Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРИ ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ЗАПРАВОЧНОЙ СТАНЦИИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ'

ПРОБЛЕМА ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРИ ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ЗАПРАВОЧНОЙ СТАНЦИИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
60
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА / УЛУЧШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ / ДИЗАЙН / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / QUALITY CONTROL / PRODUCT QUALITY IMPROVEMENT / DESIGN / ENGINEERING

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Ушакова Ирина Владимировна, Талдыкина Анастасия Алексеевна

Рассмотрены основные критерии повышения качества машиностроительного оборудования, которые реализуются на этапе дизайн-проектирования. А также влияние улучшение качества оборудования посредством дизайна на успех предприятия, и на улучшение эргономических и пользовательских показателей на примере разработки заправочной станции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF DESIGN AND QUALITY CONTROL OF EQUIPMENT DESIGNING A FILLING STATION

The main indicators of ensuring high quality engineering products, which are the basic concepts in design, are considered. As well as the direct relationship between the quality control of engineering products and design, as a result of which design ensures the success of production and increases user comfort on the example of designing an automatic self-service gas station.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРИ ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ЗАПРАВОЧНОЙ СТАНЦИИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ»

УДК 658.56

ПРОБЛЕМА ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРИ ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ЗАПРАВОЧНОЙ СТАНЦИИ

САМООБСЛУЖИВАНИЯ

И.В. Ушакова, А. А. Талдыкина

Рассмотрены основные критерии повышения качества машиностроительного оборудования, которые реализуются на этапе дизайн-проектирования. А также влияние улучшение качества оборудования посредством дизайна на успех предприятия, и на улучшение эргономических и пользовательских показателей на примере разработки заправочной станции.

Ключевые слова: контроль качества, улучшение качества продукции, дизайн, проектирование.

Современное производство считается успешным в том случае, если оно способно не только обеспечить высокотехнологичный процесс производства, но и выпуск изделий высокого качества. А высокое качество продукции можно обеспечить в процессе разработки дизайн-проекта проектируемого изделия [1].

На этом этапе дизайнер проводит исследование социально-культурных качеств предмета, анализирует его техническую и конструкторскую составляющую, и делает выводы, получая главные задачи для будущего проекта. И основывать он должен из не на «вкусовых» ощущениях, а на нормативной базе.

Однако один дизайн сам по себе не в силах обеспечить высокое качество продукта, необходимо проводить тщательный контроль проектной деятельности. Контроль качества проектных работ - это в первую очередь гарантия безопасности на этапах изготовления продукции, его тестирования и использования, путем исключения ошибок в проектных решениях и документации. Иными словами, при взаимодействии дизайна и контроля качества проектной деятельность, мы получаем проект, документация и творческие решения которого отвечают общепринятым стандартам, технической безопасности и экологическим нормативам, а также современные требования, предъявляемые потребителем к изделию.

Озадачившись повышением качества АЗС, была разработана автоматизированная заправочная станция самообслуживания БКБУБ (в аббревиатуре энергоемкая системная станция) для новых, экологически чистых видов топлива.

При проектировании новой заправочной станции были поставлено несколько целей: найти допустимые конструкции, чтобы уменьшить габариты будущего изделия; создать более современный компоновочный вариант топливораздаточного пистолета и упростить систему пользования устройством (взаимодействие клиента с аппаратом во время выбора заправочной колонки, выбора топлива и его оплаты).

Заправочная станция самообслуживания (рис. 1) спроектированная с учетом эргономических и технических норм, которые помогли сделать ее проще и безопаснее в использовании.

Рис. 1. Автоматическая заправочная станция БМБУБ

Новый вариант заправки занимает малое наземное пространство за счет того, что основные рабочие системы располагаются в резервуарной части АЗС (нефтехранилище). Корпус станции изготовляется из листовой стали, которая дает прочную и жесткую конструкцию для безопасности и целостности внутренних систем. Защитный навес имеет вогнутую форму, из-за которой вода не скапливается на корпусе, а по касательной стекает вниз. Она производится формованием из нетоксичного пластика - сополимера этилена в смеси с пропиленом и обработана наноматериалом для отталкивания влаги. Материал имеет достаточную жесткость, и при этом обладает повышенной гибкостью и стойкостью к перепадам температур и растрескиванию. Идеальный вариант для уличных изделий, который увеличит срок службы продукции. Так же заправочная станция имеет защитное ограждение из цельносварной нержавеющей стали с умной подсветкой, которая в темное время суток служит габаритным подсвечиванием, а при приближении транспорта включает цветовое сигнальное оповещение во избежание аварийных ситуаций

Стандартизация и управление качеством продукции

Так как одной из задач при проектировании было сделать АЗС более качественной и компактной, то отдельное внимание необходимо было уделить топливным шлангам. В классическом варианте они открыто висят на стойке. В данном проекте топливные шланги устанавливаются в тандеме с топливными катушками с пневматической системой смотки. Такой вариант дает больше пространства, а так же позволяет клиенту свободно пользоваться станцией, не путаясь в соседних шлангах.

Перерабатывая эргономику всей заправки, особое внимание было уделено топливораздаточно-му пистолету, так как именно им человек непосредственно пользуется на АЗС. Он спроектирован с учетом всех технических норм, имеет обтекаемую форму, которая отличается большим удобством и комфортом (рис. 2). Также пистолет имеет световой круговой индикатор, который оповещает о начале и об окончании подачи топлива в бак. Это позволит не вынимать раздаточный пистолет раньше времени.

Рис. 2. Топливораздаточный пистолет ENSYS

Панель управления на заправочной станции - это основной элемент выбора услуг. Монитор расположен согласно эргономическим требованиям и позволяет клиенту выполнять все манипуляции по выбору и оплате топлива. Он оснащен передовыми системами управления, тем самым повышая комфорт и качество современной заправочной станции самообслуживания. Чек выдается в электронном виде ^Я-код). Электронная система станции закрыта в защитном кожухе с поляризационным покрытием.

Однако наилучшая техническая составляющая экрана не дает гарантии того, что продукт будет качественным, и более совершенным. Комфорт и простату пользования обеспечивает индивидуальный интерфейс (рис. 3) программного пользования, ведь клиент имеет дело с ней, а не с электронной начинкой аппаратуры. Для большего комфорта пользование АЗС разделено на этапы: выбор топливораздаточ-ной колонки выбор топлива, ввод желаемой суммы, выбор способа оплаты и сканирование электронного чека. Интерфейс прост и понятен, в случае возникновения проблемы или впроса всегда можно воспользоваться кнопкой технической поддержки.

Рис. 3. Интерфейс АЗС ENSYS

Таким образом, для достижения наилучшего качества современной АЗС и была спроектирована автоматическая заправочная станция. Проанализировав имеющиеся аналоги и изучив все современные конструкторские решения, был выбран оптимальный вариант дизайн-проекта. Разработка изделия проводилась с учетом последних тенденций, проект отвечает заявленным качественным, функциональным и технологическим требованиям.

Список литературы

1. Васин С.А. Эргономические основы проектирования: учеб.-метод. пособие / С.А. Васин. А.А. Кошелева; ТулГУ. Тула: Изд-во ТулГУ. 2010. 134 с.

73

2. Мунипов М.В. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды: учебник для вузов. М.: Логос, 2001. 356 с.

3. Киров А.П. Автозаправочные станции: Практическое пособие 1-е изд.. М.: Издательство «Учет», 2010. 464 с.

4. Коршак А. А. Нефтебазы и автоматические заправочные станции. Учебник для вузов. М.: Феникс, 2001. 496 с.

5. Болтрукевич. Общая эффективность оборудования. М.: Институт общих стратегических исследований, 2007. 120 с.

6. Гличев А.В. Коренное повышение качества продукции - важный фактор ускорения. Учебное пособие для рабочих и специалистов. / А.В. Гличев, В.И. Сиськов, Ф.А. Амирджанянц и др. М.: Экономика, 1988. 336 с.

Ушакова Ирина Владимировна, канд. техн. наук, доцент, nastia. taldyckina@yandex. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Талдыкина Анастасия Алексеевна, магистрант, nastia.taldyckina@yandex.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

PROBLEM OF DESIGN AND Q UALITY CONTROL OF EQ UIPMENT DESIGNING A FILLING STA TION

I. V. Ushakova, A.A. Taldykina

The main indicators of ensuring high quality engineering products, which are the basic concepts in design, are considered. As well as the direct relationship between the quality control of engineering products and design, as a result of which design ensures the success of production and increases user comfort on the example of designing an automatic self-service gas station.

Key words: quality control, product quality improvement, design, engineering.

Ushakova Irina Vladimirovna, candidate of technical sciences, docent, nastia. taldyckina@yandex. ru, Russia, Tula, Tula State University,

Taldykina Anastasia Alekseevna, undergraduate, nastia.taldyckina@yandex.ru, Russia, Tula, Tula State University

УДК 005.6

ИНЖИНИРИНГ КАЧЕСТВА БЕСПИЛОТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА НА ОСНОВЕ

МЕТОДА ОРБ

Т.С. Филиппова, А.Я. Дмитриев

Данная статья посвящена управлению качеством сложного наукоёмкого изделия на этапе проектирования. В качестве объекта исследования рассматривается многоцелевой высотный беспилотный летательный аппарат с большой продолжительностью полёта. Управление качеством предполагается осуществлять посредством развёртывания функции качества (QFD).

Ключевые слова: QFD, дом качества, беспилотный летательный аппарат, управление качеством, проектирование, показатели качества, инжиниринг

Проектирование летательного аппарата, как и любой другой технической системы, относится к одному из наиболее сложных видов инженерного творчества. Производителям бывает сложно удовлетворить, а тем более предвосхитить многокритериальные и противоречивые требования потребителя, создав по-настоящему конкурентоспособный продукт. Эффективным средством для решения этой непростой задачи могут стать методы инжиниринга качества.

QFD или развёртывание функции качества является одним из наиболее эффективных инструментов инжиниринга качества, поскольку позволяет выявить корреляцию между требованиями потребителя, характеристиками изделия, особенностями его конструкции и проектирования. Использование данного метода на этапе проектирования продукции позволяет сократить затраты на её производство, оптимизировать ресурсы, а также сократить сроки производства. При правильном применении, QFD позволяет компании добиться высокой конкурентоспособности. QFD следует применять начиная со стадии концептуального проектирования. Значимость решений, принятых на этом этапе, может составить до 70% успешности проекта при минимальных затратах [1, 2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.