Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА, СОЗНАНИЯ И ФИЛОСОФИЯ ИДЕЙ В ТВОРЧЕСТВЕ М.К. МАМАРДАШВИЛИ'

ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА, СОЗНАНИЯ И ФИЛОСОФИЯ ИДЕЙ В ТВОРЧЕСТВЕ М.К. МАМАРДАШВИЛИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
115
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мысль / самосовершенствование / идея / понимание / сознание / «я» / М.К. Мамардашвили / thought / self-improvement / idea / understanding / consciousness / " I" / M.K. Mamardashvili

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гайрбекова Д.Г.

Данная статья посвящена творчеству известного философа Мераба Константиновича Мамардашвили, который создал собственными творениями невидимую связь между философствованием и жизнью. Мамардашвили был одним из тех, кто сквозь толщу догм и крикливых фраз пробивался к истокам живой философской мысли в эпоху оттепели. Основываясь на теоретико-методологическое мнение, Мамардашвили был близок к экзистенциально-феноменологической мысли, но сущность его идей выходит за границы классической феноменологии и экзистенциализма. Он экзистенциалист в том плане, что в качестве основы философии формулирует «я» - определенное бытие, которое выделено из общей социальной стихии. Открытием Мамардашвили является универсальная формула онтологии познания. Ее суть заключается в почти мистической централизации субъекта на индивидуальном отношении к посюсторонности. Этот процесс отображен в одном слове - «понимание». В понимании Мамардашвили видит способ развития определенного индивида как духовного существа и общества в целом, потому как индивид и общество являются двумя полюсами одной планеты-социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF MAN, OF CONSCIOUSNESS AND THE PHILOSOPHY OF THE IDEAS OF M. MAMARDASHVILI

This article is devoted to the work of the famous philosopher Merab Mamardashvili, who created an invisible link between philosophy and life with his own creations. Mamardashvili was one of those who made his way through the thick of dogmas and loud phrases to the origins of living philosophical thought in the era of the thaw. Based on the theoretical and methodological opinion, Mamardashvili was close to existential-phenomenological thought, but the essence of his ideas goes beyond the boundaries of classical phenomenology and existentialism. He is an existentialist in the sense that as the basis of philosophy he formulates ";I" - a certain being, which is isolated from the General social element. Mamardashvili's discovery is the universal formula of ontology of knowledge. Its essence lies in the almost mystical centralization of the subject on the individual attitude of this-worldliness. This process is displayed in one word - "understanding". In understanding Mamardashvili sees a way of development of a certain individual as a spiritual being and society as a whole, because the individual and society are two poles of one planet-society.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА, СОЗНАНИЯ И ФИЛОСОФИЯ ИДЕЙ В ТВОРЧЕСТВЕ М.К. МАМАРДАШВИЛИ»

УДК: 141.32

Гайрбекова Д.Г.

студент 3 курса факультет «Психология» Дагестанский государственный университет

филиал г. Кизляр научный руководитель: Абдулаева И.А., к.филос.н.

доцент Россия, РД, г. Кизляр ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА, СОЗНАНИЯ И ФИЛОСИФИЯ ИДЕЙ В ТВОРЧЕСТВЕ М.К.МАМАРДАШВИЛИ Аннотация: Данная статья посвящена творчеству известного философа Мераба Константиновича Мамардашвили, который создал собственными творениями невидимую связь между философствованием и жизнью. Мамардашвили был одним из тех, кто сквозь толщу догм и крикливых фраз пробивался к истокам живой философской мысли в эпоху оттепели. Основываясь на теоретико-методологическое мнение, Мамардашвили был близок к экзистенциально-феноменологической мысли, но сущность его идей выходит за границы классической феноменологии и экзистенциализма. Он экзистенциалист в том плане, что в качестве основы философии формулирует «я» - определенное бытие, которое выделено из общей социальной стихии. Открытием Мамардашвили является универсальная формула онтологии познания. Ее суть заключается в почти мистической централизации субъекта на индивидуальном отношении к посюсторонности. Этот процесс отображен в одном слове - «понимание». В понимании Мамардашвили видит способ развития определенного индивида как духовного существа и общества в целом, потому как индивид и общество являются двумя полюсами одной планеты-социума.

Ключевые слова: мысль, самосовершенствование, идея, понимание, сознание, «я», М.К. Мамардашвили.

Gairbekova Ja. G.

student

3rd year, faculty of Psychology» Dagestan state University branch of Kizlyar Russia, Dagestan city of Kizlyar Supervisor: Abdulaeva I.A. candidate of philosophy, associate Professor THE PROBLEM OF MAN, OF CONSCIOUSNESS AND THE PHILOSOPHY OF THE IDEAS OF M. MAMARDASHVILI Annotation: This article is devoted to the work of the famous philosopher Merab Mamardashvili, who created an invisible link between philosophy and life with his own creations. Mamardashvili was one of those who made his way through the thick of dogmas and loud phrases to the origins of living philosophical

thought in the era of the thaw. Based on the theoretical and methodological opinion, Mamardashvili was close to existential-phenomenological thought, but the essence of his ideas goes beyond the boundaries of classical phenomenology and existentialism. He is an existentialist in the sense that as the basis of philosophy he formulates "I" - a certain being, which is isolated from the General social element. Mamardashvili's discovery is the universal formula of ontology of knowledge. Its essence lies in the almost mystical centralization of the subject on the individual attitude of this-worldliness. This process is displayed in one word -"understanding". In understanding Mamardashvili sees a way of development of a certain individual as a spiritual being and society as a whole, because the individual and society are two poles of one planet-society.

Keyword: thought, self-improvement, idea, understanding, consciousness," I", M. K. Mamardashvili.

Не так страшно, когда мысли без ответа крутятся в голове. Ничего страшного. Пускай покрутятся. И кстати, это кручение мыслей и есть круг жизни. М.К. Мамардашвили

Русская философия - это живой и динамичный организм. Пройдя сравнительно не долгий путь в истории, она внесла значительный вклад в сокровищницу мировой философской мысли. Невзирая на стереотипное отношение к духовной культуре советского прошлого, ее потенциал по сей день не оценен по достоинству, значимость ее проблематики не вызывает сомнений. В настоящее время возможно не только воссоздать концептуальную основу советской культуры, но и отыскать в ней важный посыл предстоящим поколениям. Не с проста в изучении советского наследия особая роль отводится духовным постижениям и открытиям 1960 -х гг. Эпоха оттепели - это уникальный феномен. В условиях тотального контроля над наукой и искусством создавалась сфера, в которой сосредоточилось напряжение независимой мысли. Мераб Константинович Мамардашвили был одним из тех, кто содействовал ее формированию -мыслитель, который создал собственными творениями невидимую связь между философствованием и жизнью. Его трактовку философии можно сопоставить с продвижением камня, который затрудняет течение реки: будто что-то, препятствовало философской мысли совершенствоваться естественным путем, а он своей отважностью его возобновил. Основываясь на теоретико-методологическое мнение, Мамардашвили был близок к экзистенциально-феноменологической мысли, но сущность его идей выходит за границы классической феноменологии и экзистенциализма. Он экзистенциалист в том плане, что в качестве основы философии формулирует «я» - определенное бытие, «очерченность» и «выделенность» [1] из единой социальной стихии.

Невзирая на то, что философия существует вне зависимости от времени, события, пережитые субъектом, отражают признаки конкретной эпохи. Таким оказался, к примеру, экзистенциализм, возникший в муках

одиночества, в условиях заброшенности и абсолютного безразличия общества к вопросу личностного существования, а его интенсивное развитие выражалось в контексте исторической драмы. Для него являлось характерным акцентирование модусов личностного бытия: отчаяния, одиночества, надежды и т. д. Мамардашвили констатировал не только модусы, но также поднялся в их интерпретации на новый конструктивный уровень. Карл Маркс порицал утопистов за идеализацию, выдвигая абсолютно реалистичную политико-экономическую форму социального развития. Кроме того, Мамардашвили уклоняется от спекулятивной мысли в пользу общефилософской практики. Путь к ее реализации прост и в то же время сложен. В этом поиске не нужно преодолевать большие расстояния или обучаться сложным методикам - достаточно сконцентрироваться на собственном сознании. И тут мы замираем. Проблема сознания «я» наглядно представлена Альбером Камю: «Стоит мне попытаться уловить это "я", существование которого для меня несомненно, определить его и резюмировать, как оно ускользает, подобно воде между пальцами» [2, с. 34]. Мамардашвили, равно как и Камю, тоже подвергает критике экзистенциализм, который лишь раскрывает оборотную сторону индивида. По сути, это побег от резко проявляющихся при этом комплекса проблем. Таким образом, нам приходится сосредоточиться на них, принимать реальность такой, какой она есть.

Мамардашвили выделяет еще и модусы человеческого бытия, тормозящие этот процесс. Тут речь идет о христианской добродетели «надежде». У Льва Исааковича Шестова, к примеру, надежда - это освобождение от абсурдного положения человека. Мамардашвили наделяет ее отрицательным значением. «Мамардашвили отрицает в первую очередь надежду психологическую. Отказываясь от психологии, мы можем вернуть отнологию. Потому как психологический механизм надежды питается страхом и ленью и предполагает безграничное "откладывание на потом" во времени-последовательности, надежда онтологическая - это дар, который к нам или приходит, или не приходит и от нас не зависит, и обретается здесь и сейчас в абсолютной перспективе вечности - здесь-и-сейчас» [3]. Открытием Мамардашвили является универсальная формула онтологии познания. Ее суть заключается в почти мистической централизации субъекта на индивидуальном отношении к посюсторонности. Этот процесс отображен в одном слове - «понимание». В понимании Мамардашвили видит способ развития определенного индивида как духовного существа и общества в целом, потому как индивид и общество являются двумя полюсами одной планеты-социума.

Если взять за фундаментальною базу декартовское «Мыслю, следовательно, я есть» и изучить его с точки зрения концепции Мамардашвили, мы получим «Мыслю, следовательно, я понимаю». При этом понимание есть обратимый процесс. Мы мыслим не только ради того, чтобы понять, но и понимаем для того, чтобы мыслить. Взяв за основу

произведения знаменитого писателя, в своих «Лекциях о Прусте» Мамардашвили, раскрывает собственную идею понимания, представляя его как результат внутреннего усилия субъекта. Человек в этом мире для того, чтобы что-то познать, проанализировать, привнести свой вклад в мыслесозидание и предоставить его следующему поколению. Так же, как и Фалес упал в яму, засмотревшись на небо, так и большая часть людей всю жизнь опасаются смерти, не думая о том, что они давно уже мертвы как духовная, производящая субстанция. Каждый миг отведенного времени, как считал Мамардашвили, мы должны «бодрствовать»: в философии нужно мыслить, чтобы существовать. Анализируя философию И. Канта Мамардашвили утверждает, что порождать вопросы может только живой и не придуманный опыт. Только на вопросы, которые возникают именно из такого опыта, возможно отыскать ответы, обращаясь к философским понятиям. Следовательно, по Мамардашвили, есть особый путь в философии, который проходит через собственные наши испытания, именно благодаря им мы обретаем незаменимый и уникальный опыт.

В «Лекциях...» Мамардашвили применяет метафору «пути» -«прохождения жизни, в следствии которого ты приходишь к себе и реализуешь себя. А осуществить то, сущность чего непонятна, невозможно; если мы не поймем своих собственных желаний, то мы себя не реализуем. Именно поэтому для Пруста, и наверняка для любого человека, слова "реализовать себя" схожи со словами "понять, кто ты есть на самом деле и каково твое действительное положение"» [6, с. 35-36]. В том случае, если человек задумался хотя бы об этом, то он уже на верном пути.Сама постановка вопроса о том, каким является действительное положение человека, моментально способствует перемещению субъекта в трансцендентальное. Принять реальность, пережить ужас одиночества, потери, трагедии - это необходимый ад для возрождения, потому как, касаясь дна, открывается путь на верх.

В настоящее время перед нами отсутствуют те рамки, в которых вынуждены были существовать и творить наши предки, однако проблема понимания остается, так как она существует прежде всего, ровно как проблема сознания. Нынешнее общество имеет безграничные информационные возможности, в то же время выражая свою незащищенность перед этими ресурсами. Достаточно трудно уберечь свое «я» в потоке массовой культуры. Обществу присуще ложное чувство полной независимости, не призывающие индивида к каким-либо личным усилиям. Исходя из этого идея Мамардашвили о необходимости понимания является важнейшим инструментом для преодоления стандартного и шаблонного мышления, который препятствует духовному развитию и социальному прогрессу человека. Данный принцип обусловливает формирование новой герменевтической концепции.

Интонация мысли М.К. Мамардашвили, аналогична его попытке пробудить, встряхнуть человека, пребывающего в состоянии сна. Только в

мысли, в работе разума заключается суть настоящей жизни. Всплывает вопрос: к чему же должен прийти человек в процессе этой мысли? Через своих героев (Декарта, Канта, Пруста) М.К. Мамардашвили просит задуматься над этим, с целью привести в действие сложный процесс в нашем сознании. В случае, если человек задается вопросами, это уже заставляет его самосовершенствоваться. А количество мирозданий, возникающих при этом, точно количество глаз и умов, просыпающихся каждое утро. Не каждая мысль является жизнью, но мысль, проходящая через призму осознания, через особое отношение человека к содержанию собственного сознания. Отношение проявляется только определенных моментах, когда человек может остаться «наедине с собой». В лекциях Мамардашвили это выражается как «движение в темноте». Если данное движение случилось, значит, мы живы. Без темноты не будет и света. Для обычного человека все вышесказанное будет выглядеть сложнейшим ребусом, так как наше сознание стоит перед двумя самыми главными преградами: боязнью страдания и ленью. Задача, занимающихся мыслью профессионально, -побудить общество непосредственно к процессу преодолевания выявленных «недостатков», указать, в чем заключается ошибочность подобного состояния. Исходя из этого, можно утверждать, что философия имеет практическое значение для общества. Данное значение можно заметить и в метафоре «покрывала» майя, отражающем двойственность мира -кажущегося и истинного; в пифагорейском «познай самого себя», направляет человека к внутреннему самосозерцанию; в метафоре «пещеры» Платона, олицетворяющей духовное движение субъекта от незнания к знанию, и т. д.

Мамардашвили поясняет схожесть мировоззренческих идей философов разных эпох тем, что им открылся закон истинной человеческой жизни, который не изменяется, а только лишь подтверждается доступными для конкретного субъекта средствами. Не все способны (хотят) заметить то, к чему его призывают философия и философы. Но если среди людей найдется хоть один, кто задумается об этом, значит, эстафета «никтегерсии» продолжится. Хочется верить в то, что мы достигли достаточной духовной зрелости и внутренней ответственности, чтобы осознать, в чем на самом деле заключается смысл существования нашего социума, и в первую очередь нас самих, индивидуумов. Преобразование человека в духовное существо невообразимо без определенной «точки опоры» (ею может быть понимание). Духовное выражается как истина людской жизни, которая возникает от осознания самой жизни [7, р. 206].

Мы сможем меняться сами и совершенствовать все вокруг, только если изменим сознание, чтобы понимать, что происходит с нами и внутри нас. Как только человек выберет это направление и сделает первый шаг, он уже будет на ином уровне социального развития. Жизнепорождающей и жизнеутверждающей мощью владеет человек - метафизическая клетка общества как системы. Поэтому процесс «перерождения» человека

становится уже не только индивидуальной, а общепланетарной задачей. Всегда должен найтись тот, кто отыщет в себе силы отказаться от комфортного состояния в пользу непредсказуемости, опасности узнать о неожиданном или даже неприятным, кто будет полагаться только на себя. Чем больше смелых личностей, тем свободнее будет общество. Пока последний «спящий» не «пробудится» данная тема всегда будет актуальна.

Использованные источники:

1. Философ не может быть пророком... URL: https://www.mamardash-vili.com/ru/events/filosof-mozhet-ne-byt-prorokom...-fragmenty-intervyu

2. Бунтующий человек. Камю А. М., 1990.

3. О Мамардашвили, Вийоне, Прусте. Рындин Д. URL: https://www.mamardashvili.com/ru/merab-mamardashvili/ad-hoc/dmitrij-ryndin/ o-mamardashvili-vij one-pruste

4. Психологическая топология пути. Мамардашвили М.К. М., 2014.

5. Tirons U. I Come to You from My Solitude URL: http://www.eurozine.com/i-come-to-you-from-my-solitude/

6. Мамардашвили М.К. Указ. соч. С. 35-36.

7. Необходимость себя. Лекции.Статьи.Философские заметки. Мамардашвили М.К. М., 1996 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.