Научная статья на тему 'Проблема добра и зла в творчестве Ф. М. Достоевского'

Проблема добра и зла в творчестве Ф. М. Достоевского Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
11220
574
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ / ДОСТОЕВСКИЙ / ЧЕЛОВЕК / СВОБОДА / ДОБРО / ЗЛО / ДОБРОДЕТЕЛИ / ПОРОКИ / ИСКУПЛЕНИЕ / БОГ / ВЕРА / ЛЮБОВЬ / RUSSIAN PHILOSOPHY / DOSTOEVSKY / PERSONALITY / FREEDOM / GOOD / EVIL / VIRTUES / VICES / REDEMPTION / GOD / FAITH / LOVE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Валеева Галина Викторовна

В творчестве Ф. М. Достоевского, человек высшее явление природного мира, обладающий свободой, которая порождает как добро, так и зло. Достоевский рассматривает добро как единение с Богом, зло, как отпадение от Него. В художественном мире мыслителя, личность постоянно находится в состоянии выбора между добродетелями и пороками, который приводит к душевным терзаниям, расколу и гибели. Духовное преображение и освобождение от соблазнов зла заключается, как показывает Достоевский, в искупительном страдании и боли. Спасением на пути искупления являются вера в Бога, вера в бессмертие души, христианская любовь и красота.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the works of F. M. Dostoevsky, an individual is the highest phenomenon of the natural world, possessing freedom, which generates both good and evil. F. M. Dostoevsky considers good as unity with God, evil, like falling away from him. In the thinker's artistic world, the individual is constantly in a state of choice between virtues and vices, which leads to mental torment, division and death. Spiritual transformation and liberation from the temptations of evil consist, as shown by Dostoevsky, in redemptive suffering and pain. Salvation on the path of redemption is belief in God, belief in the immortality of the soul, Christian love and beauty

Текст научной работы на тему «Проблема добра и зла в творчестве Ф. М. Достоевского»

Г. В. Валеева

Тульский государственный педагогический университет

им. Л. Н. Толстого

ПРОБЛЕМА ДОБРА И ЗЛА В ТВОРЧЕСТВЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО

В творчестве Ф. М. Достоевского, человек - высшее явление природного мира, обладающий свободой, которая порождает как добро, так и зло. Достоевский рассматривает добро как единение с Богом, зло, как отпадение от Него. В художественном мире мыслителя, личность постоянно находится в состоянии выбора между добродетелями и пороками, который приводит к душевным терзаниям, расколу и гибели. Духовное преображение и освобождение от соблазнов зла заключается, как показывает Достоевский, в искупительном страдании и боли. Спасением на пути искупления являются вера в Бога, вера в бессмертие души, христианская любовь и красота.

Ключевые слова: русская философия, Достоевский, человек, свобода, добро, зло, добродетели, пороки, искупление, Бог, вера, любовь.

G. V. Valeeva

Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University

(Tula, Russia)

THE PROBLEM OF GOOD AND EVIL IN F. M. DOSTOEVSKY'S WORKS

In the works of F. M. Dostoevsky, an individual is the highest phenomenon of the natural world, possessing freedom, which generates both good and evil. F. M. Dostoevsky considers good as unity with God, evil, like falling away from him. In the thinker's artistic world, the individual is constantly in a state of choice between virtues and vices, which leads to mental torment, division and death. Spiritual transformation and liberation from the temptations of evil consist, as shown by Dostoevsky, in redemptive suffering and pain. Salvation on the path of redemption is belief in God, belief in the immortality of the soul, Christian love and beauty

Keywords: Russian philosophy, Dostoevsky, personality, freedom, good, evil, virtues, vices, redemption, God, faith, love.

Характерной чертой русской религиозной философии XIX-XX вв. является ее органическая связь с литературой. Творчество великого русского писателя и мыслителя Ф. М. Достоевского, отличается глубинным смыслом поставленных в произведениях проблем и имеет особый философский смысл. Хронологические рамки его творческих исканий (40-70 гг. XIX в.) совпадают с развитием основных идейных течений в русской философской мысли. В связи с чем, для Достоевского характерно осмысление многих философских и социальных проблем: от возникновения первых идей социализма на русской почве до учения В. С. Соловьева о всеединстве.

На наш взгляд, центральной философской проблемой творчества Ф. М. Достоевского, являлась проблема смысла бытия человека, над разрешением которой великий «художник слова» работал всю жизнь: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать...» [9]. Исключительность данной проблемы заключается в том, что для мыслителя человек предстает не только как высшее явление природного мира, а как центр бытия: «Человек - микрокосм. Все в человеке и

для человека. В человеке - загадка мировой жизни» [1]. Сложность и разноплановость сущности человека, по мнению Достоевского, затрудняют выяснение подлинных мотивов его поведения, так как «причины действий человека гораздо сложнее и разнообразнее, чем мы их позже объясняем» [6]. С точки зрения писателя, познание нравственной сути человека, является одной из главных задач. Для достижения такой задачи, он вовлекает героев своих произведений в особые условия, способные раскрыть заложенную в человеке глубину его природы и истинное предназначение.

В контексте такой антропологической темы, особое место в творчестве Достоевского занимает проблема добра и зла. Отметим, что мыслитель рассматривал данные нравственные категории не просто как абстрактные, за которыми закреплены положительное и отрицательное моральное значение. В его понимании добро - Бог и единение с Ним. Зло - «обнажается до самих своих корней и проедает душу человеческую насквозь» [8] и заключается в отпадении человека от Бога. Созданный писателем художественный мир, изобилует различными видами и проявлениями зла (тщеславие, гордыня, эгоизм, алчность, нищета, унижения, убийства, душевные терзания и др.). Однако, анализируя зло, Достоевский не замыкается на нем, а преодолевает его добром.

В вопросе о происхождении добра и зла, мыслитель исходит из убеждения, что источником их возникновения является иррациональная свобода. Человек, изначально обладающий свободной волей, самостоятельно делает выбор между добром и злом, а также несет ответственность за совершенные им поступки. При этом, свобода и «бесчинство свободного ума» [3] могут являться источником несчастья человека и гибели, а также способны «завести в такие дебри» [3], выхода из которых нет. Писатель отмечает, что без свободы ответственным за зло был бы Бог. Однако, отвергнуть свободу, основываясь на том, что она может порождать зло, означает породить еще больше зла, поскольку лишь свободное добро является подлинным, а не принудительное. Зло заложено в глубине природы человека, в ее иррациональной свободе и отпадении от природы божественной: «Зло таится в человеке глубже, чем предполагают обычно» [4]. Имея внутренний источник, зло может многих соблазнить через желания и страсти, господствующие над разумом человека: «Хотенье может сходиться над рассудком... но очень часто совершенно и упрямо разногласит с рассудком» [5]. Таким образом, свобода переходит в своеволие, ведущее ко злу, а зло к преступлению, которое, в свою очередь, ведет к наказанию, кроющемуся в глубине собственной природы человека.

Тема преступления и наказания занимает центральное место в творчестве Достоевского. Как отмечает Н. А. Бердяев: «вся духовная природа Достоевского восставала против внешнего объяснения зла и преступления из социальной среды и отрицания на этом основании наказания. Если человек есть лишь пассивный рефлекс внешней социальной среды, если он не ответственное существо, то нет человека и нет Бога, нет свободы, нет зла и нет добра» [1]. Преступление для Достоевского - следствие страстей человека и

желания «по своей глупой воле пожить». Наказание, неизбежное за всякое преступление, не просто внешняя кара закона, а совесть, терзающая душу человека. Разрыв между страстями, желаниями и совестью является выражением дихотомии добра и зла в человеке. Так, Карамазовы, представленные Достоевским, могут быть как у одной грани, так и у другой, то есть, впадать в своих страстях, как в нижайшие пороки, так и возвышаться до идеальной добродетели. Хорошо подводит эту мысль прокурор в последних главах произведения «Братья Карамазовы»: «Мы зло и добро в удивительном смешении, мы любители просвещение и Шиллера и в то же время мы бушуем по трактирам и вырываем собутыльников наших, бороденки...» [3]. И относит он это суждение не только к обвиняемому, но и ко многим другим людям.

Отметим, что диалектика добра и зла в творчестве Достоевского составляет основу сюжетных линий. Все герои его произведений мечутся между добром и злом, между пороками и добродетелями и среди них нет абсолютно положительных персонажей (старец Зосима, князь Мышкин, Ставрогин, Версилов, Раскольников и др.). Здесь необходимо отметить, что в художественном мире Достоевского прослеживается раздвоение или раскол личности. Особенно остро данная проблема ставится в произведении «Бесы», герои которого поглощены «иррациональной стихией» и раздвоены до предела. Ставрогин, чья фамилия говорит о призвании нести избавление мира от зла (греч. ахаиро^ - крест.), отрицающий бытие Бога и утверждающий, что одинаково можно испытывать удовлетворение и от доброго и от злого дела, внезапно переходит в состояние «зверя», лишающего его контроля над собой: «там, где огромная личность погибла... там началось беснование выпущенных сил, отделившихся от личности» [1]. Подобное состояние настигает Верховенского: «Это был не тот взгляд, не тот голос... почти другое лицо... безумные глаза» [2]. В произведении «Преступление и наказание» так же показан раскол личности. Главный герой Родион Раскольников, чье имя и образ имеют символическое значение, ведет внутреннюю борьбу с самим собой. Он мечется между своей собственной теорией и жизнью, между убийством и любовью к ближним, между преступлением и муками совести. Душевные терзания становятся невыносимыми, Раскольников чувствует, что в этом и заключается его наказание за содеянное: «Что, неужели уж начинается, неужели это уж казнь наступает? Вон, вон, так и есть» [7].

Достоевский персонализирует темную сторону человека не только путем исследования последствий раскола личности, но и через художественное изображение данного явления. К Ставрогину, например, является злобное и насмешливое существо в различных лицах. А в произведении «Братья Карамазовы» среднему брату Ивану Федоровичу, так де мечущемуся между пороками и добродетелями, видится «черт», что символизирует отрицательную сторону его личности: «... ты воплощение моих мыслей и чувств» [3]. Зло, которое Достоевский выразил в расколе личности, описывается им как гибель и разрушение: многие герои произведения «Бесы» погибают, Раскольников отбывает на каторгу, а Иван Карамазов сходит с ума.

Разрыв и метания человека между добром и злом, в конечном итоге становятся источником постоянных страданий. Достоевский отмечал, что страдание выступает необходимым атрибутом бытия человека: «Страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца» [3]. Он формулирует парадоксальную мысль о том, что человек имеет потребность в страдании, поскольку оно имеет возрождающую силу. Жизнь - есть искупление вины через боль и страдание. Зло, как испытание свободой, связанное со страданием, должно непременно привести к искуплению. Через такой духовный путь (от свободы ко злу, от зла к искуплению), Достоевский проводит человека в своих произведениях. В этом и заключается его понимание судьбы и назначения человека: «Тайна бытия человеческого не в том, чтобы только жить, а в том для чего жить» [3].

Рассматривая страдание как заслуженное наказание и очищение души, Достоевский отмечал, что спасением человека в его душевных терзаниях становится вера. Идея «истинной веры», по мнению писателя, одна из важнейших в человеческом существовании. Вера в Бога, принятие его и его нравственных идеалов, согласно Достоевскому, приведет человека к благополучию, а отрицание и отречение от Бога - к катастрофе. Так, в произведении «Братья Карамазовы» писатель критикует мысли Ивана Федоровича о достижении счастья без опоры на Бога и на веру в его порядок. Причем вера эта не должна быть продиктована церковью или иными людьми, человек сам должен осознать ее и принять. И именно такая вера приведет человека и человечество к счастью, иной же путь будет ошибочен и не приведет к положительным результатам, а лишь погубит человека. Достоевский отмечает, что без веры в Бога как в высший Идеал, человек и нация в целом не могут существовать. А «любовь к человечеству даже совсем немыслима, непонятна и совсем невозможна без совместной веры в бессмертие души человеческой» [4]. Таким образом, у Достоевского вера в Бога неотделима от веры в бессмертие души: «Без веры в свою душу и в ее бессмертие бытие человека неестественно, немыслимо и невыносимо. Идея о бессмертии - это сама жизнь...» [4]. Помимо веры, основными принципами подлинной жизни, согласно мыслителю, должны быть красота: «Мы не понимаем, что жизнь есть рай, ибо стоит только захотеть понять, и тотчас же он предстанет перед нами во всей своей красоте» [3] и любовь: «Братья, не бойтесь греха людей, любите человека и во грехе его, ибо сие уже подобно божеской любви и есть верх любви нам земле. Любите все создание божие... » [3].

Итак, в творчестве Ф. М. Достоевского, относящемся к высшим достижениям русского национального самосознания, человек предстает как высшее явление природного мира, подлинной сущностью которого является свобода, порождающая как добро, так и зло. Мирские страсти и желания, отклонение от пути к Богу и нравственных идеалов, приводят человека к душевным терзаниям и расстройствам, ведущим к расколу личности, ее разрушению и даже гибели. Достоевский показывает, что личность постоянно находится в состоянии выбора между добром и злом, между добродетелями и пороками. Только пройдя через искупительное страдание и боль, человек

духовно преображается и способен освободиться от соблазнов зла. Спасением человека на пути искупления, по мнению Достоевского, является вера в Бога, вера в бессмертие души, христианская любовь и красота.

Литература

1. Бердяев Н. А. Миросозерцание Достоевского. [Электронный ресурс] // Lib.ru. Классика : электрон. б-ка М. Мошкова. М., 20042017. URL: http : //az.l ib.ru/b/berdj aew n a/text 1921 dostoevsky.shtml (дата обращения: 01.06.2017)

2. Достоевский Ф. М. Бесы [Электронный ресурс] // Там же. URL: http://az.lib.ru/d/dostoewskii f m/text 0080.shtml (дата обращения: 01.06.2017)

3. Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы [Электронный ресурс] // Там же. URL: http://az.lib.ru/d/dostoewskij_f_m/text_0100.shtml (дата обращения: 01.06.2017)

4. Достоевский Ф. М. Дневник писателя [Электронный ресурс] // Там же. URL: http://az.lib.ru7d/dostoewskij f m/text 0480.shtml (дата обращения: 01.06.2017)

5. Достоевский Ф. М. Записки из подполья [Электронный ресурс] // Там же. URL: http://az.lib.ru/d/dostoewskij f m/text 0290.shtml (дата обращения: 01.06.2017)

6. Достоевский Ф. М. Идиот [Электронный ресурс] // Там же. URL: http://az.lib.ru/d/dostoewskij f m/text 0070.shtml (дата обращения: 01.06.2017)

7. Достоевский Ф. М. Преступление и наказание [Электронный ресурс] // Там же. URL: http://az.lib.ru/d/dostoewskij f m/text 0060.shtml (дата обращения: 01.06.2017)

8. Лосский Н. О. Достоевский и его христианское миропонимание [Электронный ресурс] // Электронная Библиотека Одинцовского Благочиния : сайт. URL : http ://www. odinblago. ru/dostoevskiy (дата обращения: 01.06.2017)

9. Селезнев Ю. И. Достоевский [Электронный ресурс] // Lib.ru/ Классика : электрон. б-ка М. Мошкова. М., 2004-2017. URL: http://az.lib.ra/d/dostoewskij_f_m/text_0560.shtml (дата обращения: 01.06.2017)

References

1. Berdyaev N. A. Mirosozertsaniye Dostoyevskogo [Dostoevsky's world outlook]. [Electronic resource]//L ib.ru. Classic: elektronnaya biblioteka M. Moshkova Moscow, 2004-2017. URL: http://az.lib.ru/b/berdjaew n a/text 1921 dostoevsky.shtml (accessed: 01.06.2017)

2. Dostoevsky F. M. Besy [Demons] [Electronic resource] // Ibidem. URL: http://az.lib.ru/d/dostoewskij f m/text 0080.shtml (accessed: 01.06.2017)

3. Dostoevsky F. M. Brat'ya Karamazovy [The Brothers Karamazov] [Electronic resource] // Ibidem. URL: http://az.lib.ru/d/dostoewskij f m/text 0100.shtml (accessed: 01.06.2017)

4. Dostoevsky F. M. Dnevnik pisatelya [Diary of the writer] [Electronic resource] // Ibid. URL: http://az.lib.ru/d/dostoewskij_f_m/text_0480.shtml (accessed: 01.06.2017)

5. Dostoevsky F. M. Zapiski iz podpol'ya [Notes from the Underground] [Electronic resource] // Ibid. URL: http://az.lib.ru/d/dostoewskii f m/text 0290.shtml (accessed: 01.06.2017)

6. Dostoevsky F. M. Idiot [The Idiot] [Electronic resource] // Ibid. URL: http://az.lib.ru/d/dostoewskii f m/text 0070.shtml (accessed: 01.06.2017)

7. Dostoevsky F. M. Prestupleniye i nakazaniye [Crime and Punishment] [Electronic resource] // Ibid. URL: http://az.lib.ru/d/dostoewskii f m/text 0060.shtml (accessed: 01.06.2017)

8. Lossky N. O. Dostoyevskiy i yego khristianskoye miroponimaniye [Dostoevsky and his Christian worldview] [Electronic resource] // Electronic Library of Odintsovo Deanery: site. URL: http://www.odinblago.ru/dostoevskiy (accessed: 01.06.2017)

9. Seleznev Yu. I. Dostoevskiy [Dostoevsky] [Electronic resource] // Lib.ru/ Classika: elektronnaya biblioteka M. Moshkova Moscow, 2004-2017. URL: http://az.lib.ru/d/dostoewskij_f_m/text_0560.shtml (accessed: 01.06.2017)

Статья поступила в редакцию 18.07.2017 Статья допущена к публикации 14.09.2017

The article was received by the editorial staff18.07.2017 The article is approved for publication 14.09.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.