Научная статья на тему 'Проблема эффективной деятельности судов в правозащитной политике РФ'

Проблема эффективной деятельности судов в правозащитной политике РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
447
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема эффективной деятельности судов в правозащитной политике РФ»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-2/2016 ISSN 2410-6070_

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 347

Ю.А.Агиева

Студентка 3 курса юридического факультета Кубанского ГАУ г. Краснодар, Российская Федерация

ПРОБЛЕМА ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ В ПРАВОЗАЩИТНОЙ ПОЛИТИКЕ РФ

В настоящее время, в связи с развитием договорных отношений и рыночной экономики, растет количество гражданских споров. Их разрешением занимаются суды общей юрисдикции, которые при осуществлении своей деятельности руководствуются как организационно-функциональными, так и функциональными принципами. Тяжело переоценивать значение принципов гражданского процессуального права, они определяют цель процесса и методы достижения этой цели, характеризуют содержание деятельности субъектов гражданского процессуального права, определяют существенные черты, выражающие сущность процессуального права.[5]

Проблемы обеспечения правопорядка, восстановления нарушенных прав и свобод граждан, охраны интересов предприятий и организаций являются актуальными в современном обществе. Их разрешением занимаются субъекты правозащитной структуры РФ. Принятая в 1993 году Конституция провозгласила человека, а также его права и свободы высшей ценностью, чего не наблюдалось в советское время, когда верховенство принадлежало исключительно государственным интересам.

Правозащитная деятельность не может существовать без реализации принципа справедливого правосудия. Рассохина А.А. отмечала, что справедливое правосудие призвано являться одной из основных целей правозащитной политики и необходимой частью идеологии прав человека в современном демократическом обществе, определяя философские, нравственные, политические и социальные ценности.[6] Отсюда мы видим основную цель правосудия, которая выражается в обеспечении справедливого разрешения судебных дел исходя из необходимости защиты человека и гражданина.

Без справедливого правосудия нельзя говорить о существовании правового государства, а равно и о гарантийной защищенности прав и свобод граждан. Независимость судебной власти является одной из основ правового государства, которая способствует росту авторитета суда в обществе, расширению правосудия и повышению уровня исполнения судебных актов.

В наше время большое внимание уделяется изучению роли судебной власти в правозащитной системе РФ. Правосудие в РФ осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Данные положения закрепляет ст. 118 Конституции РФ. Именно система судебной власти призвана играть ведущую роль в утверждении конституционной законности, соблюдении принципа верховенства права в общественной и государственной жизнедеятельности страны. Без укрепления законности и должного правоприменения невозможно воплощение правозащитной политики в жизнь. [7]

Суд нуждается в особом регламенте собственной деятельности со стороны органов законодательной и исполнительной власти. Для обеспечения независимости судей законодательная власть, посредством принятия ФКЗ, устанавливает гарантии работы судов. Прежде всего это ФКЗ от 31.12.1996 г. №1- ФКЗ «О судебной системе», ФКЗ от 7.02.2011 г. №1- ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ» и др.

Одной из основных задач судов является восстановление нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан посредством обеспечения реализации справедливой судебной политики. А. Барк полагает, что в основе судебной политики лежит «сознательное формулирование соображений, согласно которым судья делает выбор между различными соответствующими праву альтернативами, открытыми перед ним в трудных делах».[4]

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-2/2016 ISSN 2410-6070_

В содержании судебной политики можно выделить такие направления как обеспечение открытости и прозрачности деятельности судебной системы. Понятия прозрачности и гласности тесно связаны между собой, так как оба способствуют повышению уровня правовой осведомленности о судопроизводстве, общественному контролю за функционированием судебной власти. М. Краснов указывает, что открытость судебной системы способствует повышению ее престижа, а следовательно, способствует защите судебной власти от возможных посягательств на ее прерогативы, в том числе со стороны других ветвей власти.[3] Открытое рассмотрение и разрешение дел во всех судах предусматривает ч. 1 ст. 123 Конституции РФ. Данный принцип прослеживается не только в рассмотрении гражданских споров, но и при уголовном судопроизводстве.

Так, в ст. 10 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. закреплено, что «каждый человек для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения имеет право на рассмотрение дела гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом» [1]

Немаловажное значение имеет развитие правозащитной политики на уровне субъектов Федерации. Здесь необходимо повышение качества функционирования мировых судей и конституционных (уставных) судов, а также оптимизация их компетенции.

Система судебных органов обеспечивает единство экономического пространства, охраняет правопорядок и гарантирует свободную экономическую деятельность. Как отмечалось уже не раз, работа судебных органов опирается на положения Конституции РФ, откуда формируются научные задачи по разработке действенных правозащитных механизмов. Государство в лице Правительства РФ принимает отдельные рамочные документы, в которых указывает о необходимости и большом значении судебной системы в любом правовом государстве. Примером служит, распоряжение Правительства РФ от 20.09.2012 г., которым была утверждена Концепция федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013-2020 г.» Анализируя данный документ, мы можем сделать вывод, что создание благоприятного климата в нашей стране напрямую связано с эффективностью судебной системы. «На современном этапе судебная система функционирует в условиях осуществления в государстве интенсивных социально-экономических процессов и реформ, что ставит новые задачи и определяет необходимость перехода судов на качественно новый уровень деятельности. Это обусловливает необходимость серьезной государственной поддержки и применения программно-целевого подхода для привлечения дополнительных ресурсов в целях повышения эффективности деятельности судов». [2] Продуктивная работа судов также необходима при борьбе с различными видами правонарушений и преступлений. Благодаря судебному контролю осуществляется реализация правосудия для предоставления защиты законных интересов граждан и организаций, обеспечение борьбы с правонарушениями и преступлениями путем устранения причин, способствующих их совершению.

Для полной гарантии объективной деятельности судов, а также совершенствования судебной защиты необходимо, в первую очередь, усовершенствовать мониторинг соблюдения прав и свобод человека, а также информирование о фактах их нарушения; улучшить подготовку проектов законов; участить проведение образовательных мероприятий, конференций; содействовать развитию сети правозащитных организаций; обеспечить своевременное и качественное рассмотрение дел; повышение профессионального уровня лиц, ответственных за выполнение международных обязательств; рост активности институтов гражданского общества в целях контроля за деятельностью судебной ветви власти.

Одной из насущных задач правозащитной политики современной России является выработка эффективного механизма координации усилий правотворческих, правоприменительных, надзорных и иных государственных органов, а также общественных организаций в вопросах обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, которые являются невозможными без формирования справедливого правосудия.[6]

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что судебная власть является обязательным признаком демократического государства, ценностью которого признаны права и свободы человека. Обеспечивая разрешение возникающих в обществе конфликтов на основе права, подчинение закону всех субъектов общественной жизни судебная власть играет крайне важную роль в жизнедеятельности общества

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-2/2016 ISSN 2410-6070_

и государства.

Таким образом реализация правозащитной политики невозможна без эффективной деятельности судов. Список использованной литературы:

1. Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Российская газета. 1995. 5 апреля

2. Концепция федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013- 2020 гг» от 27.12.2012г. №1406

3. Краснов М. У судебной власти есть только один защитник- общество// Российская юстиция. 2003. №6. С-4

4.Петрухин И. Л. Судебная власть, учебник. М:, 2003

5. Рассохина А.А., Лапанин А.С. Проблемы реализации организационно-функциональных принципов ГПП.//Законность и правопорядок в современном обществе. 2015. №27. С-14.

6. Рассохина А.А. Справедливое правосудие как актуальная проблема правозащитной политики// Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. №5. С-151

7. Рассохина А.А. Проблемы укрепления законности в реализации правозащитной политики в РФ// Исторические, философские, политические и юр.науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. №8. С-168.

© Агиева Ю.А., 2016

УДК34

Алекаева К.И.

магистрант, кафедра уголовного права

РАНХиГС

ВЫЯВЛЕНИЕ КОРРУПЦИОГЕННЫХ ФАКТОРОВ В ПРОЦЕССЕ АНТИКОРРЦРЦИОННОЙ ЭКПЕРТИЗЫ

Аннотация

В статье исследуется создание с помощью правовых актов условий для "коррупциогенных соглашений" с уполномоченными должностными лицами - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям.

Ключевые слова Вознаграждение, должностное лицо, коррупция Key words

Remuneration, public official, fight against corruption

Когда речь идет о завышенных требованиях к гражданам и организациям как коррупциогенный фактор, подразумеваются три внешних формы их проявления:

- наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права;

- злоупотребление правом заявителя;

- юридико-лингвистическая неопределенность.

Правовой акт может содержать такие юридические обязанности и запреты, точное соблюдение которых значительно усложнит доступ граждан и организаций к тем или иным материальным или нематериальным благам и ценностям, создавая тем самым условия для "коррупциогенных соглашений" с уполномоченными должностными лицами - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.