6/2013
нами» в ходе группового взаимодействия с другими этносами.
Каждому этносу свойственна совокупность обязательных специфических признаков, которые в своем единстве и образуют понятие «эт-ничность». Ранее термин «этничность» практически не встречался в этнологической литературе. Однако в связи с резким ростом активности этнических меньшинств и обострением межэтнических отношений не только в странах третьего мира, но и индустриально развитых государствах Запада с начала 1970-х гг. вокруг проблемы этничности стала развертываться острая дискуссия. В результате появились многочисленные теории, предлагаемые для объяснения природы и сущности этноса, этнической идентичности, дискриминации, этнических конфликтов и т.д.
Литература
1. Абдулатипов Р.Г. Человек. Нация. Общество. - М.: Политиздат, 1991.
2. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. - М.: Наука, 1989.
3. Бажутина Т.О. Национальное сознание в динамике идентификации личности // Известия СО АН СССР. История, философия и филология. - Новосибирск, 1992. - №3. -С. 43-47.
4. Бромлей Ю.В. Этнос и география. - М.: Политиздат, 1972.
5. Геллнер Э. Нации и национализм. - М.: Прогресс, 1991.
6. Здравомыслов А.Г. Этнополитические процессы и динамика национального самосознания россиян // Социс. -1996. - №12. - С. 23-33.
7. Исламшина Т.Г. Этнические ценности полиэтнического общества. - Казань: Изд-во КГТУ (КАИ), 1996.
8. Шкляр Л.Э. Этнос. Культура. Личность. - Киев: Наукова думка,1992.
9. Этническое самосознание (принципы исследования) / под ред. В.В. Володин. - Саратов: Изд-во Поволж. фил. Рос. уч. центра, 1996.
Бубеев Александр Сергеевич, аспирант Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН, г. Улан-Удэ, e-mail: [email protected].
Bubeev Alexandr Sergeevich, postgraduate student, Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan studies, Siberian branch of Russian Academy of Sciences, Ulan-Ude, e-mail: [email protected].
УДК 316.356.4
А.С. Бубеев
ПРОБЛЕМА ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В СОЦИОЛОГИИ
Рассматривается проблема этнополитических процессов в России и роль, которую она играет в исследовании этнополитики в регионе. Автор рассматривает развитие этнополитических процессов в русле двух основных подходов, а также выделяет два типа отношений (между этнической общностью и политическими институтами как взаимодействие самих общностей).
Ключевые слова: многонациональное государство, национальное сознание, объект этнополитики, политические процессы, полиэтническая республика, Республика Бурятия, этнополитические процессы.
A.S. Bubeev
A PROBLEM OF ETHNIC AND POLITICAL PROCESSES IN SOCIOLOGY
In the article a problem of ethnic and political processes in Russia is considered and a role, which it plays in the study of ethnic politics in the region. The author considers the development of the ethnic and political processes in the mainstream of two principle approaches, as well as he determines two types of relations (between ethnic community and political institutions, as the interaction of communities themselves).
Key words: multinational state, multinational consciousness', object of ethnic policy, political processes, poly ethnic republic, Republic of Buryatia, ethnic and political processes.
Любому многонациональному государству необходимо решить многообразные политические и национальные проблемы, которые тесно связаны между собой и находятся в постоянном взаимодействии как компоненты общественного развития.
Этнические проблемы оказывают определяющее воздействие на политические процессы (например, на распределение властных полно-
мочий, политический режим, институты политической системы) [1]. Национальное сознание, представляющее собой совокупность социальных, политических, экономических, нравственных и других взглядов, характеризующих содержание, уровень и особенности духовного развития наций и народностей, также оказывает влияние на политическую сферу общества (по-
литическую культуру, политическое сознание, нормы политического поведения и другие) [6].
В свою очередь политическая деятельность является не только объектом, на который воздействует этнический фактор, но и важным инструментом для осуществления потребностей и интересов, которые складываются в области национального, при помощи средств политики [2]. Главную роль в национальном сплочении вокруг национального освобождения, борьбы за суверенное существование и самосознание играют политические соображения, имеющие решающее значение в объединительных этнических процессах.
Таким образом, можно говорить об особой этнополитической разновидности общественных процессов, которые являются реальными и значимыми элементами государственноорганизованного и национально-
структурированного общества.
Бурятия - республика полиэтническая, отличающаяся сложной этнонациональной структурой. Это обусловливает необходимость глубокого анализа этнических проблем в республике, основанного на реальной ситуации, а также выработки на его основе механизма согласования национальных интересов. Нужна грамотная национальная политика, чтобы предотвратить или остановить конфликты на этнической почве. В противном случае под угрозой окажется безопасность Республики Бурятия, ее территориальная целостность.
Институт монголоведения, тибетологии и буддологии СО РАН в течение 15 лет ведет изучение этнополитических процессов в республике. В ходе исследования был выявлен комплекс факторов, оказывающих влияние на направленность и интенсивность этнополитических процессов в регионе: национально-региональное своеобразие формирования политических партий и общественно-политических движений; состояние межэтнических отношений; структурные особенности местной властвующей элиты; особенности региональной политической культуры и ее влияние на электоральный процесс.
Анализ различных аспектов их динамики позволил выявить основные тенденции и закономерности, влияющие на развитие этнополитиче-ских процессов в республике. Прежде всего, определяющее влияние оказала демократизация общественной жизни и суверенизация национальных государственных образований. С принятием Конституции Республики Бурятия повысился ее правовой статус. Все это отразилось на
этнополитических процессах и способствовало их оптимизации.
Этнополитические процессы в Республике Бурятия, обладая рядом общих черт, свойственных подобным явлениям в других субъектах Федерации, вместе с тем имеют и свои специфические черты. Одной из наиболее характерных черт является относительная стабильность межэтнических отношений в республике. Позитивно воздействует на этнополитические процессы и рост национального самосознания, которое выражается в интересе к национальной культуре, языку, традиционным формам организации быта, верованиям, сохранении высокого уровня этнической толерантности у народов, населяющих Республику Бурятия.
Понятие «этнополитические процессы» включают в себя:
- во-первых, общественные отношения, а также виды деятельности, которые осуществляются в различных жизненных условиях воспроизводства и развития этнических общностей;
- во-вторых, изменения в национальной и этнической структуре общества, динамике развития этнических общностей, связанные с развитием всех сфер общественной жизни. Критерием здесь является то, что эти процессы осуществляются через политику, институты политической системы, политическое сознание и поведение людей [3].
Объектом этнополитики является совокупность общественных проблем различного объема и содержания [б]. Ими могут быть как отдельные стороны общественной жизни (экономика, социальная или духовная сфера), так и сложные сочетания, отражающие потребности этнических общностей: материальные (полезные ископаемые, водные и земельные ресурсы), социальные (политико-правовой статус), духовные (традиции, язык, художественное творчество и т.д.). Иначе говоря, объект этнополитики - определенные сферы общественной жизни этноса, связанные с осуществлением политики.
Сегодня проблема развития этнополитиче-ских процессов рассматривается в русле двух основных подходов [5].
Первый - ассимиляторский, согласно которому в многонациональных государствах неизбежно должна происходить ассимиляция всех национальных групп какой-то одной крупной нацией. Как отмечают Г.С. Денисова, М.Р. Радо-вель, «к числу наиболее распространенных в настоящее время объединительных процессов относятся этническая консолидация, этническая ассимиляция и межэтническая интеграция» [4].
6/2013
Второй - плюралистический, суть которого заключается в том, что за каждым человеком признается право на собственную этническую идентичность. Как принцип этнической политики этот подход предполагает поощрение самобытности каждой национальности. Его сторонники утверждают, что возрождение основных этнических групп открывает путь к стабильному общему сосуществованию [4]. Это может способствовать снятию напряженности в социальных ожиданиях.
Анализ этнополитических процессов не ограничивается определением объекта этнополи-тики. Он также включает их классификацию по признаку субъектов, то есть сторон, вовлеченных в этнополитическое взаимодействие.
Исходя из данного критерия, можно выделить два типа отношений.
1. Межэтнические отношения - взаимодействие общностей, имеющее политический характер. Эти отношения подразделяются на различные категории: между господствующим и подчиненными этносами; между коренным и некоренным населением; между равнозначными по численности и социально-политическому положению этносами.
2. Отношения между этнической общностью и политическими институтами (государством, политическими партиями и движениями), в которых этнос выступает носителем деятельности, стремится оказать воздействие на управленческую сферу и предъявляет политико-правовые притязания к государству. На базе данных отношений формируются национально ориентированные структуры, которые служат для выражения политической воли этноса (организации, движения, партии).
Объединение этнической общности в политический субъект отражает соответствующий этап развития этноса, становления его национального самосознания, концентрации его интересов вокруг вопросов власти, самоуправления.
Таким образом, этнополитические процессы представляют собой комплекс многоплановых связей и взаимодействий. Место этнополитиче-ских отношений в общественном развитии, степень и формы их проявления зависят от множе-
ства причин. Комбинация культурноисторических, социальных и экономических обстоятельств определяет ведущее или подчиненное значение этих общественных отношений по сравнению с другими.
Исследование этнополитических процессов позволяет сделать некоторые выводы и предложения:
- необходима углубленная теоретическая разработка концепции национальной политики в регионе;
- создание мониторинговой службы в республике, ориентированной на отслеживание более широкого спектра социальноэкономических, политических, национальных проблем в республике;
- разработка специальных республиканских программ социального, экономического и политического развития.
Литература
1. Арутюнов С.А. Межнациональные конфликты // Независимая газета. - 1991. - 25 мая.
2. Блондель Ж. Политическое лидерство. Путь к всеобъемлющему анализу. - М., 1992.
3. Вольдман П. Этнический радикализм. Причины и следствия насильственных форм протекания межнациональных конфликтов с участием национальных меньшинств. - М.: ИНИОН, 1990. - 22 с.
4. Денисова Г.С., Радовель М.Р. Этносоциология. -Ростов н/Д, 2000. - 280 с.
5. Добрынина М.И. Русская интеллигенция в национально-государственном образовании современного российского общества (на материалах Республики Бурятия): автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Улан-Удэ, 2000. - 22 с.
6. Дробижева Л.М. Национализм, этническое самосознание и конфликты в трансформирующемся обществе: основные подходы к изучению // Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации начала 90-х гг. - М., 1997.
Бубеев Александр Сергеевич, аспирант Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН, г. Улан-Удэ, e-mail: [email protected].
Bubeev Alexandr Sergeevich, postgraduate student, Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies, Siberian branch of Russian Academy of Sciences, Ulan-Ude, e-mail: [email protected].