Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФИИ ЧЕЛОВЕКА КАК ПРЕДМЕТ ОСМЫСЛЕНИЯ'

ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФИИ ЧЕЛОВЕКА КАК ПРЕДМЕТ ОСМЫСЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
14
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / ЧЕЛОВЕК / ОБЩЕСТВО / МАЛЫЕ ГРУППЫ / БЫТИЕ / ПОВЕДЕНИЕ / МЫШЛЕНИЕ / PHILOSOPHY / MAN / SOCIETY / SMALL GROUPS / BEING / BEHAVIOR / THINKING

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Игонин А.А.

Статья посвящена вопросу философии человека. В ней рассматривается место философии в жизни человека, также анализируются проблемы соотношения человека и общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF HUMAN PHILOSOPHY AS A SUBJECT OF REFLECTION

The article is devoted to the issue of human philosophy. It examines the place of philosophy in human life, and also analyzes the problems of the relationship between man and society.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФИИ ЧЕЛОВЕКА КАК ПРЕДМЕТ ОСМЫСЛЕНИЯ»

УДК 101.1

Игонин А.А. студент 2 курса факультет «Энергетический» Ульяновский Государственный Технический Университет (УлГТУ)

Россия, г. Ульяновск ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФИИ ЧЕЛОВЕКА КАК ПРЕДМЕТ

ОСМЫСЛЕНИЯ

Аннотация:

Статья посвящена вопросу философии человека. В ней рассматривается место философии в жизни человека, также анализируются проблемы соотношения человека и общества.

Ключевые слова: философия, человек, общество, малые группы, бытие, поведение, мышление.

Igonin A.A. student

2 year, Faculty "Energy " Ulyanovsk State Technical University (UlSTU)

Russia, Ulyanovsk THE PROBLEM OF HUMAN PHILOSOPHY AS A SUBJECT OF

REFLECTION

Annotation:

The article is devoted to the issue of human philosophy. It examines the place of philosophy in human life, and also analyzes the problems of the relationship between man and society.

Keywords: philosophy, man, society, small groups, being, behavior, thinking.

Проблема человека в философии озвучивалась задолго до формирования самой философии, то есть являлась предметом осмысления вне комплекса научного понимания. На самом деле предметов в этой проблеме множество и к ним относятся - сам человек, его отношение к миру, к себе, к окружающим, критерии и причины этих отношений, поступки и создание или включение в определённые социальные группы, исходя из особенностей каждого конкретного человека, а также многое другое.

Философия в жизни самого человека занимает важное место, даже если само разумное существо отрицает этот факт. Так как у всякого разумного существа имеется собственная моральная система и взгляды на мир во всех отношениях, то наличествует и философствование. Такая особенность наблюдается как у «здорового» человека, так и у «девианта»; отрицание морали - это пустое занятие, аморального разумного существа быть не может в принципе, так как разумность требует сравнения и определения отношений, что уже предполагает хотя бы простую, но мораль. Преступник в своей личной философии человека не совершает плохого для себя, в отношении себя с позиции своего эго он окрашивает поступки в хороший модуль - безусловно,

полезный для него; возможность вредить окружающим и допущение такого характеризует эгоистичный тип разума, но, тем не менее, не лишённый морали. Резюмируя можно понять, что философия в жизни человека, кем бы он ни был, имеет место, пусть зачастую в простейших формах, порой даже нелепых (например, «женская логика», «эстетика смерти» и прочее), но она присутствует.

Другим сложным предметом изысканий является человек и общество в философии - то, как и какие разумные существа взаимодействуют с различными группами от малых, до условно развитых, таких как общество; а если не взаимодействуют, то почему и как к этому относится сам социум. То есть можно отметить, что ведётся исследование связей или их отсутствия у человека и у социума с выявлением механизмов, причин, критериев и так далее.

Как было сказано выше, ещё до появления западной философии связь человека и мира рассматривалась мыслителями Востока и Азии. В ключе брахманизма Индии человек был связан с миром посредством кармического наказания или воздаяния. Сансара как цепь перерождений, где форма рождения зависит от поступков в прошлой жизни, вырисовывает весьма спекулятивную картину. Спекуляции очевидны, так как критерии достойности поступков озвучивалась весьма субъективные, но поведение крысы, в которую переродился «недостойный», не может рассматриваться теми же критериями. Ко всему прочему если это форма наказания, то наказанный в форме крысы или другого низшего животного не осознаёт своего состояния как ухудшившегося, так же можно утверждать что рождение в касте воинов человек не будет рассматривать как наказание и ухудшение своего прошлого жреческого состояния, а воспримет своё положение как награду и перерождение в лучшей доле. Это и многое другое в современности и её опыте иллюстрирует нам спекулятивный и манипулятивный образ философии человека и мира в брахманизме, созданном в политических целях.

Конфуций вручал первенство человеку в его связи с миром, акцентируя внимание на этике, но не без мистического. Так в его философии человек был связан с «небом», которое с рождения делало человека высокоморальным и справедливым, а для сохранения этого состояния человеку предполагалось вести себя подобающе достойно. Причины стары как сам Конфуций -моральное разложение социума его времени.

На протяжении истории человечества ключевую роль в философии человека отводили то самому человеку как разумному существу и творцу, то миру как материальной первичной системе, то миру же как широкой метафизической среде. Так роль человека в философии делится на три школы (условное обозначение): во-первых, это антропоцентричная, во-вторых, это материалистическая, в-третьих, это метафизическая; и на разных этапах доминировала то одна, то другая.

Антропоцентричный подход, где человек сам выбирает смысл своего бытия, показывает концепции философии развития человека как разумного и

самостоятельного существа. Такие концепции, забытые в средневековье, были восстановлены в эпоху Возрождения и не упускали внимания мыслителей до сегодняшнего времени.

Бытие в современной философии человека рассматривается неотрывно от достижений прогресса, который да один век поднял человека на новые высоты существования утвердив в понимании своей исключительности в сравнении с природой, которую он преобразовывает. Безусловно, что прогресс - это не плод труда обывателя, обычный человек всего лишь потребитель, который без снабжения мыслителями и творцами деградирует до родоплеменного строя и вернётся в пещеры, но это не предмет повествования.

Преодолев ограничения расстояний с помощью информационных и транспортных техник человек создал новое для себя бытие. Однако рациональное, культурное и моральное содержание этого бытия человека с точки зрения философии осталось неизменным, или почти неизменным качественно. Говоря проще - человечество всё то же, с теми же проблемами и ценностями человека как в философии, так и вне её.

Современный человек с точки зрения философии выглядит как неуверенное существо, ведомое производственными возможностями в потреблении материального и обязанностями в участии в этом самом производстве. Ситуация такая, что человек лишился уверенности в будущем, настроя и надежды на лучшие изменения заменяемые связанными с производством мыслями о товарах - их произведении и потреблении. На фоне таких процессов в промышленности, культуре в целом, в философии и искусстве в частности появился постмодернизм.

В постмодернизме как культурном течении разочарование в идеалах прогресса, который не решил всех проблем кроме производственных, но создал ряд новых. В парадигме этого мнения концепция человека в философии предупреждает о опасности, в тоже время констатируя наступление, кризиса в социуме из-за производственного пресыщения, когда не существует не только товарное изобилие, но и информационное удовлетворяющее запросы любого достатка. Естественно качество информации оставляет желать лучшего, на самом деле желание возникает в уничтожении такой информации. Но сущность человека в философии как разумного существа стремящегося к пониманию мира и духовному росту не изменилась, необходимо лишь приложить труд основанный на желании раскрыть в себе этот потенциал и реализовать возможности, которые предоставляет разум. В противном случае любой обречён на воспроизводство готовых упрощённых моделей поведения и мышления, если это можно назвать мышлением.

Использованные источники:

1. Горелов А.А. Основы философии. - М., 2007

2. Андреева И.С., Гулыга А.С. Русская философия: Словарь. - М., 1995.

3. Бессонов Б.Н. Философия. История и современные задачи. - М., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.