Научная статья на тему 'Проблема адаптации научных библиотек к инновационным процессам в зарубежном библиотековедении'

Проблема адаптации научных библиотек к инновационным процессам в зарубежном библиотековедении Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
313
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Библиосфера
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / БИБЛИОТЕКА / УПРАВЛЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ БИБЛИОТЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ / БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / INNOVATION / LIBRARY / MANAGEMENT / LIBRARY ACTIVITY EFFICIENCY / COST MANAGEMENT BUDGETING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романов Петр Сергеевич

Рассматривается влияние инновационных процессов в обществе на деятельность библиотек и их реакция на эти процессы. В инновационные процессы включены как модели управления библиотекой, которые библиотеки на протяжении столетия охотно заимствовали из практики работы крупных корпораций, промышленных предприятий, коммерческих структур развитых рыночных стран, в основном в США и Канаде, так и внедрение компьютерных технологий, затраты библиотек на нововведения, покупку программно-математического обеспечения и цифровой электронной техники, зарплату специалистов. Приведены статистические данные деятельности научных библиотек, опубликованные комитетом статистики Ассоциации научных библиотек США и Канады.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of innovation processes in the society upon the libraries activity and their reaction on these processes is considered. Innovation processes include both models of library management which the libraries for centuries willingly borrowed from the practice of large corporations, industrial enterprises, commercial structures of developed market economies, mainly that of the United States and Canada, as well as the implementation of computer technology, the cost of libraries on innovations, the purchase of software and digital electronic equipment, salaries specialists. The statistics of Research Libraries activities, published by Statistics Committee of the Association of Research Libraries USA and Canada is given.

Текст научной работы на тему «Проблема адаптации научных библиотек к инновационным процессам в зарубежном библиотековедении»

БИБЛИОСФЕРА, 2010, № 1, с. 42-45

Библиотековедение

УДК 027.021 ББК 78.34 (3)

ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ НАУЧНЫХ БИБЛИОТЕК К ИННОВАЦИОННЫМ ПРОЦЕССАМ В ЗАРУБЕЖНОМ БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИИ

© П. С. Романов, 2010

Московский городской университет управления правительства Москвы 107045, г. Москва, ул. Сретенка, 28

Рассматривается влияние инновационных процессов в обществе на деятельность библиотек и их реакция на эти процессы. В инновационные процессы включены как модели управления библиотекой, которые библиотеки на протяжении столетия охотно заимствовали из практики работы крупных корпораций, промышленных предприятий, коммерческих структур развитых рыночных стран, в основном в США и Канаде, так и внедрение компьютерных технологий, затраты библиотек на нововведения, покупку программно-математического обеспечения и цифровой электронной техники, зарплату специалистов. Приведены статистические данные деятельности научных библиотек, опубликованные комитетом статистики Ассоциации научных библиотек США и Канады.

Ключевые слова: инновация, библиотека, управление, эффективность библиотечной деятельности, управление затратами, бюджетное планирование.

The influence of innovation processes in the society upon the libraries activity and their reaction on these processes is considered. Innovation processes include both models of library management which the libraries for centuries willingly borrowed from the practice of large corporations, industrial enterprises, commercial structures of developed market economies, mainly that of the United States and Canada, as well as the implementation of computer technology, the cost of libraries on innovations, the purchase of software and digital electronic equipment, salaries specialists. The statistics of Research Libraries activities, published by Statistics Committee of the Association of Research Libraries USA and Canada is given.

Key words: innovation, library, management, library activity efficiency, cost management budgeting.

Взаимосвязь библиотеки и менеджмента существует уже несколько тысяч лет. На протяжении всей своей истории зарубежные библиотеки испытывали влияние менеджмента и усваивали наиболее подходящие схемы управления из области промышленности и бизнеса и применяли в своей практике, на что неоднократно указывали в исследованиях зарубежные библиотековеды [6, 12]. Все они были единодушны в выводах, что если библиотеки хотят не просто выжить, но и работать эффективно в своей отрасли, то они должны применять все те технологии управления, которые они сочтут наиболее подходящими для деятельности из области промышленного производства, опыта работы крупных корпораций. Зарубежные библиотеки начали применять в своей практике теории научного менеджмента еще в конце XIX в. [17]. Библиотеки того времени буквально соревновались друг с другом за первенство во внедрении менеджмента. Одним из пионеров в зарубежном библиотековедении, признавшим за научным менеджментом будущее и призвавший библиотеки США и Канады активно внедрять его в свою практику, был Willard Austin [9].

В период с 1930 по 1950 г. теории научного менеджмента были чрезвычайно популярны, причем это были вопросы не только теории, но и практики. Многие публикации того времени, посвященные теме библиотечного менеджмента, содержали глубокий анализ современных теорий, причем этот интерес во многом стимулировался материнскими организациями, например, в случае научных библиотек1 - университетами и колледжами. За период с 1920-х гг. по 1950 г. внедрение идей научного менеджмента в теорию и практику библиотечного дела США и Канады носило характер бурного инновационного процесса. Более подробно читатель может ознакомиться с историей идей научного менеджмента, с организацией информационно-библиотечной деятельности в учебном пособии Московского государственного университета культуры и искусств [21].

Если считать внедрение компьютерных технологий в практику работ библиотек в 80-х гг. XX в. таким же бурным инновационным процессом, то

1 В дальнейшем в статье будет идти речь именно о специ-

фике работы научных библиотек США и Канады.

следует признать, что на протяжении последних ста лет международное библиотечное дело пережило два инновационных взрыва (рис. 1). В начале 1960-х гг. появляются новые теории научного менеджмента, которые в отличие от классической теории Ф. Тейлора были основаны на психологии и взаимоотношениях в коллективе. В то время в ученом мире бытовало мнение, что они найдут лучшее практическое воплощение в сфере науки и образования. Влияние подхода школы человеческих отношений2 становится все более ощутимым в практике работы многих организаций, в том числе и библиотек.

третий инновационны взрыв - когда????''

второй- инновационным взрыв (внедрение компьютерных технологий, электронные библиотеки) 1980-2000 гг.

первый

инновационный взрыв (внедрение методов научного менеджмента) 1925-1950 гг.

Рис. 1. Периоды воздействия инновационных процессов на библиотечное дело

Из истории научного менеджмента известно, что одним из создателей этой теории был американский социолог Э. Мэйо3. Человеческие проблемы, эмоции и предпочтения работников коллектива становятся такими же значимыми, как и технологические и производственные операции. Поэтому в арсенале библиотечных управленцев разрабатываются подходы к влиянию на взаимоотношения в коллективе [16]. В данный период появляются и отклики на новые теории научного менеджмента в библиотековедении, начинается анализ этих теорий с точки зрения возможности применения в библиотечной практике. Для удобства анализа все методики научного менеджмента условно разбиваются на две большие группы:

• количественные системы: исследование операций , система «планирование-программирование - разработка бюджета»5, разработка бюдже-6

та с нуля ;

Подход с позиции школы человеческих отношений, в соответствии с которым основным объектом менеджмента являются отношения людей.

3 Элтон Мэйо (1880-1949); американский социолог, один из основоположников школы человеческих отношений, известен благодаря Хоторнским экспериментам.

4 Совокупность математических, статистических и других методов и моделей, используемых для подготовки количественно обоснованных рекомендаций по принятию управленческих решений, включает в себя математическое программирование и многокритериальную оптимизацию.

5 Управленческая методика, призванная упростить стратегическое планирование дорогостоящих проектов и приня-

• психологические или поведенческие систе-

•V 7 8

мы: теория Y и ее варианты , целевое управление .

В каждую из перечисленных систем входил целый набор приемов и технологий, которые имели репутацию надежных и могли быть применены в библиотечной работе. Тем не менее, на практике их внедрение во всей величине продвигалось медленно, поскольку они были громоздки и сложны в повседневном их применении, порой уровень квалификации библиотечного менеджера не соответствовал сложности этих методик. Они не имели такого успеха в библиотечной практике, как классические теории научного менеджмента. Разновидностью теории человеческих отношений, в какой-то мере и теории Y стала теория управления с участием персонала9. Иногда ее называют теорией коллегиального менеджмента или демократического управления. Начало этой теории лежит в сфере образования. Но свое применение она нашла и в библиотечном деле. Ее практическим выражением в библиотеках явились так называемые 10

кружки качества , ставшие естественной частью теории комплексного управления качеством.

тие решений по выбору наиболее перспективных проектов

из ряда альтернативных возможностей; включает поста-

новку общих целей и задач, отбор программ, соответствующих им, оценку расходов и эффективности каждой программы, выбор из альтернативных программ наиболее эффективных, построение общего бюджета для всех отобранных в разбивке по поставленным целям. Методика впервые применена в 1961 г. в США.

6 Метод разработки бюджета, при котором все виды деятельности, а также относящиеся к ним расходы и доходы, полностью пересматриваются каждый раз в момент разработки бюджета.

7 Одна из двух взаимосвязанных концепций Д. Макгрегора (США, 1960 г.), характеризующих варианты отношения человека к труду. Согласно теории Y, руководитель склонен к демократическому стилю руководства, так как считает, что эффективному организационному климату свойственно более свободное, общее руководство, большая децентрализация власти, меньшая опора на принуждение и контроль и большее участие сотрудников в процессе принятия решений.

8 Система управления, при которой менеджер всегда начинает с выявления целей организации, вовлекает работников в обсуждение и корректировку этих целей, ставит задачу в соответствии с принятыми целями, поощряет в зависимости от достижения цели. Концепция предложена П. Драке-ром в 1954 г. в книге «The Practice of Management»; Дракер обратил внимание на то, что многие менеджеры придают слишком большое значение текущим функциям и процедурам, попадая в ловушку текущей деятельности, но забывают о необходимости переосмысления и корректировки целей организации; концепция была очень популярна в 1960, 1970 и 1980-х гг.

9 Направление в теории менеджмента, базирующееся на предположении о необходимости активного участия работников в управлении предприятием в целях повышения сознательности, ответственности и преданности организации.

10 Группы специалистов, которые регулярно встречаются для обсуждения и решения производственных задач, прежде всего повышения качества продукции; концепция была очень популярной с конца 1970-х до середины 1980-х гг.

БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ

В последние несколько десятилетий научные библиотеки испытали на себе влияние в основном пяти теорий научного менеджмента, хотя таковых было предложено исследователями гораздо больше. Это, во-первых, теория ограниченной рациональности или другими словами это полусильная форма рациональности, предложенная H. Simon как более реалистичная по сравнению с полной рациональностью; предполагает ограниченность доступной информации и ограниченность интеллектуальных возможностей человека для анализа всех возможных альтернатив [15]. Во-вторых, бюрократический подход к организации или согласно M. Weber: модель организации, основанная на формальных, обезличенных правилах (положительное свойство современного бессословного общества, в котором все равны перед законом), где продвижение возможно исключительно в силу квалификации; в ней присутствует детальная структуризация организации и четкое описание роли каждого ее элемента [18]. В-третьих, модель мусорного ящика или метод организованной анархии, т. е. «garbage can model», модель мусорного ящика / ведра - модель коллективного принятия решений, в которой предполагается, что они принимаются не рационально, а хаотично, и представляют собой результат случайного совпадения имеющихся проблем, вариантов решения, участников и возможностей принять решение: в организации образуется своего рода мусорный ящик, в котором находятся проблемы и возможные решения, а сотрудники, которым в данный момент необходимо принять решение, выбирают из этого «мусора» подходящий вариант, в отличие от рациональной оценки и формальной выработки решения конкретной проблемы; была разработана с целью описать поведение в условиях организованной анархии; авторы модели: M. Cohen, J. G. March, J. P. Olsen [7]. Организованная анархия - модель организации, деятельность которой характеризуется тремя признаками: неопределенностью предпочтений, неясностью в понимании технологии, текучестью кадров. В-четвертых, политическая модель и в-пятых, поведенческая.

Зарубежные библиотековеды сходятся на том, что на данном этапе чаще всего в организации работы научных библиотек и методах научного управления применяется модель мусорного ящика или метод организованной анархии [2]. Перечисленные модели имеют много общего, но вместе с тем в них есть и существенные различия [4]. Например, модель мусорного ящика и политическая модель имеют ряд сходных характеристик. Известны случаи их взаимозаменяемости в проведении политических исследований [14].

Проблема внедрения управленческих схем в работу библиотек резко усложнилась другим ин-

новационным процессом - беспрецедентным применением компьютерных технологий, что усилило затратную компоненту в библиотечных финансах. Хотя рост зарплаты специалистов и затраты на приобретение соответствующего программного обеспечения и электронного оборудования резко увеличились по сравнению с соответствующими цифрами в XX в., основная часть затрат приходится, особенно в научных библиотеках, на приобретение электронных изданий.

Научные библиотеки ЛИ!11 составляют сравнительно небольшой отряд библиотечного сообщества Северной Америки, но они располагают достаточно большим потенциалом в отношении своих активов, бюджетных средств и контингента пользователей. Общая сумма всех расходов членов ассоциации в 2005/06 бюджетном году составила 3,7 млрд дол. США; из этой суммы 2,84 млрд было истрачено 113 университетскими библиотеками, 866 млн дол. пришлись на долю неуниверситетских научных библиотек, т. е. библиотек, которые функционируют за счет средств правительства (США и Канады), местных органов власти штатов, некоммерческих организаций (рис. 2-3) [11].

Рис. 2. Затраты на деятельность университетских библиотек в 2005/06 финансовом году

Рис. 3. Затраты на деятельность неуниверситетских научных библиотек в 2005/06 финансовом году

Если анализировать темпы роста расходов научных библиотек на приобретение коллекционных материалов, в том числе сравнить расходы на периодические издания (Serial Expenditures), расходы на единицу периодических изданий (Serial Unit Cost), расходы на единицу монографий (Monograph Unit Cost), индекс потребительских цен12

11 Ассоциация научных библиотек США. Из 123 членов ассоциации 113 являются университетскими, 10 - общественными, государственными, некоммерческими. Научные библиотеки - члены ассоциации - самые крупные в Северной Америке научно-исследовательские библиотеки, представляют 16 канадских и 107 американских материнских научно-исследовательских учреждений. Университетские библиотеки составляют 92% от общего числа библиотек в ассоциации, из них 14 - канадские, 109 - американские.

12 Статистический показатель, отражающий динамику уровня цен представительной группы товаров и услуг (потребительской корзины), покупаемых среднестатистическим потребителем; индекс используется при пересчете номинальных показателей в постоянные цены и является основным показателем инфляции в стране.

(CPI - consumer price index), расходы на монографии (Monograph expenditures), затраты на покупку периодических изданий (Serials purchased), затраты на покупку монографий (monograph purchased), то получим график (рис. 4).

lis: k-îu ivii м :о:о >:о; Годы

Рис. 4. Расходы на приобретение монографий и сериальных изданий научными библиотеками, входящими в ассоциацию научных библиотек США, за 18 лет [1]

В сложившихся условиях научные библиотеки вынуждены искать новые управленческие парадигмы, которые позволят им адаптироваться к нововведениям и решить те трудности, которые были привнесены этими изменениями в их работу. Поэтому из всего обилия организационных схем, предлагаемых теорией и практикой современного научного менеджмента библиотекам предстоит выбрать ту организационную структуру, которая наилучшим образом подходит к ее условиям.

Список литературы

1. ARL Statistics 2003-04, Association of Research Libraries [Electronic resource]. - Washington, D. C. - URL: http://www.arl.org/stats/

2. Bell S. J. A critical analysis of the strategic decision making process for information technology in academic

libraries: PhD diss. / The Univ. of Pennsylvania. - [s.l.] 1997. - 192 p.

3. Binklay Y. B. Total Quality Management (TQM) and its impact on higher education with emphasis on academic libraries: PhD diss. / Tennessee State Univ. - [s.l.] 1994. -225 p.

4. Browne M. Organizational decision making and information. - Norwood, NJ : Ablex Publ. Company, 1993.

5. Bruning K. K. A descriptive study of decision making processes in educational organization: PhD diss. / Cornell Univ. - [s.l.] 1982.

6. Cage A.C. RX for library management // College a. Research Lib. - 1986. - Vol. 47, N 2. - P. 132-139.

7. Cohen M. D., March J. G., Olsen J. P. Garbage can model of organizational choice // Administrative Science Quart. - 1972. - Vol. 17, N 1. - P. 1-25.

8. Eisenhardt K. M., Zbaracky M. J. Strategic decision making // Strategic Management J. - 1992. - Vol. 13. -P. 17-37.

9. Howard P. The function of library management// The Libr. Quart. - 1940. - Vol. 10, N 3. - P. 313-323.

10. Keats B. W. An empirical investigation of strategic investment decision models // Strategic Management J. -1991. - Vol. 12, N 3. - P. 243-250.

11. Kyrillidou M., Young M. ARL Statistics 2005-2006 [Electronic resource]. - URL: http://www.arl.org/stats/

12. Lynch B. P. Management strategies for libraries: a basic reader. - N. Y. : Neal-Schuman Publ., Inc., 1985.

13. Nutt P .C. Models for decision making in organizations and some contextual variables which stipulate optimal use // Acad. of Management Review. - 1976. - Vol. 1, N 2. - P. 84-98.

14. Perrow Ch. Ambiguity and choice in organizations // Contemporary Sociology. - 1977. - Vol. 6. - P. 294298.

15. Simon H. A. Models of man. - N. Y. : John Whiley a. sons, 1957.

16. Stueart R. D., Easlick J. T. Library management. -Littleton, Co: Libr. unlimited, inc., 1977.

17. Vaughan A. Studies in library management. - London : Clive Binglay, 1979.

18. Weber M. The theory of social and economic organization / transl. by A. M. Henderson, T. Parsons. - Glencoe, IL : Free Press, 1947.

19. Романов П. С. Эффективность работы зарубежных библиотек: методы расчета и оценка / под общ. ред. В. Г. Позднякова. - М. : ЦНСХБ Россельхозакаде-мии, 2008. - 262 с.

20. Романов П. С. Зарубежные библиотеки: финансовый менеджмент : науч.-практ. пособие. - М. : Либерея-Бибинформ, 2009. - 128 с.

21. Суслова И. М., Дубенок Т. Е. Организационное развитие систем управления современной библиотекой : учеб. пособие. - СПб. : Профессия, 2008. - 192 с.

Материал поступил в редакцию 12.11.2009 г.

Сведения об авторе: Романов Петр Сергеевич - кандидат педагогических наук, доцент кафедры финансового менеджмента, докторант МГУКИ, старший научный сотрудник ЦНСХБ Россельхозакадемии, тел.: (498) 957-91-10, e-mail: rom-peter@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.