Научная статья на тему 'Проблема экологической безопасности процессов утилизации речных судов'

Проблема экологической безопасности процессов утилизации речных судов Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
71
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Наумов В. С., Гредасова И. Б.

В статье рассмотрено состояние проблемы обеспечения экологической безопасности при утилизации речных судов с учетом зарубежного и отечественного опыта ее решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF ECOLOGICAL SAFETY OF SHIP RECYCLING PROCESSES

The state of problem providing ecological safety of river ship recycling taking into account foreign and native experience her decision is considered in the article.

Текст научной работы на тему «Проблема экологической безопасности процессов утилизации речных судов»

Список литературы

[1] Тимошенко С.П. Колебания в инженерном деле. - М.: Наука, 1967. - 444 с.

[2] Справочник по теории корабля. - Т. 2. Статика судов. Качка судов. - Л.: Судостроение, 1985.-440 с.

[3] Этин В.Л., Милова И.И. Колебания бонового заграждения на тихой воде. - Материалы научно-практической конференции «Проблемы повышения эффективности функционирования и развития транспорта Поволжья », ч. 1Н. Новгород: ВГАВТ, 2003. - С. 184-187.

VIBRATION OF HARBOR BOOM ON REGULAR DISTURBANCE

I. I. Milova

The differential equation of the compelled vibrations of harbor boom is made. The example of the calculation of the compelled vibrations is given.

УДК 656.624.073.235

В. С. Наумов, д. т. н., профессор, академик РАТ.

И. Б. Гредасова, аспирант, ВГАВТ.

603600, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5.

ПРОБЛЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОЦЕССОВ УТИЛИЗАЦИИ РЕЧНЫХ СУДОВ

В статье рассмотрено состояние проблемы обеспечения экологической безопасности при

утилизации речных судов с учетом зарубежного и отечественного опыта ее решения.

Современный этап реализации концепции устойчивого развития характеризуется стремлением к экологичности производственных процессов на всех этапах жизненного цикла различных продукционных систем [1]. Причем все большее внимание уделяется заключительной фазе жизненного цикла изделий - утилизации, которая отличается не только значительным воздействием на окружающую среду (ОС), но и является источником вторичных ресурсов. Решением этих вопросов, применительно к судоходству, постоянно занимается Международная Морская Организация (ИМО), уделяя при этом значительное внимание вопросам охраны ОС и ресурсосбережения [2].

Актуальность проблемы утилизации судов в нашей стране обусловлена тем, что спад промышленного производства в России в конце 20-го века привел к резкому сокращению внутренних перевозок, поэтому около 7500 судов остались невостребованными судоходством, а места их хранения превратились в «кладбища» судов [3]. Для решения этого вопроса в федеральной целевой программе «Модернизация транспортной системы РФ» специально разработаны меры по очистке водоемов от затонувших судов и плавсредств и их утилизации. Общий объем финансирования этих работ из бюджетов различных уровней составляет 360 млн. руб [4].

Обследование выведенных из эксплуатации судов, выполненное Волжской государственной академией водного транспорта совместно с Российским Речным Регистром показало, что в настоящее время в Российской Федерации насчитывается около 3000 единиц отходов в виде судов [3]. Эксплуатационное назначение, состав и особенности насыщения корпуса, надстроек и рубок основных типов судов, подлежащих утилизации представлены в таблице.

Таблица

Тип судов Назначение Тип плавучего сооружения Состав и особенности насыщения

корпуса надстроек и рубок

Самоходные сухогрузные Перевозка генеральных грузов, зерна и др. Самоходные с кормовой надстройкой Однопалубные или двухпалубные. Наличие форпика и ахтерпика, кормового машинного отделения, грузовых трюмов. Надстройка состоит из однопалубного или двухпалубного острова, в котором размещены жилые, служебные и функциональные помещения. На крыше надстройки находится кормовая рубка.

Пассажирские (гру-зопассажир ские) Перевозка транзитных пассажиров, их багажа и грузов. Самоходные с обносами и трех-дечной надстройкой. Наличие форпика и ахтерпика, кормового машинного отделения, котельного и дизель-генера-торного отделений, грузовых трюмов. В надстройке размещены места для перевозки пассажиров, служебные и функциональные помещения.

Буксирные Буксировка плотов, толкание и буксировка сухогрузных составов и нефтеналивных барж с нефтепродуктами всех классов. Самоходные с носовой надстройкой. Однопалубные. Наличие форпика и ахтерпика, кормового машинного отделения, дизель-генераторного . отделения. Надстройка состоит из однопалубного острова, в котором размещены жилые, служебные и функциональные помещения. На крыше надстройки находится носовая рубка.

Несамоходные сухогрузные Перевозка мине-рально-строите-льных материалов, угля, леса и других навалочных грузов. Несамоходная баржа-площадка, оборудованная устройством для вождения методом толкания. Наличие форпика и ахтерпика, грузовых трюмов. Надстройка и рубка * отсутствуют.

Процесс утилизации речных судов представляет собой достаточно сложную техническую проблему (рис.), многие вопросы которой в настоящее время еще далеки от своего решения. Одной из причин такого состояния является отсутствие нормативных, технических и экологических требований, регламентирующих процесс утилизации речных судов. Активная работа в этом направлении ведется только для морских судов под руководством Морского Регистра Судоходства [5]. Вместе с тем создание подобных документов для внутреннего водного транспорта связано с целым рядом особенностей процесса утилизации речных судов. В первую очередь это касается технологий подготовки судна к утилизации, а также мест и технологий разделки на габаритный металлолом.

Утилизация судов

1 У м

Самоходные и несамоходные нефтеналивные пассажирские буксирные Несамоходные и самоходные сухогрузные

Рис. Структурная схема утилизации судов

На этапе подготовки судна к утилизации осуществляется осушка систем и зачистка от нефтесодержащих, химических и других токсичных соединений. Применяемые на этом этапе технологии принципиально не отличаются от технологий зачистки судов при эксплуатации с применением ручных, механизированных и химикомеханизированных методов.

Известно, что применение этих методов связано с образованием сильно загрязненных промывочных вод, для очистки которых требуется специальное оборудование, как правили имеющееся в условиях портов [6]. В отличие от этого процесс подготовки судна к утилизации в настоящее время происходит в основном в местах не оборудованных средствами инженерной защиты окружающей среды и загрязненные промывочные воды сбрасываются в водоем без очистки.

Разделка речных судов на металлолом осуществляется в основном судоремонтными заводами, применяющими традиционные методы разделки металла: механическое резание с использованием дисковых алмазных пил, механических и гидравлических ножниц и водоструйных установок «Pazer», а также газоплазменная резка с использованием ацетиленовых, керосиновых, газодинамических и плазменных резаков. Перспективным методом (по экологическим и экономическим параметрам) разделки судна на металлолом считается метод взрывного резания, который в настоящее время находится на стадии разработки технологических режимов резания [7]. Как правило разделка судов на габаритные металлургические куски осуществляется на открытых площадках, снабженных необходимым технологическим оборудованием и сопровождается интенсивным загрязнением основных компонент природной среды, что требует применения специальных средств инженерной защиты окружающей среды. Однако практика разделки речных судов на судоремонтных заводах показывает отсутствие этих средств.

Требует своего решения так же вопрос размещения различных отходов вторичного использования, образующихся в процессе утилизации судна и которые в настоящее время хранятся в необорудованных местах.

Таким образом, обзор состояния проблемы утилизации речных судов показал, что все этапы этого технологического процесса отличаются повышенным риском загрязнения окружающей среды и необходимы меры по снижению уровня этого риска. Для научного обоснования этих мероприятий требуется проведение исследований целью которых будет являться комплексная оценка экологической опасности процессов утилизации речных судов и разработка методов ее снижения.

Список литературы

[1] Указ Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 г. № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей природной среды и обеспечению устойчивого развития» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994. - № 6. - С.436.

[2] www.imo.org. IMO Guidelines on ship recycling. Resolution A. 962(23).

[3] Пластинин A.E., Этин В.Л. Анализ существующего списанного и подлежащего списанию парка судов транспортного флота России. Материалы научно-практической конференции «Проблемы повышения эффективности функционирования и развития транспорта Поволжья». - Н. Новгород: Изд-во ВГАВТ, 2003. - С. 135-137.

[4] www.programs-gov.ru. Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)».

[5] Решстов Н. Утилизация судов: проблемы И решения // Судостроение. - 2002. - № 4.

[6] Наумов B.C., Савинов В.И. Особенности инженерной защиты окружающей среды в речных портах // Вестник ВГАВТ, вып. 8. - Н. Новгород: Изд-во ВГАВТ, 2004.

[7] Каганер Ю.А., Шушко Л.А. Квазар-технология взрывных работ и ее применение при разделке судов на металлолом // Судостроение. - 1997. - № 4.

THE PROBLEM OF ECOLOGICAL SAFETY OF SHIP RECYCLING PROCESSES.

V. S. Naumov, /. B. Gredasova

The state of problem providing ecological safety of river ship recycling talcing into account foreign and native experience her decision is considered in the article.

УДК 502:629.12.002.3.

В. С. Наумов, д. т. н., профессор, академик РАТ.

Т. А. Игнатьева, ассистент.

Н. Ш. Ляпина, к. х. н., доцент.

И. Б. Мясникова, к. х. н., старший преподаватель, ВГАВТ.

603600, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5.

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ДОННЫХ ОТЛОЖЕНИЙ В АКВАТОРИЯХ ПРЕДПРИЯТИЙ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА

В статье рассматривается вопрос о неоднозначности оценки состояния донных отложений водоемов при антропогенном загрязнении гидросферы.

Основные антропогенные нагрузки на объекты окружающей среды, производимые функционирующими транспортными средствами, обозначены достаточно полно [1]. Влияние крупногабаритных отходов судоходства на акватории баз технического отстоя флота и судоремонтных заводов являются предметом исследований многих научных коллективов ВГАВТ, и касаются они, прежде всего проблемы антропогенных загрязнений гидросферы [2-5].

При длительном отстое судов в акваториях баз технического отстоя, как показано в работе [3, 5], происходит выделение в окружающую среду продуктов окисления железа и тяжелых металлов. Это связано с коррозией корпуса судна и надстройки. Результатом коррозии является потеря герметичности корпуса судна, что приводит к разрушению неметаллических конструкционных материалов, таких как древесина, полиэтилен, поливинилхлорид, полиакрилаты, фенопласты и др. При соприкосновении с водной средой и донными отложениями данные материалы разлагаются с выделением веществ, содержащих биогенные элементы (С, Н, О, N, Р).

С увеличением содержания биогенных элементов в водоеме происходит так называемая антропогенная эвтрофикация, которая приводит к перестройке структуры трофических связей гидробионтов, резкому возрастанию биомассы фитопланктона благодаря массовому размножению синезеленых водорослей, вызывающих цветение воды, ухудшающих ее качество и условия жизни гидробионтов. При этом выделяются токсины, опасные не только для гидробионтов, но и для человека. Возрастание массы фитопланктона сопровождается уменьшением разнообразия видов, что приводит к невосполнимой утрате генофонда, уменьшению способности экосистем к гомеостазу и саморегуляции.

Характер и оценка загрязнений донных отложений, производимых судами, выведенными из эксплуатации: брошенными, затопленными или полузатопленными, систематически не проводились. В то время, как донные отложения (или илы) играют значительную роль в процессах эвтрофикации водоемов. Интенсивное развитие растений приводит к накоплению на дне органического вещества, происходящему вследствие неполной его минерализации. На данной стадии эвтрофирования отмечается

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.