SCIENCE TIME
ПРОБЛЕМА ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В РОССИИ
Подольская Ксения Александровна, Шарипов Азамат Ражапович, Башкирский государственный университет, г. Уфа
E-mail: ksushapodolska@gmail. com
Аннотация. Данная работа посвящена вопросам этнической идентичности в России. Рассмотрены основные проблемы осознания этнической идентичности, факторы, влияющие на принятие своей этничности.
Ключевые слова: этническая идентичность, этничность
Каждый человек на протяжении всей жизни задумывается вопросом «кто я?». Проблема идентичности начинает волновать индивида с малых лет. В современном глобализирующемся мире вопрос идентичности стоит остро, т.к. идентичность первичных индивида (традиционно свойственная региону, семье и т.д.) постоянно оспаривается множеством альтернативных идентичностей. В XXI веке встает проблема не только выбора профессии, но даже такие базовые понятия как этничность, религиозность и даже гендерная принадлежность, вызывает у индивида повод для размышлений.
Индивид с малого возраста соотносит себя с референтными группами, таким как этнос, либо территориальная и гражданская принадлежность. К первичным идентификаторам можно отнести: этническую и гражданскую принадлежность, социальные роли и т.д.
В рамках данной статьи мы предлагаем обратить внимание на особенности этнической идентичности россиян. Актуальность темы создается полиэтническим составом страны. Согласно переписи 2010 года из 145 самостоятельных народов проживающих на территории России, 80 можно отнести к коренным народам России, 28 - к народам стран ближнего зарубежья и 38 - к народам стран дальнего зарубежья. По численности населения коренные народы России, кроме русских, составляют около 19,2 млн человек [1].
Этническая идентичность - результат эмоционально-когнитивного процесса осознания этнической принадлежности, отождествление индивидом себя с представителями своего этноса и обособления от других этносов, а также
глубоко личностно значимое переживание своей этнической принадлежности [2].
Многонациональный состав Российской Федерации создает основания для социальной напряженности, рост которой фиксируется в последнее время в некоторых регионах. По социальным опросам, картина пятилетней давности отличается более высоким уровнем межэтнической толерантности.
Социологическими опросами фиксируется, что первичные идентификаторы появляются у детей в процессе социализации достаточно рано. По данным исследования («Средняя общеобразовательная школа № 12» и «Средняя общеобразовательная школа № 31» г. Курска, 105 респондентов). Школьникам младших классов предложили ответить на вопрос «Кто я?». Наиболее популярным ответом стало позиционирование себя как: «человек» -80%. Для детей также важна идентификация с членами своей семьи, представление себя, как исполнителя социальной роли («сын», «дочь») - 80%, профессиональная («ученик», «школьник») - 76%, этническая принадлежность («русский», «россиянин») - 68% респондентов; региональная принадлежность («курянин») - 56% школьников [3]. Представленные данные показывают, что территориальная принадлежность у детей развита меньше, чем этническая. Возможно это связано с тем, что дети младших классов не так часто бывают за пределам своей территориальной единицы. Юные респонденты могут противопоставить себя другой этнической группе из-за многообразия национальностей в каждом субъекте РФ, поэтому этническая принадлежность развита несколько больше, нежели территориальная. Полученные данные показывают о недостаточной выраженности этнической идентичности младших школьников. Гораздо важнее для детей оказалось идентификация себя с малыми группами, такими как семья и учебное сообщество.
Опросы зрелого населения также фиксировали неприоритетность этнической идентичности. Даже в регионе с высоким уровнем этнической напряженности - в Москве, этническая идентичности не столь важна. В 2001 г., по данным социологического исследования, наиболее сильной из всех идентичностей была территориальная принадлежность жителей мегаполиса - их принадлежность к сообществу москвичей. Такая идентичность была более значима, чем этническая (для русских, украинцев, евреев, татар по самоопределению) [4]. Это может быть связано, в том числе, и с биэтнической или маргинальной идентичностью части населения. Так как им сложно определить свою этничность, они определяют себя как жители своей территориальной единицы.
Этническая идентификация принимается человеком в процессе социализации. В первую очередь через родителей. В настоящее время межэтнические браки практически не вызывают удивления, что может привести
к размытой идентичности у ребенка, биэтническая идентичность может быть органической если родители считают нужным прививать обычаи в большей степени этноса одного из родителей и маргинальной, если ребенок так и не определился со своей этнической направленностью. Индикатором межэтнической толерантности может служить данные по количеству межэтнических браков. По данным статистики каждая четвертая москвичка выходит замуж за выходца с Кавказа. Ученые Института общей генетики им. Вавилова провели исследование на тему «Влияние этноконфессиональных факторов на динамику генофонда Москвы». Проведенный генетиками анализ показал, что сейчас, в Москве к межнациональным относится каждый четвертый брак, а каждая пятая пара - православно-мусульманская. В больше степени браки заключаются между русскими женщинами и представителем другой национальности (62%), реже браки заключают русские мужчины с представительницами другой национальности.
Более подробная статистика по смешанным бракам в Москве выглядит следующим образом. Сокращается число русско-еврейских семей, но растет число браков с грузинами и азербайджанцами, а также с другими народами Кавказа (за исключением групп чеченцев и дагестанцев, которые предпочитают жениться на представительницах своего этноса). 70% семей московских армян -смешанные, в подавляющем большинстве армяно-русские (60%). Причем большинство детей от смешанных браков выбирают русскую национальность. Из-за союзов русских женщин с мужчинами другой национальности, меняется представление о «русских», так как появляются дети с русской внешностью с нерусской фамилией. Генный поток по линии отцов приводит к тому, что через десять поколений генофонд русских Москвы на 70% будет состоять из «чужих» генов. Будет меняться и антропологический вид населения Московского региона. Соответственно, сложившаяся ситуация в будущем приведет к еще большей проблеме самоидентичности [5].
Однако благоприятная картина толерантности к межэтническим бракам в Москве не находила должного подтверждения в целом по России. По данным исследования ВЦИОМ «Об отношениях россиян к межэтническим бракам» ( 3-4 июля 2010 г. в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Количество респондентов 1600 человек) можно сделать вывод, что россияне старшего поколения, в качестве членов своей семьи в большей мере готовы принять славян и европейцев (американцы - 41%, немцы, французы или англичане - 44%, латыши, литовцы или эстонцы - 43% , украинцы или белорусы - 45 %, 70% опрошенных одобряют браки с русскими / не одобряют - 2%). Наибольшее отторжение у россиян вызывают гипотетические возможности браков (с чеченцами - 65% , с арабами - 63% , с «казахом, таджиком, киргизом или узбеком» - 60%, с «грузином, армянином или азербайджанцем» - 54% , с
евреями - 46% [6].
На данный момент напряженность в межэтнических отношениях основана на миграционных процесса. Миграции российского населения, даже внутри своего государства, особенно в направлении ЦФО вызывает недовольство, в большей мере это проблема волнует жителей мегаполиса, и проводит к нетерпимости , зачастую, к своим же россиянам. По данным аналитического центра «СОВА», насилие в отношении людей, воспринимаемых как иностранцы (а к этой категории относятся и выходцы с Северного Кавказа, которые юридически являются гражданами России), занимает третье место в перечне наиболее распространенных видов насилия в России [7].
Однако внешнеполитические события на передний план выдвинули гражданскую идентичность, а не этническую. В 2014 году видна патриотическая мобилизация из-за воссоединения России и Крыма, что повлекло за собой отвлечение от проблем межэтнической ксенофобии. Межэтническая напряженность россиян по отношению к своим согражданам с Кавказа несколько снизилась, возможно, по причине нестабильного положения на Украине. В том числе это может быть связано и с тем, что сократилось упоминание о кавказцах в СМИ, все внимание прессы последнее время приковано к украинской проблеме и к нестабильности во внешней политика России, это видно и по данным опроса Левада-Центра 18-21 июля 2014 года. Сравнивая 2013 и 2014 год, согласно замерам в октябре 2013 года был зафиксирован пик ксенофобских настроений, тогда лозунг «Россия для русских» поддерживали 66% россиян, что являлось максимумом за все последние годы исследований по данной теме, проводимых Левада-Центром, сейчас же таких респондентов - 54%, что возможно связано с отвлечением россиян от миграционных проблем, посредством волнения за нестабильность в мировом сообществе, в частности за братский народ, вместе с тем концентрация внимания на украинских событиях способствовала росту одобрения власти.
Число россиян, считающих, что «в настоящее время в России возможны массовые кровопролитные столкновения на национальной почве», снизилось почти в 3 раза, с 62% в октябре 2013 года до 24% в июле 2014. Почти вдвое снизилось ощущении межнациональной напряженности в городе/районе, где проживает респондент, осенью 2013 года говорили 43% опрошенных, то сейчас -23%. Снижение межэтнической напряженности связано не с изменением отношения к выходцам из южных республик с негативного на позитивное, а лишь за счет роста безразличного отношения, так как появились новые объекты ксенофобии - «западенцы» и украинские «фашисты».
64% респондентов высказывают свое негативное отношение к нелегальным мигрантам из стран ближнего зарубежья, считая, что их нужно депортировать из России. 76% выступают за политику, которая будут
SCIENCE TIME
содействовать сокращению притока приезжих [8].
Одним из истоков подъема современного русского национализма служит вакуум идентичности, тесно связанный с идеологическим вакуумом — «кризисом идентичности» (или, по словам социолога и ведущего научного сотрудника Аналитического центра Юрия Левады Л. Д. Гудкова, «кризисом русского самосознания» [Гудков, 1994. с. 176]) [9]. Таким образом, в России уже давно актуализировалась проблема строительства гражданской нации.
Стоит признать, что в России традиция строительства общегражданской идентичности давняя и создавалась многовековыми связями церкви и государства, в дальнейшем даже после объявления государства светским, все же государство контролировало призывы на службу, систему образования - это привело к большему отождествлению себя с нацией, например, гражданин СССР, россиянин. Сейчас граждане могут не указывать свою национальность в паспорте, либо при заключении браков, это приводит к размыванию этнической идентичности. Определенную успешность строительства гражданской нации можно зафиксировать по опросам. Результаты исследований ВЦИОМ показывают, что на протяжении 2005 - 2010 гг. 84 - 88% россиян считают себя патриотами своей страны [10]. По данным исследования «О чем мечтают россияне», в 2012 г. лишь 9% опрошенных признались в чувстве общности со своей национальностью, еще 3% - с представителями русской культуры [11]. Представленные данные опроса (пусть и не очень «свежего») фиксируют, в принципе, позитивную картину. Однако проблема заключается в том, что единение этнических групп под куполом общегражданской идентичности в России остается хрупким и разрушается под воздействием бытовых проблем.
Литература:
1. Этнический состав населения и владение языками [Электронный ресурс]. -URL: http://demoscope.ru/weekly/knigi/ns_r10_11/akrobat/glava3.pdf
2. Идентичность этническая / Социологический словарь [Электронный ресурс]. - URL: http ://enc-dic .com/sociology/identichnost-j etnicheskaj a-2908.html
3. Беляева Е.В. Психолого-педагогическое воздействие сказки на формирование этнической идентичности младших школьников [Электронный ресурс]. - URL: http://childpsy.ru/dissertations/id/23137.php
4. Этнический ландшафт Москвы меняется / Демоскоп [Электронный ресурс]. -URL: http: //demoscope.ru/weekly/2004/0177/tema01.php
5. ...об этнически смешанных браках в Москве / Демоскоп [Электронный ресурс]. - URL: http://demoscope.ru/weekly/2011/0479/gazeta026.php
6. Пресс-выпуск №1569. Россияне о межнациональных браках // Официальный сайт ВЦИОМ. 2010. 27 августа / В целом видна тенденция одобрения межэтнических браков.[Электронный ресурс]. - URL: http://www.sova-center.ru/ racism-xenophobia/discussions/2010/08/d19632/
SCIENCE TIME
7. «Русский национализм» как область научных исследований [Электронный ресурс]. - URL: http://carnegieendowment.org/files/ProEtContra_62_54-72.pdf
8. Национализм, ксенофобия и миграция / Аналитический центр Юрия Левады [Электронный ресурс]. - URL: http://www.levada.ru/26-08-2014/natsionalizm-ksenofobiya-i-migratsiya
9. Предпосылки и причины возникновения современного русского национализма / Журнал политическая культура [Электронный ресурс]. - URL: http://www.politex.info/content/view/483/30/
10. Пресс-выпуск ВЦИОМ, 2010 [Электронный ресурс]. - URL: http:// ecsocman.hse.ru/data/2013/04/04/1251448439/Sanina.pdf
11. О чем мечтают россияне / Федеральное государственное бюджетное учреждение науки. Институт социологии Российской академии наук [Электронный ресурс]. - URL: http://www.isras.ru/files/File/Doklad/ Analit_doc_Mechti/O_chem_mechtayut_rossiy ane_12.pd