УДК 371.321.5
КАЛИНИНГРАДСКИЙ Завершинская Л. А. Про одно трудное школьное пра-
ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ вило // Научно-методический электронный журнал
.. „ «Калининградский вестник образования». — 2020. —
НауЧ1НО-метОДИЧеСКИИ № 3 (7) / сентябрь. — С. 72-82. — URL: https://
электронный журнал koirojournal.ru/realises/g2020/28spt2020/kvo309/
Завершинская Людмила Александровна | [email protected]
Учитель русского языка и литературы МАОУ г. Калининграда СОШ № 24 Калининград, Россия
Про одно трудное школьное правило
Аннотация. Среди множества правил школьной орфографии встречаются такие, громоздкость формулировок которых делает невозможным оперативное их применение на практике. Автор статьи, опираясь на личный опыт и исследованные им учебные и научные источники, предлагает упрощенную, рациональную формулировку одного из правил правописания глагольных суффиксов, а также вариант опоры-трансформера, способствующей закреплению алгоритма применения этого упрощенного правила. В статье использованы фотографии из архива автора.
Ключевые слова: громоздкая формулировка, действенность правила, место ударения, прием замещения, выработка навыка.
Она всего нужнее людям...
Борис Пастернак
[Цит. по: 7, с. 347]
Среди правил русской орфографии есть такие, которые при всей их безукоризненной научной точности сформулированы настолько громоздко, что применение их становится проблемой. Опытные
учителя начальных классов с давних времен не без основания обходят стороной научную формулировку правила правописания безударных окончаний существительных, используя для выработки навыка грамотного их написания опорные слова с всегда ударными окончаниями. Доска, земля; конь, стол, окно; степь — для существительных, относящихся соответственно к I, II и III склонениям, путь — для разносклоняемых существительных. А для существительных на -ий, -ия, -ие используют закономерность и + и («если предпоследняя буква — и, то и последняя буква — и»). В учебнике «Русский язык. Теория» Веры Васильевны Бабайцевой и Лилии Дмитриевны Чесноковой, предназначенном для 5-9 классов, после научной формулировки правила правописания конечных о и а в наречиях даются в скобках упрощающие его применение подсказки: «как из окна», «как в окно» [1, c. 128]. Так ученику и понятнее, и проще, и легче.
Но в том же учебнике мы находим правило правописания глагольных суффиксов -ова- (-ева-) и -ыва- (-ива-) в такой формулировке:
УДК 371.321.5
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Завершинская Л. А. Про одно трудное школьное правило // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 3 (7) / сентябрь. — С. 72-82. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2020/28spt2020/kvo309/
«Чтобы правильно написать суффикс в инфинитиве, нужно образовать форму 1-го л. ед. ч. наст. или буд. времени.
Если глагол в 1-м л. оканчивается на -ую (-юю), то в инфинитиве (и в формах прош. времени) нужно писать суффикс -ова- (-ева-): советую — советовать, советовал; ночую — ночевать, ночевал. Если глагол в 1-м л. оканчивается на -ываю (-иваю), то в инфинитиве (и в формах прош. времени) нужно писать суффикс -ыва- (-ива-): приказываю — приказывать, приказывал; покачиваю — покачивать, покачивал» [Цит. по: Там же. С. 108].
Может ли ученик запомнить эти три абзаца, чтобы в дальнейшем руководствоваться ими при написании слов? Скорее всего, он, как и большинство наших взрослых читателей, слово с одним из этих суффиксов напишет, доверившись интуиции. А значит, ошибка не исключена.
Обратимся к другим учебникам, учебным пособиям, справочникам. Может быть, в каком-то из них нам удастся обнаружить более приемлемую для школьника формулировку? Отнюдь. Исследованные нами соответствующие страницы ряда учебных и научных книг показали: предлагаемое в них решение этой орфографической проблемы изложено примерно так же или еще более громоздко.
Так, в приложении к учебнику русского языка для 7 класса под редакцией Алексея Дмитриевича Шмелева [9] к основному, столь же громоздко сформулированному правилу добавляются две
оговорки, а значит — еще два блока сопутствующей информации:
«Не путайте суффиксы -ова- // (-ева-) и -ыва- // (-ива-) с ударным суффиксом -ва-глаголов несовершенного вида: сов. в. — несов. в.
засеять — засевать успеть — успевать прибить — прибивать узнать — узнавать Запомните: застревать, затмевать, намереваться, продлевать, увещевать» [Цит. по: 9, с. 25].
Нам придется отложить в сторону и справочник Нины Сергеевны Валги-ной и Валентины Николаевны Светлы-шевой «Орфография и пунктуация» [2, с. 83-84], и полный академический справочник «Правила русской орфографии и пунктуации» под редакцией Владимира Владимировича Лопатина [8, с. 68]: в каждом из них рассмотрению этой орфографической проблемы отводится около страницы научного текста. На урок к семиклассникам с такого рода формулировками не пойдешь.
Попробуем решить эту проблему, заручившись поддержкой известного лингвиста ХХ века Алексея Васильковича Миртова. Будучи преподавателем 1-ой Санкт-Петербургской гимназии и Смольного института, он в своей книге «Как научить и научиться грамотно писать?», изданной в 1914 году, обратился к коллегам с призывом: «Упрощайте правила (выбрасывая из них все, что можно
УДК 371.321.5
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Завершинская Л. А. Про одно трудное школьное правило // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 3 (7) / сентябрь. — С. 72-82. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2020/28spt2020/kvo309/
подразумевать) ... Не отягощайте правил многословием, если хотите, чтобы они имели практическое применение» [Цит. по: 4, с. 45].
Как же трансформировать это громоздкое правило в более простое — лаконичное и действенное?
Разделим первым делом суффиксы на «мягкие» (-ева- и -ива-) и «твердые» (-ова- и -ыва-). Тут своя логика: ведь когда мы пишем слова с этими суффиксами, то делаем выбор между е и и или между о и ы.
Возьмемся сперва за мягкий вариант. Елена Сергеевна Скобликова, еще один известный российский лингвист ХХ века, в своей книге для учителя «Обобщающая работа по орфографии», впервые изданной в 1994 году, обратила внимание на тот факт, что в глаголах с суффиксом -ива- «ударение всегда перед суффиксом (оттаивать, провеивать, выдергивать, просматривать и т.д.)» [Цит. по: 10, с. 51]. А в глаголах с сочетанием суффиксов -е- и -ва- (ослабевать) и с цельным суффиксом -ева- (ночевать, затмевать) ударение во всех словах, за исключением слова потчевать, падает на последний слог [Цит. по: Там же. С. 51]. Следовательно, часть громоздкого правила можно упростить.
Если ударение в глагольном суффиксе
падает на -ва--пишем -ева- (продлевать,
одолевать).
Исключение: потчевать.
Если ударение перед суффиксом — пишем -ива- (одаривать, рассматривать).
Для наглядности можно сконструировать двустороннюю опору-трансформер, на одной стороне которой лаконично изобразить упрощенную нами часть правила для «мягких» суффиксов (центральная часть рисунка 1).
А не иллюзия ли такое упрощение? Не создаст ли оно проблем для учащихся? Попробуем разобраться. Борис Пастернак в свое время написал о простоте:
Она всего нужнее людям,
Но сложное понятней им [Цит. по: 7, с. 347].
Разберемся в сложном. При объяснении ребятам вышеизложенной закономерности, конечно же, мы уточняем, что правило касается только суффиксов, ибо сочетания -ева- и -ива-могут возникать и на стыке корня с суффиксом (со-зре-ва-ть), и на стыке суффикса с суффиксом (с-бр-и-ва-ть). В таких случаях мы применяем правило проверки безударной гласной в корне (а иногда и в суффиксе) ударением (запевать — петь; запивать — пить; сбривать — брить). Правило, известное ребятам еще с начальных классов. В нашей опоре эта сопутствующая информация представлена на укороченном левом добавочном блоке (рисунок 1).
УДК 371.321.5
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Завершинская Л. А. Про одно трудное школьное правило // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 3 (7) / сентябрь. — С. 72-82. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2020/28spt2020/kvo309/
Рисунок 1 — Выбор между -ива- и -ева-
Уточнить-то условия применения правила можно. Но скажем прямо: когда мы пишем текст под диктовку или сами создаем его, мы меньше всего думаем о морфемном составе слова. «В процессе письма ученику некогда (да и не всякий в силах) разбираться во всех этих правилах, предлагаемых грамматиками. Раздумывать вообще при писании не должно много. Слова надо з н а т ь, а не философствовать над ними» [Цит. по: 4, с. 45], — писал более ста лет назад А. В. Миртов.
А если наш ученик не сможет верно вычленить нужную морфему при написании сочетаний -ева- и -ива-, не собьет ли его с толку наше укороченное правило? Чтобы разобраться в этом, мы исследовали слова, заканчивающиеся на -евать(ся) и -ивать(ся), в «Грамматическом словаре русского языка» Андрея Анатольевича Зализняка [3] и обнаружили, что лишь небольшая группа слов может быть опасной для учащихся, недостаточно хорошо владеющих умением вычленять морфемы в слове, если они ошибочно
применят упрощенно сформулированное нами правило не к суффиксу, а к сочетанию гласной предшествующей морфемы и суффикса -ва-. Это приставочно-суф-фиксальные образования от девяти слов: бить, брить, вить, гнить, жить, лить, пить, почить и шить. В них при ударном -ва-будет безударная -и-. Например: пробивать, сбривать, обвивать, сгнивать, заживать, наливать, отпивать, започивать, прошивать и другие. Гласную и корня или суффикса на стыке с ударным суффиксом -ва- во всех этих образованиях легко проверить вышеназванными бесприставочными однокоренными глаголами в инфинитиве, в которых буква и находится в сильной позиции. Они — на правом добавочном блоке опоры (рисунок 1).
Что касается проверки ударением суффикса -и- в приставочно-суффиксаль-ных образованиях от слова брить (ведь проверять сильной позицией слабую мы привыкли только в корне), в «Словообразовательном словаре русского языка» Александра Николаевича Тихонова в
УДК 371.321.5
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Завершинская Л. А. Про одно трудное школьное правило // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 3 (7) / сентябрь. — С. 72-82. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2020/28spt2020/kvo309/
гнезде слов с корнем -бр- мы обнаружили лишь одно слово с ударением на суффиксе -е- (бреющий). Зато в сильной позиции суффикс -и- находится в 25 словах [11, с. 127]. Полагаем, нет смысла убеждать читателей статьи в том, что для проверки безударной гласной в сочетании -ива- производных от основы с корнем -бр- в первую очередь придет в голову нашему ученику одно из 25 слов с суффиксом -и- в сильной позиции (самое короткое из них — односложное слово брить).
Есть еще одно проблемное слово в словаре А. А. Зализняка [3] с сочетанием -ив-а- в слове и производных от него. Это слово кивать. Правописание этого слова с непроверяемой безударной гласной в корне необходимо запомнить. «Надо з н а т ь» [Цит. по: 4, с. 45] его без всякого философствования над ним. В состоящем всего лишь из шести слов гнезде корня -кив- в «Словаре русских морфем» Ариадны Ивановны Кузнецовой и Татьяны Федоровны Ефремовой — всего лишь четыре слова имеют сочетание -ива- (У-а-ть, У-а-ни-е, за-У-а-ть, по-У-а-ть) [6, с. 147]. Добавим к ним причастие У-а-ющ-ий и деепричастие У-а-я. Выучить эти шесть слов одного гнезда с корнем -кив- и следующим за ним ударным суффиксом -а- не составит большого труда.
Если орфографическую работу с этими десятью словами провести заранее, так, чтобы навык написания и перед ударным -ва- в них закрепился до изучения правила правописания рассматриваемых
нами суффиксов, острота проблемы, связанной с неразличением морфем, будет сглажена.
Что еще может стать камнем преткновения при применении упрощенного нами правила? Ученику могут встретиться слова вЫ/плевать, вЫ/клевать, вы/кор-чевать, вЫ/межевать, вЫ/свежевать, вЫ/малевать, вЫ/блевать, вЫ/танцевать с сочетанием -ева- и приставкой вЫ-, оттягивающей на себя ударение с последнего слога, здесь — с сочетания -ва-. В этом ряду только первые три слова активно употребляются в современной письменной речи. Чтобы убедиться в написании буквы е в этих глаголах, обнаруженных нами в словаре А. А. Зализняка [3], применим многим известный прием: приставку вЫ- можно отбросить или заменить другой. Тогда ударение вернется на место и возникнет привычное сочетание -ева- (клевать, плевать, корчевать; заклевать, заплевать, раскорчевать). Значит, и вЫклевать, вЫплевать, вЫкорчевать, и остальные слова мы пишем с буквой е. А гласную в корне первых двух слов можно проверить ударением (клёв, плёвое дело).
Проблему же написания е и и в словах типа обессилевать (самому) и обессиливать (другого) надо решать в сравнении этих близких по звучанию и разных по значению слов, помня, что суффикс и является признаком переходности глагола. Кроме этой пары, других пар с сочетанием -е-ва- / -и-ва- в словарях и справочниках нам обнаружить не удалось.
УДК 371.321.5
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Завершинская Л. А. Про одно трудное школьное правило // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 3 (7) / сентябрь. — С. 72-82. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2020/28spt2020/kvo309/
Стоит предостеречь ребят от путаницы суффиксов и морфемных сочетаний -ева-, -ива- и суффиксов -ев-, -ив- отыменных слов. Иногда такая путаница возникает при выполнении задания 11 теста формата ЕГЭ. Это слова типа фасолевый, милостивый. А на письме могут возникнуть формы женского рода с сочетанием суффикса и частью окончания (-ев-а-), например, фасолевая. И тут следует воспользоваться хотя бы косвенно советом А. В. Миртова: «Размышляйте только над о к о н ч ан и я м и слов» [Цит. по: 4, с. 45]. Отделим окончание, вспомнив школьную рифмовку «Та часть слова, что изменяется, окончанием называется», и
увидим двухбуквенную морфему, которая пишется уже по другому закону.
В безударном положении пишем только суффикс -ев- (тюлевый, строевой). Суффикс -ив- в безударной позиции пишем лишь в словах милостивый, топливный, юродивый и нескольких однокоренных с ними.
К такому выводу мы пришли, исследуя и анализируя соответствующие страницы суффиксальной части «Словаря морфем русского языка» А. И. Кузнецовой и Т. Ф. Ефремовой [6, с. 618-620, с. 657-658]. Эту закономерность можно представить для ребят в виде лаконичной опоры (рисунок 2).
Рисунок 2 — Выбор между суффиксами -ив- и -ев-
УДК 371.321.5
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Завершинская Л. А. Про одно трудное школьное правило // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 3 (7) / сентябрь. — С. 72-82. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2020/28spt2020/kvo309/
Следовательно, при написании этих слов в женском роде тюлевая, строевая, милостивая, юродивая мы тоже будем ориентироваться на ударение.
Все эти исследования мы проделали для того, чтобы убедиться: даже неразличение некоторыми учениками морфем при применении упрощенного правила не создаст больших орфографических проблем, а ориентировка на ударение скорее приведет ребят к верному и оперативному решению.
В твердом же варианте глагольных суффиксов абстрактную информацию о форме 1-го л. ед. ч. наст. или буд. времени удобно, на наш взгляд, заменить конкретными конструкциями типа «Я сейчас» для
настоящего времени и «Я потом» для будущего. Это тоже своего рода опорные слова, подобные слову окно в учебнике В. В. Бабайцевой и Л. Д. Чесноковой [1, с. 128]. Используя прием замещения сложного простым, мы делаем правило более коротким, прозрачным и действенным:
Если я сейчас или потом -ую (беседую, побеседую), пишем -ова-: беседовать(л), побеседовать(л).
Если я сейчас -ываю (рассказываю), пишем -ыва-: рассказывать(л) — -ыва-сохраняется.
Лаконично этот вариант представлен на оборотной стороне опоры-трансфор-мера (левая сторона рисунка 3).
Рисунок 3 — Выбор между -ова- и -ыва-
УДК 371.321.5
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Завершинская Л. А. Про одно трудное школьное правило // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 3 (7) / сентябрь. — С. 72-82. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2020/28spt2020/kvo309/
Е. С. Скобликова, будучи специалистом в области не только русской орфографии, но и русской диалектологии, в той же книге «Обобщающая работа по орфографии» предупреждает, что разграничение суффиксов -ова- и -Ыва-, может осложняться тем, что «в просторечии и диалектах суффикс -ова-, как и -Ыва-, в основе настоящего и будущего простого тоже сохраняется: наблюдаются нелитературные формы типа «советовает», «командовает»» [Цит. по: 10, с. 50]. Она замечает: «При наличии этой особенности, прежде чем применять правило, необходимо добиться правильного образования форм глаголов с суффиксом -ова-» [Цит. по: Там же].
Для этого, по мнению Е. С. Скобликовой, «целесообразно записать наиболее употребительные» из таких глаголов, «показать их в настенной таблице, добиваясь их усвоения не только в письменной, но и в устной речи» [Цит. по: Там же]. Видимо, у ученого были небезосновательные опасения, что грамматически неверная форма слова настоящего времени может исказить форму 1 лица единственного числа. Наш опыт показывает, что список таких слов полезен еще и потому, что некоторые наши ученики искажают форму слова в первом лице, употребляя в ней суффикс -Ыва- в таких, например, словах, как заведовать («заведываю») или расходовать («расходываю»). Из предлагаемой возможной записи таких проблемных слов, приведенной Е. С. Скобликовой в книге [10, с. 51], мы выбрали только формы 1 лица единственного числа и разместили их на добавочном укороченном
блоке опоры-трансформера, сопроводив эти слова изображением суффикса -ова- (правая сторона рисунка 3). Имея перед глазами такую опору или настенную таблицу, ребята скорее закрепят в памяти грамматически верную форму глагола, согласующуюся со словами «Я сейчас / потом».
Для закрепления навыка можно предложить ученикам сочинить предложения со словами из опоры, записывая их в инфинитиве или в прошедшем времени (Нельзя завидовать; Он требовал точности и другие), или даже, по совету А. В. Миртова, короткие рассказы, в которых встречались бы эти слова [5, с. 40]. Небесполезным будет и периодическое их проговаривание, что позволит закрепить правильные формы в долговременной слуховой и моторной памяти.
И еще. Ни в одном из исследованных нами учебных пособий, предназначенных для школьников, учителей и широкого круга лиц, не углубляющихся в научные исследования, но имеющих дело с письменной речью, не указывается на распространение действия рассматриваемого правила правописания на причастия, деепричастия и существительные, образованные от глаголов с указанными суффиксами. Учебники и учебные пособия представляют в примерах и упражнениях по этой теме только глаголы. Тем не менее в одном из упражнений в книге Е. С. Скобликовой причастия и деепричастия, в которые надо вставить пропущенные буквы в рассматриваемых нами суффиксах, встречаются: обрад_вавшийся, команд_вавший,
УДК 371.321.5
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Завершинская Л. А. Про одно трудное школьное правило // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 3 (7) / сентябрь. — С. 72-82. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2020/28spt2020/kvo309/
побесед_вавший, задум_ваясь, огляд_ ваясь, захлоп_вавшийся, перелист_ вая, перевяз_вавшая, завид_вавший, выбрас_ваясь, потреб_вав, изурод_вав-ший [8, с. 52]. Безусловно, до наших учеников надо не только своевременно донести тот факт, что изучаемое правило распространяется на все глагольные формы и отглагольные образования типа командование, проповедование, но и дополнить упражнения, предлагаемые авторами учебников, причастиями, деепричастиями и существительными с этими суффиксами и морфемными сочетаниями. Возможно, познакомить ребят с правилом и закрепить умение пользоваться им на практике стоит не в процессе изучения глагола как части речи, а уже после того, как будут изучены глагол, причастие и деепричастие.
Продумывая систему тренировочных упражнений по теме, отбирая для этой работы слова, надо, на наш взгляд, во избежание путаницы, отдельно поработать со словами, имеющими в составе суффиксы -ева-, -ива- и -ова-, -ыва-, и лишь потом смешать их, дополнив словами с подобными сочетаниями на стыках морфем. Такое первоначальное разделение (примеры отбора слов для закрепления представлены в приложении 1 к настоящей статье) позволит прочнее закрепить навык и не допустить первичных ошибок, которые могут закрепиться в зрительной и моторной памяти по той причине, что первое впечатление от нового объекта (в нашем случае слова, неверно написанного учеником) самое яркое.
У Бориса Пастернака в его цикле «Волны» есть строки:
Нельзя не впасть к концу, как в ересь, В неслыханную простоту. [Цит. по: 7 с. 347]
Для школьного учителя, служащего своего рода переводчиком с пространного и многогранного научного на простой школьный язык сведений, которые становятся фундаментом образования подрастающего и развивающегося человека, эти поэтические строки — что-то вроде компаса. И если мы с некоторым трепетом перед высокой наукой все же отваживаемся, скрупулезно изучив научные источники, повернуть в направлении простоты, которая, по словам того же Бориса Пастернака, «всего нужнее людям» [Цит. по: 7, с. 347], то лишь потому, что нами движет стремление помочь взрослеющему человеку — нашему сегодняшнему ученику — вооружиться важными практическими навыками. Один из этих навыков — навык грамотного письма.
Список литературы
1. Бабайцева, В. В. Русский язык. Теория: Учебник для 5-9 классов общеобразовательных учебных заведений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. — 3-е изд. М.: Просвещение, 1994. — 256 с.
2. Валгина, Н. С. Орфография и пунктуация: Справочник / Н. С. Валгина, В. Н. Светлышева. — М.: Издатель Булатникова И. С., ООО «Большая Медведица», 2002. — 320 с.
3. Зализняк, А. А. Грамматический словарь русс. яз.: словоизменение: около
УДК 371.321.5
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Завершинская Л. А. Про одно трудное школьное правило // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 3 (7) / сентябрь. — С. 72-82. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2020/28spt2020/kvo309/
110 000 слов / А. А. Зализняк. — 2-е изд., стереотип. — М.: Рус. яз., 1980. — 880 с.
4. Миртовъ, А. В. Какъ научить и научиться грамотно писать? Общедоступная методика орфографм / А. В. Миртовъ. — Издание третье, дополненное и переработанное. — С.-Петербург: Издание т-ва М. О. Вольфъ, 1914. — 75 с.
5. Миртов, А. В. Наше правописание. Методы и способы изучения орфографии / А. В. Миртов. — Харьков: Государственное издательство Украины, 1923. — 41 с.
6. Кузнецова, А. И. Словарь морфем русского языка: около 52 000 слов /
A. И. Кузнецова, Т. Ф. Ефремова. — М.: Рус. яз., 1986. — 1136 с.
7. Пастернак, Б. Л. Стихотворения и поэмы: в 2-х т. Т. 1 / Б. Л. Пастернак; сост., подг. текста и примеч.
B. С. Баевского и Е. Б. Пастернака. — Л.: Сов. писатель, 1990. — 505 с.
8. Правила русской орфографии и пунктуации: Полный академический справочник / под ред. В. В. Лопатина.
— М.: Эксмо, 2007. — 480 с.
9. Русский язык: 7 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А. Д. Шмелев [и др.].
— 2-е изд., стереотип. — М.: Вента-на-Граф, 2017. — 400 с.
10. Скобликова, Е. С. Обобщающая работа по орфографии: Кн. для учителя / Е. С. Скобликова. — М.: Просвещение, 1994. — 126 с.
11. Тихонов, А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: в 2-х т. Т. 1: Более 145 000 слов / А. Н. Тихонов.
— 3-е изд., испр. и доп. — М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2003. — 860 с. 37.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Слова для тренировочных упражнений -ова- и -Ыва-
Беседовать, выбрасываясь, выигрывавший, выписывать, досадовать, жаловались, заведовать, завидовавший, заглядывавший, задумываясь, запаздывать, захлёбывался, изуродовавший, исповедовал, использовал, командовавший, командовал, навёрстывать, обмазывать, оборудовали, обрадовавшийся, обследовать, оглядываясь, отведывали, опаздывающий, опробовать, отказывал, побеседовавший, поглядывал, подкрадывающийся, поплясывал, попробовав, поскрипывание, посоветовал, потребовать, празднование, преследовать, припрятывая, проведывать, проповедовавший, проповедовать, прорабатывали, прочитывавший, разведывал, рассасываться, растаптывал, расходовать, регистрировать, требовавший, уверовать, угадывал, укладывание.
-ева- (-е-ва-) и -ива-(-и-ва-)
Бушевать, восстанавливать, врачевание, вылавливать, выравниваться, выскабливать, гарцевать, горевать, завйнчива-ние, застревать, засеивая, затвердевать, затмевать, захваливать, истлевать, корчевать, недоумевать, накапливать, налаживание, намеревавшийся,
УДК 371.321.5
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Завершинская Л. А. Про одно трудное школьное правило // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 3 (7) / сентябрь. — С. 72-82. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2020/28spt2020/kvo309/
обескровливать, облицевать, обменивать, обсахариваться, обуревать, обусловливать, одаривать, одолевать, одолевающий, ослабевать, оспаривая, откланиваться, отпотевать, оттаивал, оттанцевать, перекраивавший, перестраивать, повелевать, подкармливать, подтачивать, покачивания, посмеивавшийся, потчевать (угощать), преодолевающий, приурочивали, провеивая, проветривать, продалбливать, продлевать, похаживал, прошпаклевать, развеивавший, развеивать, размежевание, рассеиваться, рассматривая, расхваливавший, танцевал, увещевания, узаконивать, усваивая, усовещивал.
Другие слова с сочетаниями -ева- и -ива-
Взби-вание, вь1корч-евали, зави-ваю-щий, загни-вающийся, закив-ать, заклев-али, зали-вая, запе-вать (песню), запи-вать (лекарство), започи-вать (спать), засе-вать, зате-вавший, кив-аю-щий, нали-вать, обессйл-евать (самому), обессйл-ивать (другого), обши-вая, отпи-вать, перели-ваться, пережи-вать, покив-ал, поспе-вая, почи-вать (на лаврах), приби-вать, разби-вающий,
разви-вать (верёвку), разве-ваться (на ветру), разде-ваться, разогре-вающийся, созре-вать, сбри-вавший.
Ludmila A. Zavershinskaya
General Secondary School № 24 Kaliningrad, Russia
About one difficult school-taught orthographic rule
Abstract. Among many orthographic rules taught at school there are such ones where the cumbersome of wording makes it impossible to use them immediately in practice. Benefiting from the personal experience and analysis of educational and scientific literature sources, the author of the article proposes a simplified rational wording of one of the rules of spelling of Russian verb suffixes along with a transformable model that helps mastering the algorithm of use of this simplified rule. Photos from the author's archive are used in the article.
Keywords: cumbersome of the wording, rule validity, position of the stress, substitution method, skill acquisition.