекомендации

Современное высшее образование высоко оценивает роль педагога, при этом увеличивается его психологическое и педагогическое воздействие на обучающихся. Поэтому, проблема поиска путей повышения эффективности педагогического общения приобрела в последнее время большое значение. Ей посвящены труды многих известных психологов и педагогов.

Анализируя результаты, полученные при анкетировании студентов 2, курса мы отмечаем, что около 50% студентов не удовлетворены уровнем педагогического общения. В то же время опрошенные (82%) считают, педагогическое общение оказывает влияние на эффективность учебного процесса и 87% заявили, что исследуемый процесс требует двусторонних усилий.

По результатам анализа исследования, были разработаны рекомендации. С целью повышения уровня эффективности педагогического общения преподавателей и студентов университета, рекомендуется:

1) инициировать коммуникацию, эмоционально настраиваться на обучающую деятельность;

2) создавать на занятиях ровный, положительный, комфортный эмоциональный настрой;

206

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 1(22)

педагогические науки

3) контролировать эффективность общения, управлять им;

4) вырабатывать навыки яркой, образной, эмоционально- окрашенной, высококультурной речи;

5) обращать внимание на энергичную, яркую, педагогически целесообразную мимику и пантомимику.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бабанский Ю. К. Личность учителя. Творческий подход к делу [Текст] / Ю. К. Бабанский // Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. 495 с.

2. Бодалев А. А. Об особенностях понимания преподавателем студента. — В кн.: Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л., 1998, с. 3—11.

3. Галицких Г. О. Диалог в образовании как способ становления толерантности [Текст]: учебно-методическое пособие / Е. О. Галицких. — М.: Академический проект, 2004. — 240 с.

4. Грехнев В.С. Культура педагогического общения, М.: Просв., 2000

5. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М.: Просвещение, 1997.

6. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М., 1999.

7. Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии // Сборник статей. М.: Наука, 1991, с. 3-24.

8. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников, М.: Педагогика, 1994 г.

9. Canale, M. & Swain, M. (1980). Theoretical Bases of communicative approaches to second language teaching and testing. Applied Linguistics, 1, 1-47.

10. Collier, M. (2005). An ethic of caring: The fuel of high teacher efficacy. The Urban Review, 37 (4), 351-359

11. Johnson, D. W., Johnson, R. T., Holubec, E. J., & Roy, P. (1984). Circles of

12. learning: Cooperation in the classroom. Alexandria, VA: Association for Supervision and Curriculum Development.

13. Jones, & Jones, L. (2004). Comprehensive classroom management: Creating communities of support and solving problems (7th ed.). Boston: Allyn & Bacon.

14. Mazer, J. P. (2012). Development and validation of the student interest and engagement scales. Communication Methods and Measures, 6, 99_125. Retrieved April 1, 2015, from Maxwell Library.

15. Mazer, J. P. (2013, March 21). Student Emotional and Cognitive Interest as Mediators of Teacher Communication Behaviors and Student Engagement: An Examination of Direct and Interaction Effects. Communication Education, 62(3), 253-277. Retrieved March 29, 2015, from Maxwell Library.

16. Myers, S. A., & Claus, C. J. (2012, August). The Relationship Between Students'Motives to Communicate With Their Instructors and Classroom Environment. Communication Quarterly, 60(3), 386-402. Retrieved February 26, 2015, from Maxwell Library.

17. Richards, J. C. (2006). Communicative Language Teaching Today. Cambridge: Cambridge University Press.

Статья поступила в редакцию 08.02.2018

Статья принята к публикации 28.03.2018

Сигачева Наталья Альбертовна, Баранова Альфия Рафаиловна ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.