УДК 338
А.Б. Лисянский*
ПРОАКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ МЕБЕЛЬНЫХ КОМПАНИЙ -ЗАЛОГ ИХ УСТОЙЧИВОГО СОСТОЯНИЯ
В статье представлены вопросы устойчивого развития мебельных компаний, проактивного управления стратегией развития, состоящей в последовательном изучении окружающей среды для достижения устойчивого развития в будущем. Основное внимание уделено поиску упреждающего развития по отношению к динамике спроса и постоянным вызовам конкурентов на основе баланса интересов заинтересованных сторон.
Ключевые слова: устойчивое развитие, проактивность, проактивная компания, проактивное управление, стратегия развития, мебельная компания.
В современных условиях при ограниченном платежеспособном спросе, совершенной конкуренции и непрерывно повышающемся объеме производства продукции руководству мебельных предприятий для обеспечения устойчивости и развития компании нужно применять новейшие подходы к управлению. Таким подходом является проактивный менеджмент. Применение топ-менеджерами компании концепции проактивного управления — это залог устойчивого состояния в будущем, когда бизнес пректратил быть привилегией лишь отдельных компаний [1].
На данный момент термин «проактивность» обширно применяется в множестве наук: математических методах в экономике, социологии, управление персоналом, менеджменте организации и т. д., что и определяет множественность его определений. Для анализа проактивного менеджмента воспользуемся трактовкой, предложенной Дэвисом и Ньюстромом в труде «Организационное поведение»: проактивность — это предвидение разного рода событий, создание перемен, склонность к устойчивому развитию компании [2]. Такие качества, по мнению Дэвиса и Ньюстрома, являются непременным условием для хорошей работы топ менеджера компании.
Проактивная компания стремиться сформировать свою стратегию таким образом, чтобы предугадать негативные факторы в будущем, управлять своим будущим. Проактивность заключается в постоянном изучении меняющегося окружения и в определенных рамках достижении целей роста и развития компании.
Автор дает свое определение понятию проактивная компания — предприятие, способное изучить себя и окружающую среду и меняться, применяя полученные знания, для обеспечения упреждающего развития в отношении динамики
потребностей потребителей и вызовов конкурентов на основе баланса взаимных интересов всех сторон и достижения устойчивого развития в долгосрочном периоде.
Отсутствие проактивности — приспособление к внешним факторам в большей степени, нежели чем к внутренним целям компании является на западе серьезным недостатком. Ученые сделали выводы, что существенно больше добиваются своих целей именно проактивные предприятия. В связи с этим менеджеры любой проактивной компании стараются собрать команду проактивных людей, так как они могут вывести вперед свою компанию, преследуя свои интересы.
В Российской Федерации проактивность все еще значится отрицательным качеством. Это обусловлено непонимание и нежеланием руководства компании выделять дополнительные финансовые средства для сбора, анализа и предупреждения отрицательного воздействия на компанию со стороны их окружения. Быть проактивным — это значит постоянно действовать, а не являться объектом воздействия. К этому должны стремиться все предприятия, в том числе и мебельные. Они должны не подчиняться вновь возникающим условиям, а вести свою стратегию, так как необходимо им, достигая намеченных целей и разрабатывая новые стратегии развития. На основе мирового опыта, проактивные предприятия добиваются больших успехов относительно их реактивных конкурентов. Этим и объясняется актуальность темы исследования проактивного менеджмента и поиск наилучших путей его внедрения на отечественных мебельных предприятиях. Плавный переход от реактивного менеджмента к проактивному должен стать основным направлением для мебельных предприятий.
* © Лисянский А.Б., 2014
Лисянский Анатолий Борисович (Lisyanskiyab@mail.ru), кафедра экономики города и муниципального управления, Самарский государственный университет, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.
Реактивный менеджмент — это управление, реагирующее на все модификации внутренней и внешней среды, но не прогнозирующее изменения и не влияющее на них.
Проактивный менеджмент — способен изучать как саму компанию, так и ее окружающую среду и применять меры для изменения, чтобы обеспечить упреждающее развитие.
Проактивное предприятие имеет четкие цели, задачи, миссию, принципы, гибкую оргструктуру. Целью проактивного управления является его направленность на предупреждение возникновения проблем, что, несомненно, повышает устойчивость компании.
Основой проактивного менеджмента является анализ сделанных ошибок, принятие корректирующих мер по результатам проведенного анализа, свобода выбора, способность к саморазвитию, сильный корпоративный дух. При этом обязателен четкий контроль. Проактивный контроль направлен на выявление отклонений в социальноэкономической системе в настоящее время, которые могут приводить к отрицательным последствиям. Основываясь на результатах проактивного контроля, принимаются управленческие решения, способные предупредить неблагоприятное для предприятия развитие событий.
Во многих случаях в результате проактивного контроля проблемы становятся заранее известны, что позволяет заблаговременно спланировать и осуществить мероприятия по их устранению.
Проактивное предприятие имеет следующие основные черты:
— понятная долговременная цель;
— позитивное отношение к миру, людям, в том числе к своему персоналу;
— ясные желания развиваться и расти у критической массы работников, менеджеров, собственников;
— свобода выбора и корпоративная воля;
— миссия, объясняющая ее роль в экономическом сообществе;
— видение, ценности и руководящие принципы, определяющие ее внутренние процессы и среду;
— корректирующие действия;
— знание методов теории и практики преобразований;
— гибкая система менеджмента, ориентированная на долговременную жизнь, благополучие компании, рост основных показателей деятельности и, конечно же, стоимости предприятия;
— признание и анализ ошибок, несоответствий, дефектов, потерь;
— способность к самоизучению, самообучае-мость;
— корпоративная совокупная энергия;
— наличие стратегии реорганизаций.
По масштабам проактивная компания может быть ориентирована [3]:
— на определенную нишу;
— на определенный рышок;
— на совокупность всех рынков.
Проактивная компания должна также ориентироваться на диверсификацию услуг, продуктов, рынка.
По содержанию основным составляющим проактивной стратегии компании являются:
— информационные процессы;
— управленческие модели;
— технологии;
— социальные изменения.
Содержание проактивной стратегии компании обуславливается ее характером, особенностями деятельности компании и согласованностью между главными элементами основной стратегии компании.
Специфика проактивной стратегии компании зависит от вида ее деятельности, уровня производственно-технического развития, направления деятельности и объемов производства.
Огромное влияние на содержание и итоги внедрения проактивной
стратегии компании оказывают интенсивность и качество взаимосвязи между специализированными и профессиональными отделами.
Но в любом случае приоритеты проактивной стратегии товаропроизводителя ограничиваются ее потенциалом в сфере производственной деятельности, а также в рынке сбыта продукции.
Проактивная стратегия компании, по мнению автора, — это одно из средств для достижения основных целей компании, выделяющееся от других средств своим подходом, прежде всего для активного роста компании, всей отрасли, рынка, потребителей. Проактивная стратегия компании подчиняется общей стратегии компании. Она задает направления работы, выбор средств ее достижения и источники привлечения данных средств.
На современном этапе развития экономики проблемы методологического обеспечения стратегии проактивного развития компаний как одни из перспективных организационных направлений развития экономики являются наиболее актуальными.
Эффективность проактивной стратегии компании — это сравнение определенных результатов в будущем с возможным негативным влиянием внешней среды.
Автор дает свою оценку эффективности проактивной стратегии компании — это относительный показатель эффекта от реализации программы, инвестиционного проекта.
Стратегией проактивного развития компании автор предлагает называть процесс, обращенный на изменение духовных и материальных объектов
для их усовершенствования. Стратегией проактивного развития, а именно результативными показателями в масштабах государства могут быть чистая добавленная стоимость, валовая добавленная стоимость, чистая и валовая прибыль. Для оценки затрат в основном используются материальные затраты, амортизация, а также ресурсы производства (стоимость рабочей силы, основной и оборотный капитал и пр.). Государство в определенной степени способно оказывать влияние на общий уровень развития, используя при этом механизмы кредитно-денежной, налоговой политики, разработки и поддержки в реализации планов социально-экономического развития страны, которые, в свою очередь, оказывают влияние на экономическую стабильность предприятий и отраслей промышленности [4].
На сегодняшний день характеризовать проактивную политику только с точки зрения отношения результатов к затратам нельзя. Ежедневно мир претерпевает изменения: совершенствуются технологии, меняются экономические отношения в обществе, законы. Оценка проактивной деятельности в соответствии с вышеуказанным подходом может привести руководство предприятия к ошибочным выводам о существующем положении дел и перспективах развития организации в будущем. Поэтому в современных условиях, по мнению автора, проактивную деятельность промышленных структур можно определить как соотношение результата и затрат функционирования промышленных структур, отражающее достижение стратегических целей на основе оптимального использования имеющихся ресурсов и потенциала, позволяющее получать информацию о необходимости трансформации стратегического курса хозяйствующего субъекта вследствие происходящих в процессе его деятельности внешних и внутренних изменений. Само же понятие «проактивная деятельность» — это комплекс научных, технологических, организационных, коммерческих и финансовых мероприятий, направленный на повышение стабильности в компании на рынке.
Необходимо отметить, что на сегодняшний день в целом Россия идет по западному направлению внедрения проактивного направления деятельности компании: сначала назрела необходимость использования упреждающего направления, здесь автором предлагается понимать проактивное управление как одно из главных средств достижения целей компании, отличающееся от иных средств своей новизной.
Автор сделал попытку сформировать образ проактивной мебельной компании, которая способна успешно существовать на рынке в долгосрочном периоде вне зависимости от постоянно меняющихся факторов внутренней и внешней среды.
Эффект от внедрения на мебельных предприятиях проактивного управления в общем и проактивного контроля в частности можно сформулировать фразой «сегодня потратим час, завтра сбережем день». Все же, проактивный менеджмент, не смотря на все свои достоинства, не может быть единственно эффективным методом ведения бизнеса. Во многих случаях нужно наряду с внедрением проактивного управления сохранить и методы реактивного менеджмента. Здесь автор говорит о соблюдении баланса между реактивностью и проактивностью в плане использования ресурсов.
При общей привлекательности идеи предупреждения всех негативных факторов до их возникновения, необходимо иметь понимание, что это неосуществимо, да и неоправданно с точки зрения ресурсов. Всегда найдутся проблемы, которые проще ликвидировать по факту, нежели чем формировать деятельность по их устранению. В связи с этим нужно поддерживать баланс между реактивным и проактивным менеджментом. Для поиска такого баланса автор предлагает использовать принцип Парето: 20 % проблем приведут к 80 % убытка. Проактивный менеджмент нацелен на упреждение ошибок в ранее реализованном управлении, которое еще ни к чему плохому не привело, и неизвестно приведет ли вообще, и непонятно есть ли эти ошибки. В связи с этим затраты на проактивный менеджмент не всегда могут быть оправданными и к этому надо быть готовым. Все-таки положительный эффект от проактивного управления, в котором всегда присутствует информация, может быть применен для поиска и обоснования разумных управленческих решений даст позитивных эффект для долгосрочного устойчивого развития мебельных предприятий.
Библиографический список
1. Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. Изд. 2-е, исправ. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
2. Ньюстром Д.В., Дэвис К. Организационное поведение. СПб., 2000.
3. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент. Н.Новгород, 1997.
4. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия / Э.И. Крылов, В.М. Власов [и др.]. М.: Финансы и статистика, 2006.
5. Останкова Е.С. Управление деятельностью предприятия в режиме реального времени. URL: http:// www.klubok.net/article1487.html.
6. Лапидус В.А. Менеджмент ошибок (имеют ли люди право на ошибку). 2-е изд., доп. Н.Новгород: СМЦ «Приоритет», 2002. 91 с.
A.B. Lisyansky* PROACTIVE DEVELOPMENT OF FURNITURE COMPANIES ASSURES THEIR STEADY STATE
In the article the issues of sustainable development of furniture companies, proactive management by development strategy consisting in sequential study of environment to achieve sustainable development in the future are presented. Special attention is given to the search of proactive development in relation to the flow of demand and challenges of competitors on the basis of balance of interests of the parties concerned.
Key words: sustainable development, proactivity, proactive company, proactive management, development strategy, furniture company.
* Lisyanskiy Alexander Borisovich (Lisyanskiyab@mail.ru), the Dept. of Economy of the City and Municipal Management, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.