Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ / ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ / АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ / МЕТОДЫ АДАПТАЦИИ / ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богданова Марина Владимировна, Сорокина Елена Николаевна, Тамошкина Елена Викторовна

В условиях пандемии внедрение дистанционной формы обучения представляет собой инновационный подход в реализации непрерывного образования. В связи с этим возникла проблема адаптации студентов к обучению с применением дистанционных образовательных технологий. Актуальность проблемы обусловлена влиянием пандемии на вынужденный переход к дистанционному обучению и необходимым решением его организации. Целью статьи является изучение проблем адаптации обучающихся в условиях самоизоляции к непрерывному обучению с использованием дистанционных технологий. Важный фактор - определение социально-психологического состояния обучающихся: проблемы возникающие в процессе обучения и способы их устранения. Главное требование эффективности дистанционного обучения представляет собой активное взаимодействие преподавателя и обучающегося. Обучение необходимо рассматривать как взаимопроникновение двух деятельностей: учения, как деятельности студента и обучения, как деятельности педагога. В связи с этим, был рассмотрен ряд адаптационных проблем, с которыми сталкивается профессорско-преподавательский состав, а также проблемы взаимодействия с обучающимися в процессе дистанционного обучения. Подходом к исследованию данной проблемы является анализ и обобщение. Основным результатом статьи является общая картина проблемы адаптации обучающихся к обучению с применением дистанционных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богданова Марина Владимировна, Сорокина Елена Николаевна, Тамошкина Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF ADAPTING STUDENTS TO LEARNING WITH THE APPLICATION OF DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

In a pandemic, the introduction of distance learning is an innovative approach to the implementation of lifelong education. In this regard, the problem arose of adapting students to learning with the use of distance learning technologies. The urgency of the problem is due to the impact of the pandemic on the forced transition to distance learning and the necessary solution to its organization. The purpose of the article is to study the problems of adapting students in self-isolation to lifelong learning using distance technologies. An important factor is the definition of the socio-psychological state of students: problems arising in the learning process and ways to eliminate them. The main requirement for the effectiveness of distance learning is the active interaction of the teacher and the student. Learning must be viewed as the interpenetration of two activities: learning, as a student's activity, and learning, as a teacher's activity. In this regard, a number of adaptation problems faced by the teaching staff were considered, as well as the problems of interaction with students in the process of distance learning. The approach to the study of this problem is analysis and generalization. The main result of the article is a general picture of the problem of adaptation of students to learning using distance technologies.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

4. Блинков С.Н. Физическое состояние и соматическое здоровье студенток 19-20 лет / С.Н. Блинков, С.П. Левушкин, В.П. Косихин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2017. - № 10 (152). - С. 20-24.

5. Блинков С.Н. Стандарты морфофункционального развития школьниц Ульяновской области разных типов телосложения / С.Н. Блинков, С.П. Левушкин, И.М. Смоленская. - Ульяновск : Изд-во Ульяновск. гос. ун-та, 2007. - 24 с.

6. Бунак В.В. Антропометрия / В.В. Бунак. - Москва : Учпедгиз, 1941. - 368 с.

7. Карпман В. Л. PWC170 - проба для определения физической работоспособности / В.Л. Карпман, З.Б. Белоцерковский, В.Г. Любина // Теория и практика физической культуры. - 1969. - № 10. - С. 37-40.

8. Сонькин, В.Д. Энергетическое обеспечение мышечной деятельности школьников: авто-реф. дис. ... д-ра биол. наук / Сонькин Валентин Дмитриевич. - Москва, 1990. - 50 с.

REFERENCES

1. Blinkov, S. N., Krylova A. V. and Levushkin S. P. (2008), "Influence of physical education and recreational system on the physical condition of schoolchildren in rural areas", Physical culture, formation, education, training, No. 6. pp. 75-77.

2. Blinkov, S.N. and Levushkin, S.P. (2010), "The influence of motor modes of various directions on the physical performance of girls aged 10-17 years of different body types", Theory and practice of applied and extreme sports, Vol. 18, No. 3, pp. 41-44.

3. Blinkov, S.N., Levushkin, S.P. and Kosikhin V.P. (2015), "Change of indicators of the physical condition of rural schoolgirls aged 7-17 years of different somatototype under the influence of the motor modes of various orintations", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 119, No. 1, pp. 42-48.

4. Blinkov, S.N., Levushkin, S.P. and Kosikhin V.P. (2017), "Physical state and somatic health of female students at the age of 19-20 years", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 152, No. 10, pp. 20-24.

5. Blinkov, S.N., Levushkin, S. P. and Smolenskaya I.M. (2007), Standards of morphofunctional development of school students of the Ulyanovsk region of different types of a constitution, publishing house Ulyanovsk State University, Ulyanovsk.

6. Bunak, V. V (1941), Anthropometry, Uchpedgiz, Moscow.

7. Karpman, V.L. Belotserkovsky Z.B. and Lyubina V G. (1969), " PWC170 - a test for determining physical performance", Theory and practice ofphysical culture, No. 10, pp. 37-40.

8. Sonkin, VD. (1990), Power ensuring muscular activity of school students, dissertation, Moscow.

Контактная информация: blinkovsn@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.04.2022

УДК 378.147:004

ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Марина Владимировна Богданова, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Николаевна Сорокина, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Викторовна Тамош-

кина, кандидат педагогических наук, доцент, Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт, Невинномысск

Аннотация

В условиях пандемии внедрение дистанционной формы обучения представляет собой инновационный подход в реализации непрерывного образования. В связи с этим возникла проблема адаптации студентов к обучению с применением дистанционных образовательных технологий. Актуальность проблемы обусловлена влиянием пандемии на вынужденный переход к дистанционному обучению и необходимым решением его организации. Целью статьи является изучение проблем адаптации обучающихся в условиях самоизоляции к непрерывному обучению с использованием

дистанционных технологий. Важный фактор - определение социально-психологического состояния обучающихся: проблемы возникающие в процессе обучения и способы их устранения. Главное требование эффективности дистанционного обучения представляет собой активное взаимодействие преподавателя и обучающегося. Обучение необходимо рассматривать как взаимопроникновение двух деятельностей: учения, как деятельности студента и обучения, как деятельности педагога. В связи с этим, был рассмотрен ряд адаптационных проблем, с которыми сталкивается профессорско -преподавательский состав, а также проблемы взаимодействия с обучающимися в процессе дистанционного обучения. Подходом к исследованию данной проблемы является анализ и обобщение. Основным результатом статьи является общая картина проблемы адаптации обучающихся к обучению с применением дистанционных технологий.

Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии, проблема адаптации, проблемы дистанционного обучения, обучение студентов, адаптация студентов, методы адаптации, особенности обучения, образовательные технологии, высшее образование.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p46-50

PROBLEM OF ADAPTING STUDENTS TO LEARNING WITH THE APPLICATION OF DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Marina Vladimirovna Bogdanova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Elena Niko-laevna Sorokina, the candidate of pedagogical sciences, docent, Elena Viktorovna Tamosh-kina, the candidate of pedagogical sciences, docent, Nevinnomyssk State Humanitarian and

Technical Institute, Nevinnomyssk

Abstract

In a pandemic, the introduction of distance learning is an innovative approach to the implementation of lifelong education. In this regard, the problem arose of adapting students to learning with the use of distance learning technologies. The urgency of the problem is due to the impact of the pandemic on the forced transition to distance learning and the necessary solution to its organization. The purpose of the article is to study the problems of adapting students in self-isolation to lifelong learning using distance technologies. An important factor is the definition of the socio-psychological state of students: problems arising in the learning process and ways to eliminate them. The main requirement for the effectiveness of distance learning is the active interaction of the teacher and the student. Learning must be viewed as the interpenetration of two activities: learning, as a student's activity, and learning, as a teacher's activity. In this regard, a number of adaptation problems faced by the teaching staff were considered, as well as the problems of interaction with students in the process of distance learning. The approach to the study of this problem is analysis and generalization. The main result of the article is a general picture of the problem of adaptation of students to learning using distance technologies.

Keywords: distance learning, distance learning technologies, adaptation problem, distance learning problems, educating students, students adaptation, adaptation techniques, specific education, educational technology, higher education.

На данный момент перспективным направлением становления и развития высшего профессионального образования является ее информатизация, которая базируется на повышении качества образовательной среды вузов; разработки и внедрении новых образовательных технологий, таких как обучение с применением дистанционных образовательных технологий, являющихся актуальными в условиях самоизоляции.

Система образования в Российской Федерации принимает необходимые меры по организации образования в условиях новой коронавирусной инфекции (Covid-19). Дистанционное обучение, в свою очередь, предоставляет широкий спектр возможностей и перспектив для повышения качества образовательных систем, для которых напряженная ситуация создает форсированные условия.

Обучение с применением дистанционных образовательных технологий является инновационным подходом в реализации непрерывного образования, благодаря которой технические средства и информационные технологии позволяют изменить методику освоения новых знаний, а также повысить самообразовательную активность человека [1].

В условиях самоизоляции можно выделить положительные стороны обучения с применением дистанционных технологий:

- снижение рисков заболевания;

- развитие самостоятельной работы обучающихся (взаимодействие в процессе обучения опосредовано компьютером, обучающийся превращается в активного участника образовательного процесса, т. е. при правильной организации обучения персональный компьютер становится не вспомогательным средством, а важнейшим составным учебного процесса);

- доступность образовательных ресурсов, методических пособий, учебных материалов [2].

Отрицательным моментом дистанционного обучения является нехватка влияния человеческого фактора, т. е. «общение с компьютером». Наряду с этим можно отметить отсутствие соответствующей техники. Непрерывность процесса обучения, в данном случае, напрямую зависит только от технических факторов: наличия электроэнергии, исправность компьютерной техники, устойчивой работы сети Интернет. Продуктивность обучения также зависит от навыков работы с компьютером. Следует подчеркнуть прерывистость обучения и отсутствие постоянной обратной связи.

В случае дистанционного обучения, также необходимо затронуть тему адаптации. Под адаптационной способностью следует понимать способность обучающегося приспосабливаться к динамично меняющимся требованиям среды без ощущения дискомфорта и конфликта с данной средой. Адаптация, в свою очередь, является предпосылкой к активной познавательной деятельности обучающегося и создает необходимые условия для ее эффективности.

Рассмотрим ряд адаптационных проблем в процессе дистанционного обучения, с которыми сталкивается профессорско-преподавательский состав.

В процессе обучения с применением дистанционных технологий невозможно передать эмоциональную выразительность материала, нет обратной связи с обучающимися [3]. Также существует проблема идентификации личности обучающихся (многие остаются за «черными квадратами», а порой и отключают звук). Самостоятельность выполнения обучающимися заданий тоже является сомнительной.

Среди вышеизложенных проблем, также выделяют:

- проблема эффективной работы обучающихся;

- повышение мотивации к обучению;

- формирование благоприятного психологического климата.

Несмотря на отрицательные стороны, при дистанционном обучении работа преподавателя становится более творческой: он выполняет роль старшего товарища, находясь по одну сторону педагогического процесса с обучающимися. При этом у обучающихся раскрывается способность к саморазвитию: реализация спектра возможностей информационных образовательных технологий (осуществляется ввод и обработка текстовой, графической информации и т. д.).

Организация обучения с применением дистанционных образовательных технологий таит ряд адаптационных трудностей. Для обучающихся важной проблемой дистанционной формы обучения являются не технические сложности, а психолого-педагогические проблемы. Стоит отметить неготовность обучающегося к самоорганизации, трудность становления мотивации к обучению, ответственность за развитие, распределение времени на обучение. Неспособность к рациональному планированию самостоятельной работы, сложность общения по электронной почте, можно также отнести к ряду проблем адаптации [4].

На основании вышесказанного делаем вывод, что обучающиеся не адаптировались к обучению в дистанционной форме и отдают предпочтение посещению занятий в вузах; у обучающихся возникают проблемы с переходом на дистанционное обучение (проблемы

с выходом в интернет, отсутствие компьютерной техники, микрофона, веб-камеры); обучающимся необходимо «живое» общение; в период пандемии при дистанционном обучении у обучающихся возникает страх не сдать сессию.

Анализируя вышесказанное, необходимо уделить внимание решению данных проблем. Во-первых, техническая готовность обучающихся к дистанционному обучению, следует проверить проблему технической готовности, по возможности, содействуя решению проблемы. Во-вторых, обучить использованию ресурсов (Zoom, Skype и т. д.), оказывать помощь при возникновении трудностей в использовании вышеперечисленных платформ. На базе вуза организовать для обучающихся методические вебинары, на которых будут рассмотрены проблемы использования информационных технологий, способы технической настройки персонального компьютера. В-третьих, важна роль профессорско-преподавательского состава. Должна быть организована обратная связь и содействие в решении возникающих у обучающегося проблем. Педагог находится в режиме постоянного взаимодействия, посредством социальных сетей, телефонной связи и т. д.

Данный ряд мер позволит обучающимся компенсировать дефицит общения, а также почувствовать поддержку со стороны преподавательского состава вуза. В этом случае снижается уровень социальной напряженности, происходит минимизирование страхов, создается комфортная образовательная среда, и как следствие, обеспечение процесса адаптации.

В настоящий момент, важным направлением работы ВУЗов является помощь обучающимся в адаптации к обучению с применением дистанционных технологий. Для организации дистанционного обучения на базе НГГТИ организован контакт с обучающимися посредством: электронной почты, мессенджеров, видеоконференций на платформе Zoom, ИОС НГГТИ. Также созданы все необходимые условия для адаптации.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что очень важно создать необходимые условия для адаптации обучающихся к дистанционному обучению. Следует учесть, что система обучения, в ближайшее время будет переживать трансформацию, которую обучающиеся должны принять. После эпидемии новой коронавирусной инфекции, возможно, часть занятий будет проходить в онлайн режиме, другие занятия - в дистанционной форме, но очевидно, что важной частью образовательного процесса будут очные занятия обучающихся. В любом случае, поддержку окажут образовательные организации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ткаченко Н.Н. Социально-психологическая адаптация студентов в образовательной среде разного типа // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2018. - Т. 7, № 4 (25). - С. 358-360.

2. Кучер О.Н. Варианты включения дистанционных образовательных технологий, электронного обучения в учебный процесс вуза // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 5. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27008 (дата обращения: 01.03.2022).

3. Олейник Е.В. Изучение проблемы адаптации студентов вуза в условиях самоизоляции к on-line обучению с применением дистанционных образовательных технологий // Современное педагогическое образование. - 2020. - № 5. - С. 69-72.

4. Глазнева С.Е. Положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения / С.Е. Глазнева, Е.А. Коняева // «Актуальные проблемы образования: позиция молодых»: материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции 2016 г, Челябинск : Золотой феникс, 2016, - С. 57-59.

REFERENCES

1. Tkachenko, N.N. (2018), "Socio-psychological adaptation of students in the educational environment of different types", Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology, Vol. 7, No. 4 (25), pp. 358-360.

2. Kucher, O.N .(2017), "Options for the inclusion of distance educational technologies, e-learning in the educational process of the university", Modern problems of science and education, No. 5,

available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27008.

3. Oleinik, E.V. (2020), "Study of the problem of adaptation of university students in conditions of self-isolation to on-line learning with the use of distance educational technologies", Modern Pedagogical Education, No. 5, pp. 69-72.

4. Glazneva, S.E. and Konyaeva, E.A. (2016), "Positive and negative aspects of distance learning", "Actual problems of education: the position of the young", materials of the All-Russian student scientific and practical conference, Golden Phoenix, Chelyabinsk, pp. 57-59.

Контактная информация: mas16895546@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 10.05.2022

УДК 796.011.3

О ПРОБЛЕМАХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ

COVID-19

Петр Владимирович Бородин, кандидат педагогических наук, доцент, Александра Владимировна Соколова, старший преподаватель, Светлана Александровна Моисеен-

ко, кандидат педагогических наук, доцент, Татьяна Ивановна Коржева, заведующая кафедрой, Ольга Николаевна Чайка, старший преподаватель, Евгений Эдуардович Шиянов, преподаватель, Дальневосточный государственный медицинский университет,

г. Хабаровск

Аннотация

В настоящее время новая коронавирусная инфекция (COVID-19) стала частью жизни человечества, которая затронула все отрасли жизнедеятельности общества. В пик ее заболеваемости, многим сферам деятельности, таким как: легкая и тяжелая промышленность, бизнес, спорт, искусство, сельское хозяйство и т.д., приходилось перестраивать и модифицировать свой быт и режим работы, а некоторым вообще пришлось временно приостановить свою деятельность. Трансформация у отдельных направлений происходит и в нынешнее время. Не осталась в стороне от новых вызовов всему человечеству и образовательная сфера, в которой уже два с половиной года практикуется дистанционный формат обучения. Дистанционное обучение является комплексом образовательных услуг вуза, предоставляемых с помощью информационно-образовательной среды. Авторы статьи отмечают, что самостоятельность и доступность в выборе учебных материалов является главным достоинством данного вида обучения, при этом существуют и определенные минусы - не разработанность обучающих курсов, отсутствие полноценного контроля над участниками процесса, практических занятий и т.д. В работе представлены результаты анкетного опроса студентов с 1 по 3 курс Дальневосточного государственного медицинского университета (г. Хабаровск). Основная цель исследования - это получение информации, касающейся отношения данной категории респондентов к учебному процессу по физическому воспитанию в вузе в связи с переходом на дистанционный формат обучения вследствие введения ограничительных мер, вызванных новой ко-ронавирусной инфекцией.

Ключевые слова: студенты-медики, медицинский вуз, анкетирование, учебная деятельность, дистанционный формат обучения, COVID-19.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p50-57

ON THE PROBLEMS OF DISTANCE LEARNING FOR PHYSICAL EDUCATION OF MEDICAL STUDENTS DURING THE COVID-19 PANDEMIC

Peter Vladimirovich Borodin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Aleksan-dra Vladimirovna Sokolova, the senior teacher, Svetlana Aleksandrovna Moiseenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Tatyana Ivanovna Korzheva, the department chair, Olga Nikolaevna Chaika, the senior teacher, Evgeny Eduardovich Shiyanov, the teacher, The Far State Medical Eastern Federal University, Khabarovsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.