Рецензии
М. А. Степанов
Pro революцию
Флюссер В. За философию фотографии / пер. с нем. Г. Р. Хайдаровой. -СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. - 146 с.
Наконец-то переведена на русский язык книга Вилема Флюссера (1920-1991) «За философию фотографии», выдержавшая в одной только Германии 9 переизданий (впервые книга была издана в 1983) и переведённая более чем на 25 языков мира.
Сам автор этого небольшого эссе во вступительном слове определяет цель книги - «спровоцировать в философии дискуссию на тему "фотография"». Поэтому он избегает цитат и ссылок на близкие по тематике работы, сохраняя гипотетический характер исследования и тем самым провоцируя работу продуктивной силы воображения читателя.
В книге Флюссера можно выделить несколько важнейших смысловых пластов. Прежде всего, это тема «письмо / образ», разрабатываемая в контексте проблемы перехода от «линейного письма» к «техническому образу». Во-вторых, это тема фотографии как технического продукта, овладевшего культурой и поглощающей мир. И, наконец, неочевидная, но фундаментальная, на мой взгляд, тема взаимоотношения человека и аппарата - «комплекс
аппарат / оператор». Очевидно, что уплотнение среды технических посредников («медиа») в XX веке (пресса, радио, телевидение, интернет; не только как масс-медиа (СМИ), но и индивидуальные «медиа» - телефон, фотоаппарат и т. д.) есть следствие разрастающегося всевозможными аппаратами мира, от фото- до политического аппарата.
Так, анализируемый Флюссером переход к «техно-образу» и «синтетическому воображению» стал возможен только благодаря аппарату, пришедшему на смену орудиям и машинам, служащим информированию предметов - работе. Аппарат же не служит работе - это «игрушка» или «черной ящик». Флюссер не находит точного и окончательного имени, определяя аппарат как симулирующее мышление устройство, цель которого в себе. Акцентировав внимание на аппарате и производстве значения - роли оператора в функционировании аппарата, Флюссер проводит онтологическое различие естественного и технического образов: «С точки зрения онтологии традиционные образы - это абстракции первой степени, поскольку они абстрагированы из конкретного мира, тогда как технические образы -абстракции третьей степени: они абстрагируются от текста, который сам абстрагирован от традиционных образов, а они, в свою очередь,
за философию фотографии
Втшем флюссер
абстрагированы от конкретного мира» (С. 13). Переход от образа к тексту, от текста к техно-образу, таким образом, формирует совершенно новую реальность - абстрактный программируемый мир, где человеку уготована роль потребителя-функционера при аппарате.
Аппарат для Флюссера - синоним современного мира, аппаратного универсума. И здесь новое звучание приобретает проблема свободы: свобода возможна как игра с аппаратом против программы аппарата - выход за пределы программы и создание нового, не предполагаемого программой. Как представляется, это возможно лишь постоянной рефлексией мира и себя в нём.
Изменились сами условия, а вместе с ними и способы человеческих взаимоотношений. Получается, что медиа - это не просто средства, они образуют целостную среду, в которой протекает жизнь человека и в которой только и возможны межчеловеческие связи и социальность. Не остаётся ничего другого как разрабатывать стратегии освобождения, так как очевидно, «что человеческой свободе нет места в области автоматических, запрограммированных и программируемых аппаратов». Свобода - это практика. Флюссер призывает к борьбе «за» философию фотографии: «Такая философия необходима, поскольку это единственная форма революции, которая нам ещё осталась» (С. 97). Исследовательские программы отдельных медиа продуктивны лишь в узком секторе мысли, эти исследования разрозненны в отличии «складчатости» возможной медиафилософии, основанной на понимании принципиальной множественности средств производства-хранения-передачи информации.
В качестве приложения к книге опубликована статья немецкого философа и исторического антрополога Дитмара Кампера «Взгляд и насилие. Будущее очевидности». Кампер затрагивает сложную и неочевидную нам, жителям аппаратного «фотоуниверсума», тему насилия взгляда. Дитмар Кампер хочет рискнуть заглянуть по ту сторону взгляда, за кулисы Воображаемого, посмотреть на «Другое» образа и вербализировать то тревожное и ужасное, несказываемое и невидимое, которое калькулирующий разум оставляет на обочине в субтильной перфекции форм насилия.
Обширное послесловие Валерия Савчука и Гульнары Хайдаровой «Фотографический универсум Вилема Флюссера» помогает читателю не только лучше понять творчество одного из виднейших теоретиков медиа, коммуникации и фотографии, но и актуализирует для отечественного читателя дискурс становящейся медиафилософии.