были связаны устойчивость этой исторической формы общества, его бытие в своей качественной определенности.
Литература
1. Гидденс Э. Социология. - Челябинск: МППО, 1991.
- С. 31 -32.
2. Крадин Н.Н. Империя Хунну. - М: Логос, 2002. - С. 248 -249.
3. Парсонс Т. Паттерн-переменные // Штомпка П. Социология социальных изменений. - М: Аспект-пресс, 1990.
- С. 104.
4. Shils Edward. Center and periphery: essays in macrosociology. - Chicago, 1975. - P. 4-7.
5. Абаев Н.В. Некоторые мировоззренческие и духовно-культурные факторы организации и самоорганизации
«кочевой» цивилизации // Вестник Тувинского гос. ун-та. Сер. Социальные и гуманитарные науки. - 2009. - №1. -С. 5-6.
6. Coulborn R. Structure and process in the rise and fall of civilized societies // Comparative studies in society and history.
- 1966. - № 4. - P. 400-417.
Фельдман Владимир Романович, кандидат политических наук, доцент, заведующий кафедрой философии Тувинского государственного университета, г. Кызыл.
Feldman Vladimir Romanovich, candidate of political sciences, associate professor, head of the department of philosophy, Tuva State University, Kyzyl.
УДК 39
А.С. Бубеев
ПОНЯТИЕ «ЭТНОС» И «ЭТНИЧЕСТВО»
В статье рассматривается проблема соотношения понятий «этнос» и «этничество». Автор рассматривает формы этнической общности, соотношение понятий «народ», «этнос», «нация».
Ключевые слова: народ, нация, племя, племенные объединения, этничество, этническая общность, этнос.
A.S. Bubeev
THE CONCEPT OF «ETHNOS» AND «ETHNICITY»
The article discusses a problem of correlation between the concepts of «ethnicity» and «ethnicity». The author considers forms of ethnic community, the correlation between the concepts of «people», «ethnos», «nation».
Key words: people, nation, tribe, tribal associations, ethnicity, ethnic community, ethnos.
Возросший интерес к проблемам этноса и эт-ничности объясняется прежде всего значительным повышением роли этнических отношений в общественной жизни многих государств и народов. Сама жизнь опровергает утверждение, которое господствовало с начала XX столетия в общественном мнении и этнологической науке, что фактор этничности будет постепенно терять свое значение вследствие процессов модернизации. Однако историческая практика показала, что этничность не только не утратила свои позиции в современной этнической и культурной жизни, но и значительно усилила их. В настоящее время этнические проблемы существуют во многих регионах мира, в том числе в республиках бывшего Советского Союза.
Несмотря на пристальное внимание к современным этническим процессам ученых, в отечественной и мировой этиологии до сих пор нет общепринятого понимания сущности ее основных понятий - «этнос» и «этничность».
Люди, населяющие нашу планету, образуют множество разнообразных общностей. Особое место среди них занимают общности, именуе-
мые в повседневном русском языке «народами», а в научной литературе - «этносами». Термин «этнос» используется в этнологической литературе довольно давно, однако научное осмысление его как специального понятия для обозначения особой общности людей произошло лишь в последние десятилетия [9]. Это понятие в современной этнологии неразрывно связано с понятием этничности. В 1960-1990-х гг. в связи с этой проблемой в мире появилось большое количество научных публикаций. Благодаря им термин «этничность» прочно закрепился в категориальном аппарате этнологии, политологии, социологии и других социальных науках.
В переводе с греческого понятие «этнос» имеет множество значений, среди которых толпа, группа людей, стадо, народ, племя, язычники. Эти значения объединяет только то, что все они имеют смысл совокупности чем-то похожих существ. Уже к V в. до н.э. выделяется два основных значения этого термина - «племя» и «народ», и постепенно второе вытесняет первое [1].
6/2013
Термин «этнос» употребляется в узком и широком смысле. В широком смысле «этнос» представляет собой собирательное понятие, которое включает в себя все типы этнических общностей (от крошечного племени до многомиллионной нации). Этносы являются основными единицами этнической классификации человечества. Наряду с ними можно выделить этнические общности большей или меньшей сложности. Такое понимание этноса предполагает, что каждый человек относится к какой-либо этнической общности и к какой-либо этнической культуре.
В узком смысле слова «этнос» - это одна из форм этнической общности; исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая межпоколенная общность людей, обладающих относительно стабильными особенностями культуры, психики и самосознанием, позволяющим членам данного этноса отличать себя от всех других этнических образований [2].
Первой формой этнической общности является племя. Они имеют свою территорию, язык, свои верования, собственные имена, воспринимая себя как сородичей, а свое племя - как большую семью, и потому жен берут из соседних племен. Этот факт доказывает, что древние люди уже отличали свою общность от всех подобных. Культура таких племен различалась исключительно в соответствии с природноклиматическими условиями. Но и в этих случаях можно обнаружить сходство. Например, утварь, орудия, наскальные рисунки, найденные в пещерах Казахстана и в пещерах Франции, удивительно похожи. Этнографы предполагают, что соседние племена говорили на понятных друг другу языках и сосуществовали не вполне раздельно, а в виде «соплеменности» [2].
Освоив земледелие и приручив животных, племена стали, с одной стороны, более устойчивыми за счет связи с землей, а с другой - более уязвимыми: ведь если с кочевников нечего взять, то у земледельца всегда есть запасы пищи и домашний скот. Начинаются военные конфликты, грабежи, захват обжитых территорий.
В этот период возникают союзы племен, обладающие общими органами власти. Входящие в них племена продолжают говорить на разных языках и существенно различаются в культурном отношении. Некоторые союзы племен продержались до нашего века, например, группы «братских племен» у бедуинов Северной Аравии. Распространяясь по обширной территории, племенные союзы подчинили себе отдельные племена и целые соплеменности, ассимилировав их. Ассимиляция - этнический процесс, в ре-
зультате которого происходит постепенное поглощение более мелких народов более крупными путем мирного или насильственного усвоения чужого языка и культуры [5].
Таким образом, отдельные племена воссоединились в мощные племенные объединения, обладавшие комплексной земледельческо-скотоводческой экономикой и большим военным потенциалом.
Параллельно с объединением шел и процесс дифференциации. Племенные союзы, которые обладали однородной речью, культурой, верованиями, попав в разные природные условия, начинают впитывать религиозные и культурные представления ассимилированных племен. Возникают новые соплеменности - древнегерманская, кельтская, индоарийская и др. Так возникли цивилизации в долинах Инда и Хуанхэ, Нила и Двуречья. Это были общества, обладавшие городами, государственной структурой, а главное - письменностью [5]. Ее появление знаменует резкий подъем коммуникации: возникает письменная этническая традиция.
Народность становилась основной этнической единицей. Эта форма этнической общности во многом определялась государством: государственные границы обусловили экономические связи между отдельными областями, общие правовые нормы. Ушло родоплеменное деление, уступив место делению населения по территориальному признаку. Постепенно уменьшались и племенные различия, стирались культурные особенности племен, отмирали языки. Все эти факторы упрочили небывалые до сих пор представления людей, принадлежащих к одному государству, об их единстве. Можно говорить о том, что признаками народности являются территориальная общность в рамках одного государства, наличие единого языка и письменности, общность верований, принявших впоследствии форму религии. Для народности характерно гораздо большее единство культуры и социальнопсихологических особенностей, чем у сопле-менности; здесь уже можно говорить о формировании некоего общеэтнического характера.
Еще сильнее отличительные признаки углубились и проявились на следующей ступени развития этнической общности - при переходе к капитализму. Основной формой бытования этноса становится нация.
Движение от уровня народности к уровню нации осуществлялось неодномоментно и непланомерно. Оно происходило постепенно и скачкообразно, иногда в течение десятилетий, а порой и столетий. Это связано с появлением единого рынка и соответствующих экономиче-
ских связей, распространением общенационального языка, грамотности и единой национальной культуры. Таким образом, большая часть наций западной Европы сформировалась к XVII в., а в России - лишь к XIX в. Некоторые нации (вьетнамская, кхмерская) сложились лишь в XX столетии, а в Лаосе и Индонезии этот процесс тянется до сих пор.
Нация - это многоэтническое социокультурное единство, обладающее государством или стремящееся к его созданию и объединенное интенсивной социальной коммуникацией [6]. Внутри одной нации обычно существуют различные этнические группы. Они либо сохраняют свой язык и особенности самобытной культуры (например, в составе единой швейцарской нации - немцы, французы и итальянцы), либо используют два языка - общенациональный и свой этнический, сохраняющие определенные бытовые и психологические особенности группы (англичане, шотландцы, валлийцы в составе Британии, которые одновременно считают себя представителями нации и осознают себя особой этнической общностью).
Большинство исследователей считают, что существенными признаками, по которым можно распознать этническую общность, являются общая территория, строго очерченный ландшафт и соответствующая ему природная среда, общий язык, происхождение от общего предка, т.е. кровное родство, и общие религиозные либо мифологические верования [5;6;9]. Этнос нельзя искусственно сформировать или произвольно расформировать, поскольку основой любого этноса являются люди, вступающие в разнообразные отношения между собой и осознающие свои этнические признаки и особенности [4]. В связи с этим большое значение приобретает понятие этничности.
Важную роль в изучении этничности сыграли работы норвежского ученого Фредерика Барта. Он обратил внимание на то, что характеристики, используемые для определения этнических групп, не могут сводиться к сумме содержащегося в пределах этнических границ культурного материала [3]. Этносы определяются, прежде всего, теми характеристиками, которые члены группы считают для себя значимыми и которые лежат в основе их самосознания. Таким образом, этничность - это форма социальной организации культурных различий.
Этничность формируется и существует в контексте того социального опыта, с которым идентифицируют себя сами люди или их идентифицируют другие люди как представители определенной этнической группы. Она основы-
вается на комплексе культурных черт, которыми члены данной этнической группы отличают себя от всех других групп, даже если они в культурном отношении близки. Различия, проводимые по отношению к другим этническим группам, обычно довольно определенны, тогда как внешние представления о группе часто обусловлены стереотипными характеристиками [8]. Кровная родственность или другие объективные критерии при этом не играют определяющей роли. Так, эвенки, проживающие в России и Китае, считаются одним народом, хотя они сами осознают свою принадлежность к различным локальным группам, а цыгане в разных странах мира отличают себя не только от «других», но и от различных групп цыган.
Первым необходимым условием существования этничности является наличие дихотомического отношения «мы - они». Этничность предполагает отношение между группами людей, члены которых рассматривают друг друга по каким-либо различающимся культурным характеристикам. Поэтому если такого отношения нет, говорить об этничности бессмысленно.
Первоначально границы этничности проходят по антропологическим признакам самоидентификации людей, имеющих общие родовые корни, уходящие в историческую почву генетического и социального единства. Характерные черты - фенотипические и генотипические, но особенно историческая родина - все это отличает «нас» от «не нас» в этническом отношении.
Кроме того, этничность не может существовать вне сравнения и вне коммуникации. Только в ходе взаимодействия с той или иной этнической группой проявляется своя этническая «индивидуальность».
Этничность включает в себя культурный, идентификационный и символический аспекты [7]. На личностном уровне этничность выступает в качестве особой формы «Я» - концепции, степень выраженности которой зависит от того, как человек определяет самого себя. Этническая принадлежность занимает существенное место в структуре характеристик личности. Значимость этнического «Я» существенно повышается в кризисной, нестабильной ситуации, а в период социальной устойчивости ослабевает, уступая место социальным характеристикам.
Исходя из сказанного, этничность может быть определена как особая характеристика личности, состоящая в ощущении, переживании своей принадлежности к определенной группе или общности людей, формирующаяся на основе их генетическою и социального единства и проявляющаяся в форме сравнения «нас» с «не
6/2013
нами» в ходе группового взаимодействия с другими этносами.
Каждому этносу свойственна совокупность обязательных специфических признаков, которые в своем единстве и образуют понятие «этничность». Ранее термин «этничность» практически не встречался в этнологической литературе. Однако в связи с резким ростом активности этнических меньшинств и обострением межэтнических отношений не только в странах третьего мира, но и индустриально развитых государствах Запада с начала 1970-х гг. вокруг проблемы этничности стала развертываться острая дискуссия. В результате появились многочисленные теории, предлагаемые для объяснения природы и сущности этноса, этнической идентичности, дискриминации, этнических конфликтов и т.д.
Литература
1. Абдулатипов Р.Г. Человек. Нация. Общество. - М.: Политиздат, 1991.
2. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. - М.: Наука, 1989.
3. Бажутина Т.О. Национальное сознание в динамике идентификации личности // Известия СО АН СССР. История, философия и филология. - Новосибирск, 1992. - №3. -С. 43-47.
4. Бромлей Ю.В. Этнос и география. - М.: Политиздат, 1972.
5. Геллнер Э. Нации и национализм. - М.: Прогресс, 1991.
6. Здравомыслов А.Г. Этнополитические процессы и динамика национального самосознания россиян // Социс. -1996. - №12. - С. 23-33.
7. Исламшина Т.Г. Этнические ценности полиэтнического общества. - Казань: Изд-во КГТУ (КАИ), 1996.
8. Шкляр Л.Э. Этнос. Культура. Личность. - Киев: Наукова думка,1992.
9. Этническое самосознание (принципы исследования) / под ред. В.В. Володин. - Саратов: Изд-во Поволж. фил. Рос. уч. центра, 1996.
Бубеев Александр Сергеевич, аспирант Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН, г. Улан-Удэ, e-mail: [email protected].
Bubeev Alexandr Sergeevich, postgraduate student, Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan studies, Siberian branch of Russian Academy of Sciences, Ulan-Ude, e-mail: [email protected].
УДК 316.356.4
А.С. Бубеев
ПРОБЛЕМА ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В СОЦИОЛОГИИ
Рассматривается проблема этнополитических процессов в России и роль, которую она играет в исследовании этнополитики в регионе. Автор рассматривает развитие этнополитических процессов в русле двух основных подходов, а также выделяет два типа отношений (между этнической общностью и политическими институтами как взаимодействие самих общностей).
Ключевые слова: многонациональное государство, национальное сознание, объект этнополитики, политические процессы, полиэтническая республика, Республика Бурятия, этнополитические процессы.
A.S. Bubeev
A PROBLEM OF ETHNIC AND POLITICAL PROCESSES IN SOCIOLOGY
In the article a problem of ethnic and political processes in Russia is considered and a role, which it plays in the study of ethnic politics in the region. The author considers the development of the ethnic and political processes in the mainstream of two principle approaches, as well as he determines two types of relations (between ethnic community and political institutions, as the interaction of communities themselves).
Key words: multinational state, multinational consciousness, object of ethnic policy, political processes, poly ethnic republic, Republic of Buryatia, ethnic and political processes.
Любому многонациональному государству необходимо решить многообразные политические и национальные проблемы, которые тесно связаны между собой и находятся в постоянном взаимодействии как компоненты общественного развития.
Этнические проблемы оказывают определяющее воздействие на политические процессы (например, на распределение властных полно-
мочий, политический режим, институты политической системы) [1]. Национальное сознание, представляющее собой совокупность социальных, политических, экономических, нравственных и других взглядов, характеризующих содержание, уровень и особенности духовного развития наций и народностей, также оказывает влияние на политическую сферу общества (по-