© Соколова Е.М.,
к.э.н., доцент кафедры «Банковское дело» Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)
© Герасимова И.А.,
аспирантка кафедры «Банковское дело» Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ДОЛГОСРОЧНЫХ БАНКОВСКИХ РЕСУРСОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
В настоящее время приоритетной задачей для России является развитие инновационной экономики, что, в свою очередь, невозможно без формирования банковских ресурсов долгосрочного характера. Однако формирование долгосрочных ресурсов российскими банками связано с рядом серьезных проблем.
В настоящее время относительно долгосрочные банковские ресурсы в основном формируются за счет привлечения денежных сбережений населения и предприятий. На 01.09.09 г. в структуре банковских пассивов основную долю составляют средства клиентов — 56,23 %. В свою очередь, на средства клиентов на вклады физических лиц приходится 41,87 %/
На протяжении последних двух лет именно рынок заимствования у физиче-
1 Источник: www.cbr.ru «Обзор банковского сектора Российской Федерации. Аналитические показатели». № 84, октябрь 2009 г.
ских лиц демонстрировал рост. Практически все кредитные организации обращают на него свое пристальное внимание. Сбережения населения стали чуть ли не единственным источником ресурсов банков в результате неблагоприятных тенденций на рынках внешних заимствований. Только за январь-август 2009 г вклады, депозиты, и прочие привлеченные средства физических лиц в российских банках увеличились на 12,9 %2.
В целом же статистика утверждает, что сбережения россиян с января по сентябрь 2009 г. составили 3 трлн 885,2 млрд руб., что на 66,7 % больше, чем за соответствующий период предыдущего года3. «Под подушками» у граждан находится примерно половина тех средств, что они хранят на депозитах в банках, — порядка трех триллионов рублей. Тенденцию роста сбережений населения в течение этого года иллюстрирует рис. 1.
В этих условиях банки стимулировали рост депозитов путем предложения более выгодных условий по ним, в основном привлекательных процентных ставок. Такая тенденция наиболее явно прослеживалась с конца 2007 г. и вплоть до весны 2009 г. В первом квартале 2009 г. средняя ставка годового депозита по 200 крупнейшим банкам выросла с 12 до 14,3%. На сегодняшний момент средняя ставка по депозитам в рублях составляет около 13 %4 А в 10 отечественных банках, привлекших наибольший объем депозитов физических лиц, максимальная процентная ставка по вкладам в рублях в 1-й декаде октября составила, по подсчетам Банка России, 14,46 % годовых, а во второй декаде — 14,2 %.5
2 Источник: http://businesspress.ru/ Деловая пресса № 42 (530) от 6.11.2009 г. «Доходы россиян почти не изменились, а надежды — возросли».
3 Источник: http://businesspress.ru/ Деловая пресса № 42 (530) от 6.11.2009 г. «Доходы россиян почти не изменились, а надежды — возросли».
4 По данным www.banki.ru
5 Город N 27 октября 2009 г. Денис Вакула «Рублевая ставка. Вкладчики все чаще открывают рублевые депозиты».
Однако банки не могут бесконечно повышать привлекательность вкладов путем увеличения процентов по ним. Спрос на дорогие кредиты, в отличие от спроса на дорогие депозиты, практически отсутствует. Это понимает ЦБ РФ, применяющий к «особо агрессивным вкладоприв-лекателям» меры административного воздействия и неуклонно снижающий ставку рефинансирования. По состоянию на 30 октября 2009 г. она составила 9,5 % (рис. 2).1
Фактически курс на снижение ставок был взят ЦБ РФ с апреля 2009 г. Постепенное снижение ставки рефинансирования ведет к снижению средневзвешенной рыночной ставки по депозитам. По итогам 9 месяцев 2009 г. инфляция в России составила 8,1 % , что также способствует снижению ставок по депозитам. В то же время необходимо отметить, что замедление темпов инфляции благоприятно воздействует на склонность населения к сбережению, стимулируя рост сбережений.
14
Рис. 1. Доля сбережений в доходах населения 2008-2009 г. (%)
Рис. 2. Динамика изменения ставки рефинансирования ЦБ РФ,%
3
'www.cbr.ru
2 www.gks.ru
3 Источник: www.gks.ru
По-прежнему одним из основных факторов на рынке депозитных продуктов для физических лиц является недоверие к банковскому сектору. Опрос, проведенный ВЦИОМ в октябре, показал, что недвижимость по-прежнему кажется россиянам самой надежной инвестицией — 44 %, золоту и другим драгоценным металлам «доверяют» 23 %. Счет в Сбербанке как самый надежный способ вложения рассматривают 17 % опрошенных. А вот коммерческие банки и паевые фонды популярны куда меньше — 3 и 2 % соответственно.1
При этом значимую роль играет уровень доходов отдельных групп населения. Так, в соответствии с результатами опросов, проведённых Исследовательским центром портала SuperJob.ru, в октябре этого года среди 10000 россиян старше 18 лет накопления в банках имею всего 12% респондентов с доходом менее 15000 руб. в месяц, а среди россиян, зарабатывающих свыше 45000 руб. ежемесячно, банковский вклад имеет каждый четвёртый (25%).2
Для повышения доверия со стороны клиентов и привлечения их средств во вклады на фоне тенденции снижения процентных ставок по депозитам банки сегодня уделяют особое внимание универсальности своих услуг и продуктов, а также высококлассному сервису. В конкурентной борьбе обостряется принцип клиентоориентированности банковского бизнеса.
Многие банки реализуют программы лояльности и привлечение существующих клиентов в качестве своего рода «агентов», когда клиент получает бонусы или льготные условия обслуживания, если по его рекомендации приходят новые клиенты.
Однако в условиях кризиса вкладчики ориентированы на короткие сроки
1 Источник: http://businesspress.ru/ Деловая пресса № 42 (530) от 6.11.2009 г. «Доходы россиян почти не изменились, а надежды — возросли».
2 Источник: www.bankir.ru «Депозитный рейтинг
российских банков».
размещения средств — 3-6 месяцев, максимум год. Особый спрос предъявляется на депозиты, предусматривающие «мягкие» условия расторжения. Поэтому данные ресурсы являются для банков неустойчивыми и могут служить лишь источником краткосрочного кредитования.
В качестве меры повышения стабильности ресурсной базы банков не раз обсуждался вопрос о введении безотзывных вкладов. 1 сентября этого года законопроект о безотзывных вкладах, внесенный в Госдуму в начале года, не был поддержан Президентом, Правительством и Агентством по страхованию вкладов. Их мнение вполне справедливо было обосновано тем, что такое нововведение в данной экономической ситуации может вызвать панику вкладчиков.
Однако у идеи введения безотзывных вкладов есть свои сторонники (прежде всего глава ЦБ РФ С. Игнатьев), которые считают, что их внедрение увеличит шансы российских банков развивать кредитование реального сектора на долгосрочной основе.
С нашей точки зрения, такая мера в период нестабильности не принесет желаемого результата и даже может отпугнуть вкладчиков. В период же стабильного экономического развития данный вид вкладов может быть довольно эффективным.
Высказываются также мнения о совмещении введения безотзывных вкладов с увеличением либо полной отменой максимальной суммы депозита, на которую распространяется государственная страховка. При этом, по словам советника министра экономического развития Евгения Надоршина, общая сумма застрахованных вкладов в этом случае увеличится незна-чительно3. Однако эта идея пока не признана целесообразной. С нашей же точки зрения, данная мера могла бы стать весьма эффективной для обеспечения притока долгосрочных ресурсов в банковскую систему, так как способствовала бы укреплению доверия к ней.
3 Источник: www.lf.finiz.ru
На наш взгляд, начальной мерой в реформировании законодательства может быть возможность введения в банковскую практику безотзывного депозитного сертификата. С психологической точки зрения, безотзывный депозитный сертификат намного комфортнее для вкладчика, чем просто безотзывный вклад, так как депозитный сертификат покупается на определенный срок — обычно от трех месяцев до пяти лет, и пока этот срок не истек, клиент получает фиксированный процент. Сертификат можно погасить и досрочно, но в этом случае теряется заранее оговоренный доход. Тем более, по мнению экспертов, в данном случае потребуются только незначительные поправки в зако-нодательство.1
Помимо ресурсов населения в решении проблемы формирования долгосрочной ресурсной базы банков могут сыграть роль бюджетные средства. Хотя это относительно короткие ресурсы — «срок размещения бюджетных средств на банковских депозитах субъектами Российской Федерации не может превышать шесть месяцев»,2 они являются постоянно пополняемыми и поэтому фактически увеличивают «длину» денег и могут быть источником рефинансирования, в том числе самого Центрального банка.
В настоящее время перспективы использования бюджетных средств в качестве ресурсов для банков расширяются. Об этом свидетельствует как то, что со вступлением в действие с 2009 г. новой редакции статьи 236 БК РФ расширились возможности регионов по размещению свободных бюджетных остатков в банках, так и то, что временно свободные остатки по всей бюджетной системе значительны. К примеру, в прошлом году их сумма составляла больше 5 трлн руб.3 Однако здесь следует отметить, что согласно действующему постановлению Правительства РФ от 29.03.08 г. № 227 «О порядке
размещения средств федерального бюд-
1 Источник: www.lf.finiz.ru
2 Ст. 236 БК РФ, ред. 2009 г. www.bdkodeks.ru
3 Источник: http://bo.bdc.ru/2009
жета на банковские депозиты», строго регламентируется порядок участия банков в торгах на размещение временно свободных бюджетных средств. К участию допускаются только кредитные организации, имеющие собственные средства (капитал) в размере не менее 5 млрд руб., а это, в свою очередь, ограничивает возможности привлечения подобных ресурсов региональными банками и является формой поддержки крупных, системообразующих банков России.
Значительный интерес банки проявляют к традиционному для зарубежных стран источнику «длинных» денег — пенсионным накоплениям. Это самые долгосрочные ресурсы экономики. Однако в настоящее время основная часть банковской системы России практически лишена доступа к ним.
Интерес российских банков к пенсионному бизнесу возник с началом пенсионной реформы в 2003 г. Тогда банки стали создавать собственные негосударственные пенсионные фонды. Однако сегодня они фактически отказались от развития данного бизнеса в связи с тем, что маржа от основной деятельности банков несравнимо выше. Так, прибыль НПФ складывается лишь из 3 % от суммы взносов (только в рамках пенсионных резервов) и 15 % от инвестиционного дохода. Также требуются колоссальные инвестиции для того, чтобы сделать НПФ рентабельным, а срок окупаемости этого бизнеса может достигать пяти лет.
Огромные средства пенсионной системы находятся в управлении Внешэкономбанка (который выступает в качестве государственной управляющей компании). Уже вступил в силу Федеральный закон от 18 июля 2009 г. № 182-ФЗ, наделяющий государственную управляющую компанию правом инвестировать средства пенсионных накоплений в корпоративные, субфедеральные, ипотечные облигации, облигации международных финансовых организаций и депозиты в кредитных организациях. Однако пока приоритетным направлением инвестирования
являются государственные ценные бумаги, и поэтому характер инвестирования средств остается консервативным.
В случае размещения накопительной части пенсии на депозиты банки получат достаточно длинные деньги (размещенные на десять и более лет, ведь первые пенсионеры, которые воспользуются этими деньгами, выйдут на пенсию в 2022 г. и позже). В течение всего этого времени Внешэкономбанку необходимо контролировать доходность вложенных денег и, если она его не устраивает, переводить их в другой банк. К тому же нельзя допустить, чтобы пенсионные деньги использовались для решения краткосрочных проблем банков.
Интересным для России может быть опыт накопительной пенсионной системы США, предусматривающий возможность открытия личных пенсионных счетов в коммерческих и сберегательных банках. При этом порядок открытия и ведения таких счетов строго регулируется американским законодательством. Размеры
ежегодных взносов на личные пенсионные счета ограничены верхним пределом в 2 000 долл. Средства со счета нельзя снять до достижения возраста 59 с половиной лет, а после достижения 79 с половиной лет счет закрывается в обязательном порядке. С другой стороны, счет может быть открыт с момента рождения ребенка. За все время накопления средств на счете эти средства не подлежат налогообложению, однако в момент их снятия и закрытия счета из накопленной суммы вычитается подоходный налог.
Реализация подобного опыта в российских условиях, конечно, возможна только при содействии государства. Прежде всего, требуется распространение действующей системы страхования вкладов на пенсионные накопления граждан, размещенные в банках.
Исходя из вышеизложенного, для обеспечения стабильности привлекаемых банками средств и стимулирования привлечения «длинных» денег законодательным органам Правительству и Централь-
ному банку необходимо предпринять ряд мер. Наиболее перспективными, с нашей точки зрения, являются:
- принятие законодательных поправок, обеспечивающих возможность введения безотзывного депозитного сертификата,
- более масштабное вовлечение в банковский оборот бюджетных и других государственных фондов;
- развитие механизма взвешенного и подконтрольного размещения пенсионных накоплений под управлением ВЭБ в долгосрочные депозиты коммерческих банков;
- создание системы личных пенсионных счетов в банках, сопровождение их налоговыми льготами для граждан и страхованием вкладов.
Сегодня необходима большая координация и согласованность действий государства в части повышения привлекательности участия населения в инвестиционных процессах и повышения доверия к банковской системе. Только в таких условиях банки будут способны эффективно кредитовать производственный сектор, его модернизацию и инновации, так остро необходимые для развития страны.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. «Обзор банковского сектора Российской Федерации. Аналитические показатели». № 84, октябрь 2009 г. // www.cbr.ru
2. Деловая пресса № 42 (530) от 6.11.2009 г. «Доходы россиян почти не изменились, а надежды — возросли» // http://businesspress.ru
3. www.gks.ru
4. www.banki.ru
5. Город К, 27 октября 2009 г. Денис Вакула «Рублевая ставка. Вкладчики все чаще открывают рублевые депозиты».
6. «Депозитный рейтинг российских банков» // www.bankir.ru
7. www.lf.finiz.ru
8. БК РФ ст. 236, ред. 2009 г. // www.bdkodeks.ru
9. http://bo.bdc.ru/2009
10. Постановление Правительства РФ от 29.03.08 г. № 227 «О порядке
размещения средств федерального бюджета на банковские депозиты»
11. Федеральный закон от
18 июля 2009 г. № 182-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" и Федеральный закон "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации"».