Научная статья на тему 'Призвание - ученый'

Призвание - ученый Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
774
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Журнал российского права
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы —

к юбилею профессора Ю. А. Тихомирова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Призвание - ученый»



ЮРИДИЧЕСКАЯ ЖИЗНь. ХРОНИКА

С уважением и благодарностью сотрудники Института, ученики, коллеги и соратники на ниве научного юридического творчества

Призвание — Ученый

(к юбилею профессора Ю. А. Тихомирова)

В июле 2011 г. исполняется 80 лет Юрию Александровичу Тихомирову — талантливому ученому, видному российскому правоведу, известному теоретику и государствоведу, заслуженному деятелю науки Российской Федерации, доктору юридических наук, профессору, члену-корреспонденту Международной Академии сравнительного права.

Юрий Александрович Тихомиров родился 21 июля 1931 г. в Москве. После окончания школы в 1949 г. поступил на юридический факультет Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, который закончил с отличием в 1954 г., и в этом же году был зачислен в аспирантуру Института государства и права Академии наук СССР. После защиты кандидатской диссертации (13 декабря 1957 г.) с 1958 по 1985 г. работал в Институте государства и права Академии наук СССР научным сотрудником, ученым секретарем Координационного совета, заведующим сектором, заместителем директора. В 1969 г. защитил докторскую диссертацию, в 1976 г. получил звание профессора. С 1985 по 1989 г. был заведующим кафедрой Академии народного хозяйства (сначала — кафедры права и психологии управления, затем — кафедры хозяйственного права и психологии). Неоднократно выступал с докладами на международных конгрессах и конференциях. В 1995 г. профессору Ю. А. Тихомирову было присвоено звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации».

С 1989 г. по настоящее время Ю. А. Тихомиров работает в Институте законо-

дательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ в должности первого заместителя директора.

Его работы получили широкое признание как в России, так и за рубежом. За годы научной деятельности им опубликовано около 700 трудов, которые существенно обогатили науку конституционного, административного права, теории государства и права, международного права. Исследования ученого отличаются оригинальностью, творческим подходом, ориентацией на решение актуальных задач развития государственных институтов и правовой системы, совершенствование законодательства и укрепление законности.

В монографических работах, а также в многочисленных статьях1 отразились разносторонние научные интересы Ю. А. Тихомирова, стремление обеспечить фундаментальной методологической поддержкой актуальные задачи и новые направления развития юридической науки и практики. Его труды неоднократно переиздавались.

1 См., например, недавние публикации Ю. А. Тихомирова: Поведение в обществе и право // Журнал российского права. 2011. № 2; Действие закона: пути к оптимизации // Российское правосудие. 2011. № 1; Практические аспекты осуществления антикоррупционного анализа и оценки реализации правовых актов // Журнал российского права. 2009. № 10; Эффективность закона: от цели к р езультату // Журнал российского права. 2009. № 4; Циклы правового развития // Журнал российского права. 2008. № 10.

Многолетнее активное участие в международных конгрессах и конференциях, в работе Международной Академии сравнительного права позволяет Ю. А. Тихомирову успешно решать не только проблемы развития российской правовой системы, но и соотношения национального и международного права.

Особого внимания заслуживает вклад Ю. А. Тихомирова в теорию права и закона. Феноменальная ценность права — это его регулятивные потенции, определяющие основы человеческой жизнедеятельности в системе правовых отношений, достоинство человеческой личности, общественный правопорядок. На таком правопонимании базируются все научные работы ученого, посвященные государственно-правовой проблематике.

Фундаментальной работой Ю. А. Тихомирова является книга «Теория закона» (1982), в которой на глубокой теоретической и обширной эмпирической основе показано значение закона в парадигме правового регулирования. Раскрывается само понятие закона, обосновывается его верховенство в системе нормативных правовых актов, начиная с Конституции. Выделяются вопросы о типологии закона, его государственном обеспечении, роли в формировании правомерного поведения личности. Специальные главы посвящены законотворческому процессу, его стадиям, проблеме действия закона, его эффективности. В 1992 г. вышла в свет книга «Действие закона», в которой ученый заострил внимание на проблеме охраны действующих законов.

Значительное внимание ученый уделяет вопросам соотношения закона и подзаконных актов, влияния международного права на подготовку, принятие и применение внутригосударственных законов, правового прогнозирования законотворческой деятельности, конкретизации законодательных актов, соответствия федеральных законов и законов субъектов Федерации Конституции РФ, концептуализации современного российского законодательства.

Парадигма культуры правового регулирования наиболее полно и после-

довательно изложена в монографиях «Управление на основе права» (2007) и «Правовое регулирование: теория и практика» (2010). Подчеркивая правосубъектную значимость государства, ученый верно замечает, что государство «было и остается важнейшим фактором общественного развития», «именно на него падает основной объем дел по управлению, именно с ним связывают надежды на прогрессивные преобразования». Говоря о проблеме законности в деятельности органов государственной власти, ученый не ограничивается абстрактными теоретическими рассуждениями, а дает конкретные рекомендации: глубже изучать влияние правовых норм на экономическое поведение; не допускать излишнего потока подзаконных актов; предотвращать влияние «теневого права», различных нелегальных договоренностей; систематически вести мониторинг реализации законов по фактическим результатам; полнее использовать административные и судебные процедуры для защиты прав и законных интересов граждан; последовательно принимать меры юридической ответственности к нарушителям законов.

В книге «Правовое регулирование: теория и практика» анализ способов правового воздействия проводится с позиции процедур подготовки, принятия и реализации правовых актов, критериев оценки их эффективности, всего комплекса средств регулирования общественных отношений.

К основополагающим принципам правового регулирования Ю. А. Тихомиров относит следующие: достаточное и опережающее отражение действительности; объективное отражение в правовом регулировании всего спектра социальных интересов; непрерывное развитие права; системность правового регулирования; обоснованный выбор правовых регуляторов посредством оценки их вариантов; процедурно-регламентные режимы регулирования.

Подчеркивается, что благодаря нормативному регулированию обеспечивается выражение социальных интересов, та степень сочетания публичного и част-

ного, которая способствует раскрытию творческих способностей человека, его гармоническому развитию и на этой основе раскрытию творческого потенциала общества. При этом выбор меры регламентации должен, по мнению автора, тщательно учитывать специфику страны и мировой опыт.

Основную часть своих творческих сил Ю. А. Тихомиров направил на исследование сферы публичного права.

В книге «Современное публичное право: монографический учебник» (2008) представлена современная авторская концепция публичного права, в системе которого выделены функции публичного права, публичные интересы (причем разграничиваются интересы в публичном и национальном праве), институты, способы публично-правового регулирования, динамика поведения в этой сфере. Публичное право определяется как «системно построенное нормативно-идеологическое образование со своими общими функциями, институтами и методами регулирования», получающее более конкретное выражение в отраслях права и правовых комплексах.

Многие годы Ю. А. Тихомиров посвятил исследованию правовых основ управления. В цикл работ по этой тематике входят книги «Управленческое решение» (1972), «Управление делами общества» (1984), «Управление на основе права» (2007) и другие издания, направленные на изучение системы и правового положения органов исполнительной власти, совершенствования правовых актов управления, способов обеспечения юридических режимов и законности в государственном управлении.

В числе важнейших функций процесса управления ученый называет организацию управляющей системы, выбор целей, прогнозирование, планирование, информацию, решение, организационную и массовую деятельность, контроль, оценку эффективности управления.

Исследуя тематику компетенции («Теория компетенции», 2005), Ю. А. Тихомиров подчеркивает, что проблема компетенции является очень сложной, так как не вполне понятно, у кого, какие права и средства для их реализации,

почему происходят нарушения в сфере распределения властных полномочий и каким образом можно урегулировать деятельность субъектов публичного права оптимальным образом. В самом общем виде компетенция определяется как законно возложенный на уполномоченного субъекта объем публичных дел. При этом к собственно компетенцион-ным элементам предлагается относить нормативно установленные цели, предметы ведения как юридически определенные сферы и объекты воздействия, властные полномочия как гарантированную законом меру принятия решений и совершения действий. Сопутствующим элементом является ответственность за неисполнение.

В этом отношении особый интерес вызывает идея ученого о формировании компетенции в корпоративных структурах, в определенной мере воспринимающих общие элементы компетенции. В рамках корпоративного управления определяются компетенция внутренних структур организации, права и обязанности должностных лиц, правила принятия решений и использования внутренней информации.

Большое внимание в своих исследованиях Ю. А. Тихомиров уделяет проблемам административного права и процесса. «Административное право и процесс: полный курс» (2005) — одна из фундаментальных работ ученого в этом направлении. В данном труде подчеркивается особенность отрасли административного права, заключающаяся в регулировании субъектно-объект-ных отношений двух видов: исключительные правовые отношения (порядок подготовки и принятия административных актов, административно-правовые режимы, статус и организация работы органов исполнительной власти и т. д.) и смежные отношения (совместное действие в процессе урегулирования этих отношений норм административного права и других отраслей права). При этом отрасль административного права разделяется на следующие подотрасли: нормативно-структурная (предмет административного права, сферы регулирования, принципы, нормы); органы

исполнительной власти; государственная служба; административно-правовые режимы; административный процесс и законность в управлении; организация государственного управления в сферах и отраслях.

Особое внимание ученый обращает на то, что «конституционный принцип приоритета прав и интересов человека является определяющим для деятельности всех государственных органов, организаций, учреждений и предприятий». Этому началу должны следовать все субъекты права в их экономической, социальной, политической деятельности или иных сферах жизни государства и общества.

Свой научный вклад Ю. А. Тихомиров внес в исследование проблемы, связанной с коллизиями в праве, чему посвящены две монографии: «Юридическая коллизия» (1994) и «Коллизионное право» (2000). Юридическая коллизия характеризуется ученым как противоречие между существующими правовыми актами и институтами, правопорядком, притязаниями и действиями по их изменению, признанию или отторжению, как классическое противоречие между «сущим» и «должным».

«Речь идет, во-первых, — поясняет ученый, — об оценке имеющихся законов и иных актов и документов, во-вторых, об отношении к закрепленным в праве государственным, общественным институтам, экономической системе, статусу граждан, в-третьих, о противоборстве интересов, отраженных в действующих правовых нормах и их реальном обеспечении, интересов граждан, должностных лиц, государственных органов, партий, общественных движений, выражаемых в иных государственно-правовых притязаниях и деятельности»2. Подчеркивается, что юридическая коллизия может проявляться в предметном плане двояким образом: с одной стороны, в собственно правовой сфере, когда ее предмет сугубо нормативен, — коллизия актов, различия в правопонимании, толковании,

2 Тихомиров Ю. А. Юридическая коллизия. М., 1994. С. 12.

расхождения в применении правовых норм; с другой — юридическая коллизия почти всегда присутствует в других противоречиях и конфликтах (межнациональные противоречия, споры в экономической, трудовой, социальной и иных сферах жизни общества).

Юридическое противоречие не является, как правило, саморазрешающимся источником развития в рамках той или иной правовой ситуации, спора. Разрешение противоречий, отмечает Ю. А. Тихомиров, связано с определенной правовой деятельностью полномочного органа или должностного лица, с изданием соответствующего акта.

Профессор Ю. А. Тихомиров считает, что необходимо установление четких критериев конституционности правовых актов, и утверждает, что соответствие этим критериям делает документ юридически корректным, «защищенным» конституционным признанием его свойств, связей. В случаях пренебрежения критериями конституционности столь же бесспорны дефектность, ущербность и недействительность подзаконного акта.

Предлагается следующий порядок предотвращения и устранения коллизий: признание коллизий в различных формах, прежде всего в законодательстве, определение участников отношений в рамках коллизионных процессов и т. д. При этом Ю. А. Тихомиров отмечает, что право признает юридические коллизии нежелательными и вводит условия противостояния им, например действие в рамках закона, соблюдение процедур, запреты и т. д.

Ученый приводит следующие аргументы в пользу целесообразности выделения коллизионного права в самостоятельную отрасль:

1) усложнение и дифференциация макро- и миниправовых систем придает бесспорную самодостаточность их межсистемно-правовым отношениям, включая совмещение регуляторов этих отношений;

2) конституционная формула «федеральное коллизионное право» является юридическим ориентиром и стимулом для формирования такой отрасли. Ее

наличие и использование в конституционных системах России, Германии, Австрии, Швейцарии и других стран служат весомым аргументом для решения данной задачи;

3) очевидно возникновение и развитие общих, типичных спорных ситуаций и способов их преодоления.

При этом подчеркивается, что признание коллизионного права ни в коей мере не ставит под сомнение традиционные отрасли права, а, напротив, придает новый импульс регулированию в данной сфере. Речь идет, во-первых, о важной роли общих принципов и институтов коллизионного права в обеспечении комплексного регулирования так называемых спорных правоотношений; во-вторых, традиционные отрасли получают дополнительные стимулы к расширению своих предметов, внутренних и внешних связей; в-третьих, обогащается системность регулирования за счет более органичного сочетания норм национального и международного права; в-четвертых, повышается эффективность регулирования за счет применения превентивных, наказатель-ных и восстановительных средств обеспечения правового порядка; в-пятых, используются режимы «легального перемещения» коллизий между сферами разных отраслей. При этом широкое понимание коллизионного права не означает «прощания» с традиционными коллизионными предписаниями в международном частном праве.

Коллизионное право, по мнению Ю. А. Тихомирова, представляет собой своеобразную комплексную супер-отрасль права, имеющую самостоятельный предмет, в рамках которого есть «исключительные» и «смежные» правоотношения, регулируемые конституционным, гражданским, административным, уголовным и трудовым правом. Наряду с этим коллизионное право регулирует спорные правоотношения в рамках национального права, в пределах сравнения национальных правовых систем, в рамках соотношения национального и международного права.

К особенностям коллизионного права согласно позиции ученого следует

отнести охват всех фаз развития коллизий и конфликтов, гибкое регулирование подвижных и сменяющих друг друга коллизионных ситуаций, распространенность на все сферы государственной жизни.

Принципы коллизионного права выражают то общее, устойчивое и сущностное, что характерно для правового регулирования в данной сфере спорных правоотношений. Выделяются четыре базовых принципа коллизионного права:

соответствие конституционным императивам применительно к разрешению коллизий в рамках национального права;

исполнение норм на основе принятых самообязательств — применительно к отношениям, регулируемым международным правом;

добровольное признание предпочтительного выбора норм в аспекте сравнительного правоведения;

уменьшение объема противоречий для достижения компромисса или согласия.

Эти принципы служат основой для построения системы понятий, а также применения более конкретных критериев выбора норм в коллизионных ситуациях.

Развитие коллизионного права имеет не только теоретико-прикладной смысл. Изучение приемов преодоления различных правовых конфликтов является ак-

^ 3

туальной задачей для многих граждан3. Интерес к коллизионному праву ученый сохраняет по сей день4.

Значительный вклад профессор Ю. А. Тихомиров внес в разработку проблем юридической техники, исследование юридико-технических вопросов в свете актуальных потребностей современной юридической науки и практики5.

3 См.: Тихомиров Ю. А. Коллизионное право. М., 2000. С. 33—42.

4 См.: Тихомиров Ю. А., Дворникова О. А, Егорова Н. Е. и др. Юридические приоритеты и коллизии в федеральном законодательстве // Журнал российского права. 2008. № 11.

5 Изучение юридической техники —

традиционное направление деятельно-

Автор не подвергает сомнению традиционное понимание законодательной техники как системы правил, предназначенных и используемых для подготовки текста закона. Однако ученый идет дальше и говорит о целевой задаче, «подчиненности» инструментов юридической техники познавательной деятельности. Имеется в виду «познавательно-личностное и нормативно-структурное формирование правового материала и текста документа»6. Детализируя свой подход к познавательной сущности юридической техники, Ю. А. Тихомиров выделяет такие ее составляющие, как познавательно-юридическая, нормативно-структурная, логическая, языковая, документально-техническая и процедурная7. Безусловно, каждый элемент, указывает автор, требует специального исследования.

Впервые в юридической науке поставлен вопрос о юридическом проектиро-

сти ИЗиСП (см., например: Брауде И. Л. Очерки законодательной техники. М., 1958; Он же. Избранное: Очерки законодательной техники. Некоторые вопросы системы советского права. М., 2010; Законодательная техника: науч.-практ. пособие / под ред. Ю. А. Тихомирова. М., 2000; Законотворчество в Российской Федерации: науч.-практ. и учеб. пособие / под ред. А. С. Пиголкина. М., 2000; Язык закона / под ред. А. С. Пиголкина. М., 1990; Юридическая техника: учеб. пособие по подготовке законопроектов и иных нормативных правовых актов органами исполнительной власти / под ред. Т. Я. Хаб-риевой, Н. А. Власенко. М., 2009).

6 Тихомиров Ю. А. О правилах законодательной техники // Журнал российского права. 1999. № 11. С. 111.

7 Там же. С. 111. Заметим, что и в последующих работах автор уделяет большое внимание познавательной стороне юридической техники (см., например: Законодательная техника / под ред. Ю. А. Тихомирова. М., 2000. С. 11—12; Тихомиров Ю. А. Юридическая техника — инструмент правотворчества и правоприменения // Юридическая техника. 2007. № 1. С. 12—13). Данный подход поддерживают и авторы издания «Док-тринальные основы юридической техники» (под ред. Н. А. Власенко, М., 2011).

вании. Традиционно ученые и практические работники обращают внимание на важное значение в правотворческой деятельности таких принципов, как научность и плановость. Ю. А. Тихомиров отмечает, что «в повестке дня формирование и использование механизма юридического проектирования, который сочетает два главных требования к правовому акту — его содержательность, обусловленную правильным отражением регулируемых общественных отношений, и строгое и четкое оформление текста с помощью правил юридической техники»8. Смысл положения — в том, что не следует буквально («зеркально») отражать общественные процессы в будущих законах и иных нормативных правовых актах, а нужно создавать юридические регуляторы, способные эффективно воздействовать на поведение субъектов права. Юридическая техника является ключом в решении задач юридического проектирования.

Юрий Александрович известен в юридическом мире также своими работами в области разработки концепции действия права, в том числе его при-менения9.

Используя идею о «вечном движении», он отказывается видеть только прямолинейное движение права, поскольку это сильно упрощает действительность, в том числе и правовую. Прямолинейное восхождение права не учитывает реальные тенденции его разви-тия10. Действительности соответствует циклический подход к развитию права,

8 Тихомиров Ю. А. Юридическое проектирование: критерии и ошибки // Российское правосудие. 2008. № 2. С. 3.

9 Подробнее об этом см.: Тихомиров Ю. А. Правовое регулирование: теория и практика. М., 2010. С. 315—350; Он же. Механизм правоприменения // Правоприменение: теория и практика / отв. ред. Ю. А. Тихомиров. М., 2008. С. 74—102; Он же. Правоприменение: от стихийности к системе // Журнал российского права. 2007. № 12. С. 27—36; Он же. Действие закона. М., 1992.

10 См.: Тихомиров Ю. А. Циклы правово-

го развития // Журнал российского права.

2008. № 10. С. 15.

позволяющий выразить разные грани и проявления права в «вечном движении», охватывающем всю жизнь права. Как отмечается, используемая концепция действия права отражает все этапы его возникновения и непрерывного осуществления. В правовом цикле схематично они выражаются так: осознание правовой потребности; формирование правовой идеи, концепции; определение предмета правового регулирования; разработка и принятие закона и иного правового акта; реализация права; контроль, анализ и оценка правовых результатов; корректировка действующих актов; изменение правовых взглядов, позиций и подходов; принятие новых законов11.

С долей условности эти циклы можно разделить на два: цикл «от модели к решению ситуации» (или «от правосознания к обществу») существует неразрывно с циклом обратной связи «от решения ситуации к модели» (или «от общества к правосознанию»). Оба цикла жизненно необходимы для права, поскольку именно так происходит его формирование, изменение, одним словом, развитие. Здесь правореализация и правоприменение играют роль обратной связи, исходящей от общества к правосознанию, где модели правового поведения проходят проверку на жизнеспособность.

Ю. А. Тихомиров вносит существенный вклад в разработку механизма правоприменения, включая в него следующие элементы12: развитие правосознания, правовых взглядов, использование и изменение правовых концепций и теорий — интеллектуального потенциала права; динамика правового поведения всех субъектов и деятельности органов и организаций (подвижность статусов, ролей субъектов); последовательное осуществление норм законов и актов высокой юридической силы в рамках иерархической пирамиды.

Ученым разработана авторская классификация способов воплощения юридических норм в реальное поведение

11 См.: Тихомиров Ю. А. Правоприменение: от стихийности к системе. С. 27.

12 Там же. С. 28.

и достижения результатов. Кроме классических режимов реализации права (использование права, исполнение обязанностей, соблюдение запретов) им вы-деляются13:

режим обеспечения участия государства и его органов в рамках их компетенции и установленных процедур в регулировании общественных отношений. В данном случае субъектами, порождающими правоотношения, выступают государственные органы, должностные лица и служащие, решения и акты которых призваны операционализиро-вать нормы законов и иных нормативных правовых актов и «привязать» их к конкретным лицам, ситуациям и событиям;

режим саморегулирования, означающий самостоятельное регулирование субъектом права своего поведения и деятельности. Законодательство создает для этого необходимые условия и гарантии в виде институтов прямой демократии, местного самоуправления, ассоциативных объединений работников и т. п. Свободное принятие решений, определение целей и курсов деятельности на основе своих интересов, самоконтроль, самоответственность за добровольно принятые решения (самообязательства) требуют активных и содержательных действий;

режим правоприменения вне правоотношений, когда общие цели и принципы права позволяют субъектам действовать без конкретных норм. Они опираются на неправовые регуляторы — традиции, деловые обычаи, нормы нравственности, корпоративные правила, которые признаются и поддерживаются правом, но не всегда требуют «правовой оболочки».

В числе актуальных научно-практических интересов Ю. А. Тихомирова находятся проблемы организации правового мониторинга14. Мониторинг

13 Там же. С. 28—29.

14 См., например: Тихомиров Ю. А. Рекомендации по проведению мониторинга дей-

ствия закона // Законодательство и экономика. 2008. № 6; Правовой мониторинг: науч.-практ. пособие / под ред. Ю. А. Ти-

признается одним из важнейших инструментов выявления недостатков правового регулирования, повышения качества правотворческой и правоприменительной деятельности.

На протяжении нескольких лет приоритетными направлениями исследования являются вопросы борьбы с корруп-цией15. В частности, ученый подчеркивает, что индикаторы коррупциогенности следует детализировать применительно к нормативным и ненормативным актам, особенно в части их соотношения между собой, а также к актам региональных и муниципальных органов. При этом проведение аналитической работы на этапе подготовки правового акта необходимо сочетать с анализом его возможной коррупциогенности во время реализации.

Отдельная страница научного творчества Ю. А. Тихомирова посвящена исследованию проблем сравнительного правоведения. Его перу принадлежит одна из первых отечественных книг, систематизирующих знания в этой области права, — «Курс сравнительного правоведения» (1996). Характеристика природы, целей, объектов и методов сравнительного правоведения сочетается с рассмотрением общих и специфических моментов в разных правовых образованиях: правовых семьях, межгосударственных объединениях, национальных правовых системах, отраслях права и т. д. Свою позицию ученый объясняет так: «Законодательство и правовую систему нельзя рассматривать вне

хомирова, Д. Б. Горохова. М., 2009; Тихомиров Ю. А, Павлушкин А. В., Горохов Д. Б. и др. Об организации и проведении правового мониторинга // Журнал российского права. 2010. № 6.

15 См.: Тихомиров Ю. А., Трикоз Е. Н. Право против коррупции // Журнал российского права. 2007. № 5; Тихомиров Ю. А. Практические аспекты осуществления антикоррупционного анализа и оценки реализации правовых актов // Журнал российского права. 2009. № 10; Правовые акты: антикоррупционный анализ: науч.-практ. пособие / отв. ред. В. Н. Найденко, Ю. А. Тихомиров, Т. Я. Хабриева. М., 2010.

их связи с динамичными правовыми системами межгосударственных объединений и особенно с международным правом. Такой «правовой треугольник» служит общим правовым пространством, на котором взаимодействуют и сосуществуют разные нормативно-правовые массивы»16. Все это свидетельствует не только о глубине, но и об оригинальности подхода к научной материи сравнительного правоведения.

На современном этапе особое значение имеет сопоставление правовых систем в межгосударственных объединениях. Несмотря на их возрастающее влияние на международное и национальное право, право межгосударственных объединений остается terra incognita для юридической науки. Как подчеркивает Ю. А. Тихомиров, право межгосударственных объединений представляет собой сложнейший правовой комплекс, включающий несколько слоев: право институтов межгосударственных объединений, сочетающее в себе акты и нормы разной юридической силы; национальное законодательство государств — участников объединений; договорный массив, охватывающий двусторонние и многосторонние отношения государств; общие международно-правовые принципы и нормы; и др.17

В связи с тем что современные государства являются участниками многих межгосударственных союзов, на первый план выходят вопросы предотвращения и разрешения различного рода юридических коллизий. Один из лучших способов решения конфликтов — их предотвращение. В юридической сфере это достигается посредством сближения национальных законодательств, которое направлено на преодоление правовых различий, выработку общих, совместных или единых юридических правил, и, таким образом, на «недопущение» правовой коллизии.

16 Тихомиров Ю. А. Сравнительное правоведение: развитие концепций и общественной практики // Журнал российского права. 2006. № 6.

17 См.: Тихомиров Ю. А. Курс сравнитель-

ного правоведения. М., 1996. С. 141.

Юрий Александрович является автором идеи модельного правотворчества в отечественной юриспруденции. Ученый подчеркивает, что модельные законы наделены уникальным свойством быть своеобразным «мостом» между нормами международного и внутреннего права, «вплетаться» в ткань нормативных систем. Модельные законы непосредственно «впитывают» в себя принципы, нормы международного права, «переводя» их в национальные законодательные акты. Несмотря на сложности модельного регулирования (например, в процессе трансформации модельного акта в национальное законодательство он нередко деформируется), модельное правотворчество следует активно использовать при совершенствовании национального законодательства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сравнительное правоведение в глобальном мире актуально как никогда, и на это ученый постоянно указывает в своих работах. Национальные правовые системы развиваются во все большей взаимосвязи между собой, при этом такое сотрудничество и взаимообмен происходят по разным направлениям: наблюдается взаимопроникновение правовых теорий, учений и взглядов, интенсивный обмен правовой информацией, принятие согласованных или сходных актов и норм. Таким образом, в фокусе исследований Ю. А. Тихомирова находятся не отдельные фрагменты правового мира, а целостная картина, складывающаяся из «устойчивого и закономерного, противоречивого и случай-ного»18.

Интереснейший правовой феномен, впервые подмеченный автором, — «кочующие» правовые семьи. Появление такой самостоятельной правовой семьи объясняется прежде всего тесным взаимовлиянием правовых семей, переплетением их звеньев, а также элементов других правовых образований. В настоящее время ускоренное и масштабное передвижение людей, национальных групп по территориям многих государств со-

18 Тихомиров Ю. А. Сравнительное правоведение: развитие концепций и общественной практики.

провождается привнесением в национальную правовую систему государства, где они проживают, новых элементов. Таким образом, носители и представители «кочующих» правовых семей, сохраняя связи со своей национальной правовой культурой, переносят ее и на территорию того государства, где проживают, работают, учатся и т. д.19 Правовые культуры, не похожие друг на друга, могут мирно уживаться на одной территории, но случаются и конфликты, и это еще одна актуальная область исследований современного сравнительного правоведения, международного права и других неправовых наук, например конфликтологии, социальной психологии.

Центральная проблема сравнительного правоведения — дискуссия о его правовой природе. По мнению Ю. А. Тихомирова, сравнительное правоведение представляет собой расширяющуюся область научного юридического знания, теоретико-методологическую дисциплину в системе права20. Сравнительное правоведение не следует сводить лишь к сравнительному методу юридического анализа21, поскольку оно имеет свои предмет и методологию, и это является одним из главных оснований для причисления сравнительного правоведения к разряду юридических наук. Ученый высказывает идею о том, что сравнительное правоведение «созрело» до такого уровня своего развития, что настало время включать его в классификацию юридических наук в рамках теории права22.

Важнейшими в арсенале научных исследований Ю. А. Тихомирова являются фундаментальные концептуальные разработки, предполагающие новые научно-обоснованные подходы к формированию законодательной по-

19 См.: Тихомиров Ю. А. Курс сравнительного правоведения. С. 139—140.

20 См.: Тихомиров Ю. А. Сравнительное правоведение: развитие концепций и общественной практики.

21 См.: Тихомиров Ю. А. Курс сравнительного правоведения. С. 30—31.

22 См: Тихомиров Ю. А. Сравнительное правоведение: развитие концепций и общественной практики.

литики в стране. Юрий Александрович является одним из неизменных авторов пяти изданий общеинститутской книги «Концепции развития российского законодательства». В авторских концепциях нашли выражение научные взгляды ученого, отражены его позиции по вопросам структуры законодательства, факторной основы его развития, предмета законодательного регулирования, пределов и сферы действия закона.

Особое внимание уделяется проблеме влияния правоприменительной практики на процесс законотворчества и развитие законодательства. Согласно выводам ученого, каналами такого влияния в современных условиях могут быть определение новой правовой потребности, установление эффективности деятельности субъектов правоприменения, повышение правовой культуры граждан, изменение способов ресурсного обеспечения законов, проведение корректировки действующего законодательства.

Ю. А. Тихомиров является талантливым организатором науки. Под его руководством успешно действуют разнообразные рабочие группы по решению актуальных исследовательских задач развития права и управления; проводятся конференции, школы молодых ученых, региональные исследования; осуществляется подготовка и редактирование коллективных научных работ; ведутся крупные разработки в рамках целевых комплексных программ; осуществляется внедрение научно-практических рекомендаций в законотворческую и правоприменительную практику.

Неоспорима заслуга Ю. А. Тихомирова в организации работы по изучению проблем регионального законодательства, включающей совершенствование нормативной базы правотворческой деятельности субъектов РФ, научное обоснование региональных программ законотворчества, преодоление коллизий и юридических противоречий в региональном законодательстве. С его участием сделаны важные шаги в решении проблемы оптимизации механизма взаимодействия Рос-

сийской Федерации и субъектов РФ в осуществлении правотворческой деятельности. Одним из первых Ю. А. Тихомиров обосновал необходимость разработки типологии согласительных процедур с субъектами Федерации для разрешения разногласий, возникающих в сфере совместного правотворчества.

Под руководством ученого были проведены конкретно-социологические исследования состояния законодательства и правоприменительной практики в отдельных регионах (Калужская, Тверская, Орловская, Воронежская, Тульская, Нижегородская, Вологодская области и др.), обобщен положительный опыт правового регулирования в них. Итогом такой работы стало подготовленное Институтом в 2011 г. научное издание «Правовые исследования в регионах (методология и опыт проведения)».

Ю. А. Тихомиров — ответственный редактор многочисленных научных изданий. Только за последние десять лет им организована подготовка ряда коллективных работ, среди которых «Законодательная техника» (2000); «Законодательство России в XXI веке» (2002); «Глобализация и развитие законодательства» (2004); «Публичные и частные интересы в российском законодательстве» (2005); «Влияние международного права на национальное законодательство» (2007); «Публичные услуги и право» (2007); «Централизация и децентрализация правового регулирования» (2009); «Правовой мониторинг» (2009). Под редакцией Ю. А. Тихомирова опубликовано свыше 50 коллективных монографий, научно-практических пособий, сборников, комментариев к законодательству.

Свои глубокие научные знания и опыт ученый успешно применяет в практической деятельности. Свидетельство тому — его работа в составе консультативных комиссий и экспертных советов при Президенте РФ, палатах Федерального Собрания РФ, Министерстве юстиции РФ, Верховном Суде РФ, Высшем Арбитражном Суде РФ, Генеральной прокуратуре РФ и др. На протяжении многих лет он руководит разработкой

аналитических материалов и предложений для государственных структур, в том числе в связи с проводимыми в стране федеральной, судебной и административной реформами.

Во многом благодаря Ю. А. Тихомирову создан солидный научный задел в разработке методических и рекомендательных материалов, касающихся разных аспектов правотворческой и правоприменительной деятельности. Значительным является его вклад в создание модельных рекомендательных актов. Разработка такого рода актов и предоставление возможности их использования в качестве типовых образцов нормативного правового регулирования послужили важным средством гармонизации внутрифедеральных отношений, а также отношений между государствами — участниками СНГ.

При непосредственном участии Ю. А. Тихомирова проводилась подготовка ряда проектов законодательных актов «Об общих принципах местного самоуправления», «О Правительстве Российской Федерации», «О процедурах разрешения разногласий и споров между государственными органами в Российской Федерации» и др. Большой вклад он внесен в организацию концептуальной проработки инициируемого Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ проекта федерального закона о нормативных правовых актах, который в развитие положений Конституции РФ о правовой системе призван ввести стабильные основы классификации нормативных правовых актов, обеспечить правильное соотношение актов, издаваемых разными правотворческими органами, закрепить четкие критерии их разграничения.

Научно-исследовательскую деятельность Ю. А. Тихомиров совмещает с под-

готовкой научных кадров. Он является требовательным и внимательным наставником молодых специалистов, щедро делясь с ними своей эрудицией, научными идеями. Особое внимание Юрий Александрович уделяет организации тематических семинаров для обучающихся в Институте аспирантов и соискателей, проведению с их участием научно-практических конференций и подготовке сборников научных работ, организации их научного общения в рамках школы молодых ученых.

В течение многих лет Юрий Александрович преподает в Государственном университете — Высшей школе экономики, Международном университете, Российском государственном гуманитарном университете; ведет занятия в центрах повышения квалификации работников и руководящего состава государственных и муниципальных органов власти, хозяйственных структур.

Он также является членом редколлегий журналов «Журнал российского права», «Государство и право», «Правоведение» и др.; возглавляет секцию права Центрального дома ученых; работает в составе ряда ученых и диссертационных советов; имеет государственные — Орден Почета (2001 г.), Орден Дружбы (2005 г.) и почетные награды, многочисленные благодарности государственных и общественных органов и организаций за вклад в исследование актуальных проблем юридической науки и практики.

В заключение хотелось бы еще раз отметить истинный талант выдающегося российского правоведа Юрия Александровича Тихомирова — талант Ученого и пожелать юбиляру неиссякаемых творческих сил и дальнейших успешных решений актуальных проблем современной юриспруденции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.