Научная статья на тему 'Проблема агентских отношений в корпорациях, осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность в условиях рынка'

Проблема агентских отношений в корпорациях, осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность в условиях рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
303
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
агентские отношения / управленческий оппортунизм / агентская проблема / агентские издержки / управление корпорацией / agency relations / managerial opportunism / agency problem / agency costs / management of corporation.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — К. В. Самохвалова

В настоящее время агентская проблема присуща многим компания и особенно остро она проявляется в условиях корпоративной формы организации бизнеса. Многие экономисты занимаются исследованием данной проблемы и поиском способов ее решения. Настоящая статья посвящена рассмотрению различных путей преодоления и борьбы с управленческим оппортунизмом менеджеров на основе анализа научных публикаций исследователей в рамках теории агентских отношений. Результатом проделанной работы выявляются наиболее оптимальные способы урегулирования конфликтов различной природы и характера, возникающих в ходе деятельности корпорации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF AGENCY RELATIONS IN CORPORATIONS CARRYING OUT FINANCIAL AND ECONOMIC ACTIVITIES IN THE CONDITIONS OF THE MARKET

Now the agency problem is inherent in many companies and especially reveals in the conditions of a corporate form of the organization of business. Many economists are engaged in the study of this problem and finding ways to solve it. This article is devoted to the consideration of various ways to overcome and combat managerial opportunism based on the analysis of scientific publications of researchers in the framework of the theory of agency relations. As a result, the most optimal ways of resolving conflicts of different nature in the course of the corporation's activities are identified.

Текст научной работы на тему «Проблема агентских отношений в корпорациях, осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность в условиях рынка»

ПРОБЛЕМА АГЕНТСКИХ ОТНОШЕНИЙ В КОРПОРАЦИЯХ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В

УСЛОВИЯХ РЫНКА

К.В. Самохвалова, студент

Научный руководитель: Н.В. Романова, канд. экон. наук, доцент Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Россия, г. Москва)

Б01: 10.24411/2500-1000-2019-11651

Аннотация. В настоящее время агентская проблема присуща многим компания и особенно остро она проявляется в условиях корпоративной формы организации бизнеса. Многие экономисты занимаются исследованием данной проблемы и поиском способов ее решения. Настоящая статья посвящена рассмотрению различных путей преодоления и борьбы с управленческим оппортунизмом менеджеров на основе анализа научных публикаций исследователей в рамках теории агентских отношений. Результатом проделанной работы выявляются наиболее оптимальные способы урегулирования конфликтов различной природы и характера, возникающих в ходе деятельности корпорации.

Ключевые слова: агентские отношения, управленческий оппортунизм, агентская проблема, агентские издержки, управление корпорацией.

В результате развития корпоративной формы собственности, сопровождаемого укрупнением корпораций, ростом числа акционеров, усложнением производственных процессов и т. д. появляется необходимость в привлечении к управлению профессиональных менеджеров. Отношения между собственниками компании и привлекаемыми ими управляющими зачастую складываются не лучшим образом, что порождает так называемую агентскую проблему, влекущую за собой значительные расходы и снижение эффективности деятельности. Широкая распространенность данной проблемы среди корпораций обуславливает актуальность ее изучения и поиска путей ее решения, что и является целью настоящей статьи.

Начать исследование агентской проблемы следует с выявления факторов, способствующих ее появлению. Во-первых, разделение функций собственников и управляющих приводит к возникновению информационной асимметрии, т. е. ситуации, при которой менеджеры обладают большей информацией о ситуации в компании, чем акционеры [1, с. 124]. Во-вторых, действия менеджеров не поддаются полному контролю из-за того, что это требует значительных затрат. Кроме того,

интересы собственников и управляющих зачастую не совпадают. Для владельцев предприятия основной целью является максимизация рыночной стоимости бизнеса, в то время как менеджеры стремятся к улучшению своего материального положения путем получения максимальной прибыли в краткосрочный период.

Все вышеперечисленное может порождать управленческий оппортунизм, т.е. такое поведение менеджеров, при котором они действуют исключительно в личных интересах в ущерб интересам компании. Задачей акционеров является построение определенной системы взаимодействия, которая будет стимулировать управленцев к добросовестному поведению и эффективной работе.

В статье «Роль агентских отношений в формировании структуры капитала хозяйствующих субъектов» [2] Лисицкая Т.С. и Тарасенко А.Ю. исследуют проблему агентских отношений и ее влияние на выбор источников финансирования компании. Авторами проводится глубокий анализ теорий структуры капитала в условиях информационной асимметрии. В целях снижения агентских издержек и смягчения агентских конфликтов предлагается использовать определенный механизм кор-

поративного управления и ряд мер, затрагивающих различные сферы деятельности компании.

По мнению авторов, на принимаемые решения в области финансирования оказывают влияние сложившиеся агентские отношения, т. к. функции определения источников и структуры финансирования входят в компетенцию менеджеров. Решения о формировании той или иной структуры капитала всегда подвержены воздействию агентского конфликта в корпорации. Обостренный конфликт между акционерами и менеджерами способен сильно влиять на выбор источников финансирования. В то же время оптимальное соотношение собственного и заемного капитала является важным фактором эффективной деятельности компании. Для максимизации рыночной стоимости компании требуется оптимизация затрат на капитал и сведение к минимуму агентских издержек.

Агентские конфликты - одна из проблем, возникающих в процессе управления корпорацией. Они могут быть как следствием отношений, вытекающих из факта передачи части полномочий от акционера менеджеру, так и отношений между акционерами и кредиторами. Причиной конфликта в обоих случаях является несовпадение целей субъектов. В первом случае, для собственников компания является инвестиционным объектом, и они стремятся максимизировать свое благосостояние путем увеличения ее стоимости. А с точки зрения менеджеров корпорация должна приносить им максимальный доход в данный краткосрочный период.

Во втором случае, кредиторы имеют право на часть доходов корпорации в виде суммы основного долга и начисляемых процентов, но пока сумма займа находится в руках у собственников компании, они теряют контроль над этими средствами. Право распоряжения капиталом получают акционеры, делегирующее его менеджерам, от которых теперь полностью зависит прибыльность, рентабельность и все риски компании.

Таким образом, основными факторами, определяющими агентский конфликт, яв-

ляются неполнота информации и неприятие риска.

Агентские издержки, возникающие как следствие не только внутренних, но и внешних отношений в корпорации, оказывают сильное влияние на эффективность деятельности компании, в частности, на такие показатели, как ее прибыльность, рентабельность и другие. Оптимизация агентских издержек, направленная на снижение их до минимальных размеров, должна быть обоснована и применяться с осторожностью. Для достижения данной цели авторы предлагают пользоваться механизмами корпоративного управления. Способы снижения агентских издержек, приведенные в статье [2, с. 3-4]:

1) увеличение долговой нагрузки;

2) контроль со стороны Совета директоров;

3) мотивация менеджмента;

4) информационная прозрачность и система обеспечения информацией;

5) аудит;

6) правовая система.

Таким образом, с целью обеспечения условий, способствующих росту эффективности деятельности компании, необходимо предотвращать или максимально сглаживать разнообразные агентские конфликты, чтобы снизить их негативное воздействие на структуру капитала. Кроме перечисленных мер для борьбы с агентскими конфликтами особое внимание стоит уделить также развитию корпоративной этики, соблюдение которой будет способствовать снижению агентских издержек.

М.А. Измайлова в своей статье «Влияние агентских отношений на эффективность корпоративного управления и стратегическое развитие компаний» [3] рассматривает современное состояние корпоративного управления в российских компаниях и перспективы его развития. Автор исследует причины, вызывающие делегирование полномочий по управлению корпорацией профессиональным менеджерам, и выявляет специфику данного процесса. Также приводится перечень мер, направленных на повышение эффективности менеджмента в российских корпорациях.

В статье отмечается, что процесс передачи полномочий наемным менеджерам в современных российских компаниях характеризуется медлительностью и выраженной болезненностью. Это происходит, во-первых, из-за боязни потерять контроль над своим бизнесом, что приведет к оппортунизму управленцев, которые могут преследовать собственные интересы в ущерб акционерам.

Во-вторых, специфика российского бизнеса заключается в том, что он в значительной степени основывается на личных связях, поэтому делегирование полномочий не является чисто технической процедурой. Когда на протяжении длительного времени механизмы управления корпорацией были построены на деловых контактах, устанавливаемых и поддерживаемых ее собственником, управленческие процессы становятся естественно инерционными.

К тому же, следует помнить, что многие акционеры не только сочетают владение с управлением. Они также являются основателями своих компаний, т.е. не просто хорошо знают бизнес изнутри, а имеют некоторую личную идентификацию со своей компанией. Как следствие, проблема дополняется и психологическими факторами.

Главной проблемой М.А. Измайлова признает недостаточное доверие собственников к менеджменту, что не только затрудняет процесс передачи полномочий, но и негативно сказывается на складывающихся между ними дальнейших отношениях. Поэтому создание коллектива менеджеров часто осуществляется с опорой на личные отношения, предыдущий опыт совместной работы, рекомендации третьих лиц. Однако, как отмечено в статье, все более распространяется подбор кандидатов исходя из чисто профессиональных качеств.

В статье приводится формула для оценки эффективности контроля деятельности компании со стороны ее владельца [3, с. 436]:

Б

где S - эффективность контроля, D -прибыль компании, Т - время, затрачиваемое на контроль.

Как видно из формулы, стремление акционеров к постоянному контролю за деятельностью менеджеров снижает эффективность самого контроля. В такой ситуации компания несет значительные затраты (называемые агентскими), которые в конечном счете перестают окупаться получаемой компанией прибылью. С другой стороны, если собственники никак не контролируют поведение управленцев, стремясь снизить агентские затраты, недобросовестная и неэффективная деятельность последних становится неизбежной. Таким образом, одной из важных задач акционеров любой компании является выбор подходящей степени контроля за наемными менеджерами исходя из множества факторов.

В статье «Механизмы ограничения оппортунистического поведения в России» [4] А.В. Баранов и И.Н. Тюкавкин рассматривают условия, способствующие проявлению оппортунистического поведения, выделяют различные виды такого поведения и его особенности. Также авторы описывают способы выявления и борьбы с данным явлением, которые и следует разобрать подробнее.

В первую очередь авторы затрагивают такое распространенное в России явление, как трудоустройство в компанию родственников и знакомых. Собственники бизнеса для предотвращения оппортунистического поведения работников, в т. ч. менеджеров, часто предпочитают выбирать кандидата на должность руководствуясь собственным уже сформировавшимся мнением о конкретном человеке либо личными рекомендациями. Таким образом они пытаются застраховать себя и свою компанию от недобросовестных управляющих.

Но, к сожалению, данный способ не является гарантией добросовестного и качественного поведения нанятого работника. Личное общение с человеком в неформальной обстановке может создавать ложное впечатление о его компетентности, к тому же в рабочих условиях люди часто

проявляют качества и особенности характера, которые не заметны в повседневной жизни.

Другой попыткой решения агентской проблемы авторы называют заключение максимально детального контракта. В таком контракте прописываются обязанности сторон - работодателя и наемного менеджера. В нем подробно объясняются критерии оценки деятельности работника и порядок оплаты его труда. В статье отмечается, что данный способ имеет свои недостатки. Так, определение критериев и формирование выводов являются довольно сложными и неоднозначными процедурами, не всегда позволяющими объективно оценить проделанную работу.

А.В. Баранов и И.Н. Тюкавкин пишут и о важности грамотной мотивации менеджеров [4, с. 67-68]. Как и всякому работнику, ему нужно создавать условия, в которых добросовестная деятельность в интересах компании становится необходимым и достаточным условием удовлетворения собственных потребностей. Менеджер должен ощущать ответственность за результаты своей работы и быть заинтересованным в повышении эффективности.

Жданов Д.А. в своей статье «Агентские отношения и организационное построение корпораций» [5] затрагивает проблему взаимодействия собственников компании и нанимаемых ими управленцев. Исследование строится на основе результатов опросов руководителей некоторых российских компаний. В ходе анализа автор описывает выявленные закономерности и формулирует перечень качеств, которыми должен обладать кандидат на должность высшего руководителя.

По мнению Жданова, с целью решения агентской проблемы и предотвращения конфликтов между акционерами и менеджерами в компаниях формируются свои системы взаимодействия, механизмы регулирования и контроля. В ситуации, когда собственники не имеют возможности прямого управления компанией, создаются условия для повышения лояльности управляющих по отношению к акционерам.

В качестве способа предотвращения агентских конфликтов автор рассматривает популярный и наиболее действенный -тщательный отбор кандидатов на должность менеджеров, который обязательно должен учитывать черты их характера, профессиональные навыки и компетенции и другое. Мысль о том, что главными качествами управленца высшего звена должны быть инициативность и предприимчивость, ставится автором под сомнение. Данные черты являются важными, но не ключевыми.

Каждый владелец бизнеса, как правило, имеет собственную сформированную картину идеального работника и свой индивидуальный подход к отбору. Опираясь на проведенный анализ данного вопроса и опубликованные рассуждения различных исследователей, Жданов Д.А. делает вывод, что при выборе руководителя большее внимание, как правило, обращают на такие его характеристики, как квалификация и лояльность [5, с. 101]. С помощью данных терминов автор собирает широкий перечень качеств индивида. Под квалификацией понимаются следующие аспекты:

- профильное образование, специальные знания и навыки;

- успешный опыт работы на схожем месте, чистая репутация;

- высокие управленческие компетенции и деловые качества;

- инициативность и ответственность при принятии решений;

- организационные навыки, коммуникабельность.

Термин «лояльность» в свою очередь подразумевает определенный набор параметров, которые позволят собственнику думать, что менеджер не станет действовать в ущерб его интересам:

- личное знакомство или родственные связи;

- опыт совместной деятельности;

- нацеленность на достижение интересов компании;

- высокая моральная ответственность;

- уважение мнения акционеров.

В компаниях с только формирующейся системой корпоративного управления или в тех, где большая доля акций принадле-

жит одному собственнику, особенно остро выражено требование лояльности.

Таким образом, исследование проблемы агентских отношений в корпорациях, связанных с ней и потенциально возможных агентских конфликтов не теряет своей актуальности в условиях современной сферы финансово-экономических отношений. Данная тема является широко обсуждаемой в научном сообществе, ей посвящено множество публикаций в научных журналах, авторы которых рассматривают различные ее аспекты.

Природа агентских отношений, в основе которой лежит взаимодействие агентов и

туациях. Однако наиболее характерны агентские конфликты именно для корпоративной формы собственности, т. к. в корпорациях по причине большого числа акционеров и сложной организационной структуры практически неизбежно противостояние интересов наемных менеджеров и собственников.

В научной экономической литературе встречаются различные способы борьбы с конфликтами между акционерами и наемными управляющими. Но наиболее часто упоминают два из них, различных по действию: стимулирование менеджеров и контроль за их деятельностью.

принципалов, встречается во многих си-

Библиографический список

1. Либман А. В. Теоретические аспекты агентской проблемы в корпорации // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. - 2005. - №1. - С. 123-140.

2. Лисицкая Т. С., Тарасенко А. Ю. Роль агентских отношений в формировании структуры капитала хозяйствующих субъектов // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». -2017. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/91EVN117.pdf (дата обращения: 06.10.2019).

3. Измайлова М. А. Влияние агентских отношений на эффективность корпоративного управления и стратегическое развитие компаний // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). - 2018. - №3. - С. 430-442.

4. Баранов А.В., Тюкавкин И.Н. Механизмы ограничения оппортунистического поведения в России // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. - 2014. -№8 (119). - С. 66-70.

5. Жданов Д. А. Агентские отношения и организационное построение корпораций // Экономическая наука современной России. - 2013. - № 2 (61). - С. 88-103.

PROBLEM OF AGENCY RELATIONS IN CORPORATIONS CARRYING OUT FINANCIAL AND ECONOMIC ACTIVITIES IN THE CONDITIONS

OF THE MARKET

K.V. Samokhvalova, Student

Supervisor: N.V. Romanova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Financial University under the Government of the Russian Federation (Russia, Moscow)

Abstract. Now the agency problem is inherent in many companies and especially reveals in the conditions of a corporate form of the organization of business. Many economists are engaged in the study of this problem and finding ways to solve it. This article is devoted to the consideration of various ways to overcome and combat managerial opportunism based on the analysis of scientific publications of researchers in the framework of the theory of agency relations. As a result, the most optimal ways of resolving conflicts of different nature in the course of the corporation's activities are identified.

Keywords: agency relations, managerial opportunism, agency problem, agency costs, management of corporation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.