Научная статья на тему 'Проблема безработицы и пути ее решения: гендерный аспект'

Проблема безработицы и пути ее решения: гендерный аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2187
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗРАБОТИЦА / КАНАЛ ПОИСКА РАБОТЫ / ВАКАНСИИ / РЫНОК ТРУДА / UNEMPLOYMENT / CHANNEL SEARCH / JOB VACANCIES / LABOR MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хузиева Эльмира Фарраховна

В статье представлены материалы по опросу безработных, которые раскрывают гендерные характеристики таких аспектов безработицы,как причины ухода с прежнего место работы; каналы, используемые для трудоустройства; причины отказа от предлагаемых вакансий как со стороны работодателя, так и соискателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хузиева Эльмира Фарраховна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Problem of Unemployment and Ways to Solve It: the Gender Dimension

The article presents a survey on unemployment, which reveals gender characteristics of such aspects of unemployment as reasons for leaving previous job; channels used for the search operation; and reasons for rejection of the proposed positions both on the part of the employer and the applicant.

Текст научной работы на тему «Проблема безработицы и пути ее решения: гендерный аспект»

УДК 316.614

Проблема безработицы и пути ее решения: гендерный аспект

Хузиева Э.Ф.

Кандидат социологических наук, доцент кафедры менеджмента

Казанского государственного энергетического университета

В статье представлены материалы по опросу безработных, которые раскрывают гендерные характеристики таких аспектов безработицы, как причины ухода с прежнего место работы; каналы, используемые для трудоустройства; причины отказа от предлагаемых вакансий как со стороны работодателя, так и соискателя.

Ключевые слова: безработица, канал поиска работы, вакансии, рынок труда.

Существенным следствием процессов, происходящим в современной социально-экономической сфере, становится безработица, которая, с одной стороны, представляет собой негативное явление, с другой стороны, в условиях кризиса становится неизбежной. При оценке безработицы, с точки зрения ее роли в общественной жизни, следует исходить из того, что занятость населения составляет необходимое условие для стабилизации экономики. От уровня безработицы зависят уровень жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, на их трудоустройство, на материальную поддержку людей, лишившихся работы.

Согласно данным статистики, в феврале 2016 г. в государственные учреждения службы занятости Республики Татарстан за содействием в трудоустройстве обратились 6,3 тыс. неработающих граждан, статус безработного получили 4,8 тыс. человек (на 396 человек (или на 9,0 %) больше, чем в феврале 2015 г.). В феврале 2016 г. нагрузка незанятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете в государственных учреждениях службы занятости населения, к заявленной предприятиями и организациями потребности в работниках составила 0,9 человека на одну заявленную вакансию (в феврале 2015 г. - 0,7 человека) [1].

Безусловно, создание рынка труда и занятости с минимальным уровнем безработицы является идеальным состоянием российской экономики. Чем больше разрыв между данным идеалом и реальностью, тем

больше финансовых затрат несет государство, происходит неполное использование имеющихся ресурсов и производственных возможностей. Безработица наносит вред и жизненным интересам людей, не давая им возможность приложить свое умение в интересующем виде деятельности, приводя к снижению финансового благосостояния человека и т.д.

Автором статьи было проведено социологическое исследование по проблеме безработицы в г. Казани. Использовалась целевая выборка, на основе которой было опрошено 176 безработных, стоящих на бирже труда или планирующих оформить документы в ближайшее время. Инструментарий исследования был составлен на основе методических разработок региональных исследователей [2, с. 18-22; 3, с. 59-60].

Безусловно, на характер переживания безработицы помимо экономических факторов оказывают влияние и многие индивидуальные черты личности человека. Одни высоко оценивают свой жизненный опыт и социальные способности, считают себя готовыми к решению любых жизненных проблем, другие в этом плане менее уверены в себе. Однако присутствуют, на наш взгляд, и гендерные различия в данной проблеме.

Социально-демографический портрет респондентов выглядит следующим образом: 18 % безработных составляли опрошенные от 18 до 24 лет, 23 % - от 25 до 34 лет, 25 % - от 35 до 44 лет, 29 % - от 45 до 54 лет, а остальные 5 % - от 55 до 60 лет. В гендерном составе доминировали женщины: 54 % к 46 % безработных у мужчин. Стаж нахождения

в статусе безработного в среднем составил 2 года 7 месяцев.

Причинами ухода с предыдущей работы большинство людей, а именно 46 % мужчин и 42 % женщин назвали низкую заработную плату. Вариант ответа «не нормированный рабочий день» выбрал каждый пятый респондент (22 % мужчин и 24 % женщин). Можно сказать, что мужчины в трудовой сфере являются более конфликтными, так как каждый третий причиной ухода с предыдущей работы назвал конфликты с руководством (33 %), тогда как среди женщин данное обстоятельство выбрала только каждая пятая респондентка (20 %). В то же время доля женщин, которых не устраивал коллектив, в два раза превышает долю мужчин, уволившихся по данной причине (18 к 8 % соответственно).

Согласно полученным результатам, Центр занятости не рассматривается как канал эффективного поиска работы. Результаты исследования показывают, что до сих пор основной ресурс поиска работы - это сеть контактов, знакомств, то, что называется связями. Решали проблему трудоустройства с помощью использования личных связей 39 % мужчин и 24 % женщин. Женщины при этом чаще обращались к близким и знакомым (42 % к 26 % у мужчин). Таким образом, независимо от эффективности данные каналы используются респондентами в первую очередь и считаются наиболее перспективными. Поиск работы по газетным объявлениям осуществляли 34 % мужчин и 48 % женщин.

Данный вопрос содержал в себе возможность для респондента высказать свою точку зрения. В частности, присутствовали следующие высказывания: «стучаться в незнакомые двери мне кажется бессмысленным, только если человек очень уверен в себе, в своих качествах, способностях», «чтобы устроиться на работу, надо иметь большой круг знакомых», «с улицы устроиться просто невозможно», «реклама в газетах всегда запоздалая», «от биржи, кроме пособия, которое очень невелико, помощи никакой».

Согласно итогам исследования, 88 % мужчин и 82 % женщин встречались с отказом со стороны работодателя, а остальные - 12 % и 18 % респондентов - сами отказывались от предложенной работы. Те, кому отказали в работе, назвали такие причины, как: отсутствие стажа работы (52 % мужчин и 26 % женщин); отсутствие необходимого образования (32 % и 14 % соответственно); возрастные характеристики (22 % и 40 %), несоответствие требованиям по гендерной принадлежности (2 % и 16 %); наличие маленьких детей (4 % и 24 %).

Результаты опроса позволили сделать вывод: большая часть женщин выражает активное желание работать при условии, что помимо достойного уровня заработной платы, который значим и для мужчин, будет присутствовать гибкий рабочий график и непосредственная близость места работы к дому. 300

Кроме того, существенным фактором для женщин является наличие социальных гарантий, так как они позволяют не беспокоиться по поводу вынужденных отпусков, оплачиваемых больничных, что, в свою очередь, является неотъемлемой частью при воспитании детей. Причинами отказа со стороны безработного были следующие: низкая заработная плата, наличие плохих условий труда, не нормированный рабочий день и т.д. Гендерный срез вопроса показал, что из-за низкой заработной платы отказались от предложенной работы 82 % мужчин и 62 % женщин. Наличие плохих условий труда выбрали 14 % и 8 % респондентов, ненормированный рабочий день как причину отказа выбрали 14 % и 10 % опрошенных соответственно.

По мнению большинства безработных граждан, решению проблемы безработицы в городе будет способствовать создание рабочих мест путем открытия новых предприятий (54 % мужчин и 48 % женщин). Повышение эффективности работы государственных бирж труда и занятости выбрали 37 % мужчин и 32 % женщин. За развитие частных агентств по трудоустройству и подготовку специалистов по заказу предприятий высказались (32 % к 26 % и 28 % к 30 % соответственно). За легализацию серого рынка труда выступили 24 % мужчин и 18 % женщин. Менее востребованными стали меры по введению государственного заказа на подготовку кадров и создание базы данных молодых специалистов для работодателей (12 % к 16 % и 8 % к 10 % соответственно).

Проблема безработицы заключается в том, что существует несоответствие между тем, какие специальности на конкретный момент требуются, и тем, безработные каких специальностей находятся в поиске работы. В данном случае речь идет о том, что рынок труда в настоящее время даже приблизительно сложно прогнозировать, поскольку экономическая ситуация в обществе нестабильна. В данном случае наиболее важным представляется наличие у безработных навыков, позволяющих быстро адаптироваться к изменившейся ситуации. Важным механизмом решения проблем безработицы являются адаптация к требованиям рынка посредством переобучения специалистов в службе занятости и в вузах, создание информационных систем, позволяющих учитывать спектр вакансий, анализировать их и прогнозировать ситуацию на рынке труда.

Блок вопросов в анкете был представлен прогнозом относительно ситуации с занятостью в городе на ближайший год. Согласно полученным данным, 18 % мужчин и 16 % женщин полагают, что в ближайшие 12 месяцев уровень безработицы в городе возрастет. Противоположной динамики ожидают 18 % мужчин и 12 % женщин. Большинство при этом склонны полагать, что уровень безработицы не изменится (38 % и 36 % соответственно).

Интересные результаты получились в оценке привлекательности республики в целом как района для трудоустройства. На вопрос: «Как Вы полагаете, сейчас хорошее или плохое время для того, чтобы приезжать в нашу республику и работать в ней?» каждый четвертый респондент ответил, что плохое (24 % мужчин и 26 % женщин). Вариант «в чем-то хорошее, в чем-то плохое» выбрали 30 % мужчин и 42 % женщин. Только 6 % мужчин и 8 % женщин ответили, что сейчас хорошее время для того, чтобы приезжать в нашу республику и работать в ней. Высока доля затруднившихся ответить (по 34 % как у мужчин, так и у женщин).

Вопрос о том, стоит ли оставаться жить и работать в нашей республике или лучше уехать в другой регион России, вызвал у респондентов еще большие затруднения (48 % мужчин и 42 % женщин не смогли определиться с ответом). Следующим по распространенности стал вариант, что кому-то необходимо уезжать, а кому-то надо оставаться (28 % и 42 % соответственно). О том, что необходимо определенно уезжать заявили 16 % мужчин и только 4 % женщин, а о том, что определенно оставаться, - 6 % и 4 % респондентов соответственно.

На основе данного блока вопросов был рассчитан индекс мобильности трудовых ресурсов. В соответствии с методикой расчета данный индекс характеризует оценку жителями потенциалов, существующих в регионе для реализации своего трудового потенциала. Индекс указывает на возможность роста (уменьшения) безработицы в регионе, а также на вероятность внутренней миграции трудовых ресурсов. Согласно расчетам, данный индекс принял значение в 89,6 пункта, что говорит о неуверенности респондентов в трудоустройстве, о прогнозе росте безработицы и др.

Таким образом, низкая заработная плата является доминирующей причиной ухода с предыдущего места работы. У мужчин причинами увольнения чаще выступает конфликт с руководством, тогда как у женщин - неподходящий коллектив. У мужчин основной ресурс поиска работы заключается в использовании сети контактов и знакомств, у женщин - личные свя-

зи. При этом у респондентов вне зависимости от ген-дерной принадлежности зафиксирован низкий уровень доверия к Службе труда и занятости.

С отказом со стороны работодателя мужчины чаще встречаются по причине отсутствия необходимого стажа и уровня образования, женщины - по причине возрастных и гендерных характеристики, а также наличия детей. При этом отличительной стратегией поиска работы у них является гибкий рабочий график и наличие социальных гарантий. В свою очередь, низкая заработная плата является доминирующей причиной отказа от предлагаемой работы вне зависимости от гендерной принадлежности. В качестве приоритетных направлений по сокращению безработицы выступают меры по созданию рабочих мест путем открытия новых предприятий и повышению доверия населения к Службе труда и занятости посредством усиления эффективности её деятельности. Также в современных условиях необходимо достигнуть соответствия выпуска специалистов учебными заведениями с потребностями экономики региона и страны в целом, и необходим учет особенностей регионов в решении проблем безработицы.

Литература:

1. URL: http://www.tatstat.ru/bgd/doclll92/IssWWW. exe/Stg/d020/i020032r.htm (дата обращения: 15.03.2016 г.).

2. Махиянова A.B. Методика оценки мнения населения о проводимых социально-экономических преобразованиях (технология составления инструментария исследования) // Электронный экономический вестник Татарстана. - 2014. -№ 1. - С. 58-61.

3. Ехлакова Е.А. Труд, качество жизни и воздействие государства на экономику. - М.: Издат.-тор-говая корпорация «Дашков и Ко», 2008. - 164 с.

The Problem of Unemployment and Ways to Solve It: the Gender Dimension

E.F. Khuzieva Ihe Kazan State Power University

The article presents a survey on unemployment, which reveals gender characteristics ofsuch aspects of unemployment as reasons for leaving previous job; channels usedfor the search operation; and reasons for rejection of the proposed positions both on the part of the employer and the applicant.

Keywords: unemployment, channel search, job vacancies, labor market.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.