Научная статья на тему 'Проблема эффективности информационных ресурсов вуза'

Проблема эффективности информационных ресурсов вуза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
123
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ В ВУЗЕ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ / ТРЕБОВАНИЯ К ПОСТАВКЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ / ИТ-ИНФРАСТРУКТУРА ВУЗА / ОБЛАЧНЫЕ СЕРВИСЫ ДЛЯ ВУЗОВ / БЕСПЛАТНЫЕ ОБЛАЧНЫЕ СЕРВИСЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абросимова М.А.

Рассмотрены виды информационных ресурсов вуза и показатели эффективности при их потреблении и производстве, особенности поставки информационных ресурсов, в т.ч., сложность структуры и требования к объему и периодичности предоставления, рост объемов неструктурированных данных и пр., отмечены преимущества облачных сервисов при создании эффективной ИТ-инфраструктуры вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема эффективности информационных ресурсов вуза»

ПРОБЛЕМА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ВУЗА

© Абросимова М.А.*

Уфимский государственный университет экономики и сервиса, г. Уфа

Рассмотрены виды информационных ресурсов вуза и показатели эффективности при их потреблении и производстве, особенности поставки информационных ресурсов, в т.ч., сложность структуры и требования к объему и периодичности предоставления, рост объемов неструктурированных данных и пр., отмечены преимущества облачных сервисов при создании эффективной ИТ-инфраструктуры вуза.

Ключевые слова: информационные ресурсы в вузе, оценка эффективности информационных ресурсов, требования к поставке информационных ресурсов, ИТ-инфраструктура вуза, облачные сервисы для вузов, бесплатные облачные сервисы.

В условиях информационного общества проблема эффективности информационных ресурсов приобретает особое значение: успех деятельности в большой степени зависит от скорости и результативности информационных процессов. Под эффективностью информационных ресурсов (ИР) предприятия, понимают оценку эффективности их эксплуатации [1]. При этом в зависимости от принадлежности предприятия к классу производителей или потребителей ИР используются различные показатели эффективности эксплуатации ИР.

Вуз производит образовательные услуги, т.е. по профилю деятельности относится к классу потребителей информационных ресурсов [2]. При потреблении ИР показатели эффективности эксплуатации информационных ресурсов основаны на оценке затрат на информационное обеспечение процессов: во-первых, производства образовательных услуг (создание учебно-методического обеспечения образовательного процесса), во-вторых, для управления производством образовательных услуг (управление вузом) и расчете показателей хозяйственной деятельности, связанных с совершенствованием системы информационного обеспечения вуза. Существенно важным моментом является оптимизация методов формирования затрат на информационное обеспечение и сроков окупаемости таких затрат.

Вуз является и производителем (поставщиком) ИР. Если использовать классификацию мировых информационных ресурсов, в формировании которых вуз принимает участие, то можно классифицировать производимые вузом ИР следующим образом [3]:

* Доцент кафедры «Информатика и информационно-коммуникационные технологии», кандидат технических наук, доцент.

- образовательные ИР: учебно-методические разработки для обучающихся;

- научно-технические ИР: научно-технические программы, отчеты;

- статистические ИР: социально-экономические данные об образовательной деятельности (сведения о контингенте обучающихся и профессорско-преподавательском составе, административных работниках, их квалификации, оплате труда и пр.);

- финансовые ИР: финансовые данные об образовательной деятельности вуза (сведения об источниках и условиях финансирования);

- деловые новости (обзоры событий в жизни вуза);

- справочная, публичная информация (локальные акты вуза, информация для поступающих и пр.).

При производстве информационных ресурсов показатели эффективности эксплуатации ИР основаны на оценке экономической эффективности инвестиций в процесс производства информационных ресурсов. На предприятиях в качестве основных показателей эффективности эксплуатации ИР используются такие показатели, как выручка от реализации, чистая прибыль и рентабельность произведенных информационных ресурсов. Но поставка производимых вузом информационных ресурсов происходит преимущественно на безвозмездной основе. Потребителями произведенных вузом ИР являются отдельные пользователи и организации: преподаватели, студенты, сотрудники вуза (внутренние потребители), органы управления образованием муниципального, регионального и федерального уровней (внешние потребители). Следует отметить при этом, что поставка значительного объема ИР вуза носит обязательный периодический характер, Кроме того, возросли требования к поставке информационных ресурсов со стороны Минобрнауки:

- повысилась сложность структуры и требования к объему и периодичности предоставления информационных ресурсов, поставляемых как внутренним, так и внешним потребителям (учебно-методические комплексы, отчеты по самообследованию вуза, статистические отчеты по образовательным программам высшего, среднего профессионального образования, данные для мониторинга основных направлений деятельности образовательной организации вуза и пр.;

- появилось требование обеспечения удаленного доступа к информационным ресурсам вуза преподавателям, студентам, вышестоящим организациям, в т.ч. администрируемого, например, при реализации дистанционного образования, при доступе к фондам электронной библиотеки;

- возрастает доля ИР, поставляемых в режиме он-лайн, например, обязательное анкетирование студентов и преподавателей, федеральные интернет-экзамены и пр. ;

128

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

- возрастают объемы информации, представленной в неструктурированном виде (графика, аудио, видео), обязательные для накопления вузом, например, данные электронного портфолио студентов.

Таким образом, требования к поставке ИР со стороны главного учредителя вуза возросли, оценить эффективность эксплуатации ИР на основе расчета традиционных для обычного предприятия показателей выполнить в вузе в полном объеме невозможно, но эффективность эксплуатации ИР является существенным фактором в обеспечении эффективности деятельности вуза. В таких условиях особенно важно взвешенно подходить к решениям по выбору и поддержке ИТ-инфраструктуры вуза.

В практике информатизации применяются стандарты построения информационной инфраструктуры предприятия, предлагающие свои показатели для разносторонней оценки эффективности информационных технологий и обеспечения на этой основе эффективности эксплуатации информационных ресурсов. Наиболее известными являются стандарты ITIL/ITSM и COBIT. Известен подход APQC (Американский Центр производительности и качества), выделяющий процесс управления информационными ресурсами в самостоятельный бизнес-процесс и, соответственно, имеющий свой ряд показателей эффективности управления ИР и, следовательно, эффективности ИР. Различные подходы обладают своими особенностями и возможны к применению в практике деятельности вуза. Однако использование стандартных подходов требует предварительного тщательного анализа и оптимизации информационных потоков, что сопровождается изменениями организационной структуры вуза, часто болезненными, закупки оборудования и программного обеспечения требуемой конфигурации, найма специалистов требуемой квалификации и численности, на что средств у вуза часто не хватает. Для вузов характерно наличие множества несвязанных друг с другом автоматизированных информационных систем, дублирующий ввод данных, обилие быстроустаревающей компьютерной техники с таким же быстроустаревающим программным обеспечением. Современный вуз нуждается в такой ИТ-инфраструктуре, которая обеспечивает удаленный доступ к объемным системам хранения и обработки структурированных и неструктурированных данных при условии сокращения затрат на содержание и обновление инфраструктуры.

Современным решениям вопроса накопления больших объемов данных различной структурированности и обеспечения совместного доступа к ним большого количества удаленных пользователей являются облачные технологии. Преимущество облачных технологий, в общем и целом, состоит в поддержке эффективной ИТ-инфраструктуры предприятия производственными мощностями специализированных организаций. Переход на облачную инфраструктуру обеспечивает снижение капитальных и эксплуатационных затрат за счет аренды вычислительных мощностей и программного обеспечения.

В России предприятиями различного профиля облачные технологии используются с 2011-2012 гг. Облачные услуги специфицированы, известны модели обслуживания, сформировался сектор поставщиков облачных сервисов («ЭР-Телеком», «Юниклауд Лабс», «Крок», «Ай-Теко», Softline Group и пр.). Для образовательных учреждений существуют облачные услуги Microsoft: MS Office 365 (программное обеспечение как услуга, SaaS,) и Windows Azure для образовательных учреждений (платформа как услуга, PaaS,), реализованные на базе Центров обработки данных (ЦОД) Microsoft, а также Google, в т.ч. GoogleApps для учебных заведений (SaaS). С весны 2015 г. Microsoft разворачивает новую программу развития облачной инфраструктуры в России Cloud OS Network Russia на базе ЦОД российских провайдеров («Ростелеком», «Электронная Москва», КРОК, DataLine, Softline Group и Infobox) и решений Microsoft, что, безусловно, благоприятно отразится на эффективности и доступности облачных сервисов, в т.ч. и в регионах, где создание ЦОД набирает обороты [4]. В настоящее время вузам предлагают облачные решения российские компании: «1С: Университет» компании 1С, электронную информационно-образовательная среду «Университет 2020» компании «Центр-облако», «Цифровой университет» компании «Эдстер» и пр.

Для решения многих задач существуют облачные бесплатные сервисы информационно-поисковых и почтовых систем в Интернет. Наиболее широкий спектр облачных услуг предоставляет Google: Google диск, Google документы, Google формы и пр. На их основе в вузе можно создавать:

- системы хранения данных разной структурированности и форматов для сотрудников, преподавателей и студентов;

- предоставлять множественный доступ к данным с территориально разнесенных рабочих мест и с разных устройств (от ПК до мобильного телефона);

- обеспечивать групповую работу с документами, в т.ч. над научными проектами;

- проводить опросы (анкетирование, контроль знаний) удаленных пользователей: абитуриентов, студентов, преподавателей.

Повышение эффективности эксплуатации информационных ресурсов в вузе возможно в рамках стратегии развития ИТ-инфраструктуры и информационных ресурсов в ее пределах. Только в условиях корпоративных решений достижимо не только понижение капитальных и эксплуатационных затрат на информационное обеспечение всех видов деятельности вуза при сохранении и повышении его качества, но повышение эффективности производства собственных информационных ресурсов.

Список литературы:

1. Анисифорова Л.О. Эффективность информационных ресурсов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.irbis.vegu.ru/repos/11002/HTML/ 93.htm.

130

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

2. Брежнева В.В., Минкина В.А. Информационное обслуживание: продукты и услуги, предоставляемые библиотеками и службами информации предприятий. - СПб.: Профессия, 2004.

3. Селетков С., Днепровская Н. Управление информацией и знаниями в компании. - М.: Инфра М, 2011.

4. Российские провайдеры ЦОД в облачной программе Microsoft [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bytemag.ru/articles/detail.php? ID=27241.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

© Басев И.Н.*

Сибирский государственный университет путей сообщения, г. Новосибирск

Рассматриваются возможности использования видеоуроков в электронных курсах, технические требования к видеоматериалу, рекомендуемое программное обеспечение.

Ключевые слова электронный курс, видеоурок, характеристики видеофайлов, программы обработки видео.

Современное состояние информационно-коммуникационных технологий позволяет подготавливать электронные учебные материалы в различных видах. При этом все большую популярность приобретают видеоуроки, размещаемые в сети Internet. Примером может служить «Khan Academy» [1], которая содержит более трех тысяч видеоуроков длительностью от 5 до 15 минут, посвященных различным предметам, темам и дисциплинам: алгебре, арифметике, геометрии, банковскому делу, биологии, физике, химии, астрономии, экономике и финансам, истории, статистике и многим другим. За последние два года видео академии просмотрели более 200 млн. раз. Сайт посещают 6 млн. учеников каждый месяц (45 млн. за последний год), которые в совокупности решили более 750 млн. задач (2 млн. ежедневно), а бесплатный материал является частью учебного плана в 20 000 классах по всему миру [2].

Соответственно, видеоуроки эффективно используются и в учебных курсах вузов. Например, в Сибирском государственном университете путей сообщения (СГУПС) часть уроков размещена на учебном сервере Moodle2, а часть на сервере YouTube. С учетом того, что практически все студенты имеют выход в глобальную сеть (через компьютер, смартфон или планшет), они могут открывать видеоуроки в любое время и в любом месте. При необходимости материал можно скачивать на свое устройство и использовать его локально (это необходимо в местах отсутствия возможности подключения к

* Старший преподаватель кафедры «Общая информатика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.