Научная статья на тему 'Проблема антикоррупционного взаимодействия субъектов образовательного процесса'

Проблема антикоррупционного взаимодействия субъектов образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
358
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / РОДИТЕЛИ КАК СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / КОРРУПЦИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ КАМПАНИИ / МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РТ / ШКОЛА / ДЕТСКИЙ САД / РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН / PARENTS AS SUBJECTS OF THE EDUCATIONAL PROCESS / CORRUPTION IN EDUCATION / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / ANTI-CORRUPTION CAMPAIGN / MINISTRY OF EDUCATION AND SCIENCE OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN / SCHOOL / KINDERGARTEN / REPUBLIC OF TATARSTAN / ANTI-CORRUPTION INTERACTION OF EDUCATIONAL PROCESS SUBJECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ванюхина Надежда Владимировна, Скоробогатова Анна Ильдаровна, Саглам Фируза Альбертовна

Цель: определить возможности антикоррупционного взаимодействия родителей как субъектов образовательного процесса с педагогами образовательных организаций в свете реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Методы: теоретические: анализ сложившейся ситуации в практике психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного процесса, обобщение фактов; эмпирические: беседа, анкетирование, опрос респондентов. Результаты: на основе анализа требований Федерального государственного образовательного стандарта о всестороннем развитии и воспитании личности ребенка, возможностей вовлечения родителей обучающихся в образовательный процесс, предложены способы борьбы с коррупцией в образовательной сфере; сделан вывод о несоответствии между требованиями Федерального государственного образовательного стандарта о всестороннем развитии и воспитании личности ребенка и возможностями образовательных организаций в обеспечении условий для данного развития. Научная новизна: Авторами выявлены явные противоречия между воспитательными целями образовательного процесса и противодействием коррупции в образовательной среде. При этом в образовательной деятельности чаще всего предпочтение отдается достижению целей антикоррупционной деятельности, которая является дополнительной, а не воспитательной основной функции. Становится очевидным противоречие между образованием как целенаправленным процессом обучения и воспитания и управлением образовательной деятельностью. Практическая значимость: Основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов организации антикоррупционных кампаний в сфере образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ванюхина Надежда Владимировна, Скоробогатова Анна Ильдаровна, Саглам Фируза Альбертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Anti-corruption interaction of the subjects of educational process

Objective: to determine the possibility of anti-corruption interaction of parents as subjects of educational process with teachers of educational institutions in the light of the implementation of the Federal State Educational Standards for Compulsory Education. Methods: the oretical: analysis of the practice of psycho-pedagogical interaction of educational process participants, summarizing of facts; empirical: interview, questionnaire, survey. Results: basing on the analysis of the requirements of the Federal State Educational Standard on comprehensive development and upbringing of the child's personality, opportunities to involve parents into the educational process, the techniques are proposed to struggle against corruption in educational sphere; the conclusion is made about the inconsistency between the requirements of the Federal State Educational Standard on comprehensive development and upbringing of the child's personality and the possibilities of educational establishments to provide conditions for such development. Scientific novelty: the authors identified apparent contradictions between the educational goals of the educational process and combating corruption in the educational environment. In educational activities, preference is often given to achieving the goals of anti-corruption activities, which is optional, and not the main educational function. The contradiction is vivid between education as purposeful teaching process and managing the educational activity. Practical value: the main provisions and conclusions of the article may be used in scientific and educational activity when viewing the issues of anti-corruption campaigns in educational sphere.

Текст научной работы на тему «Проблема антикоррупционного взаимодействия субъектов образовательного процесса»

УДК 37:328.185

Н. В. ВАНЮХИНА, кандидат психологических наук, доцент,

А. И. СКОРОБОГАТОВА, кандидат педагогических наук, доцент,

Ф. А. САГЛАМ, кандидат педагогических наук, доцент

Институт экономики, управления и права (г. Казань), Россия

ПРОБЛЕМА АНТИКОРРУПЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Цель: определить возможности антикоррупционного взаимодействия родителей как субъектов образовательного процесса с педагогами образовательных организаций в свете реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Методы: теоретические: анализ сложившейся ситуации в практике психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного процесса, обобщение фактов; эмпирические: беседа, анкетирование, опрос респондентов.

Результаты: на основе анализа требований Федерального государственного образовательного стандарта о всестороннем развитии и воспитании личности ребенка, возможностей вовлечения родителей обучающихся в образовательный процесс, предложены способы борьбы с коррупцией в образовательной сфере; сделан вывод о несоответствии между требованиями Федерального государственного образовательного стандарта о всестороннем развитии и воспитании личности ребенка и возможностями образовательных организаций в обеспечении условий для данного развития.

Научная новизна: Авторами выявлены явные противоречия между воспитательными целями образовательного процесса и противодействием коррупции в образовательной среде. При этом в образовательной деятельности чаще всего предпочтение отдается достижению целей антикоррупционной деятельности, которая является дополнительной, а не воспитательной основной функции. Становится очевидным противоречие между образованием как целенаправленным процессом обучения и воспитания и управлением образовательной деятельностью.

Практическая значимость: Основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов организации антикоррупционных кампаний в сфере образования.

Ключевые слова: антикоррупционное взаимодействие субъектов образовательного процесса; родители как субъекты образовательного процесса; коррупция в сфере образования; Федеральный государственный образовательный стандарт; антикоррупционные кампании; Министерство образования и науки РТ; школа; детский сад; Республика Татарстан.

Введение

Недопустимость коррупции в любых сферах жизни общества и во все времена признается как в теоретических трудах ученых [1, с. 26-28; 2, с. 38-40; 3, с. 179-183], так и в опросах рядовых россиян [4]. Вместе с тем недостаточно ясен вопрос, где проходит граница между коррупционным поведением и некоррупционным обменом благами в рамках взаимопомощи и человеческого общения. В сфере образования также остаются непроясненными механизмы учебной и воспитательной деятельности, которые сделали бы данные виды работ эффективными и полностью свободными от денежных пожертвований со стороны родителей.

Федеральный государственный образовательный стандарт (далее - ФГОС), регулирующий реализацию программ образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию, нацелен на становление следующих личностных качеств детей1:

- любовь к своему краю и Отечеству, уважение своего народа, его культуры, духовных и семейных традиций;

- осознание и принятие ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества;

1 Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. URL: Ийр://минобрнауки. рф/документы/543 (дата обращения: 10.11.2014)

- активность и заинтересованность в познании мира, осознание ценности труда и творчества;

- умение учиться, осознание важности самовоспитания и самообразования для жизни и деятельности, способность применять полученные знания на практике;

- уважение своих родителей и других людей;

- осознание необходимости выполнения правил здорового и экологического образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.

Результаты исследования

Следует особо подчеркнуть, что ФГОС педагоги и психологи, теоретики и практики придают особую роль родителям как субъектам образовательного процесса в развитии у детей кроме вышеперечисленных, еще и базовых национальных ценностей российского общества, таких как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество.

Согласно ФГОС, важными условиями реализации образовательной программы, по ФГОС, явля-ется2 участие родителей (законных представителей) детей в проектировании и развитии образовательной программы и условий ее реализации, а также обновление содержания образовательной программы, методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов детей и их родителей (законных представителей) с учетом особенностей развития субъектов Российской Федерации и др.

Имеющаяся в современном российском обществе дифференциация семей по уровню образования родителей, их социальному статусу, материальному достатку может рассматриваться и как отрицательный, и как положительный фактор организации образовательного процесса в школе. С одной стороны, необходимо нивелировать разницу в возможностях семей при предоставлении образования детям. С другой - достаточно высокий уровень образования родителей позволяет активно привлекать их к развитию системы

2 Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. URL: Ы1р://минобрнауки. рф/документы/543 (дата обращения: 10.11.2014)

образования в конкретной образовательной организации, что позволяет обогатить образовательную среду детей данной школы. Следовательно, задача педагогов - создать условия для участия родителей в разработке индивидуальных образовательных маршрутов развития их детей, сделать родителей активными участниками образовательного процесса.

Активное участие родителей в жизни образовательной организации влияет на развитие образования в целом, расширяет состав ответственных и лично заинтересованных в его положительном результате участников образовательного процесса, содействует повышению авторитета родителей в семье, повышает самооценку учащихся (чьи родители уважаемы и востребованы в детском саду и школе), способствует сближению взрослых и детей.

Как показывает практика, сложившиеся эффективные формы взаимодействия образовательных организаций с родителями обучающихся в современной ситуации оказываются невозможными: для амплификации детского развития ранее воспитатели и учителя приглашали в образовательное учреждение разные организации (кукольный театр, планетарий, трогательный зоопарк), ходили в музеи, театры и кинотеатры. Согласно письму Минобрнауки РТ № 18992/14 от 2 октября 2014 г. «О запрете сбора денежных средств и привлечения материальных ресурсов»3 ни педагоги, ни родители, ни родительские комитеты не имеют права собирать деньги на подобные мероприятия. Возможны лишь совместные акции родителей и детей по предварительной договоренности родителей, когда каждый участник вносит плату за себя на месте. Хотя в данном случае непонятно, как, например, оплатить услуги аниматора или как обеспечить угощение и призы за конкурсы. Если возложить подготовку еды и призов для своего ребенка на каждого родителя, то не придем ли мы снова к проблеме разной цены подарков и угощения из-за имущественного неравенства семей. А ведь имен-

3 О запрете сбора денежных средств и привлечения материальных ресурсов: Письмо Министерства образования и науки Республики Татарстан № 18992/14 от

2 октября 2014 г. // СПС «Консультант-плюс». URL: http:// base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLA

W363;n=89782 (документ опубликован не был)

но этого старается избежать руководство, вводя школьную форму и одинаковые школьные обеды.

С введением нового регламента ответственными за организацию культурных походов становятся родители. Речь идет не столько о материальной ответственности, которая и так лежала на их плечах, сколько о моральной стороне вопроса, заключающейся в том, что родители должны взять на себя организацию культурного досуга своих детей. Строго говоря, этот вид ответственности лежал на родителях и раньше. Однако вызывает опасение, что в новых условиях без совместно проводимого досуга с трудом будут складываться внутриклассные отношения. Неизбежно появление небольших групп учеников, родители которых дружат и вместе проводят внеучебное время.

Тревогу также вызывают семьи, в которых не сложились традиции совместного досуга. Опрос, в котором участвовали 50 родителей4, показал, что лишь 20 % родителей постоянно посещают с детьми культурные мероприятия, еще 40 % делают это периодически, а 20 % семей проводят внеучебный досуг дома. Причинами, сужающими культурный досуг семей, родители называют отсутствие денег, недостаток времени, наличие многочисленных обязанностей по дому, семейные традиции, предписывающие проводить досуг дома или гостях у родственников.

Опросив 100 педагогов общеобразовательных организаций (детских садов и школ)5, приходим к выводу, что около половины из них признают, что в обыденной жизни с коррупцией не сталкивались, а вот в сфере образования встречались с такими случаями около 70 % респондентов. При этом большинство опрошенных не считают конфеты, цветы и подарки проявлением коррупции. Как не считают коррупцией и деньги, собранные на билеты в театр (музей, кинотеатр) или детские развлечения.

Почти 80 % опрошенных пишут о сложностях, возникающих в связи с введением нового закона: родители обучающихся не горят желанием ходить вместе с детьми в учреждения культуры (их вполне устраивала ситуация, когда это делал педагог), хотя некоторые родители рады, что деньги можно сэкономить.

4 Опрос проведен авторами статьи.

5 Опрос проведен авторами статьи.

Сложности педагоги видят еще и в том, что в учреждениях образования зачастую не хватает денег на обновление средств обучения; непонятно, каким образом участвовать в олимпиадах и конкурсах (для участия во многих конкурсах требуется вступительный взнос); каким образом стимулировать обучающихся в проводимых школой конкурсах (за чей счет покупать призы), какого Деда Мороза приглашать на детский утренник (на профессионального актера деньги собирать нельзя, значит, придется воспитателю-женщине переодеваться в дедушку - само по себе это не пугает, но дети должны видеть и мужские роли) и т. д.

Однако некоторые родители обучающихся прямо высказываются за прекращение «поборов», оговариваясь при этом, что поборы прекратить надо, но образовательная среда должна быть полностью укомплектована, а походы в театр (не чаще 1 раза в 2 месяца) надо сделать официальными (ввести в образовательную программу). Педагоги и родители ждут «узаконенного» списка «разрешенных» сборов денег.

В ходе исследования, в котором приняли участие 50 родителей, респонденты были поделены на 3 группы:

1. Родители, которые могут и хотят активно вкладывать деньги и время в образование и воспитание детей. В жизнь детей из данной группы семей новые меры по профилактике коррупции не внесут значимых изменений, благодаря уже сложившимся традициям совместного проведения досуга. Тем не менее существует немалая вероятность того, что формирование классного коллектива, состоящего из таких детей, будет затруднено, так как родители (и соответственно, дети) будут объединяться в малые группы или традиционно посещать мероприятия только своей семьей.

2. Родители, которые могут, но не хотят участвовать в образовании и воспитании детей. Причинами этого является большая занятость на работе, сложные внутрисемейные отношения, поглощенность личной жизнью, специфические личностные особенности, унаследованные сложные традиции семейного воспитания и пр. К слову, именно родители данной группы являются активными жалобщиками и критиками любых учебных и воспитательных начинаний учителей и других родителей. Несмотря на неготовность и нежелание самим воплощать в жизнь воспитательные проек-

ты (в силу своих психологических особенностей), они не дают делать это и другим. Жизнь детей из семей данной группы будет значительно обеднена, если будут утрачены возможности вовлечения их в дополнительные мероприятия.

3. Родители, которые не могут, но хотят участвовать в образовании и воспитании детей. Причинами их неготовности служат недостаток педагогических знаний, большая занятость на работе, финансовые проблемы и др. Совместные мероприятия с более опытными родителями и педагогами служили ориентиром для родителей данной группы, обогащая их опыт и облегчая жизнь их детей. В новых условиях эти семьи будут стараться изыскивать возможности организации досуга (через посещение бесплатных мероприятий и музеев в акционные дни), но уровень осмысления детьми содержания данных мероприятий может ухудшиться.

4. Родители, которые не могут и не хотят участвовать в образовании и воспитании детей. Для детей из данной группы семей фактически единственной возможностью получить хоть какие-то культурные впечатления были классные поездки, которых в новых условиях они будут лишены.

Выводы

На основе проведенного исследования нами были выявлены явные противоречия между воспитательными целями образовательного процесса (всестороннее развитие и воспитание личности

ребенка, вовлечение родителей в образовательный процесс) и способами борьбы с коррупцией в образовательной сфере. Становится очевидным расхождение между образованием как целенаправленным процессом обучения и воспитания и управлением образовательной деятельностью. Однако в новых условиях антикоррупционной кампании в той или иной степени пострадают дети из семей любого материального достатка, социального положения и уровня образования.

Список литературы

1. Бурлаков В.Н. Некоторые вопросы противодействия коррупции уголовно-правовыми средствами // Диалектика противодействия коррупции: материалы III Всерос. науч.-практ. конф., 4 декабря 2013 г Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2013. 232 с.

2. Вилачева М.Н. Противодействие коррупции в органах власти: исторический и правовой аспект // Диалектика противодействия коррупции: материалы III Всерос. науч.-практ. конф., 4 декабря 2013 г. Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2013. 232 с.

3. Скоробогатов А.В. Бюрократические принципы организации и функционирования государственного механизма как средство профилактики коррупционного поведения государственных служащих в дореволюционной России // Диалектика противодействия коррупции: материалы III Всерос. науч.-практ. конф., 4 декабря 2013 г Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2013. 232 с.

4. Скоробогатова А.И., Ванюхина Н.В. Профилактика коррупциогенного поведения в сфере образования // Карельский научный журнал. 2013. № 4 (5). С. 64-66.

В редакцию материал поступил 13.11.14 © Ванюхина Н. В., Скоробогатова А. И., Саглам Ф. А., 2014

Информация об авторах

Ванюхина Надежда Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и психофизиологии, заместитель декана по учебно-воспитательной работе психологического факультета, Институт экономики, управления и права (г Казань)

Адрес: 420111, г. Казань, ул. Московская, 42, тел.: (843) 231-92-90 E-mail: vanyuhina@ieml.ru

Скоробогатова Анна Ильдаровна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогической психологии и педагогики, Институт экономики, управления и права (г. Казань) Адрес: 420111, г. Казань, ул. Московская, 42, тел.: (843) 231-92-90 E-mail: skorobogatova@ieml.ru

Саглам Фируза Альбертовна, кандидат педагогических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой педагогической психологии и педагогики, Институт экономики, управления и права (г. Казань) Адрес: 420111, г. Казань, ул. Московская, 42, тел.: (843) 231-92-90 E-mail: firuzasaglam@mail.ru

Как цитировать статью: Ванюхина Н.В., Скоробогатова А.В, Саглам Ф.А. Проблема антикоррупционного взаимодействия субъектов образовательного процесса // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 4 (32). С. 15-19.

N. V. VANYUKHINA,

PhD (Psychology), Associate Professor, A. I. SKOROBOGATOVA,

PhD (Pedagogy), Associate Professor, F. A. SAGLAM,

PhD (Pedagogy), Associate Professor

Institute of Economics, Management and Law (Kazan), Russia

ANTI-CORRUPTION INTERACTION OF THE SUBJECTS OF EDUCATIONAL PROCESS Objective: to determine the possibility of anti-corruption interaction of parents as subjects of educational process with teachers of educational institutions in the light of the implementation of the Federal State Educational Standards for Compulsory Education.

Methods: the oretical: analysis of the practice of psycho-pedagogical interaction of educational process participants, summarizing of facts; empirical: interview, questionnaire, survey.

Results: вasing on the analysis of the requirements of the Federal State Educational Standard on comprehensive development and upbringing of the child's personality, opportunities to involve parents into the educational process, the techniques are proposed to struggle against corruption in educational sphere; the conclusion is made about the inconsistency between the requirements of the Federal State Educational Standard on comprehensive development and upbringing of the child's personality and the possibilities of educational establishments to provide conditions for such development.

Scientific novelty: The authors identified apparent contradictions between the educational goals of the educational process and combating corruption in the educational environment. In educational activities, preference is often given to achieving the goals of anti-corruption activities, which is optional, and not the main educational function. The contradiction is vivid between education as purposeful teaching process and managing the educational activity.

Practical value: The main provisions and conclusions of the article may be used in scientific and educational activity when viewing the issues of anti-corruption campaigns in educational sphere.

Key words: anti-corruption interaction of educational process subjects; parents as subjects of the educational process; corruption in education; Federal State Educational Standard; anti-corruption campaign; Ministry of Education and Science of the Republic of Tatarstan; school, kindergarten; the Republic of Tatarstan.

References

1. Burlakov, V.N. Nekotorye voprosy protivodeistviya korruptsii ugolovno-pravovymi sredstvami. Dialektika protivodeistviya korruptsii: materialy III Vseros. nauch.-prakt. konf., 4 dekabrya 2013 g. (Some issues of corruption counteraction by criminal-legal means. Dialectics of corruption counteraction: materials of the 3rd All-Russia scientific-practical conference, December 4, 2013). Kazan': Izd-vo «Poznanie» Instituta ekonomiki, upravleniya i prava, 2013, 232 p.

2. Vilacheva, M.N. Protivodeistvie korruptsii v organakh vlasti: istoricheskii i pravovoi aspect. Dialektika protivodeistviya korruptsii: materialy III Vseros. nauch.-prakt. konf., 4 dekabrya 2013 g. (Corruption counteraction in state authorities: historical and legal aspect. Dialectics of corruption counteraction: materials of the 3rd All-Russia scientific-practical conference, December 4, 2013). Kazan': Izd-vo «Poznanie» Instituta ekonomiki, upravleniya i prava, 2013, 232 p.

3. Skorobogatov, A.V. Byurokraticheskie printsipy organizatsii i funktsionirovaniya gosudarstvennogo mekhanizma kak sredstvo profilaktiki korruptsionnogo povedeniya gosudarstvennykh sluzhashchikh v dorevolyutsionnoi Rossii. Dialektika protivodeistviya korruptsii: materialy III Vseros. nauch.-prakt. konf., 4 dekabrya 2013 g. (Bureaucratic principles of organization and functioning of the state mechanism as a means of prevention of state officials' corruptive behavior in pre-Revolutionary Russia. Dialectics of corruption counteraction: materials of the 3rd All-Russia scientific-practical conference, December 4, 2013). Kazan': Izd-vo «Poznanie» Instituta ekonomiki, upravleniya i prava, 2013, 232 p.

4. Skorobogatova, A.I., Vanyukhina, N.V. Profilaktika korruptsiogennogo povedeniya v sfere obrazovaniya (Prevention of corruptive behavior in the educational sphere). Karel'skii nauchnyi zhurnal, 2013, no. 4 (5), pp. 64-66.

Received 13.11.14

Information about the authors

Vanyukhina Nadezhda Vladimirovna, PhD (Psychology), Associate Professorof the Chair of Development Psychology and Psychophysiology, Deputy Dean on academic work and up-bringing of Psychology Faculty, Institute of Economics, Management and Law (Kazan) Address: 42 Moskovskaya St., 420111, Kazan, tel.: (843) 231-92-90 E-mail: vanyuhina@ieml.ru

Skorobogatova Anna Ildarovna, PhD (Pedagogy), Associate Professor, Head of the Chair of Pedagogical Psychology and Pedagogy, Institute of Economics, Management and Law (Kazan)

Address: 42 Moskovskaya St., 420111, Kazan, tel.: (843) 231-92-90 E-mail: skorobogatova@ieml.ru

Saglam Firuza Albertovna, PhD (Pedagogy), Associate Professor, Deputy Head of the Chair of Pedagogical Psychology and Pedagogy, Institute of Economics, Management and Law (Kazan)

Address: 42 Moskovskaya St., 420111, Kazan, tel.: (843) 231-92-90 E-mail: firuzasaglam@mail.ru

How to cite the article: Vanyukhina N.V., Skorobogatova A.I., Saglam F.A. Anti-corruption interaction of the subjects of educational process. Aktual'niye problemy ekonomiki iprava, 2014, no. 4 (32), pp. 15-19.

© Vanyukhina N. V., Skorobogatova A. I., Saglam F. A., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.