Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ДУШИ И ТЕЛА'

ПРОБЛЕМА ДУШИ И ТЕЛА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
408
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Проблема души и тела / интуиция души / союз между телом и душой / The problem of body and soul / the intuition of the soul / the Union between body and soul

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Неткачева Н.А.

К числу традиционных антропологических вопросов средневековой философии относится проблема соотношения души и тела. Само собой понятно, что мыслители этой эпохи не могли пренебречь теми выводами, которые были сделаны античными философами, в первую очередь Платоном и Аристотелем. Первый, как уже говорилось, рассматривает человека как самодвижущуюся, бессмертную, самомыслящую, нетелесную душу, владеющую телом. Последняя заслуживает презренного отношения. «В основе же этой модели лежит интуиция души, как бестелесной субстанции и жизни, и тела, как трупа, ибо и живое оно рассмотрено через призму будущего распада… А статус индивидуального, и без того противоречивый, здесь, в антропологии, приобретает даже некоторое отрицательное значение: конкретный, индивидуальный человек - плод прискорбного союза тела и души, результат своеволия и неподчинения низших частей души высшим»118. Душа, таким образом, это самодостаточная духовная субстанция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF BODY AND SOUL

Among the traditional anthropological issues of medieval philosophy is the problem of the relationship of body and soul. It goes without saying that the thinkers of this era could not ignore the conclusions that were made by ancient philosophers, primarily Plato and Aristotle. The first, as already mentioned, considers a person as a self-moving, immortal, self-conscious, non-corporeal soul that owns the body. The latter is a despicable attitude. "The basis of this model is the intuition of the soul as incorporeal substance and life, and the body as corpse, and the living because it is considered through the prism of the future collapse... And the status of the individual, already controversial here in anthropology, even becoming a negative value: specific, individual person is the fruit of an unfortunate Union of body and soul, the result of self-will and disobedience of the lower parts of the soul Supreme". The soul is thus a self-sufficient spiritual substance.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ДУШИ И ТЕЛА»

УДК 159.9

Неткачева Н.А. студентка 4 курса Филиал ДГУ в городе Кизляр Научные руководства к.п.н. доц. Абдулаева И. А.

Netkacheva Nina the Alekseevna 4d year student The DSU branch in the city of Kizlyar Research guidance PhD associate Professor Abdulaeva I. A.

ПРОБЛЕМА ДУШИ И ТЕЛА Аннотация. К числу традиционных антропологических вопросов средневековой философии относится проблема соотношения души и тела. Само собой понятно, что мыслители этой эпохи не могли пренебречь теми выводами, которые были сделаны античными философами, в первую очередь Платоном и Аристотелем. Первый, как уже говорилось, рассматривает человека как самодвижущуюся, бессмертную, самомыслящую, нетелесную душу, владеющую телом. Последняя заслуживает презренного отношения. «В основе же этой модели лежит интуиция души, как бестелесной субстанции и жизни, и тела, как трупа, ибо и живое оно рассмотрено через призму будущего распада... А статус индивидуального, и без того противоречивый, здесь, в антропологии, приобретает даже некоторое отрицательное значение: конкретный, индивидуальный человек - плод прискорбного союза тела и души, результат своеволия и неподчинения низших частей души высшим»118. Душа, таким образом, это самодостаточная духовная субстанция.

Ключевые слова. Проблема души и тела, интуиция души, союз между телом и душой.

THE PROBLEM OF BODY AND SOUL Annotation. Among the traditional anthropological issues of medieval philosophy is the problem of the relationship of body and soul. It goes without saying that the thinkers of this era could not ignore the conclusions that were made by ancient philosophers, primarily Plato and Aristotle. The first, as already mentioned, considers a person as a self-moving, immortal, self-conscious, non-corporeal soul that owns the body. The latter is a despicable attitude. "The basis of this model is the intuition of the soul as incorporeal substance and life, and the body as corpse, and the living because it is considered through the prism of the future collapse... And the status of the individual, already controversial here in anthropology, even becoming a negative value: specific, individual person is the fruit of an unfortunate Union of body and soul, the result of self-will and disobedience of the lower parts of the soul Supreme". The soul is thus a self-sufficient spiritual substance.

Keyword. The problem of body and soul, the intuition of the soul, the Union between body and soul.

"Мировая наука" №5(26) 2019 science-j.com

Аристотель переосмысливает исходную антропологическую интуицию. Он полагает, что душа и тело вообще не субстанции, одна из которых бестелесная и вечная, а другая - составная и разрушимая. Это скорее точка зрения на человека. При таком подходе устраняются истолкования тела как чего-то низменного. Исчезает вопрос и о том, будто тело овладело душой. Концепция Аристотеля укладывается в определение: «Человек - живое существо, наделенное разумом»119. Человек, стало быть, это конкретное чувствующее тело. Душа - это овеществленность или форма тела.

Эти две концепции создавали определенное поле, внутри которого располагалось множество промежуточных интерпретаций. Например, представители ранней схоластики отдавали предпочтение Платону, больше внимания уделяли различению духовного и телесного, нежели тому, как душа и тело соотносятся в человеке. Приоритет при этом сохранялся за душой как лучшей частью человека, специфическим воплощением самого человека. Оно и есть выражение личностного содержания индивида. Такова, в частности, точка зрения Гуго Сен-Викторского.

В небольшом сочинении «О душе» (538 г.) Кассиодор подытожил то, что было выражено на эту тему в сочинениях Аврелия Августина, Клавдиана Маммерта и других христианских авторов. Философ склонялся к мысли, что душа - это бестелесная и бессмертная субстанция, причастная к миру неизменных интеллигибельных сущностей, однако вследствие собственной сотворенности нетождественной им.

В XIII в., когда Аристотель оказался весьма модным и привлекательным мыслителем, произошло переосмысление этой темы. Некоторые толкователи данной проблемы пришли к выводу, что хотя душа и не зависит от тела полностью, она в то же время и не свободна от него. Так начались поиски средней линии между истолкованием мыслительной души как духовной субстанции и пониманием души как формы тела. Разгорелась полемика между томистами и августианцами. Первые исходили из утверждения Фомы Аквинского о том, что мыслительная душа - несоставная и единственная субстанциальная форма в человеке. Их оппоненты считали, что в человеке обнаруживается несколько субстанциальных форм.

В восприятии этих взглядов имела значение также исходная оппозиция разума и веры. У схоластов XIII в. не было сомнений в том, что разнохарактерные проблемы антропологии могут быть изложены и обоснованы рационально. Иначе обстоит дело в схоластике XIV в. (скажем, в школе Оккама), где даже предполагалось, что не разум, а вера подсказывает нам представление о душе как форме тела.

"Мировая наука" №5(26) 2019 science-j.com

Ш

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.