Научная статья на тему 'Проблема эволюции идеалов социального воспитания и образования молодежи сквозь призму философско-педагогической антропологии'

Проблема эволюции идеалов социального воспитания и образования молодежи сквозь призму философско-педагогической антропологии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
221
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕАЛЫ ВОСПИТАНИЯ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / IDEALS OF UPBRINGING / PERSONALITY DEVELOPMENT / SOCIAL STRUCTURE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Когай Евгения Анатольевна, Муравьёв Сергей Анатольевич

В статье предпринята попытка толкования идеалов воспитания сквозь призму философско-педагогического наследия русских мыслителей первой волны русской эмиграции. Авторы обращаются к идеям В.В. Зеньковского, С.И. Гессена, В.В. Розанова, И.А. Ильина, Н.А. Бердяева, пытаясь интерпретировать сущность идеала в социальном воспитании молодежи, его укорененность со всем укладом, традициями и ценностями, со всем образом жизни русского мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An attempt of interpretation of upbringing ideals in the light of philosophic-pedagogic heritage of Russian thinkers of the first tide of Russian emigration is undertaken in the article. The authors address to ideas by V.V. Zen'kovskiy, S.I. Gessen, V.V. Rozanov, I.A. Ilyin, N.A. Berdyaev trying to interpret the essence of ideal in youth social upbringing, its implanting with all the structure of traditions and values, with all the way of Russian world life.

Текст научной работы на тему «Проблема эволюции идеалов социального воспитания и образования молодежи сквозь призму философско-педагогической антропологии»

УДК 37

Когай Евгения Анатольевна, Муравьёв Сергей Анатольевич

Курский государственный университет mura ve vsergey@rambler. ru

ПРОБЛЕМА ЭВОЛЮЦИИ ИДЕАЛОВ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ МОЛОДЕЖИ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ

В статье предпринята попытка толкования идеалов воспитания сквозь призму философско-педагогического наследия русских мыслителей первой волны русской эмиграции. Авторы обращаются к идеям В.В. Зеньков-ского, С.И. Гессена, В.В. Розанова, И.А. Ильина, Н.А. Бердяева, пытаясь интерпретировать сущность идеала в социальном воспитании молодежи, его укорененность со всем укладом, традициями и ценностями, со всем образом жизни русского мира.

Ключевые слова: идеалы воспитания, развитие личности, социальная среда.

Современная философия, изучая свои традиционные вопросы, не может обойти стороной не менее важный вопрос - вопрос изучения человека, личности. Изучение проблемы личности в различных науках и в различные эпохи неразрывно было связано с проблемой идеала, так как «идеал - есть нечто, теснейшим образом связанное с человеком, можно сказать, принадлежащее человеку» [7, с. 45]. В связи с этим в контексте нашего исследования закономерно вытекает вопрос выделения непосредственной связи феномена идеала с практикой воспитания человека. «Существует великое множество самых различных идеалов, но функция у них одна - служить прообразом совершенства» [7, с. 44].

Человеческая личность - сложная, постоянно меняющаяся система ценностей, жизненных установок, явлений, процессов. Каждый человек по своим физиологическим, интеллектуальным, творческим данным уникален. Появляясь на свет, он имеет только основы для выделения своей индивидуальной души среди множества других людей внешне похожих на него. Поэтому можно предположить, что человек - это в высочайшей степени постоянно совершенствующаяся «система», благодаря передаче уровней культурного наследия старших поколений младшим. Человек становится личностью только в обществе, не теряя своей целостности, а даже наоборот, его биологические и психологические особенности приобретают новые черты, впитывая те нормы и ценности, присущие обществу, воспитывающему индивида. Человек, вне зависимости от своего социального статуса, своего происхождения, просто обязан развиваться. Это развитие возможно,

только если есть определённая цель, поставлена задача, решение которой сможет приблизить его к идеалу, даже если представление о нём не до конца сформировано. Ведь всегда должен быть высший образец, к которому необходимо стремиться, и по которому необходимо формировать свои жизненные установки. Как точно заметил в своих трудах Ю. Шрейдер: «Только человек не относится к своим целям как к чему-то естественному и безусловному, но соразмеряет свои цели со своими ценностными ориентациями, то есть с реальностями не природного, а духовного мира» [13, с. 245].

Наследуя мир культурных предметов, способов взаимодействия с ними, человек воспринимает и переосмысливает те системы ценностей, которые волновали предков. Тем самым, культура, духовное богатство из прошлого переносится, приспосабливаясь к реалиям современной жизни в будущее. Новое поколение уже по-своему осознаёт и интерпретирует смысл и значение идеальных образов, наполняет их новым содержанием, закрепляя одни черты и заменяя другие. Идеал способен организовать сознание, объединить его многообразные явления, мобилизовать человека, народ, социальную группу на изменение существующих условий окружающей действительности [3, с. 58]. Ведь если обратиться к вечному философскому вопросу о том, что является смыслом жизни, какова цель существования человека, то мы увидим, что данные вопросы волновали человека на протяжении всей его истории. Здесь можно согласиться с высказыванием А.В. Меня о том, что «.. .никто из живых существ, кроме человека, никогда не задумывался над смыслом бытия...» [8, с. 6].

© Когай Е.А., Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

Муравьёв С.А., 2010

Идеал в общеупотребительном смысле - это высшая степень ценного или наилучшее, завершённое состояние какого-либо явления. Идеал в гносеологическом смысле - истина, в эстетическом - прекрасное, в этическом - совершенство. Под совершенством понимается идея высшего образца, с которой соотносятся цели и результаты предпринимаемых человеком усилий [9, с. 71].

Но откуда же появляется это совершенство, этот образец и мерило к которому так стремится человек? По нашему мнению, можно смело предположить, что процесс идеализации - это отражение психической действительности человека, в которой формируется идеальный предмет. Предмет в данном случае необходимо понимать как идеальную сторону бытия, созданную в сознании человека. По замечанию А.В. Соколова: «Первичной областью идеального служит субъективная реальность, которой определяется рациональное и эмоциональное содержание идеального. Это содержание закодировано в нейродина-мических структурах живого мозга - материального субстрата сознания. Субъективная реальность есть область бытия идеального в двойном смысле: во-первых, как область бытия порождения идеального; во-вторых, как область хранения идеального в структурах памяти. Вторичной областью бытия идеального является социальная действительность, представляющая собой «очеловеченную» часть объективной реальности, то есть социум» [10, с. 94]. Поэтому на наш взгляд, можно смело утверждать о вопросе происхождения идеалов, а именно о том, что источник их находится в самом человеке, ведь ему свойственно анализировать самого себя и окружающий мир. Так как от этого зависит дальнейший жизненный путь. Это желание предвидеть своё будущее - и есть основа для формирования идеалов. Иногда человек, возможно, испытывает перед поставленной целью страх из-за боязни не достигнуть поставленной цели, в связи с несовершенством своих возможностей. Но мы считаем, что данное состояние неполноценности, не усугубляет положение индивида, а помогает ему таким образом совершенствоваться, переходить с одной ступени совершенства на другую, более высокую. И даже если невозможна реализация поставленных целей и представлений, человек может на время оставить их, перенеся в более отдалённое будущее и создав свой собственный идеал.

В системе жизненных ориентиров человека идеал занимает место, которое можно назвать вершиной всей жизнедеятельности его мировоззрения. Кроме того, идеал является основой мотивации человеческой деятельности, иными словами, именно идеалы побуждают людей к определённому виду жизнедеятельности. Та как, если на наш взгляд, у человека не будет сформирован идеальный образ совершенства, то ему будет трудно понять, где его место в мире, каковы его жизненные цели, какой дорогой ему двигаться дальше и совпадает ли его жизненная позиция с установками и ценностями других членов общества. Изначально, идеальные образы возникают как момент духовного отношения индивидуума к миру, имея под собой основу наследия предшествующих поколений людей. При этом можно выделить следующую закономерность: каждое последующее поколение людей выдвигает собственные идеалы, полностью или частично отрицая идеалы ушедших поколений. Однако даже при условии полного отрицания предыдущих идеалов последние всё же представляют собой тот социальный опыт, который передаётся от старших поколений к младшим на протяжении всего исторического развития человеческого общества [11, с. 64]. На наш взгляд, это действительно так, ибо человек с традиционными воззрениями на мораль, полагающий, что его точка зрения является верховной ценностью, относится к этому как к чему-то безусловному и идеальному, даже не подозревая, что принимает нормы и ценности уже давно сформированные и существующие длительное время. Здесь прав Н.С. Мудрагей, который говорит: «Обыкновенный человек принимает «спущенный» ему сверху идеал как свой собственный, чтобы тем или иным способом, сознательно или бессознательно уклониться от самостоятельных решений и спонтанной деятельности. И есть ещё одна причина, побуждающая индивида искать свой идеал в чужих руках. Далеко не каждый человек может заполнить свою жизнь творческой осмысленной, яркой деятельностью» [7, с. 128-129]. Да, человек может создать новый свой идеал, но всё равно он будет иметь старую основу, но это и неважно, так как служить он будет для совершенствования личности, даже если реальность и возможности человека далеки от идеального образа. По этому поводу, определяя связь между идеалом и реальной действительностью, Э.В. Ильенков писал: «Про-

блема идеала сложна и многогранна. И в первую очередь, естественно, возникает вопрос о том, какое место занимает понятие идеала в теории отражения, как оно может быть интерпретировано с точки зрения этой теории. В самом деле, теория отражения учит, что правильно и истинно лишь такое знание, которое отражает то, что есть в действительности. А в идеале выражается не то, что есть, а то, что должно быть, или то, что человек хочет видеть... Если идеал не праздная мечта и не бессильное пожелание, то он должен выражать и отражать нечто реальное, ощутимое и земное» [6, с. 118-129].

Ориентируясь на данное высказывание, идеалом, по нашему мнению, можно назвать определённый образ, который сформирован в представлениях отдельного индивида и не зависит от живущих вокруг представителей человеческого общества. Следовательно, идеал субъективен, представляет собой результат творческих усилий человека и содержит в себе не то, что есть в объективной реальности, а то, что хочется видеть субъекту в скорой действительности. Получается, что идеал - это конкретная цель, которую ставит перед собой человек, выстраивающая векторы его развития и возрастания в творческих начинаниях, как точка-ориентир, направляющая индивида на его жизненном пути. Но естественно, что при приближении к заветному идеалу, могут порой выявиться расхождения с поставленной целью в связи с несовершенством объективной реальности, вследствие чего необходимо будет вносить изменения, которые потребуются для достижения желаемого результата. Таким образом, можно сказать, что идеал - это осознанная субъективная реальность, сформированная в сознании человека как образ желаемого будущего.

В разные времена и эпохи доминировали различные идеалы, всегда человечество направляло свою творческую силу для реализации поставленных целей. Но не следует думать, что идеал полностью меняется с течением времени и у каждой эпохи он свой. Мы считаем, что существует определённая связь времён, определённая преемственность, без которой был бы не возможен прогресс и развитие человечества, и история потеряла бы всякий смысл. Поэтому целесообразно, занимаясь какой-либо проблемой, изучить взгляды на неё различных мыслителей прошлого. Сегодня мы всё больше отходим от советской системы образования и пытаемся создать новую,

отвечающую «мировым стандартам». Но мы должны осознать и другое, что не сможем в одночасье создать новой системы, которая отвечала бы пусть даже вполне оформившимся запросам современности. Поэтому единственный верный путь - обратиться к культурному наследию русских педагогов и философов, которые покинули свою Родину после революции семнадцатого года. В течение многих десятилетий мы жили в неведении о наших соотечественниках, пребывавших в эмиграции, об их жизни и культуре. А ведь за пределами родины оказалась значительная, наиболее интеллектуальная часть российского общества [1, с. 5].

Насильно оторванная от родной почвы, русская школа за рубежом не прерывала духовных связей с Родиной. Питаемая лучшими традициями отечественного просвещения, не стесняемая внешними структурами, она развивалась естественно и свободно. Педагоги Русского Зарубежья разработали своего рода методологию возрождения русской школы, которая тем более ценна для нас сегодня. Такие глобальные категории, как смысл жизни, общечеловеческое и национальное, свобода и дисциплина, личность, семья и общество и др., они рассматривают в нерасторжимом ряду с такими педагогическими вопросами, как устройство школьного быта, совершенствование учебных программ, ученическое самоуправление, содержание обучения и многими другими. Это говорит о глубокой погружённости развиваемой ими педагогики в самые основы человеческого бытия, о культурной и нравственной укоренённости русской зарубежной школы.

В плеяде выдающихся деятелей русской науки и культуры XX столетия видное место принадлежит Ивану Александровичу Ильину (18831954), Сергею Иосифовичу Гессену (1887-1950), Василию Васильевичу Зеньковскому (1881-1962). Они, как и большинство русских учёных, оказались после революции вне Родины. Сейчас, на наш взгляд, настало время использовать чистые идеи этих великих педагогов и мыслителей, а не внешнюю их оболочку. «Обновление, предстоящее нам, должно составить целую эпоху в истории. Ибо старые дороги исхожены, и прежнее строение акта, творившего культуру, привело нас к ужасным, чудовищным проявлениям внутренней жестокости и внешней техники. И близится время, когда мы все будем помышлять только о внутреннем обновлении и будем искать Божи-

ей помощи и спасения. Современный человек должен увидеть и убедиться, что его судьба зависит от того, что он сам излучает в мир, и при том во всех сферах жизни. Он должен удостовериться в том, что дело идёт о его душевном очищении, об оживлении и творческом изживании его сердца. Потому что заглохшее и омертвевшее сердце бессильно и слепо; и когда оно обращается к жизни, то оно не может вложить в неё ничего хорошего. Человеческая культура может быть обновлена только живым, излучающим сердцем, ибо только в нём зарождаются новые творческие идеи, только ему даётся очевидность» [5, с. 403].

Современное образование должно, конечно, обеспечить такое воспитание и развитие личности, какое позволит обновить человеческое сердце, которое станет на основе творчества излучать в мир новые добрые идеи. Но что для этого нужно сделать? Как необходимо строить процесс воспитания и образования личности? Для ответа на эти вопросы мы обратимся к идеям великих мыслителей. На развитие и формирование человека влияет окружающая его природная и, главным образом, социальная среда. Именно от неё зависит гармоничное развитие, сбалансированное развитие противоположных сторон в душе человека. И хотя такая гармония реально недостижима, она вместе с тем может выступить стратегическим ориентиром для любых деяний человека; это - нравственный идеал, к которому надо стремиться. Ведь общество, не имеющее высшей цели, погрязнет в раздорах или же впадёт в монотонное потребительство, утрачивая ценность творчества. Известно, что голый материализм способен привести общество к гибели, если ему не будет противопоставлена духовная мудрость. В современном мире, как мы успели заметить, так и происходит. Для большинства людей в качестве ценностной ориентации выступает примитивный утилитаризм. Но как же покинуть этот тупиковый путь? Плодотворные идеи по этим вопросам мы можем найти у И.А. Ильина.

Основная идея его - это неизбежность и необходимость духовного обновления современного мира, поиск и обоснование путей такого обновления, определение его целей и средств. Обращаясь к поиску путей обновления, люди «должны будут заняться, прежде всего, вопросами воспитания, чтобы указать его важнейшие, забытые и запущенные в нашу эпоху задания: надо будить духовное начало в детском инстинкте, при-

учать его к чувству ответственности, укреплять в людях предметную силу суждения и волю к духовной цельности в жизни, - утверждает философ [12, с. 46].

И.А. Ильин анализирует причины кризиса современной культуры, называет её «бессердечной культурой», говорит о том, что одним из характерных принципов существования человека в системе культуры стал сформулированный Гоббсом закон «человек человеку - волк». Отсюда - «судорожные спазмы современной культуры» - революции, гражданские и международные войны - не случайны; они «суть естественные выражения сердечной жестокости, алчности, зависти и ненависти. .Всё это не случайно, а заложено глубоко в бессердечности современной культуры» [12, с. 146]. И влияние этой культуры на ещё не окрепшую психику ребёнка происходит уже на макроуровне. Но почему общество так относится к своему будущему? Философ утверждает, что пренебрежение, с которым современное человечество относится к «сердцу», объясняется целым рядом причин. В основе его лежит неверное представление о творческом акте, который трактуется материально, формально и технически. Для того чтобы жить в качестве вещи среди вещей .человек, по-видимому, не нуждается в «сердце», то есть в живом и деятельном чувстве любви к Богу, к человеку и ко всему живому; такое существование может явно обойтись без этой необходимой и важнейшей силы: человек может отдавать свой интерес пище, питью, чувственным удовольствиям, внешним удобствам и впечатлениям или, наконец, лечению, не вовлекая своего сердца во все эти дела и занятия, оставаясь холодным, чёрствым и самодовольным «счастливцем» [4, с. 296-297]. И вот человек, так понимающий и осуществляющий творческий акт, естественно и неизбежно предаётся наивно-животному своекорыстию, жажде обладания, власти и почестей и в довершение усваивает совершенно ложное понимание человеческого достоинства, столь характерное для современных поколений.

«Больная культура» нуждается в серьёзном «лечении». И.А. Ильин в качестве одного из «рецептов» такого лечения называет «борьбу за академию» - совершенствование состояния системы образования в обществе, и в первую очередь -высшего образования. «Академия обращается не к ребёнку и не к подростку, а к умственно созрев-

шему человеку: она воспитывает его к самостоятельному бытию и мышлению. .Академия воспитывает человека к духовной и интеллектуальной самостоятельности, к активному наблюдению и мышлению, к исследованию и, значит, к духовной свободе. Подготовка заканчивается. Экзамен «зрелости» сдан, и молодой человек «созрел». Теперь он может приступать к настоящему развитию своей силы суждения. Ему предстоит непосредственная встреча с предметом, творческое упражнение в самостоятельном испытании и исследовании» [12, с. 146-147].

Но, а что человеку делать до академии, кто позаботится о его развитии в раннем детстве? Здесь на помощь приходит ближайшее окружение ребёнка, микрокультура - его семья. По уверенному замечанию Ильина, «только такая ячейка может разрешить главную задачу брака и семьи - осуществить духовное воспитание детей» [5, с. 204]. «Ребёнок, - по Ильину, - может приобрести чутьё и вкус к духу только у духовно осмысленного семейного очага; он может органически почувствовать всенародное единение и единство, только испытав это единство в своей семье; а не почувствовав этого всенародного единства, он не станет живым органом своего народа и верным сыном своей Родины. Только духовное пламя здорового семейного очага может дать человеческому сердцу накалённый угль духовности, который будет и греть его, и светить ему в течение всей его дальнейшей жизни» [5, с. 204-205]. Ребёнок научится творчески обращаться с имуществом, подчиняться высшей социальной целесообразности. А это и есть то самое умение, или, лучше сказать, искусство, вне которого не может быть разрешён социальный вопрос нашей эпохи.

О приоритете духовного развития в человеке говорили также С.И. Гессен и В.В. Зеньковский. Они, как и И.А. Ильин считали, что идеал воспитания и образования должен заключаться в развитии у ребёнка творческих способностей. Например, Зеньковский считал, что необходимость «воспитания» в нас эмоциональной жизни, охрана и укрепление её определяется двумя основными соображениями: эмоциональная сфера, с одной стороны, имеет центральное значение в развитии у нас творчества, а вместе с тем оно переживает в школьный период некоторое ущемление. И в этом необходимо разобраться. Если основную задачу связывать с обучением, то для этого самого обучения, для более успешной

и толковой его организации должна быть поставлена и разрешена более общая задача - именно развития и укрепления в нас творческих сил. В противном случае весь процесс получения знаний в школе сведётся к сообщению готовых навыков и знаний. Надо же понять, что развитие в нас подлинных интеллектуальных сил нельзя надлежаще разрешить, если не будет решён вопрос о развитии творческих сил, то есть о развитии в нас эмоциональной сферы. Поэтому развитие интеллекта является частной и вторичной задачей, и какова бы ни была практическая ценность развития интеллекта, какие бы серьёзные мотивы не выдвигали её на первый план, но природа души, её иерархическая конституция настойчиво ведут к включению задачи воспитания эмоциональной сферы в более общую и главную. Ведь получается, что для развития интеллекта, для развития узких интеллектуальных задач необходимо развитие той психологической базы, на которой строится вся творческая жизнь. И пусть тогда развитие интеллекта остаётся целью, а охрана и укрепление эмоциональной жизни - средством [1, с. 66-67]. В таком понимании развития интеллектуальной сферы, как считает Зеньковский, нет никакой опасности.

Теории воспитания и духовного развития мыслителей, на основе творческого развития, как основы будущей полноценной личности, на наш взгляд, в современных условиях очень необходимы. Так как нынешнее образование, действительно направленное на развитие преимущественно интеллектуальной сферы, должно быть реформировано. Конечно, сейчас мы видим, что приоритет в школьном образовании отдается формированию умственных способностей. Действительно, это не маловажно, как подчёркивают сами учёные. Но, исходя из анализа идей, мы можем понять, что интеллектуальная база человека формируется на положительном эмоциональном фоне. Только человек вдохновлённый имеет способности творить что-то новое, ранее неизвестное, привносить в мир новые идеи. Поэтому наша задача - воспитать человека творческого, устремлённого на преобразования в окружающей его действительности. Средств для творческого воспитания много. И среди них определённое место отводится игре, как основе будущего урока. Из анализа идей мы уже знаем, что это значит. «В игре должен просвечивать будущий урок как ведомая только воспитателю, но ребенком даже не

подозреваемая цель. Тогда принуждение, неизбежное при организации игры и проявляющееся в подборе материала игры и в общем руководстве ею, будет обвеяно дыханием свободы, будет служить свободе. Личность ребенка будет расти как в поставлении себе все более и более устойчивых и отдаленных целей деятельности, так и в привычке подчинять свой каприз хотя и незримой, но все усложняющейся дисциплине. Игра тем самым будет переходить постепенно в работу, эту более высокую форму человеческой деятельности, ближе стоящую к творчеству, в котором только личность человека достигает вполне своей внутренней свободы» [1, с. 66-67].

Таким образом, идеи мыслителей российского зарубежья в воспитании и формировании личности ребёнка могут оказать существенную помощь. И, судя по анализу взглядов учёных, воспитание творческой личности позволит не только сформировать человека, который не боится экспериментировать, изобретать, но и развить интеллект, несмотря на вторичность этой задачи. Чтобы достичь поставленных целей, необходимо начинать заниматься воспитанием и образованием личности ребёнка уже в раннем детстве. Так как именно в ранние годы, по мнению выше названных авторов, преобладает развитие эмоциональной сферы (и даже если смотреть на это с точки зрения Гессена, по мнению которого человек в раннем детстве представляет только лишь эмпирическую составляющую, но тем более которую необходимо обогатить духовным наследием), на основе которой формируется творчество. Именно в детстве необходимо заложить

прочный фундамент для эмпирического развития ребёнка. И это необходимо осуществить под непосредственным руководством педагога, чтобы дитя не сбилось с нужного пути и не приобрело негативный опыт для дальнейшей жизни.

Библиографический список

1. Алексеев П.В. Педагогическое наследие русского зарубежья. - М., 1993.

2. Бердяев Н.А. Смысл истории. - М., 1990.

3. Биланова М.Ю. Проблема идеала как общественной ценности и её отражение в русской философии: Дис. ... канд. филос. наук. - М., 2001.

4. Гуль Р Я унес Россию. Т. 2: Россия во Франции. - М., 2001. - С. 296-297.

5. ИльинИ.А. Путь к очевидности. - М., 1993.

6. Ильенков Э.В. Проблема идеала в философии // Вопросы философии. - 1962. - №10.

7. Мудрагей Н. С. Идеал - проблема выбора, или воля к разуму // Вопросы философии. -1995. - №9.

8. Мень А.В. Христианство // Литературная газета. - 1990. - №51.

9. Новая философская энциклопедия: В 4-х т. -М.: Мысль, 2001 - Т. 2.

10. Соколов А.В. Идеальное: проблемы и гипотезы // Вопросы философии. - 1987. - №9.

11. Рувинский Л.И. Сознательная вера и духовное совершенствование. - М.: Педагогический вестник, 2002.

12. Репринцев А.В. В поисках идеала Учителя. - Курск: Курский гос. пед. ун-т, 2000.

13. Шрейдер Ю. Сознание и его имитации // Новый мир. - 1989. - №11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.