Научная статья на тему 'Проблема достаточности ресурсов совладающего поведения'

Проблема достаточности ресурсов совладающего поведения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
905
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ СУБЪЕКТА / РЕСУРСЫ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ / ДОСТАТОЧНОСТЬ РЕСУРСОВ / БАЛАНС ПОТЕРИ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ РЕСУРСОВ / СВЕРХОБЕСПЕЧЕННОСТЬ РЕСУРСАМИ / УСТОЙЧИВОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / COPING BEHAVIOR / COPING RESOURCES / RESOURCES SUFFICIENCY / RESOURCE LOSS AND GAIN BALANCE / RESOURCE OVER-SUFFICIENCY / STABILITY / MENTAL HEALTH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дорьева Евгения Анатольевна

В статье раскрывается проблема достаточности ресурсов совладающего поведения субъекта: рассматриваются ситуации дефицита и истощения ресурсов, ограниченности ресурсов, обеспеченности и сверхобеспеченности ресурсами, их проявления и следствия для субъекта. Теоретические положения и выкладки подкрепляются научными данными, а также результатами многих эмпирических исследований, в первую очередь, авторов-костромичей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Coping resources sufficiency problem

The problem of individual coping resources sufficiency is revealed in the paper. Cases of resource loss and gain, of limited resources, of resource sufficiency and over-sufficiency are described. Their influence on human well-being and various outcomes are evident in different contexts due to theoretical positions and the results of wide empirical studies, conducted primarily by local authors (of Nekrasov Kostroma State University).

Текст научной работы на тему «Проблема достаточности ресурсов совладающего поведения»

Среди наиболее стрессогенных факторов и причин истощения родители называют неконтролиру-емость ситуации (81%), материальные трудности (78%), ухудшение отношений с супругом (63%), монотонность и однообразие (60%), отсутствие поддержки (71%), страх за будущее ребенка (28%).

Симптоматика истощения ресурсов проявляется на соматическом (бессоница, головные боли, снижение полового влечения), психическом уровне (снижение когнитивных функций, вязкость мыслей, сильная усталость (63%), постоянное психическое напряжение (60%), неудовлетворенность собой (60%)) и поведенческом уровне (постоянные слезы, агрессия, отсутствие сил). Следствием истощения ресурсов является снижение эффективности деятельности, сужение социальных контактов, высокий уровень депрессии (44% родителей). Это исследование позволило рассматривать истощение как дезадаптивный феномен, затрагивающий все сферы жизнедеятельности.

Подводя итог, необходимо отметить, что в исследовании ресурсов остается множество вопросов: например, неясно, каким образом субъект управляет своими ресурсами, как актуализирует, экономит, накапливает, какие факторы влияют на индивидуальную специфику ресурсов и их развитие. Все это оставляет простор для творчества исследователей.

Библиографический список

1. Крюкова Т. Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. - 476 с.

2. Петрова Е.А. Межпоколенные отношения как ресурс совладающего поведения: Дис. ... канд. пси-хол. наук. - Кострома, 2008.

3. Петрова Е.А., Хазова С.А. Основные проблемы в исследовании ресурсов совладающего поведения // Актуальные проблемы психологии личности: сб. науч. ст. В 2 ч. Ч. 1 / ГрГУ им. Я. Купалы; науч. ред. К.В. Карпинский. - Гродно: ГрГУ, 2012. -С. 102-120.

4. Хазова С.А. Совладающее поведение одаренных старшеклассников: Дис. ... канд. психол. наук. - Кострома, 2002. - 172 с.

5. Хазова С.А., Дорьева Е.А. Ресурсы субъекта: теория и практика исследования. Монография. -Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2012. - 238 с.

6. Хазова С.А. Ментальные ресурсы субъекта: проблема определения понятия // Идеи О.К. Тихомирова и А.В. Брушлинского и фундаментальные проблемы психологии (к 80-летию со дня рождения). Материалы Всероссийской научной конференции (с иностранным участием). Москва, 30 мая -1 июня 2013 г. - М.: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2013. -С. 148-151.

7. Хазова С.А., Дорьева Е.А. О методах исследования психических ресурсов субъекта // Вестник Костромского государственного университета им.

Н.А. Некрасова. Серия: «Психология. Педагогика. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика». - 2012. - № 4. - С. 29-35.

8. Хазова С.А., Шеронова (Ряжева) М.В. Динамика совладающего поведения родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова: Серия «Психология. Педагогика. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика». - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2012. - № 3. - С. 203-209.

УДК 159.922

Дорьева Евгения Анатольевна

кандидат психологический наук Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

referent_kos@mail.ru

ПРОБЛЕМА ДОСТАТОЧНОСТИ РЕСУРСОВ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ

В статье раскрывается проблема достаточности ресурсов совладающего поведения субъекта: рассматриваются ситуации дефицита и истощения ресурсов, ограниченности ресурсов, обеспеченности и сверхобеспеченности ресурсами, их проявления и следствия для субъекта. Теоретические положения и выкладки подкрепляются научными данными, а также результатами многих эмпирических исследований, в первую очередь, авторов-костромичей.

Ключевые слова: совладающее поведение субъекта, ресурсы совладающего поведения, достаточность ресурсов, баланс потери и восстановления ресурсов, сверхобеспеченность ресурсами, устойчивость, психологическое здоровье.

Современная российская психология в большей степени стала ориентироваться на изучение позитивных феноменов психологии человека: счастье, любовь, успешность, жизнестойкость и т.д. В этом русле отдельную актуальность приобрела проблема ресурсов, о которых мы говорим в контексте совладающего с трудными жизненными ситуациями и стрессом поведения субъекта. Данная научная проблема имеет 40-летнюю ис-

торию изучения в зарубежной психологии. Интерес к данной проблематике в отечественной психологии не столь давний, но выраженный, что подтверждается большим количеством публикаций и исследований, проводимыми тематическими конференциями (в том числе, три Международные конференции по проблеме в Костроме 2007, 2010, 2013).

Совладающее поведение (от англ. сoping) -осознанное, целенаправленное поведение субъек-

© Дорьева Е.А., 2013

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5, 2013

191

Дефицит ресурсов, истощение ресурсов Достаточное или меньшее кол-во ресурсов Достаточное кол-во ресурсов, баланс потери и восстановления ресурсов Достаточное и большее кол-во ресурсов Сверхобеспеченность ресурсами

Уязвимость перед стрессом, несовладание, утрата интересов и целей, ощущение тщетности усилий и безвыходности, девиантное поведение Возможна компенсация одних ресурсов другими, активизация субъекта для поиска и использования новых ресурсов Адаптивность, психологическое здоровье, уверенность в собственных силах Низкая уязвимость в стрессовых ситуациях, высвобождение активности и творчества, приобретение новых и развитие имеющихся ресурсов Еще большие возможности совладания или возможна потеря ресурсной функции, негативное, тормозящее влияние на развитие личности

та, имеющее своей целью справиться с трудной жизненной ситуацией, подчинить ее себе, способами, адекватными личностным особенностям (Т.Л. Крюкова, 2004, 2010). Под ресурсом совла-дающего поведения мы понимаем индивидуальные и средовые средства, условия, возможности, которые имеются в наличии в потенциальном состоянии и которые человек может актуализировать, использовать при необходимости в целях со-владания с трудной жизненной ситуацией. Мы убеждены, что ресурсы играют важнейшую роль в процессе совладания с трудной жизненной ситуацией, оказывая значительное влияние на эффективность совладания, и проявляют себя, начинают активно действовать уже на стадии когнитивной оценки стрессогенности ситуации, ее угрозы [12; 13; 16]. Ресурсы совладающего поведения способствуют лучшему пониманию трудной жизненной ситуации, улучшению эмоционального состояния, укреплению Я-концепции и позитивного образа Я, поддержанию близких контактов с окружающими людьми [9], усилению самоэффективности, ощущения собственной компетентности, привлечению и созданию новых ресурсов [10]. Стивен Хобфолл (Kent State University, США), автор одного из наиболее известных и обоснованных подходов к изучению ресурсов - теории сохранения (консервации) ресурсов, подчеркивал, что люди имеют врожденное и приобретенное желание сохранить количество и качество своих ресурсов и ограничить, исключить любое состояние, которое может угрожать безопасности ресурсов [14]. Таким образом, человек постоянно следит за состоянием ресурсов, отслеживает и воспринимает потерю ресурсов, реагирует, пытаясь ограничить потери ресурсов и максимизировать их приобретение.

Ресурсы совладающего поведения неоднородны и не являются статичным образованием. Они различаются по доступности, силе, долговечности, возобновляемости и другим характеристикам. Кроме этого, все ресурсы изменяются в процессе совладания со стрессом (т.е. в процессе их активного использования), исчерпываются, истощаются и впоследствии могут восстанавливаться и использоваться вновь.

Очевидно, что человек стремится иметь определенное количество и качество ресурсов в наличии, поддерживать определенный баланс между потерями, тратами ресурсов и процессами их восстановления, развития и приобретения. Такое состояние баланса связывается с адаптивностью субъекта, его уверенностью в собственных силах, компетентностью и психологическим здоровьем.

В относительно благополучные периоды жизни человек активно восстанавливает ресурсы, накапливает их. До определенной степени справедливо утверждение, что чем больше у субъекта ресурсов, тем менее он уязвим в стрессовых ситуациях, поскольку ресурсы выполняют защитную функцию. С.Е. Хобфолл [14; 15] обращает внимание на то, что значительное количество ресурсов способно вызывать эустресс (положительный стресс), усиливать проявления активности и творчества. Другими словами, наличие дополнительных возможностей (ресурсов) дает человеку ощущение свободы, субъективного благополучия и контроля ситуации.

Кроме этого, когда субъект оценивает количество имеющихся ресурсов как достаточное, он может рисковать ресурсами, инвестировать (термин С. Хобфолла), тратить одни ресурсы, «вкладывая» их в развитие и получение других ресурсов. Например, потратить значительное количество сил, времени и денег для получения новой специальности или повышения собственной профессиональной компетентности, чтобы в будущем претендовать на более высокую должность и заработную плату.

Чтобы вывести такого субъекта из психологического равновесия, трудная ситуация, с которой он столкнулся, должна быть более интенсивной и/или длительной. Ярким примерном такого типа стрессора может служить исследованная О.Л. Коротковой (2003) ситуация неожиданного развода для женщин [7]. Яркие, негативные воспоминания о пережитом сохраняются у них на длительное время (иногда и несколько лет), практически не теряя своей интенсивности. Сила переживаемого стресса в ситуации неожиданного развода подтверждается выраженным ухудшением самочувствия этих женщин в течение длительного периода после этой

жизненной истории. Это подтверждает идею Х. МакКуббина о том, что неожиданный развод выступает экстремальным стрессом, «сметающим» ресурсы субъекта [15].

Однако такая прямая линейная зависимость обеспеченности ресурсами и устойчивости субъекта перед стрессами имеет свои ограничения. Можно представить жизненные ситуации, когда у человека ресурсов в переизбытке (например, родительской опеки и заботы, денег и т.д.). Такая сверхобеспеченность какими-либо ресурсами может оказывать сложное и неоднозначное влияние на совла-дающее поведение субъекта и его личностное развитие. С одной стороны, безусловно, приращение, увеличение количества доступных ресурсов - феномен позитивный, дающий субъекту еще бульшие возможности совладания. Однако иногда имеющиеся объекты, отношения (например, гиперопека и забота о детях в семье) перестают выполнять свою ресурсную функцию и могут тормозить личностное развитие ребенка и выступать дестабилизатором или дисфункциональным стабилизатором семейной системы в целом [2]. Этот тезис подтверждают и данные, полученные нами в ходе пятилетнего исследования истории семьи и предков как ресурса совладающего поведения субъекта. Оказалось, что высокая, выдающаяся осведомленность об истории семьи и предков в некоторых случаях не только не является ресурсной для человека в его развитии, но и как бы выставляется им «на витрину», афишируется, тем самым защищая его самого от осознания отсутствия значимых личностных достижений (например, «мой дед был лучшим пианистом в советской России, имел много медалей, нашу фамилию все знают») и препятствуя его личностному развитию [9].

Другая ситуация - когда ресурсов у субъекта недостаточно для совладания с трудными ситуациями вследствие их общей ограниченности или сложностей восстановления. Важной характеристикой всех ресурсов совладания является их компенсируемость, взаимозаменяемость [10]. В ситуации, когда субъект ощущает недостаток какого-либо конкретного ресурса, он может использовать другие имеющиеся ресурсы без существенных потерь для процесса совла-дания. Некоторая ограниченность ресурсов способна, наоборот, активизировать субъекта для поиска и использования новых ресурсов и эффективного со-владания со стрессом. Например, отсутствие близких, доверительных отношений с родителями у подростка может компенсироваться близкими отношениями с другими взрослыми или старшими сверстниками [1; 3; 8]. В таких ситуациях субъект может ограничивать себя в получении ресурса мотивацией, что это временно, а также может инвестировать в развитие других ресурсов. Например, молодая мама может временно ограничивать себя в профессиональной самореализации для активных занятий

с маленьким ребенком в первые два-три года его жизни. В частности, в исследовании совладающего поведения супругов после рождения в семье второго ребенка [6] подчеркивается: женщины отмечают, что большее время вынуждены уделять семье, а такие ценности как свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках), развлечения (приятное, необременительное времяпровождение, отсутствие обязанностей), познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие), общественное признание - «уходят» на второй план, теряют свою приоритетность.

Ситуации дефицита ресурсов, когда их явно недостаточно для совладания, возникают зачастую вследствие длительных, хронических стрессов или стрессов экстремального уровня, а также на фоне общего неблагополучия ситуации жизни субъекта. Например, в исследовании И.А. Золотовой беременных женщин, впоследствии оставивших своих новорожденных детей в роддоме, было показано, что такие женщины находились в кризисной жизненной ситуации. К данной ситуации привели общие условия жизни (одиночество, финансовые трудности, общее неблагополучие семьи - и собственной, и родительской), такие, что женщина фактически от безысходности приняла решение - бросить своего ребенка [5].

В другом исследовании женщин, совершивших мужеубийство, было показано, что одна из двух эмпирических групп респонденток, находясь в хронической стрессовой ситуации жизни в алкогольной семье и постоянного унижения и побоев со стороны мужа, первоначально пыталась изменить ситуацию разными способами (лечение мужа, устройство его на работу, обращение за помощью в социальные службы, поиск информации по проблеме и другие), т.е. использовать все возможные и доступные ресурсы [11]. Однако когда в конечном итоге их действия не приводили к результату, и ресурсы иссякали, при очередной ситуации запоя и агрессии мужа они, сами не отдавая себе отчета, в состоянии аффекта совершали это преступление.

Таким образом, в ситуации острого дефицита или истощения ресурсов субъект не только не может ничего инвестировать в их развитие, сберегать или накапливать, он не успевает восстанавливать израсходованные ресурсы и вынужден отказываться от многих других. Ярким примером служат истории жизни жен, мужья которых больны алкоголизмом. Такие женщины часто длительное время поддерживают иллюзию благополучной семьи, стараются скрыть наличие проблемы не только от посторонних людей, но и от собственных детей и себя самих, забывая о гордости, самолюбии, собственных чувствах и амбициях [4].

С.Е. Хобфолл говорит о том, что существенная потеря ресурсов запускает процесс, называемый

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5, 2013

193

в концепции сохранения ресурсов как «спираль утраты». В таких случаях человеку приходится использовать обреченные на провал стратегии минимизации потерь, которые часто приводят к использованию, трате большого количества ценных ресурсов, нежели того требует сама утрата. Это еще больше истощает ресурсы субъекта и делает его более уязвимыми в трудных жизненных ситуациях. Как утверждает Хобфолл, в подобных кризисных, критических ситуациях, ситуациях резкой ограниченности ресурсов социальная помощь человеку должна быть действенной (конкретные действия), а не помощью в раскрытии внутренних резервов и ресурсов [14]. Другими словами, человеку в критической ситуации необходимо помочь «залатать дыры», решить основные проблемы, чтобы дать возможность ему восстановить индивидуальные ресурсы.

Таким образом, ресурсы совладающего поведения, их количество и качество во многом определяют эффективность совладания субъекта в стрессовой и трудной жизненной ситуации. Поддержание баланса между потерями ресурсов и их восстановлением, дополнительное приобретение и накопление ресурсов положительно влияют на стрес-соустойчивость и психологическое благополучие субъекта, позволяя вкладывать имеющиеся ресурсы, инвестировать их, приобретать новые и развивать имеющиеся. Однако переизбыток ресурсов (любви, привязанности, заботы и т.д.) наравне с дефицитом ресурсов зачастую может приводить к нежелательным, негативным последствиям. Недостаток ресурсов может компенсироваться за счет использования других ресурсов и может активизировать субъекта для поиска новых возможностей со-владания. Ситуация острого дефицита, истощения ресурсов обрекает человека на несовладание и требует оказания ему внешней действенной, практической и психологической помощи.

Библиографический список

1. Белорукова Н. О. Семейные трудности и психологическое совладание с ними на разных этапах жизненного цикла семьи: Дис. ... канд. психол. наук. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2005.

2. Варга А. Системная семейная психотерапия. Введение в системную семейную психотерапию. -

СПб.: Речь, 2001.

3. Горьковая И.А. Личность подростка-право-нарушителя. - СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2005.

4. Гущина Т.В. Защитное и совладающее поведение в дисфункциональной семье в период кризиса: Дис. ... канд. психол. наук. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2005.

5. Золотова И.А. Отношение к новорожденному у женщин группы риска: Автореф. дис. . канд. психол. наук. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013.

6. Калугина Е.Л. Совладающее поведение супругов после рождения в семье второго ребенка: Дис. ... канд. психол. наук. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2012.

7. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010.

8. Ньюфельд Г., Матэ Г. Не упускайте своих детей. - М.: Изд-во «Ресурс», 2012.

9. Петрова Е.А. (Дорьева Е.А.) Межпоколен-ные отношения как ресурс с совладающего поведения: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М.: Институт психологии РАН, 2008.

10. Хазова С.А., Дорьева Е.А. Ресурсы субъект-ности: теория и практика исследования. Монография. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2012.

11. Ювенский И.В. Личностные особенности женщин, совершающих агрессивные действия в семье (мужеубийство) // Журнал практического психолога. Тематический выпуск: Психология со-владающего поведения. - 2010. - № 2. - С. 49-63.

12. Aldwin C.M. Stress, coping, and development: an integrative perspective. - N.Y.: Guilford Press, 1994.

13. Frydenberg E. Adolescent Coping. Theoretical and Research Perspectives. - London and N.Y.: Routhledge, 1997.

14. Hobfoll S.E. Conservation of resources: a new attempt at conceptualizing stress // American Psychologist. - 1989. - № 44 (3). - Р. 513-524.

15. Hobfoll S.E. Extreme Stress and Communities: Impact and Intervention. - Dordrecht, The Netherlands: Kluwer Academic, 1995.

16. LazarusR.S., Folkman S. Stress, appraisal and coping. - N.Y.: Springer Publishing House, 1984.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.