УДК 008.001 БАБЕШКИНА Д.И.
ПРОБЛЕМА ДИНАМИКИ КУЛЬТУРЫ В АСПЕКТЕ АНАЛИТИКИ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ В КОНТИНУУМЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Бабешкина Дарья Игоревна, студентка 2-го курса факультета физико-математических и компьютерных наук Липецкого государственного педагогического университета
В статье анализируется проблема динамики культуры через призму аналитики социокультурных трансформаций. В работе показано, что кризисные тенденции в развитии культуры - закономерный и естественный процесс, представляющий собой необходимую стадию на пути движения культуры к поступательному развитию в заданных онтологических основаниях культур-системы. При этом кризисы делятся на структурные и системные, последние, по мнению автора, и есть социокультурная трансформация.
Ключевые слова: динамика культуры, социокультурная трансформация, кризис культуры, европейская культура.
Проблеме динамики культуры в современной теоретической культурологии уделено пристальное внимание [1, 2, 8-10]. В самом общем смысле под динамикой культуры понимаются изменения культуры и процессы описания этих изменений, также в это определение включаются те средства, механизмы и процессы, которые описывают изменение культуры.
Историографический аспект этой проблемы показывает, что и в прошлом этой проблеме уделялось немалое внимание, однако, к сожалению, например в отечественном культуроведческом знании в советское время этой проблеме уделялось незаслуженно малое внимание [3, 4]. При этом, в XIX веке и на рубеже XIX-XX веков эта проблема получает особую актуальность как в отечественном гуманитарном знании, так и в зарубежном.
Обращение к проблеме динамки культуры в наши дни, на наш взгляд, связано со сложной, противоречивой культурной ситуацией, которая характеризует бытование социума как в нашей стране, так и в странах евроатлантической цивилизации. Отражает существо этой ситуации такое понятие как «постмодерн» [5, 6]. Культурологи, в этой связи задаются вопросом: каким будет будущее человечества, к каким новым основаниям придёт культура?
Следует отметить, что подобные вопросы в истории европейской цивилизации, например, возникают не в первый раз.
В динамике культуры стран указанного региона могут быть выделены определённые периоды, обладающие рядом уникальных характеристик, такие периоды следует определять как культур-система. В основе развития культур-системы лежит пространственно-временной параметр, т.е. критерием выделения новой культур-системы является видовая специфика каждого этапа европейской культуры во временном континууме, от зарождения европейской культуры и до настоящего времени. В этом отношении значение социокультурной трансформации определяется тем, что она есть переходная стадия, в процессе развития которой видовые характеристики данной культур-системы подвергаются низложению и на их месте формируются новые.
В континууме европейской культуры может быть определено 4 культур-системы, которые разделяются социокультурными трансформациями: античность, средневековье, Новое время, современность. Приведём обзор того, чем характеризовалась динамика европейской культуры чрез призму социокультурных трансформаций.
Первой культур-системой в континууме европейской культуры выступает античность. Её хронологические рамки достаточно условны - примерно с конца крито-микенской цивилизации и до V в. н.э. - эпохи варварских нашествий в Европу и падения Западной Римской империи в 476 г. Ареал распространения античной культуры весьма широк и охватывает весь средиземноморский регион территории Европы. Её видовыми характеристики выступают: гуманизм, рационализм, индивидуализм, агональность, цикличность.
Однако на стадии позднего эллинизма указанные выше характеристики начинают заменяться новыми, зачастую противоположными, некоторые из них безвозвратно низлагаются [7]. Именно этот переход, стадию позднего эллинизма и следует считать I социокультурной трансформацией в континууме европейской культуры. Объясняется это тем, что поздний эллинизм, во-первых, являет пример постепенного низложения характеристик античной культур-системы, о которых мы сказали выше, а, во-вторых, как следствие, период позднего эллинизма знаменовал собой переход к средневековой культур-системе.
Средневековая культура развивалась в специфических условиях, которые, несомненно, отличались от условий, в которых находилась прежняя, античная культур-система: феодальный строй, основанный на
аграрном, натуральном типе экономики; сочетание крупной земельной собственности с подчинённым ей с помощью внеэкономического принуждения мелким крестьянством; неразвитость товарно-денежных отношений; сословно-корпоративная организация общества; господство религиозных ценностей и структур.
Культурная доминанта средневековой культур-системы содержит в себе следующие характеристики: идея совершенства, линейности - человек нуждается в постоянном единении с Богом, поскольку только таким способом он может избавиться от своей изначальной греховности; здесь становится ключевой идея прогресса, развития, духовного возвышения; культура понимается как преодоление ограниченности человека, личности, постоянное «возделывание» собственных способностей, но только «естественных», от природы не испорченных, которые должны быть дополнены верой; рациональность в данной культуре становится не важной; счастье человека видится не в познании природы, а только бога, в сознании духовного родства со Всевышним. Переход к новоевропейской культур-системе был ознаменован эпохой Возрождения.
Новоевропейская культур-система охватила XVTI-XIX вв. В это время формируется техногенная цивилизация, устоявшаяся система общественных отношений, просуществовавшая в целом, в малоизменённом виде вплоть до сегодняшнего дня, а также происходит становление рационалистического и эмпирического мышления, - это и позволяет объединить эти три века в единый период. Основанием для выделения XVII, XVIII и XIX веков в единую новоевропейскую культур-систему является их относительная культур-мировоззренческая стабильность поступательного развития. Основой для формирования этой культур-системы стал мировоззренческий базис Возрождения, который своеобразно интерпретировался под воздействием кризисов культуры и выразился в развитии философии Просвещения, прорывных научных открытиях, множестве течений в искусстве: барокко, рококо, классицизм, романтизм, реализм и т.д. Однако ко вт. пол. XIX в. в силу социально-экономических причин эти развивающиеся мировоззренческие базисы достигли такого уровня, что изменений только структурного характера было явно недостаточно, в философии, например, это выразилось в становлении иррационализма, - требовались изменения системного плана, которые предстояло совершить III социокультурной трансформации. В связи с этим, рубеж XIX-XX вв. есть завершение новоевропейской культур-системы.
Современная культур-система охватывает период нач. ХХ в. и до сегодняшнего дня. Эта чётвертая стадия в континууме европейской (евроатлантической) культуры представляет определённую сложность для анализа, что определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, формирование значительного количества видов культур в системе европейской культуры в ХХ в. не даёт возможности все их свести к единым критериям, т.е. проклассифицировать. Во-вторых, каждая национальная культура, образующая существо европейской (евроатлантической) культуры богата разными стилевыми параметрами, да и выделить какой-то единый центр также не представляется возможным.
К числу общих характеристик современной культур-системы следует отнести: торжество науки, человеческого интеллекта, множество социальных потрясений, потрясений, парадоксов. Современное общество, формируя высокие идеалы любви к человеку, равенства, свободы, демократии, одновременно породило упрощенное понимание этих ценностей, поэтому процессы, происходящие в современной культуре достаточно противоречивы.
Таким образом, социокультурная трансформация представляет собой необходимый этап в динамике культуры. На её этапе культура ищет новые парадигмальные рубежи. При этом поиск сопряжён со множеством разносторонних, противоречивых тенденций, что связано с наличием в культуре как новых элементов наступающей культур-системы, так и тех, что характеризуют уходящую культур-систему.
Литература:
1. Ромах О.В. Взаимообусловленность культуры и творчества // Аналитика культурологии. 2010. № 1.
2. Тарасов А.Н. Концепт «культур-система» в аспекте аналитики социокультурных трансформаций в континууме европейской культуры // Фундаментальные исследования. 2013. № 4-1. С. 190-193.
3. Тарасов А.Н. Манифесты футуристов как культурфилософская основа III социокультурной трансформации в континууме европейской культуры // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1. С. 396.
4. Тарасов А.Н. Н.А. Бердяев о роли искусства в отражении процесса социокультурной трансформации // Современные проблемы науки и образования. 2011. № 6. С. 298.
5. Тарасов А.Н. Теория деконструкции как философско-теоретическая основа эстетики постмодернизма // Философия и общество. 2009. № 1. С. 174-187.
6. Тарасов А.Н. Феномен «прекрасного» в художественной культуре постмодернизма: культурологический анализ. Диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук / Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина. Липецк, 2010.
7. Тарасов А.Н. Философский анализ культуры позднего эллинизма как I социокультурной трансформации в континууме европейской культуры // Аналитика культурологии. 2013. № 27. С. 65-71.
8. Тарасов А.Н. Философский анализ развития религии в континууме европейской культуры в периоды социокультурной трансформации // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 5. С. 314.
9. Тарасов А.Н. Философское знание в условиях социокультурной трансформации (на примере эллинизма) // Аналитика культурологии. 2012. № 22. С. 166-169.
10. Tarasov A.N. Analysis of development of science in the continuum of European culture during periods of social and cultural transformations: the philosophical aspect // Applied and Fundamental Studies Proceedings of the 1st International Academic Conference. Publishing House «Science & Innovation Center», International Journal of Advanced Studies. 2012. С. 303-309.