Научная статья на тему 'Проблема бессмертия человека в традиционной индийской философии'

Проблема бессмертия человека в традиционной индийской философии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1414
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕССМЕРТИЕ / ЖИЗНЬ / СМЕРТЬ / ТРАДИЦИИ / ИНДИЯ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / КУЛЬТУРА / IMMORTALITY / LIFE / DEATH / TRADITION / INDIA / WORLDVIEW / CULTURE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Красильников Владимир Анатольевич

В статье анализируется и актуализируется содержание взглядов традиционной философии Индии на вопросы бессмертия, жизни, смерти, посмертного существования и отношение к данным проблемам со стороны общества. Прослеживается тесная взаимосвязь между древнеиндийскими философскими учениями и современными культурными формами. Подчеркивается отличительная особенность отношения к данным вопросам в индийском обществе, влияния его философских учений на мировоззрение не только самих индийцев, но и на представителей других культурных цивилизаций, прежде всего, Запада. При этом длительное внешнее культурно-историческое воздействие на индийское общество не смогло повлиять на его устоявшиеся философские традиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема бессмертия человека в традиционной индийской философии»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

ПРОБЛЕМА БЕССМЕРТИЯ ЧЕЛОВЕКА В ТРАДИЦИОННОЙ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ Красильников В.А. Email: Krasilnikov17137@scientifictext.ru

Красильников Владимир Анатольевич - старший преподаватель, кафедра социально-гуманитарных наук, Набережночелнинский институт Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Набережные Челны

Аннотация: в статье анализируется и актуализируется содержание взглядов традиционной философии Индии на вопросы бессмертия, жизни, смерти, посмертного существования и отношение к данным проблемам со стороны общества. Прослеживается тесная взаимосвязь между древнеиндийскими философскими учениями и современными культурными формами. Подчеркивается отличительная особенность отношения к данным вопросам в индийском обществе, влияния его философских учений на мировоззрение не только самих индийцев, но и на представителей других культурных цивилизаций, прежде всего, Запада. При этом длительное внешнее культурно-историческое воздействие на индийское общество не смогло повлиять на его устоявшиеся философские традиции.

Ключевые слова: бессмертие, жизнь, смерть, традиции, Индия, мировоззрение, культура.

THE PROBLEM IN HUMAN IMMORTALITY IN TRADITIONAL

INDIAN PHILOSOPHY Krasilnikov V.A.

Krasilnikov Vladimir Anatolyevich - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF SOCIAL HUMANITIES, NABEREZHNYE CHELNY INSTITUTE FEDERAL STATE AUTONOMOUS EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION KAZAN (PRIVOLZHSKY) FEDERAL UNIVERSITY, NABEREZHNYE CHELNY

Abstract: the article analyzes and updates contents of views of the traditional Indian philosophy on questions of immortality, life, death, posthumous existence and attitudes to these problems on the part of society. There is a close relationship between ancient Indian philosophies and modern cultural forms. It emphasizes the distinctive feature of the attitude to these questions in Indian society, the influence of its philosophies on the worldview not only Indians, but also on representatives of other cultural civilizations foremost of the West. At the same time a long lasting external cultural and historical impact on Indian society could not affect its established philosophical traditions. Keywords: immortality, life, death, tradition, India, worldview, culture.

УДК 1.128

DOI: 10.24411/2404-2338-2019-10402

Вопросы бытия человека, невероятные формы человеческого существования всегда находились в центре философских размышлений и дискуссий, и древность в этом отношении не была исключением. Архаичная мифология, фольклор, религия, искусство своими средствами отразили переживания и размышления многих поколений по вопросу возможной бесконечности жизни. Древние осевые культуры

смогли найти свой язык, философский и поэтический, для описания феномена бессмертия, для самобытной и широкой постановки проблемы его достижения.

Культурологическое знание фиксирует то обстоятельство, что нередко традиции далеких, прошедших лет вступают в полосу своеобразного возрождения и начинают плодотворно проявлять себя в актуальном философском дискурсе. Особенно характерна в этом плане индийская вековая мудрость, которая и сегодня, в эпоху постмодерна, определяет значимые векторы движения чувств и мыслей людей. Можно отметить, что не только элитарная (А. Шопенгауэр, Н. Рерих), но и массовая культура широко использует идеи и образы, рожденные древней Индией (музыкальная форма раги в неоклассике и поп-музыке, йога как система релаксации и рекреации современного европейца, сценические постановки и экранизации древнеиндийского эпоса, аюрведа в повседневной медицинской культуре).

Какие фундаментальные, самобытно интерпретированные идеи и образы древнеиндийской философии смогли инспирировать сферу символического и дать импульс для включения их в состав актуальной мировой культуры? Несомненно, что наиболее оригинальной в своей разработке стала проблема человеческого бессмертия, решенная в своеобразной форме представителями разных философских школ Древней Индии. Характерным обстоятельством является то, что указанная проблема исследовалась в контексте космологических представлений об устройстве мира.

Согласно космоцентрическим (ведическим) традициям индийской философии человек выступает частью космоса, как единой, живой, мыслящей системы, обладающей разумом и духовно наполненной [1, с. 183]. Человек, подобно космосу, имеет физическую и духовную субстанции. Исходя из этого, цель его жизни -соединение с духовной субстанцией космоса. В данном отношении человек как микрокосм отождествляется с макрокосмом.

Далее следует отметить, что широковещательный тезис индийской космологии был оформлен в системе «медиальных» терминов, которые призваны связать в единое целое мир космоса и мир человеческого бытия. Онтология и моральный закон, высокое бытие и поддержка единства мира соблюдаемой каждой варной, каждым ее представителем культурной нормой - вот что составляет остенсивность данной медиальности.

Концепция существования человека в мире по положениям индийской философии выражена в категориях «рита», «карма», «сансара», «мокша», «дхарма», где: «рита» -универсальный нравственный космический закон, ритм бытия; «карма» - общий моральный закон нравственного воздаяния или поощрения за предыдущие поведение и деятельность человека, совокупность всех его действий и их последствий в текущей и предыдущих воплощениях (жизнях), которые определяют его будущее существование; «сансара» - процесс рождения и перерождения индивида; «мокша» -«освобождение души», состояние совершенства, которое может быть достигнуто при жизни; «дхарма» - образец поведения, которому надлежит следовать, моральный долг, жизненное предназначение человека, цель телесного воплощения, которое необходимо реализовать [2, с. 68].

Указанные категории, составляющие суть бытия человека, свидетельствуют о нормативно-культурной и духовно-деятельной направленности индийской философии в вопросах жизни. Здесь доминирует постулат, утверждающий, что жизнь не пассивное созерцание окружающей действительности, а постоянное, прежде всего духовное, нравственное самосовершенствование человека, работа над собой в гармонии с универсальными космическими законами.

Философские идеи о жизни, смерти и бессмертии человека воплощены в индуизме, буддизме, джайнизме и других формах древнеиндийских верований, не исчезнувших из сегодняшней культуры и воспринятых современными индийцами в качестве житейской мудрости в форме повседневного обряда.

Философия современной Индии, материально-бытовая сторона существования обычных людей во многом связаны с индуизмом. Одно из основных положений индуизма

утверждает, что люди разделяют судьбу природы путем рождения, жизни, смерти и далее - перевоплощения, повторения данной последовательности по круговому циклу [3, с. 298]. Идея реинкарнации - вечном перевоплощении («сансара»), постепенно проникла в философскую культуру Запада и стала достаточно популярной, но в большей степени в ее физическом, нежели духовном ракурсе.

Обыденное мировосприятие современного индуса, особенно в крупных городах, во многом подвержено влиянию западной культуры. Однако мир в целом воспринимается им в соответствии с традиционными философскими установками. Здесь превалируют оптимистические взгляды на жизнь, бытие. Страшные картины вечного ада или красивые образы вечного рая не представали и не предстают перед воображением индийцев. Пессимизму не место в мироощущении рядового индуса, который живет ожиданием следующего перерождения, и оно в зависимости от характера и содержания прожитой жизни будет лучшим или худшим. Данная идея тесно связана с интенцией постоянного земного превращения, заставляет индивида искать пути к совершенству, прежде всего духовному.

Аскетизм, несмотря на значимость, никогда не был решающим направлением индийской культуры и философии. Причина кроется в оптимистическом отношении к жизни большинства современных последователей индуизма, для которых характерна своеобразная форма: «зачем спешить, когда и эта жизнь несет так много радостей и удовольствий?» [4, с. 18]. Для современной индийской (индуистской) философии характерно следующее содержание смысла жизни - качественное преобразование своей кармы для достижения счастья в этой или следующей жизни на духовном и физическом уровнях.

Проблема смерти не является в Индии действительно актуальной в смысле отсутствия выраженного страха к ней. В отличие от других религиозно-философских систем и культур, данная проблема постигается не мощными психологическими феноменами и установками, а посредством разума, осмысливается определенным путем и принимается возможным образом. Смерть в сознании индийцев представляет или мгновенный переход к новому рождению, или недолгому пребыванию в потустороннем мире, а после следует новая инкарнация [3, с. 360]. Такая установка способствует значительному уменьшению страха от неизвестности после физической смерти, так как земной мир, который вновь ожидает для нового воплощения, является уже известным и изученным.

Приемлемые пути решения проблемы жизни, смерти и бессмертия тесным образом связаны с творческими способностями и эмоциональными качествами, присущими для индийской философии, религии и культуры в целом. Общая формулировка отношения представителей индийской философии к обозначенной проблеме может быть выражена следующим образом. Все что происходит в жизни человека - результат действия кармы, которая определяется его действиями. Смерть является лишь переходом к следующей жизни, лучшей и более счастливой, если предыдущая жизнь была прожита в соответствии с определенными религиозными нормами. В ином случае душа человека не обрекается на вечные адские мучения (как в христианстве, иудаизме и исламе), а переходит в следующий цикл инкарнации [2, с. 118]. Здесь человек оказывается также в состоянии исправить содеянное и заслужить счастье и благополучие уже в ней.

Представленные особенности индийской философии как части культуры Индии, указывают на то, что индийскому обществу свойственна определенная духовная стабильность, которая достигается не благодаря давлению догматов, а за счет других причин, во многом связанных с массовой психологией, исторически сложившимся менталитетом индийского народа. В современной Индии, несмотря на культурно -психологическую креативность и стабильность в духовно-нравственной сфере, позитивно влияющие на решение философских проблем жизни, смерти и бессмертия человека, наблюдается значительное влияние западной культуры. Вместе с тем,

влияние индийской культуры на Запад, в том числе в религиозно-философском аспекте рассматриваемых вопросов, является не менее, а то и более значительным.

Таким образом, богатая составляющая индийской культуры и философии предлагает нам для творческого осмысления свое углубленное, психологически обоснованное и эффективное решение обозначенной проблемы. Оно заключается в установлении тесной взаимосвязи космического порядка и оснований земного человеческого существования, в положении касательно единства мира и бесконечных перевоплощений живых и неживых форм, возможности не только продолжения человеческой жизни, обретения бессмертия, бесконечного существования, но и ее улучшения благодаря соблюдению вечного нравственного закона, религиозных норм и кастовых порядков в повседневности.

Список литературы /References

1. Антология мировой философии: в 4 т. Т.1. Философия древности и средневековья. Под ред. В.В. Соколова. Ч. 1. М.: Мысль, 1969. 756 с.

2. Родзинский Д.Л.Небытие и бытие сознания в ранних формах индийской, китайской и греческой философии. М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. 280 с.

3. Чаттопадхья Д. Живое и Мертвое в индийской философии. М.: Прогресс, 1981. 416 с.

4. Шутт К. Аюрведа для всех (душа и тело). М.: Лик Пресс, 1998. 160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.