Научная статья на тему 'Проблема авторитета в отношениях власти и подданных в России в последней четверти XVII В. (на примере греко-латинской полемики «о пресуществлении святых даров»)'

Проблема авторитета в отношениях власти и подданных в России в последней четверти XVII В. (на примере греко-латинской полемики «о пресуществлении святых даров») Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
225
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОРИТЕТ / ВЛАСТЬ / РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛЕМИКА / ГРЕКОФИЛЫ / ЛАТИНСТВУЮЩИЕ / AUTHORITY / POWER / RELIGIOUS CONTROVERSY / GREEKPHILES / LATINPHILES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Диянов Константин Сергеевич

Рассматриваются особенности идейных и политических коллизий, связанных с проблемой авторитета в отношениях власти и подданных в русском обществе последней четверти XVII в. На примере греко-латинской полемики о пресуществлении исследуется влияние позиций, занятых лидерами латинствующих и грекофилов (Сильвестром Медведевым и патриархом Иоакимом) по вопросу о подчинении вышестоящему авторитету, на ход и итоги идейного противостояния двух придворных группировок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of authority in the relations between the state power and the citizens in Russia in the last quarter of XVII c. (on the example of greek-latin controversy «of transubstantiation of holy sacrament»)

The article is devoted to the features of ideological and political conflicts associated with the problem of authority in the relations between the authorities and the citizens in the Russian society in the last quarter of the XVII century. On the example of Greek-Latin controversy of transubstantiation the author of the article explores the influence of the positions taken by the leaders of the Latinphiles and Greek-philes (Sylvester Medvedev and patriarch Joachim) on submission to a higher authority, on the course and outcome of the ideological confrontation between the two factions of the court.

Текст научной работы на тему «Проблема авторитета в отношениях власти и подданных в России в последней четверти XVII В. (на примере греко-латинской полемики «о пресуществлении святых даров»)»

Вестник Томского государственного университета. История. 2013. №5 (25)

УДК 94(470) «17»

К.С. Диянов

ПРОБЛЕМА АВТОРИТЕТА В ОТНОШЕНИЯХ ВЛАСТИ И ПОДДАННЫХ В РОССИИ В ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XVII В. (НА ПРИМЕРЕ ГРЕКО-ЛАТИНСКОЙ ПОЛЕМИКИ «О ПРЕСУЩЕСТВЛЕНИИ СВЯТЫХ ДАРОВ»)

Рассматриваются особенности идейных и политических коллизий, связанных с проблемой авторитета в отношениях власти и подданных в русском обществе последней четверти XVII в. На примере греко-латинской полемики о пресуществлении исследуется влияние позиций, занятых лидерами латинствующих и грекофилов (Сильвестром Медведевым и патриархом Иоакимом) по вопросу о подчинении вышестоящему авторитету, на ход и итоги идейного противостояния двух придворных группировок.

Ключевые слова: авторитет, власть, религиозная полемика, грекофилы, латинствующие.

Греко-латинофильская полемика «о пресуществлении святых даров» является значимым событием общественно-политической жизни российского общества последней четверти XVII в. Помимо собственно церковно-богословских атрибуций, в религиозном споре о пресуществлении нашли отражение более широкие и сложные идейные и ментальные феномены - в какой-то степени он явился своеобразным полемическим выражением противоречий, обуревавших русское общество того времени. Значимым фактором многих идейных коллизий, имевших место в указанный период, была проблема взаимоотношений власти и подданных, связанная со стремлением церковной и светской властей укрепиться в духовном «пастырстве» над народными массами, позиции которого серьезно расшатывались как растущим идейным брожением низов (находящихся под влиянием старообрядчества), так и непрекращающейся борьбой за власть в верхах русского общества (особенно обострившейся в период регентства царевны Софьи).

Не обошли стороной указанные явления и греко-латинскую полемику о пресуществлении. Выводы современных исследователей о том, что непримиримое противоборство грекофилов и латин-ствующих было обусловлено мотивами отнюдь не

только богословского, но и политического харак-

1

тера, позволяют предположить, что в основе данного противостояния лежали остро актуальные вопросы, волновавшие духовную и политическую элиту русского общества, к которым можно отнести и проблему легитимности и авторитета власти

1 Так, по мнению И.Л. Курукиной, вопрос о евхаристическом каноне мог быть поднят и подвергся тщательному рассмотрению лишь при достаточном количестве глубоких политических причин [1. С. 152].

в глазах подданных. В данной плоскости, на наш взгляд, следует рассматривать взаимоотношения двух представителей грекофильской и латинофильской партий: православного владыки патриарха Иоакима и придворного литератора, писателя и поэта Сильвестра Медведева. Конфликт между ними являет нам яркий пример нарушения баланса отношений властвующего иерарха со своим подчиненным, отпадение которого от власти первосвятителя имело, в итоге, серьезное значение как для судьбы самого латинствующего писателя, так и для разрешения всего греко-латинского идейного противостояния.

Заметим, что для Сильвестра Медведева, как и для многих других членов придворной «писательской общины», вопрос подчинения авторитету светских и духовных властителей являлся важнейшим фактором его творческой и общественной деятельности при дворе. В этой связи, будучи искусным «виршеслагателем», Сильвестр пользовался заслуженным покровительством как представителей родовой аристократии (например, князей Г.Г. и М.Г. Ромодановских, которых Медведев в своих письмах именовал своими «милостивыми и истинными благодетелями») [2. С. 13-14], так и самих государей (царя Федора Алексеевича, а после его смерти и царевны Софьи Алексеевны), восхваляя «благодетели и достоинства» монарших особ в своих поздравительных «рацеях» [3.

С. 219]. Более того, Сильвестр сумел заручиться расположением властей духовных, и, в частности, самого патриарха Иоакима, оценившего «книжные» таланты Медведева во время его деятельности на патриаршем Печатном дворе2. Во всех случаях беспрекословное признание и подчинение

2 Здесь Медведев быстро сделал неплохую карьеру - так, в 1678 г. Сильвестр, минуя должности «чтеца» и «писца», сразу стал справщиком, а уже через год - старшим справщиком [4. С. 87].

Сильвестра вышестоящему авторитету (нашедшее отражение в творчестве придворного «пиита») были обязательным условием его успешных взаимоотношений со своим светским или духовным окружением.

Вместе с тем с началом полемики о пресуществлении именно в вопросах, затрагивающих тему патриаршего «авторитета», Медведев не проявил той необходимой осмотрительности и осторожности, которая отличала его позицию по отношению к представителям светской власти. При этом видимые идейные расхождения (участие Сильвестра в полемике в качестве главного защитника «неправославного», латинского мнения о времени пресуществления святых даров) не рассматривались ни патриархом, ни самим латинствующим писателем как нарушение утвердившегося баланса их взаимоотношений - так, Иоаким долгое время не предпринимал каких-либо мер дисциплинарного или политического воздействия на своего подопечного, не выказывая и особенного желания участвовать в литературных «прениях» с латинст-вующими. Это вполне объясняется тем обстоятельством, что на начальных своих стадиях (1685-1686 гг.) полемика латинствующих и грекофилов, более походившая на богословский спор «ученых эрудитов», не представляла собой угрозы «архипастырскому» авторитету патриарха, как и не вносила серьезный разлад в жизнь русской православной церкви. Напротив, как только (1687-1688 гг.) латинствую-щими полемистами, и в особенности Сильвестром Медведевым, стало активно использоваться обращение к народным массам, зазвучали призывы не слушать доводы «Христова слова всемогущества противницей», встал вопрос о вмешательстве в полемику православного первоиерарха, в глазах которого, по словам советского исследователя А.П. Богданова, Сильвестр совершал злодеяние - выступал против слепого подчинения мирян авторитету церковнослужителей [5. С. 214].

Важным «попущением» Медведева в религиозном споре с грекофилами было пренебрежение мнением и позицией своего «архипастыря» - патриарха Иоакима, который должен был, согласно своему статусу и положению, выступать арбитром в духовных конфликтах религиозного характера. В то же время Сильвестр не преминул воспользоваться поддержкой властей светских (например, царевны Софьи, которой адресовалось посвящение в «Книге о Манне хлеба животного»), а также опереться на видных представителей малороссийского духовенства, чье мнение по вопросу о пресуществлении совпадало с позицией, отстаиваемой московскими латинствующими. Последнее

было особенно чувствительно для патриарха Иоакима, учитывая его старания в деле подчинения малороссийской церкви своей власти - ведь апелляция Медведева к «пролатинской» позиции малороссийских церковных иерархов вполне могла поставить русскую церковь на грань нового и сильного раскола [6. С. 320].

Кроме того, Сильвестр в ходе полемики не упустил возможности упрекнуть и сами московские церковные власти в «непостоянстве» («лю-дем закон прописуют и не творящих того клятвами страшными связуют, а сами того творити не хощут»), высказывал латинствующий писатель серьезные обвинения и в адрес самого патриарха Иоакима, который «то свое и с клятвами страшное соборное постановление (Большого собора 16661667 гг., запрещающее впредь любые исправления в церковных книгах. - К. Д.) презрев... и ново-правленный устав и собором утвержденный пове-ле паки вновь исправити» [7. С. 24, 31]. Всего этого, не считая выпадов Сильвестра в адрес покровительствуемых патриархом грекофилов - Евфи-мия Чудовского и братьев Лихудов, было вполне достаточно, чтобы заставить Иоакима предпринять решительные меры для «успокоения» латин-ствующего полемиста.

Заметим, что действовал патриарх Иоаким весьма решительно - как в отношении самого Сильвестра, так и касательно поддерживавших его лиц были использованы все возможные средства воздействия: от увещеваний и призывов подчиниться патриаршей воле, до прямых угроз расправы и церковного суда. В связи с этим патриарх Иоаким не замедлил организовать активную переписку с малороссами, настойчиво убеждая их принять «грекофильское» мнение, а при стойкости последних в своем «заблуждении» был вынужден даже вступить с ними в своеобразные богословские прения по вопросу о пресуществлении [8. С. 21-69]. При этом Иоаким не остановился и перед мерами «дисциплинарного» воздействия: например, влияния на малороссов со стороны восточной церкви, когда через бывшего константинопольского патриарха Дионисия (за соответствующую плату и по присланным из Москвы текстам «соборных грамот») планировалось «писать и запрещать малороссам тяжко.чтобы не имели в презрении духовную власть». Кроме того, в адрес малороссийского духовенства зазвучали угрозы церковного осуждения и запрета священнодействовать, что, в совокупности всех предпринятых патриархом мер, и вынудило малороссов подчиниться Иоакиму - как писал по этому поводу дореволюционный историк А.В. Карташев, «хотя и

Проблема авторитета в отношениях власти и подданных в России в последней четверти XVII в.

не вдруг, но все иерархи Южной России мудро смирились и ответили в духе греческого толкования» [9. С. 257].

Сложнее обстояло дело с самим Сильвестром Медведевым, которого от неминуемых теперь патриарших репрессий спасало покровительство со стороны светских властителей: царевны Софьи Алексеевны, князя В.В. Голицына и главы стрелецкого приказа Ф. Шакловитого. В итоге только «политическая катастрофа», постигшая правительство Софьи и весь клан Милославских во время «нарышкинского» переворота в августе 1689 г., а также последовавший за этим арест Медведева, позволили Иоакиму расправиться со своим главным идейным и политическим оппонентом. При этом гневные обличения и выпады патриарха в отношении Сильвестра, имевшие место до указанных событий, весьма серьезно повлияли на характер обвинений, предъявляемых Медведеву на допросах по «делу Шакловитого». В своих «рас-спросных речах», помимо ответов на обязательные вопросы, касающихся посягательств на «го-сударское здоровье» и связей с «Федкой Шакло-витым», Сильвестру пришлось объясняться по многим обвинительным пунктам, которые могли инкриминироваться ему только патриархом Иоакимом. Таковыми, например, были обвинения в «смущении церкви» полемическими сочинениями («а о церкве он Селиверско сказал: «Церкви де святой никаким смущением он не смущал, на святейшаго патриарха умысла никакого у него не бывало»), клевете и «непригожих» речах в адрес патриарха («а о церкви де Божии он, Селиврестко, говорил многажды: напрасно де смутили душу св. патриарха, приехав, греки «а он де святейший человек бодрой и доброй; а учился мало и речей богословских не знает») [10. С. 39, 43].

В «расспросных речах» Сильвестр указывал на серьезный разлад, существовавший между ним и Иоакимом («а к св. патриарху он не прихаживал и как патриарх был в ходах, он не выхаживал, боясь его»), ввиду чего понадобилась даже стрелецкая охрана, защищавшая Медведева от патриаршего гнева («стрелцов попеременно ставили, толк де приказывали караулить, как де придут от св. патриарха») [10. С. 54, 61]. Со слов Медведева становится ясно, что патриарх Иоаким предпринимал все возможные меры для приведения к покорности «заблудшего» монаха, не гнушаясь распространением слухов о связях Сильвестра с раскольниками («изволила де в.г. ему объявить, бутто он писал писма на Дон о возмущении, о том де приходил к ней и доносил святейший патриарх») или о готовящемся им покушении на жизнь патриарха («а

Селиверстко на очной ставке, в том, что убить святейшаго патриарха, запирался ж, а сказал, что таких слов не говаривал») [10. С. 40, 41]. При этом, однако, даже под страшными пытками Медведев не нашел за собой вины ни в одном из приписывающихся ему «злодеяний» - несмотря на пристрастное следствие, никто из следователей не мог доказать серьезной вины за ним.

В то же время Иоаким сделал все возможное, чтобы окончательно утвердить свою победу над латинствующими - с этой целью было подготовлено несколько важных документов, посвященных итогам спора о пресуществлении и долженствующих быть рассмотренными на специально созванном для этого в 1690 г. церковном соборе. Иерархическая «узость» созванного собора («преосвя-щенныя архиереи и всего царствующаго града Москвы весь священный чин, архимандриты, игумены... иереи и дьяконы от всех церквей»), по выражению В. Нечаева, «подтасованного в кельях Иоакима» [11. С. 102], нисколько не смущала патриарха, намеревавшегося, прежде всего, привести к покорности и покаянию «отпавших» от православной церкви полемистов. Центральное место в работе собора должно было занять рассмотрение «покаянного исповедания» Сильвестра Медведева (по мнению исследователей, вряд ли написанного им самим), в лице которого предполагалось не только предать проклятию «хлебопоклонную ересь», но и осудить саму практику нарушения архиерейского послушания: «Такоже приношу покаяние и прошу прощения и разрешения...моего пастыря и отца святейшего кир Иоакима москов-скаго, всероссийскаго патриарха, понеже клеветах и называх его досадными укорными умены пред многими человеки. яко и прочии архиереи назы-вах аз неискусными и неучеными» [8. С. 91]. По-видимому, вопрос о сохранении патриаршего авторитета волновал Иоакима намного больше, чем борьба с «хлебопоклонничеством»: созванный им собор так и не выработал единой канонической позиции касательно таинства евхаристии, то есть не решил в корне проблему бытования «латинского» мнения на этот счет.

Подобные задачи, вероятно, и не входили в сферу изначально «узкой» компетенции собора, который, по мнению дореволюционных авторов, имел исключительно дисциплинирующее значение, а спорный вопрос о времени пресуществления был решен лишь посредством неодобрения и осуждения образа мыслей латинствующих и их произведений [12. С. 249]. Так, собор 1690 г. не замедлил принять постановление, касающееся судьбы самого Сильвестра Медведева и его поле-

мических сочинений. Последние (содержащие «хулы и противности вся на святую церковь») предписывалось «анафемствовавше...народно со-жещи», а их автора с учетом его собственного покаяния («даде свое рукописание, хулы свои преждния отрицающее») ждало наказание: принятие в лоно православия как кающегося еретика («имеем Сенку Медведева яко оглашеннаго») и поселение в отдаленном монастыре «под крепким началом. в молитвах и постех, в смирении и труде, яковых можно пребывати». Похожая судьба ждала и всех его последователей («сему же разрешению и благословению судихом бытии и на прочих сомудрствующих Сенки Медведеву»), при условии, что нарушение данной собору клятвы («аще же паки по покаянии во отступничестве об-личатся») будет караться смертью («таковые лже-клятвенники телесной казни предавати») [13.

С. 337-339, 341].

Умиротворение церкви, без сомнения, являлось главной задачей, которую ставил перед собой Иоаким, возглавляя грекофильское течение в борьбе против латинствующих. В этом отношении действительно не были принципиально важны идейные и богословские аспекты полемики, неразборчивость в которых, по словам А. П. Богданова, позволяет именовать грекофилов «мудроборцами», т.е. борцами с мудростью, правдой, которую отстаивал Медведев [5. С. 215-216]. При всей сложности поиска правильной позиции в богословской составляющей спора, несомненно, что в политическом отношении «правота» была на стороне церковных властей и лично патриарха Иоакима, единственным путем которого был непримиримый и жесткий нажим на ла-тинствующих с целью приведения их к единому мнению «с нами, и селенскими патриархи, и со всею восточною церквию».

Разгром «хлебопоклонной ереси» связывался для московского патриарха, прежде всего, с возвращением «заблудшей» паствы к покорности архиерейской власти, восстановлением единства церкви, нарушенного в результате «изветов и мятежей», «прелщения» простых людей от лжепро-роков-латинствующих, внесших ересь и смуту в «благочестивое царство Московское». В этом отношении, для Иоакима не существовало культурных или богословских нюансов - содержательная сторона спора о пресуществлении не вызывала у патриарха большого интереса и не служила для него весомым аргументом вмешаться в полемику даже на близкой по духу на стороне грекофилов. Согласимся с замечанием современного исследователя И. Л. Курукиной, полагающей, что патриарх не ставил вопрос о том, что выше и главнее -

«священство» или «царство», однако не терпел никаких посягательств на свой авторитет архипастыря [14. С. 68-69]. Подобная характеристика позиции московского патриарха по отношению к духовному инакомыслию, на наш взгляд, весьма точно характеризует политическое по-преиму-ществу направление его активности в деле борьбы с «латинством», определившее, в итоге, видимую слабость идейной составляющей позиции грекофильской партии по отношению к осуждаемой ею «хлебопоклонной ереси», но проявившей при этом заметную решимость в расправе над лидерами ла-тинствующей партии.

Таким образом, некоторые аспекты хода греколатинской полемики свидетельствуют в пользу значимости влияния на нее политических факторов, в частности идеи подчинения вышестоящему духовному или светскому авторитету, которая, как показывают итоги противоборства грекофилов и латин-ствующих, была одним из ключевых аспектов, характеризовавших особенности политических взаимоотношений власти и подданных в русской придворной среде последней четверти XVII в.

ЛИТЕРАТУРА

1. Курукина И.Л. «Остен» и «Щит веры» - памятники ан-тилатинской полемики конца XVII в. // Чтения по истории русской культуры. М., 2000.

2. Письма Сильвестра Медведева / сообщения С.И. Браиловского. СПб., 1901.

3. Сильвестр Медведев. «Вирша в Великую субботу»// Памятники литературы Древней Руси. XVII в. М., 1994. Кн. 3.

4.Богданов А.П. Сильвестр Медведев // Вопросы истории. 1988. №2.

5. Богданов А.П. Русские патриархи. М., 1998. Т. 2.

6. Прозоровский А.А. Сильвестр Медведев. Его жизнь и деятельность. М., 1896.

7. Сильвестра Медведева «Известие истинное православным и показание светлое о новоправлении книжном и о прочем» / предисл. С.А. Белокуров. М., 1886.

8. Остен. Памятник русской духовной письменности XVII в. Казань, 1865.

9. Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. СПб., 2004.

10. Выдержки из розыскного дела о Ф.Л. Шакловитом // Аристов Н. Московские смуты в правление царевны Софьи Алексеевны. Варшава, 1871.

11. Нечаев В.В. Малорусско-польское слияние в Москве и Русская школа XVII века // Три века. Россия от Смуты до нашего времени. М., 1991. Т. 2.

12. Миркович Г.О. О времени пресуществления святых даров. Вильно, 1886.

13. Соборное постановление о разрешении от церковного отлучения Симеона Медведева // Акты Исторические, собранные и изданные археографической комиссией. Т. V. СПб., 1842. №194.

14. Курукина И.Л. Дискуссия грекофилов и латинствую-щих конца XVII в. // «Филевские чтения»: материалы третьей научной конференции по проблемам русской культуры второй половины XVII - начала xViII вв. 8-11 июля 1993 г. М., 1994. Вып. 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.