Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 16 (197).
Философия. Социология. Культурология. Вып. 17. С. 168-174.
Л. А. Толокевич
ПРОБЛЕМА эСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ
в феноменологии макса шелера
В статье рассматривается вопрос становления аксиологического метода философствования на примере феноменологии М. Шелера, освещается классификация ценностей, предложенная им. Особое внимание уделено исследованию характерных признаков этических и эстетических ценностей и их различимости.
Ключевые слова: ценность, духовные ценности, эстетические ценности, ценностные модальности, феномен, феноменологический априоризм, эмоциональная интуиция, ценностное отношение.
Открытие Логоса и создание формальной логики как особой науки, регулирующей течение философской мысли, - безусловно, завоевание западного типа мышления. Именно в рамках теоретических построений философской мысли стали возможны выделение и дифференциация таких философских проблем, как онтология, гносеология, антропология, социальная философия, аксиология. Специфическим подходом к познанию явилось рассмотрение обозначенных философских проблем через призму объектносубъектных отношений. Аксиология, как наука о ценностях, выступая эвристическим стержнем философии и в то же время методом рациональной реконструкции, не стала исключением. Отслеживая ценностные шлейфы, воплощаемые в индивидуальной деятельности человека, она позволяет проникнуть в тайну личности через интродукцию и реконструкцию стоящих за ней значимостей (ценностей). Невозможно игнорировать и то, что западная наука на протяжении всего ХХ столетия идёт путём антропологизации знаний, а феноменология признана одним из четырёх крупнейших направлений, определяющих развитие современной философии.
В советской России господство марксистско-ленинского понимания культуры и предметно-аксиологического подхода определили специфику изучения антропологии и феноменологии через критику «философско-антропологических интерпретаций общественного бытия и общественного сознания»1. Относительно недавно в Философском энциклопедическом словаре появляется феноменологическое определение: «Ценность является не свойством какой-либо вещи, а сущностью и одновременно условием полноценного бы-
тия объекта»2. В качестве сравнения прочтём определение ценности из «Философского словаря» 1980 года: «Ценности - специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества (благо, добро и зло, прекрасное и безобразное, заключённые в явлениях общественной жизни и природы). Внешние ценности выступают как свойства предмета или явления, однако они присущи ему не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а потому что он вовлечён в сферу общественного бытия человека и стал носителем определённых социальных отношений <...> За столкновением на идеологической арене различных и противоположных духовных ценностей следует видеть борьбу социально-политических позиций, интересов классов <...> между тем как чисто ценностный взгляд на события и явления <...> зачастую не выходит за рамки обыденного или морального сознания»3.
Наш интерес к творчеству оригинального немецкого философа Макса Шелера обусловлен тем, что он явился основоположником философской антропологии и предложил свою классификацию ценностей.
Одним из первых исследователей, которые стали рассматривать проблему человека и его ценностного мира, актуализированную М. Шелером, с другим акцентом, была Л. А. Чухина4. Позже она же исследовала онтологию трагического и концепцию эмоционального априори5. В 80-х годах отмечается всплеск интереса исследователей к изучению конкретных проблем многоаспектной философии М. Шелера: так, Ю. Н. Давыдов исследует концепцию науки6; В. В. Куликов -
педагогическую антропологию и социальнополитический аспект7; А. Н. Малинкин - социологическую концепцию8. В 90-е годы и по сей день интерес к затронутым М. Шелером проблемам не утихает, продолжается распознавание позитивных и негативных моментов философской антропологии и феноменологического метода. Особенно актуальными остаются идеи М. Шелера для понимающей со-циологии9. М. С. Каган, отмечая позитивные моменты, критикует ценностную иерархию и сам феноменологический метод философа10.
В. Г. Лукьянов, отмечая вклад западной философии в разработку теории ценностей, рассматривает характеристику М. Шелером эстетической ценности11. А. П. Забияко отмечает, что «феноменология ценностей является у философа тем мыслительным пространством в пределах которого осуществляется концептуализация святого» и исследует именно этот аспект12. Наконец, исследователь Л. А. Чёрная настаивает на актуальности философско-антропологического метода в плане изучения истории культуры13. В её учебном пособии «Культурология: основы теории» антропология определена методологической базой всех гуманитарных наук14.
Рассмотрение М. Шелером проблемы ценностей и, в частности, эстетических, представляет интерес в плане изучения истоков аксиологической традиции. Известный немецкий философ раскрыл практические возможности феноменологического способа философствования, поставив в центр своей философии тему ценностного мира человека. Философская школа, к которой он принадлежал, стала рассматривать человека как первопричину всех явлений и явилась базисной наукой о сущности и «сущностном строении человека». Несмотря на то, что эстетическая ценность не являлась непосредственным предметом его рассмотрения, М. Шелер обращался к этой проблеме, разрабатывая свою аксиологическую концепцию.
Особое место человека в Космосе философ определил именно благодаря его связи с ценностями. «Лишь в той мере, в какой существуют духовные ценности и духовные акты, в которых они постигаются, жизнь как таковая <...> обладает некоторой ценностью»15. Всю «полноту идей и ценностей» М. Шелер видел в вечной «Deitas» - божестве, духе, который заложен в «основание вещей» и осуществляется «в человеке и через человека в порыве миро-
вой истории» [курсив - Л. А.]16. Ценность, по Шелеру, это феномен, самообнаруживающий-ся в акте эмоциональной интуиции; феномен, которого нет вне направленности на него сознания (интенциональный), который всегда дан человеку в эмоциональном созерцании, в связи с чем ценность невозможно вывести путём абстрагирования из общих свойств предметов и явлений, а также невозможно выразить в формах логического мышления.
Особенностью феноменологической философии является то, что она использует понятие ‘полное духовное пере-живание’, которое присутствует в актах интенции, а также десимволизирует мир: «... когда всё трансцендентное и лишь предполагаемое стало ‘имманентным’ пере-живанию и созерцанию, т. е. когда нет никакой трансцендентности и никаких символов, всё что формально - стало “материей созерцания”17. «В переживании мир <...> также непосредственно дан», как в качестве «носителя ценностей» и «сопротивления», так и в качестве «предмета»18. Феноменологический же опыт - «домысливаемое» и «данное» не различает, более того, считается, что в точке их взаимного «покрывания» и появляется феномен. Ценности «эстетические» философ рассматривает в феноменологии предметностей как блага, наряду с этим, выделяя модальное единство области «духовных ценностей», которому присущи определённый ценностный ряд, соответствующие ему ценность предмета, ценность функции и ценность состояния. Это, считает Шелер, доказывает их материальное априори. То есть феноменологический априоризм у Шелера иной, отличный по содержанию от всех существующих в философии. «Подлинное место всякого ценностного Аргюй (как и нравственного) - это познание, соответственно, - усмотрение ценностей, которое выстраивается в чувствовании, предпочтении, в конечном счёте - в любви и ненависти; равным образом - и познание связей ценностей как “более высоких” или “более низких”. Такое познание происходит в специфических функциях и актах, которые дают единственно возможный доступ к миру ценностей. В самом чувственном, живом контакте с миром, в предпочтении и пренебрежении, в самих любви и ненависти, т. е. в ходе осуществления этих интенциональных функций и актов, вспыхивают ценности и их порядки» [курсив - Л. А.]19. Такое априорное познание
касается «как содержания, так и формы, стало быть “материя” (т. е. содержательные качества, по Шелеру, а не чувственное содержание, как у Канта) схватывается вместе с функ-
20
ционирующими взаимосвязями»20, причём может быть основано на усмотрении одной личности. Следовательно, следуя логике М. Шелера, ценности - материальные априори, которые образуют особое царство сущностей, находящихся вне пространственно-временной реальности; их можно только чувствовать, и то не все. Однако, несмотря на стремление материализовать ценностное априори через амбивалентность вводимого философом понятия ‘материальное априори’, он разрывает мир и идеал, помещая ценности в надвремен-ное трансцендентное царство, допуская, как и баденцы, концептуальный просчёт, на что указывает В. В. Ильин21. На деле ценности совмещены с действительностью за счёт встро-енности в деятельность - такова современная трактовка проблемы. Тем не менее, заслугой М. Шелера и Г. Риккерта считается выявленное ими различение «ценности» и «носителя ценности», а также некой «формы» - носителя благ. Согласно такой постановке проблемы, носителем ценности или благом является нечто конкретное - любой предмет: материальный, духовный, художественный; предмет реальный и воображаемый, природный и рукотворный; вещь, действие или событие. Ценность же подразумевает значение данного предмета для субъекта. Это положение актуально и значимо для развития теории ценностей вплоть до настоящего времени.
Наконец, о достаточно специфическом виде ценностей, ценностях эстетических, а также характерных чертах, выявленных М. Шелером. Сферу собственно эстетических ценностей он определяет ценностями прекрасного и безобразного. Подвергая специальному анализу «феномен трагического», сомневается в том, «является ли трагическое существенным “эстетическим феноменом”» и рассматривает его под тем углом зрения, что он «являет собой существенный элемент в самом универсуме»22. «Все эстетические ценности <...> суть, во-первых, ценности предметов; во-вторых, ценности предметов, полагание реальности которых снято, которые, таким образом, наличествуют как “видимость”, пусть даже феномен реальности <...> составляет часть содержания “образно” данного предмета-видимости; в-третьих,
ценности, которые оказываются связанными с предметами только благодаря своей наглядной образности (в отличие от простой “мыслимости”)»23, - такие сущностные черты определяет философ, рассматривая их в сопоставлении с особенностями наиболее близкого его научным интересам вида этических ценностей.
«Полагание реальности предметов снято» и они «наличествуют как видимость», что имеет ввиду М. Шелер? Переживание реальности, убеждён философ, дано не после всех наших «представлений» о мире, а предшествует им (дело не доходит до сознательного восприятия образа). Этот момент реальности - «целостное, нерасчленённое впечатление может быть воспринят («снят», по Шелеру) только «духом» человека», через «самоидентификацию с направленностью его духовных актов»24. Думается, речь идёт о двойственном характере эстетических ценностей, которые воспринимаются и как целостное, нерасчленённое впечатление, предшествующее образу, т. е. как прообраз, «видимость», что мыслится нами как какое-то априорное чувствование или ин-тенциональное ценностное отношение и, в то же время, как предмет наглядной образности, проявляющийся через форму, а именно, через «блага» (например, через произведения изобразительного искусства, литературные произведения, музыкальные и т. п.).
Этические ценности Шелер по сущности относит к личностной стороне и связывает с реальными носителями, а это, если следовать его логике, личности или акты, которые могут выступать, например, в драме и как часть эстетической видимости [значимости для человека. - Л. Т.], и как часть предмета-образа. Следовательно, напрашивается вывод об их естественно тесной взаимосвязи. Далее, эстетические ценности философ необходимо связывает «с носителями, данными в качестве образных предметов», а также с простыми видимостями. Если этические могут проявляться через реальные, а также через «помыс-ленные» объекты-носители, то эстетические, настаивает философ, проявляются только через наглядно-образные предметы. На наш взгляд, в этой характеристике существует противоречие, связанное с видимостью, или значимостью, которая как утверждает ранее сам философ, проявляется только через реальный носитель, а именно, только через восприятие личностью.
При противопоставлении «материальным» благам и ценностям чего-то «совершенно противоположного», а именно, «ценностей святого; равным образом, ценностей «познания», красоты и т. д. и соответствующих им духовных чувств»25, М. Шелер практически уравнивает этот ряд ценностей по их значимости, определяя их высокий статус общим, а именно духовностью. Однако, выстраивая свою систему ценностей, приоритет отдаётся всё же ценностям религиозным.
Теперь о своеобразном «системном» подходе М. Шелера. Философ выделяет два вида априорных порядков ценностей: это относительно «формальный» или порядок сущностных носителей и, второй, порядок ценностных модальностей или ценностных качеств. К первому порядку он относит личностные и предметные ценности. К личностным, соответственно, - ценности «самой» личности и ценности добродетелей. К предметным - все «блага», которые могут быть материальными (блага для наслаждения и полезные блага), витально ценными (хозяйственные) и духовными (наука, искусство и т. д., то есть культурные блага). В этом смысле личностные ценности более высоки, утверждает Шелер, чем ценности предметные.
Второй порядок - ценностные модальности или ценностные качества. Они образуют материальное Аргюй, существование которого являет собой опровержение кантовского формализма. Шелер выделяет четыре области модальных единств: это модальность приятного и неприятного; совокупность ценностей витального чувства; модальное единство духовных ценностей; модальность святого и несвятого; каждому из которых присущи определённый ценностный ряд, соответствующие ему ценность предмета, ценность функции и ценность состояния.
Нас интересует область «духовных ценностей», которую философ определяет как своеобразную уже по способу данности, а именно, «отделённости и независимости по отношению ко всей сфере телесности и окружающего мира, которая проявляет себя и в том, что мы «должны» жизненные ценности принести им в жертву. Акты и функции, в которых мы их постигаем, суть функции духовных чувств и акты духовного предпочтения»26. К основным видам духовных ценностей Шелер относит: «... ценности “прекрасного” и “безобразного”, а также всю область чисто эстетических
ценностей; далее, ценности “справедливого” и “несправедливого” <...> которые образуют феноменологическое основание идеи объективного правопорядка <...> и ценности “чистого познания истины”, которые стремится реализовать философия». Производными от духовных ценностей философ считает «ценности науки», «ценности культуры», которые по их природе относит к сфере ценностей благ (сокровища искусства, научные институты и т. д.). «В качестве состояний - коррелятов перечисленных духовных ценностей выступает ряд чувств таких как духовная радость и печаль, которые обладают той феноменальной характеристикой, что являют себя в “Я” как его состояния.»26.
Философ, как и многие до него, пытается создать свою систему ценностей: «... ценностные модальности находятся в априорных иерархических отношениях, которые предшествуют относящимся к ним рядам качеств...». Ценности святого образуют более высокий ценностный ряд, чем духовные ценности. Следующий ряд - ценности духовные: эстетические, этические и ценности истинного познания. Витальные, «ценности жизни», или ценности благородного и низкого - последующие в иерархии; завершают же систему ценности удовольствия и наслаждения (приятного - неприятного).
Иерархия ценностей постигается через акт «предпочтения»: «...всякое расширение ценностного поля (например, некоторого индивида) происходит только “в” предпочтении и пренебрежении. Только ценности, изначально “данные” в этих актах, затем могут “чувствоваться” - вторичным образом. Таким образом, та или иная структура предпочтения и пренебрежения выделяет те ценностные качества, которые мы чувствуем.»27. Поэтому иерархия ценностей, считает М. Шелер, никак не может быть дедуцирована, а ценность постигается каждый раз заново с помощью интуитивной «очевидности предпочтения».
Исследованию признаков ценностей, их сущностных особенностей, которые и определяют место в иерархии, посвящена значительная часть работы М. Шелера «Формализм в этике и материальная этика ценностей». Есть общие признаки, которые присущи всем видам ценностей, но в разной степени. «Так, ценности кажутся тем более “высокими”, чем они долговечнее <...> чем менее причастны “экстенсивности” и делимости <...> чем
менее они обоснованы другими ценностями <...> чем “глубже” “удовлетворение”, связанное с постижением их в чувстве <.> чем менее их чувствование относительно к по-лаганию сущностных носителей “чувствования” и “предпочтения”»27. По поводу первого признака в отношении эстетических ценностей - такого, как «длительность» ценности,
- как абсолютного и качественно-временного феномена, проявляющегося «в наполнении времени содержаниями»; в долговечности той ценности, которая имеет в себе феномен «способность - существования - сквозь
- время», причём «безразлично как долго существует её вещный носитель»28, так это, на наш взгляд, верно и актуально при выявлении их сущностных характеристик. Например, настоящее произведение наполнено, так и хочется сказать, одухотворено содержанием и смыслом, которые прочитываются независимо от времени, прошедшего с момента его написания, и по этому признаку они, без сомнения, относятся к высоким, согласно Шелеру.
Второй признак - ценности тем «выше», чем менее они «делимы» - также подтверждает высокий статус эстетических ценностей. «Произведение духовной культуры может одновременно постигаться, а его ценность - становиться предметом чувства и наслаждения неопределённо многими [индивидами]. Ибо сущность ценностей этого вида определяет то, что они могут передаваться неограниченно, не подвергаясь какому-либо разделению или умножению»29. Произведение искусства «изначально “неделимо”, ведь “кусочек” произведения искусства может существовать, но не представляет ценности, значит, необходимое условие - цельность». Отсутствие «причастности протяжению и делимости» очевидно. Наконец, такой критерий высоты ценностей, как глубина «удовлетворения», как никакой другой присущ эстетическим ценностям. Под «удовлетворением» философ понимает «переживание исполнения»30, не имеющее никакого отношения к витально чувственному.
Однако высшим критерием высоты и, соответственно, места в системе ценностей, является относительность ценностей к абсолютным ценностям. К абсолютам Шелер относит религиозные ценности, нравственные, ценности познания истины, красоту произведения искусства, а также ценность любви. «Ценность познания истины или же тихая, покоящаяся в себе красота произведения ис-
кусства обладают <...> некоторой феноменальной отделимостью от одновременного чувства нашей жизни, и тем более - от наших
31
чувственных состояний...»31.
Итак, эстетическая ценность у М. Шелера является онтологической характеристикой объекта и, в то же время, значением для субъекта, чем-то двойственным, амбивалентным, предметно-беспредметным, реально-идеальным - то есть и отношением, и качеством. Форма является непосредственной носительницей эстетической ценности. Эстетические ценности отнесены к сфере духовных ценностей и это уже определяет их место в самой иерархии, ведь «дух» и его становление через личность являются основной идеей философии М. Шелера. Красота определена философом как ценность абсолютная.
Нравственный потенциал антропологии немецкого философа велик и до конца не изучен. Бог, «становление божества» воспринимаются нами через призму его учения, как становление духовности самого человека, ответственного в роли «соратника» и «соучастника» «эволюции жизни мира»32. Роль эстетических ценностей, как гуманитарножелательных ценностных начал, формирующих мир идеального, в «человекоутвержде-нии» велика, ведь только человек соотносит свою жизнь с идеальным, то есть «идеалологичен», как метко определяет одну из его сущностных черт В. В. Ильин33.
Отечественная же аксиологическая мысль «двадцать пять лет развивалась в условиях конфронтации с господствовавшим официальным псевдомарксизмом, который объявлял аксиологию «буржуазной философией», а ценность - понятием «ложной идеалогии»34. Фундаментальное исследование процесса становления и развития теории ценностей предпринял Л. Столович35, издание его книги стимулировало развитие аксиологии в советской философии. Итогом историко-теоретических исследований феномена ценности и акси-осферы культуры явились книги известного российского учёного М. С. Кагана36. Его концепция такова: «...ценность возникает в объектно-субъектном отношении», и это необходимое условие её существования; она не вещь, не предмет, не свойство, не качество, не переживание и не «представление» субъекта. Ценностное отношение дедуцируется из системно-понимаемой деятельности людей как выявление значения объекта для субъек-
та. Он пришёл к выводу, что рассматривать и исследовать следует не саму ценность, как феномен, а целостное ценностное отношение. «Собственно-философский подход предполагает рассмотрение не самой ценности, как это делают, например, М. Шелер и другие “онтологизаторы” ценностей, и не самой ценностной оценки, к которой сводят аксиологическую ситуацию <...> а целостного ценностного отношения, “полюсами” которого являются ценность и оценка; это отношение образуется особой формой связи объекта и субъекта...»37. Только такой подход даст возможность постичь диалектику абсолютного и относительного в реальной истории акси-осферы, - считает М. С. Каган, и «именно так ставил вопрос уже в 20-е годы немецкий философ И. Хайде, а также А. Штерн, критикуя М. Шелера и Н. Гартмана за то, что они видят в ценности некое качество, присущее объекту, и потому лишают её неразрывной связи с субъектом»37. Тогда как классифицировать ценности возможно на основе применения системного анализа, в основе которого принципы однородности сопоставляемых элементов, а также выявление их необходимости и достаточности для существования и функционирования аксиосферы, настаивает известный российский исследователь.
Однако состоявшийся в 1995 году в Кёльне второй Международный коллоквиум381, посвящённый Максу Шелеру, провозгласил, что феноменологический подход обладает и на сегодняшний день значительным потенциалом для осмысления изменений как ценностей, так и их восприятия. Понимание М. Шелером феноменов в качестве сложных единиц, как отмечалось учёными, удивительно близко нашему современному пониманию. Значимо и то, что проблематика эстетической ценности с начала ХХ века стала разрабатываться М. Шелером, Н. Гартманом и Р. Ингарденом именно в рамках феноменологического направления.
Примечания
1 См.: Кимелев, Ю. А. Современная буржуазная философско-религиозная антропология / отв. ред. Б. Т. Григорьян ; АН СССР ; ИНИОН, Ин-т философии. М., 1985; Зудихина, Н. С. Критика философско-антропологических интерпретаций общественного бытия и общественного сознания / Н. С. Зудихина, А. В.
Перцев // Наука и развитие общественных отношений. Свердловск, 1980; Муравьёв, А. Н. Дуализм социологии знания Макса Шелера // Марксистская философия, идеологическая борьба, современность. Л., 1982.
2 Философский энциклопедический словарь. М., 2006. С. 507.
3 Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. 4-е изд. М., 1980. С. 407.
4 Чухина, Л. А. Человек и его ценностный мир в религиозной философии : крит. очерк. Рига, 1980.
5 Чухина, Л. А. : 1) Макс Шелер : онтология трагического // Проблемы онтологии в современной буржуазной философии. Рига, 1988; 2) Концепция эмоционального априори в феноменологической философии М. Шелера // Феноменология в современном мире. Рига, 1991.
6 Давыдов, Ю. Н. Концепция науки в социологии Макса Шелера // Социол. исслед. М., 1984. № 4.
7 Куликов, В. В. % 1) Педагогическая антропология : истоки направления проблемы. Свердловск, 1988; 2) Философская антропология Макса Шелера : социально-политический аспект // Проблема человека в современной буржуазной философии. М., 1988.
8 Малинкин, А. Н. Персоналистическая социология Макса Шелера // Социол. исслед. М., 1989. № 1.
9 Бюль, В. Феноменологическая редукция, функциональное понимание и интуиция сущностей : измерения и принципы понимающей социологии в работах Макса Шелера // Соц. и гуманитар. науки. Отечеств. и зарубеж. литературоведение : рефератив. журн. Сер. 11. Социология. М., 1994.
10 Каган, М. С. Философская теория ценности. СПб., 1997. С. 26.
11 Лукьянов, В. Г. Эстетическая ценность в контексте русской религиозной философии. СПб., 1998. С. 205-208.
12 Забияко, А. П. Феноменология и аксиология святого в философии религии М. Шелера // Религиоведение. Благовещенск ; М., 2001. № 2.
13 Чёрная, Л. А. «Новая философская антропология» Макса Шелера и история культуры // Вопр. философии. М., 1999. № 7.
14 Чёрная, Л. А. Культурология : основы теории : учеб. пособие. М., 2003.
15 Шелер, М. Избр. произведения / пер. с нем. А. В. Денежкина, А. Н. Малинкина, А. Ф.
Филиппова ; под ред. А. В. Денежкина М., 1994. С. 314.
16 Шелер, М. Положение человека в Космосе // Проблема человека в западной философии : переводы / сост. и послесл. П. С. Гуревича. М., 1988. С. 76.
17 Шелер, М. Избранные произведения. С. 206.
18 Там же. С. 203.
19 Там же. С. 287.
20 Чухина, Л. А. Человек и его ценностный мир в феноменологической философии Макса Шелера : послесловие // Шелер М. Избранные произведения. С. 381.
21 Ильин, В. В. Аксиология. М., 2005. С. 202.
22 Лукьянов, В. Г. Эстетическая ценность в контексте русской религиозной философии. СПб., 1998. С. 27.
23 Шелер, М. Избр. произведения. С. 304.
24 Там же. С. 191.
25 Там же. С. 312.
26 Там же. С. 326.
27 Там же. С. 308.
28 Там же. С. 309-310.
29 Там же. С. 312.
30 Там же. С. 315.
31 Там же. С. 318.
32 Шелер, М. Положение человека в Космосе // Проблема человека в западной философии...
С. 191.
33 Ильин, В. В. Аксиология. М., 2005. С. 12.
34 Каган, М. С. Философская теория ценности. СПб., 1997. С. 44.
35 Столович, Л. Н. Красота. Добро. Истина : очерк истории эстет. аксиологии. М., 1994.
36 См.: Каган, М. С. : 1) Философская теория ценности. СПб., 1997; 2) Философия культуры. СПб., 1996; 3) Эстетика как философская наука. СПб., 1997.
37 Каган, М. С. Философская теория ценности. С. 50.
38 Историко-философский ежегодник. 1995. М., 1996. С. 214.