Научная статья на тему 'Проблема адаптации первокурсников к учебному процессу в вузе. Влияние компьютеризации на процесс обучения'

Проблема адаптации первокурсников к учебному процессу в вузе. Влияние компьютеризации на процесс обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
433
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тодер Георгий Борисович, Зырянова Ирина Михайловна

Выявлена и проанализирована проблема психологической адаптации первокурсников к учебному процессу в вузе. Приведены результаты наблюдений и опросов студентов, а также сравнительный анализ некоторых сторон учебной деятельности студентов первого и второго курсов. Показана роль компьютерных технологий в решении этой проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тодер Георгий Борисович, Зырянова Ирина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема адаптации первокурсников к учебному процессу в вузе. Влияние компьютеризации на процесс обучения»

9. МиллзМ. О социологии малых групп //Американская социология, перспективы, проблемы, методы. -М., 1972.

10. Машкова И.Н,.Малов С.Л Психология производственного обучения. - М.: Высшая школа, 1990. - 207 с.

11. НемовРС. Психологические условия и критерии эффективности работы коллектива-М.: Наука, 1982. -212с.

12. Петровский А.В.Опыт построения социально-психологической концепции групповой активности. // Вопросы психологии -1973. - № 5.

13. Петровский A.B., Ярошевский М.Г. Психология.-М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2001. -512с.

14. Свенцицкий А.Л. Социальная психология в трудах отечественных психологов. - СПб: Изд-во Питер, 2000. -512с.

КРУКОВСКАЯ Татьяна Юрьевна, преподаватель.

Г. Б. ТОДЕР И.М.ЗЫРЯНОВА

Омский государственный университет путей сообщения

УДК 378.14

АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ В ВУЗЕ. ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ НА ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

ВЫЯВЛЕНА И ПРОАНАЛИЗИРОВАНА ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ В ВУЗЕ. ПРИВЕДЕНЫ РЕЗУЛЬТАТЫ НАБЛЮДЕНИЙ И ОПРОСОВ СТУДЕНТОВ, А ТАКЖЕ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НЕКОТОРЫХ СТОРОН УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО И ВТОРОГО КУРСОВ. ПОКАЗАНА РОЛЬ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕШЕНИИ ЭТОЙ ПРОБЛЕМЫ.

При поступлении абитуриентов в высшее учебное заведение возникают характерные для любого переходного периода трудности, связанные с приспособлением к новому виду деятельности. Эти трудности усугубляются тем, что впервые и осознаваемо происходит изменение социального статуса молодого человека, а также заканчивается переходный возраст и начинается взросление организма.

Поэтому адаптация первокурсников к учебному процессу в вузе происходит достаточно трудно. Решение этой проблемы требует серьезных комплексных исследований в различных областях деятельности человека и на стыке наук: физиологии, медицины, психологии и педагогики.

Условно можно выделить четыре направления:

1. Практическая адаптация, связанная с выработкой навыков учебной деятельности в высшем учебном заведении. Это связано с аудиторной и самостоятельной работой студентов: умением планировать учебный процесс, активно и творчески перерабатывать лекционный материал, дополнительную и специальную литературу.

2. Социальная адаптация, связанная с повышением социального статуса молодого человека. Учебный процесс ориентирован профессионально и социально, связан с началом профессионально - социальной карьеры и требует изменения поведенческих стереотипов.

3. Психологическая адаптация. Попадание в новую обстановку значительного роста психологической устойчивости, ответственности, активности, необходимости самоконтроля, развития логичности и аналитичности мышления способности к обобщению и умения выделять главное.

4. Физиологическая адаптация, осложняемая завершением переходного периода и развитием человеческого организма. Меняется режим деятельности молодого человека: повышение интенсивности и длительности умственной нагрузки и уменьшение физической активности, меняется режим питания.

В данной работе представлены результаты практических исследований адаптационного процесса, проведенных авторами на основе наблюдений за студентами Омского университета путей сообщения.

Система вузовского обучения, основанная на стремлении студентов к приобретению знаний, в современных условиях требует существенного усовершенствования. Даже хорошо успевающие студенты нуждаются во внешнем стимулировании и определенном контроле.

Средняя школа, безусловно, закладывает фундамент, на котором строится вузовское обучение. Однако высшая школа отличается от средней не только специализацией подготовки, степенью сложности и большим объемом учебного материала, но и методикой учебной работы, степенью самостоятельности студентов. Поэтому на преподавателей, работающих на младших курсах, ложится дополнительная, мало учитываемая, но требующая больших сил специфическая нагрузка по воспитанию студентов и формированию у студентов навыка учебной деятельности.

Большинство первокурсников использует школьные приемы обучения, которые не отвечают требованиям вузовской учебной подготовки. Несформированность у выпускников школ приемов осмысления материала приводит к тому, что лишь немногие могут анализировать, сопоставлять данные, находить главное, систематизировать и активно осмыслять знания, то есть свободно оперировать изучаемым материалом.

Практическая и психологическая неподготовленность первокурсников к вузовским формам обучения и особенно к самостоятельным занятиям часто приводит к неуспеваемости, а также к негативному отношению к учебе в целом. Трудности приспособления к новым формам обучения значительно снижают работоспособность студентов. Перестройка сложившегося в школе стиля учебной работы требует значительных усилий, что вызывает у многих

первокурсников большие трудности. Это осложняет учебно-воспитательную работу по формированию у студентов рациональных умений и навыков учебного труда.

Самостоятельная работа студентов (аудиторная и внеаудиторная) - важнейшая форма получения и усвоения знаний. Она формирует собственные творческие подходы к получению, осознанию и использованию знаний, базирующиеся на индивидуальных личностных качествах, психологических особенностях и бытовых условиях студентов.

Студенты младших курсов слабо владеют навыками самостоятельной работы, в том числе и с учебной литературой. Это создает для преподавателей огромный объем дополнительной учебно-воспитательной работы, которая в настоящее время может быть успешно (по крайней мере, частично) выполнена с помощью новых информационных технологий. Так как на младших курсах изучаются в основном общеобразовательные предметы, с целью мотивации их глубокого изучения необходимо в первом семестре читать курс введения в специальность, в котором было бы показано, как знание этих предметов связано с будущей трудовой деятельностью студентов, в том числе использовать компьютерные программы, раскрывающие межпредметные связи.

Безусловно, ведущей формой обучения в высшем учебном заведении является лекция, так как восприятие студентами новой информации осуществляется во время лекций. Для глубокого усвоения лекционного материала студент должен уметь одновременно слушать и осмысливать излагаемый материал, выделять и записывать главные вопросы. Выработанная же в школе привычка осмысливать новую информацию под руководством учителя приводит к тому, что большинство первокурсников стремится не к осмыслению, а к механическому, дословному конспектированию и считают (почти 100%), что лектор должен давать материал под диктовку. Поэтому с точки зрения усвоения темы лекционное время оказывается малопродуктивно. (По результатам опросов и наблюдений, первокурсник в среднем на лекции осмысливает 25% материала, второкурсник - 50%.) Дальнейшая самостоятельная обработка лекционного материала у большинства первокурсников вообще отсутствует. Обращение к лекциям происходит только перед практическими занятиями или контрольными точками. Это приводит к поверхностному усвоению материала, непониманию логики курса и препятствует синтезу знаний, выработке единой картины предмета. Для сравнения: по результатам исследования, проведенного авторами, к конспектам лекций при подготовке к практическим занятиям на первом курсе обращаются 15%, на втором - 60% студентов. Лекции прорабатывают независимо от практических занятий на первом курсе 10% студентов, на втором -40% [1].

Для успешного усвоения учебного материала на лекционных занятиях большое значение имеет прием информации и объем непроизвольной памяти обучаемого. Согласно данным (в тестировании принимали участие 107 студентов первого курса) прием информации достаточно эффективен у большинства студентов - 78 %, более70 % обучаемых показывают высокий уровень непроизвольной памяти. Как известно эффективность непроизвольной памяти повышается, если обучаемый интенсивно работает над полученной информацией (осмысливает, анализирует, записывает, перерабатывает и т. д.), хотя специально ее не учит. Информация запоминается сама собой за счет активной деятельности обучаемого. В этом случае имеет значение методика чтения лекционного материала, которая, на наш взгляд, должна содержать элементы проблемного обучения. Поскольку только те знания становятся прочным достоянием обучаемого, если они прошли самостоятельную активную мыслительную работу.

Технология проблемного обучения, способствует развитию логического мышления и активизации познавательной деятельности студентов. "Мышление начинается там,

где возникает проблемная ситуация" [2]. Результаты тестирования: а) тест Липпмана " Логические закономерности"; б) "Логически - понятийное мышление. Образование сложных аналогий"; в) "Логичность умозаключений" [3] показали, что: а) только 34 % имеют хорошие и средние показатели уровня развития логического мышления, б) 14% студентов имеют хороший уровень развития логически-понятийного мышления, т.е. они умеют логически четко и ясно выражать свои мысли, остальные первокурсники имеют средние нормы уровня логического мышления, т. е. подчас допускают ошибки и неточности в использовании понятий; в) 25,5% студентов - первокурсников имеют хорошие показатели уровня логичности умозаключений, 49% и 25,5% средние и низкие показатели, т.е. эти студенты допускают нелогичность в собственных рассуждениях и не улавливают логические ошибки в сложных рассуждениях.

Полученные данные указывают на наиболее серьезный недостаток школьного образования: содержание и методы школьного обучения не формируют или недостаточно формируют научно-теоретическое мышление, способность четко и логично рассуждать. Следовательно, задача обучения в высшей школе состоит не только в том, чтобы сообщить студенту некую сумму знаний, а в том, чтобы научить общим методам познания, научить мыслить логически, уметь выделить главное и предвидеть перспективы и, следовательно, использовать необходимые знания в практической деятельности.

1. Недостатком традиционной формы обучения является отсутствие постоянной возможности получения "мгновенной" консультации преподавателя. Такая возможность имеется при использовании современных обучающих программ. Применение лектором демонстрационных компьютерных программ, а также возможность использования студентами электронных библиотек приводит, с одной стороны, к более глубокому осмыслению и качественному усвоению теоретического материала, а, с другой стороны, к активизации и оптимизации самостоятельной работы.

В отличие от школы, в высшем учебном заведении нет ежедневной проверки и оценки знаний. В этом отношении первокурсники получают большую свободу действий и самостоятельность в организации своей работы, но многие не могут ею правильно воспользоваться. Они психологически совсем не готовы к тому, что, хотя знания будут основательно оцениваться лишь дважды в год, необходимо регулярно самостоятельно работать. Отношения между преподавателями и студентами строятся по схеме, отличной от отношений между школьником и учителем. По итогам опроса у студентов первого курса нет четкого мнения, достаточно, много или мало проводится практических занятий. Студенты второго курса (65%) считают, что практических занятий должно быть больше. Чувствуя себя достаточно свободными от педагогического контроля (по сравнению со школьным), первокурсники вместо регулярной самостоятельной работы занимаются эпизодически, что приводит к отставанию и невозможности усвоить материал при двух-трехдневной подготовке к экзамену. Поэтому многие студенты приходят на экзамен, не усвоив материал, по которому им надо отвечать и без понимания критериев оценки. В результате возникает конфликтная ситуация, в которой ответственность за неудовлетворительный балл перекладывается студентом на преподавателя. В настоящее время не существует целенаправленной государственной программы решения проблемы адаптации первокурсников, однако эта задача может быть решена в рамках компьютеризации вузов. Результаты проведенных исследований показывают, что внедрение компьютерных технологий в учебный процесс способствует более быстрой адаптации обучаемых.

2. Использование различных контролирующих, контро-лирующе-обучающих и тестовых программ позволяет

преподавателю непрерывно и объективно осуществлять экспресс-контроль, а у студента появляется возможность самостоятельно оценить свои знания, что способствует реальной самооценке при подготовке к экзамену. Поэтому риск возникновения на экзамене стрессовой ситуации, связанной с неудовлетворительной оценкой, резко уменьшается.

По итогам опросов и наблюдений работа студентов младших курсов с такими программами приводит к резкому уменьшению психического напряжения. Например, большинство студентов воспринимают процесс проверки знаний преподавателем скорее как стрессовую ситуацию, а преподавателя как противника, в то время как при работе с контролирующей программой ПЭВМ воспринимается как партнер, а процесс проверки знаний скорее как рабочая-, привычная (а не стрессовая) ситуация (79% опрошенных).

Результатом такого "общения" с компьютером являются:

1) выработка отношения к контролю знаний как к стандартной процедуре, что заметно укрепляет психическое состояние студентов на контрольных мероприятиях, в том числе, на экзаменах;

2) скорейшая выработка навыков самостоятельной работы и умения ориентироваться в изучаемом материале;

3) установление связей между различными разделами изучаемого материала происходит значительно быстрее;

4) оценка студентом собственных знаний оказывается намного более адекватной.

3. Включение в обучающие программы различных цветовых, звуковых, анимационных и других приложений дает пользователю ощущение психологического комфорта, делает его активным участником образовательного процесса и, тем самым, стимулирует интерес к изучаемой дисциплине[4].

4. Специально разработанные компьютерные программы могут приводить к пониманию межпредметных связей. Опрос первокурсников, использовавших при обучении программу "Строение атома и периодическая система", показал, что абсолютное большинство (74%) участников анкетирования воспринимают химический и физический методы описания физических систем и закономерностей как единые.

Кроме того, использование компьютерных технологий и дистанционного обучения в учебном процессе приводит к активному использованию ПЭВМ в других видах деятельности, в том числе, и в дальнейшей работе молодого специалиста.

Поэтому применение электронных средств в образовании не только является потребностью преподавателей и студентов, но и необходимо для всего современного общества в целом.

В частности, анкетирование студентов младших курсов показало, что до 90% считают необходимым получать образование с использованием ПЭВМ; в том числе: 63% -

для обучения; 71 % - для контроля и самоконтроля; 54% -для вспомогательных операций (математическая обработка результатов экспериментов, построение графиков, расчетные работы и вычисления); 84% - для демонстраций теоретического материала. На вопрос: "Почему Вы считаете необходимым использование ПЭВМ в учебном процессе?", получены следующие ответы: 70% - является требованием современности; 46% считает, что это нужно для дальнейшей профессиональной деятельности; 53% -для учебного процесса.

В последние годы преподавателями кафедры создаются и апробируются различные обучающие и контролирующие программы по отдельным разделам и целым темам в физике и химии. Они ориентированы прежде всего на творческое усвоение необходимого учебного материала, воспитание активного мышления, а также выработку и совершенствование навыков самостоятельной работы с учебным материалом.

Постепенно накапливаемый опыт внедрения таких программ планируется использовать в дальнейшем, в том числе, для текущего контроля по лабораторным работам, практическим занятиям, базовым теоретическим знаниям.

Таким образом, благодаря компьютеризации обучения, за счет введения в обучающие и контролирующие программы специальных модулей, фиксирующих различные параметры работы студентов с программами, оказывается возможным объективное статистическое количественное описание становления учебной деятельности студентов, в том числе тяжелый процесс психологической адаптации студентов-первокурсников, что открывает огромные перспективы для управления образовательным процессом в целом.

Литература

1. Тодер Г.Б. Проблема психологической адаптации студентов - первокурсников в вузе // Новые технологии -железнодорожному транспорту: подготовка специалистов, организация перевозочного процесса, эксплуатация технических средств: Сборник научных статей с международным участием в четырех частях. - Ч. 1. - Омск: ОмГУПС, 2000.-С. 49-51.

2. Научные основы преподавания химии в высшей школе / Под ред. Н.Ф. Талызиной и Е.М. Соколовской. - М.: МГУ, 1978.-173 с.

3. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум. Ростов н/Д: Феникс, 1999.-576 с.

4. Агранович Б.Л., Карякин Ю.В., Плюснин НИ. Управление познавательной деятельностью студентов с помощью ЭВМ в коллективных формах обучения // Внедрение достижений психологии и педагогики в практику работы вуза. - Новосибирск, 1989. - С. 142-143.

ТОДЕР Георгий Борисович, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры физики и химии. ЗЫРЯНОВА Ирина Михайловна, старший преподаватель кафедры физики и химии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.