Научная статья на тему 'Проблема формирования информационной компетентности и культуры учеников-читателей на современном этапе развития образования'

Проблема формирования информационной компетентности и культуры учеников-читателей на современном этапе развития образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назаренко Л. А.

В статье представлены различные воззрения учёных на понимание информатизации образования, предлагается новое видение того, зачем и как работать с информацией учащимся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Назаренко Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования информационной компетентности и культуры учеников-читателей на современном этапе развития образования»

УДК 371.315:821.161.2

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И КУЛЬТУРЫ УЧЕНИКОВ-ЧИТАТЕЛЕЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Л. А. Назаренко

Николаевский областной институт последипломного педагогического образования, Украина

Аннотация. В статье представлены различные воззрения учёных на понимание информатизации образования, предлагается новое видение того, зачем и как работать с информацией учащимся.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, информационная компетентность, информация, информатизация образования.

Каждый человек проходит определенные этапы своего становления. Во время изучения литературы в старших классах мы должны сформировать личность, которая умеет выражать собственное мнение, отстаивать свою точку зрения, стремиться дискутировать, творчески реализовать свои возможности. Пробудить творческие силы школьников, желание учиться, раскрыть свою природу, найти себя, самоопределиться в мире - задание учителя, который способен обеспечить степень свободы юношей и девушек в поступках. Важным остается умение человека руководить своими эмоциями, осознанно делать выбор, независимо от обстоятельств не терять свои моральные, духовные качества. Актуальным, по нашему мнению, остаётся и умение молодежи ориентироваться в реляционных (информационных) потоках, работать с художественными произведениями разных жанров, обрабатывать информацию.

Предусматриваем, что бесконечный поток источников сообщений (книги, словари, учебники, справочники, литературно-критические материалы, атласы, карты, энциклопедии, электронные пособия, источники Интернет, радио, телевидение) способны как оказать помощь в учебе, так и спровоцировать опасность. Убеждены, что лишь при условии сбалансированной организации подачи сведений о литературном произведении, его авторе, эпохе, в которую жил писатель, опираясь на читательский опыт, литературную компетентность литературоведа и школьника, информационные потоки станут теми рычагами, которые способны поднять уровень эффективности преподавания со стороны учителя и изучения предмета со стороны ученика на качественно новую ступень, позволят критически воспринимать художественное произведение как искусство слова.

Посредником между учителем литературы и старшеклассниками-читателями является литературное приобретение. Каким образом оно повлияет на личность, зависит от мастерства учителя, его умения выстраивать взаимоотношения с молодежью, альтернативности. По нашему мнению, учителю литературы стоит учитывать уровни интеллектуального развития старшеклассников, помогать критически осмысливать и давать оценку знаниям и возможностям детей, способствовать их развитию, ориентироваться в информационных потоках. Ввиду вышеупомянутого можем спроектировать цель нашего исследования - проанализировать проблему формирования информационной компетентности и культуры школьников старшего школьного возраста.

Учитывая цель, предусматриваем решение ряда задач:

- на основе обобщения взглядов ученых подать собственное понимание дефиниции «информация»;

- предложить ориентиры воспитания духовно здорового, интеллигентного читателя, способного критически мыслить;

- указать возможные пути работы учеников-читателей с литературной информацией.

Теоретико-методологические основы информатизации образования и использования информационно-коммуникационных технологий обосновано в трудах: Н. Волковой, Л Данилен-ко., Ю. Дорошенко, Н. Семенюк, В. Шейко.

Образование в информационной цивилизации предстаёт как открытое, индивидуализируемое знание через непрерывное образование и самообучение в течение всей жизни человека. Использование этих возможностей - чрезвычайно актуальная задача, которая появляется перед

обществом в процессе его информатизации. Решение этой задачи нуждается в создании принципиально новой образовательной системы, и если она не используется для целей образования, то современные технологии могут привести не к развитию личности, а к ее деформации через неправильное использование компьютерной и телекоммуникационной техники и технологий, к злоупотреблению ими [10, с. 18].

Ю. Дорошенко и Н. Семенюк под информатизацией образования понимают процесс обеспечения сферы образования теорией и практикой разработки и использования информационно-коммуникационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогической цели обучения и воспитания. Его следует рассматривать как динамический процесс, который нуждается в постоянном научном осмыслении целей, структуры, содержания [5, с. 8].

Информатизация образования, по их мнению, связана с разработкой и внедрением ИКТ -одной из самых современных разновидностей педагогических технологий, которые в учебном процессе используют средства информации обучения, прежде всего - компьютер.

Однако, в Украине, по свидетельству Л. Даниленко, переход к новой модели развития образования тормозится рядом причин экономического, политического, методологического, организационного характера. Причём в своём большинстве они зависят не от ошибок в экономической политике, особенностях переходных эпох, а от социальных и духовных факторов [4, с. 25].

Как же способствовать изменениям в образовательном звене, воспитать духовно здорового, интеллигентного читателя, способного критически думать? Поразмыслим: во-первых, нужно научить школьника ориентироваться в информационных потоках. С этой целью уместно предоставить возможность ученикам определять источники информации, цель их поиска, понимать актуальность полученных данных, дальше - приучить молодежь самостоятельно мыслить, добывая сведения; выражать собственное отношение к прочитанному/услышанному или представляемому. Во-вторых, использовать полученные знания, опыт, впечатления, отношения, учитывать ресурсное обеспечение, предусматривать результат.

Как отмечает Н. Волкова, информацией (лат. information - разъяснение, изложение, осведомленность) являются сведения об окружающем мире, содержании любого сообщения, данных, о чём-то. В коммуникативном процессе используют семантическую информацию -информацию, которая имеет определенный смысл, который можно понять и интерпретировать с помощью естественного языка [1, с. 10].

В. Молочков под информацией понимает обмен сведениями между любыми объектами (реальными или виртуальными), которые основаны на взаимодействии между ними. Это может быть пение птиц, сигналы автомобилей, показатели деятельности экономических объектов [8, с. 19].

B. Казиев обобщает разбежные толкования понятия «информация», которые даны в разных источниках и приходит к выводу, что это некоторая последовательность сведений, знаний, которые актуализируются (получаются, передаются, превращаются, сжимаются или регистрируются) с помощью некоторых знаков (символьного, образного, жестового, звукового, сенсомо-торного типов). Ни одна информация в мире, ни одно знание не появляется сразу - этому предшествует этап накопления, осмысления, систематизации опытных данных, взглядов. Знание - продукт такого процесса [6, с. 12].

По нашему мнению, для учеников-читателей становится важным понимание информации, как сведений, которые побуждают к диалогу между автором, художественным произведением и реципиентом. Школьник, знакомясь с произведением любого писателя, начинает переносить имеющуюся информацию из бумажного носителя в сознание, а впоследствии обрабатывать её путем анализа и синтеза. У каждого ребенка есть желание в осмыслении мира. Это желание порождает спрос, потребность, мотивацию. Создав целостную картину в своём сознании, старшеклассники выражают желание высказать мнение по поводу прочитанного, а осознание собственных задатков и литературной компетентности может побуждать личность к их реализации.

C. Максименко замечает: «Даже созерцательный компонент рождается из сенсорно-перцептивного поля, которое зарождается при встрече потребности как определенного биологического динамично-информационного образования с социальным миром» [7, с. 2].

Сделать возможным процесс представления размышлений и впечатлений учащихся после прочтения произведения можно с помощью ИКТ. Примером будут служить диаграммы психического состояния героя во время развития событий, эйдос-конспекты (опорные схемы), буклеты, жизнеграммы, рекламные ролики, мультфильмы, иллюстрации к художественным произведениям, ментальные карты героев. Думаем, что не будет лишним проведение компаративного анализа художественных произведений, ведь благодаря использованию электронных ISSN 2078-9661 19

текстов можно легко выделить с помощью разных цветов (заливок) пейзаж, характеристику героев, внесюжетные элементы и/или цитатный материал, который поможет найти ответы на проблемные вопросы. Такие отметки позволяют быстро ориентироваться в информационных потоках, экономить время на уроке, не растеряться во время поиска, потому что ученики понимают, где найти ответ на поставленный вопрос.

Таким образом, для реализации цели относительно получения учениками читательских умений, литературной компетентности, необходимо, чтобы они умели работать с информацией, которую получают, обрабатывать ее, хранить длительное время, своевременно «доставать» из памяти и использовать при потребности. Важно, чтобы знания существовали не в пассивной форме, а в активной, а также, чтобы старшеклассники имели стойкую мотивацию к самостоятельному поиску разных источников информации, защите собственной позиции, творческому использованию полученных знаний и умений.

С нашей точки зрения, познавать мир на современном этапе - это использовать все возможные каналы информации, адекватно реагировать на изменения, которые происходят в обществе, ведь обработка первичной информации, которая поступает, нуждается не только в восприятии, но и логическом осмыслении, конструктивной деятельности, потому что знания добывают усилием рассуждений, а не лишь тренировкой памяти. Важно при получении сведений учитывать полноту, актуальность, ясность, адекватность, точность, корректность, достоверность, значимость, доступность, ценность информации.

С. Пустовит обеспокоенно относится к новому пути познания, который характеризуется большим информационным потоком, насыщенностью, конкретикой (то есть фактами), делает возможными быстрое прохождение этапов систематизации и классификации, подведения фактологии под понятие и переход к разнообразным сущностям [9, с. 11].

Хотя скорость таких переходов, осмысление фактов и ограничены естественными возможностями человека, но в результате использования ИКТ в системе литературного образования есть перспектива индивидуализации учебного процесса, формирования навыков у учеников-читателей ориентироваться в источниках, определять направленность информации, распределять ее на главную и второстепенную. Убеждены, что умение работать с информацией на уроках литературы улучшит уровень преподавания предмета, позволит ученикам сознательно читать тексты произведений, будет способствовать выбору целесообразных методов и форм работы учителем литературы, которые, в свою очередь, будут ориентированы на учёт возрастных, индивидуальных особенностей старшеклассников; повышение уровня их читательской, информационной культуры, то есть деятельности, направленной на удовлетворение информационных потребностей.

Я. Галета рассматривает информацию и культуру как два феномена, которые имеют много общих черт. К ним автор относит глобальность, универсальность, выражающиеся в наличии в них связей с самыми разнообразными формами человеческой жизнедеятельности. Информация и культура вроде бы пронизывают разные способы человеческой деятельности, обеспечивая ей такие характерные черты, как творческий характер, целеполагание и др. [2, с. 48].

Заслуживает внимание мнение учёных Р. Гуревича, М. Кадемии, которые указывают на то, что уровень информационной культуры человека, как правило, определяется не только усвоенными им знаниями и умениями в сфере информационных процессов и компьютерных дисциплин, но также возможностью существовать в информационном обществе. Чтобы привить ученику информационную культуру, нужно создать вокруг него определенную информационную среду, для овладения которой учитель или преподаватель поставляет ему необходимые знания, умения и навыки [3, с. 25].

В. Молочков доказывает, что человек владеет информационной культурой, если:

- имеет представление об информации и информационных процессах, строении компьютера и его программном обеспечении; умеет использовать информационное моделирование во время решения задач с помощью компьютера;

- с достаточной скоростью способен вводить информацию с клавиатуры и работать с графическим интерфейсом программ с помощью мыши;

- создавать и редактировать документы, в том числе мультимедийные презентации;

- обрабатывать числовую информацию с помощью электронных таблиц;

- использовать базы данных для сохранения и поиска информации; использовать информационные ресурсы компьютерной сети;

- знать и не нарушать законы об авторских правах на компьютерные программы;

- придерживаться этических норм во время публикации информации в Internet в процессе общения с помощью Internet [8, с. 21].

Следовательно, владение информационной культурой открывает перед учениками перспективы в овладении знаниями, которые понадобятся в течение всей жизни, освобождает от нервного напряжения во время работы с большими объемами информации, позволяет положительно настроиться на работу во время учебно-воспитательного процесса. Знание учителем литературы таких особенностей позволит правильно выбрать формы, методы работы, учесть психолого-дидактические особенности молодежи.

Библиографический список

1. Волкова, Н. П. Професшно-комуткативна комуткащя: навч. поаб./ Н. П. Волкова. - К. : ВЦ «Академiя», 2006. - 256 с.

2. Галета Я. Особливосп становлення особистосп в умовах шформацшного сустльства / Я. Галета // Радна школа. - 2007. - № 4. - С. 47 - 50.

3. Гуревич, Р. С. 1нформацшно-телекомуткацшт технологи в навчальному процеа та наукових дослщженнях: навчальний поабник для студенпв педагопчних ВНЗ i слухач1в шститупв тслядипломно! освпи / Р. С. Гуревич, М. Ю. Кадемiя. - Кшв : Освта Украши. - 2006. - 390 с.

4. Даниленко, Л. I. Теоретико-методичш засади управлшня iнновацiйною даяльтстю в загальноосвiтнiх навчальних закладах: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. / Л. I. Даниленко. - Кшв, 2005. - 419 арк

5. Дорошенко, Ю. Довюлля / Ю. Дорошенко, Н. Семенюк // Освiта. - 2005. - 5 - 12 йчня. - С. 10 - 11.

6. Казиев, В. М. Информация: понятия, виды, получения, измерение и проблема обучения / В. М. Казиев // Информатика и образование. - 2000. - № 4. - С. 12 - 22.

7. Максименко, С. Д. Поняття особистосп в психологи / С. Д. Максименко // Практична психолопя та сощальна робота. - 2006. - № 7. - С. 1 - 7.

8. Молочков В. П. Современные информационные технологии в образовании: основные определения / В. П. Молочков // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2003. -№ 2. - С. 19 - 23.

9. Пустовгт С. Деяю методичш проблеми впровадження комп'ютерних технологш у навчальний процес / С. Пустовгт // Бiологiя i хiмiя в школi. - 2002. - № 3. - С. 11 - 12.

10. Шейко В. Освта в шформацшнш цившзаци/ В. Шейко // Вюник книжково! палати. - 2000. -№ 9. - С. 17 - 18.

УДК 82

«ОСВЯЩЕНИЕ СЛЕПОРОЖДЕННЫХ» И.Э. ФЕЙТА В ВОСПРИЯТИИ В.А. ЖУКОВСКОГО

Статья подготовлена при поддержке РГНФ № 12-34-01225.

Н.Е. Никонова, К.И. Дубовенко

Томский государственный университет

Аннотация. Статья посвящена решению актуальной проблемы современного литературоведения, исследованию малоизвестных неизданных архивных источников наследия русской классики. В работе описан экземпляр книги немецкого доктора теологии И.Э. Фейта «Освящение слепорожденных, в 12-ти ; лекциях» (Veith Joli. Emmanuel. Die Heiligung der Blindgebornen, in 12 Vorträgen von ; Dr. Joh. Em. Veith, Wien, 1846), принадлежавшей В.А. Жуковскому: расшифрованы и переведены отрывки, отмеченные великим русским романтиком в тексте книги.

Ключевые слова: В.А. Жуковский, религиозные мотивы, И.Э. Фейт.

Опираясь на уже имеющиеся результаты исследования круга чтения В.А. Жуковского в 1840-х гг. [1, 2], мы можем утверждать, что немецкоязычная духовно-назидательная литература стала своеобразной лабораторией по выработке нового прозаического стиля писателя. В личном собрании поэта насчитывается около полусотни изданий на немецком языке, посвященных толкованию священных текстов, истории церкви и морально-этическим аспектам христианства. Абсолютное большинство из них создано современниками поэта, с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.